Святитель Иоанн Златоуст толкует Павловы Послания |
Представим себе, каким был трудовой день в мире святого Иоанна Златоуста, написавшего столько книг, сколько не написали бы и десять человек, и таких толкований, для постижения которых нужна вечность. Представьте себе мир без единого механического шума, без машин, электрических лампочек, где глубокую ночную тьму прорезает лишь одинокая плошка, подвешенная над массивным Писанием, сшитым из овчинных кож, или удары лошадиных копыт о камни мостовой. Мир без телевизора, интернета, мобильного телефона, Facebookʼа, без поездов, гудков; мир, где скрежета автоматизированной материи не слышно вовсе. Мир беспроводной, то есть без сетей, без звуковых сигналов, без люминесценции, но полный благодати, жужжания пчел и блистания звезд. Мир без самолетов на небе, но полный птиц.
День, начинавшийся рано, но без будильника, а с пением петухов; мир с Божественной литургией, распеваемой протяжно, умиротворяюще, без микрофонов и динамиков, а голосами, идущими из груди, полной крепкого горного воздуха. Вспоминаю, как на Афоне святой старец Дионисий из Колчу[1] шепотом рассказывал мне, что, когда пел великий Нектарий-протопсалт, перед ним образовывался сильный поток воздуха, ветер, полный мелодичной византийской гармонии, воскрешавшей из мертвых даже святогорские мощи.
Возвратимся ко дню святителя Иоанна. После небесного причащения тела Христова несколько тысяч голодных людей, столпившихся вокруг церкви, неспешно угощались от щедрот, собранных обличительной проповедью великого антиохийца.
Затем день продолжался изучением книг, долгим писанием, толкованиями, письмами в разные уголки империи, отсылаемыми сегодня, а доходившими через год, святительскими наставлениями, беседами со священниками из епархии, многой-многой молитвой, вычитыванием дневного круга церковного богослужения, правилом, а затем чтением ночью при свете лампы и сном на скамеечке или на деревянном ложе.
В то время у людей не было отдельных комнат, на всех была одна общая комната, одновременно служившая и гостиной, и столовой, и кухней, и спальней, так что по-братски делили все – от миски еды до плача младенца среди ночи. Монах, однако, имел свою келью, наполненную светом молитвы и смирения.
То, о чем я говорю, можно пережить – конечно, в очень малой степени, – если поехать в уединенный монастырь, на какое-то время погрузиться в его таинство молитвы и покоя. Но потом придется вернуться в городскую сутолоку. Так было и со мной. Два месяца летних каникул, проведенных на Святой Горе, подошли к своему неизбежному концу, и я вынужден был снова пойти по мирским путям: из Кареи к Дафни, Уранополису и Фессалоникам. Здесь город показался мне ужасающе шумным, хотя в сравнении с другими городами он спокойный. Повсюду меня не покидало острое чувство говорения без смысла, одиночества, афишируемого в выкриках; люди вопили о своем небытии, они жестикулировали посреди улицы и голосили без всякой пользы. У меня болели уши от такого шума, и несколько дней, пока я не обвык, мигрень не оставляла меня.
Видите, какая колоссальная разница в стиле жизни, какая пропасть лежит между нашим и святых отцов способом существования?! Сколько шума по пустякам здесь, в XXI веке, какой вопль земли, из которой выжаты силы, сколько утомительной бесполезности, выплеснутой на экраны и в сердца и имеющей видимость бытия.
Шум электросварки, отбойного молотка или бензопилы, грохот железных колес, включенные моторы – все это словно болезненный крик материи, перегруженной тяжестью человеческого греха и стыдящейся навязчивого желания человека восхищаться без причины.
Решить вернуться к подлинному существованию – это не значит совершить короткое замыкание всех технологических связей человечества. Это значит начать внимательней прислушиваться к голосу земли, глубже переживать таинство жизни, вернуться в деревню (по совету святого Паисия Святогорца), научиться древним обычаям, составляющим фундамент для души, прилежать к храму и глубже смотреть на это чудо жизни, которое Бог не переставая изливает на нас, – чтобы ощутить Его безграничную любовь.
Не работаю 10лет,мама плохо видит ,переехала к ним в маленький город .
Часто ловлю на себе недоуменные взгляды людей ,когда по привычке большого города несусь .
Даже мои 70 летние родители смотрят бандитские сериалы и сказки про то как стать миллионером в Москве .
Какие там дельфины....
Наша соседка баба Надя работает уборщицей в школе ,но мимо неё не пойдёшь просто так ,она клинингом занимается....
А по поводу "лампочек и машин", как мне кажется, автор хотел подчеркнуть ложность и суетность нынешнего мира, который не смотря на все научные достижения, которые якобы направлены на развитие и совершенствование личности, не способен дать нового Златоуста. Да и молиться лучше в тишине, а без молитвы разве, что путное напишешь.
И,как предрекали многие старцы, Живая Вера постепенно перейдет
в мир-"иноки будут ходить в мирских одеждах". Здесь главное внимать себе и не осуждать, особенно молодежь. Как говорил прп. Серафим Вырицкий "ничего, что много грешат- горячее каятся будут!". Всему свое время...(Кто не согласен-вспомните себя в
атеистической молодости-то же язычество по-существу!)
Мир всем...
Только представьте себе Константинопольский рынок в те времена: зазывалы орут, ишаки орут, расталкивая всех прут напролом охранники, сопровождающие знатного вельможу, зазевавшегося крестьянина одним ударом сбивают с ног и он катится в грязь под хохот толпы...
По центральной улице движется торжественная многотысячная процессия, сегодня именины двоюродного брата младшей сестры императора. Трубы, литавры, толпа скандирует здравницы...
Жара, вонь нечистот, которых полно здесь же, на улице (лошади, волы, собаки и пр. отправляют естественные потребности где придётся, да и для людей ещё биотуалетов не придумали).
Дворцовые интриги, моральное разложение духовенства, с которым безуспешно боролся Златоуст и жертвой которого пал...
В общем, не так уж тихо всё было.
Да и читайте Библию-помнится избранному еврейскому народу их соседи-язычники стали подсовывать своих девок для блуда,многие потом и женились на них,жены их склоняли в язычество-и вот ослабел народ,попал в рабство к египтянам.
То,что наши бабушки и даже мамы выходили замуж девушками-благодаря этому у нас еще приличное здоровье,чего уже не сказать о наших детях....Не знаю-надо ли что-то там запрещать современной молодежи...Все идет из семьи-если ребенок видит в ней пример верности и целомудрия родителей,их почитания Закона Божьего-ему не придется что-то запрещать.А что первые чувства самые сильные и могут быть прекрасным стартом для счастливой семейной жизни-думаю никому доказывать не надо.
надежда может быть для конкретного человека. а эволюция чего может быть? или кого? вспомните древнюю историю (Ветхий Завет) - там оч.много поучительного для наших дней, возможно, и ответ на свой вопрос там тоже найдете.
по поводу статьи, как абориген мегаполиса, могу сказать так. да! шум этот действительно инфернальный.
волею судеб я оказалась в почти что деревне - небольшом (после мегаполиса) городе с деревенскими, по сути, привычками и людьми. я первые полгода - надышаться не могла от СВОБОДЫ. Я только тут поняла - насколько сильно мегаполис давит на человека, перемалывает его (да он и заточен на это).
эта мегаполисная жизнь прививает определенные привычки - делать все бегом - иначе - не успеешь. молитвы тоже бегом, в дороге...
все в этом мире взаимосвязано - потому и шум от нас идет и мы - от шума устаем... хотим мы этого или нет.
По рассказу Светланы, о том, какими были наши предки (невинные девушки, скромная одежда и тд) у меня возник вопрос. Как вы полагаете, тот разврат, который выдается теперь за норму, это деградация или наоборот такая трудная эволюция? Поясню. Если вы считаете, что по каким-либо причинам стало хуже (революция, советчина, жадный материализм) и ведет к дальнейшему ухудшению душевного здоровья общества, то это деградация.
Но ,может быть, достигнув дна, этак по Достоевскому, попробовав все запретные плоды и узнав, какие они по сути гадкие, мы снова вернемся к былой невинности, но только уже добровольно, по желанию, не по закону (как раньше), а по велению сердца. ? Тогда сегодняшний период служит эволюции.
Что думаете, есть надежда?
Что касается проблем цивилизации и большого города, я думаю, что цивилизация нам дала столько плюсов все-таки, что можно и заплатить за них минусами. Ну вот пример по-женски, из 4 случаев родов моих подруг, три случая с осложнениями, кесарево и прочее. Кто знает, остались бы они и их детки живы, если б не достижения цивилизации. А прививки - сколько раньше умирало людей, особенно детей.
А свалить шум в душе на шум за окном, это проще всего, только и в тайге наши проблемы пойдут за нами. Поэтому надо искать мира в душе в первую очередь.
...женщины с покрытыми головами, в одеждах по-запястье, и по-щиколотку... Примерно так же, как сегодня одеты мусульманки. И примерно так же, как одевались деревенские женщины хотя бы до войны...
... мужчины - с бородами...
День начинается не с кофе под телевизор, а с молитвы...
и заканчивается так же. Немногословие и не праздность, а не кричащая реклама с табло, журналов, баннеров, и жадный, алчный, ненасытный досуг с ресторанами, турами, тусовками и сплетнями... Сначала - крест и поклон иконам, а потом приветствие хозяевам. Сначала венчание, а потом брак. Самая страшная угроза при обмане и недобросовестной сделке - это "стереть в порошок", т.е. простить долг записанный (!!!) мелом, передав взыскание в вечность! Сейчас даже представить себе такое невозможно.
Фашисты, осматривая девушек, угнанных на работы в Германию были поражены тем, что у русских все девушки девственны! Еще не так давно сквернословие считалось преступлением. Еще совсем недавно, лет 20-30 назад можно было увидеть эти звезды, услышать эту тишину, этот природный ритм в простых советских колхозах...
Сейчас все это кажется фантастикой...
Византию, колыбель нашей веры, жаль и над Константинополем
сейчас тоже мог бы плыть колокольный звон, но увы...
А наш мир таков, каков он есть и он прекрасен, и люди все мы хорошие,"вот только квартирный вопрос нас испортил".
Да, не было интернета. Но сколько клеветы вынес святой! Вплоть до того, что некотоые фразы в его проповедях сейчас считаются вставками с цель опорочить его!
И о какой тишине идет речь? Интриги двора и клира. Постоянные труды. Увещевание императора, императрицы. Он крестил детей Аркадия и Евпраксии - будущего императора Феодосия младшего и Галлу, которая прославлена своим мавзолеем в Равенне. Он увещевал раскольников и соединял церковь в раздорах. Он разбирался с делом "долгих братьев" - монахов, ввыгнанных из Египта - и с интригами Феофила Александрийского.
Наконец, вой завоевателей вестготов, ужасающих своей жестокостью, раздавался совсем недалеко от столицы.
Поверьте, дорогие братья и сестры, это забот поболее, чем у нас, привычно жалующихся на бесконечную суету
не оставлю вас сиротами приду к вам.
Еще немного и мир уже не увидит Меня
а вы увидите Меня
ибо Я живу и вы будете жить.
Если забыть шепот придворных и внешних интриг с участием Египта, если забыть о распрях и ересях. О периодически слетавших тут и там головах. А так - да, действительно, без машин.
Колоссальная разница в стиле жизни и пропасть между нашим и святых отцов способом существования заключается не в разнице времен, тяжесть человеческого греха была всегда (а то и поболее), перечитайте Евангелие.
Разница в том, что настолько сильна вера Святых Отцов, что решались они оставить свою семью, детей, дом, друзей, "карьерный рост", город и т.п. и отдавались единственному истинному делу верующего человека - служению Богу. Уверена и сегодня есть такие.
А мы, давайте, не будем слабоверие наше пытаться оправдать вечной суетой. Молиться надо и душой трудиться, что бы хоть капельку веры такой обрести и, даст Бог, на Святую Гору не на "каникулы" будем ездить и не будет для нас неизбежного конца и слов "вынужден был"...
Простите меня, если словом обидела кого.
P.S.
...И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
Многие же будут первые последними, и последние первыми...
Мк 10:31; Лк 13:30
Обличает других, а сам развёз пустую болтовню,фантазия разигралась.Похоже на рекламу самого себя с привлечением святого Иоана Златоуста.