'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }
![]() |
Илья Кусков, руководитель православной службы помощи бездомным «Помощник и покровитель» – яркий представитель той небольшой горстки неравнодушных, которые знают, что же можно изменить в сложившейся ситуации. А изменить можно многое: у Русской Православной Церкви уже есть положительный опыт работы с бездомными, и, как показывает практика, им реально можно помочь реабилитироваться.
***
– Обеспечить неимущих – это прямая обязанность властей, ведь в Конституции записано, что Россия является социальным государством. Чем же может помочь Русская Православная Церковь?
– Наша инициатива создать в Москве православный приют, как и другие инициативы Церкви, исходит из заповедей, которые нам дает Господь: очевидно, что тех, кто в этом нуждается, нужно накормить, утешить, дать им кров, одежду…
Сейчас такие инициативы реализуются «снизу»: некоторые батюшки или миряне на приходах у себя, в зависимости от возможностей, помогают бездомным индивидуально. И такая реабилитация часто оказывается эффективной. Ведь там не просто бесплатно кормят, но и общаются, дают работу, помогают возвращаться в социум. Ну, и молятся, конечно, за них.
Из таких частных начинаний вырастают и более централизованные приюты: они уже есть в Мурманске, Архангельске, Орске, Тихвине, Минске, Среднеуральске.
Но в больших городах, где проблема бездомности стоит особенно остро, таких приютов нет. Например, разве не странно, что в Москве, столице православной России, больше всего бродяг, и, если оборванный или пьяный человек замерзает на улице, никто из прохожих даже не остановится?
![]() |
– Государственные приюты работают еще по установкам советского времени, то есть строго по региональному принципу: принимают только тех, кто имеет или имел московскую прописку. Но очевидно, что большинство бездомных приехали из регионов, ведь в Москве им легче прокормить себя.
Хотя в среднем, по нашим подсчетам, в Москве бродяжничают около 10 000 человек, в государственные учреждения может прийти лишь ничтожный процент их, половина койко-мест в приютах стабильно пустует.
– Принципы, применяемые раньше, устарели? Почему?
– Для госструктур важно, прежде всего, чтобы сократилось число бездомных. Поэтому приезжим покупают билет и отправляют по месту регистрации. Конечно же, никто из них домой не возвращается – на то они и бездомные, что им некуда возвращаться. В маленьких городах и социально благополучные люди сидят без работы, что уж говорить о тех, кто уже стал бродягой.
– Но ведь бродяги в основном старики или инвалиды. Как же они смогут работать и обеспечить себя?
– Вовсе нет. У нас, в отличие от Европы, бездомные – это молодые люди трудоспособного возраста, причем многие из них обладают профессией. И это говорит о том, что причины бездомности в России – экономические, прежде всего. Нет совхозов, фабрики закрыты, деревни вымерли. Люди не находят работу, уезжают в крупные города. Но у всех разные способности и силы. Кто-то устроится, а кому-то не везет, кто-то спивается, кого-то обманывают или грабят. Очень много тех, кому в родной городок сложно вернуться еще и по психологическим причинам: родня думает, что он поехал на заработки, а он возвращается грязный, оборванный, опустившийся. Теперь он позор для своих близких. Кстати, многие отказываются от таких родственников, выгоняют их обратно на улицу. И на самом деле очень легко попасть на дно жизни, это может случиться с каждым.
– Так, может быть, правильно поступают власти: не приучают к бесплатной помощи, а отправляют домой? Там и соблазнов меньше, а работать можно и на собственном огороде…
– Нормально работать человек, проживший на улице некоторое время, уже не будет. Такие простейшие навыки, как заставить себя встать утром на работу, почистить зубы, приходить в одно и то же время, им придется воспитывать в себе заново, как маленьким детям. Если я, например, потеряв работу, могу пару месяцев пребывать дома в депрессии, несколько дней полениться, но потом все-таки заставить себя пойти на поиски нового места, то поживший на улице этого уже не может. У уличной жизни совершенно иные законы. Поленился несколько дней – и уже не подняться.
Жизнь на улице не делает людей святыми. Души многих из них одержимы страстями, причем очень сильными. Такой груз греха нести непросто. Алкоголь и наркотики делают круг замкнутым. Именно поэтому так важно живое участие кого-то, кому не все равно. Только индивидуальный подход и пошаговая постепенная реабилитация помогут.
Если, например, бездомному поручили убрать снег на улице, он один раз уберет, потом пропадет куда-то на неделю, а потом, может быть, опять вернется. То есть работодатель с таким контингентом связываться не будет. А значит, нужна служба, которая, учитывая все особенности бродяг, будет пошагово их реабилитировать, причем там будут работать те, кто по-человечески отнесется к своему ближнему.
– Это должны быть православные волонтеры?
– Добровольцы, конечно, могут у нас найти себе применение. Но опыт моей работы показывает, что основу коллектива должны составлять штатные сотрудники. Ведь волонтера еще научить надо, и потом, у него есть своя жизнь, учеба, работа, а помощь должна оказываться систематически. Это как с ситуацией с пожарами летом, куда не пускали тушить всех желающих. Ведь человек, впервые столкнувшись с «бомжами», понятия не имеет, как с ними общаться.
У нас уже есть коллектив сотрудников, есть все наработки, опыт, разные программы реабилитации, осталось только здание в Москве найти. Его пока предлагают по заоблачной цене, ведь мы туда «бомжей» поселим, вот на нас и стремятся все арендодатели заработать, цену постоянно повышают. А просто разбазаривать средства мы не можем, ведь организуется приют на добровольные пожертвования. Пока мы эту проблему никак не можем решить.
![]() |
– Мы не замечаем тех, кто вокруг нас. Увидев лежащего на улице человека, нужно позвонить в «скорую помощь» и дождаться бригады. Но сначала хотя бы просто подойти пообщаться, спросить его, кто он и почему здесь лежит, отвести в ближайшее теплое место – подъезд или метро, даже если он пьяный. Кстати, вот так, посреди улицы, часто валяются именно благоустроенные граждане, у которых что-то в жизни случилось. «Бомжи» со стажем знают, как себя обезопасить. Вот недавно, например, мы подобрали жуткого оборванца, а когда привели в чувство, оказалось, что у него есть семья, которая давно его разыскивала, работа и дом. Нужно помнить, что несчастье может случиться с каждым.
– Кроме «скорой помощи», куда еще обращаться?
– В Москве действуют несколько разных служб помощи: автобус «Милосердие» ездит по ночам – они спасают множество людей в холодное время года; мы, «Помощник и покровитель», выезжаем по плановому маршруту днем, кормим, выдаем одежду, оказываем медицинскую помощь, иногда родственников разыскиваем. Православные организации «Курский вокзал. Бездомные дети» и «Люди вокзалов» привлекают как раз волонтеров – к ним можно обратиться, если вы сами лично хотите помогать.
Также можно позвонить в «Социальный патруль» – это государственная служба.
Автобус «Милосердие»: 76-44-911
Служба помощи бездомным БФ «Помощник и покровитель»: 8-905-599-00-25
«Социальный патруль»: 720-15-08 и 357-01-80
30 декабря 2010 г.
Рассылка выходит два раза в неделю:
Тел.: 8 (48535) 3-20-08, 3-17-65
Попросить соединить с дежурным или благочинным. Нужно предупредить. Общаться лучше с богомольными людьми. Деньги лучше в долг не брать.
Братия. По моему хватит разговоров - ближе к делу. Нужны соработники, которые вот уже сейчас с благословения Божия и молитвами святых начнут действовать. Читал информацию, что в Подмосковье планируют строить приют. Это очень богоугодное дело. Сейчас в приютах мало любви. Обратимся к дореволюционному опыту.
Давно хотел бы стать соработником и соцработником. Кто не равнодушен: пишите sergiy-grad@ngs.ru , 8-903-285-7790. Skype: dmitriev.s.a. Если есть предложения – пишите.
Готов делиться информацией. Закончил катехизаторские курсы свщм. Фаддея при Петровском монастыре. Богословские курсы при МДА. высшее юридическое образование. Если есть предложения о работе – пишите.
Я, конечно, согласен с Вами, но Илья-то тут причём? Статью писал не он, он только отвечал на вопросы журналиста. Отвечал, как уж мог, большей частью - со знанием дела. Я думаю, если бы поручили написать Илье, статья была бы другой - лучше ли, хуже ли, но ответственнее и глубже. Сила же и статус Владыки Пантелеимона во многом - от его команды, его сотрудников, в числе которых и Илья (и аз, недостойнейший диакон). Нам не хватает, конечно, теоретических знаний как в области социологии, так и психологии. Поэтому я не претендую решать эту глобальную проблему бездомности, ограничиваясь текущей работой с конкретными людьми. Что же касается Ильи, то дай ему Бог разума и сил, молитвами владыки Пантелеимона. А нашим доблестным православным журналистам - дай Бог всегда владеть темой, о которой пишут, и не гоняться, подобно их светским коллегам за дешёвыми сенсациями. Ну, это так, на них у меня особый зуб...
С благоговением и трепетом к Вашему опыту и трудам на ниве благотворительности, всё же дерзну Вам осторожно заметить: может не стоит уж так ополчаться на руководителя направления ОЦБСС(типа: "Кто ты такой?")? Илью конечно особенно никто не знает (как, впрочем, и нас с Вами), но за Ильёй стоит владыка Пантелеимон, - человек года, (знакомый даже с Мишель Обамой), который как раз и призван, как епископ, (и, видимо, будет) вести диалог с властями.
С Вашими сентенциями я согласен, но и то, что пишет Илья, у меня категорических возражений не вызывает.
Кстати, в статье никак не отражено, что Илья - сотрудник ОЦБСС. Интересно, почему?
Насчет Иоанна Кронштадтского.Все же его идея так и не прижилась, тем паче, что делал он это ДЕСЯТЬ лет, и кто Иоанн Кронштадтский и кто...Так что надо соизмерять то, что делает и должна госсистема за наши налоги, и те, кто оказывают паллиативную помощь.Каждый должен делать свою работу. тем более, у госсистемы и деньги есть и законы, воли нет.
С Рождеством Христовым!
Несколько комментариев к статье и обсуждению.
Очень часто у людей, занимающихся проблемой встречаются два мнения относительно помощи бездомным: активное самостоятельное действие и влияние на власти.
Я думаю, что одно на самом деле дополняет другое.
Надо обязательно здесь и сейчас помогать бездомным, находящимся в трудном положении на улице. Кормить, одевать, строить приюты. Если ждать только ответа от властей и ничего не делать - множество бездомных погибнет, так и не дождавшись никакого ответа. Ведь именно о личном действии и помощи учит нас Господь в святом Евангелие. Но при этом, осознавая, что своих сил на систематическое решение проблемы не хватит, нужно привлекать к диалогу, искать поддержки, обмениваться опытом с государством, призывать их распространить успешную практику церкви повсеместно.
Для решение этой проблемы нужно соработничество государства и церкви.
Что касается окупаемости приютов. Опыт Святого праведного Иоанна Кронштадтского и созданного им дома трудолюбия эффективно показал, что такие дома могут и должны работать по принципу самоокупаемости. Другой вопрос, что на раскрутку проекта и начало работы необходимы средства. Опыт Святого был широко распространен по России: так в 1872 году был один дом трудолюбия, по к началу 1900 гг было уже более 100 домов по всей стране. И они были эффективны и именно туда стремились бездомные люди, несмотря на наличие государственных домов призрения.
И сейчас мы должны повторить этот опыт Св. Иоанна Кронштадтского и распространить его по стране. Этим вопросом мы и занимаемся в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению у владыки Пантелеимона.
Что касается замечания о государственных приютах. Им - отдельное спасибо, они очень и очень много делают в вопросах помощи бездомным и нам без них было бы очень сложно. Но вся проблема в том, что перед государственными мужами в первую очередь стоит не человек, а проблема. Есть проблема бездомных - ее надо решить. И бездомных отправляют по последнему месту прописки, даже не поинтересовавшись есть ли там приют. И это неверно. Человек при решении проблемы должен стоять во главе угла. И об этом мы ведем диалог и сотрудничество с властями.
И касательно термина "бомж". Считаю, что это слово-паразит на уровне матерного и употреблять его нельзя. Однако, иногда оно еще проскальзывает и в статьях и в репортажах наших корреспондентов.
Подводя итог, хочется сказать, что, как мне кажется, любую проблему нужно решать всем миром, объединившись и помогая друг другу теплыми словами и добрым советом. К чему я всех и призываю.
Еще раз с праздником, дорогие братья и сестры!
Мы сделали предложение ПНД "Курский вокзал Бездомные дети" (пока они так называются).И главная мысль, что Центр должен быть самодостаточным по ресурсам, не бродить и не просить каждый месяц денег.И не говорить, что скоро денег не будет, и бездомные прибегут опять к вам, дайте денег это предотвратить.
Пока в России существует система, которая создает новую систему которая и временная и не работает на перспективу. Для того, чтобы работа работалась такие системы не нужны. Илье нужно почитать Петирима Сорокина или получить специальное образование, чтобы понимать, что в рамках государства (законов и институциональности) всякие самочины приводят к тому что либо власть бездействует, либо она сама сажает Гаврошей, решивших творить доброе, без ее ведома.Не вижу смысла в том, в чем нет смысла, говорил один деятель.Нужен иной путь, совместный с тем, кому мы платим налоги и кто качает нашу нефть.То есть..
Люди, которые уже опустились на дно жизни, не способны соблюдать "элементарные правила", именно поэтому им нужна реабилитация и помощь индивидуальная, а не массовая "для галочки"! У нас тех, кто не имел прописки в Москве, отправляют домой - но бомжи снова возвращаются в Москву. Такой вот круговорот
"Хотя в среднем, по нашим подсчетам, в Москве бродяжничают около 10 000 человек, в государственные учреждения может прийти лишь ничтожный процент их, половина койко-мест в приютах стабильно пустует" - да, именно пустует, потому что в центре соц. адаптации нужно соблюдать минимальные правила: мыться, не проносить спиртное, не употреблять спиртное. На это согласны немногие, и им еще можно как-то помочь.
"Нормально работать человек, проживший на улице некоторое время, уже не будет" - он и до этого не работал, нормальный человек не будет жить на помойке, рыться в баках и есть отходы. А вот психически больные - будут, и попробуй их заставь помыться.
Соц. работой должны заниматься люди как минимум имеющие спец. образование, и не надо распространять ложную информацию про бомжей.