Портос говорил

О смысле жизни говорить тяжело. Гораздо легче говорить о погоде и о футболе, хотя при неумелом ведении разговоров и эти невинные речи могут соскользнуть в метафизику и породить тревогу. Не самые ли жестокие конфликты разгораются при оспаривании различно понятой истины? Так может, нужно просто жить, не отодвигая, так сказать, занавесок? Просто жить, и всё. Вот я живу и ничего запредельного не ищу, и никого не мучаю вопросами. Просто живу…

Возможно ли это?

***

Портос говорил: «Я дерусь, потому… что я дерусь». Если бы данный персонаж не был окружен прочими тремя друзьями, оригинальными по-своему, Портосу никогда бы не стать героем. Человек, который ест, потому что ест, спит лишь потому, что спит, и живет, только потому, что живет, и ни почему более, скорее тянет на пациента специальной лечебницы, чем на героя. В случае, если он убьет и его схватят, то на вопрос следователя, почему он убил, Портос ответит: «Я убил, потому что я убил». Людей с таким образом мыслей я героями называть отказываюсь.

Нельзя «просто идти». Обычно люди ходят из пункта «А» в пункт «Б» осмысленно. Даже если человек идет или бежит на месте (на тренажере в фитнес-клубе), он идет или бежит «зачем-то», то есть ради цели. Цель есть и здесь. Она – здоровье, улучшение фигуры, полезное проведение времени и проч. Бессмысленная же деятельность есть атрибут ада, что угадали греки, заставив Сизифа бесконечно закатывать камень на гору.

Наше время – это время Портосов. Мы просто живем, потому что живем, и лучше не спрашивайте нас, зачем именно мы живем на свете. Ответа не дождетесь, а на неприятность нарваться можете. Это, собственно, и все, что я хотел сказать, но магия слова – вещь реальная и непредсказуемая. Стоило вспомнить Портоса, как из тени, не торопясь, вышли три его друга и потребовали вспомнить и о них.

***

Атос
Атос
Атос есть благородный человек, разбитый в пух жизненными неудачами, отравленный скепсисом и ищущий забвения в бранных приключениях и военном братстве. Это очень скорбный персонаж, подобный кадровому офицеру-орденоносцу, нанявшемуся в киллеры после житейской драмы.

Арамис – верующий пассионарий, в чьей душе процент авантюризма выше, чем умиление над псалмами. Он не отказывается от Бога, но и не служит Ему (как, впрочем, и большинство верующих людей). Личная обида (читайте роман) превратила Арамиса из преподавателя Библии в убийцу, и все, что держит его на свете, это мечта об уходе в монастырь.

Д’Артаньян – просто лишенный рефлексий честолюбец, очень молодой (это понятие изменилось в сроках со времен Дюма), очень недалекий и довольно смелый.

Итак, один человек не знает, зачем он живет. Человек лишь только живет (дерется, пьет, любит) только потому, что он живет, пьет, дерется и любит. Круг замкнут. Это Портос. Милейший персонаж в романе, с которым в жизни не хотелось бы находиться рядом.

Д’Артаньян
Д’Артаньян
Его противоположность – Д’Артаньян. Тот знает, чего хочет. Его изначально манят погоны, перья, аксельбанты, слава и деньги. Лишенный романтического флера, он скорее похож на дурачка, и магия писательства проявляется в том, что мы этого не замечаем.

Один знает, зачем живет, хотя цели его примитивные; другой не обременен метафизикой и просто живет, вступая в стычки, рискуя жизнью, убивая.

На противоположном полюсе четверки – двое аристократов. Один – аристократ духа (Арамис), другой – природный дворянин (Атос). Не думаю, что Дюма-отец сознательно пытался охватить все типажи людских психологических портретов в узком круге друзей-фехтовальщиков. Скорее всего, творчество оказалось более прозорливо, чем изначальный замысел автора. Творчество действительно изобразило коллективный портрет, в котором каждый найдет себя, в том случае, если он ничего не понял в Евангелии.

Благородных по происхождению среди нас мало до крайности. Никто не вертится на горошине, так что в Атосы лучше не записываться. Людей, балансирующих на грани злодейства и монашества, тоже очень не много. Они, правда, есть, и лично я их видел. Это средневековый типаж, очень экзотично и пугающе выглядящий среди буржуазного вырождения. Так что в эту категорию большие массы тоже не попадают.

А вот в Портосе и Д’Артаньяне человеку найти себя гораздо легче. Один живет просто потому, что живет. Другой лезет по карьерной лестнице, и смелость остается смелостью, а наглость – наглостью.

Нахождение себя в бессмертной четверке персонажей будет одновременно добровольно поставленным диагнозом. В способности угадать общее в частном и выразить это угаданное «общее» художественными средствами и заключается одна из тайн творчества. По крайней мере, странно бывает слышать вопросы о том, нужно ли «книги читать», после того как на твоих глазах совершается совпадение книжного персонажа со знакомым по летнему отпуску человеком. И пусть Дюма не так серьезен, как Хайдеггер или Мамардашвили, но и он отодвигает пеструю занавеску частного и открывает взору картину общего, в которой каждый может многое узнать и во многом разобраться.

***

Хотел уже во второй раз закруглить слово, но слово рвется на свободу. Слово вообще свободно.

Четыре друга различно относятся к времени. Атос живет прошлым. Прошлое для него –это и кошмар, и привычная среда обитания сердца. Арамис живем иллюзорным будущим, в котором он облачен в сутану, а темя ему холодит пробритая тонзура. Что-то подсказывает нам, что это вряд ли случится, но именно мечта о священстве позволяет Арамису дырявить живых людей и ворковать с красотками. Мечта о будущем – индульгенция нынешних грехов. И так бывает не только у мушкетеров короля.

Д’Артаньян тоже живет будущим, ради которого до крайности будоражит настоящее. В будущем он уже генерал, и значит, сегодня нужно делать то, что будет после соответствовать юности генерала. Ну, и Портос «просто живет». Он что-то думает о будущем и что-то помнит о прошлом, но живет в настоящем, как истинный мастер дзена, как рыба в воде, как пломба в зубе.

***

А женщины?

Арамис
Арамис
Атоса испепелили прожитые драмы, и на глубокое чувство он уже вряд ли способен. Его отношения с дамами скорее объясняются требованиями здоровья, что так понятно обывателю XXI века. Д’Артаньян пылок. Он – порох. Такой, влюбившись и добившись взаимности, успокоится ненадолго. Горе женщинам, которых любит Д’Артаньян, потому что его труба зовет все выше и дальше, а женщине, если она не Миледи, со стандартными мечтами об очаге, никогда не поспеть за будущим генералом. Арамис метафизичен и увертлив не только в поединках, но и в образе мыслей. Он грешит и знает, что грешит. Но он также знает, что для греха есть покаяние, которое он непременно принесет и смоет все пятна грязи с души будущими подвигами священства и целибата. Горе поэтому и тем барышням, которые с ним перешептываются. Они будут съедены, как яйца в разоренном гнезде, и то, что останется от них, будет выплюнуто, и сами имена их будут вычеркнуты со временем Арамисом из памяти, как следы «ужасного и грешного прошлого».

А вот о Портосе не получается сказать, что он любит только потому, что любит. С чувством удивления я обнаруживаю, что именно этот человек, один из всей четверки, способен полюбить и стать спокойным семьянином. Как это возможно, уму непостижимо. Но Портос действительно может (один из всех) повесить шпагу на гвоздь, наплодить детей и заняться хозяйством. Он и мужем способен быть верным.

Портос
Портос
Что же это? Ведь мы сказали вначале, что время наше есть время Портосов, то есть время бессмыслицы. И в это бессмысленное время ничто так быстро и безнадежно не рушится, как семья. Люди, не ищущие смысла ни в чем, не видят смысла и в браке. Честолюбцы, святоши и холодные развратники ходят по улицам, не снимая маскарадных масок. И только такой тип как Портос способен найти будущее в браке. У него одного и есть настоящее будущее. Всем остальным брак это – тормоз или бесплодная мечта, а ему одному – настоящая жизнь, во свете которой причуды молодости будут казаться сном.

Но это только если Портос полюбит, если избранница будет не столько сногсшибательно красива, сколько умна и добродетельна. И если друзья не засмеют его выбор, а он, из ложного стыда, не растопчет свое простое человеческое счастье. Есть много условий, при непременном соблюдении которых бессмысленный человек найдет и смысл и счастье. Но вывод, к порогу которого завело нас свободное слово, удивителен.

Семья, в своем удачном варианте, способна спасти человека от бытового идиотизма и вернуть жизни смысл. Тогда и Д’Артаньян с Арамисом и Атосом на фоне Портоса в семейном кругу признают себя проигравшими.

Протоиерей Андрей Ткачев

4 февраля 2013 г.

Комментарии
Марианна16 июля 2024, 22:05
Позвольте мне вступиться за честь Атоса ибо сей персонаж намного глубже чем кажется на первый взгляд. Вообще у меня такое впечатление, что весь роман держится на графе де Ла Фере. Особенно хорошо это видно в мушкетерах "Двадцать лет спустя". Да, он совершил великий грех, да он убил свою жену. Потом заливал свое горе и только с появлением сына Рауля, он словно приходит в себя и становится таким каким он возможно был до встречи с Миледи. Он добр, милосерден, он никого не осуждает, потому как сам чувствует вину перед Богом, он примеряет друзей, когда те по воли рока оказываются по разные стороны войны, он жалеет Мардаунта,и даже пытается сохранить ему жизнь.
Василий 6 августа 2013, 21:25
Андрею Шабельникову.
У отца Андрея есть и другая статья - "О Пушкине и его грехах". Вот она как раз и посвящена "ревнителям", во всем видящих лишь проповедь греха и на этом основании стремящимся все запретить.
Андрей Шабельников 2 августа 2013, 03:46
Уважаемый Василий, извините, действительно, это был Ваш ответ Николаю, и Ваше мнение другое.

"Том Сойер" - это еще не такая проповедь греха, как "Письма с Земли" того же Марка Твена. Но все-таки хочется, чтобы изнутри, из семьи дети получали лучшие идеалы в художественной литературе, и это запечатлевалось бы в их душах, а с остальным пусть знакомятся как с чуждым ценностям семьи, в которой они выросли.
Василий28 июля 2013, 18:00
Уважаемый Андрей Шабельников, вы невнимательно прочитали мой комментарий. Я как раз нормально отношусь к произведениям Мопассана, просто процитировал сообщение Николая, чтобы затем выразить свое несогласие с ним. И с чего вообще Николай взял, что книги Мопассана предназначены для подростков?

Одинаково люблю и Дюма, и Жюля Верна, и Майн Рида. Как я понял, для Вас и Николая Дюма и Мопассан - сплошная проповедь порока. Это Ваше личное мнение. Я так не считаю. Само время уже занесло в классику произведения этих авторов. Но кому надо - тот всегда грязь найдет. Кое-кто уже "Тома Сойера" считает проповедью греха (см. статью "Популярное безбожие" на РНЛ).
Еще раз говорю, что все мы не без пороков.
Андрей Шабельников16 июля 2013, 01:03
Василию.

Не хотелось бы уподобляться мушкетерам, добродетелей у них не так уж много, а вот пороков, в том числе дуэлей со своими же соотечественниками - предостаточно. Оправдываются как дуэли, так и блуд. Полностью согласен с Вами, что Ги де Мопассан намного хуже.

Зато мне очень нравятся книги Майн Рида и Жюля Верна, в них нет таких противоречий с христианским мировоззрением. Не нахожу в них художественной ценности.

У Мориса Дрюона в серии "Проклятые короли" сатанисты-тамплиеры выставляются праведниками, а разгромивший орден король Филипп Красивый - внук Анны Ярославны - алчным лицемером. Достаточно понять масонское происхождение романов.
Василий 8 июля 2013, 10:37
Совершенно не согласен с Андреем Шабельниковым. При желании в романах Дюма можно найти немало полезного. Неужели недостаточно того, что мушкетеры самоотверженно служат Франции и готовы пожертвовать жизнью, когда это необходимо(Портос и жертвует - за друзей)?
Пороки? Да кто из нас безгрешен? А мушкетеры - сыны своего времени. Тогда в среде дворянства многое считалось нормой.
Кстати, верно многие подметили: Портос неискренен, когда говорит, что "дерется просто потому, что дерется", так что нельзя на основании одной этой фразы делать соответствующий вывод. Портос просто не мог открыть друзьям истинную причину дуэли с Д Артаньяном.
А книга была и остается одной из моих любимых.

Николай: Друзья по чтению, а давайте проанализируем французскую литературу тех времен. Дюма уже более-менее разобрали по косточкам. Есть еще Ги де Мопассан - его рассказы могут запросто подростка сделать сексуально озабоченным и подтолкнуть к разврату.

Простите, Николай, но это уже абсурд. С тем же успехом можно сказать, что книга "Приключения Тома Сойера" учит детей прогуливать школу и пренебрежительно относиться к церковной службе (да уже некоторые и говорят).
Андрей Шабельников 2 июня 2013, 23:26
Уважаемый о. Андрей, все правильно написано!

И не надо увлекаться романами Дюма, для школьного курса литературы им не хватает глубины, а в нравственном отношении они представляют пороки в весьма привлекательной форме.

Я сам в свое время пришел к таким выводам.

Книги Александра Дюма и Мориса Дрюона душевредны, им не место в православном доме.
Наталья 4 марта 2013, 17:17
Спаси Господи, отец Андрей за Ваши статьи!
Мария16 февраля 2013, 22:24
Очень зло и однобоко написано,либо Вы не читали,а смотрели фильм,либо читали но ооочень давно. А у Дюма случайностей не бывает. Создаётся впечатление ,что Вас просто возмущает греховная жизнь писателя. Так все мы грешные только не все можем правду о себе сказать,так как делал это Дюма. Его произведения филосовские,очень глубокие. Извините если обидела.
Дмитрий13 февраля 2013, 21:58
Показано четыре человека. Четыре хороших человека. Вы увидели в них дурное, но это неправда. Они благородны, готовы отдать за товарища жизнь, честно служат Родине, храбры наконец. Жалко, что у Вас такое прискорбное восприятие этих персонажей.
В.А.11 февраля 2013, 01:33
Николаю (1 - 6): С разбором морального образа Франции - почти согласна... Развратники, однако...Со всеми своими классиками...
Но 1 миллион 300 тысяч человек со всей Франции собрались вместе, чтобы протестовать против принятия закона об однополых браках и собрались повторить этот марш протеста 25 января этого года.
Я очень хочу видеть такое же единство и в России (против ЮЮ хотя бы!).
О трех мушектерах читала сама, читала детям, и читаю внуку. Девиз - один за всех и все за одного! - актуален всегда. И в этом - самый главный смысл романа.
Анастасия10 февраля 2013, 11:36
Я, действительно, вышла за муж за Портоса. Знаете какой ответ говорил мне супруг, когда я его спрашивала: "зачем ты завел семью, детей?" Он говорил: "Так должно быть!" Это супер здорово быть за мужем-Портосом.Мы пережили и насмешки и ложный стыд, и теперь - мы счастливы!
Елена.Украина 7 февраля 2013, 19:59
Такие статьи уводят человека в сторону мира сего,не принося пользы для души. Красиво,но не спасительно,увы.
Геннадий 6 февраля 2013, 23:51
"Творчество действительно изобразило коллективный портрет, в котором каждый найдет себя". В таком случае интересно, в каком из персонажей автор этой статьи увидел СЕБЯ?
*Марина* 6 февраля 2013, 23:03
а. А разве нужны разговоры о смысле жизни? Мне кажется, достаточно помнить об этом, еще почитать можно. А так - переливание из пустого в порожнее.
б. У нас не Портосы, у нас Емели :)
в. "Мы все и Атосы и Портосы и Арамисы и ДАртаньяны и Миледи и судьи и осужденные и палачи и жертвы..." - согласна.
Ирина 6 февраля 2013, 22:04
Ирина-Наталье: Уважаемая Наталья! К выводу, который изложен в Вашем комментарии, я пришла лишь к концу своей жизни. И благодарю Господа, что вообще к этому пришла. Даже страшно подумать, сколько было напрасно растрачено сил, времени, нервов и средств! Сейчас, понимая, что "век уж мой измерен", я именно так и живу, как Вы описали в своем комментарии: благодарю Господа за каждый прожитый день, стараюсь не мудрствовать лукаво, а просто жить и никому не доставлять неудобств. По-моему, это тоже неплохо.
Николай 6 февраля 2013, 19:16
6) Перечитал свою писанину, и вспомнил слова про пчел и мух:
пчела, даже залетев на помойку, найдет цветок, соберет нектор и сделает мед,
а муха, даже залетев в цветник, найдет какашку и наестся г..мна.
Так может я муха, и везде гадости ищу? Вот о. Андрей собрал нектар положительных моментов для полезного размышления с образов, выросших в навозе сюжета "Трех мушкетеров" (навозе - с моей точки зрения). А я все про негатив пишу? Надеюсь, таки я не муха. Просто у меня есть выбор, с чьих сюжетов и героев собирать нектар. И лучше я еще раз перечитаю произведения Константина Симонова, Ольги Берггольц, Анны Ахматовой, Василия Шукшина, Николая Лескова... А сколько замечательных наших украинских авторов? Поэт Василь Симоненко, писатели Виктор Безорудько, Олесь Гончар, Николай Винграновский, Юрий Мушкетик...
Проблема лишь в том, что не так широко многие их произведения известны, как эти мушкетеры, и дискуссии в интернете может не получиться - потому и берет о. Андрей, идать, всем известные вещи. Чтобы была какая-то точка соприкосновения с нами, чтобы было о чем поговорить.

А еще - за несколько лет до революции Оптинские старцы советовали учить детей искусству. Любовь к прекрасному становилась прививкой против пошлости и безвкусицы во всем, воцарившейся после победы большевиков. Может, нас и не ждет что-то такое, но любовь к прекрасному ведь не помешает, верно?
Спасибо о. Андрею за такой толчок, дающий возможность по-новому взглянуть на старое!
Николай 6 февраля 2013, 19:16
5) Интересное обсуждение пошло, и я вспомнил повесть Джеймса Крюса "Мой прадедушка, герои и я". Он же - автор повести "Тим Талер или проданный смех", по которому у нас снят детский фильм "Проданный смех". Кстати, про смех: а повесть-то оказывается не такая уж и детская! Полезно и в зрелом возрасте прочесть.
Ну да ладно, вернемся к "Мой прадедушка, герои и я" - там мальчик с прадедом "сидят на больничном" и со скуки пишут стихи и рассказики и разбирают по косточкам свои и классические сюжеты о самых разных героях - прямо как у нас! И где-то с кого-то слетает ореол славы, а где-то незаметный персонаж второго плана, напротив, оказывается самым настоящим героем. Вещь тоже универсальная - и детям, и взрослым. Вот кого рекомендую почитать!
Николай 6 февраля 2013, 19:14
4) Хотелось кинуть в экран табуреткой.
Что делал Жан?! Пошел партизанить или сжег форму, выбросил винтовку в реку и пристроился двадцатым в очередь после оккупантов к своей подруге детства?!
У великого поэта Константина Симонова есть стих "Если дорог тебе твой дом..." - http://scanpoetry.ru/poetry/4786
Это призыв, обращение к мужчинам во время войны. Прошу - прочтите обязательно, это всего пара минут.
Интересно, после этого стиха никто не раздумает читать Дюма?

Говорят, Шарль де Голль, наверное единственный из верхушки Франции не хотевший капитулировать и воевавший, как-то сказал:
- Если бы у моих солдат был такой дух, как у воинов УПА (Украинской Повстанческой Армии), немецкий сапог никогда не топтал бы французскую землю.
Может он и не говорил этого, и можно по-разному относиться к УПА, но одно верно: и в УПА, и в Красной Армии дух был силен, куда уж там тем стоящим в очереди страждущим Жанам, воспитанным на Дюма и прочих Мопассанах...
Николай 6 февраля 2013, 19:13
3) А уж потом об Францию и ее армию не вытирал ноги только ленивый. Достаточно вспомнить как они воевали в первую и особенно - вторую Мировую. Я чуть не поперхнулся, когда смотрел один французский документальный исторический фильм про Вторую Мировую. Ведущий пафосно говорит:
- Не только подпольщики, но вся Франция, весь народ в едином порыве делали что могли для фронта, для победы!
В качестве доказательства суют в экран записи из рабочей тетради какой-то французской проститутки, где каждый листок - "рабочий" день, и на нем в два столбика написаны имена клиентов и сумма заработка. Итак, склоните головы в умилении и приготовьте платочек для набежавшей слезы - вот записи:
1. Майор Ганс Хершрубер - 30 франков
2. Капитан Рихард Доннерветтер - 20 франков
... (перечисляются одни лишь немецкие солдаты и офицеры)
19. Лейтанант Эрик Хайнциг - 25 франков
20. Жан - бесплатно (последняя запись в тот день).
За точность имен немцев не ручаюсь и за валюту тоже - может и марки были, но имя Жан - точно запомнил.
Дрожащий голос за кадром вещает:
- Вот, даже они, падшие женщины, как могли поддерживали боевой дух своих сверстников, напрягавших все силы в борьбе за ...
Николай 6 февраля 2013, 19:10
2) А "Соломенную шляпку" все смотрели? Помните, как Фатинар (играет Андрей Миронов), вынужденный помочь одной гулящей замужней женщине скрыть факт ее измены, просит помощи в этом деле, как оказалось, у ее мужа?
И тот усталый сонный мужик как сразу взбодрился! Откуда только силы взялись! Не вникая в детали, он с радостью и азартно соглашается помочь сделать рогоносцем совершенно незнакомого ему человека, как оказалось - себя самого. Ну что тут скажешь? Только "Вива ля Франс!".

И такая обработка сознания при помощи литературы дает свой плод - французский народ развращается. А развращенный народ не способен воевать. Доказательство: испанцы выбили французов из крепости Дюнкерк, и французы несколько лет безуспешно пытаются ее отбить. Но ничего не получается. Оно и неудивительно - кто ж будет думать о ядрах и порохе и лезть на смерть, когда хочется думать о манжетах и вине и лезть к любовницам? И тогда король просит помощи у запорожских казаков. Отаман Иван Сирко берет штурмом эту крепость... за несколько дней!!! Памятник ему от благодарных французов до сих пор стоит в Париже на берегу Сены.

Чуть позже один только Наполеон кое-как сумел поднять дисциплину и побить всю Европу - но и ему Россия оказалась не по зубам.
Николай 6 февраля 2013, 19:09
1) Василиса Миккулишна, да я и не утверждал, что Ришелье - благородный, просто длина ответа ограничена, и не хотелось растягивать его на несколько сообщений.
Но теперь уже столько мыслей в голове теснится, что писать придется много... Опубликуют ли это все тут?

Я не спорю - Ришелье далеко не образец духовного лица, и преследует свои цели, но помните слова про "если они замолчат - то сии камни завопят"? Так уж получилось, что раз король, двор и мушкетеры плевать хотели на безопасность Франции, то этим вопросом озаботился Ришелье - пусть и всего лишь попутно, какбы в виде побочного эффекта от решения своих первоочередных чисто мирских дел. В конце концов - и Каяфа, поглощенный своими интересами, сказал по наитию Духа Святого: "Лучше пусть умрет один человек, чем весь народ". Так что можно считать кардинала камнем, вопящим на тему защиты Франции.
Кстати - спасибо земляку Василию Украинцу, просветившему насчет "хоть потопа".

Друзья по чтению, а давайте проанализируем французскую литературу тех времен. Дюма уже более-менее разобрали по косточкам. Есть еще Ги де Мопассан - его рассказы могут запросто подростка сделать сексуально озабоченным и подтолкнуть к разврату. А у нас в Украине его произведения и "Гарри Потера" министр образования украинофоб Табачник вставил в школьную программу!
Светлана Николаевна 6 февраля 2013, 15:52
(продолжение)

Портос жил в том окружении, в котором родился по воле Божьей. Жил просто, ничего не выдумывая. Он шел к своим простым целям не предавая друзей и честно сражаясь с врагами.
И он же, единственный из благородной четверки, задался вопросом:"А почему я должен убивать гугенотов только за то, что они по-французски поют те же псалмы, которые мы поем по латыни?"
И он же умер, спасая своих друзей, жертвуя собой. И Дюма-отец, который собственно всё это и придумал, рыдал как ребенок после того, как сочинил сцену гибели Портоса:"Бедный Портос! Он погиб, спасая своих друзей! Он удерживал скалу, пока его друзья не прошли под ней, а сам погиб, раздавленный ее тяжестью!"
Знаете, если бы всё это было не в книге, думаю, можно было бы сказать, что за светлую его душу Бог помиловал этого человека, и дал ему погибнуть за други своя...
Светлана Николаевна 6 февраля 2013, 15:51
Нельзя «просто идти»...
А вспоминается другое...Вспоминается то время, когда можно было просто бежать, потому что радость перехлестывала и рвалась из сердца. А набегавшись, спешил домой - просто есть, и засыпАл за столом, потому что хотелось просто спать. А утром опять радость существования в мире, который рядом с тобой. И мир этот был светлым, и добрым, и надежным. И ты был просто счастлив...
Уже потом, во взрослой жизни, ушла эта радость, а вместе с ней и простота жизни...
Портос был самым счастливым из четверки мушкетеров именно потому, что, по милости Божьей, он сохранил это детское ощущение простоты жизни. Он стал мушкетером "просто потому", что был рожден в обедневшей дворянской семье, и путь военной службы был самым логичным для него выбором . Он пошел служить именно королю "просто потому", что король "самый главный"
И на дуэлях он дрался, и мундир свой украшал всякими побрякушками "просто потому", что все так поступают в его кругу.
А позднее совершенно искренне, не скрывая, зарабатывал себе чин барона - "просто потому", что это же свой герб! Да и вообще - красиво!
Наталья 6 февраля 2013, 14:34
Извините, но, "жить, потому, что живем", могут как раз очень немногие из нас и я думаю, что как раз так и надо жить, не оставаясь в прошлом и не зацикливаясь на нем и не жить какими-то абстрактными мечтами о будущем. Насколько я знаю, церковь тоже призывает жить сегодняшним днем, просто жить, благодаря Господа за каждый мирно прожитый день, работать, учиться,растить детей, заботиться о родителях и т.д. Как раз это и есть геройство повседневной жизни. Извините, если я что-то не так поняла или сказала.
михаил 6 февраля 2013, 11:09
(продолжение)
4. Атос не был раздавлен прошлым. Он нашел силы жить настоящим и даже будущем, т.к. у него у единственного из мушкеторов был сын. Вы правы, что семья способна спасти человека, если даже такая не полная семья "Отец и Сын" поддерживала Атоса "в форме". Вспомните, как удивился д'Артаньян в "20 лет спустя", когда увидел Атоса бодрым в его 60 лет. Кстати, Атос был самым аристократичным из всех мушкетеров. У него был самый вымуштрованный слуга, советы Атоса (редкие, но меткие) были всегда по делу и Атос всегда лучше всех знал, что может себе позволить благородный господин, а что - нет. Он единственный из всех был способен возразить Людовику XIV. Только смерть его сына свела в могилу этого несгибаемого человека.
5. Арамис стал священником. Это была не просто мечта, она осуществилась. Потом он стал архиепископом. Он, правда, стал плохим священником, но это скорее беда самого автора, относившегося к вере крайне пренебрежительно и не понимающего ее.

Напомню, что сам Дюма-старший в своих воспоминаниях оскорблял Русскую Православную Церковь за то, что она не прокляла Екатерину Великую, за дворцовый переворот. Это при том, что сам Дюма к означенному перевороту относится с сочуствием.

Прошу прощения, что не даю ссылок. Если надо будет - поищу.
михаил 6 февраля 2013, 11:08
Простите, батюшка, но Вы ошибаетесь.
1. "Я дерусь, потому что я дерусь" - Портос говорит, чтобы скрыть перед друзьями истинную причину дуэли. Напомню, д'Артаньян обнажил перед посторонними бедность Портоса, которую тот тщательно скрывал. Портос не мог в этой бедности признаться даже друзьям, по этому и ответил афоризмом. В данном случае Портос не был искреннен, и "Я дерусь, потому что я дерусь" - не было сущностью Портоса.
2. Портос не Любил свою любовницу. Он ее даже не уважал: стеснялся ее перед друзьями, издевался над ней вызывая ее ревность к гипотетическим графиням и герцогиням, использовал, как источник финансирования. И женился не на ней а на деньгах ее мужа. У прокурора, на чьей жене он женился, был большой сундук (вернее, шкаф) с деньгами, а сам прокурор был скупым, что позволило сохранить содержимое шкафа для Портоса. На эти деньги было приобретено первое его поместье. Сам Портос этого не скрывал.
3. Как семьянин, Портос не состоянлся. У портоса не было детей, потому что его жена была уже в преклонных годах.
Константин 6 февраля 2013, 10:03
А не Портос ли стал снова "драться" когда замаячила перспектива поместить дворянский герб на дверцу своей кареты?
Наталья Богоявленская 5 февраля 2013, 19:52
Все мы в детстве зачитывались "Тремя мушкетёрами" -- представляли себя такими героями, мечтали о такой славе, о таких подвигах. Потом на экраны кинотеатров вышел французский фильм -- замечательный, и вся Москва гудела о Миледи, о Королеве, о Д'Артаньяне. Потом вышел наш телефильм с Боярским и проч., и опять заговорили.
А недавно мой сотрудник сказал мне: "Представляете, после многих-многих лет перерыва взял "Три мушкетёра", чтобы почитать внуку, и был потрясён: Атос -- благородный Атос! -- разговаривает со своим слугой так, как наш последний пьяница с последней скотиной не разговаривает, сплошь площадная брань, пинки и зуботычины".
А мы-то читали и ничего этого не замечали, несмотря даже на "коммунистическое воспитание". Любопытно...
р.б.Сергий 5 февраля 2013, 19:31
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
"Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен."(2Тим.,3,13-14)
"Семья, в своем удачном варианте, способна спасти человека от бытового идиотизма и вернуть жизни смысл..." - А может автору все же "нужно просто жить, не отодвигая, так сказать, занавесок"?!
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Н.Н. 5 февраля 2013, 18:26
"Наше время – это время Портосов. Мы просто живем, потому что живем, и лучше не спрашивайте нас, зачем именно мы живем на свете. Ответа не дождетесь, а на неприятность нарваться можете. Это, собственно, и все, что я хотел сказать, но магия слова – вещь реальная и непредсказуемая!"

Магия слова...
Ну да, о. Андрей априори "навесил ярлык", что Портос - не герой - и это плохо. Уравновешенный, честный, надёжный человек, которому много не надо. Что же здесь плохого? Человек в повседневной жизни и не обязан быть героем, а должен выполнять свой долг.
"Трёх мушкитеров" читала-читала в далёком детстве - еле домучила, перечитывать не буду ни за какие коврижки!
По существу согласна с Николаем 2013-02-04 16:01.
"Часто простое кажется вздорным, чёрное - белым, белое - чёрным"...
Рустик 5 февраля 2013, 16:11
Литературные герои, в нашем сознании, "забронзовели" и не подлежат критическому анализу.А зря.Ведь литература, как ни крути,создавалась весьма грешными людьми.Есть о чём задуматься,особенно родителям.Спасибо отец Андрей.
Денис 5 февраля 2013, 12:51
Я в одном не согласен с автором. Портос, когда говорит, что дерется только потому, что дерется, просто не может или не хочет раскрыть истинную причину. На мой взгляд, он не просто дерется, но дерется из дружбы, из любви к своим товарищам. Этой любовью, возможно, и спасается.
Наталья 5 февраля 2013, 12:01
а я не поняла смысла написания этой статьи, и размещения ее на этом сайте...
тата 5 февраля 2013, 11:50
Да, слово у автора рвется... Иногда опережая мысли:)
Екатерина 5 февраля 2013, 09:59
А можно несколько слов в защиту Атоса? Как бы то ни было, но в дальнейшем он посвятил свою жизнь воспитанию сына. Сын - Рауль стал его смыслом жизни. Атос воспитал прекрасного, благородного юношу. Возможно, Атос и живет прошлым, как вы пишете, но живет, все-таки - ради будущего, ради своего сына. И я думаю, что Дюма совсем не случайно подарил сына именно ему, графу де ла Фер, любимому персонажу многих поколений читателей.
Сергей Герук 5 февраля 2013, 09:10

О. Андрей не менее виртуозен в слове, чем д"Артаньян во владении шпагой. Благодарю Вас, отче! Читал с улыбкой и удовольствием. Живо,легко и радостно. Укрепи Вас, Господи.
Александр 5 февраля 2013, 08:13
Подведём итоги:
Портос - пустое место;
Атос - наёмный киллер и холодный развратник;
Арамис - двуличный святоша-развратник;
Дартаньян - придурок-фантазёр и, разумеется, развратник.
Осталось только дать характеристику самому Дюма на основе созданных им образов.
Великолепный пример того, как выдернув из контекста одну фразу - "я дерусь, потому что дерусь! (А не потому, что этот гасконец узнал обо мне нечто, чего я не хочу никому открывать.)", можно старательно оплевать весь текст. Я думаю, если бы автор статьи последовательно развивал свои мысли, то, возможно, он нашёл бы в романе и пропаганду гомосексуализма.
Василиса Миккулишна 5 февраля 2013, 02:47
"Карьерист" Д'Артаньян получил жезл маршала буквально за минуты до гибели на поле боя. 20 лет прозябал в должности лейтенанта на полуголодном пайке. Хотела бы я посмотреть на современных карьеристов, как стали бы они служить Отечеству в этой ситуации. Нет, карьерист пробивает себе дорогу упорно, идя по трупам, и, как правило, не имеет друзей, или "дружит" с нужными людьми. Кто-то тут упомянул "благородного" Ришелье, который забросил религиозные дела чтобы открыть королю глаза на неверную королеву. Ришелье сам имел далеко нецеломудренные виды на Анну Австрийск, оттого-то и старался. Статья о. Андрея интересна, но если по земле ходят современные "мушкетеры" то где же наше " Один за всех и все за одного"? Не только рисковать жизнью друг за друга и за доброе имя королевы, но и содержимым кошелька пожертвует не всякий
Катерина 5 февраля 2013, 01:01
О хорошем фильме вспомнили (фильм моего детства), давно не смотрела; в ближайшее время обязательно посмотрю, вспомню прошлое. Мирные времена были...эх.
Сидор 5 февраля 2013, 00:46
Пишу целый второй комментарий на статьи уважаемого О.Андрея. Думаю автор специально пишет провокационные статьи для того чтобы будоражить людей, и с удовольствием читать комментарии плохие или хорошие это не важно.Главное чтобы о тебе говорили (закон PR)Посещаемости сайта это на пользу,нам во вред.Мы все и Атосы и Портосы и Арамисы и ДАртаньяны и Миледи и судьи и осужденные и палачи и жертвы и бедные и богатые трудолюбивые и ленивые ( дальше можно почитать в огласительном слове на Пасху св. И.Златоуста)и любого из нас может спасти Христос при нашем личном на то желании.
Олег 5 февраля 2013, 00:31
Думал ли Дюма о том, что потомки его и его героев узаконят однополые браки?
Наверное к этому и ведут все романы о героях типа мушкетёров и рыцарей.
Людмила 5 февраля 2013, 00:14
НЕ удивительно,что о.Андрея не оставил равнодушным образ мушкетеров.Он так же изящно владеет пером,как они шпагой.Неожиданное раскрытие образов,так,казалось, хорошо знакомых.Жаль,что статья не вместила в себя женские персоны(Миледи,Констанцию...),надеюсь,в следующих статьях прочитать и про них.А все-таки,так уж плохо жить,потому что живешь?Сколько праздников в нашей жизни? В основном-будни.Работа,заботы,дети,дом,родители,друзья и т.д.И тащишь свою "тележку",зато не кричишь с трибун громких фраз о том,как ты превратишь любимую Родину в цветущий край,не врешь по тв миллионам о "тяжелых экономических кризисах,и что завтра...,не создаешь пирамид,чтоб отобрать последнюю копейку у пенсионера.Увы,список "изобретательности" в наши дни все растет.Жаль,что девушки предпочитают ярких "героев" спокойным "занудам".Только со временем понимаешь,как хорошо иметь рядом надежного друга.
Василий Украинец 4 февраля 2013, 23:30
Как всегда благодарность отцу Андрею за его труд!!!

На все 100 согласен с Николаем - Дюма это своего рода Французский Сенкевич - врака и оплевыватель всего что связано с ancient regime...

Равно как как и фразочка придуманная "просветителями," приписанная одному из Людовиков и неверно потом переведенная на русский язык "после нас хоть потоп", не было там этого "хоть"! APRES NOUS LE DELUGE! Именно такую фразу в свое время произнес Папа Пий ХII незадолго до своей кончины. Предчувтсвуя свой скорый отход и безуспешность всех своих усилий по обузданию распоясавшегося в КЦ модернизма и прогрессизма (говорят, что он собирался даже распустить Орден Проповедников СВ. Доминика и Общество Иисуса из-за массовой инфильтрации в них агентов Коминтерна) он предвидя, то, что произойдет на т.н. Втором Ватиканском Соборе сказал "После нас - ПОТОП!"
Вот каков истинный смысл этого выражения! А как его потом представили разные Дюма и прочие фальсификаторы и оплевыватели истории христианских народов знаем теперь.
Дюме-внуку :) 4 февраля 2013, 23:18
А вшивый все о бане...
Павел 4 февраля 2013, 22:44
Странно, как это с Портосом невыносимо было бы рядом находиться и в то же время он мог бы стать отличным семьянином. Каково жене, детям? Такое скорее отвратит людей от самого идеала семьи, а именно это и произошло со мной в юности. И я принимал во внимание не в последнюю очередь образ Портоса. Думаю, что это иллюзия - на счет хорошего семьянина. Он противен мне до глубины души, отец из него вышел бы никудышный. Скорее всего, заведя семью, Портос вскоре бы спился. Вообще неприятно слышать такую сентенцию от батюшки. В целом хорошая статья - и вдруг на тебе, в конце такой выверт! До сих пор остались хорошие русские хозяева, мужья и отцы, они мало похожи на Портоса. Уж что я народ свой не знаю - это понятно, но батюшка? Может, дело всё в том, что о.Андрей служит на Украине, и украинцы на Портоса больше похожи? Потому он и сравнивает его с приличным семьянином, что перед его глазами простые порядочные украинцы с похожим характером?
Геннадий-либерал 4 февраля 2013, 22:01
Вывод, который автор предлагает в последнем абзаце, выглядит не убедительным, по крайней мере, на фоне взятого материала...но авантюристическим - в духе А. Дюма-отца.
Посмотрим на Портоса, в убеждении, что кое-что кто-либо понял в Евангелие. "Дерусь, потому что дерусь" - сказал не деревенский увалень, придя с ярмарки, где в очередной раз выиграл валенки за победу в бою поролоновыми мечами. Это говорит государственный служащий, призванный к высокооплачиваемой функции охраны высшего лица государства, что не мешает ему каждый день: если не напиваться в ..., то прелюбодействовать; если одновременно не напиваться в ... и прелюбодействовать, то калечить иного госслужащего на дуэли (с учетом общего уровня развития медицины и обязательного медицинского страхования в 17 в. во Франции, можно употребить синоним: убивать); если не калечить (убивать) иного госслужащего, то одновременно напиваться в ..., прелюбодействовать и калечить иного госслужащего; и т.д. Допустим разрешим лучшее: "было дело - с кем не бывает, но покаялся, женился, семья, жена, дети...". Однако правила жанра более реалистичны: достаточно незначительности даже блеска тщеславных грез и Портос снова за свое - "дерусь, потому что дерусь (читай убиваю)",...чешется обозвать (магия слова реальная вещь): французы.
Хотел закруглить слово, но слово рвется на свободу: не возможен для слуха и разума - "православный театр"...
Однако все-таки придется закруглиться, на удивление малый формат комментария.
Иван Х. 4 февраля 2013, 21:52
Замечательно написано. Пища для ума. Портос получается - это своего рода tabula rasa, человек - чистый лист, способный принять и вместить многое...
Очень добросердечная статья. Приятно почитать, а потом подумать.
З. Ы.
Только я не понял некоторых комментаторов, при чём тут фильм, статья же о книги? (Которую великий французский писатель А. Дюма написал) Или их фотографии смутили?
Ольга 4 февраля 2013, 21:12
и что-то там еще.. траля-ля-ля...
перед грозой так пахнут рооооозы! (с)
*поет*
Леван 4 февраля 2013, 19:08
Спасибо за интересную статью. Действительно - неожиданный финал. Пища для размышлений ...
Татьяна 4 февраля 2013, 18:47
А слово у автора и вправду рвется наружу:) Порой обгоняя мысли.
Никита 4 февраля 2013, 16:42
Екатерина, вы абсолютно правы!
Штука в том, что порой и хочется, и вроде бы готов ты и собеседник говорить о смысле жизни, но, но... И вот на помощь приходят книги! Что и делает отец Андрей - пробуждает вкус и тягу к чтению во всех своих статьях - низкий поклон ему.
Валентин 4 февраля 2013, 16:35
Симпатично написано!
Николай, Украина 4 февраля 2013, 16:21
Мечта о будущем – индульгенция нынешних грехов.
- Вот этим большинство из нас живет- в будущем мы каемся, добропорядочно воспитываем детей, побеждаем страсти, уходим в монастыри или становимся примерными семьянинами- все там, где-то за невидимым горизонтом...
Людмила 4 февраля 2013, 16:17
Да все это так,но маленькое замечание-они были настоящими друзьями -один за всех и все за одного.Они могли положить душу за друга...
Сергей 4 февраля 2013, 16:02
Портос так ответил, потому что стеснялся назвать настоящую причину дуэли с дґАртаньяном, а по своей простаковатости ничего лучшего не придумал.

А в общем, спасибо о. Андрею за целый ряд его замечательных размышлений и статей.
Николай 4 февраля 2013, 16:01
А у меня другая мысль от "Трех мушкетеров" - не о героях, а о Дюма и французах.
Сюжет фильма:
король Франции и двор живут по принципу "после нас - хоть потоп";
назревает война с Англией, но всем на это плевать;
королева Франции заводит любовные шашни с английским дворянином - это ж двойная измена: и мужу, и Франции;
мушкетеры короля, дававшие присягу на верность королю и Франции - помогают королеве наставить рога королю и скрыть факт измены мужу и Родине;
и лишь один кардинал Ришелье забрасывает дела религии и с головой окунается в мирскую гнилую суету - пытается со своими гвардейцами открыть королю глаза на его верную жену и верных мушкетеров!
И вся Франция с упоением читает роман и хохочет и болеет за мушкетеров!
Хочется спросить у Дюма и французов:
- а вы вообще французы или англичане? вы патриоты или предатели? вы вообще люди или.... не хочу ругаться.

Кстати, кто из моих друзей читал книгу - говорят, что у нас в фильм не вошло много эпизодов, где герои-романтики ведут себя очень по-скотски с простолюдинами, своими слугами и особенно - с молоденькими служанками.
Вот думаю: стоит ли читать оригинал, или пусть в памяти останется красивый фильм?

А за интересный разбор образов, особенно Портоса - огромное спасибо!
Евгений 4 февраля 2013, 16:00
Как интересно читать статью и как стыдно читать (именно стыдно, люди даже имена свои стыдятся писать)критические отзывы. Пропасть непонимания у читающих не читая. Многие фразы у отца Андрея хочется сразу ставить в статус в какие-нибудь "одноклассники". Спаси Господи за редкое удовольствие!
Марина 4 февраля 2013, 15:20
Начала читать,и в описании Портоса узнала...своего мужа.Обидно стало:такой он неромантичный человек!А прочитала до конца- и совершенно другими глазами на него посмотрела...Вот такой неожиданный результат!
Лара 4 февраля 2013, 15:08
Не так чтобы интересная статья, разве что неожиданный "выверт" о Портосе :)
Marina 4 февраля 2013, 14:56
А еще только Портос из всей четверки умер спасая друзей, не раздумывая, надо было спасать и спас,"дерусь, потому, что дерусь"
Ольга СПб 4 февраля 2013, 14:27
Спасибо! Неожиданно и ОЧЕНЬ интересно.
Екатерина 4 февраля 2013, 14:26
Отец Андрей очень справедливо подметил, насколько же люди не хотят говорить о смысле жизни! Недоумение, раздражение - вот реакции, которые встречаешь, если пытаешься заговорить не о футболе. А знаете, что это напоминает? Реакцию любого человека, приставленного делать какую-то работу, но которую он НЕ делает! Попробуйте поговорить с чиновником о том, что творится на его участке работы, если там бедлам и караул! С прорабом о том, почему у него на стройке не движутся дела... Либо раздражение, либо недоумение, либо оправдания... Но не скажет человек, что это он виноват, что не умеет управлять людьми, что не делает свою работу...В любом случае - не склеится разговор. Вот и про смысл жизни - не клеится..
Светлана 4 февраля 2013, 14:16
Изумительная статья.Любовью к людям веет от каждой строки.Так по-доброму указать на ошибки может только православный Батюшка.Спасибо Вам за Ваши труды.
Дюма-внук 4 февраля 2013, 13:31
А сам батюшка уж точно стал бы служить кардиналу, каялся бы, но служил угодливо...
ирина 4 февраля 2013, 12:57
У меня образ Портоса уже давно как-то связался с образом Ахиллы Десницына. Я даже когда-то хотела написать их сравнительную характеристику.
Виталий 4 февраля 2013, 12:01
Интересный анализ, спасибо! Не хватает, по моему мнению, только раскрытия темы дружбы и товарищества.
Кино 4 февраля 2013, 11:57
А сколько людей в возрасте от 15 до ...пускай до 25 лет посмотрели этот фильм? Думаю человек 100 может больше. Так зачем тогда писать всякую чушь! Фильм ХОРОШИЙ. И не надо такие вещи, включая хороших артистов "приспосабливать" на сайте Православие. Или больше неочем писать автору???
Евфросиния 4 февраля 2013, 11:31
Дорогой батюшка, однако, в точку))
Наталия 4 февраля 2013, 11:08
Спасибо, батюшка. Какая интересная статья и примеры такие яркие. Уж в который раз поражаюсь, какой Вы внимательный и вдумчивый человек. Спасибо за то, что Вы делитесь с нами этими крупицами своей мудрости. Ваши статьи, лично мне, помогают многое понять, а главное, с трудом и со скрипом вводить это в свою жизнь.
Дай Вам Бог здоровья.
Александра 4 февраля 2013, 11:04
Изящно, тонко, нестандартно, браво!
Спаси Вас, Господи, отец Андрей!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×