Ерофеев говорил, что на Руси все знают, как употреблять политуру и как очищать денатурат. А вот Пушкина не знают и не читают. Ерофеев ерничал. Но иногда правду можно, только ерничая, сказать.
Пушкин точен и изящен. Он не из гранатомета стреляет, а делает мушкетерские выпады, и поражает точку, а не площадь. Мне нравится его цитировать. И так мне удивительна ненависть к нему, что слов нет! Обида душит. Обида и недоумение. Потом являются слова.
Отвечаю. Автор в городе живет, в той самой тюрьме с гирляндами, где на ужин – макароны. Чего он хочет? Если бы он знал, чего. Любви хочет, в Рай хочет. Еще он хочет, чтоб дети ему глаза закрыли, а не наоборот, не дай Бог! Автор хочет, чтобы людям было о чем думать наедине, и разговаривать, когда они собираются вместе. Хотя автор и вырос в городе, по степени наивности он – дитя природы. Как чукча.
***
Как же смешон человек! Как он глуп и прекрасен!
Я живо представляю себе того милого, доброго чукчу из анекдота, который «с высокой думой на челе» стоял у кромки Ледовитого океана. На вопрос, о чем он так задумался, он отвечал, что его очень волнует Гондурас. Ну, волнует его детское воображение политическая обстановка в этой мятежной и далекой стране, где нет ни снега, ни оленей, о которой он недавно лишь узнал из газетной заметки. Вам смешно? Мне – да. Но смешно здесь сочетание тревоги со словом Гондурас, а сама тревога чукчи умилительна.
Он смешон, этот житель холодных просторов, но в нем есть сердце, есть сострадание и отзывчивость на мировую скорбь. А вот я стою такой же грустный и смотрю не на холодный океан, а на воду, текущую из крана. Спросите, что меня тревожит? Я вам честно отвечу. Меня тревожат православные люди. Не все, но некоторые. По имени они – хранители Истины и служители Ее. Но по факту они так часто грубы, глупы и, что хуже всего, враждебны знанию, что оторопь овладевает мною. А потом оторопь сменяется содроганием.
Зачем мы часто относимся к Православию так, словно оно – тяжелая дубина, полученная по наследству и предназначенная для сокрушения несогласных? Неужели истина подобна Прокрустовому ложу, на котором обрубают длинных и растяжением увечат коротышек? Неужели она не бальзам, не свет и не жизнь, а что-то раздраженное, надрывное, больное?
***
На скрипке в храме не играют. Это всем известно. Но неужели на этом основании позволено, взяв инструмент за «шейку», треснуть им без жалости о каменную стену? «Нет, нет! Не позволено!», – надеюсь, закричите вы. «Скрипка изящна, ее голос приникает в душу глубже иных голосов! Весь мир слышал о Гварнери и Страдивари! Не позволено!»
Я согласен с вами, но верите ли вы, что множество людей найдется среди нас, согласных на варварство – вслушайтесь – из «духовных побуждений». Есть множество среди нас открытых и скрытых врагов всего, что не вмещается в специфический разум «ложного подвижничества». Не знаю, станут ли они непременно рубить топором всякий рояль или обливать кислотой картины в Третьяковке, но плохо скрытое презрение к искусству, философии и поэзии живет во многих. И многие оправдывают эту добровольную дикость «духовностью».
***
Достается больше тем, кто на виду. Например – Пушкину. Записали человека навеки в развратники, произнесли, так сказать, окончательный суд, и – все. Можно спокойно не читать ничего из лучшего поэта, писавшего по-русски. Вот и этот добрый, и несомненно хороший человек с благородными намерениями так отозвался на мою статью с пушкинскими цитатами: «Анализировать развратника и прелюбодея Пушкина, называющего себя пророком – это конечно очень благодатная почва для православной апологетики в широком смысле!» Дальше зачем-то приплел Баркова.
Позвольте, но лучшие умы Церкви не оставляли без пристального внимания творчество Пушкина, с тех пор как он осветил небосклон русской речи! Его творчество анализировали, критиковали и изучали святители, философы, писатели. Критиковали и изучали, но не отметали с презрением! У нас полным-полно развратников, да и мы сами из них же (от них же первый есмь – аз, так ведь?), но у нас не полным-полно Пушкиных. Это очевидно, но почему-то не понятно.
Я говорю об этом еще и потому, что сам грешил подобными мыслями. Моему сердцу очень даже известна та скопческая строгость, в которой главное место занимает любовь к осуждению и «самоствятство». Кто книг не жег, воцерковляясь? И кто об этом после не жалел?
Невдомек еще мне было, что грехи известных людей отличаются от моих грехов, во-первых, всего лишь степенью огласки. Развратничает-то весь мир. Но про разврат какой-нибудь Марии Ивановны известно только Петру Семеновичу, да дюжине соседок. А разврат Пушкина известен всему миру, благодаря целой науке – пушкинистике.
Как-то нужно сделать усилие над собой и понять, что не за половые шалости автора в быту мы любим те или иные книги, а за совсем иное, чему иногда и имя подобрать трудно.
Здесь, правда, есть другая опасная грань – творчеством оправдывать любые гадости. Вот этого быть не должно. Мне неприятны воспоминания, скажем, А. Кончаловского, где он запросто, как о «сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне» повествует о своих половых опытах. Нате, мол, откровения гения. До чего же отличается от этих спокойных повествователей эпохи вседозволенности, терзаемый совестью, анафематствованный Толстой, когда мучительно рассказывает о грехах своей юности и молодости!
Нет, гнусен человек, достигший творчеством известности, и позволяющий себе вслух и спокойно (!) порассуждать о нарушении им всех заповедей, и 7-й – в первую очередь. То, что стыдно – стыдно, и грязь смывается слезами, а не стихом и не мемуарами. Иногда – и слезами, и стихом, как у того же Александра:
И с отвращением читая жизнь мою
Я трепещу и проклинаю
И горько сетую, и горько слезы лью…
***
Его нельзя не читать. С ним нужно познакомиться. А то у нас одни с Библией знакомы только по мультику «Суперкнига», а другие – с Пушкиным только по школьной хрестоматии. На этом фундаменте и рассуждения с осуждениями строят. Научиться читать Пушкина (равно как Ахматову, Мандельштама или Пастернака) тяжело. «Поэтическая неграмотность ни в коем случае не совпадает ни с грамотностью обычной, то есть с умением читать буквы, ни даже с литературной начитанностью». Это сказал Мандельштам. Далее он же: «Поэтическая неграмотность чудовищна. Сказанное сугубо относится к полуобразованной интеллигентской массе, зараженной снобизмом (курсив мой), потерявшей коренное чувство языка, в сущности уже безъязычной, аморфной в отношении языка». Это – статья «Выпад» из раздела «О Поэзии»
Шестоднев Бытия, Псалтирь Давида и Песня Песней это ведь тоже поэзия. Поэзия вообще ближе к религиозному откровению, чем, скажем, наука. Об этом Шмеман в дневникам обмолвился. Так может ли бесчувственность к поэзии не отразиться на нелюбви к слову вообще и Слову Божьему в особенности? Не может. Здесь тоже, кстати, варварству удобно при желании отмахнуться грехами писателей: Моисей убил египтянина, Давид к убийству Урии присоединил прелюбодеяние. А про Соломона просто помолчим. Так ли? Если так, то мы далеко зайдем, коль не зашли уже.
***
У коммунистов «паровоз вперед летел». У их предтеч «корабль плыл в будущее». С этого корабля предлагалось сбросить Пушкина, Толстого, Достоевского.
Вот, что пишет Алексей Крученых – идеолог и деятель футуризма – в своих воспоминаниях. «Собрались, кажется, у Бурлюка на квартире, писали долго, спорили из-за каждой фразы, слова, буквы. (Это о Манифесте «Пощечина общественному вкусу»)
Помню, я предложил: «Выбросить Толстого, Достоевского, Пушкина».
Маяковский добавил: «С Парохода современности».
Кто-то — «сбросить с Парохода».
На дворе - декабрь 1912 года. Сами посчитайте, сколько осталось до обстрела большевиками Московского Кремля.
Вас не пугает одинаковое отношение к классике у тех, кто считает себя православным, и у тех, кто открыто и без страха богохульствует? Меня пугает. Те – сбросить с парохода. А эти – зачем читать анафему-Толстого, развратника Пушкина и каторжника-эпилептика Достоевского? Какое жуткое тождество интуиций у представителей таких разных идеологий! Надо бы вести себя иначе, а ответ «как?» опять можно поискать в поэзии. Волошин бы сказал:
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
***
Эмпирический человек состоит из костей, крови, слизи, не до конца переваренной пищи, перхоти, запаха изо рта. Какое уж тут творчество? Но «сокровенный сердца человек, драгоценный пред Богом» (См. 1 Пет. 3:4 ) красив и на творчество способен. О нем и нужно говорить. Его, как непогасший огонек под пеплом, нужно раздувать, а не гасить. Ради человека с Небес Сын Божий сошел! Сошел спасти, а не дополнительно унизить.
***
Я очень радуюсь, когда нахожу любимые строчки в нелюбимых авторах. Вот не люблю я творчество Евтушенко в целом, но многое по частям люблю у него. И хорошо мне от этой любви. От этих прикосновений души к душе осуждать не хочется. И Вознесенского я тоже в целом не люблю. Как-то даже органически. А вот это у него люблю:
Человек на 60 процентов из химикалиев,
на 40 процентов из лжи и ржи…
Но на 1 процент из Микеланджело!
Поэтому я делаю витражи.
С армейских времен помню эти слова, прочитанные на последней странице толстого журнала, забыл – какого.
***
Не любите Пушкина и не восторгайтесь им. Вы это делать не обязаны. Восторгайтесь закатом и рассветом, первым снегом и детской улыбкой, опадающим кленом и цветущей вишней. Но найдите что-то у Пушкина, что внезапно кольнет вас в середине груди, и родит слезу в уголке глаза. Найдите эти строчки, чтобы вам перевести дух и сказать: «Надо же…»
То, что вас кольнет, будет от Бога. Оно сделает вас лучше. А грехи… Грехи у всех, причем – тяжкие
***
Если честно, то будучи эгоистом, я вообще не умею любить. Не научился еще. Это мой грех. Заповедь о любви к Богу и ближнему обличает меня и страшит своей высотой. Чукча из анекдота, тревожащийся о Гондурасе, во сто крат лучше нас - городских снобов и мнимых обладателей истины. Он о других переживает.
А мы? Немая жизнь без красоты и мысли, вот что всюду бросается в глаза.
И ненавидим мы, и любим мы случайно
Ничем не жертвуя ни злобе, не любви…
И поэзия одной строчкой ставит диагноз, без которого больного невозможно лечить.
Поэзия в этом глухонемом преддверии ада тем хороша, что дарит язык и слово онемевшему духовному калеке, и калека начинает говорить о себе, о глубине своей подаренными словами. Он узнает себя и тайну свою в сказанном кем-то.
***
Как интересно: читаешь по привычке, читаешь от нечего делать, по рабочей необходимости, из любопытства, из желания когда-то высказать свои познания, еще из тысячи подлых и мелких причин, и вдруг – встрепенулся, обрел смысл, и вместе с ним – голос! Об этом тоже сказано у нелюбимого мною в целом, но уважаемого в частях, Вознесенского:
Но тут моё хобби подменяется любовью.
Жизнь расколота? Не скажи!
За окнами пахнет средневековьем.
Поэтому я делаю витражи.
Его стихи и в солнце, и в буране,
В пустом, наполненном стакане,
На море, в озере, в реке...
И славой предков, как и он, горжусь,
Своё "самостоянье"защищаю смело,
Дружить, Любить я у него учусь!
Как он, люблю слова: "свобода", "дело"!
По смерти ты лишь заискрился-
И просветлённая душа
Взлетела в Вечность не спеша...
Душа в телесной оболочке
Томилась в мире без Любви...
В твоих исканиях нет точки,
Пока мы чтим Труды твои!
А господину Ерофееву не стоит говорить о всех, уж если у него такие друзья, что с Пушкиным не знакомы, ему я сочувствую, но, как говориться - с кем поведешься...
Лично мне кажется, что это натуральное мракобесие (ну а как еще можно называть такие вещи?). Даже большевики не додумались отнести произведения Марка Твена к "вредной литературе".
Лично я считаю, что это натуральное мракобесие (ну а как еще называть такие вещи?). Даже большевики не додумались объявить произведения Марка Твена вредной литературой.
Негодующий брат Сергий! Объясни этот парадокс? И подскажи как отсюда выбраться.
Спишите это на мою гордыню... А у меня душа болит...
Да, а у нас в городе, например, первый памятник Пушкину установлен в XIXв, а др.- в наше время, в честь 200-летия со дня рождения поэта.
Но случается, что подсолнечник перестает поворачиваться к солнцу, тогда опытные в этом деле говорят, что он начал портиться, в нем завелся червь, надо его срезать.
Душа, алчущая оправдания Божия, подобно подсолнечнику, стремится, тянется к Богу, Источнику света; если же перестала искать Его, следовательно, такая душа гибнет».
Преподобный Нектарий говорил о себе:
«Я к научности приникаю».
Старец занимался географией, математикой, изучал иностранные языки, латынь. В единственный час отдыха, после обеда, он читал Пушкина или народные сказки. Мог прочитать наизусть Пушкина и Державина. Как-то сказал: «Многие говорят, что не надо читать стихи, а вот батюшка Амвросий любил стихи, особенно басни Крылова». В первую же очередь советовал читать святоотеческую литературу, жития святых, а самым главным считал чтение Священного Писания:
«Все стихи в мире не стоят строчки Божественного Писания».
От себя ничего, цитаты из статьи Ольги Рожнёвой "О науке".
Выражение "Quod licet Jovi non licet bovi" с детства вертится на языке (после мультика про Икара), но осмыслить его в применении к повседневности я ещё не пытался. Отношение к Александру Сергеевичу в этом плане - отличный медиатор.
Взвешенная и мудрая позиция. Ещё одно напоминание о том, что грехи и свои и чужие - это глубокая личная трагедия и болезнь.
Иду от обратного: может быть, чтобы меньше смущаться чужими грехами, нужно попытаться разглядеть в ближнем "Пушкина"?
Ещё раз спасибо.
"Бог сотворил человека по образу и подобию Своему; следовательно, сотворил его совершенным образом Своим. Человек БЫЛ отпечатком Божества не только по существу своему, но и по нравственным качествам - по премудрости, по благости, по святой чистоте, по ПОСТОЯНСТВУ в ДОБРЕ. Зло или недостаток не могли иметь никакого места в человеке; несмотря на свою ограниченность, он имел полноту сходства с Богом. Полнота сходства необходима была для того, чтобы человек удовлетворял своему НАЗНАЧЕНИЮ - назначению БЫТЬ ХРАМОМ ВСЕСОВЕРШЕННОГО БОГА." (Святитель Игнатий Брянчанинов, "СЛОВО О ЧЕЛОВЕКЕ")
Не мне, грешному, судить творчество поэтов нашей трагичной современности, но когда пастырь ослеп ("он узнает себя и тайну свою в сказанном кем-то") и не имеет Любви ("будучи эгоистом, я вообще не умею любить"), когда в подсознание пасомых постоянно вдалбливается, что А.С.Пушкин - "развратник", Ф.М.Достоевский - "катожанин-эпилептик", а на пути к Совершенству дается "странный" ориентир: "то, что вас кольнет, будет от Бога. Оно сделает вас лучше", считаю необходимым указать на опасность этого "Оного" мировоззрения, так как некоторые, например Мария_2013-01-10, уже восторгаются чужими ошибками (грехами)!
- к великому сожалению отец Андрей ИСКРЕННЕ проповедует унию и русофобию, поэтому ему милей страстная молитва в католическом храме (статья "ПАРИЖ") чем строки Александра Сергеевича Пушкина:
"Отец людей, Отец Небесный!
Да имя вечное Твое
Святится нашими сердцами!
Да прийдет Царствие Твое,
Твоя да будет Воля с нами,
Как в небесах, так на земли!
Насущный хлеб нам ниспошли
Твоею щедрою рукою,
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Своих детей;
Не ввергни нас во искушенье
И от лукавого прельщенья
Избави нас..."
ВИТАЛИЮ(2013-01-14): "...ВОЗЗОВЕТ КО МНЕ, И УСЛЫШУ ЕГО; С НИМ ЕСМЬ В СКОРБИ, ИЗМУ ЕГО И ПРОСЛАВЛЮ ЕГО; ДОЛГОТОЮ ДНЕЙ ИСПОЛНЮ ЕГО И ЯВЛЮ ЕМУ СПАСЕНИЕ МОЕ."
Благослови, душе моя, Господа. Господи, Боже мой, возвеличился еси зело. Во исповедание и в велелепоту облеклся еси.
Одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо, яко кожу.
Покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню.
Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный.
Основаяй землю на тверди ея, не преклонится в век века.
Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь,
да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе.
Вы пишите: " ...всё больше убеждаюсь: чем более радикальны суждения человека, тем он, простите, более невежествен."
______________________________________________________________
Я приведу Вам вполне радикальное для "интеллигентов" мнение св. Иоанна Кронштадтского, который говорит, что театр -- язычество, и что даже нравственные с виду пьесы -- от сатаны.
Св. Иоанн Кронштадтский пишет:
" Театр усыпляет христианскую жизнь,уничтожает её,сообщая жизни христиан характер жизни языческой."
"Театр - школа мира сего и князя мира сего — диавола; а он иногда преобразуется и в ангела светла, чтобы прельщать удобнее недальновидных, иногда ввернет, по-видимому, и нравственную пьеску, чтобы твердили, трубили про театр, что он пренравоучительная вещь..."
(Моя жизнь во Христе. Москва. 2002. "Благо". Страница 514. Заметка 998.)
Вы считаете отца Иоанна "невежественным" ???
Ведь "и то - грех и это - грех", как жить то? Надежда и лучик света, вот ощущения после того как прочла вашу статью. Еще раз спасибо!
Игорю: Спасибо за предложение, но искать и читать Дунаева не буду. Несколько лет назад слушал по радио - не произвело особого впечатления.
Мне, например, интересно и поучительно читать ответы иеромонаха Иова (Гумерова) в разделе "Вопросы священнику".
И ели бы он высказался по поводу необходимости появления такой статьи на данном сайте и её содержании, для меня это было бы важно.
Да, у святых есть такие слова, что если увидишь юношу молниеносно возносящегося на небеса - стяни за ногу его оттуда, но, выяражаясь языком гиперболы. который вы так любите, слов "и отбей дубиной охоту возноситься на небеса" нет. Литература подымает только до уровня пояса, а выше - только Бог. Если же человека привязать к культуре как чему то "неимоверно высокму" то он не взмоет в небо вообще. Полусится такой себе идолопоклоник-культуропоклонник
Не создавайте кумиров в т.ч. из Пушкина.
И по поводу "сжигать", жаль, не успел Сергеевичь сжечь о кишках поповских наматываемых, эх жаль, лучше бы сжог, как жаль что и Набоков своего гимна педофилии не сжег
Друзья, кто-нибудь знает, где хранятся все статьи о.Андрея?
Я себе книгу небольшую купил по публикациям на этом портале, но там далеко не все.
это адрес сайта прихода где служит о. Андрей, все его проповеди во время служб можно послушать тут:
http://www.agapitluka.com.ua/index.php?id=15&album=1&limit=1
Это адрес сайта почитателей о. Андрея, которые собирают все, что могут найти,Божией помощи вам.
http://www.andreytkachev.com/
Мы, русские, владеем таким бесценным кладом - русской литературой, и разбрасываться этим богатством ни в коем случае нельзя. Кстати, недавно я перечитала "Анну Каренину" и увидела настоящее христианское произведение: как тонко и верно в этой книге показан путь от нравственной чистоты к бездне греха. Надо отличать, за что был анафематствован Толстой, где начинаются его ошибки и в чём они состоят.
Что же касается сжигания книг, то лично я - правда, не сожгла, а выкинула на помойку - "Забавное Евангелие", "Галерею святых" и "Гаргантюа и Пантагрюэля". И очень жалею, что отнесла в библиотеку, а не отправила туда же двухтомник безбожника Гейне.
Мне кажется, насчет клеветы на Бога в приведенных стихах Вознесенского - это вы уж слишком.
Апостол Павел цитирует даже языческих авторов, говоря не о природе, и даже не о душе, а о Боге (Деян. 17: 28): "Вначале Павел приводит строки, приписываемые критскому поэту Эпимениду (ок. 600 г. до Р.Х.), из его «Cretica»: «Ибо в тебе мы живем и движемся и существуем». Затем он цитирует «Гимн Зевсу» Клеанта (331–233 гг. до Р.Х.) и киликийского поэта Арата (ок. 315–240 гг. до Р.Х.), из его «Phaenomena»: «...мы Его и род»". (Ист. Женевская Библия с комментариями).
Думаю все согласятся, что авторы были язычниками и вообще не верили в единого Бога.
Православные всегда были образованнее всего мира, хочется сохранять добрую традицию. Читайте больше святых отцов и не приписывайте им своих личных поверхностных суждений.
З. Ы.
Уважаемые комментаторы, потрудитесь прочитать статью "Беседы на святки" преподобного Варсонофия Оптинского на этом же сайте перед тем, как говорить громкие фразы о ненужности святым, а следовательно и всем нам, классической литературы.
Я уже не говорю о чтении произведений древних святых отцов богословов...
Спасибо, отец Андрей, за эти слова. Очень хорошо и мудро сказано.
А что касается причин такой нелюбви к Пушкину, которую Вы описываете, то я попытаюсь обьяснить пару моментов. Во-1), в советских школах нам, так сказать, подавали Пушкина не только как великого поэта, но и как этический авторитет. То есть, как бы, ВСЕ, что в жизни сделал Пушкин, было прекрасно, возвышенно и недоступно для любой критики. Во-2), очень неприятная вещь - двойные стандарты. То есть, когда Пушкин волочился за чужими женами, провоцировал семейные и скандалы и издевался над обманутыми мужьями - это милая шалость Нашего Всего и способ добычи поэтического вдохновения. А когда то же самое произошло в его собственной семье - то это чернейшее из зол, преступление против человечества и т.п. Точка зрения, что великому поэту (гениальному писателю, знаменитому актеру и прочее) позволено больше, чем простому неталантливому смертному, жива и сейчас, и по-моему это мерзко. Я думаю, что нынешнее стремление назвать кошку кошкой - естественная реакция на такое многолетнее вранье и лицемерие. Другое дело, что это не вся правда. Да,Пушкин грешил, но и каялся, а потом, все мы тоже грешники, и делать вид, что Пушкин вот так опарафинился, а мы в белых одеждах и руки ему не подадим... тоже как-то не очень уместно.
Бога возлюбить возможно, только возлюбив ближнего своего! МИР тебе и дому твоему!
"ЕСЛИ Я ГОВОРЮ ЯЗЫКАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ И АНГЕЛЬСКИМИ, А ЛЮБВИ НЕ ИМЕЮ, ТО Я - МЕДЬ ЗВЕНЯЩАЯ ИЛИ КИМВАЛ ЗВУЧАЩИЙ.
ЕСЛИ ИМЕЮ ДАР ПРОРОЧЕСТВА, И ЗНАЮ ВСЕ ТАЙНЫ, И ИМЕЮ ВСЯКОЕ ПОЗНАНИЕ И ВСЮ ВЕРУ, ТАК ЧТО МОГУ И ГОРЫ ПЕРЕСТАВЛЯТЬ, А НЕ ИМЕЮ ЛЮБВИ, - ТО Я НИЧТО.
И ЕСЛИ Я РАЗДАМ ВСЕ ИМЕНИЕ МОЕ И ОТДАМ ТЕЛО МОЕ НА СОЖЖЕНИЕ, А ЛЮБВИ НЕ ИМЕЮ, НЕТ МНЕ В ТОМ НИКАКОЙ ПОЛЬЗЫ." (1Кор., XIII, 1-3)
МАРИИ(2013-01-10): Не надо вслед за Вознесенским клеветать на Бога! В человеческом назначении - СТО процентов добра! Господь не творил зла! Человек ПРИЗВАН быть совершенным (по образу и подобию).
ЕЛЕНЕ(2013-01-11): Мнение отца Андрея (как бы ему или Вам этого не хотелось) не является мнением Русской Православной Церкви!
МАРИНЕ(2013-01-11): "читать и перечитывать постоянно" рекомендуется, особенно в "последние времена", СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ и труды святых отцов Церкви, чей духовный опыт и наставления подтверждены семью вселенскими соборами.
СОФЬЕ(2013-01-11): "о.Андрей, Вам спасибо за тему, каждое слово в цель!" - Дерзну перевести дословно то, что Вы написали: "БОЖЕ СПАСИ о.Андрея ЗА ТО ЧТО ДУША В МОЕМ СЕРДЦЕ УБИТА" (цель поражена каждым словом)!
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Они летят на Землю с высоты.
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.
Глаза таких божественных посланцев
Всегда печальны и верны мечте.
И в хаосе проблем их души вечно светят тем
Мирам, что заблудились в темноте...
Для меня эта песня Игоря Талькова не только о Викторе Цое, но и о Пушкине, Лермонтове, Есенине, Высоцком, о самом Игоре.
Пушкин давал нам представление хоть о каких-то христианских понятиях, когда мы были (в большинстве)были советскими некрещеными пионерами, и уже за это ему огромное спасибо. И Вам спасибо, отец Андрей, за то, что заступились за Александра Сергеевича!
Смущает.
Сначала прочитал статью, сильно смутился..., перечитал, прочитал часть комментариев, и смущение только увеличилось, переходя в возмущение...
Т.е. надо читать анафемствованного Толстого?
Церковь определила его писательскую проповедь, как зло, а мы хотим в этом зле получше разобраться? С добром и истиной у нас все в порядке - разобрались?
И те христианские святые мученики, которые крушили языческих идолов, то бишь произведения искусства, были просто варварами?
И это футуристы больше духовно виноваты в революции 1917 года, а не Лев Толстой, как "зеркало русской революции"? И оптинские старцы, которые просили своих духовных чад перестать читать светскую литературу, тоже варвары?
Неужели не душевредно чтение Толстого и Евтушенко, и после него можно нормально молиться?
Неужели строчка гениального Пушкина "и в мой жестокий век восславил я свободу..", зная контекст, не есть указание на опасность (духовную поврежденность) светского искусства?
Неужели нельзя сказать, что искусство отделенное от христианства, есть в конечном счете (рано ли поздно) зло, культивирование и услаждение своих страстей (предмет искусства - страсти человеческие), и зачем ступать на эту опасную дорогу?
Прошу прощения у автора, если его чем задел, но со статьей я категорически не согласен. Проблема есть,но это, по-моему, не решение.
Не удержусь от ехидной улыбки над воцерковляющимся юношей, допускающим подобные посты:
А священный сан вообще не является гарантией правоверия и благочестия. Книжники и архиереи Христа распяли.
[Для безмолвника очень важно воздержание от любопытства, запечатлевающего душу впечатлениями мира сего, вводящего в него рассеянность и развлечение , которые наветуют и повреждают его молитву.]"
Святитель Игнатий Брянчанинов. Отечник.
Уважаемый БЕЗМОЛВНИК, старшим не хамите, пожалуйста, а лучше займитесь умной молитвой и от интернета на время святок воздержитесь. Это только поможет Вашему внутреннему преуспеянию.
, иначе надо прятать себя от людей, чтобы не совращать в темноту. При чем тут юбки и Пушкин? Просто наболело.
Вам для размышления:
"Поведали о блаженной деве Сарре, что она в течение шестидесяти лет , живя над рекою, ни разу не выглянула, чтобы посмотреть на реку.
[Для безмолвника очень важно воздержание от любопытства, запечатлевающего душу впечатлениями мира сего, вводящего в него рассеянность и развлечение , которые наветуют и повреждают его молитву.]"
Святитель Игнатий Брянчанинов. Отечник.
Уважаемый Игорь, Вы не знаете сколько мне лет, и когда я впервые взял в руки Евангелие.
Когда нечего ответить по-существу, начинают придумывать "неофитство" или ещё "ненависть". Св. Иоанн Кронштадтский тоже "неофит" ?
А священный сан вообще не является гарантией правоверия и благочестия. Книжники и архиереи Христа распяли.
Если так уж случилось, что мы пришли в мир МАТЕРИИ, нелепо обкрадывать себя, зажимая нос, уши, закрывая глаза, не замечать лучшего, что этот мир предлагает. Ясно, что отфильтровывать нужно и очень тщательно, в особенности все, что смотрят и читают дети..Но подарите себе "Полет над гнездом кукушки", например, и Вы увидите, что эта "пьеска" совсем не подходит под понятие "развлечение", а работает на ту же цель, что и, например, покояние - познать себя.
о.Андрей, Вам большое спасибо за тему, каждое слово в цель!
Она есть и в продаже в магазине "Сретение".
Книга бесподобная!Невозможно оторваться.Как сказала одна бабушка, получившая её в подарок к нынешнему Рождеству Христову, "её можно читать и перечитывать постоянно".
про Пушкина можно говорить какие то другие слова кроме слов
в превосходной степени. Но когда прочитала комментарии,
поняла, что это оказывается возможно! И виной этому наш век, в котором мы живем. Я думаю, что каждый человек,
способный хоть как то мыслить поймет это.
Но однажды в университете я хотела выбрать в качестве темы для эссе понимание поэзии как либерации языка и мысли у Хини и Хайдеггера. Хотя я подготовила материал, в последний момент выбрала другую тему, потому что меня в глубине души смущала биография Хайдеггера. Также несколько моих друзей являются искренними поклонниками Эзры Паунд, поклонниками до степени "ухода в его дрожащие напевы". На все их восторги я до сих пор отвечала только растерянным молчанием. Трудно подобрать иное слово, меня именно смущает его биография. Мне хотелось узнать мнение Церкви на этот счёт. В статье я нашла ответы на некоторые мои сомнения и интересные замечания для размышлений. Большое спасибо!
И вдумчивым и чутким сердцы девы
Безумных снов волненья ты поймёшь,
И от чего в дрожащие напевы
Я уходил - и ты со мной уйдёшь.
Приветами, встающими из гроба,
Сердечных тайн бессмертье ты проверь.
Вневременной повеем жизнью оба,
И ты и я - мы встретимся - теперь!
Что же делать, если личность автора неоднозначна? К Пушкину этот вопрос, конечно же, ни в коей мере не относится. Он всегда был и навсегда останется для России талантливейшим и любимейшим поэтом и писателем и неравнодушным гражданином.
{Виталий:
И все таки не понятно - можно ли слушать мне Элтона Джона и Борю Моисеева? а если да - то могу ли я советовать слушать их другим? а что ответить, если дети спросят - почему я слушаю содомитов? или каких то рокеров? не знаю, как ответить на эти вопросы в свете статьи.}
Вы, Виталий, приметивен, если очевидного не можете понять. Мелко мыслите и придераетесь. Расширяйте своё сознание, читайте книги, смотрите кино, гуляйте в парке. И тогда ответы на ваши вопросы будут для вас очевидными. Точнее, вы поймете что вопросов-то которые вы ставите в комметарии и нет вовсе.
И все таки не понятно - можно ли слушать мне Элтона Джона и Борю Моисеева?.....
Тут надо, конечно, подходить и с духовной и даже с душевной (или житейской) мудростью. Боря Моисеев - певец? Наверное, это смешно. И не надо для этото быть духовным. С Э. Джоном сложнее. Он талантлив. Я, грешным делом его слушал, будучи подростком. Тогда я и понятия не имел, что он голубой. Сейчас, после "сожхения многих книг" и "сожаления об этом", я просто отказался от его творчества без каких либо колебаний и сожалений. Я его не сужу, но слушать не буду. Есть другие достойные исполнители грехом этим на заражённые.
А статья хорошая. Спасибо автору.
А меня страшат,если честно,эти Ваши слова,о.Андрей. Как же тогда священник,который боится высоты (духовной) сможет другим показывать путь к этой Высоте,путь к Любви? Наверное,чтобы полюбить по-настоящему Бога,нужно сначала полюбить человека,увидеть в нем образ Божий,и эта любовь приведет его к любви Христовой. Переживаю и молюсь за Вас,чтобы Вы не были эгоистом,а стали добрым служителем Бога. Именно доброта сердечная делает человека счастливым и сближает его с Богом,Имя Которому - Любовь.
"ИМЯ ТЕБЕ - ЛЮБОВЬ: НЕ ОТВЕРГНИ МЕНЕ ЗАБЛУЖДАЮЩАГОСЯ;
ИМЯ ТЕБЕ - СИЛА: УКРЕПИ МЕНЯ ИЗНЕМОГАЮЩАГО И ПАДАЮЩАГО;
ИМЯ ТЕБЕ - СВЕТ: ПРОСВЕТИ ДУШУ МОЮ,ОМРАЧЕННУЮ ЖИТЕЙСКИМИ СТРАСТЯМИ;
ИМЯ ТЕБЕ - МИР: УМИРИ МЯТУЩУЮСЯ ДУШУ МОЮ;
ИМЯ ТЕБЕ - МИЛОСТЬ: НЕ ПРЕСТАВАЙ МИЛОВАТЬ МЕНЯ".
Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Спаси Вас Господи, за статью - эмоциональную, литературно интересную, узнаваемо авторскую. Должна, к сожалению посетовать: скоро Пушкина не будут ни ругать, ни цитировать, ни восхвалять; да и не только Александра Сергеевича, но и других упомянутых вами в статье авторов. Почему? Да потому что литература, чтение выстригаются из системы ценностей, вытравливаются из школьной программы. Свидетельствую (я гуманитарий, преподаватель вуза, правда, технического) и раньше студенты русскую литературу знали не ахти как, но стыдились этого; сейчас незнанием оной в основнм бравируют ("тот, кто читает, - бездельник, подзрительный симулянт и т.п."). Вот такие мои неказистые размышления. С уважением. Анна.
Автор пишет: "...плохо скрытое презрение к искусству, философии и поэзии живет во многих. И многие оправдывают эту добровольную дикость «духовностью». "
____________________________________________________________
У меня возникает вопрос: известно ли автору, что такое борьба со страстями, и зачем это нужно?
Знает ли автор , что надо подвизаться войти тесными, а не широкими вратами... Знает ли , что все христиане призваны к святости и совершенству...
Как собирается сочетать автор непрестанную молитву и подлинное покаяние с развлечением себя театральными пьесками и стихами...
Не удивляет ли автора, что театр для св.Иоанна Кронштадтского - это "школа мiра сего и князя мiра сего -- дьявола" [Моя жизнь во Христе.заметка 998].
Автор считает, что отец Иоанн Кронштадтский тоже "одичал"???
Красиво, взвешенно, прочувствованно, в меру эмоционально, совсем не заумно. Хочется, чтобы православная публицистика была такой - с очень мудрым и очень человечным лицом.
Из письма Дж. Р. Р. Толкиена: "Художественное произведение возникает вовсе не из человеческих слабостей, а из неких "незамутненных" уголков души. Современные "критики" полагают, что Бетховен обманывал заказчика и злостно третировал своего племянника. И что же? Не верю, что эти подробности имеют какое-то отношение к его музыке".
Написано в 50е годы прошлого века, а актуально и по сей день.
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен очаковских и покоренья Крыма".
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе: Что старее, то хуже.
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитей возили на поклон?
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки!!!
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!!
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!"
Спасибо Вам за Ваши статьи и Ваш душевный огонь.
А что Пушкин ? Как говорил Коровьев, все они (и Пушкин в том числе) - бессмертны !
'Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей'.
Я себе книгу небольшую купил по публикациям на этом портале, но там далеко не все.
О. Андрей, последние Ваши размышления (статьи)о жизни, о людях и Православии как-то уж очень близки ...
И кто об этом после не жалел?" ... - как точно ...а я сама себе боялась это сказать.., а вы всем.
В человеческом организме
девяносто процентов воды,
как, наверное, в Паганини,
девяносто процентов любви.
Даже если - как исключение -
вас растаптывает толпа,
в человеческом
назначении -
девяносто процентов добра.
Девяносто процентов музыки,
даже если она беда,
так во мне,
несмотря на мусор,
девяносто процентов тебя.
тоже Вознесенский))
Помилуй нас, Господи!
Спасибо Вам, отец Андрей. Это - истинное дело пастыря - пробуждать совесть и приводить к покаянию.
Я вот Блаватскую сжег - и не жалею, ибо там ничего хорошего не было и не могло быть, оккультная дрянь одна.
Есть Мир, есть Бог - они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога.
Но все в себе вмещает человек,
Который любит Мир и вери в Бога.
К творчеству А. С. Пушкина и к нему лично отношусь... также, как отец Андрей в этой статье.
А на скрипках в церквах уже теперь наверное где то и играют.
И кто об этом после не жалел?" ...
Отец Андрей, а Вы не пишете стихи?