Православный календарьПравославный календарь
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.

Объявление нелюбви

Мария Свешникова. Фото Анны Гальпериной Мария Свешникова. Фото Анны Гальпериной
Сначала появилось объявление. Оно, конечно, было далеко не первым из обсуждаемых в социальных сетях. Анализировался, правда, все больше прейскурант, а не содержательная часть: мало кого смущала формулировка «групповое венчание», в крайнем случае, ее находили забавной. С другой стороны, в наших храмах, приходах такое количество всевозможных объявлений самого разного толка, что подобные мелочи проскальзывают незаметно.

«Мелочь» была бы забыта, но вчера вечером я оказалась в неожиданной пробке, запертая в маршрутке посреди Минки. От веселеньких пассажиров отгородилась плеером, достала телефон, но батарейка села быстрее, чем мы тронулись. Пришлось думать. Мысли хаотично метались от одной темы к другой, пока не затихли, не успокоились на объявлениях: подсознательным поводом стал распечатанный на листе А4 приказ «на сиденья не вставать».

Добравшись до дома, открыла Яндекс, чтобы убедиться в собственных догадках. Набрав «объявления в церкви», обнаружила, что поисковик предлагает… 72 тысячи картинок. Ну, положим, их не набралось и пары тысяч, но несколько десятков фотографий вышло впечатляющих. Из них я узнала, что мне непрерывно что-либо запрещается: вход в нетрезвом виде, мужчинам в шапках, женщинам в мужской одежде и обнаженном виде, фото- и видеосъемка, обменивать купленную литературу, подавать деньги нищим, подбрасывать котят и щенков, приносить с собой свечи и ставить их перед иконами, использовать православные газеты в туалете, продавать свечи колдунам, магам и психотерапевтам и… сидеть на надгробиях. Понятно дело, что все эти предписания были сочинены тем, кто руководствовался лишь заботой обо мне — прихожанине.

Отмечу также, что когда я занялась самообразованием в этой сфере, мне повезло значительно расширить и углубить известные доселе ограничения — кого не крестят, не венчают и не отпевают. Новый перечень запретов «от йогов и раскольников до католиков» внушил искреннее уважение к составителям: кому-то понадобилось немало упорства и фантазии, чтобы собрать в один список столько неподходящих нам, православным, по признаку недостоинства своего (думаю, что скорее всего эта фотка — фейк).

Я, кстати, не буду использовать очевидный довод о том, что ни в одной стране мира, ни в одном храме, начиная с наших, православных, мне не встретилось объявлений такого рода и стиля. Что в самом крайнем случае, если он (храм) по совместительству является еще и культурологической единицей, при входе висит обычный плакат с понятными каждому его посетителями ограничительными пиктограммами. Этого, да чрезвычайно вежливого дежурного бывает достаточно, чтобы нормы поведения неукоснительно соблюдались.

Мы давно и прочно привыкли к разговору в приказных интонациях. В Загсе, роддоме, школе, поликлинике — в любом госучреждении, работающем с населением и призванном облегчать ему жизнь, в красном углу всегда висит самый полный перечень того, на что, граждане, не имеем права и что мы обязаны делать. Мы всю жизнь ездим в метро, где на дверях состава «не прислоняться», а перечень инструкций по использованию самого народного транспорта начинается со слова «запрещается». То же касается и всех остальных общественных средств передвижения.

Список растет, ширится, умножается… до такой степени, что нормальный человек попросту перестает обращать внимания на окрики, запреты, указания, приказы. Он прислоняется к тем самым дверям, не выключает мобильный телефон даже из чувства самосохранения в самолете или из уважения к артистам в театре. Глядя на плакат «Стой!», он гордится возможностью спрыгнуть с платформы и перебежать под носом у «Сапсана», а в магазине, рискуя сломать ногу, двинется прямо на табличку «Опасно! Мокрый пол!». Что уж скромничать, я и себя причисляю к категории «нормальных». Периодически.

Напомню, мы так давно и прочно привыкли к разговору в приказных интонациях и жестких приказах, что не замечаем того, как начинаем сами использовать те же средства общения — в церкви. И приказы, распоряжения, запреты — символы равнодушия, объявления нелюбви к людям (то есть к самим себе) заполоняют наши приходы. А те, к кому они обращены, — покидают храмы.

С другой стороны, согражданам-прихожанам действительно приходится регулярно напоминать о том, что в храме надо вести себя достойно. И, если нет пиктограмм, как же им об этом сообщить? Придется найти слова, чтобы люди почувствовали: с ними разговаривают, а не указывают на их недостоинство. Факультативно приветствуется и наличие юмора, как в забавном объявлении: «Звенящие в храме мобильные телефоны будут погружаться в святую воду». Достойный вариант — использовать соответствующие изречения из Святых Отцов. Или припомнить истории, описанные в патериках — назидательные, но часто наполненные юмором. И — так хотелось бы, чтобы «запреты» были написаны с любовью к тем, кто их читает.

    

    

    

Объявления в Ионинском монастыре Киева:

    

    

Мария Свешникова

Источник: Православие и мир

10 сентября 2013 г.

Рейтинг: 1.9 Голосов: 6 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Марина 4 декабря 2013, 13:06
"И приказы, распоряжения, запреты — символы равнодушия, объявления нелюбви к людям (то есть к самим себе) заполоняют наши приходы. А те, к кому они обращены, — покидают храмы".
Такое ощущение, что статью писал 12 летний ребенок! Неумная детская статья ни о чем. Неужели автору не жаль тратить время на такие занятия. Увидели объявление в храме, обиделись и ушли. Смешно и грустно читать такие статьи на данном сайте.
Лара13 сентября 2013, 10:22
Статья помогла мне понять одну карикатуру из ж-ла "Крокодил": изображена яма (ремонтные работы), она заставлена немыслимым количеством табличек, в т.ч. с глубочайшими извинениями на английском. От ямы отскакивает зарубежный гражданин в патетической позе, весь в слезах, его перст указует на таблички и все существо гражданина вопиет: "ах! меня обидели!"... я-то думала, что шутка в количестве табличек, в нашей-то глухомани необразованной поставят знак с копающим человечком и ограничение скорости - и все! А оказывается смысл не в этом: сколько табличек не поставь, гражданин все-равно рыдает.

И со свечами тоже: сказано - не приносите. Так трудно исполнить? Нет, мы будем доказывать обратное, а не докажем - устроим скандал, а не поможет - напишем в газету, обличим как следует... Подчиниться?! Без тысячи реверансов? Никогда!
Лариса11 сентября 2013, 15:02
/...а в магазине, рискуя сломать ногу, двинется прямо на табличку «Опасно! Мокрый пол!». Что уж скромничать, я и себя причисляю к категории «нормальных». Периодически./

При мне человек случайно поскользнулся на мокром полу в супер-маркете и повредил руку. Никогда не думала, что кому-то хочется пережить такое же намеренно.
Лариса11 сентября 2013, 12:58
И это всё? Автор нашла вопиющую проблему, что литературу нужно возвращать на место? Или что по Церковному Уставу свечи возжигаются в том храме, в котором они приобретены?

Да, действительно есть объявления малограмотные, но не все на этой грешной земле изучали логику и право в ВУЗе. Или, если желаете по изречениям святых отцев: "Всем известно, что во всех науках и во всех искусствах, занимающиеся ими имеют различные степени знания и различные намерения; ибо не у всех все бывает в совершенстве по скудости тщания или по недостатку естественных сил" (прп.Иоанн Лествичник, Лествица, ст.27, сл.29).

Раз уж Вашу статью, ув.Мария Свешникова, разместили здесь, то потерпите критику: данная публицистика больше подходит для форума в разделе "юмор".

Сергей11 сентября 2013, 12:00
Раньше, приходя в храм на службу, я постоянно отвлекался мыслями о том, что рядом со мной стоящие люди о чем-то бубнят, судачат, что-то делают, совершенно не связанное со службой, и зачастую меня больше занимал вопрос - зачем они здесь? По истечении некоторого времени я стал понимать, что и сам больше уподобляюсь тому, что не присутствую на службе сердцем, умом и душой. Пришлось пересмотреть все свое отношение к подобному восприятию полагаясь на то, что в храм я прихожу ко Господу и языком службы общаюсь с Ним и ничего другого существовать для меня не должно. Через какое-то время я перестал замечать вокруг себя людей и перестал слышать посторонние звуки. Видимо поэтому я не вижу никаких объявлений приходя в храм и уходя из него. То что опубликовано Марией Свешниковой, это конечно больше говорит о благоразумии тех, кто создавал подобные объявления. Но видимо наличие подобных объявлений, это снова Божий промысл, в котором заложено терпение и смирение с одной стороны и пребывание с Господом в самом себе с другой стороны. На протяжении всего рода человеческого присутствовала и "шелуха" и "грязь" и прочие, и очищение рода человеческого, равно как и общества, если сузить границы, происходило от степени пребывания человека в Боге.
Наталия11 сентября 2013, 11:38
А меня ничего не раздражает. Ни в церкви, ни в мирском учреждении. Большинство из этих объявлений продиктованы банальной техникой безопасности. И обижаться на них, значит проявлять гордость, что то из разряда "я и сам все знаю, без вас"!
За многие объявления наоборот нужно сказать спасибо, например, про мокрый пол. А то, что они написаны в повелительном наклонении, так рассматривайте его, как тренинг по смирению ))).
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×