Уроки на дом

Время, в которое мы живем, справедливо названо информационным. Это выражение, судя по всему, будет лишь накапливать аргументы в пользу своего права дать эпохе имя. Информации много – причем во всех областях, – и доступ к ней открыт, но почему не утихают горькие жалобы на то, что уровень образования неизбежно падает?

Казалось бы, мы должны становиться умнее, наши познания должны быть шире. Вместо этого люди пишут с такими ошибками, словно никогда не ходили в школу. Сплошь и рядом так некрасиво говорят, так коряво излагают свои мысли, что становится ясно – они не читают книг, не любят и не умеют думать. Их толком ничему не научили. Если они свечи, то их никто не зажег. Если же они глыбы мрамора, то никто не угадал в них контуры спрятанной скульптуры.

И это может иметь отношение даже к обладателям диплома о высшем образовании. Диплом у человека есть, – а может и не один, – а говорить с ним не о чем. Кислая ситуация.

В этих условиях самое время отнестись к образованию, преподаванию, школьному обучению, как к христианскому подвигу. Кто-то из архиереев Сербской Церкви, обладатель светлого ума и золотых уст, говорил, что все три слова – образование. просвещение, воспитание – имеют христианский смысл и христианское происхождение.

Образование – это не напичкивание знаниями головы, но просветление помрачившегося в человеке образа Божия. С потемневшей иконой можно сравнить человека, а образование – с очищением и реставрацией потемневшего лика.

Воспитание происходит от слова «питать», «кормить», и нельзя, говоря о воспитании, умалчивать и о Хлебе, сошедшем с небес, и о «чистом словесном молоке, необходимом для возрастания во спасение». (См. 1 Пет. 2:2)

Ну а «просвещение» рождено словом «свет», одним из главных слов Нового завета. Если мы не дадим себя запутать в понятиях, то Светом будем именовать Господа Иисуса Христа. «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1:4)

У слова «свет» есть, конечно, и другие смыслы, от бытовых до научных. Но нужно поостеречься называть просвещением то горделивое и самодовольное поглощение знаний, которое свойственно мировоззрению, лишенному веры.

Есть некие виды земной мудрости, которыми может кичиться человек, но к которым применимо слово Евангелия: «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6:23)

И Иустин Попович говорил, что человек, вооруженный знаниями, но лишенный сострадания и нежности, есть законченный демон.

В наше время все хорошее существует благодаря незаметным, но героическим усилиям скромных подвижников. Такова ситуация везде: и в образовании, и в медицине, и в науке, и в армии. Все живет и держится не системой, а человеком; не отработанной процедурой, а творчеством и любовью.

Что-то подсказывает мне, что так было всегда. Причем не только у нас. Но я «всегда» не жил, – я живу сейчас. А сейчас дело обстоит именно так. Не на плечах Атлантов, а на плечах незаметных подвижников, влюбленных в свое дело, держится небесный свод. Поэтому в жизни нашей все зависит от всех. Людей, от которых ничего не зависит, и которые ни за что не отвечают, нет в природе.

В борьбе за мозги и души учащихся, за невинность детских снов и светлость юных порывов все тоже будет зависеть далеко не от одного Министерства Образования. Хороший преподаватель (мы говорим о них – «учитель от Бога») будет зажигать учеников своим неравнодушием и глубоким знанием предмета. Хороший родитель будет заново читать вместе с ребенком учебник истории за седьмой класс и физики за второй. Хороший родитель будет стараться избежать двух крайностей, а именно: не будет спускать с чада шкуру за плохие отметки, но и не будет пускать учебу ребенка на полный самотек.

Дети наши толком никому не нужны, кроме их родителей и хороших педагогов. Поскольку родители всякими бывают, то стоит добавить: хороших родителей и хороших педагогов. Вот эти и священника в школу позовут. Без них ему трудно в классе появиться, а если они захотят, то никто не запретит и не помешает.

А вообще жалко, что дети не ценят школьные годы. Жалко, что и сами мы в бытность школьниками пропустили мимо ушей большую часть преподаваемых учений. Лишних знаний не бывает. Эту прописную истину стоит писать большими буквами и использовать в социальной рекламе. В мои школьные годы один смешной, но любимый всеми учитель преклонных лет говорил нам – непоседливым слушателям, следующие слова: «Каждый день вы приходите в школу с одним запасом знаний, а выходите с большим. Даже если вы не особо внимательны, вы все равно узнаете что-то новое. Это очень радостно»

Слова эти я тогда запомнил, но то, что пополнение копилки знаний связано с радостью, понял гораздо позже. Очень хочется, чтобы это поняли пораньше те, у кого еще буквально вся жизнь впереди. Ума не приложу, как им помочь, но помочь очень хочется.

А вообще, это прекрасное дело – начало учебного года. Все прекрасно: и начавшаяся осень, и банты, и цветы, и перепуганные глазки первоклассников, и запах краски в отремонтированном классе, и сочинения на тему «Как я провел лето».

Жизнь продолжается, дети рождаются, вырастают, за парты садятся и ручки тянут – отвечать хотят. Надо помочь им, надо защитить их, надо не дать им скиснуть и заплесневеть.

Хороший учитель, хороший родитель и позванный вами священник, на вас вся надежда.

Протоиерей Андрей Ткачев

1 сентября 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Евгения26 сентября 2011, 11:55
Вот, почему в школах нужны священники. Я, к примеру знаю, чувствую, что образование, знания, грамотность та же - очень важные и нужные вещи, но не нахожу слов, чтобы парировать высказывания вроде: "Ну какая разница, грамотно написано или нет, - ты же поняла, в чём смысл" или "Ну и что, что он не знает, чем каменный уголь от нефти отличается, зато он начальник и получает много".

Детям подготовленный человек должен объяснить, что действительно важно в жизни и, главное, ПОЧЕМУ. И не только детям: некоторые родители, помнится, одобряли, к примеру, идею оставить в старших классах 4 обязательных предмета, а остальные объядинить в группы и дать ученикам возможность выбрать по одному (!) предмету из каждой группы: либо русский, либо литература; либо физика, либо химия... Родители, сами родители, писали, что их дети итак перенапрягаются, готовясь к поступлению в ВУЗ, и зачем, к примеру, ребёнку литература (!!!), если он готовится на мехмат.

Общество потребления обречено на гибель, поэтому, хотя бы, своих детей мы просто обязаны воспитать людьми, а не покупателями.
Людмила 5 сентября 2011, 21:33
Моим оппонентам.Мне 49 лет,у меня 2 взрослых детей.Один учится в унив-те,дочь закончила институт.Я ни в коем случае не оспариваю взгляды о.Андрея,тем более,что они мне близки и понятны.Но то,о чем я пишу-Реальные примеры из жизни.Просто,когда дети видят,что сейчас все в нашей жизни строится на деньгах.И какая разница между бедными и богатыми,плюс мобилки,компьютеры и др."заморочки".Большинство хотят стать "успешными","продвинутыми",но не как просвещенными в нашем,православном смысле.
Сергей 4 сентября 2011, 20:14
Спасибо, отец Андрей, за все Ваши статьи. Полезны знания, однако и незнанье обижать не будем, спасение наше не в знаниях, а в милости. Некоторые православные кичатся своими знаньями, говорят, что без них нельзя - это очень глупо и смешно. А если смиренно - тогда всё к добру идёт, на служение Богу и людям. Сам я хотел в своё время ВО получить - не вышло, хотя коллежд закончил на отлично. Несколько попыток сделал - не вышло. Значит, не надо, за гордыню Бог не помог. Не главное это. Хорошо, но не главное.
православный 4 сентября 2011, 20:07
Спаси, Господи!
Олег 4 сентября 2011, 00:01
К комментарию Людмилы: мне тоже нравятся статьи о. Андрея. А вот мой личный опыт работы в коммерческих структурах говорит о том, что ведущие роли занимают здесь люди, как минимум неглупые и, более того, весьма неглупые. И чем больше уровень знаний и образования человека, тем больше у него шансов занять ведущее положение в компании. Причем я не говорю даже про "профи"-области, такие как IT и так далее. Я говорю о таких, казалось бы "туманных" областях, как маркетинг и менеджмент. И чем крупнее и значительнее компания - тем более применимо к ней это правило - необходимость профессионализма и интеллекта. Я жалею, что в свои учебные годы пропустил мимо некоторые области знаний - теперь приходится наверстывать. Все надо делать в свое время - когда появляются семья и дети, и при сильной профессиональной загруженности - учеба дается большим трудом.
Учитесь, пока есть время! И не придется тогда ходить на поклон к "тупым одноклассникам" и получать работу за взятки и по знакомству. Наоборот, за вами будут ходить и просить - поработать у них!
Впрочем, это я все про мирское. Духовное важнее, конечно, кто спорит? Но пусть про духовное скажет человек духовный.
Владимир 3 сентября 2011, 23:24
1."И Иустин Попович говорил, что человек, вооруженный знаниями, но лишенный сострадания и нежности, есть законченный демон". Вот и ответ , почему уровень образования неизбежно падает, иначе, тогда останутся одни демоны, волчцы и тернии, но не срок, ибо будет духовное возрождение, но для того чтобы возродиться, это как солнцу воссиять из глубины тьмы, потому падение неизбежно, но когда все скажут хорошо, но это будет говорить плоть о достатке материальном и пище тленной, тогда верно плохо, ибо сытость по плоти, как и материальная - не помышляет о пище духовной.
Владимир 3 сентября 2011, 23:24
2.Образование хорошо, но все должно быть в меру, как и у каждого дары различны, и пока не возросли духовно, как апостол Павел говорит:" нам все еще нужно словесное молоко, а не твердая пища". Так и в образовании многие имеют ни одно высшее образование, а в духовном плане ,и, в глубокой старости, остаются на уровне младенца. Во всем должна быть равномерность, и в образовании тоже, иначе будем пить кофе на луне, а в духовном плане останемся на уровне младенцев. Но дело всей жизни ни кофе на луне попить, а познать себя. Себя познать, познать Бога, познать Бога познать и имя Его, познать имя Его - иметь жизнь вечную. За легкостью статьи, сказанной на полуслове, скрывается глубокий смысл. А хороший и плохой понятие растяжимое, как и любовь душевная и духовная разные полюса, но с Богом - все на пользу.
Владимир 3 сентября 2011, 21:33
Мысли хорошие, статья понравилась!
Один только недочет: насколько я помню, во втором классе нету физики:)
Станислав 3 сентября 2011, 10:02
Мне 57 лет. В свое время я с отличием закончил институт, но так сложилась моя жизнь, что я проработал на шахте 27 лет простым электрослесарем. Однако я никогда не пожалел о полученном мной образовании. Многое помогло мне стать высококвалифицироыанным специалистом на своем месте. А уменее всему учиться с серьезным подходом к любому делу(а ведь учимся мы всю свою жизнь) осталось от того подхода к учебе. И не будет дела, которого не смог бы освоить такой человек. А как это все помагает в жизни! И как больно встречать некомпетентных специалистов. Можно, конечно, и так жить, только как, в этом случае жить в мире с совестью, а, главное, как отвечать будем перед Богом?
Вера 2 сентября 2011, 19:09
Людмила, какие грустные вещи Вы пишете - "А способные,но бедные дети просто будут за копейки вкалывать на тупых бывших одноклассников". Одно радостно - что это неправда:)
Умные дети, поверьте, до сих пор поступают на бюджет, и еще в вузе их способности, активность, творческий порыв бывают замечены работодателями - нужно только не лениться показать себя. И дальше карьера идет своим чередом - редко, конечно, кому везет без блата прыгнуть сразу и высоко, но, если действовать разумно и планомерно, то, с Божьей помощью, в любые времена удается постепенно "подняться".

Есть еще такая категория детей - вроде и не тупые, но звезд с неба не хватают, "активничать" стесняются, творчеством заниматься ленятся... И да, вот они действительно пополняют ряды недовольных жизнью подчиненных у тупых начальников - "чьих-то" деток. Но мы-то, православные, не должны и не имеем права лениться, стесняться, бояться показаться белыми воронами, и детей, значит, так же должны учить - своим примером, т.е.
Действуйте, объясните разницу детям - они поймут, если правда умные и достойны хорошей работы, надо только не опускать рук, не терять надежду.
С уважением.
Сергей 2 сентября 2011, 18:42
Людмиле.
Сколько Вам лет и сколько о.Андрею? У него кругозор пошире будет. Поверьте, он не витает в облаках. Просто не надо зацикливаться установками сегодняшнего дня и уподобляться "тупым бывшим одноклассникам". То что сегодня так, не значит, что через 5 лет будет также. Есть ценности, провереные временем, о них и говорит о.Андрей и о их стяжании. А для стяжания человеку отпущен очень короткий срок. Вместо стяжания можно и "болду гонять", полагаясь на деньги и связи родителей. Только деньги и связи первые предатели в нашем мире.
Александр Бутов (г. Москва) 2 сентября 2011, 11:30
Спаси Господи, отец Андрей.

Вы сказали (и даже особо подчеркнули): "Лишних знаний не бывает."
И далее, к сожалению (моему), добавили: "Эту прописную истину стоит писать большими буквами и использовать в социальной рекламе."

Практически уверен, что Вы, батюшка, со мною согласитесь в ином:
Если еще раз вчитаться в эту фразу "Лишних знаний не бывает", отдельно от контекста (а именно так, т.е. отдельно от него, она, скорее всего, и отложится в головах и сердцах многих НЕЗАМЕТНО для них самих), то окажется, что это - не просто ложный посыл, а, не побоюсь этого слова, ДУШЕВРЕДНЫЙ, который в контексте статьи батюшки почти или, судя по предыдущим откликам, совсем не заметен.
И соответственно его (посыла) смысловое завершение ("Эту прописную истину...") приобретает особую остроту, но уже со знаком "минус".

Почему я в этом уверен?
Хотя, наверное, это уже понятно, но для ясности всё же поясню: с виду благая мысль о том, что лишних ЗНАНИЙ не бывает, сродни (хотя и не явно, не очевидно) лукавой и пагубной мысли о том, что в жизни надо ВСЁ (самомУ, самОй) попробовать, всё УЗНАТЬ, т.е. и хорошее, и плохое...

Очень хочется надеяться, что отец Андрей, один из моих любимых авторов, прочитает то, что изложено выше, и не обидится.

Храни его Господь.
И прошу его святых молитв о мне грешном.
Анна 2 сентября 2011, 10:33
Огромное Вам спасибо, батюшка, за очередную замечательную статью. Ваш учитель сказал: «Как радостно, что сегодня мы знаем больше, чем знали вчера». И это, действительно, так. А какое богатство открывает нам Православие – это неисчерпаемый кладезь знаний! Желающим подучиться, рекомендую православный интернет курс http://pravkurs.ru/. Это особенно будет полезно и интересно начинающим свой путь к Богу и не только им. Волнующимся мамам о будущем своих чад, советую неустанно молиться, и Господь все устроит. Проверено на собственном опыте и опыте близких людей.
Людмила 2 сентября 2011, 09:23
Прочитала Вашу статью и заныло сердце. Мы с Вами единомышленники, но " наивные идеалисты". Я учитель, всю жизнь стремлюсь к творческой работе,ученики любят, ценят. А вот сама система современного образования к творчеству не располагает, только препятствия чинят вышестоящие чиновники, а угодливые исполнители ещё сильнее всё портят. Говорить об этих проблемах можно бесконечно, ибо их не счесть.Конечно в школе должны работать харизматичные и любящие детей люди, высокие знания преподавателя тоже необходимо поставить в этот же ряд. К сожалению, в наших школах таких людей можно по пальцам считать, и пусть на меня не обижаются учителя, но это чистая правда. А коль такая ситуация в нашей системе образования,то и получаем мы с вами соответствующих учеников:малообразованных, жестоких,корыстных,лицемерных и т.д.
P.S. Хороший священник в школе не помешает, знаю такие учебные заведения. Но ведь его присутствие в них зависит от главы-директора.Там, где директор школы сотрудничает с представителем церкви, там большие дела делаются. Простите за многословие.
Анна 2 сентября 2011, 02:12
образование - это одно из немногих вещей в современном мире, на которые очень даже можно повлиять, по крайне мере в отдельно взятой семье. именно благодаря тому самому информационному времени. образно говоря у каждого современного родителя есть лопата, удобрения и семена, с помощью которых можно получить урожай. дело лишь за малым - вскопать, засеять удобрить... то есть прилагать усилия - учить, воспитывать, наставлять. но давайте будем откровенны - мы все плачем, плачем и - НИЧЕГО не делаем. прошу прощения у тех, кто делает. кто внимательно смотрит, прежде чем дать ребенку книжку ( у нас нет цензуры - среди детских журналов столько безобразия!). прошу прощения у тех, кто посмотрит современный мультик прежде чем отвести на него ребенка... у тех, кто организует время ребенка так, чтобы он был занят - а не слонялся по улицам. да это очень трудно. да, возможно это не даст желаемых плодов. но ""молиться надо, как будто от человека ничего не зависит, но при этом прилагать максимальные усилия, как будто от тебя всё зависит"". тогда мы будем знать, что сделали все что могли - а остальное в руках Божиих...
Александр 2 сентября 2011, 00:41
Хорошая статья. Спокойно-добрая и позитивная. Спасибо.
Татьяна Валерьевна 2 сентября 2011, 00:19
О. Андрей, спаси Вас Господь! У меня просто нет слов, так точно Вы выразили картину нашей современности!
Я сама после университета 3 года работала учителем в гимназии, но желание преподавать пропало буквально за первый месяц((( Моя география оказалась мало кому интересна (2004 год, мобильные телефоны как раз стали нормой даже для первоклашек, поэтому большинство детей предпочитали на уроках играться новыми "игрушками"). Но даже в том темном царстве проблескивали единичные лучики света, которыми я теперь горжусь!!!
Уважаемая Анна из Луганска! Вы не правы в том, что учителя не считают себя ответственными за воспитание детей, просто многие из них устали "сеять разумное, доброе, вечное" и впоследствии видеть, что родители учат противоположному. И если учитель говорит, что сигареты и алкоголь - это плохо, а папа или даже мама (что в сотню раз хуже) курит или каждый день пьет пиво - то кого ребенок быстрее послушает??? И так во всем. Большинство родителей сейчас озабочены тем, чтобы повкуснее накормить, помоднее одеть и купить дитяти мобилку пошикарнее, а о том, когда сын или дочь в последний раз книжку в руки брали (не по программе) - предпочитают не спрашивать. Я уж молчу о том, в каких компаниях дети проводят свободное время((((((
Прихожанка 1 сентября 2011, 23:49
Интересно, не далее, чем сегодня, в так называемый "День знаний" пришла в голову простая и радостная мысль: что, вероятно, первые Святые, в том числе и Отцы, составившие молитвы и тексты Богослужений - "Пастыри и Учители Церкви", просвещаясь в молитве Богообщением, пытались передать, полученные таким образом, познания о Боге, о устройстве мира и отношениях. И, от восхищения полнотой Премудрости Божественного Разума, воспевали Святую Троицу в более понятных для "землян" аллегориях. Так, вероятно, была устроена "первая" христианская система образования :)
Прошу прощения за сумбурность.

Почти год регулярно участвовала в церковных службах, включая будни, т.к. пела на клиросе. Обратила внимание на то, что более ранние каноны, особенно древние, - более емкие по своему содержанию, хотя просты в изложении, по сравнению с более поздними, составленными по описательному принципу, длинными и многословными.
Читатель 1 сентября 2011, 23:11
Как точно: "образование" - от слова "Образ". И, выходит, что без восПИТАНИЯ и проСВЕщения, оно, по-определению, не может быть полным!
Образ Божий - Троица Святая Единосущная и Животворящая. В Образе Исуса Христа, Сына Божия, запечатлелась вся Троица: и Отец, и - Дух Святый.
Поразительно! Троичность присутствет и в этом важном жизненном процессе - ОБРАЗования ... человеческой личности.

Потому и получается, что система образования, сложившаяся в советский период, заведомо не могла дать этой Тройческой ПОЛНОТЫ своим воспитанникам, т.к. отрицая Бога - отрицали СВЕТ, без которого невозможно просвещение. Вот и выковывала эта безбожная система "образ" горделивого самолюбца, воспитанного, дословно, "во тьме безбожия". И это неудивительно. Ведь кого можно "вырастить" по этой явно "усеченной" схеме? В отсутствие солнечного света и тепла на земле ничего не вырастет: "Зеленая планета" превратится в холодную луну. Есть-ли жизнь на Марсе?... Все, до йоты, закономерно ...
Спасибо, Батюшка, Вам за просвещение! :)
Наталья 1 сентября 2011, 23:11
Дорогая Людмила!
По-моему, вы пропустили самые главные слова в статье отца Андрея: ХОРОШИЙ родитель, ХОРОШИЙ учитель и приглашённый священник (эти три -- опять Троица!) -- вот на кого надежда. Настроение, выраженное в вашем комментарии, называется унынием, с таким настроением вообще ничего не добьёшься, боритесь с ним и постарайтесь видеть в жизни всё-таки больше хорошего. Помогай вам Бог.
В конце этого года мне предстоит стать бабушкой -- молю Господа о даровании мне разума и терпения в воспитании будущего (надеюсь и верю) христианина.
Очень понравилась идея создания пришкольного храма. Думаю, что не такая уж она и неосуществимая.
Поздравляю всех с началом нового учебного года.
Людмила 1 сентября 2011, 21:10
Мне нравятся статьи о.Андрея,их всегда читаешь с интересом.Но,где-то в глубине меня все-таки возникают сомнения.То,что пишет о.Андрей-это то,к чему надо стремиться,как должно быть.Но,то что я вижу в жизни совсем не так.Когда моя дочь училась в старших классах,у них было всего 2-3 успешных ученика.Когда я спросила у самих детей почему так,они ответили,что "напрягаться" нет смысла,потому что поступать будут все равно на платный.Как после и случилось.Работу(пристижную или хотя бы непыльную) получают тоже за деньги или по знакомству.А способные,но бедные дети просто будут за копейки вкалывать на тупых бывших одноклассников.Увы,наши доводы о том,что надо учиться вызывают у детей усмешку.
Дмитрий Бор. 1 сентября 2011, 20:53
Мир твоего сердца

Звёзды в птиц превращаются днём.
В людях скрыты большие миры.
Каждый мир, как в матрёшке, скрывает себя.
До поры…не окрепнув пока…
Остаётся для всех незамеченный…
Набирает он силу вселенной своей,
Чтоб потом, проявить на Земле
Всё что знает, чему он наученный.

Разглядеть, и направить с любовью
Дорогой прямой: К Свету! К Богу! К Добру!
Вот задача отцов, матерей, воспитателей и учителей.
Тех, кто знает: какие миры, превращая в Людей,
Должны вспыхнуть в сердцах их детей.

7 февраля 2011.
...

Дмитрий Бор
Надежда 1 сентября 2011, 20:49
Хорошая статья. Жаль, что про образование в университете мало пишут священники. Хотя, может, я просто не находила такие статьи. Я учусь на переводчика. Нас считают за "элиту" университета и воспитывают во многих гордость. Вообще вся система образования построена на сплошном соперничестве: "никому не помогайте", "будьте первыми","ты лучший(ая) и старайся, чтобы тебя никто не догнал", словом, идите по головам других к "успеху"... Есть преподаватели, которые открыто матом ругаются на студентов и срываются по поводу и без... Хотелось бы больше православных преподавателей, которые бы видели в студентах Образ Божий. Помоги Господи.
Елена 1 сентября 2011, 16:01
В предыдущем своем посте-обращении к Вадиму я выразилась неправильно. Прошу прощения. Я хотела сказать, что молитва - основа, но и конкретные действия также необходимы. Необходимо сочетание молитвы и дела.
Алла 1 сентября 2011, 15:32
Золотые слова,Андрей..И статьи протоиерея Андрея Ткачева все замечательные,актуальные.Хорошо бы было не просто приглашать духовных лиц в образовательные учреждения,а чтоб при школах устраивать небольшие храмы (по типу больничных при больницах),хоть кабинет какой переделать..по просьбам неравнодушных педагогов и родителей.Ведь дети - наше будущее.
Анна, Луганск 1 сентября 2011, 15:17
Вадим, Бог нам дал свободу выбора, как правильно заметили здесь. И обстоятельства жизни. А что выбрать в этих обстоятельствах - добро или зло - зависит уже от человека, и это главный труд всей жизни - отличать добро от зла и выбирать именно добро для своих ПОСТУПКОВ. Поступки - вот из чего состоит ВСЁ, сама жизнь, которая держится на человеке, по словам о. Андрея. Мы как единый организм, где ни один орган не может существовать самостоятельно и все зависят от всех.
А в школе родители ответственность за учебу возлагают на учителей, учителя на родителей и считают, что воспитание в их обязанности не входит. Они тоже, видимо, поддерживают мнение, что от них ничего не зависит...

Коммунисту: золотые Ваши слова!

непонятно только, что же делать: продолжать биться лбом о стену, гнуть свою линию терпеливо и надеяться на то, что ребенок вырастет хотя бы порядочным человеком? о знаниях даже и не говорю...(спрашиваю как мама)
Вера Алексеевна 1 сентября 2011, 13:58
Вадим! Поговорку " На Бога надейся,но и сам не плошай!" не мы придумали. Бог помогает тому, кто делает что-то полезное, а не ждет, когда свалится манна небесная. Так и родителям: дают они свое время детям, молятся - Бог их никогда своей помощью не обделит.
Спасибо протоиерею Андрею Ткачеву за статью. Так просто и доступно - о главном!
Елена 1 сентября 2011, 13:54
Спасибо,отец Андрей, Вы сами являетесь для многих светом просвещения. Каким образом можно пригласить в школу священника при существующей системе школьного образования, при почти полном отсутствии хороших родителей и учителей в Вашем понимании, которых самих не коснулся Свет?
Коммунист 1 сентября 2011, 11:51
Процесс падения уровня образования является общемировым.
Мировая буржуазия заинтересована в воспитании безвольных и малодумающих потребителей, которыми легко управлять.
Андрей 1 сентября 2011, 11:23
Уважаемый Вадим. Если всё зависит только от Бога, будем пить и веселиться. Ведь наше спасение тогда тоже от нас вообще не зависит. И человек за себя в таком случае не отвечает. Зачем тогда нам Страшный Суд? Какой спрос с нас, грешных "смиреннословов"? Легко свою лень и непонимание сути вещей прикрывать пустыми словами. Один святой сказал, что молиться надо, как будто от человека ничего не зависит, но при этом прилагать максимальные усилия, как будто от тебя всё зависит. Статья отца Андрея хорошая и не видно, чтобы он кого-нибудь судил.
Елена 1 сентября 2011, 11:07
Вадиму: молитва без дел - мертва.
Спасибо, отец Андрей.
Алексей 1 сентября 2011, 11:03
Вадим прав. Лучше поститься, молиться и слушать радио Радонеж.
Юлия 1 сентября 2011, 10:05
Откуда нам знать, на что полагает Господь этому пойти?? Нам всегда говорят, человеку Бог дал свободу, в том числе выбора, так вот и выбирать надо между плевелами зёрна. И с помощью родителей и учителей и духовников. Спаси Господи!
Вадим 1 сентября 2011, 07:57
Что то вы всё про хороших педагогов и родителей, и про то что всё на людях держится. А я вам вот что скажу: всё на Боге держится и зачем судить. Что толку от знаний и богатсв когда Бог не полагает всему этому пойти на добро. Давайте лучше помолимся.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×