Православный календарьПравославный календарь
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!

Кто хранит русский язык в США

""Наша история насчитывает несколько периодов, когда в силу тех или иных причин люди покидали родину. Одни потом полностью растворялись в новом окружении, забывая родной язык, другие – бережно хранили и хранят его как великий дар, переданный предками и связывающий их с родиной. На великолепном русском языке говорят многие наследники русской эмиграции первой волны. Все они родились вне России, например, в Китае или Югославии, но чистота и правильность их русского языка заставляют порой удивляться.

Они единодушно считают, что главную роль в сохранении языка играет семья. Но не менее важно наличие школы, где преподают русский язык и литературу. Такие школы десятилетиями существовали при храмах Русской Православной Церкви за границей, служа, даже в самые трудные времена, островками русской культуры.

Уже более полувека выполняет эту миссию и церковно-приходская школа при Спасо-Преображенском соборе в Лос-Анджелесе. Приход был основан в 1930 году, и уже тогда некоторые дети в частном порядке занимались у батюшки, но школа была создана после второй мировой войны, когда много русских прибыло в Лос-Анджелес из Европы и с Дальнего Востока. "Я лично связан с этой школой с 1954 года, когда четырехлетним мальчиком начал посещать занятия в ней, а в 1966 году ее закончил, – говорит настоятель Спасо-Преображенского собора и директор школы протоиерей Александр Лебедев. – Она для меня не только предмет забот, но и моя родная русская школа". Сам отец Александр говорит на красивом русском зыке без малейшего акцента, с огромной любовью и вниманием отзываясь о своих беспокойных чадах. Многих из них, даже самых маленьких, он знает по именам.

Школа является одной из самых больших в Русской Православной Церкви за рубежом, хотя, конечно, она не конкурент современным московским школам. Однако в ней один подготовительный и 10 учебных классов и в прошлом году занятия посещали 160 детей, но школа может принять до 200 учащихся. Как и в России, в первый день нового учебного года к зданию школы, неся букеты цветов, шествовали взволнованные "первоклашки" под эскортом мам, пап, бабушек и дедушек. Так, в частности, бабушка и дедушка Вадим и Наталья Матвеевы в беседе рассказали, что охотно отдали двух внуков на обучение в эту школу, чтобы сохранить родной язык и родные традиции. "Пусть мы и в Америке, – пояснили они, – но мы русские, и важно сохранить свои традиции". Прозвенел звонок – распахнулись двери классов.

Дети учатся раз в неделю – по субботам – с 9 утра до 2 часов дня, и день начинается молитвой в храме, а потом проходят 5 уроков. Учительский состав почти полностью состоит из педагогов-профессионалов с большим стажем работы из бывшего Советского Союза. "Преподавание у нас стоит на высоком уровне, – констатировал отец Александр. – Мы, в частности, участвовали в олимпиадах школьников, изучающих русский язык, которые проводили Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе и университет Южной Калифорнии. И в обеих мы обогнали всех по числу полученных золотых и серебряных наград". Выпускники получают не только аттестаты, но и специальные зачеты, которые они используют при поступлении в университет, что сильно помогает им в конкурсах. Нынешние десятиклассники единогласно в беседе заявили, что изучение русского языка и русской истории поможет им в будущем, особенно учитывая развитие экономических и научных связей между США и Россией.

Во всех классах школы преподается закон Божий. "Кроме того, в старших классах преподаются русская литература, а также география и история России, чтобы дети вышли из школы культурными русскими людьми, – подчеркнул отец Александр. – Несмотря на то, что они живут в другой стране, они остаются русскими и православными". Относительно преподавания истории, он отметил, что "очень важно, чтобы дети знали свои корни, свои истоки. Конечно же, затрагиваются и перемены, происходящие в России в последние десятилетия, но в виде рассказа об истории, без какой-либо идеологической подоплеки".

Что же касается учебной программы, то, по словам директора школы, в ней используются учебники из России. Каждый год несколько преподавателей посещают Россию и, если видят новые учебники, которые, как им кажется, могут быть полезными, привозят их. "Мы просматриваем их на педагогическом совете, утверждаем, – пояснил отец Александр. – Затем выписываем необходимое число экземпляров и вводим в нашу программу. По всем предметам мы пользуемся самыми современными учебниками". "К счастью, – отметил он, – в этом отношении произошли значительные перемены. Когда я рос, тогда, конечно, пользоваться советскими учебникам было затруднительно. Прекрасно помню, как родители сидели и заклеивали портреты Ленина и Сталина, красные флаги и тому подобное, а рассказы о Павлике Морозове или Ленине просто вырезались. Но существовали и очень хорошие учебники по русскому языку и истории, изданные РПЦЗ".

Со своей стороны преподаватель русского языка и литературы в нынешнем 10 классе Галина Карпова рассказала, что ее подопечные уже ознакомились с русской классикой – Пушкиным, Грибоедовым, Лермонтовым, Достоевским и многими другими. Что же касается литературы советского периода, то здесь остаются вопросы, которые надо обсуждать. В учебном плане есть произведения Сергея Есенина и Марины Цветаевой, но хотелось бы рассказать и о Михаиле Булгакове, и об Анне Ахматовой и о "Тихом Доне" нобелевского лауреата Михаила Шолохова.

Охватить все богатство русской культуры за уроки, которые проходят всего раз в неделю, сложно, но школа в Лос-Анджелесе сеет те семена познания, которые должны породить интерес к русской культуре и сохранить "связь времен".

Владимир Рогачев

корр. ИТАР-ТАСС – специально для Православия.ру

8 декабря 2006 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×