О приюте, которого пока нет

Беседа с Ильей Кусковым, руководителем службы помощи бездомным «Помощник и покровитель»

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Загрузить увеличенное изображение. 651 x 500 px. Размер файла 94144 b.
Идея создания православного приюта для бездомных особенно актуальна в столице, ведь именно сюда съезжаются бродяги со всего СНГ. Их кормят социальные службы и добровольцы при храмах, им раздают одежду, есть даже три санитарных пункта (на весь многомиллионный мегаполис), где можно помыться. Но вернуться к нормальной жизни не удается почти никому из попавших на улицу, ведь реально их реабилитацией не занимается никто.

Илья Кусков, руководитель православной службы помощи бездомным «Помощник и покровитель» – яркий представитель той небольшой горстки неравнодушных, которые знают, что же можно изменить в сложившейся ситуации. А изменить можно многое: у Русской Православной Церкви уже есть положительный опыт работы с бездомными, и, как показывает практика, им реально можно помочь реабилитироваться.

***

– Обеспечить неимущих – это прямая обязанность властей, ведь в Конституции записано, что Россия является социальным государством. Чем же может помочь Русская Православная Церковь?

– Наша инициатива создать в Москве православный приют, как и другие инициативы Церкви, исходит из заповедей, которые нам дает Господь: очевидно, что тех, кто в этом нуждается, нужно накормить, утешить, дать им кров, одежду…

Сейчас такие инициативы реализуются «снизу»: некоторые батюшки или миряне на приходах у себя, в зависимости от возможностей, помогают бездомным индивидуально. И такая реабилитация часто оказывается эффективной. Ведь там не просто бесплатно кормят, но и общаются, дают работу, помогают возвращаться в социум. Ну, и молятся, конечно, за них.

Из таких частных начинаний вырастают и более централизованные приюты: они уже есть в Мурманске, Архангельске, Орске, Тихвине, Минске, Среднеуральске.

Но в больших городах, где проблема бездомности стоит особенно остро, таких приютов нет. Например, разве не странно, что в Москве, столице православной России, больше всего бродяг, и, если оборванный или пьяный человек замерзает на улице, никто из прохожих даже не остановится?

Загрузить увеличенное изображение. 667 x 500 px. Размер файла 95176 b.
– В Москве есть шесть государственных приютов, они рассчитаны на 1500 человек. Этого мало?

– Государственные приюты работают еще по установкам советского времени, то есть строго по региональному принципу: принимают только тех, кто имеет или имел московскую прописку. Но очевидно, что большинство бездомных приехали из регионов, ведь в Москве им легче прокормить себя.

Хотя в среднем, по нашим подсчетам, в Москве бродяжничают около 10 000 человек, в государственные учреждения может прийти лишь ничтожный процент их, половина койко-мест в приютах стабильно пустует.

– Принципы, применяемые раньше, устарели? Почему?

– Для госструктур важно, прежде всего, чтобы сократилось число бездомных. Поэтому приезжим покупают билет и отправляют по месту регистрации. Конечно же, никто из них домой не возвращается – на то они и бездомные, что им некуда возвращаться. В маленьких городах и социально благополучные люди сидят без работы, что уж говорить о тех, кто уже стал бродягой.

– Но ведь бродяги в основном старики или инвалиды. Как же они смогут работать и обеспечить себя?

– Вовсе нет. У нас, в отличие от Европы, бездомные – это молодые люди трудоспособного возраста, причем многие из них обладают профессией. И это говорит о том, что причины бездомности в России – экономические, прежде всего. Нет совхозов, фабрики закрыты, деревни вымерли. Люди не находят работу, уезжают в крупные города. Но у всех разные способности и силы. Кто-то устроится, а кому-то не везет, кто-то спивается, кого-то обманывают или грабят. Очень много тех, кому в родной городок сложно вернуться еще и по психологическим причинам: родня думает, что он поехал на заработки, а он возвращается грязный, оборванный, опустившийся. Теперь он позор для своих близких. Кстати, многие отказываются от таких родственников, выгоняют их обратно на улицу. И на самом деле очень легко попасть на дно жизни, это может случиться с каждым.

– Так, может быть, правильно поступают власти: не приучают к бесплатной помощи, а отправляют домой? Там и соблазнов меньше, а работать можно и на собственном огороде…

– Нормально работать человек, проживший на улице некоторое время, уже не будет. Такие простейшие навыки, как заставить себя встать утром на работу, почистить зубы, приходить в одно и то же время, им придется воспитывать в себе заново, как маленьким детям. Если я, например, потеряв работу, могу пару месяцев пребывать дома в депрессии, несколько дней полениться, но потом все-таки заставить себя пойти на поиски нового места, то поживший на улице этого уже не может. У уличной жизни совершенно иные законы. Поленился несколько дней – и уже не подняться.

Жизнь на улице не делает людей святыми. Души многих из них одержимы страстями, причем очень сильными. Такой груз греха нести непросто. Алкоголь и наркотики делают круг замкнутым. Именно поэтому так важно живое участие кого-то, кому не все равно. Только индивидуальный подход и пошаговая постепенная реабилитация помогут.

Если, например, бездомному поручили убрать снег на улице, он один раз уберет, потом пропадет куда-то на неделю, а потом, может быть, опять вернется. То есть работодатель с таким контингентом связываться не будет. А значит, нужна служба, которая, учитывая все особенности бродяг, будет пошагово их реабилитировать, причем там будут работать те, кто по-человечески отнесется к своему ближнему.

– Это должны быть православные волонтеры?

– Добровольцы, конечно, могут у нас найти себе применение. Но опыт моей работы показывает, что основу коллектива должны составлять штатные сотрудники. Ведь волонтера еще научить надо, и потом, у него есть своя жизнь, учеба, работа, а помощь должна оказываться систематически. Это как с ситуацией с пожарами летом, куда не пускали тушить всех желающих. Ведь человек, впервые столкнувшись с «бомжами», понятия не имеет, как с ними общаться.

У нас уже есть коллектив сотрудников, есть все наработки, опыт, разные программы реабилитации, осталось только здание в Москве найти. Его пока предлагают по заоблачной цене, ведь мы туда «бомжей» поселим, вот на нас и стремятся все арендодатели заработать, цену постоянно повышают. А просто разбазаривать средства мы не можем, ведь организуется приют на добровольные пожертвования. Пока мы эту проблему никак не можем решить.

– Не обучены помогать не только волонтеры, но все мы, рядовые граждане. Что мы можем сделать со своей стороны?

– Мы не замечаем тех, кто вокруг нас. Увидев лежащего на улице человека, нужно позвонить в «скорую помощь» и дождаться бригады. Но сначала хотя бы просто подойти пообщаться, спросить его, кто он и почему здесь лежит, отвести в ближайшее теплое место – подъезд или метро, даже если он пьяный. Кстати, вот так, посреди улицы, часто валяются именно благоустроенные граждане, у которых что-то в жизни случилось. «Бомжи» со стажем знают, как себя обезопасить. Вот недавно, например, мы подобрали жуткого оборванца, а когда привели в чувство, оказалось, что у него есть семья, которая давно его разыскивала, работа и дом. Нужно помнить, что несчастье может случиться с каждым.

– Кроме «скорой помощи», куда еще обращаться?

– В Москве действуют несколько разных служб помощи: автобус «Милосердие» ездит по ночам – они спасают множество людей в холодное время года; мы, «Помощник и покровитель», выезжаем по плановому маршруту днем, кормим, выдаем одежду, оказываем медицинскую помощь, иногда родственников разыскиваем. Православные организации «Курский вокзал. Бездомные дети» и «Люди вокзалов» привлекают как раз волонтеров – к ним можно обратиться, если вы сами лично хотите помогать.

Также можно позвонить в «Социальный патруль» – это государственная служба.

Автобус «Милосердие»: 76-44-911

Служба помощи бездомным БФ «Помощник и покровитель»: 8-905-599-00-25

«Социальный патруль»: 720-15-08 и 357-01-80

C Ильей Кусковым беседовала Антонина Мага

30 декабря 2010 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Сергий13 апреля 2011, 22:29
Монастырь, где принимают бездомных без прописки. Адрес: Ярославская область, Переславский район, с. Никитская слобода, ул. Запрудная, 20
Тел.: 8 (48535) 3-20-08, 3-17-65
Попросить соединить с дежурным или благочинным. Нужно предупредить. Общаться лучше с богомольными людьми. Деньги лучше в долг не брать.
Братия. По моему хватит разговоров - ближе к делу. Нужны соработники, которые вот уже сейчас с благословения Божия и молитвами святых начнут действовать. Читал информацию, что в Подмосковье планируют строить приют. Это очень богоугодное дело. Сейчас в приютах мало любви. Обратимся к дореволюционному опыту.
Давно хотел бы стать соработником и соцработником. Кто не равнодушен: пишите sergiy-grad@ngs.ru , 8-903-285-7790. Skype: dmitriev.s.a. Если есть предложения – пишите.
Готов делиться информацией. Закончил катехизаторские курсы свщм. Фаддея при Петровском монастыре. Богословские курсы при МДА. высшее юридическое образование. Если есть предложения о работе – пишите.
Гезалов Александр11 января 2011, 19:53
Отец Олег, ну слава Богу, Вы меня поняли, статья отбрасывает нас в 90 годы..когда действительно было туго, но сейчас надо думать о системности.А в тексте ее нет..думаю Вы это увидели и без меня..просто говорить о сложном просто, не просто, говорил один умный человек.Приюты не панацея, главное чтобы те, чьи это люди, что живут на улице, ЗРИЛИ ИХ И ПОМОЩАЛИ ИМ НЕ В ПРИЮТ ПОПАСТЬ, А В ОБЩЕСТВО.Приют у нефтяной трубы есть..только его надо им его обресть..наша задача обратить ИХ НА ЭТО ВНИМАНИЕ!!!!!
диакон Олег11 января 2011, 16:39
Уважаемый Александр!

Я, конечно, согласен с Вами, но Илья-то тут причём? Статью писал не он, он только отвечал на вопросы журналиста. Отвечал, как уж мог, большей частью - со знанием дела. Я думаю, если бы поручили написать Илье, статья была бы другой - лучше ли, хуже ли, но ответственнее и глубже. Сила же и статус Владыки Пантелеимона во многом - от его команды, его сотрудников, в числе которых и Илья (и аз, недостойнейший диакон). Нам не хватает, конечно, теоретических знаний как в области социологии, так и психологии. Поэтому я не претендую решать эту глобальную проблему бездомности, ограничиваясь текущей работой с конкретными людьми. Что же касается Ильи, то дай ему Бог разума и сил, молитвами владыки Пантелеимона. А нашим доблестным православным журналистам - дай Бог всегда владеть темой, о которой пишут, и не гоняться, подобно их светским коллегам за дешёвыми сенсациями. Ну, это так, на них у меня особый зуб...
Гезалов Александр11 января 2011, 13:52
диакон Олег, спаси Бог и Вас за Ваш труд...тогда это статью по статусу должен написать сам Владыка Пантелиймон.Согласны?А так, просто статья не известного и не влиятельного человека, на тему, где оно как раз и важно...тут вопрос системности и статусов.Как думаете?
диакон Олег Вышинский10 января 2011, 13:20
Уважаемый Александр!

С благоговением и трепетом к Вашему опыту и трудам на ниве благотворительности, всё же дерзну Вам осторожно заметить: может не стоит уж так ополчаться на руководителя направления ОЦБСС(типа: "Кто ты такой?")? Илью конечно особенно никто не знает (как, впрочем, и нас с Вами), но за Ильёй стоит владыка Пантелеимон, - человек года, (знакомый даже с Мишель Обамой), который как раз и призван, как епископ, (и, видимо, будет) вести диалог с властями.
С Вашими сентенциями я согласен, но и то, что пишет Илья, у меня категорических возражений не вызывает.
Кстати, в статье никак не отражено, что Илья - сотрудник ОЦБСС. Интересно, почему?
Гезалов Александр 9 января 2011, 13:43
Илья, как Вы можете вести диалог, когда никто не знает КТО ВЫ И ЧТО ВЫ?К тому же реального влияния на власть Вы не имеете.Думаю Вы это понимаете.Для этого надо хотя бы понятийный аппарата выстроить.Его то как раз и нет.
Насчет Иоанна Кронштадтского.Все же его идея так и не прижилась, тем паче, что делал он это ДЕСЯТЬ лет, и кто Иоанн Кронштадтский и кто...Так что надо соизмерять то, что делает и должна госсистема за наши налоги, и те, кто оказывают паллиативную помощь.Каждый должен делать свою работу. тем более, у госсистемы и деньги есть и законы, воли нет.
Кусков Илья 8 января 2011, 20:06

С Рождеством Христовым!
Несколько комментариев к статье и обсуждению.
Очень часто у людей, занимающихся проблемой встречаются два мнения относительно помощи бездомным: активное самостоятельное действие и влияние на власти.
Я думаю, что одно на самом деле дополняет другое.
Надо обязательно здесь и сейчас помогать бездомным, находящимся в трудном положении на улице. Кормить, одевать, строить приюты. Если ждать только ответа от властей и ничего не делать - множество бездомных погибнет, так и не дождавшись никакого ответа. Ведь именно о личном действии и помощи учит нас Господь в святом Евангелие. Но при этом, осознавая, что своих сил на систематическое решение проблемы не хватит, нужно привлекать к диалогу, искать поддержки, обмениваться опытом с государством, призывать их распространить успешную практику церкви повсеместно.
Для решение этой проблемы нужно соработничество государства и церкви.
Что касается окупаемости приютов. Опыт Святого праведного Иоанна Кронштадтского и созданного им дома трудолюбия эффективно показал, что такие дома могут и должны работать по принципу самоокупаемости. Другой вопрос, что на раскрутку проекта и начало работы необходимы средства. Опыт Святого был широко распространен по России: так в 1872 году был один дом трудолюбия, по к началу 1900 гг было уже более 100 домов по всей стране. И они были эффективны и именно туда стремились бездомные люди, несмотря на наличие государственных домов призрения.





Кусков Илья 8 января 2011, 20:06

И сейчас мы должны повторить этот опыт Св. Иоанна Кронштадтского и распространить его по стране. Этим вопросом мы и занимаемся в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению у владыки Пантелеимона.
Что касается замечания о государственных приютах. Им - отдельное спасибо, они очень и очень много делают в вопросах помощи бездомным и нам без них было бы очень сложно. Но вся проблема в том, что перед государственными мужами в первую очередь стоит не человек, а проблема. Есть проблема бездомных - ее надо решить. И бездомных отправляют по последнему месту прописки, даже не поинтересовавшись есть ли там приют. И это неверно. Человек при решении проблемы должен стоять во главе угла. И об этом мы ведем диалог и сотрудничество с властями.





Кусков Илья 8 января 2011, 20:06

И касательно термина "бомж". Считаю, что это слово-паразит на уровне матерного и употреблять его нельзя. Однако, иногда оно еще проскальзывает и в статьях и в репортажах наших корреспондентов.
Подводя итог, хочется сказать, что, как мне кажется, любую проблему нужно решать всем миром, объединившись и помогая друг другу теплыми словами и добрым советом. К чему я всех и призываю.
Еще раз с праздником, дорогие братья и сестры!





Гезалов Александр 5 января 2011, 13:07
Алексей, полностью с Вами согласен.
Мы сделали предложение ПНД "Курский вокзал Бездомные дети" (пока они так называются).И главная мысль, что Центр должен быть самодостаточным по ресурсам, не бродить и не просить каждый месяц денег.И не говорить, что скоро денег не будет, и бездомные прибегут опять к вам, дайте денег это предотвратить.
Пока в России существует система, которая создает новую систему которая и временная и не работает на перспективу. Для того, чтобы работа работалась такие системы не нужны. Илье нужно почитать Петирима Сорокина или получить специальное образование, чтобы понимать, что в рамках государства (законов и институциональности) всякие самочины приводят к тому что либо власть бездействует, либо она сама сажает Гаврошей, решивших творить доброе, без ее ведома.Не вижу смысла в том, в чем нет смысла, говорил один деятель.Нужен иной путь, совместный с тем, кому мы платим налоги и кто качает нашу нефть.То есть..
Алексей 3 января 2011, 11:34
Такой приют имеет смысл делать только при расчете его выхода на самоокупаемость за счет производства, наличия коммерческой деятельности и так далее. А так - это будет ещё один нерентабельный социальный проект церкви, основанный на принципе "создали - а теперь пожертвуйте". Все к чему мы пришли сегодня бригада- это приют? Жаль...
ирина злобенец 3 января 2011, 11:14
Полностью согласна с Александром Гезаловым. Однако, то что нам кажется бессистемным, на самом деле - система... и она работает... До сих пор за теплое место распределителя бюджетных средств воюют политики разных мастей...А видимая бессистемность работы с бездомными -это системный резерв бюджетных средств.. Способов же отъема у государства бюджетных средств достаточно.. Один из них - создание ручной общественной организации и ее систематический пиар... Как вы понимаете, бездомные здесь-фишка, плохо проверяемая....
Анна 2 января 2011, 19:19
Про Москву не знаю, а в Краснодаре в приют для бродяг берут всех, лишь бы трезвые были.Какой там паспорт, какая уж прописка! Зимой переполнен и приют для бездомных, и больницы, куда их госпитализируют.
Анна 2 января 2011, 13:43
Елена, Вы бы хотя бы для начала бездомных людей "бомжами" не называли, а потом уже и об остальном можно подискутировать...
Сергей 2 января 2011, 13:04
Елене:
Люди, которые уже опустились на дно жизни, не способны соблюдать "элементарные правила", именно поэтому им нужна реабилитация и помощь индивидуальная, а не массовая "для галочки"! У нас тех, кто не имел прописки в Москве, отправляют домой - но бомжи снова возвращаются в Москву. Такой вот круговорот
Елена Ледникова 1 января 2011, 22:54
"Государственные приюты работают еще по установкам советского времени, то есть строго по региональному принципу: принимают только тех, кто имеет или имел московскую прописку". - это НЕ соответствует действительности. Похоже, И. Кусков не знаком с гос. ситемой работы, иначе бы не заявлял заведомой неправды.
"Хотя в среднем, по нашим подсчетам, в Москве бродяжничают около 10 000 человек, в государственные учреждения может прийти лишь ничтожный процент их, половина койко-мест в приютах стабильно пустует" - да, именно пустует, потому что в центре соц. адаптации нужно соблюдать минимальные правила: мыться, не проносить спиртное, не употреблять спиртное. На это согласны немногие, и им еще можно как-то помочь.
"Нормально работать человек, проживший на улице некоторое время, уже не будет" - он и до этого не работал, нормальный человек не будет жить на помойке, рыться в баках и есть отходы. А вот психически больные - будут, и попробуй их заставь помыться.
Соц. работой должны заниматься люди как минимум имеющие спец. образование, и не надо распространять ложную информацию про бомжей.
Гезалов Алексанждр30 декабря 2010, 10:17
Почитал, могу сказать одно, что пока государство не будет заниматься это проблемой, а проблема в том, что оно в упор не видит своих граждан, а граждане в ответ, до тех пор бездомных будет много.Для этого надо не приюты создавать, а влиять на власть, потому что приют эта мера временная, а как сделать так, чтобы причина, попадание людей на улицы была минимальной, надо налаживать диалог со властью.Влиять на нее, говорить с ней, не создавать систем, которые порождают бездомность.Для этого, надо, чтобы голос Церкви был иным, чтобы влияние было, ходатайство за этих людей, и за тех, кто еще бездомными не стали.Нужна система и системность.Вопрос попадания людей в критические ситуации лежит гораздо глубже и этой глубиной надо глубоко заниматься.На это направить силы и ресурсы.Пока что, такой работы нет, (есть проблема, создаем систему, но временную, и часто не эффективную, эта проблема России, реагировать не тогда, когда наступает кризис, а уже потом, дороговизной участия кризис вытягивать) есть поддержка бездомных, а порой бездомности, и даже наживы на этой теме.Но это понимание, уже совсем другого уровня.А пока такое..Значит есть что делать и куда двигаться.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×