Казалось бы, мы должны становиться умнее, наши познания должны быть шире. Вместо этого люди пишут с такими ошибками, словно никогда не ходили в школу. Сплошь и рядом так некрасиво говорят, так коряво излагают свои мысли, что становится ясно – они не читают книг, не любят и не умеют думать. Их толком ничему не научили. Если они свечи, то их никто не зажег. Если же они глыбы мрамора, то никто не угадал в них контуры спрятанной скульптуры.
И это может иметь отношение даже к обладателям диплома о высшем образовании. Диплом у человека есть, – а может и не один, – а говорить с ним не о чем. Кислая ситуация.
В этих условиях самое время отнестись к образованию, преподаванию, школьному обучению, как к христианскому подвигу. Кто-то из архиереев Сербской Церкви, обладатель светлого ума и золотых уст, говорил, что все три слова – образование. просвещение, воспитание – имеют христианский смысл и христианское происхождение.
Образование – это не напичкивание знаниями головы, но просветление помрачившегося в человеке образа Божия. С потемневшей иконой можно сравнить человека, а образование – с очищением и реставрацией потемневшего лика.
Воспитание происходит от слова «питать», «кормить», и нельзя, говоря о воспитании, умалчивать и о Хлебе, сошедшем с небес, и о «чистом словесном молоке, необходимом для возрастания во спасение». (См. 1 Пет. 2:2)
Ну а «просвещение» рождено словом «свет», одним из главных слов Нового завета. Если мы не дадим себя запутать в понятиях, то Светом будем именовать Господа Иисуса Христа. «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1:4)
У слова «свет» есть, конечно, и другие смыслы, от бытовых до научных. Но нужно поостеречься называть просвещением то горделивое и самодовольное поглощение знаний, которое свойственно мировоззрению, лишенному веры.
Есть некие виды земной мудрости, которыми может кичиться человек, но к которым применимо слово Евангелия: «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6:23)
И Иустин Попович говорил, что человек, вооруженный знаниями, но лишенный сострадания и нежности, есть законченный демон.
В наше время все хорошее существует благодаря незаметным, но героическим усилиям скромных подвижников. Такова ситуация везде: и в образовании, и в медицине, и в науке, и в армии. Все живет и держится не системой, а человеком; не отработанной процедурой, а творчеством и любовью.
Что-то подсказывает мне, что так было всегда. Причем не только у нас. Но я «всегда» не жил, – я живу сейчас. А сейчас дело обстоит именно так. Не на плечах Атлантов, а на плечах незаметных подвижников, влюбленных в свое дело, держится небесный свод. Поэтому в жизни нашей все зависит от всех. Людей, от которых ничего не зависит, и которые ни за что не отвечают, нет в природе.
В борьбе за мозги и души учащихся, за невинность детских снов и светлость юных порывов все тоже будет зависеть далеко не от одного Министерства Образования. Хороший преподаватель (мы говорим о них – «учитель от Бога») будет зажигать учеников своим неравнодушием и глубоким знанием предмета. Хороший родитель будет заново читать вместе с ребенком учебник истории за седьмой класс и физики за второй. Хороший родитель будет стараться избежать двух крайностей, а именно: не будет спускать с чада шкуру за плохие отметки, но и не будет пускать учебу ребенка на полный самотек.
Дети наши толком никому не нужны, кроме их родителей и хороших педагогов. Поскольку родители всякими бывают, то стоит добавить: хороших родителей и хороших педагогов. Вот эти и священника в школу позовут. Без них ему трудно в классе появиться, а если они захотят, то никто не запретит и не помешает.
А вообще жалко, что дети не ценят школьные годы. Жалко, что и сами мы в бытность школьниками пропустили мимо ушей большую часть преподаваемых учений. Лишних знаний не бывает. Эту прописную истину стоит писать большими буквами и использовать в социальной рекламе. В мои школьные годы один смешной, но любимый всеми учитель преклонных лет говорил нам – непоседливым слушателям, следующие слова: «Каждый день вы приходите в школу с одним запасом знаний, а выходите с большим. Даже если вы не особо внимательны, вы все равно узнаете что-то новое. Это очень радостно»
Слова эти я тогда запомнил, но то, что пополнение копилки знаний связано с радостью, понял гораздо позже. Очень хочется, чтобы это поняли пораньше те, у кого еще буквально вся жизнь впереди. Ума не приложу, как им помочь, но помочь очень хочется.
А вообще, это прекрасное дело – начало учебного года. Все прекрасно: и начавшаяся осень, и банты, и цветы, и перепуганные глазки первоклассников, и запах краски в отремонтированном классе, и сочинения на тему «Как я провел лето».
Жизнь продолжается, дети рождаются, вырастают, за парты садятся и ручки тянут – отвечать хотят. Надо помочь им, надо защитить их, надо не дать им скиснуть и заплесневеть.
Хороший учитель, хороший родитель и позванный вами священник, на вас вся надежда.
Детям подготовленный человек должен объяснить, что действительно важно в жизни и, главное, ПОЧЕМУ. И не только детям: некоторые родители, помнится, одобряли, к примеру, идею оставить в старших классах 4 обязательных предмета, а остальные объядинить в группы и дать ученикам возможность выбрать по одному (!) предмету из каждой группы: либо русский, либо литература; либо физика, либо химия... Родители, сами родители, писали, что их дети итак перенапрягаются, готовясь к поступлению в ВУЗ, и зачем, к примеру, ребёнку литература (!!!), если он готовится на мехмат.
Общество потребления обречено на гибель, поэтому, хотя бы, своих детей мы просто обязаны воспитать людьми, а не покупателями.
Учитесь, пока есть время! И не придется тогда ходить на поклон к "тупым одноклассникам" и получать работу за взятки и по знакомству. Наоборот, за вами будут ходить и просить - поработать у них!
Впрочем, это я все про мирское. Духовное важнее, конечно, кто спорит? Но пусть про духовное скажет человек духовный.
Один только недочет: насколько я помню, во втором классе нету физики:)
Умные дети, поверьте, до сих пор поступают на бюджет, и еще в вузе их способности, активность, творческий порыв бывают замечены работодателями - нужно только не лениться показать себя. И дальше карьера идет своим чередом - редко, конечно, кому везет без блата прыгнуть сразу и высоко, но, если действовать разумно и планомерно, то, с Божьей помощью, в любые времена удается постепенно "подняться".
Есть еще такая категория детей - вроде и не тупые, но звезд с неба не хватают, "активничать" стесняются, творчеством заниматься ленятся... И да, вот они действительно пополняют ряды недовольных жизнью подчиненных у тупых начальников - "чьих-то" деток. Но мы-то, православные, не должны и не имеем права лениться, стесняться, бояться показаться белыми воронами, и детей, значит, так же должны учить - своим примером, т.е.
Действуйте, объясните разницу детям - они поймут, если правда умные и достойны хорошей работы, надо только не опускать рук, не терять надежду.
С уважением.
Сколько Вам лет и сколько о.Андрею? У него кругозор пошире будет. Поверьте, он не витает в облаках. Просто не надо зацикливаться установками сегодняшнего дня и уподобляться "тупым бывшим одноклассникам". То что сегодня так, не значит, что через 5 лет будет также. Есть ценности, провереные временем, о них и говорит о.Андрей и о их стяжании. А для стяжания человеку отпущен очень короткий срок. Вместо стяжания можно и "болду гонять", полагаясь на деньги и связи родителей. Только деньги и связи первые предатели в нашем мире.
Вы сказали (и даже особо подчеркнули): "Лишних знаний не бывает."
И далее, к сожалению (моему), добавили: "Эту прописную истину стоит писать большими буквами и использовать в социальной рекламе."
Практически уверен, что Вы, батюшка, со мною согласитесь в ином:
Если еще раз вчитаться в эту фразу "Лишних знаний не бывает", отдельно от контекста (а именно так, т.е. отдельно от него, она, скорее всего, и отложится в головах и сердцах многих НЕЗАМЕТНО для них самих), то окажется, что это - не просто ложный посыл, а, не побоюсь этого слова, ДУШЕВРЕДНЫЙ, который в контексте статьи батюшки почти или, судя по предыдущим откликам, совсем не заметен.
И соответственно его (посыла) смысловое завершение ("Эту прописную истину...") приобретает особую остроту, но уже со знаком "минус".
Почему я в этом уверен?
Хотя, наверное, это уже понятно, но для ясности всё же поясню: с виду благая мысль о том, что лишних ЗНАНИЙ не бывает, сродни (хотя и не явно, не очевидно) лукавой и пагубной мысли о том, что в жизни надо ВСЁ (самомУ, самОй) попробовать, всё УЗНАТЬ, т.е. и хорошее, и плохое...
Очень хочется надеяться, что отец Андрей, один из моих любимых авторов, прочитает то, что изложено выше, и не обидится.
Храни его Господь.
И прошу его святых молитв о мне грешном.
P.S. Хороший священник в школе не помешает, знаю такие учебные заведения. Но ведь его присутствие в них зависит от главы-директора.Там, где директор школы сотрудничает с представителем церкви, там большие дела делаются. Простите за многословие.
Я сама после университета 3 года работала учителем в гимназии, но желание преподавать пропало буквально за первый месяц((( Моя география оказалась мало кому интересна (2004 год, мобильные телефоны как раз стали нормой даже для первоклашек, поэтому большинство детей предпочитали на уроках играться новыми "игрушками"). Но даже в том темном царстве проблескивали единичные лучики света, которыми я теперь горжусь!!!
Уважаемая Анна из Луганска! Вы не правы в том, что учителя не считают себя ответственными за воспитание детей, просто многие из них устали "сеять разумное, доброе, вечное" и впоследствии видеть, что родители учат противоположному. И если учитель говорит, что сигареты и алкоголь - это плохо, а папа или даже мама (что в сотню раз хуже) курит или каждый день пьет пиво - то кого ребенок быстрее послушает??? И так во всем. Большинство родителей сейчас озабочены тем, чтобы повкуснее накормить, помоднее одеть и купить дитяти мобилку пошикарнее, а о том, когда сын или дочь в последний раз книжку в руки брали (не по программе) - предпочитают не спрашивать. Я уж молчу о том, в каких компаниях дети проводят свободное время((((((
Прошу прощения за сумбурность.
Почти год регулярно участвовала в церковных службах, включая будни, т.к. пела на клиросе. Обратила внимание на то, что более ранние каноны, особенно древние, - более емкие по своему содержанию, хотя просты в изложении, по сравнению с более поздними, составленными по описательному принципу, длинными и многословными.
Образ Божий - Троица Святая Единосущная и Животворящая. В Образе Исуса Христа, Сына Божия, запечатлелась вся Троица: и Отец, и - Дух Святый.
Поразительно! Троичность присутствет и в этом важном жизненном процессе - ОБРАЗования ... человеческой личности.
Потому и получается, что система образования, сложившаяся в советский период, заведомо не могла дать этой Тройческой ПОЛНОТЫ своим воспитанникам, т.к. отрицая Бога - отрицали СВЕТ, без которого невозможно просвещение. Вот и выковывала эта безбожная система "образ" горделивого самолюбца, воспитанного, дословно, "во тьме безбожия". И это неудивительно. Ведь кого можно "вырастить" по этой явно "усеченной" схеме? В отсутствие солнечного света и тепла на земле ничего не вырастет: "Зеленая планета" превратится в холодную луну. Есть-ли жизнь на Марсе?... Все, до йоты, закономерно ...
Спасибо, Батюшка, Вам за просвещение! :)
По-моему, вы пропустили самые главные слова в статье отца Андрея: ХОРОШИЙ родитель, ХОРОШИЙ учитель и приглашённый священник (эти три -- опять Троица!) -- вот на кого надежда. Настроение, выраженное в вашем комментарии, называется унынием, с таким настроением вообще ничего не добьёшься, боритесь с ним и постарайтесь видеть в жизни всё-таки больше хорошего. Помогай вам Бог.
В конце этого года мне предстоит стать бабушкой -- молю Господа о даровании мне разума и терпения в воспитании будущего (надеюсь и верю) христианина.
Очень понравилась идея создания пришкольного храма. Думаю, что не такая уж она и неосуществимая.
Поздравляю всех с началом нового учебного года.
Звёзды в птиц превращаются днём.
В людях скрыты большие миры.
Каждый мир, как в матрёшке, скрывает себя.
До поры…не окрепнув пока…
Остаётся для всех незамеченный…
Набирает он силу вселенной своей,
Чтоб потом, проявить на Земле
Всё что знает, чему он наученный.
Разглядеть, и направить с любовью
Дорогой прямой: К Свету! К Богу! К Добру!
Вот задача отцов, матерей, воспитателей и учителей.
Тех, кто знает: какие миры, превращая в Людей,
Должны вспыхнуть в сердцах их детей.
7 февраля 2011.
...
Дмитрий Бор
А в школе родители ответственность за учебу возлагают на учителей, учителя на родителей и считают, что воспитание в их обязанности не входит. Они тоже, видимо, поддерживают мнение, что от них ничего не зависит...
Коммунисту: золотые Ваши слова!
непонятно только, что же делать: продолжать биться лбом о стену, гнуть свою линию терпеливо и надеяться на то, что ребенок вырастет хотя бы порядочным человеком? о знаниях даже и не говорю...(спрашиваю как мама)
Спасибо протоиерею Андрею Ткачеву за статью. Так просто и доступно - о главном!
Мировая буржуазия заинтересована в воспитании безвольных и малодумающих потребителей, которыми легко управлять.
Спасибо, отец Андрей.