Наиболее распространенные в мире языки выделить не трудно. Это, конечно, китайский – по причине огромного количества людей, считающих его родным. Это арабский, поскольку он есть язык динамически развивающейся и распространяющейся религии. Это испанский, на котором, учитывая диалекты, говорит без малого целое полушарие, за что отдельное спасибо католическим миссионерам. Это, конечно, английский, который выполняет в мире ту же функцию, что койне в эпоху эллинизма или русский – в СССР; сегодня это – язык межнационального общения, в основном коммерческого и научно-технического. И это – русский.
Русский язык не язык коммерции. Для этих целей он сам напичкан англоязычной лексикой. Он также не является родным языком для мировой религии, как арабский или иврит. Для собственных богословско-христианских целей русский язык принял в себя множество греческих и латинских терминов. Что и правильно. Количеством мы, подобно китайцам, никого не пугаем и не удивляем. Здесь спорить не о чем. Что же такое в мире русский язык, и в чем его ценность? Не язык всемирных колонизаторов, не язык всемирных торговцев, не язык новых религиозных откровений, он есть язык особенной культуры, в центре которой – русская литература. В этом его всемирное значение.
Данная черта сближает русский с французским с той лишь разницей, что франкофоны существуют в мире тоже благодаря долгому колониальному периоду. В Сенегале, Вьетнаме и на Таити французский учили не ради наслаждения Расином, а потому что французский колонизатор повелел. А вот в России со времен детей Петра Великого французским увлекались из чистого наслаждения культурой и без всякого желания попасть в политическую зависимость. Точно так же сегодня и русским в мире наслаждаются.
Русский язык есть язык великой русской литературы, которая сама есть дитя Евангелия и Церкви Христовой в самом широком и свободном понимании этого огромного термина.
Обобщая исторический путь, мы можем выделять Русь Киевскую, Московскую, Петровскую, Советскую и постсоветскую. Литература, без сомнения, началась вместе с верой и письменностью в Руси Киевской. Но там она не развилась, как не развилась и в Московской. Литература у нас развилась и стала мировой после Петра и его торнадообразных перемен. С тех пор и (надеюсь) доныне история Руси связана с литературой неразрывно и в некоторой степени является собственно историей литературы. Чтобы проиллюстрировать себе эти слова, вспомните, как повлиял на жизнь мира такой человек, как Владимир Ульянов (Ленин), а потом вспомните, сколько десятков раз он прочитал книжку Чернышевского «Что делать?». Сначала Руссо влияет на Толстого настолько, что вытесняет с груди молодого графа нательный крестик собственным портретом. Потом Толстой влияет на страну и весь мир вплоть до превращения в зеркало русской революции.
Значение литературы выросло в Петровскую эпоху. Это значение не упало, но специфически, хотя и однобоко, выросло в Советскую эпоху, потом на инерции держалось в переходные периоды и стало замирать только в новейшие времена, с тенденцией к возрождению (ура!) в последние часы и минуты, если говорить образно. Нам не понять свою историю и не разобраться в ней, если мы не разберемся в своей литературе: в религиозных корнях ее, в ораторских успехах революционеров, в гражданском пафосе лучших писателей и проч.
Типография и газета вряд ли в какой-то еще стране, кроме России, имели такой разрушительный потенциал, и в этом тоже стоит разобраться. Лекарство не лечит, если не может отравить, и то, что успешно разрушало, способно успешно созидать.
Когда народ собирается с мыслями, а власть бесчувственна к его тихому труду, то это чревато со временем восстанием масс. Когда власть жжет по ночам свет в кабинетах и думает, думает, а народ думать ни о чем, кроме потребительской корзины, не собирался, то это тоже беда. Хорошо, когда проблему чувствует и стоящий наверху, и гуляющий у подножья. Поэтому речь Путина на Российском литературном собрании – симптом бодрящий.
«Даже если, – говорит Владимир Владимирович, – снижение интереса к чтению, к книгам является общемировой тенденцией, мы не вправе с этим смириться». Толстой и Достоевский – большее наше богатство, нежели нефть и газ, поскольку нефть и газ лежат у нас под ногами без нашего труда, а писательский гений вынашивается в недрах народного сознания. Если угодно, это наши опознавательные маркеры, знаки нашего присутствия в мировой культуре. И до чего мы доехали на сегодняшний момент.
Как огромные природные богатства не мешают у нас существованию нищеты и убожества, так и огромный культурный потенциал не мешает прозябать в невежестве в полном соответствии с общемировыми тенденциями. Нехорошо.
Те 9 минут, которые, согласно статистике, отдает книге в день средний россиянин, должны испугать нас своей ничтожностью. Книге хорошо бы отдавать столько времени, сколько отдается сидению за обеденным столом, и ничуть не меньше, чем жертвуется телевизору.
Путин сумел коснуться «до всего слегка». Он упомянул об информационных технологиях, которые явно влияют на культуру чтения; обмолвился о том, что мысль зреет и оттачивается только в работе с текстами; напомнил об оскудении бытовых запасов языка и о превращении литературной речи в исключение. Он тезисно, но емко сказал всё, что должен был сказать правитель, не чуждый гуманитарной сфере, более того – осознающий, какого народа, в смысле словесности, он правитель. И если бы он только критиковал, то для этого много ума не надо.
Конструктив тоже был, и даже в виде штрих-пунктира были обозначены тенденции. Что же планирует государство Российское?
– Возрождение престижа педагогов-словесников.
– Содействие сохранению объединяющей роли русского языка на пространстве государства.
– Перевод на русский язык всего яркого и значимого, что появляется в литературах других народов, населяющих Россию.
– Для поддержки современных авторов – учреждение премии Президента РФ в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества. Премия начнет вручаться с 2014 года, объявленного Годом Культуры. Предложено подумать над тем, чтобы объявить 2015 год в России Годом Литературы.
Власть в лице президента понимает, что (sic!) рынок не всесилен. По крайней мере, в означенной сфере рыночные механизмы саморегуляции бездействуют. Нужны осознанные и волевые усилия общества и власти. Предполагается создавать условия для координации усилий тех, кто трудится в «библиотеках, литературных музеях, мемориальных домах писателей».
Задачи выходят за рамки чистой сферы изящного. Среди задач:
– привлечь особое внимание общества к отечественной литературе;
– сделать русскую литературу, русский язык мощным фактором идейного влияния России в мире;
– внутри страны формировать среду, в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики и современной литературы станут правилом хорошего тона.
О чем всё это нам говорит? Говорит о должных критериях величия Родины.
Петр Первый, которого мы похвалили за причастность к рождению нашей великой литературы, достоин и порицания. Именно с Петра мы мыслим славу России в количественных категориях внешних успехов и побед. Величие стало описываться в терминах «построили», «полетели», «наваляли», «победили». Всё теплое и тихое, описываемое при помощи глаголов «пожалели», «погрустили», «раскаялись», ушло в литературу, как в подполье. По сути, перед нами вопрос Владимира Соловьева, переформулированный языком XXI столетия:
«Какой ты хочешь быть, Россия? Россией Ксеркса иль Христа?»
Верховная власть уже, слава Богу, понимает, что признаки величия подлинного связаны с поэтической строкой не меньше, а даже больше, чем с острым воинским железом.
Итак, за книги! Церковь Святая, покажи пример!
Бессловесная паства не может быть христианской. А не читающий книг священник не может быть служителем Бога Слова. Если кто-то не поймет сказанного президентом, то люди Церкви должны понять. Как евреи, вернувшиеся из Вавилона, вновь открыли для себя забытую Книгу Закона, так и мы должны открыть для себя подлинный источник народного величия – его литературу. Она не отведет нас от Христа, но лишь сильней к Нему привяжет. Стыдно, братишки, что в Принстоне и Йеле студенты ради чтения Достоевского в оригинале над русской грамматикой потеют, а наш Ваня сплошь и рядом на великом и могучем только матюкаться горазд.
Переведем-ка мы лучше мягонько 9 минут для начала в 10. Потом «психанем» и 10 доведем до 15. Потом выключим «ящик» и увеличим с 15 до 18. Уже на этом этапе, который займет годик-другой, то есть на этапе увеличения 9 минут в два раза, Господь порадует нас и новыми именами в литературе, и новой благодатью в повседневной жизни, и успешным заживлением застарелых ран.
Всё верно. В своём развитии, самообразовании, следует идти от простого к сложному. Сперва хорошо бы изучить мировое литературное наследие, святоотеческую литературу, а затем уже погружаться в глубины Ветхого и Нового Заветов.
Всё хорошо делать своевременно: молодому поколению заниматься изучением литературного наследия, зрелым людям - изучать Библию. Кроме того, хочу пожелать всем: мир настолько многогранен, многополярен,настолько велик наследием прошлого, в нём столько замечательного и интересного происходит сейчас, в наши дни, что всё успеть узнать за краткую человеческую жизнь невозможно, поэтому учитесь отделять главное, от второстепенного, отделять "зёрна от плевел", собирая истинные сокровища в копилку души.
А я не понимаю в чём смысл литературы, если есть Библия.
------------
Глеб, смысл чтения литературных произведений весьма основателен. Кто много читает, тот овладевает правильной литературной речью. Это не значит, что речь свойственная вам не хороша, возможно, что она самобытна, фольклорна, ёмка, по-чеховски кратка и точна и так далее, но у многих в быту речь бывает далеко не литературная и зачастую засорена "словами-паразитами". Также, чтение хороших книг дисциплинирует ум, приучает его к трудолюбию, ведь чтение - это труд. Кроме того, чтение литературы развивает "чувство языка" и укрепляет на интуитивном уровне, при написании, грамотное изложение своей мысли. Далее, весьма существенно обогащает ваш личный словарный запас, который затем успешно используется в быту. Знание мировой литературной классики, также, как и шедевров музыки или художественных полотен, развивает ваше воображение, расширяет его образность, обогащает ваш внутренний мир и делает вас интеллектуально интересным собеседником.
Спасибо за такой комментарий. Не думал, что его поставят.
Солидарен с Вашим знакомым священником. Даже очень. И не думаю, что мир в его душе нарушится, если он не прочтет и это.
Да, кстати, вероятность того, что мой коммент здесь высветится, очень мала. Хотя она отлична от нуля.
Простите.
Алевтина Викторовна, скажу прямо, я тоже не люблю Путина.
Вы забыли, что власть может быть прямо установленной Богом и попущенной Им.
Я сужу по тому, что вижу. А вижу - засилье кавказских и среднеазиатских мигрантов, полунищих пенсионеров, подрабатывающих учителей, постоянно растущие налоги, неуверенность простых людей в завтрашнем дне.
Владимиру.
Кто знает эти произведения Марка Твена? А вот "Приключения Тома Сойера", "Приключения Гекльберри Финна", "Принц и нищий" по заслугам вошли в золотой фонд мировой литературы. Вспомните, ведь и у Пушкина была "Гавриилиада". А Толстого вообще отлучили от Церкви, но от этого "Война и мир" и "Анна Каренина" не становятся менее ценными.
О Марке Твене - нужно знать.
Для многих из нас Вы стали не только наставником но и добрым другом!
Уважаемая Лариса, не любите Путина? А ведь он наш президент, его нам Бог послал, чтобы он руководил страной нашей "российстей и воинством ея". Его любить надо, молиться за него, чтобы он лучше руководил, чтобы нам лучше жилось. А Вы его судите, не зная даже доподлинно, кто писал ему выступление. А какая разница, кто писал, говорил то он! И ему отвечать перед Богом за все, как простому человеку. Мы странные люди - правителей не любим, но хотим, чтобы они нас любили, заботились о нас. Вот все жалуются, что власти воруют. А мы? Не воруют, в основном, те, кому украсть нечего. А у власти стоят люди, которые вышли из нашей среды. Каковы сами - таковы и сани.
С автором статьи я солидарна. Считаю, что язык наш русский дан нам Богом, говоря на русском языке, изучая его, человек преображается, в нем просыпается душа, человек чувствует Бога.
Помоги нам, Господи, сохранить нашу Родину, веру православную и великий наш русский язык.
С уважением Алевтина Викторовна.
Низкий Вам поклон, отче Андрей, что подняли тему чтения!
Значит, "Путина ставить в пример христианам я бы не стала", но при этом Вы полагаете, что школьник непременно должен знать Марка Твена, воинствующего безбожника?! (Вспомните «Путешествие капитана Стормфилда в рай», "Дневники Адама и Евы", «Письмо ангела-хранителя», «Библейские поучения и религиозная тактика»...) Право слово, в английской и американской литературе достаточно великих писателей, которые не писали мерзости вроде: «В одной руке христианство держит пращу, в другой - евангелие, раскрытое на тексте «Помогай ближнему». Из кармана торчит бутылка с ярлыком: «Мы несем дары цивилизации». На шее ожерелье из наручников и воровских отмычек. Убийство и лицемерие поддерживают христианство под руки» («Грандиозная международная процессия»).
и-нете всегда расскажет о незнакомой фамилии всё и даже чуть-чуть больше, главное заинтересовать читателя ходом своей собственной, к тому же грамотно изложенной мысли. И это уже хорошо! Нужно менять методы, а интеллигенции вновь "идти в народ". Возможно, что настаёт время возрождения и просвещения, но с использованием новых, более многообразных форм, доступных и понятных молодому поколению. Хочу верить, что будущее России - это будущее страны гениев. ИМХО.
Зачем загонять проблему "не читаемости книг" в архаику? Что может произойти с содержанием литературного произведения от изменения формы носителя? Да ничего! Кому как удобно, тот так и читает: кто в интернете, кто в переплетённых листах бумаги. Раньше считали на счётах, теперь на калькуляторах, от этого мат.часть не изменилась.
О. Андрей очень правильно подметил тенденцию - не пишут, потому что нет читателя. Например, у меня есть английский карманный путеводитель по музыке Гайдна - популярная, но профессионально написанная 400-страничная книга в "мягкой обложке", т.е. рассчитанная не на академического читателя, а на любителя классической музыки. Я как-то подумал: если бы что-то подобное издали у нас, каким был бы тираж издания? Наверное, не больше 500 экз. Поэтому-то такие книги у нас почти не пишутся и не издаются.
Чтение же духовной и классической литературы, без сомнения, есть развитие души и, которая, отрывая от житейской суеты, заставляет задуматься о существовании вечности и ее поиске.
-No comment, - как говорят англичане.