Киев, 20 июля 2016 г.
Решение о причислении к лику святых известного афонского старца, ревностного поборника православия и писателя-полемиста преподобного Иоанна Вишенского Святогорца принял 20 июля 2016 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви (Журнал №29) на своем заседании в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, – сообщает корреспондент портала «Русский Афон».
Заседание Священного Синода УПЦ проходило под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия.
Синодом УПЦ были также утверждены иконописное изображение и представленные проекты тропаря и кондака святому.
Почитание памяти преподобного Иоанна Вишенского Святогорца Священным Синодом УПЦ установлено 16/29 июля (старый / новый стиль). Ожидается, что торжественный чин прославления прп. Иоанна состоится в Киево-Печерской Лавре 28 июля во время праздничного богослужения в честь Дня Крещения Руси и 1000-летия древнерусского монашества на Афоне. В чине прославления ожидается участие делегации со Святой Горы Афон.
Решению о прославлении прп. Иоанна Вишенского Святогорца предшествовала длительная и кропотливая работа в архивах Украины и Афона, по результатам которой директором Международного института афонского наследия в Украине Сергеем Шумило была издана книга «Старец Иоанн Вишенский: афонский подвижник и православный писатель-полемист. Материалы к жизнеописанию "блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца"». Эта книга и послужила основанием для составления жизнеописания выдающегося афонского подвижника и писателя.
Размышляя о смысле и значении подвига афонского старца Иоаана Вишенского, автор книги Сергей Шумило пишет: «Убежденный последователь исихастского учения святителя Григория Паламы, сподвижник преподобного Иова (Княгиницкого) Тисменицкого и преподобного Иова (Желизо) Почаевского, старец Иоанн Вишенский принадлежит к числу выдающихся отечественных подвижников благочестия. Уйдя в пещерный затвор на Святой Горе Афон, он, сам о том не помышляя, оставил бессмертный след в истории Православной Церкви в Украине, повлияв на ее возрождение после событий Брестской унии 1596 года. Наследие старца Иоанна – бесценная духовная и литературная сокровищница. Незаслуженно забытое сегодня, оно является важной составляющей как отечественной культуры, так и мировой православной цивилизации. В наше время это наследие обретает новую актуальность и требует более глубокого изучения и возрождения».
* * *
Преподобный Иоанн Вишенский (1550-е – 1620-е гг.) был одним из выдающихся отечественных подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия в Украине в XVII веке. Еще при жизни он пользовался глубоким почитанием среди монашествующих Волыни и Галиции, называвших его с почтением «великий старец Иоанн Вишенский Святогорец». Факт церковного почитания старца Иоанна зафиксирован даже в официальных соборных актах. Так Церковный Собор Киевской Митрополии, состоявшийся в Луцке под председательством митрополита Иова (Борецкого) в 1621 году, в одном из своих документов от лица всей Церкви именует старца Иоанна «преподобным мужем» и «блаженным», «в житии и богословии цвитущим». Значительно позже, уже в XIX в., писатель Пантелеймон Кулиш называл его «афонским апостолом».
Старец Иоанн был сподвижником таких столпов православия, как прп. Иов (Княгиницкий) Тисменицкий и прп. Иов (Желизо) Почаевский, оказав серьезное влияние на их духовный путь. Продолжателями наследия и дела старца Иоанна считаются известные подвижники и борцы с унией Исаакий Борискович, Киприан Острожанин, Исаия Копинский, Афанасий Межигорский, прпмч. Афанасий (Филиппович) Брестский и многие другие. На Афоне старец подвизался более 40 лет.
Жизнь и деятельность старца Иоанна совпала с трагическими событиями гонений на православие в Речи Посполитой, в связи с чем его усилия и послания были направлены главным образом на защиту православной веры.
Среди многочисленных заслуг подвижника, помимо ревностного отстаивания чистоты отеческой православной веры, стоит также назвать участие в основании Великого Манявского скита в Карпатах и возрождении афонских уставов в монастырях в Галицко-Волынском крае в XVII ст.
По словам Сергея Шумило, произведения прп. Иоанна легли в основу нового направления в украинской литературе XVII в. — полемического, получившего развитие после Брестской унии. На произведениях старца воспитывалось несколько поколений писателей, церковно-культурных и общественных деятелей в Украине. Претерпев «новое рождение» и неоднократные переиздания в ХIX–XX вв., его послания даже в советское время помещались в школьных учебниках и хрестоматиях. Так благодаря писаниям афонского старца-отшельника XVII века уже в ХХ веке многие молодые люди в годы господствующего атеизма впервые приобщались к духовной сокровищнице православия и вере в Бога.