Язык и литература

Наиболее распространенные в мире языки выделить не трудно. Это, конечно, китайский – по причине огромного количества людей, считающих его родным. Это арабский, поскольку он есть язык динамически развивающейся и распространяющейся религии. Это испанский, на котором, учитывая диалекты, говорит без малого целое полушарие, за что отдельное спасибо католическим миссионерам. Это, конечно, английский, который выполняет в мире ту же функцию, что койне в эпоху эллинизма или русский – в СССР; сегодня это – язык межнационального общения, в основном коммерческого и научно-технического. И это – русский.

    

Русский язык не язык коммерции. Для этих целей он сам напичкан англоязычной лексикой. Он также не является родным языком для мировой религии, как арабский или иврит. Для собственных богословско-христианских целей русский язык принял в себя множество греческих и латинских терминов. Что и правильно. Количеством мы, подобно китайцам, никого не пугаем и не удивляем. Здесь спорить не о чем. Что же такое в мире русский язык, и в чем его ценность? Не язык всемирных колонизаторов, не язык всемирных торговцев, не язык новых религиозных откровений, он есть язык особенной культуры, в центре которой – русская литература. В этом его всемирное значение.

Данная черта сближает русский с французским с той лишь разницей, что франкофоны существуют в мире тоже благодаря долгому колониальному периоду. В Сенегале, Вьетнаме и на Таити французский учили не ради наслаждения Расином, а потому что французский колонизатор повелел. А вот в России со времен детей Петра Великого французским увлекались из чистого наслаждения культурой и без всякого желания попасть в политическую зависимость. Точно так же сегодня и русским в мире наслаждаются.

Русский язык есть язык великой русской литературы, которая сама есть дитя Евангелия и Церкви Христовой в самом широком и свободном понимании этого огромного термина.

Обобщая исторический путь, мы можем выделять Русь Киевскую, Московскую, Петровскую, Советскую и постсоветскую. Литература, без сомнения, началась вместе с верой и письменностью в Руси Киевской. Но там она не развилась, как не развилась и в Московской. Литература у нас развилась и стала мировой после Петра и его торнадообразных перемен. С тех пор и (надеюсь) доныне история Руси связана с литературой неразрывно и в некоторой степени является собственно историей литературы. Чтобы проиллюстрировать себе эти слова, вспомните, как повлиял на жизнь мира такой человек, как Владимир Ульянов (Ленин), а потом вспомните, сколько десятков раз он прочитал книжку Чернышевского «Что делать?». Сначала Руссо влияет на Толстого настолько, что вытесняет с груди молодого графа нательный крестик собственным портретом. Потом Толстой влияет на страну и весь мир вплоть до превращения в зеркало русской революции.

Значение литературы выросло в Петровскую эпоху. Это значение не упало, но специфически, хотя и однобоко, выросло в Советскую эпоху, потом на инерции держалось в переходные периоды и стало замирать только в новейшие времена, с тенденцией к возрождению (ура!) в последние часы и минуты, если говорить образно. Нам не понять свою историю и не разобраться в ней, если мы не разберемся в своей литературе: в религиозных корнях ее, в ораторских успехах революционеров, в гражданском пафосе лучших писателей и проч.

Типография и газета вряд ли в какой-то еще стране, кроме России, имели такой разрушительный потенциал, и в этом тоже стоит разобраться. Лекарство не лечит, если не может отравить, и то, что успешно разрушало, способно успешно созидать.

Когда народ собирается с мыслями, а власть бесчувственна к его тихому труду, то это чревато со временем восстанием масс. Когда власть жжет по ночам свет в кабинетах и думает, думает, а народ думать ни о чем, кроме потребительской корзины, не собирался, то это тоже беда. Хорошо, когда проблему чувствует и стоящий наверху, и гуляющий у подножья. Поэтому речь Путина на Российском литературном собрании – симптом бодрящий.

«Даже если, – говорит Владимир Владимирович, – снижение интереса к чтению, к книгам является общемировой тенденцией, мы не вправе с этим смириться». Толстой и Достоевский – большее наше богатство, нежели нефть и газ, поскольку нефть и газ лежат у нас под ногами без нашего труда, а писательский гений вынашивается в недрах народного сознания. Если угодно, это наши опознавательные маркеры, знаки нашего присутствия в мировой культуре. И до чего мы доехали на сегодняшний момент.

Как огромные природные богатства не мешают у нас существованию нищеты и убожества, так и огромный культурный потенциал не мешает прозябать в невежестве в полном соответствии с общемировыми тенденциями. Нехорошо.

Те 9 минут, которые, согласно статистике, отдает книге в день средний россиянин, должны испугать нас своей ничтожностью. Книге хорошо бы отдавать столько времени, сколько отдается сидению за обеденным столом, и ничуть не меньше, чем жертвуется телевизору.

Путин сумел коснуться «до всего слегка». Он упомянул об информационных технологиях, которые явно влияют на культуру чтения; обмолвился о том, что мысль зреет и оттачивается только в работе с текстами; напомнил об оскудении бытовых запасов языка и о превращении литературной речи в исключение. Он тезисно, но емко сказал всё, что должен был сказать правитель, не чуждый гуманитарной сфере, более того – осознающий, какого народа, в смысле словесности, он правитель. И если бы он только критиковал, то для этого много ума не надо.

Конструктив тоже был, и даже в виде штрих-пунктира были обозначены тенденции. Что же планирует государство Российское?

– Возрождение престижа педагогов-словесников.

– Содействие сохранению объединяющей роли русского языка на пространстве государства.

– Перевод на русский язык всего яркого и значимого, что появляется в литературах других народов, населяющих Россию.

– Для поддержки современных авторов – учреждение премии Президента РФ в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества. Премия начнет вручаться с 2014 года, объявленного Годом Культуры. Предложено подумать над тем, чтобы объявить 2015 год в России Годом Литературы.

Власть в лице президента понимает, что (sic!) рынок не всесилен. По крайней мере, в означенной сфере рыночные механизмы саморегуляции бездействуют. Нужны осознанные и волевые усилия общества и власти. Предполагается создавать условия для координации усилий тех, кто трудится в «библиотеках, литературных музеях, мемориальных домах писателей».

Задачи выходят за рамки чистой сферы изящного. Среди задач:

– привлечь особое внимание общества к отечественной литературе;

– сделать русскую литературу, русский язык мощным фактором идейного влияния России в мире;

– внутри страны формировать среду, в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики и современной литературы станут правилом хорошего тона.

О чем всё это нам говорит? Говорит о должных критериях величия Родины.

Петр Первый, которого мы похвалили за причастность к рождению нашей великой литературы, достоин и порицания. Именно с Петра мы мыслим славу России в количественных категориях внешних успехов и побед. Величие стало описываться в терминах «построили», «полетели», «наваляли», «победили». Всё теплое и тихое, описываемое при помощи глаголов «пожалели», «погрустили», «раскаялись», ушло в литературу, как в подполье. По сути, перед нами вопрос Владимира Соловьева, переформулированный языком XXI столетия:

«Какой ты хочешь быть, Россия? Россией Ксеркса иль Христа?»

Верховная власть уже, слава Богу, понимает, что признаки величия подлинного связаны с поэтической строкой не меньше, а даже больше, чем с острым воинским железом.

Итак, за книги! Церковь Святая, покажи пример!

Бессловесная паства не может быть христианской. А не читающий книг священник не может быть служителем Бога Слова. Если кто-то не поймет сказанного президентом, то люди Церкви должны понять. Как евреи, вернувшиеся из Вавилона, вновь открыли для себя забытую Книгу Закона, так и мы должны открыть для себя подлинный источник народного величия – его литературу. Она не отведет нас от Христа, но лишь сильней к Нему привяжет. Стыдно, братишки, что в Принстоне и Йеле студенты ради чтения Достоевского в оригинале над русской грамматикой потеют, а наш Ваня сплошь и рядом на великом и могучем только матюкаться горазд.

Переведем-ка мы лучше мягонько 9 минут для начала в 10. Потом «психанем» и 10 доведем до 15. Потом выключим «ящик» и увеличим с 15 до 18. Уже на этом этапе, который займет годик-другой, то есть на этапе увеличения 9 минут в два раза, Господь порадует нас и новыми именами в литературе, и новой благодатью в повседневной жизни, и успешным заживлением застарелых ран.

Протоиерей Андрей Ткачев

2 декабря 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Скажи мне, кого читаешь Скажи мне, кого читаешь
Людмила Селенская
Скажи мне, кого читаешь Скажи мне, кого читаешь
Людмила Селенская
Как человек впечатлительный, я заболевала каждой яркой книгой. На неделю-две я усваивала образ мыслей писателя и нередко отождествляла себя с главными героями, и благо мне было, если сочинение затрагивало возвышенные струны души.
Оптинские старцы о литературе Оптинские старцы о литературе Оптинские старцы о литературе О литературе
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Литературные взгляды Оптинских старцев и их исполненные мудрости оценки творчества русских и мировых писателей позволяют нам составить правильное, духовное представление о литературных произведениях и звучат для современных литераторов как духовное завещание и напутствие.
Размышления о русском языке Размышления о русском языке
Валерий Духанин
Буквально на днях автор этих строк присутствовал в Государственной Думе на круглом столе, посвященном дню русского языка. Вопреки ожиданиям, мероприятие оказалось больше для галочки, ритуальное, как высказались знающие люди, без реального обсуждения насущных проблем. Лишь слова подлинных патриотов русского языка, таких как Владимир Крупин и Всеволод Троицкий, обнажали грани нависшей над родным языком трагедии. Больно и горько видеть, что в кругах, призванных заниматься нашим образованием, за внешними улыбками царит откровенное равнодушие к созиданию родной культуры и родного языка. А ведь День русского языка, 6 июня, не случайно совпавший с Днем Рождения А.С. Пушкина, заслуживает особого внимания.
Комментарии
Максим 1 марта 2014, 22:19
Здравствуйте, Владимир. Вы писали: "Право слово, в английской и американской литературе достаточно великих писателей, которые не писали мерзости вроде". А могли бы вы подсказать хороших английских писателей?
Елена21 декабря 2013, 13:33
Прочитала аннотацию о высказываних из наследия Оптинских старцев о литературе.
Всё верно. В своём развитии, самообразовании, следует идти от простого к сложному. Сперва хорошо бы изучить мировое литературное наследие, святоотеческую литературу, а затем уже погружаться в глубины Ветхого и Нового Заветов.
Всё хорошо делать своевременно: молодому поколению заниматься изучением литературного наследия, зрелым людям - изучать Библию. Кроме того, хочу пожелать всем: мир настолько многогранен, многополярен,настолько велик наследием прошлого, в нём столько замечательного и интересного происходит сейчас, в наши дни, что всё успеть узнать за краткую человеческую жизнь невозможно, поэтому учитесь отделять главное, от второстепенного, отделять "зёрна от плевел", собирая истинные сокровища в копилку души.
Елена20 декабря 2013, 04:10
Глеб:
А я не понимаю в чём смысл литературы, если есть Библия.
------------
Глеб, смысл чтения литературных произведений весьма основателен. Кто много читает, тот овладевает правильной литературной речью. Это не значит, что речь свойственная вам не хороша, возможно, что она самобытна, фольклорна, ёмка, по-чеховски кратка и точна и так далее, но у многих в быту речь бывает далеко не литературная и зачастую засорена "словами-паразитами". Также, чтение хороших книг дисциплинирует ум, приучает его к трудолюбию, ведь чтение - это труд. Кроме того, чтение литературы развивает "чувство языка" и укрепляет на интуитивном уровне, при написании, грамотное изложение своей мысли. Далее, весьма существенно обогащает ваш личный словарный запас, который затем успешно используется в быту. Знание мировой литературной классики, также, как и шедевров музыки или художественных полотен, развивает ваше воображение, расширяет его образность, обогащает ваш внутренний мир и делает вас интеллектуально интересным собеседником.
Глеб16 декабря 2013, 23:33
А я не понимаю в чём смысл литературы, если есть Библия.
Елена16 декабря 2013, 02:25
Мне очень понравился комментарий Алевтины Викторовны. Не могу остаться равнодушной и к короткой реплике Галины. Священник не читает мирскую литературу? И-и... что? Зато он в совершенстве знает книгу книг - "Библию" Чьё звездное имя может затмить Истину? Нет таких. Вся проза, поэзия, всё достояние философской мысли не выходит за рамки, очерченной Самой Истиной. Всё наше бытие описано на страницах этой великой книги. Нет ничего, что могло бы приблизиться по значению к ней. Другое дело, что слова этой книги для многих запечатаны и цель писателя своим талантом, интуицией, чутьём художника донести эту Истину в своих повествованиях до читателя в виде общечеловеческих ценностей.
Ник11 декабря 2013, 20:44
Галина 2013-12-11 07:30
Спасибо за такой комментарий. Не думал, что его поставят.
Солидарен с Вашим знакомым священником. Даже очень. И не думаю, что мир в его душе нарушится, если он не прочтет и это.
Да, кстати, вероятность того, что мой коммент здесь высветится, очень мала. Хотя она отлична от нуля.
Простите.
Галина11 декабря 2013, 07:30
Спасибо, Вы ответили на мои вопросы. У меня есть знакомый священник, который считает излишним читать книги. жаль, что он и это не прочтет.
Василий Н. 9 декабря 2013, 19:22
Алевтине Викторовне

Алевтина Викторовна, скажу прямо, я тоже не люблю Путина.
Вы забыли, что власть может быть прямо установленной Богом и попущенной Им.
Я сужу по тому, что вижу. А вижу - засилье кавказских и среднеазиатских мигрантов, полунищих пенсионеров, подрабатывающих учителей, постоянно растущие налоги, неуверенность простых людей в завтрашнем дне.

Владимиру.

Кто знает эти произведения Марка Твена? А вот "Приключения Тома Сойера", "Приключения Гекльберри Финна", "Принц и нищий" по заслугам вошли в золотой фонд мировой литературы. Вспомните, ведь и у Пушкина была "Гавриилиада". А Толстого вообще отлучили от Церкви, но от этого "Война и мир" и "Анна Каренина" не становятся менее ценными.
О Марке Твене - нужно знать.
Василий Украинец 8 декабря 2013, 00:02
Спаси Бог, о. Андрей! Важная и главное стимулирующая статья!
Для многих из нас Вы стали не только наставником но и добрым другом!
Евгений 6 декабря 2013, 17:09
Алевтина Викторовна, Путина не Бог послал, его выбрала половина наших соотечественников на свою голову, большинства у него конечно нет, оно сфальсифицировано. Сталина и Ленина, напомню Вам, тоже Бог послал. Так будем же их тоже любить и молиться за упокой?!
Евгений 6 декабря 2013, 16:08
Мне статья не понравилась, как и все последние статьи о. Андрея. Собрание литераторов, на которое уважающий свою страну писатель не пойдет, если и пойдет, то что-бы потом высказаться адекватно о нем, позор для писателя, который в упор не видит ужаса нашего времени. Но большинство населения, это видно по комментам, оболванено ведущими телеканалами и газетами. Православие.ру больше в последнее время напоминает такой же идеологический инструмент, к сожалению.
Антон Уваров 5 декабря 2013, 03:58
Алевтина Викторовна, полностью поддерживаю. Стало модным трендом ругать президента и ссылаться на вороватых чиновников - а ведь они не марсиане. Наши же, тут взрощенные. И с президентом нам, вообще говоря повезло. Продолжи он прежний курс (кого называть не хочу) нашей страны уже наверное не было бы.
Александр Владимирович 5 декабря 2013, 00:47
Браво,отче.
Алевтина Викторовна 4 декабря 2013, 23:38
"О литературе - хорошо, но Путина ставить в пример христианам я бы не стала, тем более, что речь свою писал не он, а кто-то из литераторов."
Уважаемая Лариса, не любите Путина? А ведь он наш президент, его нам Бог послал, чтобы он руководил страной нашей "российстей и воинством ея". Его любить надо, молиться за него, чтобы он лучше руководил, чтобы нам лучше жилось. А Вы его судите, не зная даже доподлинно, кто писал ему выступление. А какая разница, кто писал, говорил то он! И ему отвечать перед Богом за все, как простому человеку. Мы странные люди - правителей не любим, но хотим, чтобы они нас любили, заботились о нас. Вот все жалуются, что власти воруют. А мы? Не воруют, в основном, те, кому украсть нечего. А у власти стоят люди, которые вышли из нашей среды. Каковы сами - таковы и сани.
С автором статьи я солидарна. Считаю, что язык наш русский дан нам Богом, говоря на русском языке, изучая его, человек преображается, в нем просыпается душа, человек чувствует Бога.
Помоги нам, Господи, сохранить нашу Родину, веру православную и великий наш русский язык.
С уважением Алевтина Викторовна.
Ирина Ти. 4 декабря 2013, 22:38
Браво, отец Андрей, честно, остро и злободневно. Читать необходимо, хотя бы для того, чтобы владеть русской речью без мата и слов-паразитов, но, безусловно, не лёгонькие детективчики и любовные романчики. Классику, господа, - классику и почаще посещайте награждения года в литературных жанрах, православие - безусловно. Такие фамилии, как Прилепин Захар, Сенчин Роман должны быть известны читающим и приобщайтесь, кто интересуется живым словом.
Низкий Вам поклон, отче Андрей, что подняли тему чтения!
Владимир 4 декабря 2013, 12:28
Ларисе (если, конечно, оба поста написала одна и та же Лариса) .

Значит, "Путина ставить в пример христианам я бы не стала", но при этом Вы полагаете, что школьник непременно должен знать Марка Твена, воинствующего безбожника?! (Вспомните «Путешествие капитана Стормфилда в рай», "Дневники Адама и Евы", «Письмо ангела-хранителя», «Библейские поучения и религиозная тактика»...) Право слово, в английской и американской литературе достаточно великих писателей, которые не писали мерзости вроде: «В одной руке христианство держит пращу, в другой - евангелие, раскрытое на тексте «Помогай ближнему». Из кармана торчит бутылка с ярлыком: «Мы несем дары цивилизации». На шее ожерелье из наручников и воровских отмычек. Убийство и лицемерие поддерживают христианство под руки» («Грандиозная международная процессия»).
Светлана 4 декабря 2013, 11:40
Читать не будут, пока не начнут с 1го класса приучать к чтению в школе. А у нас учителя безграмотные многие- иногда послушаешь их "перлы" и руки опускаются. Начинать надо с нормальной подготовки учителей в ВУЗах , с поднятия престижа профессии Учителя. Чтобы ученики потом не говорили: "А, это, наша училка".
рижанка 4 декабря 2013, 04:00
Вопрос в том, какое чтиво предлагает рынок, начиная с публицистики и заканчивая поэзией. Рынок заполонён макулатурой сомнительного качества и грамотности. Так почему интеллигенция в своих опусах и журналистских рецензиях не знакомит молодёжь с настоящим положением дел? Где яркая публицистика на эту тему? Может быть в школах есть литературные кружки, где писатели встречаются со школьниками? Может есть театральные студии и школьники ставят спектакль "Чайка" ? Какая работа вообще ведётся в этом направлении в школах и библиотеках? Да, поисковик в
и-нете всегда расскажет о незнакомой фамилии всё и даже чуть-чуть больше, главное заинтересовать читателя ходом своей собственной, к тому же грамотно изложенной мысли. И это уже хорошо! Нужно менять методы, а интеллигенции вновь "идти в народ". Возможно, что настаёт время возрождения и просвещения, но с использованием новых, более многообразных форм, доступных и понятных молодому поколению. Хочу верить, что будущее России - это будущее страны гениев. ИМХО.
рижанка 4 декабря 2013, 03:58
Ваша замечательная статья подвигла меня познакомиться с оригиналом речи Президента, с тезисными выступлениями приглашённых, а также публикациями в газетах на эту тему. Что-то непонятное происходит... Власть заинтересована, стучится в двери к интеллигенции, просит, давайте, мобилизуйтесь, издавайте качественную литературу, работайте, а те отвечают - запроса нет, не читают мол, книжки в руках не держат и весь этот вопрос перекручивают, да ещё и политизируют. Какая-то "шайка-вобла бизнес-менов и вуменов"... Как же так? Нет запроса на мысли, на идеи, на слова, что "глаголом жгут сердца"? Как нет? А что вами предлагается? Кстати, к этой жгучей проблеме русского языка, современного образования и положения дел на книжном рынке, неоднократно приковывал внимание советский и российский писатель-сатирик, драматург, юморист и комик Михаил Задорнов. Мы с этой проблемой знакомы хорошо. Поражает позиция интеллигенции.
Зачем загонять проблему "не читаемости книг" в архаику? Что может произойти с содержанием литературного произведения от изменения формы носителя? Да ничего! Кому как удобно, тот так и читает: кто в интернете, кто в переплетённых листах бумаги. Раньше считали на счётах, теперь на калькуляторах, от этого мат.часть не изменилась.
Алексей 3 декабря 2013, 20:54
Помимо "читаю мало", есть еще такие проблемы: что, о чём и зачем читают? Если вычесть из 9 минут "бульварное чтиво", то что останется?..
О. Андрей очень правильно подметил тенденцию - не пишут, потому что нет читателя. Например, у меня есть английский карманный путеводитель по музыке Гайдна - популярная, но профессионально написанная 400-страничная книга в "мягкой обложке", т.е. рассчитанная не на академического читателя, а на любителя классической музыки. Я как-то подумал: если бы что-то подобное издали у нас, каким был бы тираж издания? Наверное, не больше 500 экз. Поэтому-то такие книги у нас почти не пишутся и не издаются.
Мария 3 декабря 2013, 20:04
Статья замечательная! В нашей стране очень много читающих и пишущих детей, не подавляющее большинство конечно. Власти сделали сильный акцент на пропаганду спорта, это здорово. Надеюсь, будет много литературных конкурсов среди молодежи уже в ближайшем будущем.
galina 3 декабря 2013, 18:10
большое спасибо,Вам батюшка за статью,есть над чем задуматься,поучение для взрослых,и для детишек,это правда постепенно забываем о книге,а дети и вовсе художественную литературу не читают,поэтому и наш лексикон и оскудевает,и черствеют наши души
марина 3 декабря 2013, 17:42
Не совсем поняла, при чем тут Ленин, который раздавил всю русскую культуру, заменив ее псевдокультурой - то, что являлось советской пропагандой, и тем самым почти уничтожив Россию?!
Чтение же духовной и классической литературы, без сомнения, есть развитие души и, которая, отрывая от житейской суеты, заставляет задуматься о существовании вечности и ее поиске.
Лариса 3 декабря 2013, 12:37
О литературе - хорошо, но Путина ставить в пример христианам я бы не стала, тем более, что речь свою писал не он, а кто-то из литераторов. Прочтите, о. Андрей
Лариса 3 декабря 2013, 09:39
Как всегда, статья блестящая и заставляющая думать. Как учитель, с горечью вижу, что читают единицы детей. Сочинения пишут, скачав готовые из интернета. Тексты с английского переводят с помощью Гугла. Не интересно, - говорят, - скучно. Но что спрашивать с детей, если и родители не читают. Некогда. Задаю вопрос девятикласснику: "Кто такой Марк Твен?" Чуя подвох, косится на меня: "Президент Соединённых Штатов, что ль?"
-No comment, - как говорят англичане.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×