Патриарх Алексий II: «Началось вымирание нашего народа»

Россия – мировой лидер по истреблению собственных неродившихся детей

"Святейший
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Фото - Патриархия.Ru
Тема, на которую Патриарх Московский и всея Руси Алексий II согласился побеседовать с корреспондентами «МН», настолько же интимна, насколько и актуальна: демографический кризис. Речь идет о позиции церкви по отношению к внебрачным связям, абортам и разводам, правам родителей и детей. По убеждению патриарха, каждый нерожденный ребенок имеет право на жизнь, а рожденный – на полноценную семью, любящих родителей и достойное образование.

Обычно патриарх не дает печатным СМИ интервью, как говорится, напрямую. Это происходит через его референтов. Исключение – радио и ТВ, где личное участие необходимо.

Это все понимают и принимают. График главы Русской Православной Церкви расписан на полгода вперед по минутам: ежедневные богослужения, многочисленные поездки по стране, встречи с послами, министрами, президентами.

Но нам удалось побеседовать с Его Святейшеством лично. Встреча состоялась в патриаршей резиденции в Чистом переулке. Алексий II вышел к нам без всяких церемоний, тепло поприветствовал и с мягкой улыбкой пригласил присесть за стол, в зале, в которой он обычно и принимает высоких гостей.

– Ваше Святейшество, президент Путин видит выход из демографического кризиса в эффективной миграционной политике, снижении смертности и повышении рождаемости. Какие пути решения проблемы видит Церковь?

– Разрешение проблем демографии в последнее время объявлено задачей государственной важности, и с этим трудно не согласиться. Издревле дети считались благословением Божиим, а бездетность – проклятием. В 2004 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял особое обращение по вопросам демографии. В нем говорится, что сегодняшняя демографическая ситуация обусловлена не только экономическими, но прежде всего духовными причинами. Поэтому выход нужно искать в сохранении и возрождении святости семейной жизни. Добрачные и внебрачные половые связи, аборты, усиленная пропаганда контрацепции в целях «защиты» от болезней, и «планирование семьи», которое заключается в отказе от рождения детей, – все это ведет не только к уменьшению численности населения страны, но и к его нравственной деградации, стимулирует демографический кризис, подрывает семейное счастье многих поколений.

Количество совершенных в последнее десятилетие абортов ужасает. Столь легкое отношение к жизни, которое еще и культивируется некоторыми организациями, ставит под угрозу будущее нашего Отечества. Мы дожили до страшного времени, когда началось вымирание нашего народа.

Государство и общество должны поддерживать семью не только экономически, что тоже очень важно, но и морально. Иметь много детей должно быть престижно. Отец и мать, достойно воспитавшие множество чад, должны пользоваться особым уважением и участливым вниманием.

– Общество, пусть не так яростно, как раньше, но осуждает женщин, родивших детей вне брака. Как относится Церковь к подобному положению вещей?

– Нужно приветствовать женщину, которая решилась одна родить и воспитать ребенка, всячески ей помогать, оберегать от косых взглядов и осуждения толпы. В наше время это героизм. Особенно если учесть, что многие весьма благополучные женщины и вовсе отказываются рожать детей, считая их ненужным бременем. Что до мужчин, которые подстрекают женщин к аборту или бросают их с детьми, то Церковь их осуждает, как и общество. За поступки, которые мы совершаем, мы рано или поздно обязательно ответим. Господь долго терпит, но больно бьет.

– Возможно ли «отмолить» аборт, снять с души этот грех?

– Искусственный аборт рассматривается всеми религиями мира как убийство. Святитель Василий Великий говорил: «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод, подлежит осуждению смертоубийства». Церковь никогда, ни при каких обстоятельствах не может дать благословения на аборт.

В равной степени в убийстве нерожденного ребенка виновны врачи, совершающие эту операцию и назначающие абортивные средства, доброхоты, подталкивающие к избавлению от ребенка, и те, кто выступает за свободу абортов, производит и продает абортивные средства. Также ответственность за убийство нерожденных младенцев лежит на муже (мужчине), который не препятствует совершению аборта женой. Тяжесть этого греха не различается в зависимости от срока беременности и является тяжким преступлением против Бога и человеческой жизни.

Но Господь милостив и дает нам возможность очиститься. Каждый грех, в том числе и этот, можно отмолить своей жизнью, искренним раскаянием и покаянием. Но нельзя, чтобы после этого женщина шла и, как говорится, с чистой душой совершала подобное снова и снова.

– Часто жизнь бывает несправедлива: те, кто страстно желает иметь детей, физически этого не могут. Отчаявшись, многие родители решаются на «суррогатное» материнство, обращаются в центры репродукции человека. Может ли Церковь благословить бездетную пару на искусственное оплодотворение?

– Конечно, Церковь не приветствует подобные вещи, но сегодня она относится к этому терпимо. Сейчас очень много больной молодежи, это я вижу в монастырях, куда приходят и где остаются молодые люди. Молодежь нездорова в силу разных причин, и мы не можем не поддержать их желания создать полноценную семью.

Если плод вынашивается матерью естественным путем и весь процесс не противоречит законам природы – с этим нужно мириться. Хотя такие операции не только весьма дороги, но и далеко не безопасны как для здоровья матери, так и для здоровья будущего малыша. Но есть и другой путь, менее радикальный, но более надежный и правильный. Можно усыновить ребенка, и он принесет не только счастье в дом, но и уверенность в завтрашнем дне, заполнит существующую пустоту и даст осознание, что вы не одни, а главное, не останетесь одни в будущем.

Сейчас в России нарушен институт семьи. Детские дома переполнены сиротами и беспризорниками, причем у многих живы родители. Когда я посещаю приюты, то с содроганием слушаю рассказы детей, как они бежали из дома, скитались, голодали, через что многим пришлось пройти. Это совершенно здоровые, красивые ребята, которые мечтают только об одном – иметь родителей.

– Какой же должна быть настоящая семья?

– «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог», – говорит апостол Павел, и православная духовная традиция дает развернутое толкование этих слов. Семья в православном понимании – это не «взаимовыгодное партнерство», а прежде всего единство во Христе, союз, благословенный Господом для жизни в любви и совместного преодоления испытаний. Высокое значение брака подчеркивается присутствием Господа Иисуса Христа на свадьбе в Кане Галилейской. Брак есть служение Богу, подвиг, ради которого человек жертвует своим «я» для блага супруга и чад. Только в браке по-настоящему возможно воспитание детей.

– Молодежь сегодня довольно рано начинает совместную жизнь, не регистрируя своих отношений. Как на подобные союзы смотрит Церковь?

– Христианский брак исключает добрачные и внебрачные половые связи – его основанием, среди прочего, является безусловная верность друг другу.

– А как Церковь относится к бракам, заключенным в ЗАГСах? Действительно ли они считаются греховными?

– Православная Церковь признает гражданские браки. Но с точки зрения Церкви, их не коснулось благословение Божие, что происходит во время таинства венчания. Там есть проникновенная молитва о деторождении, трогательная молитва о наших родителях, благословение которых считается залогом прочного и счастливого брака: «Помяни Боже и воспитавшие их родители: зане молитвы родителей утверждают основания домов».

– Бытует мнение, что в православной традиции роли мужа и жены четко распределены. Мужчина – глава семьи, добытчик и, как говорится, «имеет право», а участь женщины быть кроткой, послушной домохозяйкой, и у нее есть только обязанности. Так ли это?

– Конечно это не так. Как мужчине, так и женщине принадлежит особая роль в браке. Это не значит, что один из супругов может неуважительно относиться к другому, принуждать его к чему-либо. Должно быть согласие, которое скрепляет брачный союз. Если супруги, как призывал людей апостол Павел, «добровольно носят бремена друг друга», – это создает почву для искреннего мира в семье.

Наверное, не стоит вмешиваться в семейную жизнь, утверждая список обязанностей мужа и жены, ведь если люди живут «в любви в союзе мира», освященном церковным таинством, то Бог даст им силы преодолеть трудности семейной жизни. Под сенью же храма всегда можно найти поддержку в этом нелегком подвиге.

– Среди молодежи сейчас стало модно венчаться, при этом они не задумываются об истинном смысле таинства. Многие после обряда довольно быстро расходятся. Как на это смотрит Церковь?

– Я понимаю молодых людей, которые стремятся пройти обряд, ведь помимо духовного смысла это еще очень красивая церемония. Молодожены хотят, чтобы осталась память. Но когда пара приходит в храм, им рассказывают о том, что брак должен быть единственный и на всю жизнь. Они должны подготовить себя, поститься, исповедоваться, причаститься и пройти таинство, все хорошо обдумав.

– Если пара все же распалась, как можно «развенчаться»?

– В патриархию пишется письмо с просьбой о снятии венца. Если это по обоюдному желанию, то пара получает благословение на расторжение церковного брака. Также венец снимается с вдов или вдовцов. В ситуациях если один супруг был неверен другому и кто-то из них просит развод, на совершение повторного обряда венчания нужно отдельное благословение: его, если посчитает возможным, может дать священник церкви, в которой пара решила обвенчаться.

– Сейчас много говорится о необходимости духовно-нравственного возрождения общества. Что предлагает Церковь для сохранения национальных традиций?

– Основой возрождения является заложенное Богом в душу человека нравственное чувство, которое предполагает прежде всего любовь к Богу и ближнему. Важным свидетельством духовного обновления общества является готовность некоторых его членов на подвиг ради веры, и таких примеров известно нашей Церкви множество. Зримым проявлением духовного возрождения является восстановление и строительство храмов и монастырей, развитие церковно-приходской жизни. В храмах все больше молодежи и людей среднего возраста: пожилые женщины, на которых выстояла наша Церковь в советские годы, сейчас становятся меньшинством на церковных праздниках и богослужениях. Все больше молодых семей с детьми. Небывалого расцвета достигла издательская и информационная деятельность Церкви. Сегодня издается столько книг и периодических изданий, сколько не издавалось до революции, не говоря о радио, телевидении и интернете.

Впрочем, возрождение народа не сможет продолжаться, если молодое поколение будет лишено знаний о своих духовных корнях, которые находятся в православии. Поэтому мы выступаем за введение на добровольной основе, но в сетке часов культурологического курса («Основы православной культуры») в школе.

– Противники этого предмета упирают на то, что навязывать религию через государственную школу недопустимо.

– Надуманность аргументов «против» становится все более очевидной. Духовные традиции, бережно хранимые Церковью, – это существенная часть наших традиций вообще. Общество, отказавшееся от духовных традиций или лишенное их насильственно, лишено будущего. К сожалению, далеко не все считают духовный мир чем-то необходимым, находясь в плену у своих страстей и придерживаясь культа вседозволенности. Таковых постигнет сильное разочарование и в этой жизни, и в будущей. Но наша Церковь готова протянуть им спасающую руку.

На самом деле «Основы православной культуры» и другие подобные предметы уже преподаются во многих регионах страны. Это делается по желанию педагогов, родителей, самих учащихся. Нигде это не привело к межрелигиозным и межнациональным конфликтам, которыми нас пугают противники преподавания в школе положительных знаний об одной из религий. Никаких негативных последствий не породило и преподавание в ряде регионов ислама, а в национальных школах – того же ислама и иудаизма.

Мое глубокое убеждение – каждый человек должен знать историю культуры своей страны, а вся наша история основана на православии. Надеюсь, государство даст этой практике гарантированное право на жизнь во всех регионах России. Конечно, современнику следует знать что-то обо всех религиях, традиционно представленных в стране. Такие знания могут преподаваться и в виде отдельного предмета, но прежде всего – в рамках курсов истории, литературы, обществознания. В любом случае подобное обучение не должно исключать углубленного постижения культуры именно своей религии. Ведь родители имеют право на то, чтобы их дети получали образование в согласии с теми убеждениями, которых придерживаются в семье.

Главное же – школа не должна уклоняться от нравственного воспитания, в том числе основанного на религиозной этике. Мало знать сухие исторические факты или иметь представление о памятниках культуры. Детям нужно напомнить, как традиционные религии относятся к разводам и супружеской неверности, к национальной вражде и терроризму, к пьянству и наркотикам.

– Ваше Святейшество, как бы вы могли напутствовать читателей «МН»?

– Один из праведников, Серафим Саровский, сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя». Я думаю, каждый на своем опыте знает, если у нас спокойно на душе, это распространяется на окружающих, и наоборот. Начиная создавать мир в своей душе и делиться этим, мы сохраняем сохраняющее нас. Да пребудет с вами Господь!

Беседовала Екатерина Рожаева

Справка

Ужасающую статистику привел руководитель Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН, главный акушер-гинеколог России Владимир Кулаков. В России ежегодно делается 1,7 миллиона абортов – это официальная цифра. По неофициальным данным – до 6 миллионов. По количеству абортов в мире Россия лидер – 70 %! Позади остались перенаселенные Индия и Китай. В 2004 году число абортов превысило число родов: было зарегистрировано 1,6 миллиона абортов и 1,5 миллиона рождений. От 10 до 15 % абортов дают различные осложнения. После прерывания беременности 7–8 % женщин становятся бесплодными. Сейчас в России 78 миллионов женского населения. Репродуктивного возраста (от 15 до 49 лет) – 39,1 миллиона. Из них 30 % страдают гормональными нарушениями и гинекологическими проблемами – различные осложнения после венерических заболеваний. До 200 тысяч беременных не могут выносить ребенка до срока. На данный момент 10 миллионов граждан России бесплодны. Из них 4 миллиона мужчин репродуктивного возраста. Печальный итог – 15 % семейных пар не могут иметь детей. Число бесплодных россиянок ежегодно увеличивается на 200–250 тысяч человек.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×