О йоге и прочих восточных практиках

    

В поисках здоровья, жизненного благополучия, а то и развития в себе тайных способностей многие наши современники обращают внимание на всевозможные восточные практики, в особенности на йогу.

Йогу рекламируют как методику, которая поможет предотвратить заболевания, исцелиться от уже заработанных болезней, даже трудно поддающихся лечению, научит владеть собой, влиять на других, а также дарует приток жизненных сил.

Большинство людей привлекает в йоге внешняя, как они считают, оздоровительная сторона – лечебные позы, холодные ванны, очистительные клизмы, особая техника дыхания и так далее. Целью ставится улучшение работы внутренних органов и систем – пищеварения, потенции, давления, памяти и других органов. Обыватель полагает, что можно игнорировать мировоззрение йоги и в то же время признавать ее уникальной системой физического и психического развития. В современной йоге используется традиционная индусская гимнастика – хатха-йога, сходная с гимнастикой китайцев и древних персов. Встречаются и такие направления, как раджа-йога, мантра-йога, к которым примыкают «трансцендентальная медитация», мистический даосизм, методы тибетского буддизма, дыхательные техники и прочее.

Что же несет в себе эта мудрость солнечной Индии?

Йога является составной частью философско-религиозных учений древней и средневековой Индии. Это система упражнений, методов и приемов, цель которых не только управлять психическими и физиологическими процессами организма, но и восходить к особому духовному состоянию. Изначально йога с ее системой психофизических упражнений ставила целью выработать в душе независимость по отношению к телу, чтобы после смерти человека душа избежала реинкарнации и растворилась в первичной безликой духовной субстанции.

    

Физические упражнения, развитые в йоге, по сути являются религиозными обрядами, раскрывающими человека навстречу индусской «духовности». Йогические упражнения в своем непосредственном употреблении связаны с оккультными медитациями, а различные позы йоги отождествляют человека с животными или даже предметами (допустим, «поза кобры», «коровьей головы», «собаки мордой вниз» и другие). Как правило, используются специальные движения тела, фиксированные позы, задержка дыхания, повторение мантры, а также визуализация – такой способ работы с воображением, при котором, закрыв глаза, человек мысленно рисует в темноте какой-нибудь образ и со временем он видит воображаемое весьма ярко и отчетливо. Некоторые позы возбуждают сексуальные центры, по представлениям учителей йоги, это нужно, чтобы воспользоваться сексуальной энергией, преобразовать ее и распределить по всему телу для оздоровления и бодрости.

К сожалению, далеко не все понимают, что религиозная вера, нравственность и внешние обряды, практика глубоко взаимосвязаны, так что нельзя использовать какую-то практику саму по себе, не испытав влияния той духовной сути, какую выражает эта практика. Даже внешние движения могут заключать в себе определенную формулу-знак, сообщающую душе соответственное индийской религии настроение. Индийско-оккультные или восточные системы предлагают свои психотехнические приемы, направленные на «расширение сознания», «сверхчувственное восприятие» и «открытие внутренних пространств». Подлинная же цель всех видов йоги – раскрыть в себе скрытую «божественность», слиться с первореальностью и таким образом выявить в себе сверхъестественные духовные силы. Вот как откровенно признается знаменитый апологет йоги, формально принадлежавший к католическому ордену бенедиктинцев, француз Жан-Мари Дешане в своей книге «Христианская йога»: «Цели индийской йоги – духовные. Можно приравнять к предательству забвение этого и сохранение только физической стороны этого духовного учения, когда люди видят в ней только средство достижения телесного здоровья и красоты. <…> Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии; отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека – божественна; она есть Бог, об остальном можно только мечтать»1.

В индуизме многих привлекала как раз мысль о том, что человек сам по себе божествен, что в нем заложены все совершенства, которые можно раскрыть с помощью особых методик, и значит, тяжелый путь к Богу через преодоление своих страстей, который предлагает христианство, вовсе не обязателен. Надо просто выявить в себе скрытую божественность. Интересно заметить, что одним из распространенных выражений-мантр в Индии является «со-хам, со-хам», то есть «Я – это Он, Я – это Он». Как известно, ощущение собственной значимости, самодостаточности, соединенное с чувством эйфории – самонаслаждения, в христианской аскетике называется прелестью, то есть обольщением, самообманом. Человек мнит себя божественным, в действительности же остается без Бога, зато темные силы льстят его гордости имитацией божественных совершенств. Это повторение древнего соблазна стать «как боги» (Быт. 3: 5), обрести божественные знания и силы, что постоянно нашептывает человеку невидимый обольститель.

Приведем пример из жизни, который отражает подлинную подноготную восточных практик. Есть в Сергиево-Посадском районе женщина, которая, будучи крещена в Православии, в какой-то момент увлеклась буддизмом. Причем она совсем не думала, что это как-то противоречит христианской вере. Просто, не имея опыта церковной жизни, лишь изредка обращаясь к молитвослову, она не почувствовала духовной подмены. Ее привлекали нравственные истины буддизма – всепрощение, бескорыстие, отказ от каких-либо пожеланий, нравилась и их медитативная практика, которая, казалось, вносит в смятенную душу долгожданный покой.

Все больше и больше увлекалась женщина восточной духовностью, достигла, как ей самой в то время казалось, уже немалых успехов. Однажды во сне она увидела двух почтенных буддийских наставников – махатм, которые обратились к ней с такими словами: «Ты уже достигла многого. Но чтобы придти к полному совершенству, тебе осталось сделать только одно – отречься от Христа». С изумлением женщина спросила: «Но зачем это нужно, ведь я считала, что христианство не противоречит буддизму?» Она, как и многие наши современники, полагала, что разные религии – пусть и различные, но равноправные пути к Богу, перед Христом же в сердце благоговела.

Женщина интуитивно почувствовала, что в этом требовании заключается что-то неправильное, чуждое и плохое. Ночные гости ответили: «Это нужно, чтобы придти к полному совершенству». Вероятно, увлекшись буддизмом, она неглубоко вникла в его философию, где ключевое место занимает отречение от всех желаний и привязанностей, стало быть, и от привязанности ко Христу. «Нет, – произнесла она, – я не смогу отречься». «Ах так, – неожиданно отреагировали посетители, – тогда мы будем тебя мучить». В этот момент оба приняли жуткий образ демонов, стали бросать в голову женщине горящие уголья.

Конечно, можно списать подобное видение просто на кошмарный сон. Но сами истязания воспринимались настолько живо, что страждущая стала кричать. Ее родная мама, услышав крики дочери, и видя, что с ней происходит что-то неладное – какой-то страшный приступ, причем дочь не могла очнуться – вызвала скорую. Врачи бесплодно пытались сделать страждущей укол – мышцы были настолько напряжены, что игла не проникала внутрь. Сквозь сонные истязания женщина вспомнила простую христианскую молитву: «Господи, помилуй!», и демоны со своими мучениями вмиг исчезли. Очнувшись, выпив святой воды, она поняла, что за духовной помощью ей надо идти в храм. Батюшка, вникнув в состояние женщины, рекомендовал ей еженедельно исповедоваться и причащаться.

Постепенно ее духовное состояние поправилось, только появилась после того ночного события одна особенность – время от времени женщина видела бесов. Как-то раз она повстречала свою знакомую, которая начала увлеченно рассказывать, что заинтересовалась буддизмом и что все это любопытно и здорово. Умудренная горьким опытом женщина хотела тут же предостеречь ее от подобного увлечения, но едва собралась открыть рот, как увидела на плечах собеседницы двух хитрых бесов, которые ловко закрыли той уши и, ухмыляясь, как бы говорили: «Посмотрим, что у тебя получится». Женщина поняла, что все, что она сейчас скажет, не дойдет до ее души.

Действительно, часто люди настолько увлекаются восточными практиками, что никакие аргументы ими не воспринимаются, и только набитые шишки заставляют их пересматривать свою жизнь.

К сожалению, многие в наши дни полагают, что учение буддизма по ряду вопросов совпадает с христианским, допустим, в преодолении страстей, искоренении греховных желаний, совершенствовании, любви к ближним и жертвенности. Однако внешнее сходство часто скрывает пропасть, в которую падает и разбивается всякий, желающий одним прыжком соединить несоединимое. Хочется привести размышления исследователя религий Индии князя Н. С. Трубецкого о том внешнем сходстве и глубоком внутреннем различии, которое наблюдается между буддизмом и христианством: «Путь к достижению нирваны Будда указал двоякий. С одной стороны, психофизические упражнения самопогружения, сосредоточенной медитации, задержки дыхания и прочее, по приемам почти тождественные с системой йоги. Но с другой – самопожертвование и любовь ко всему существующему. Однако этот второй путь есть как бы часть первого, особое психофизическое упражнение. Любовь, милосердие, сострадание – все это для буддиста не чувства, ибо ведь чувств у него в душе остаться не должно, а лишь результат, следствие полной утраты чувства своей индивидуальности и своих личных желаний: при таком психическом состоянии человеку ничего не стоит жертвовать собою для ближнего, ибо, не имея собственного желания, он, естественно, с легкостью исполняет желания других. Подавить свою волю настолько, чтобы поступать исключительно по воле другого, рекомендуется именно в виде упражнения. Всепрощение рассматривается как средство уничтожения чувства: равнодушие находит свое завершение, когда человек относится к врагу совершенно так же, как к другу, когда он равнодушен к радости и к боли, к чести и к бесчестию»2. Иными словами, такой человек уподобляется роботу, который не имеет ни личности, ни чувств, и потому бесстрастно выполняет любую заложенную в нем программу. Вопреки этому, в христианстве жертвенность, прощение, любовь основываются не на подавлении в себе желаний, не на уничтожении личностного начала, а на чистоте сердца, стяжавшего Божию благодать. Душа, обретшая в Боге свободу от греха, с радостью помогает ближним, она прощает и жертвует, потому что любит – в этом ее сокровенное счастье.

Возвращаясь к йоге, заметим, что упражнения с дыханием и позы тела подготавливают человека к определенным духовным переживаниям. Повторим, что подлинная цель йоги религиозно-аскетическая. Сами йоги считают, что на высших ступенях этой аскетической практики, когда останавливаются все психические процессы и человек достигает самадхи, то есть состояния сосредоточения без содержания, в нем «выжигаются семена кармы», и это освобождает его от нового перерождения, позволяет уже навсегда освободиться от тела и прекратить свое существование как личности. Здесь мы видим кардинальное расхождение с христианством, в котором личность не уничтожается, а преображается и достигает высшего своего самовыражения в приобщении Богу.

Согласно христианскому учению, в душе, соединившейся с Богом, раскрываются дары, данные конкретному человеку. И даже в будущем веке, после всеобщего воскресения, когда «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15: 28), личность не уничтожится, ибо, как сказано в Писании, мы увидим Бога «лицем к лицу» (1 Кор. 13: 12), то есть общение с Богом – это всегда глубоко личное общение, которое и в общем соборном молении не обезличивается. Этот опыт в той или иной мере доступен каждому христианину здесь и сейчас. И в этой личной встрече с Богом как Жизнью, Любовью и Радостью, наша собственная жизнь становится более подлинной, внутренне насыщенной, вдохновенной и яркой.

Существенную роль в йоге играет медитация. Медитация (от лат. meditatio – размышление) есть внутреннее сосредоточение ума на определенной идее. Медитирующий мысленно отрешается от всех внешних объектов, стремясь к определенному психическому состоянию.

Если молитва есть обращение к Богу, то медитация – беседа с самим собой, по сути же, самогипноз. Предполагается, что медитация пробуждает у медитирующего глубокие силы, дремлющие в глубине души, и такой человек становится способен, например, к ясновидению. Если в христианстве существует умное делание и молитва Иисусова, в которых христианин всем своим существом обращается к Богу и Его милости, то в оккультизме и восточных практиках посредством медитации человек в самом себе ищет тайный ход, ведущий к духовному совершенству. В индуистской медитации человек стремится к тождеству с абсолютом и, достигая транса, приходит к ощущению, что он един с божеством, а точнее, что в нем самом выявлена изначальная божественность.

Медитация, как опыт нехристианской религиозно-мистической практики, естественно, влечет за собой духовные состояния вне Христа и без причастия Его благодати. Такому человеку рано или поздно может показаться, что он сам становится проводником высших откровений, несущим на земле особую миссию. Вспоминается пример индийского поэта и мистика, одного из основателей бенгальского кришнаизма, Чондидаша (XIV–XV вв.), который с юных лет был посвящен во жрецы богини Дурги. Будучи представителем высшей касты брахманов, Чондидаш полюбил женщину низшей касты, простую прачку Рами. Для брахмана сохранение кастовой чистоты – священный долг. Чондидаш искал разрешения своей личной проблемы в медитации и внутреннем обращении к богине Дурге. В этом делании он стал созерцать свою любимую, и в подобных медитациях Чондидаш обрел уверенность, что сам он – проявление духа Кришны, а Рами – воплощение возлюбленной Кришны – пастушки Радхи. Сам Чондидаш считал, что эту тайну ему открыла богиня Дурга. Вот так оккультная духовная практика увенчивается оккультными откровениями.

Приносят ли йога и медитативная практика людям какой-то эффект? Часто представители этих практик свидетельствуют, что йога уравновешивает внутренние силы, успокаивает нервную систему. Но в результате, у человека перестает болеть душа. Он не ощущает в своей душе никаких противоречий, и не испытывает потребности исповедать грехи. Таким образом, достигнутая посредством йоги и медитаций успокоенность лишает человека возможности раскаяться во грехах и освободиться от них. Человек достиг душевного комфорта, но в глубинах его души остались неисповеданные грехи, про которые он не вспоминает. На самом деле, душевная неустойчивость в нашей реальной жизни может быть индикатором, подсказывающим, что надо спешить в храм на Таинства, каяться перед Богом, исправлять себя, а йога с медитативной практикой лишают душу этого индикатора.

    

Что же касается вроде бы очевидной физической пользы от занятий йогой, то это распространенное заблуждение. Польза от самых простых йогических упражнений наблюдается не больше, чем и от всех остальных физкультурных комплексов. Йога, если заниматься ею серьезно, вредна для здоровья, и мысль о том, что индийские йоги живут долго и не страдают тяжелыми болезнями, глубоко неверна. В 1980-х годах в Индии проводилась всеобщая диспансеризация, которая показала, что йоги живут в среднем даже меньше, чем обычный житель Индии и страдают множеством заболеваний. Например, верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта, потому что каждый день они чистят жгутами носоглотку и делают себе клизмы, и со временем разрушается слизистая оболочка в носовой полости и кишечнике; вывихами суставов, артритами и артрозами из-за частого нахождения в противоестественных позах; катарактой глаз, потому что часто концентрируют внимание на солнце. Нашлось немало страдающих хроническими венерическими заболеваниями.

Поскольку в йоге упор делается на перестройке организма и его ритмов, то это может нарушить биологические процессы таким образом, что психосоматическое расстройство станет необратимым, и ни один врач не сможет понять, что же произошло с человеком.

В заключение нужно сказать, что во всех мистико-оккультных системах, практиках и медитациях можно встретить какие угодно размышления, мысли, представления, кроме одного – в них нет покаяния. Христианство свидетельствует: по мере приближения души к Богу человек все более ясно видит свое несовершенство и несамодостаточность. Поэтому опыт приближения к Богу утверждает в христианине смирение, покаяние и любовь. Благодаря этому возможна чистая, искренняя радость единения с Господом, Который тебя видит, слышит и любит. Восточный же мистический опыт отвергает личностного Бога, а потому стремится к преодолению личности человека в самадхе или нирване, дает переживание растворения своей индивидуальности в океане безличного. Не встретив личностного Бога, человек в восточном мистицизме естественно стремится к личностной смерти.

Валерий Духанин

29 января 2014 г.

1 Дешане Жан-Мари. Христианская йога. – Нью-Йорк, 1972. С. 54, 63.

2 Трубецкой Н. С., кн. Религии Индии и христианство. – М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2000. С. 38 – 39.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Есть палочка! Есть палочка!
В. Григорян
Есть палочка! Есть палочка!
Владимир Григорян
Недавно из паломнической поездки в Рим вернулась одна моя хорошая знакомая. В Вечном городе её совершенно потрясли йоги, висящие над землёй. Знакомая провела под одним рукой, чтобы убедиться, нет ли здесь какого надувательства. Вроде нет. Обратилась к священнику, сопровождавшему группу.– Это их бесы держат, – ответил тот.
Об умной молитве, йоге, богатстве и браке Об умной молитве, йоге, богатстве и браке
Архим. Софиан (Богиу)
Об умной молитве, йоге, богатстве и браке Об умной молитве, йоге, богатстве и браке
Из бесед с архимандритом Софианом (Богиу)
Брак — это нормальный путь жизни, всеобщее призвание человечества. Семья была учреждена еще при основании человеческого общества, и является родником жизни. Монашество — это евангельский совет, к монашеству приходит тот, кто призван. У монаха одна миссия, а у семьи — другая. Жизнь семьи с ее повседневными проблемами зачастую обращена только вниз или по горизонтали, у нее нет времени на то, чтобы взглянуть еще и наверх. Долг монаха и священника — просвещать ум и устремления людей, говоря им что впереди, по ту сторону этой земной жизни, имеется еще один остаток жизни, причем нескончаемый.
Йога Йога
Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий (Яннулатос)
Казалось бы, христианский вариант йоги предлагает упражнения, способствующие достижению внутренней тишины, при которой человеческий дух может лучше слышать послания Святого Духа за счет самоуничижения. Но такой метод привел бы к абсолютной автономии человеческого духа. Духовная же жизнь есть дар Божией благодати, а не достижение независимой человекоцентристской техники.
Нужна ли православному христианину йога? Нужна ли православному христианину йога?
Эта восточная практика вышла из религиозной традиции и прочно осела на секуляризованном Западе. Остается открытым вопрос: рассталась ли йога со своим религиозным багажом или продолжает исподволь приобщать людей к духовным традициям, ее сформировавшим? И как реагировать православному христианину на это явление претендующее на повседневность в нашей жизни?
Хорошую ли религию придумали индусы?! Йога для христианина – путь к оздоровлению или вероотступничеству? Хорошую ли религию придумали индусы?! Йога для христианина – путь к оздоровлению или вероотступничеству?
Говоря о духовной опасности от занятий йогой, можно кратно сказать так: если будешь заниматься настоящей индуисткой или буддисткой йогой — впадешь в самообольщение —будешь считать себя «богом», а если будешь заниматься ньюэйджевской йогой — также впадешь в прелесть.
Есть ли в Библии запрет на занятие медитацией и магией? Есть ли в Библии запрет на занятие медитацией и магией?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Одна моя знакомая ходит в церковь и в то же время увлекается нехристианским делом – то ли трансмедитацией, то ли какой-то магией, то ли не знаю, как он там правильно называется. Когда я ей сказал: «Как ты можешь, это же лицемерие, грех какой!», она мне ответила, что, дескать, нигде в Библии запрета на эти дела нет, заповедей таких запрещающих тоже нет. И я даже не знаю, что ей ответить. Помогите, пожалуйста. Спаси Господи.
Комментарии
Лариса29 декабря 2021, 18:50
Очень благодарна автору за столь понятную,подробную и правдивую статью.Есть пример в семье близккого молодого человека,начавшего этим заниматься из-за обширной рекламы везде.Не имея ещё твердых и ясных понятий о вере,жизненного опыта и больших амбиций - это опасный путь к погибели души и ВСЁ!!!Объясняем как можем,и такие статьи большое подспорье.Но главное уповаем на помощью БОЖИЮ!!!Храни всех БОГ!!!Потому что большинство идут на погибель,не зная настоящей правды.
Алексей19 мая 2020, 20:59
Интересная статья, так держать !)
Ольга25 февраля 2020, 16:41
СпасиБо, Валерий Духанин, за столь просветительную статью. На мой взгляд, героиня вашей истории лукавит, когда говорит, что не осознанно совершала действия противоположные религиозным убеждениям её души. Она понимала, что предает свою религию в пользу "индуизма" и не выдержав угрызений совести стала сходить с ума. Когда покаялись, совесть успокоилась.
СТ11 декабря 2019, 21:49
Хочу сказать, что йога демоническая практика. Люди впадают в обольщение, в прелесть после упражнений-асан и начинают думать, что эти асаны приносят пользу. Эти асаны служат для поклонения демонам. Человек находясь в противоестественных позах с задержкой, принимая образ какого то животного или пресмыкающего, что не свойственно человеческому облику ( Бог создал нас по своему образу и подобию ) и поклоняясь этой твари, а это значит идолопоклонство, практикующий уже нарушает 1 и 2 заповеди Господни. Йоговские асаны как стойка на голове, мостик, березка очень опасны не только для души, но и для тела, в этих позах происходит защемление нервов и ведут в будущем к проблемам спины и в шейном отделе.
Вера 4 ноября 2019, 19:22
Большинство людей находятся в ложном убеждении, что йога помогает, дает здоровье, молодость, уверенность в себе и т.д. Ни чего йога не дает, йога забирает вашу энергию, силу. Йога загрязняет ваш ум и тело. Упражнения в хатхе йоге очень опасны, эти упраж-ия - асаны служат для того, чтобы запустить в себя, в свое тело бесов(демонов). После этих упражнений -асанов, ум начинает работать по другому, по другому мыслить, становиться покорным, послушным, то что вашему уму скажет бес, то человек и сделает. Практикующий йогу даже знать не будет, что нем уже есть бесы : злобы, блуда и т.д. Человек становится злобным, эгоистичным, холодным, отчужденным, пробуждается похоть и в душе жуткое одиночество.
Мария Шагалова11 августа 2019, 02:56
Для меня эта статья, как подтверждение, что, занятие йогой, медитации, чтение мантр - это бесовщина. Мой муж увлёкся йогой около трёх лет назад, первые пол года супруг светился, бросил курить и пить, хотя, и, не был зависимым. Пребывал в хорошем настроении, излучал добро и позитив. Далее, начались кризисы в отношениях, стал раздражаться на все, бесится из-за мелочей, стал эгоистом. Постоянно говорит, что я хочу быть счастливым!!! На мои попытки сходить в церковь, получаю отказ, мол зачем мне это? Учитель йоги скидывает мужу литературу OSHO и тренинги Hemi Sync, Садхгуру «если вы несчастны в баке». Вот и не знаю, либо совпадение, и пришло время расставаться? Либо конкретная промывка мозгов?
Никита Ботнаков15 мая 2019, 02:10
Есть медитация как система упражнений для развития внимания, а есть медитация для духовных целей. Со второй все ясно, а первая полезна для здоровья, что доказано наукой, а в духовном смысле не вреднее зарядки по утрам. Вред медитации-вне-религ.-контекста пытаются навязать, а доказательств нет. Отказ от мяса в пост не приведет атеиста к Богу, а медитация не уведет православного от Христа. Смешивать полезные для здоровья упражнения и духовные антиправославные практики под названием "восточных практик" так же некорректно, как смешивать православных и иеговистов. Бояться медитации - это как бояться переливания крови. Боязнь идет от непонимания сути процесса, а не от православия.
Михаил29 апреля 2019, 09:01
Мне занятия восточными оздоровительными практиками позволяют легче переносить долгие службы и помогают в служебной деятльности (я военный). Не вижу противоречия между цигун\йогой и верой во Христа. Но есть красная черта, которую христианину нельзя переходить, это занятия медитацией, чтение мантр и так далее. Кроме того, по словом 'цигун' подразумевается множество разных практик, нужно заниматься такими, в которых отсутствует оккультный компонент, нужны только упражнения.
Кристина. 29 марта 2019, 14:14
С детства хожу в церковь, родители глубоко верующие люди. Год назад пошатнулось здоровье. Проблемы в шейном отделе привели к проблемам с крововообращением головы. В результате помог массаж и занятия по курсу "здоровая спина" на все той же йоге. Стала себя чувствовать на много лучше. У Богородицы просила, чтоб она мне помогла. Вот она мне и помогла таким способом - направила меня к хорошему массажисту и курс йоги. Благодаря чему могу стоять на службе. Верить в Бога от этого меньше я не стала. На занятия йогой продолжаю ходить. Атмосфера хорошая, ассаны воспринимаю, как гимнастические упражнения. Очень много встречала православных, в которых агресии больше, чем у йог. Все в мире относительно.
Айла16 марта 2019, 17:18
Мне нужен совет,у меня на шее сзади,набита тату знак ом ,один из звуков,набила в 17 лет,без осознания что это религиозно,в 24 я покрестилась ,приняла провославие,и сейчас нашу крест,одно мешает другому?стоит ли мне свести тату?
Ольга29 декабря 2018, 10:17
Почти все спортивные направления имеют элементы из йоги. Даже кошки потягиваются, но не догадываются, что они поклоняются божествам. Сейчас слово йога в моде, поэтому любую гимнастику принято называть по-особенному, а по сути все просто физкультура. Есть конечно школы йоги, но нельзя же вообще отказываться от утренней зарядки, спорта?
Если на занятиях не поются мантры, не раскрываются чакры, не "просветляют" мысли, и т.д. то это не йога.
Элис16 ноября 2018, 22:04
Большое спасибо за статью!
Среди моих знакомых, кто занимается восточными практиками, нет ни одного счастливого человека - каждый сам в себе и своих комплексах, у них нет желания в себе ничего менять, очень много эгоизма и эгоцентризма, веде Я. В общем потихоньку перестаю с ними общаться - уж очень это тяжело. И тяжело не потому что у этих людей есть какие-то проблемы, с которыми нужно работать, ведь каждый, в том числе я, тоже имеет какие-то проблемы, а тяжело потому, что они этих проблем совершенно не хотят видеть. Инфантилизм какой-то.
Артем24 октября 2018, 18:42
Йогой занимаюсь с 2013. Яма, нияма, асана, пранаяма.. Вроде начиналось всё нормально.
Но! На разминке - делаем "Сурья-Намаскар" - а это что в переводе? "Поклонению Солнцу" (богу Сурье). Каждая поза (асана) имеет свою мантру "Ом-митрая-намаха" и т.д. Ну вроде тоже ни чего особенного. Потом всё больше тренировок и духовных опытов.
Но, кто по индийскому верованию йогу принёс людям? ответ - бог Шива. А кто такой Шива? триединый бог Вишну и Брахма.. Всё ты на крючке! и дальше всё больше асан, пранаям, джапа-медитации, сериалы "Шани-дэв", "Маха-дэв", изучение эпоса, вед, поездка в Индию..
Но я всегда чувствовал подвох и остановился.
Верую в Спасителя нашего Иисуса Христа!
Ольга 10 октября 2018, 23:09
Я занималась йогой, когда искала пути к совершенству. Поначалу нравилось, казалось, что прибавляется энергия, наступает умиротворенность. Но вот не задача - образовалась духовная пустота,были мысли даже об уходе из жизни. Пошла в православную церковь на исповедь, исповедовалась в грехах и ощутила глоток свежего воздуха, мысли о самоубийстве прекратились, в церковь стала ходить периодически и даже записалась в Воскресную школу. Сразу отмечу, что в православии много того, что отталкивает новоначальных-это постоянное ускорение себя в грехах, осознание своего несовершенства, но в месте с тем оно даёт смирение, спасает от уныния, дипрессия, устраняет гордыню. Отношения в семье стали гораздо лучше
27 августа 2018, 09:48
Господи Иисусе Христе! Дай всем народам познать Тебя как истинного Бога! Обрати всех заблудших в Твою Православную Веру и Православную Церковь! Помоги! Спаси!Сохрани! Помилуй не ведаем, что творим! Будь с нами!
Алена29 октября 2017, 22:28
Специально посмотрела на фотографии с кабинетами лечебной физкультуры. Мне кажется или они там йогой занимаются?
Гостья21 октября 2017, 13:58
Занималась хатха и кундалини йогой. Теперь три года (как перестала заниматься)разгребаю последствия: и духовные (депрессия,отчаяние, кошмары по ночам, был период - спала даже с включенным светом ночью), и физические. Понемногу жизнь восстанавливается, спасибо Православию. Благодаря йоге точно знаю теперь, что ад существует. Но нет худа без добра: она привела меня к Православию, Господь не оставил. НАДЕЮСЬ, мой отзыв кого-то убережет от этой ловушки. Те, кто начинает ей интересоваться, не видят и не слышат никаких предупреждений и негативных отзывов,сама была такая зачарованная. Кстати,йоги не блещут здоровьем и продолжительностью жизни(почитайте о всеобщей диспансеризации в Индии)
Лидия22 июля 2017, 09:50
Очень, очень благодарна автору за эту замечательную статью. Получила ответ на мой вопрос, сделала выводы. Мозги прочистились лихо. Благодарю еще раз!
Викте21 марта 2017, 15:48
Спасибо большое за статью! Для себя сделала вывод, что йога и остальные практики приводят к основному греху - гордыне. А заниматься упражнениями просто так,- это как "я по краешку грязи пройду, я же не лезу вглубь"...
2 сентября 2016, 19:19
Юлия и другие. Фраза "в здоровом теле, здоровый дух" с православной точки зрения совершенна ложна. "Духовное здоровье" никак не зависит от здоровья тела. Человек может быть совершенно больным, и быть высокодуховным человеком. Примеры того безчисленное количество святых которые страдали телесно.

Более того, фраза вырвана из контекста и перефразирована. Она вообще принадлежит нехристианскому автору, римскому поэту Дециму Юнию который верил в мифические греческие бога.

В орогинале фраза звучит так: "Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом".
Владимир31 мая 2016, 03:17
Спасибо за статью! Очень она помогла мне понять что такое все эти практики, будто Господь навел. А то шаманизмом стал зачитываться и полагать, что всякие "техники" тоже не плохо бы знать и уметь. Теперь понятно, что всё это ведет к погибели. Спасибо! Спаси вас Господи!
Нона31 января 2016, 00:33
ну как, КАК можно сравнить БЛАГОДАТЬ БОЖИЮ и мнимое просветление от йоги? Если бы те, кто занимается йогой знали, КАКУЮ БЛАГОДАТЬ дает Господь Святым и любящим ЕГО и КАК ОН умеет утешать! Когда ты просишь ЕГО со слезами о помощи, и ОН помогает. Как Спаситель находится рядом и ты ЕГО чувствуешь и душа ликует! Это ни с чем не сравнить!
Юлия17 января 2016, 14:02
Мне йога, наоборот, помогла прийти к Богу, кстати, к православию. Еще, может, потому, что тренер был хороший. Давайте не забегать в крайности. В здоров теле здоровый дух!
Алексей 3 января 2016, 15:12
Доктор медицинских наук, профессор Бубновский в своей книге описывает, как его однажды пригласили в Индию, чтобы избавить от болей в спине мастера, практикующего йогу в течении 40 (!) лет.....
Мария19 ноября 2015, 05:14
Я занимаюсь йогой в качестве физической нагрузки, чтобы укрепить слабую спину. Мантры не читаю, медитацией не занимаюсь, клизмы не ставлю, нос жгутами не чищу, на солнце не смотрю, развивать тайные и экстрасенсорные способности не собираюсь, богов из индуисткого пантеона не знаю. Все равно мои занятия йогой это плохо? Это не по-христиански? Это грех?

И еще: где можно почитать основные различия между христианством, буддизмом и индуизмом?
евгений23 сентября 2015, 20:09
Скажу сразу что с йогой знаком теоретически и не являюсь её адептом! Но основные труды читал и с людьми общался просто ради интереса. На мой взгляд автор все упростил и плохо представляет то о чем пишет! Как известно само слово "йога"переводится как связь...единение...! Каждая школа йоги понимает по своему и имеет свой набор методов! И далеко не все идут к пресловутому безличному растворению в абсолюте!кому интересно может почитать хотя бы "Шиву сутру"и если её осилить то сам все поймёт! И таких примеров много! Каждый народ исторически имеет свою духовную традицию своё духовное поле данное свыше и объявлять с ходу все что не христианство при всем к нему уважении бесовщиной это какое то сектанство! Тем более что человек другой традиции других корней имеет очень мало шансов разобраться хотя бы на самом примитивном интеллектуальном уровне! Что уж говорить про практику! Тем более сейчас идёт очень активный размыв духовных основ всех народов через искажение и подмену создание сект и тд!отсутствие подлинных учителей большая беда современного мира и традиции постепенно уходят в тень! Их просто некому продолжать! Вместо христиан адвентисты...вместо йогов кришнаиты...вместо мусульман вахабиты! Это результат работы богоборческих сил на земле! Так что автор представляя йогу чем то вредным невольно надеюсь сам помогает этой бесовщине!
Светлана Габерт 3 августа 2015, 02:16
Столько хороших и вразумительных комментариев о вреде этой "безобидной гимнастики", что диву даешься, но на практикующих они не действуют. И глазами будете видеть-- и не увидете и ушами будете слышать-- и не услышите. Ну что ж практикующие йогу, практикуйте до поры до времени.Только Бога потерять легко, а вот вернуть его раположение, Его любовь будет непросто.
Оксана14 июля 2015, 12:53
Статья очень поучительная. Надо повсеместно, хотя бы при церквях, вести просветительскую работу о негативном влиянии йоги и восточных практик, т.к. сама наступила, по причине неведения, на эти грабли.Был зов сердца, искала занятия для здоровья, на выставке дали брошюру, в интернете масса рекламы йоги.Начала заниматься.Помимо занятий постоянно уговаривали пойти на курсы духовного развития и очень негодовали когда не ходила, говорили, что мало только заниматься физическими упражнениями надо еще и духовно развиваться в этом же направлении (давали читать книги и слушать тематические диски).Обрабатывали со всех сторон. Как-то вместо занятия привели на массовую медитацию под учащающиеся звуки барабана, когда все начали петь какие-то песни с повторяющимся текстом и шататься из стороны в сторону- меня изнутри раздирала злость и негодование на всех этих людей с "блаженными" лицами, они как зомби были.Натуральная секта.Здесь очень тонкая грань, начав заниматься йогой только физически и не заметишь как тихонько, про себя, начнешь напевать "ом".Здоровье не поправила, постоянно болела поясница, растянула ногу, так еще и с душевной составляющей начались проблемы-скандалы в семье, кошмары и др. Слава Тебе Господи вернулась к православию!Мне есть с чем сравнить, спасение только в Православии!!!
Михаил14 июля 2015, 02:25
Эти йоги, и те кто любят читать Бхагавадгиту, они частенько заболевают головой. Буквально.
Не знаю, как насчет мусульман, я с ними не знаком особенно, насколько я понимаю, это даже не религия, в сущности, а что-то вроде морального кодекса, сборник нравственных норм, чего они про Бога вечно говорят...
А вот йогов и учеников Рерихов, теософии Блаватской, вот этих я знал. Они посходили с ума, буквально в больницу попали, кто повесился, кого убили, семьи пораспадались, подсели на тяжелую наркоту, один умер от неправильно сваренного "винта", это всё точно, я думаю, как-то связанно. Связанна их злая судьба и их увлечения и верование.
Тут ведь как...
Что русскому хорошо, то немцу смерть. Там в Индии, они тысячи лет на этой волне гоняют и им не вредит, в Ганге вон купаются в костях и пепле мертвецов и ничего. Но приедет индус сюда, искупается в Москва реке и умрет.
У нас есть православное благочестие. Это лучше.
Владислав 3 июля 2015, 09:09
На мой взгляд, статья недостаточно тонко различает отпадение от Божественного и неисповедимость путей Господа. Но на всё воля Твоя, Господи!

И в этой связи хочется процитировать Евангелие от Матфея (5:43-48):

"Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего (Лев.19:18). А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, ду будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный".
гость26 июня 2015, 22:10
Для Олега Романа и других:
Среди спортсменов есть много православных, если Вы их не знаете, то это не значит, что их и вовсе нет.
По поводу занятий йогой или что-либо брать из неё и пр. ереси:
скорее всего вы просто невнимательно прочли статью Валерия Духанина. Ведь ясно же написано - нельзя прилепляться к чуждому, иначе смерть. К Богу прилепимся, к Господу нашему Иисусу Христу.
Если б Валерий Духанин описал те ужасы и мучения, проблемы с головой, в личной жизни и пр., которые испытывают люди после занятий этой самой йогой - то здравомыслящий человек бежал бы от этого, сжег бы брошюры и книги. Просто нужно собрать эдакий сборник случаев из жизни, "послевкусие от йоги", тогда посмотрим на "добровольцев" охочих до йогических практик, валеологических - их бы и след простыл.
Люди, и младые и старые, не верьте и не прельщайтесь - нет в йоге ничего хорошего. Лично знаю человека, мучающегося после йогических практик. То что он терпит уже более года словами не передать, а облегченья НЕТ. Он и плачет и кается и в Храм ходит... Одна надежда на Пречистую Богородицу, может умолит Христа Бога нашего, да помилует нас.
Олег18 июня 2015, 09:56
Что вы можете предложить молодежи кроме постов и обещаний вечной жизни в раю.
Предложите свои системы оздоровления и физического развития в православной церкви, вы заботитесь об душе но об теле забываете, вот и уходит молодёж.
Сладостные слова индийских гуру одурманивают и манят к себе.
Сергей-215 мая 2015, 09:36
Немного добавлю, как бывший адепт восточных практик. Брать различные упражнения, движения и приемы...без принципов дыхания, мировозрения и философии -это крайне несерьезное отношение к практике йоги. Ну, а серьезное отношение - закончится бедой..как минимум. Лучше не начинать и не пытаться "вычленять" полезное...на первый взгляд.
Сергей-215 мая 2015, 09:31
Рекомендую, как дополнение, статью об отношении православной Греции к йоге. Написано профессионально, просто и интересно:
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41639.htm
ps Сам молодые годы угробил на единоборства восточные, йогу, Рерихов,Гурджиева, Блаватскую..Безант и др. подобные физические и интелектуальные "забавы". Вовремя "подброшенная" мне прошюрка "Православный путь ко спасению и восточные и оккультные мистические учения" (в инете есть)сумела дать мне возможность пересмотреть свои увлечения.. В итоге- православный. Пытаюсь наверстать упущенное... Кстати, последователи индуизма довольно агрессивно относятся к христианам. На родине индуизма (Индия) случаев нападения на пр. храмы довольно много.
Роман 9 марта 2015, 13:42
Единственно чего не стоит делать христианину так это следовать религиозным приципам именно индийской или буддийской йоги т.е. духовным приципам индуизма или будизма. А вот практическая, метадологическая сторона йоги (её сердцевина) универсальна т.к. опирается на природу человека а не на те или иные религиозные доктрины.Колесо тоже "изобрели" язычники но это не повод отказываться от этого столь полезного открытия или изобретать "христианское" колесо. Поэтому самое лучшее, что может сделать Церковь тут,это обратить йогу в христианство и благословить.
Роман 9 марта 2015, 13:37
Отрицать и демонизировать йогу ВООБЩЕ как средство это значит вырывать пшеницу вместе с плевелами. У меня христианина насчёт практики йоги тоже были определённые сомнения навеянные осуждениями ортодоксальными догматиками.
Теперь по опыту могу сказать, что йога может и должна служить христианским целям - умению слушать духом людей и Бога, соединятся с Его волей, смиряться в безмолвном БЫТИИ с НИМ. Нигде, ни в одной книги Библии (как старого так и нового Завета) нет ни осуждения ни отрицания ни йоги ни её принципов, наоборот поощрения и призыв следовать этим принципам: воздержания, внимания, трезвения, исследования, смирения, обузданию ума и страстей...Всё это есть в христианском опыте. Но для христианской традиции новинкой является физическая сторона йоги (хатха-йога). Она по сути является очищением и укреплением тела и ума т.е. подготовкой для созерцательных практик. Т.е. своего рода техникой безопасности и жизнеобеспечения условий духовной жизни.
Лера 2 июля 2014, 09:38
Каждая истинная религия, каждое учение - требует очень глубокого изучения, если изучать нечего - то это не достойно внимания. Не стоит говорить негативно о религии/практике и т.д. если вы ее не изучили очень глубоко. А если там изучать нечего - то зачем вообще о ней говорить.

Если человек поставил себе целью вернуться к Богу, то он найдет его через ту религию, которую ему Бог и даст. А если человек ищет корыстной (материальных благ) выгоды, а не Бога, то такой человек как раз и может стать жертвой ложных учений, ложных религиозных ответвлений, практик и сект. Истинное стремление к Богу приведет только к истинному верному пути, к Богу.

К сожалению и среди христиан не без казусов неприятных, как и в других религиях (если цель найти плохое - оно всегда найдется), поэтому все зависит от цели. Если человек поставил себе действительно Высоко духовную цель, Бог такого человека будет вести по этому пути Сам, и ничего плохого не произойдет с таким человеком.
Пенять нужно на себя, а не на других и религии.
Любовь, преданность и принятие - самое главное )))
Роман29 мая 2014, 10:02
Расскажу о своем опыте. Мне 37 лет. В 13 лет я задумался о смертности тела и соотвественно о бессмысленности жизни материально. Начал поиск духовности. Началось все с йоги как раз. Эти позы мне понравились, появлялось комфортное состояние тела, излечились некоторые болезни. Но вместе с тем появилсь духовная тревога, и душевное неспокойствие. Интуинивно, я чувствовал, что душе идет вред. Но ради здоровья тела продолжал. И как то в один из дней, расположившись в расслабляющей позе, которой заканчивают йогу, я вдруг почувстовал сверхъестественную физическую силу в теле, что я мог легко снять дверь с петель, я этого не сделал, просто остановился. И тут меня обуял уже настоящий страх, что здесь что-то не то.... Все эти восточные практики - это духовная зараза для христианина. Они увлекают здоровьем тела, но за ними теряется душа. До сих пор, меня постоянно тянет выполнять физические упражнения из йоги, они на самом деле эффективны, и тело это чувствует. Но двум господам служить невозможно... Выбор за каждым из вас.
Ксения Сибирь19 февраля 2014, 18:13
Хотелось бы видеть свежие статьи в более терпимой форме. Вот замечательный пример. Автор: Георгий Петрович Чистяков. "Откуда эта злоба?" http://pvd.chat.ru/text/Chistjakov/zloba.html Современная молодежь не приемлет запретов и устрашений. Помочь прийти к Богу можно только с Любовью.
Ксения Сибирь19 февраля 2014, 15:13
Статья интересная, но в ней сколько пользы, столько и вреда. Зачем разжигать рознь и нетерпимость? А как же православная любовь к ближнему? Или ближний - это только православный, или только россиянин? Согласна с Евгением: не нужно терять разум и здравый смысл!! Легендарный Парацельс говорил: "Всё яд и всё лекарство. Результат определяет МЕРА". Йога как физическая практика спасла здоровье тысячам людей. Отрицать это - значит, не знать иного и не хотеть знать. Картинка с головой в песке как раз автора иллюстрирует. Однозначный запрет на йогу не обоснован. Если вы повредили спину или суставы, занимаясь йогой - ваш тренер просто профан! Йога - одна из самых щадящих физических практик. Интересно, а что автор скажет про фитнес, пришедший с Америки? С ним тоже что-то не так? А теннис? А плавание баттерфляем?? Слово-то иностранное.. В общем, не несите нелепицу!! Бог даёт нам разные возможности тренировать своё тело, в том числе йогу. Медитации тоже бывают разные. Психологи и медики используют этот метод, например, при лечении женщин, которым видятся бесы) Не верьте на слово! Нам дан разум, чтобы проверять информацию и лучше познавать этот мир и Бога.
Пламенная11 февраля 2014, 15:21
Ирина написала: "нельзя пройти по грязи и не запачкаться в ней". Полностью согласна!
Владимир 6 февраля 2014, 00:22
Не соглашусь с Nikita. Йога - это вовсе не религия, а одно из многих изобретений лукавого, таких как астрология, экстрасенсорика, разные тайные знания и многое другое. Ведь цель врага человеческого увести людей от Бога. Пускай люди верят в Кришну, инопланетян, высший разум, некое информационное поле, свои скрытые возможности, во что угодно, но не в Бога. Ведь сейчас в это все верят. И если столько всего есть, люди запутаны, Бог уже где-то на заднем плане... Ведь верят же люди, что Ванга общалась с представителями "высшей цивилизации", а не была бесноватой. И вот каждое подобное учение и йога в том числе пришла через конкретных людей, которых бесы обманным путем заставили поверить и внушить им какие-либо "знания". И зачем тогда стоять в какой-то позе лотоса на радость бесам? Такое мое мнение.
Nikita 3 февраля 2014, 17:42
Друзья, у меня нет ни одной твёрдой мысли по этому поводу, потому что я простой парень и грешный человек, и не берусь судить о двух религиях, которым поклоняются миллионы людей в России и в Индии. Я только присоединяюсь к cоотечественникам, у которых есть личный НЕГАТИВНЫЙ опыт встречи с чем-то вот таким восточным и вроде бы родственным христианству. Я всего лишь дружил некоторое время с человеком, который живёт этими практиками и книгами, никуда не посвящался, а просто любил общаться с ним - это закончилось простым советским дурдомом, что наложило неприятный след на всю оставшуюся жизнь. Я просто притронулся к этому всему, не то чтобы что-то принимал. Я знаю что восточных практик миллион видов, возможно, больше, чем ответвлений христианства, и, думаю, также нелепо судить о всех йогах, как нелепо судить о всех христианах (включая конфессии и секты). Если все йоги - это люди с бесом на плече, то значит половина жителей Индии дружно пойдут в ад? У меня нет и не может быть ответа на этот вопрос, он есть у Бога. Я хочу сказать лишь об одном, в чём более или менее уверен: если вы пытаетесь разгадать, в чём ваше предназначение и в чём путь в жизни, при ответе на этот вопрос, обратите внимание, что Бог решил послать (родить) вас именно в Россию. Почему-то ваши деды и прадеды могли быть православными христианами. Подумайте об этом тоже, это не может быть решающим аргументом в споре о вере, но это важно. И ещё я напомню слова Христа: "Я есть Путь, и Истина, и Жизнь"
Dmitry Moiseenko 3 февраля 2014, 16:20
Побольше бы таких статей, а то заразы в нашем мире много , а объяснить все это не всегда можешь себе не то что близкому человеку. Спаси Господи. Прочитал и другим теперь посоветую. Всем помощи Божией в деле спасения.
Евгений 3 февраля 2014, 09:39
тут кстати еще есть Евгений помимо меня, с ним я тоже не согласен )))
Он пишет:
Я занимаюсь йогой лет пятнадцать.Ну и видно, что человек написавший статью не очень разбирается в традиции йоги, все довольно однобоко. В йоге душа-это личность, в статье пишется наоборот. В йоге Бог -это Верховная Личность и смысл йоги это восстановить утраченные любовные отношения с Ним и вернуться в Его обитель, а в статье наоборот. В некоторых школах йоги действительно делается акцент на сиянии Бога, на Его безличном аспекте, но это не конечная цель йоги, а просто предварительная ступень к постижению Его Личности. Могу привести огромное количество цитат из первоисточников по йоге, если интересно.
Отвечаю: только Бог то в йоге - не Троица святая, а Кришны всякие, то бишь бесы. Заниматься йогой для здоровья - полезно, но если вы будете искать через йогу Бога, то тогда вы точно попадете в бесовские сети. Это очень запутано и чтобы не навредить себе, надо очень быть осторожным в йоге, позы и дыхание делать, но вот мантры,чакры и следующие шаги - это от лукавого. Про них надо забыть. Я сам 10 лет йогой занимаюсь, можно впутаться по самое нехочу.
Евгений 3 февраля 2014, 09:32
Сергею:
то есть по вашему, здоровый человек, который всю жизнь особо не страдал от болезней, не может думать о Христе? А как же дума о своих грехах, о помощи ближним? По вашему тогда и лечиться незачем, все-равно рано или поздно мы умрём. Тем не менее сам Христос лечил людей и научал апостолов, как лечить.Помните, как он глаза слепому помазал грязью и тот прозрел? А как же святой Пантелеймон, который вообще был лекарем и лечил людей травами и всякими снадобьями? Болезнь дана человеку, чтобы в болезни дух укрепился - это я согласен. Болезнь дается свыше. Но судя по вашему лечить болезни не надо. Тогда и поликлиники с больницами не нужны и врачи тоже. Православные храмы кстати многие заготавливают травы и мёд, многие имеют рецепты от всяких хворей. Господь дал нам средства на исцеление, тело для работы, голову для мыслей, приказал плодиться и размножаться, т.е. жить на Земле до поры до времени. Значит в жизни тут на Земле до старости, в размножении рода человеков есть Божий промысел. А если мы все ляжем сложа руки, не будем лечиться, будем умирать от болезней, то и промысла Божьего мы минуем.
Василий Н. 3 февраля 2014, 03:29
Согласен с Евгением. Когда йогой занимаются для духовных целей, это одно, а когда просто как гимнастикой, без всяких медитаций и мантр, это уже другое. То же самое касается и восточных единоборств.

Сергей, простите, но если я правильно понял, вы хотите сказать, что здоровье укреплять не нужно?
Сергей 3 февраля 2014, 00:35
Евгению:
Вы пишете - Я занимаюсь йогой лет пятнадцать... В йоге Бог -это Верховная Личность и смысл йоги это восстановить утраченные любовные отношения с Ним и вернуться в Его обитель, а в статье наоборот. В некоторых школах йоги действительно делается акцент на сиянии Бога, на Его безличном аспекте, но это не конечная цель йоги, а просто предварительная ступень к постижению Его Личности.
В "Добротолюбии" Игнатия Бряннчанинова есть целый раздел посвящённый состоянию прелести. http://psylib.org.ua/books/ignbr01/txt01.htm Это псевдодуховное состояние и такие же переживания обманутого бесами человека пребывающего во грехе гордыни и тщеславия. О прелести есть много статей, советую их почитать. Не забывайте о бесах...
А о "любовных отношениях" хорошо объясняет профессор Осипов http://www.aosipov.ru/ его пример с Катариной Сиенской вообще хрестоматичен, состояние её прельщённой души ужасно. 15.Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. Евангелие от Иоанна.
Да, к Богу можно приблизиться и то, если Он того желает, недаром в православии святых называют преподобный, т.е. «весьма подобный», т.е. достигший подобия Христу, что отражает христианскую идею святости как соединения с Богом через собственное преображение, возрождение в себе «Образа Божия».
Сергей 3 февраля 2014, 00:03
Евгению:
...В здоровом теле - здоровый дух. И ведь действительно, здоровый человек иногда искреннее думает о Боге, чем больной. Потому как болезнь пройдет и бывший больной может Бога подзабыть, а здоровый обращается к Богу не за излечением, а за прощением грехов, за заполнением духовной пустоты...

Истинная жизнь во Христе приводит к телесному и душевному здравию, вот только это здравие не всякому полезно. Сила Моя в немощи совершается...когда я немощен, тогда силен»(2Кор.12: 9-10). Евгений, из этого мы видим разный подход к здоровью и вообще к жизни духовной. Господь избрал немощное мира! Сила Божья всегда совершалась через тех, кто осознавал своё безсилие, смирился и Господь через них творил свою волю. Если нет смирения, то нет места в сердце для Христа, тогда в сердце гордое Я!
К сожалению, когда у него всё хорошо (и здоровье в том числе), то он со временем ослабеет духом от такой жизни и будет теплохладен. Он перестанет бороться и станет лёгкой добычей бесов. Борьба же закончится после утверждения человека в добре, выхода души из тела и прохождения мытарств. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни" (Откр. 2:10.)
Евгений 2 февраля 2014, 22:11
Сергею: это понятно, что ангелы и бесы в сотни тысяч раз хитрее и сильнее людей. Если Бог попустит, то найдется и в православной Церкви поп, который будет говорить отсебятину и люди пойдут за ним. На этом сайте есть примеры в статьях о таких. Это не значит, что они погибнут. Господь о каждой заблудшей овце своей заботится, чтоб вернуть ее в стадо. Также и с йогой. я занимался хатха и аштанга йогой, отбрасывал все эти мантры, мудры и раскрытие каких-то чакр для достижения какого то непонятного просветления. Но позы дыхание умение расслабляться не сделают из человека богоотступника. Это всего лишь физкультура и как всякая физкультура она тренирует определенное развитие тела. Выносливость, сила, спокойствие мыслей в голове - разве нельзя эти качества направить на служение Богу, помощь людям? В здоровом теле - здоровый дух. И ведь действительно, здоровый человек иногда искреннее думает о Боге, чем больной. Потому как болезнь пройдет и бывший больной может Бога подзабыть, а здоровый обращается к Богу не за излечением, а за прощением грехов, за заполнением духовной пустоты.
Йога кстати благодаря своим особенностям движений, может вылечить внутренние органы. Тело - инструмент для жизни и как любой инструмент должен исправно работать.
Сергей 2 февраля 2014, 20:11
Сергей - Сергею:
Простите, на этом сайте никто не сравнивает религии и не ищет своего.
Любой православный знает Евангельские слова Христа: Вси, елико (их) прииде прежде Мене, татие суть и разбойницы: но не послушаша их овцы. Когда мне первый раз довелось прочитать немного Евангелия от Марка, было ощущение чистоты, покоя, ясности и полноты, чего не было от других псевдодуховных книг.
И да, Сергей, я один из тех кто "облит" холодными помоями бесовских практик с ног до головы. Что вам описать и написать? Как бесы, играя на твоей гордыне, типа у тебя есть сверхспособности и пр. ахинея, стремяться погубить с помощью тебя как можно больше людей? Вам нужны острые ощущения? Бегите от этого любопытства, от грязи. Есть очень много статей об отличиях православного мировозрения от остальных (магических, йогических и пр. им же несть чила) и автор этой статьи ясно даёт понять, что есть покаяние (исправление себя по Благодати Божией), а не самим собой себя во славу себя (вообще ересь какая!). И у них нет пути к живому любящему Богу, а Он это Личность.
Сергей 2 февраля 2014, 19:04
Евгению:
Вы написали - Не надо быть мракобесами. Йога изначально связана с духовными практиками только до той поры, если практик хочет эту связь поддерживать и поддерживает. Всё в этом мире надо воспринимать трезво и с умом....
Евгений, а Вам не приходило в голову о неверности этой мысли? Ведь человек не царь всего сущего, есть ангелы и бесы, которые умнее и мощнее и обладают куда большими возможностями и если бы не Бог, то они по вечной злобе своей людей на куски бы разорвали.
Действительно, Бог устроил так, что против воли человека ничего нельзя сделать, он сам выбирает либо идти за Христом, либо куда-то не туда. Будучи молодым да зелёным, я сам увлекался разными псевдодуховными практиками, но меня всегда напрягала одна мысль: Как я могу стать лучше себя сегодняшнего, выполняя эти упражнения и визуализации? Получалась какая-то голая механика, а ведь человек это образ и подобие Божии, а не ведро с гайками. И во всех этих практиках Я твроил что хотел и считал нужным. Тварь возомнила себя выше Творца. Понимаете мысль? Центр всего Я! Страшный грех гордыни, почитайте отца Ельчанинова, он описал это страшное состояние человека. Спаси Вас Господи.
Сергей 2 февраля 2014, 14:36
Какое непаханное поле для миссионерской работы в своей собственной стране! Комментарии апологетов йоги говорят более чем достаточно. По старой русской пословице: " Ты им про Фому - они тебе про Ерему" . Им говорят - покаяния нет, они вещают о каких то необычных сотояниях. Им говорится, что вечная участь человека под угрозой, а они будто сами с собой разговаривают. Не иначе уже в "нирванне". Как объяснить этим людям, что начав движение по скользкому уклону, который оканчивается пропастью, - возврата нет!
Каких только контраргументов не приводят - тут и "хороший" советский фильм про йогу, и поздравление Президентом буддистов и т.д. и т.п. Как будто не знают, что идеология большевизма-коммунизма в корне враждебна православию. Что экспедицию Рериха в Гималаи спонсировало Советское правительство. И Президент Путин никого не призывал становиться буддистами, а просто поздравил ту часть российских граждан, традиционно исповедающих буддизм. Как мог поздравить по торжественному случаю российских граждан иных конфессий и национальностей, поскольку наша страна многоконфессиональна и многонациональна и обязанность Президента как гаранта Конституции - обеспечить мир и согласие, политическое единомыслие между народами в России.
Надо ли об этом напоминать? Или же все равно "будут глухи и слепы" ?

Евгений 2 февраля 2014, 13:38
я не защищаю йогу, я защищаю здравый смысл. Просто если мы перестанем думать, перестанем сомневаться и искать истину во всём, то на пути нам может попасться человек, который будет умнее и хитрее нас и исказит истину, и превратится человек в барана, бараны встанут в стадо, и поведут этих баранов куча псевдо-учителей как уже не раз было. Вспомнить хотя бы секты не только типа Ошо, Аум Синрике, но и даже в нашей христианской вере - и женщин использовали под благовидностью как сексуальных рабынь, и жертвы собой приносили/ Да и развитие науки нельзя отвергать, а то скоро будем мы православные сжигать на костре учёных людей, как это было раньше с христианством. Также с йогой и с любым другим течением - надо рассматривать всё с позиции христианства и здравого смысла.
Вера 2 февраля 2014, 13:23
Всем доброго дня! Спасибо за статью, очень интересно. Думаю, что многие молодые люди сейчас увлекаются различными практиками, религиозными течениями и проч. даже не потому, что хотят отойти от христианской веры, а из любопытства, для здоровья, для похудения. Я склонна к полноте, поэтому примерно с 16 лет (сейчас мне 27) занимаюсь физическими упражнениями, перепробовала все, в том числе и йогу. Могу сказать, что ни мне, ни кому-то из моих знакомых йога не подошла для улучшения физического состояния, даже наоборот. Я сорвала спину, многие получили растяжения, вывихи, проблемы с пищеварением, ни один человек из моих знакомых здоровее не стал. так что, говорить об оздоровлении с помощью подобных практик очень сомнительно, а что касается духовных бед, я думаю, священники должны уделять внимание в проповедях этим вопросам. Ведь и я когда занималась йогой даже не думала об отступлении от веры. я просто не знала, что таким образом истязаю свою душу.
Ирина 2 февраля 2014, 01:33
Про "здоровый дух и тело" автор этих строк римский мыслитель Ювенал и звучат они в необрезанном виде так "нужно молится чтобы в здоровом теле и дух был здоров", а редакция сокращенная это уж коммунисты видимо отредактировали :)
Ирина 1 февраля 2014, 14:29
Для тех, кто защищает йогу, есть такое высказывание: Нельзя пройти по грязи и не испачкаться в ней.
Евгений31 января 2014, 16:23
не согласен с автором, нужно всегда отделять зерна от плевел. Этому нас учит наша вера - Православие. Не надо быть мракобесами. Йога изначально связана с духовными практиками только до той поры, если практик хочет эту связь поддерживать и поддерживает. Всё в этом мире надо воспринимать трезво и с умом. Тогда мы не впадём в мракобесие и не будем добычей сатаны. Упражнения йоги названы так, потому как они были созданы в соответствии с верой индусов и с наблюдением за природой. Собака мордой вниз - так тянется собака, и собака мордой вверх, кошка, поза кобры. Как природу видели так и называли позы. Другая сторона - это практика для достижения так называемого просветления. Перед этим йоги чистят организм, набираются сил, спокойствия. Что мешает с помощью йоги просто поддерживать здоровье своего организма? Это такая же физзарядка, к тому же с хорошей нагрузкой и массажем внутренних органов, укреплением сердца и сосудов, лёгких, что крайне полезно для здоровья. Другое дело заниматься йогой специально для общения с природой и духами. Это уже ведет к искажению реальности.Есть и нормальные йоги, имеющие крепкое здоровье и не впадающие в дебри раскрытия чакр и всякой прочей дребедени.
Дмитрий31 января 2014, 14:46
А как вы определили, что встречали на улицах йогов? по их каким-то регалиям? может они сидели в позе "лотоса"? или может сидели на гвоздях?) при чем здесь вообще йога?
В статье есть интересные мысли, но уж правда, приоритеты изначально расставлены неверно... хотя при сегодняшней ситуации йогабума, я даже не удивляюсь, что могут быть такие некорректные статьи. ведь кто только не преподает йогу, и что только не называют йогой..(прям как в этой статье).
ну для примера: все равно, что я приравняю и буду судить церковь прославления или... баптистов как православную религию. На что человек православные мне скажет: вы сума сошли? ересь какая! а я ему - ну да какая разница-церковь да церковь...
понимаете? ну я могу просто не разбираться в сути вопроса, а вопиющее разнообразие церквей собьет с толку. Вот и тут в статье по той же аналогии: йоги сейчас какой только нет, но это не дает возможности судить о предмете корректно..
Сергей31 января 2014, 14:19
Президент Владимир Путин поздравил буддистов России с праздником Сагаалган, сообщает пресс-служба Кремля.

Путин отметил, что приверженцы этой религии делают очень много для гармонизации ситуации в стране. «Непреходящие ценности буддизма на протяжении многих веков служат благородным целям — единению людей, укреплению взаимопонимания и сотрудничества. Российские буддисты бережно хранят и передают из поколения в поколение это уникальное духовное наследие, вносят значимый вклад в гармонизацию межнационального и межрелигиозного диалога в нашей стране», — подчеркнул президент.
Раба Божия31 января 2014, 12:02
Согласна с Маргаритой! Зачем заниматься йогой, если можно просто вести здоровый образ жизни, есть нормальную еду и т.д?Спаси Господи автора статьи! Сейчас очень много народу пошло "улучшать физические и душевные возможности". А еще у нас в городском роддоме есть йога для беременных!!!
Владимир30 января 2014, 20:37
Под флагом защиты истинной веры шли религиозные воины, а ведь Бог- есть любовь! Под флагом защиты чистоты веры, распяли Христа. Под чистотой расы,пришёл Гитлер.К чему вы автор призываете, вы хоть знаете понятие,Бог- есть любовь,вас хоть чуть- чуть коснулась благодать Божья...Вы уважаемый не любите людей.А ведь заповедь Божья гласит:Возлюби ближнего своего,как самого себя.С Уважением!
Вера30 января 2014, 18:43
Большое спасибо автору!!! Мне бы эту статью прочитать лет 13 назад. Избежала бы многих ошибок. Как-то постепенно Господь привел к Себе, лучше поздно, чем никогда. Слава Богу, что теперь знаю правильное направление и ни за какие коврижки не поведусь на эти восточные учения. Читаю и сердце кровью обливается, теперь уже за мою подружку, которая увлеклась кришнаизмом.. :( Объясняю ей, но она только смеется и говорит, что у меня сплошные страхи. Наверное, как у той девушки - бесы уши закрывают. Помогай ей Господь.
Лев30 января 2014, 17:51
Лариса и Маша,я ещё вчера сразу же после своего комментария написал следующий,что нашел кто автор афоризма и что я зря приплел коммунизм,но коммент не напечатали..так что я уже просветился благодаря википедии:)
Наталья30 января 2014, 17:15
Фотиния, не отчаивайтесь, твердо верьте, что Господь Вас видит, слышит и готовит помощь. А главное, благодарите Его за все, за жизнь, за испытание, за покаяние. Благодирите Бога, и враг побежит от Вас, сверкая пятками. Если есть возможность езжайте в монастырь, в Оптину пустынь, например, поживите, поработайте. Только не плачьте, не радуйте врага, а действуйте против него.
Игорь30 января 2014, 16:33
Отличный советский документальный научно-познавательный фильм - "Индийские йоги: кто они?". И никакой бесовщины.
Анатолий30 января 2014, 16:22
Сколько комментариев людей заблудших в поисках и исследованиях чуждых религий.Возвращайтесь к Православной вере,не ходите в потьмах с желанием новых ощущений, блаженства и "духовных опытов". Если вы православный отбросьте чуждые идеалы и эксперименты.Нельзя быть и православным и сразу йогом, или индуистом, или буддистом, читать мантры восхваляющие самого себя (гордость),гуру,свами,"богов"-идолов и т.д.Определитесь наконец!"Я,Господь Бог твой;чтобы не было у тебя других богов, кроме Меня"(первая Заповедь. "Ибо все боги народов - идолы(бесы,демоны)" (Пс.,95: 5)."Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. Ибо, если, избегнув скверн мира через познание Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, опять запутывается в них и побеждается ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди" ( 2 Петр. 2,19-21). Господи,помилуй рабов твоих!
Татьяна30 января 2014, 15:36
Спасибо,все стало по местам в голове,так как хотела заняться йогой для здоровья,я христианам,хожу в церковь,во общем верующий человек.еще раз спасибо большое!!!низкий поклон автору!!!
Фотиния30 января 2014, 15:20
Дорогие братья и сестры! Спасибо за статью и важную тему!
Я одна из таких " жертв" йоги, по своей глупости и гордыни, отпавшая от православия и сейчас переживающая ужасные духовные мучения от стыда перед Господом и ужаса, что может погубила свою душу!!Тоже начала заниматься для здоровья, и незаметно для себя заинтересовавшаяся медитациями, сначала хорошо себя чувствовала, попалась на крючок и заглотнула больше. Потом начались головные боли, уныние, сны про ужасы ада, галлюцинация.И тогда я очнулась-покаялась, рыдаю 2-ой год о своих грехах и постоянно исповедываюсь,хожу в храм, но состояние нормальное пока не восстановилось..
БЕГИТЕ ОТ ЙОГИ, КАК СТРАШНОГО ДУХОВНОГО РАСТЛЕНИЯ, ДОРОГИЕ ДЕТИ, МОЛОДЕЖЬ И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ!! СПАСАЙТЕ ДУШИ ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ! Мне очень нужна помощь сильного духовного наставника и ваших молитв! Если кто может из опытных священников помочь, напишите мне, ради Христа!7svet@bk.ru
ВИКТОР30 января 2014, 14:55
СПАСИ ВАС Христос-нужная и очень,для меня,своевременная статья!
Алена Тыцкун30 января 2014, 14:25
Про Индию интересно написано в книге:"Монахиня Гавриилия-подвиг любви":
Сестра, сюда в Афины приезжал один гуру и дал несколько сеансов и посвятил в свою веру многих ребят, и среди них один мой друг, 19 лет. Сегодня парень этот находится в психиатрической клинике. В чем он виноват? Что должно случиться?- Я наблюдала следующее, что сами индусы не страдают этим безумием. Но мне случалось видеть многих христиан и христианок, которые приезжали и делали посвящение и соглашались оставить Христа или сказать: "А, и Он как Будда, или как Конфуций, или как какой-нибудь из после Христа "неопророков"..." И из них потом одни страдали косоглазием и не могли хорошо видеть, другие нарушением кровообращения головного мозга и уезжали назад в свое место, а иные оставались навсегда там, и я не знаю, что с ними случалось, или принимали чужую монашескую схиму и т.д. Я заметила, что образ их учения не годится для христианина. Потому что христианин этот, этот парень, хочет связать философию и филологию и религию, и все вместе всегда согласовы-вать, если возможно, с учением Христовым. Если бы он принимал индийскую философию как философию, то ни в чем бы не пострадал. Когда, однако, дошел до того, что захотел и он стать богом, как говорят они сами, что гуру есть воплощенный божий, тогда... Этот паренек имел эту цель. Попытался быть как гуру. От чего пострадали первозданные? Захотели быть как боги. Отчего пострадали и эти ребята? Хотят быть как боги, и, следовательно, вполне естественно сходят с ума.
Лариса Воронина30 января 2014, 12:46
Лев:
/Анне-В здоровом теле здоровый дух-если не ошибаюсь это чисто мирская поговорка,по моему даже во время коммунизма придумали../

"Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянье терпеть затрудненья, какие угодно."
(античный поэт Ювеналий)

И коммунизма у нас не было, был социализм:). Хотя...

У меня есть подруги за 40 - возраст когда уже начинает где-то что-то скрипеть, они ходят на йогу, им кажется, что помогает. Убедить их в том, что "все мне позволительно, но не все полезно" (1 Кор) невозможно - помогает же...
Наталия 30 января 2014, 11:02
В какое страшное время мы все-таки живем. На автобусной остановке дети 12-13 лет рассказывали друг другу, как выходили в астрал, делились впечатлениями. Битва экстрасенсов становится любимой передачей, в интернете масса сайтов и методик. Господи, спаси всех.
Сергей Веселов30 января 2014, 10:22
Максиму Аксенову: Максим, скинь пожалуйста ссылку, на видео, про которое ты пишешь, если в интернете смотрел.
Ксения30 января 2014, 10:13
Откуда у православных столько неприятия другой религии, другой культуры? Не на каждом сайте встретишь столько нетерпимости в адрес тех, кто еще ищет себя.
По поводу йоги... У меня проблемы со позвоночником. И я точно знаю, что, если я не пойду сегодня на йогу,то завтра пойду к врачу колоть уколы. Мне много лет помогает эта веками используемая практика.Объясните, в чем мой грех? Благодаря занятиям йогой, я имею возможность жить полноценной жизнью.
Пока помогаю я, а не помогают мне.
Наталия 30 января 2014, 09:59
Согласна с Алексеем, что времени жаль. Когда я , воспитанная в атеизме, узнала, что Бог есть, я начала его искать. Искала в разных религиях, хотя в детстве была крещена в Православии (спасибо бабушке). Я читала (хорошо, что только читала)литературу о буддизме, индуизме, даже Рерихов и тому подобных. Почему мне казалось, что Бог в этих восточных учениях, не знаю, наверное, это постоянное насаждение нам йоги, цигун и прочего. Методом исключения я пришла к родному Православию, и мне вдруг открылась его красота. Слава Богу, я вернулась домой.
сергей30 января 2014, 09:57
Всегда, очень интересно читать подобные статьи сравнивающие разные религии. Но представьте статью от обратного, когда какой-нибудь уважаемый йог у себя в стране будет описывать православие по отношению к индуизму (если мне не изменяет память, то буддизм предусматривает в основном медитацию, но как не хатха-йогу). Не трудно представить контекст этой статьи. На ум приходит восточная притча о мастере и о ученике, когда ученик сросил мастера, облившегося холодной водой, как вода? Мастер облил его тоже. Мораль ясна. Что есть йога - это по ихнему путь к богу. Путей у них тоже много и хатха, и раджа, и бхакти и т.п. Они сами выбирают свой путь - либо раствариться в безличном Брахмане, ли в вечности беседовать с главным Богом (бхакти-йога). Хотелось бы услышать именно, такого ученика, которого "облили водой", но не внешние эмоции, основанные на поверхностных представлениях, как в этой статье, а на базе доказательств противоречий.
С уважением Сергей.
Евгений30 января 2014, 09:00
Я занимаюсь йогой лет пятнадцать.Ну и видно, что человек написавший статью не очень разбирается в традиции йоги, все довольно однобоко. В йоге душа-это личность, в статье пишется наоборот. В йоге Бог -это Верховная Личность и смысл йоги это восстановить утраченные любовные отношения с Ним и вернуться в Его обитель, а в статье наоборот. В некоторых школах йоги действительно делается акцент на сиянии Бога, на Его безличном аспекте, но это не конечная цель йоги, а просто предварительная ступень к постижению Его Личности. Могу привести огромное количество цитат из первоисточников по йоге, если интересно.
Елена30 января 2014, 08:45
Добрый день! Спасибо за статью, попала на занятие йоги. Была в ужасе. Некоторые вещи даже неприлично вспоминать что нам говорили...
У меня есть вопрос, я знаю что даже некоторые греческие монахи занимаются бегом и футболом. Вот хотела бы уточнить можно ли все таки православным христианам иметь какую то физическую активность. И если да то в каком виде? Моя подруга православная воцерковленная женщина ей 46, у нее были проблемы со спиной, она два раза в неделю ходит на фитнес, чтобы укреплять мышцы на спине чтобы кризиса с протрузией не повторилось.
Все ли упражнения плохие?
Мария30 января 2014, 01:25
Со многим согласна, что в этой статье написано. Сама начинала и духовными и физическими религиозно-мистическими практиками заниматься. Знаю как выходить из этого сложно не только к Христианству, но и к простой нормальной жизни!
Алексий30 января 2014, 01:10
Могу делиться своим личным опытом и наблюдениями: мне лично помог Отец Евгений(Тремаскин), - подготовил меня к Чину Присоединения к Православной Церкви для прежде отпавших, так как уже невозможно было дальше находиться вне Православия! Слава Богу, что успели покреститься еще в юные годы, ради Спасения!!! 35 лет потеряно на каратэ-до, йогу и медитации, - все прахом, напрасны все достижения в оккультных и буддистко-индуистских практиках - НЕТУ ТАМ БОГА!!! НИКТО НЕ СПАСЕТ ОТ СМЕРТИ - ни будды, ни йоги, ни черный пояс по каратэ, ни куча денег, ни экстрасенсы, никакие другие псевдогерои эпосов народов-побратимов, БОГ ЕСТЬ ТОЛЬКО В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ!!! БОГ ПРЕБЫВАЕТ ВО ЕДИНОЙ СВЯТОЙ СОБОРНОЙ И АПОСТОЛЬСТОЙ ЦЕРКВИ! Повезло же России!! А после покаяния и слез, отдохнув малое время, вдруг словно молния от края неба - вспоминание о Вечной Жизни, о том, в чем был уверен в детстве, в непогрешимом еще детстве, - что никто не даст Жизни, только Иисус Христос. Все другие пути ведут к призракам в ад. Ужасно жаль потерянного времени и сил. Господи, прости и помилуй мя!
Дмитрий30 января 2014, 00:07
Хочу поблагодарить автора за статью. Понимаю, что им двигало желание уберечь читателей от ошибок бездумного неосознанного применения восточных практик. Действительно во многих случаях людей привлекает внешняя (гимнастическая) сторона этих практик, а о духовной составляющей они не задумываются. Более того, если быть честным, они о духовной стороне своей жизни ВООБЩЕ редко задумываются. Отсюда, как мне кажется, такое равнодушное отношение к духовным опасностям.
Однако, написать вам меня побудило вовсе не желание высказать свою, в общем-то тривиальную, точку зрения. Мне хотелось бы спросить у автора - указав на проблему и ее причины, он не указал на безопасную замену того, что люди ищут (той же йоги). Люди по натуре своей ленивы и не любят менять привычки и образ мыслей. Если просто предостеречь, то многие быстро забудут об этом. Отсюда вопрос - что по мнению автора должен предпочесть обыватель (пока еще номинальный христианин), что по неведению не нанести себе вред?
Спасибо за ваше внимание к моему вопросу.
Василий Н.29 января 2014, 23:47
Согласен с Тимом в том плане, что неправильно противопоставлять спокойную нервную систему и душевную боль о грехе.
А вот что говорил Патриарх Кирилл: «Занятия йогой имеют две составляющие, одна из них – это физические упражнения. Специалисты по физкультуре могут дать точную характеристику этим упражнениям, и ничего плохого в самой технике этих упражнений не существует... Йога сопровождается медитацией, и вот к этому я отношусь с большой настороженностью».
То есть следует все же различать физические упражнения, источником которых является йога, и медитацию как духовную практику. Многие упражнения, связанные с йогой, применяются в лечебных целях - и помогают.
ИМХО, Церкви и науке следует совместно решить вопросы, связанные с йогой.
Ну и насчет бесовщины согласен с Виктором (2014-01-29, 14:48).


Елена29 января 2014, 22:54
Владимиру
Владимир, а ведь по большому счету статья к Вам обращена. Ведь Вы уже вполне допускаете, что какие-то наставники, обучающие медитации, получают знания от высших сил... Приводят к выполнению какой-то миссии...
История Православия показывает, что особые возможности, которыми наделены были святые, открываются только после глубокого покаяния. И до последней минуты святые считают себя самыми большими грешниками. Почитайте жития святых, Серафима Саровского например. А почему так? Потому что без покаяния взращивается гордость. Люди мнят себя богоизбранными, особенными. И тогда кто те "высшие силы", о которых Вы говорите? Это бесовщина чистой воды. Это погибельный путь.
Если Вы читаете комментарии, если Вы задумываетесь о том, где Истина, где спасение души, найдите пожалуйста опытного священника и поговорите с ним об этом. Потому что конечно никакие комментарии не заменят разговора с человеком, обладающим благодатью священства. И что он прав, Вы сами почувствуйте, потому что придет спокойствие в душу и мир.
Простите меня, но я чуть сама в такую ловушку не угодила. Прямо как у о. Тихона в "Несвятых святых"...
Ирина29 января 2014, 21:37
Для Ольги
2014-01-29
20:55

Ольга, я, конечно, очень извиняюсь перед Вами за то, что может, буду несколько резка в своем ответе, но не говорите и не пишите всякую чушь. Наш Господь НИКОГДА не был ни в Индии, ни на Тибете и нигде и ничему там не учился. Повторяя за врагами Святого Православия подобную чепуху, Вы ставите под сомнение Святое Писание.
Ольга29 января 2014, 20:55
Спасибо за статью! Действительно, чисто внешне православие и индуизм, а больше - буддизм, - чем-то похожи, и из любопытства тянет заглянуть в смежные области - а вдруг тот опыт будет полезен. Тем более, что есть версия, что Христос до 30 лет побывал в Тибете, и многое в его учении - отттуда. Например, подставь левую щеку, если ударили по правой. Ни в одной другой из авраамических религий этого нет.
Спаси нас Господи от заблуждений суетных. И все-таки убеждает не до конца.
Р.б. Ольга.
Вера29 января 2014, 20:43
АННЕ. Между прочим, поговорка "В здоровом теле - здоровый дух" - переводная, и в полном виде звучит, если не ошибаюсь, так(даю два варианта, из разных источников: а) В здоровом теле здоровый дух встречается чрезвычайно редко; б) В здоровом теле - здоровый дух - одно из двух (то есть, либо то либо другое). Конечно, никто не запрещает православному христианину заниматься спортом, потому что тело - храм души, и его надо в порядке поддерживать. Но тело, по словам святых отцов - "упрямый осел", поэтому его нужно еще и в узде держать, в иерархическом устроении человека оно занимает все-таки ПОДЧИНЕННОЕ положение - Духу и душе. Это во-первых. А во-вторых, йога - это не гимнастика, вернее, не только и не столько гимнастика, сколько ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА. Вот и делайте свои выводы.
ВЛАДИМИРУ. Не все дороги ведут к Богу. "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного." (Матф.7:21)
маша29 января 2014, 20:12
Льву: Децим Юний Ювенал (ок. 60-ок. 127)- оригинал звучит примерно:"Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом".

Валерий29 января 2014, 19:24
Спаси Господи!Многие не стараясь разбираться во что они ввязываются,пошли по этому широкому пути -в никуда.Давайте молиться о их спасении-это наши соотечественники и наша страна."Если двое или трое согласятся просить у Отца,что-либо во Имя мое,то даст им"не дословно,простите,но смысл тот-же.Давайте попросим просветления разума нашим братьям и сестрам россиянам, увлекшимся в буддизм.
Тим29 января 2014, 19:10
Автор обманщик, который решил столкнуть две религии посредством не понимания сути вещей и сравнения разных явлений. Например,
Приносят ли йога и медитативная практика людям какой-то
эффект? Часто представители этих практик свидетельствуют,
что йога уравновешивает внутренние силы, успокаивает
нервную систему. Но в результате, у человека перестает
болеть душа. Он не ощущает в своей душе никаких
противоречий, и не испытывает потребности исповедать
грехи.
– это называется подмена понятий. автор противопостовляе спокойную нервную систему и душевную боль о грехе. Неадекватное сравнение и таких моментов здесь полно, ОЧЕНЬ МНОГО. Может решил себе рейтинг поднять стравливая людей. Бог ему судья.
Tatiana29 января 2014, 18:07
Юлии:
Вы очевидно никогда не сталкивались с людьми ушедшими в "далекие нирваны" и потерянными ... к сожалению у нас есть личный опыт-мы почти потеряли дочь, не придав должного значения всей этой индийской белиберде как нам казалось;
это горе привело нас к Богу, но дочь пока очень медленно возвращается... Сколько знакомых увлеклись этой восточной мистикой, некоторых Бог вразумляет, не дает детей или посылаются болезни; Надо жестко понимать что это богоборческое,духовно очень опасное увлечение, смертельно опасное - сатана свою работу знает, и плата за это им будет взята полностью, никаких вольных рассуждений по типу "вы не знаете вопроса" дилетантами здесь быть не должно;
За якобы безобидной и обросшей псевдо-знанием индусской мистикой - стоит сам сатана, и цена здесь- потеря своей бессмертной души, иллюзии опасны...
Огромная благодарность автору за поднятие этой темы - у нас в канаде к сожалению многие увлеклись этой дрянью
Гьюрме29 января 2014, 18:05
Надеюсь, что по случайному совпадению эта статья вышла в свет накануне буддийского праздника Сагаалган.
Насчет буддизма и медитации довольно много неточностей. Укажу лишь на некоторые (к сожалению, на объем комментариев установлен лимит):
1. "Однажды во сне она увидела двух почтенных буддийских наставников – махатм..."

Во-первых, никто и никогда не называет буддийских учителей "махатмами" (великой душой http://ru.wikipedia.org/wiki/Махатма ), это обращение употребляется в контексте индуизма, а не буддизма.
К буддийским учителям обращаются по-разному, в зависимости от традиции (Ачан, аджан, ачарья,пандита, кальяна-митра, ваджрачарья, лама, гуру и т.д.), но термин махатма по отношению к буддийскому учителю также нелеп, как употребления термина "рабби, раввин, мулла" по отношению к христианскому священнику.
Во-вторых, начало буддийской практики связано с принятием Тройственного Прибежища. Принятие Прибежища налагает на буддиста обязанность отказаться от почитания и поклонения небуддийским божествам, к числу которых можно отнести и Иисуса, и Аллаха, и Вишну и Одина с Тором. Таким образом, если упомянутая женщина действительно практиковала буддизм, она должна была знать с самого начала, что принятие буддийского Прибежища несовместимо с верой в Христа, Аллаха и проч.



Лев29 января 2014, 17:45
Анне-В здоровом теле здоровый дух-если не ошибаюсь это чисто мирская поговорка,по моему даже во время коммунизма придумали..У нас же дух на первом месте,а остальное приложится..
Ирина29 января 2014, 17:08
Если есть хотя бы один положительный отклик, значит уже не зря написана статья. А когда их такое количество,- безусловно,поклон автору!
Юлия29 января 2014, 16:09
Уважаемый Валерий. Очень нравятся Ваши стать, и всегда с удовольствием их читаю. Но эта статья оставила очень двойственное и нехорошее чувство. С одно стороны довольно пространные и вольные рассуждения на тему «философско-религиозного учения древней и средневековой Индии», с другой какие-то совершенно «нелепые» примеры из жизни, данные статистики, и ни чем не обоснованные рассуждения и опасения на тему здоровья. Нехорошее чувство от того, что прочитав, я понимаю, что всё написано грамотно, но с данной темой Вы знакомы очень поверхностно. Тому, кто хотя бы немного занимался йогой или изучал это философско-религиозное учение, это будет сразу понятно. А я так понимаю, статья написана как раз для этих людей, чтобы уберечь их от погружения в философию йоги.
Почитайте комментарии про бесов, духов зла, нечеловеческий взгляд и т.д. …. И откуда только такая нетерпимость к «философско-религиозному учению древней и средневековой Индии» у добросердечных православных христиан, для которых йога это не более чем картинки к Вашей статье.
С уважением,
Оводов29 января 2014, 15:39
Какая бурная реакция, сколько комментариев...
Julia29 января 2014, 15:09
Очень хорошая статья, большое спасибо.

Уважаемыи автор, что Вы думаете по поводу
системы упражнений Пилатэс ?
Лука29 января 2014, 14:57
Благодарю автора за статью ! Надеюсь, что будет переведена также на анлийский.
Еще раз спасибо из Италии !
Анатолий29 января 2014, 14:50
Советую на эту же тему книгу иеромонаха Сарафима (Роуз) - "Православие и религия будущего". В интернете есть.Путь к Богу только один - Иисус Христос. Другие "пути" от лукавого, маскируются под Истину для того чтобы погубить человека.
Виктор29 января 2014, 14:48
Не могу не согласится с автором по основным позициям, очень правильно и доходчиво всё изложено. Вот только с бесовщиной по моему лишне. В Индии проживает около полутора миллиардов человек, большая часть которых исповедует индуизм, включающий в себя и йогу. Так что, они все бесноватые и у всех на плечах сидят бесы и ухмыляются?
Мне кажется, доходчиво разъясняя различие между православием и восточными практиками, вполне можно обойтись без примитивных страшилок "про одну женщину которая..." (если не выдуманную, то скорее всего душевнобольную)
Ведь и без этого очень ясно видны основные различия и противоречия. Один путь ведёт в никуда и в ничто,в бессмыслицу, другой путь ведёт к Богу. Это небо и земля. Так к чему же портить такую ясную картину, какими то дополнениями от которых веет средневековыми суевериями?
Нина29 января 2014, 14:27
Спасибо за статью. Очень нужная. И очень понятная.
Виктор Дрянцов29 января 2014, 14:09
Отличная статья, хороший анализ и компиляция материала. Спасибо!
Рита29 января 2014, 14:05
Спасибо Вам ! Теперь стало все ясно. Господи помилуй !
Ольга У.29 января 2014, 13:34
Огромное спасибо за статью! У меня самой было много подобных заблуждений по поводу безвредности йоги. Открылись глаза! За душу человеческую идет непрерывная борьба и чем более замаскирован дух зла, тем труднее его распознать. Спаси Господи автора.
Владимир29 января 2014, 13:24
Про медитацию и йогу как гимнастику скажу - если у вас есть духовный учитель или наставник который может поделиться знаниями которые ему дали высшие силы и его миссия вам сродна, то стоит идти в том направлении, в котором Бог определил ваше гармоничное развитие души. Посмотрите фильм о Афоне, Тибете, знаете я посетил много святых мест и видел много людей, злой взгляд идет от нас, это карма-йога или новый завет, значения не имеет, он это другой Я, что посеешь, то и пожнешь, совершая поступки и рождая мысли мы направляем нашу энергию по отношению к вселенной и она в ответ всегда зеркалит, Бог не злодей не заступник злодеев и если вы живете как Богу угодно, то вы всегда пребываете в его Благодати и ваша миссия будут реализована.
Elena Dorogina29 января 2014, 12:56
Замечательная, очень нужная статья!. Спаси Господи!
Маргарита29 января 2014, 12:47
Лучшее средство для здравия души и тела - это поклоны с покаянным чувством...
А еще летом рубить дрова и носить воду из колодца, не ездить на лифте и больше пешком ходить.
Арина Снежная29 января 2014, 12:39
наконец то я нашла ответы на вопросы по давно интересовавшей меня теме! огромное спасибо за статью!
Александр29 января 2014, 12:35
Хорошая, доходчивая статья,во всём с автором согласен. Я до 40 лет занимался хатха-йогой,но полностью отдаваться всем её религиозным условностям так и смог, что-то меня постоянно тормозило. Уделял больше внимания оздоровлению как телесному, так и внутреннему, духовному. И когда в 1991 году пришёл в православие, что-то (яма и нияма)даже пригодилось. Но тот страх, когда проваливаешься в бессознательное состояние в позе "трупа", до сих пор у меня в кошмарных воспоминаниях.
Надежда29 января 2014, 12:08
в молодости немного прикоснулась к иучению йоги, считаю, для укрепления здоровья духовного и телесного необходима вера и связь с Богом, а все эти практики можно отнести с предметам изучения для развлечения в свободное время.
Андрей Савельев29 января 2014, 11:52
Лучшее что я читал на эту тему. Спасибо Вам большое. Спаси господи!
Наталия29 января 2014, 11:27
Валерий,спасибо большое за статью,буду думать
Anna Klimkova29 января 2014, 11:26
Интересно, а православным христианам каким видом спорта или гимнастики можно заниматься? Ведь известно, что "в здоровом теле здоровый Дух". Помогите разобраться, пожалуйста.
Ирина Spb29 января 2014, 11:17
Замечательная статья!!!!меня тоже давно интересовал вопрос,о только физических упражнениях йоги,как отвечать людям,который рекоамируют йогу как физкультуру-спасибо,теперь знаю;)
Максим Аксенов29 января 2014, 11:15
Смотрел интервью адепта,который начинал именно с йоги,потом с головой добиться просветления.И когда он добился,он понял за ним ,как он утверждал стояли нечистые силы с его слов,в доме стали происходить непонятные вещи,включаться свет,вода,последним пиком для него стало,когда посреди ночи заплакал ребенок.Он понял ,что на крючке,вспомнил про православие,говорит на ум из под сознания пришол образ иконы Матроны.Не мешкая на следущий день прямиком в церковь на исповедь причащение.Говорит именно в тот момент в церкви была икона Матроны,говорит аж слезы накатило.С тех пор говорит переодически в церковь.И то состояние ушло.
Ирина Рогалева29 января 2014, 11:05
Блоагодарю! Прекрасная статья! Бывая в Индии и встречая на улицах йогов я всегда отмечала их нечеловеческий злой взгляд. Теперь понятно, кто смотрел на меня в этот момент. Да и как еще бес может смотреть на христианина? Когда-то меня тоже привлекала философия буддизма, я пробовала медитировать, но параллельно параллельно читала "Отче наш", что спасло меня от гибели. Это я знаю точно. Еще раз благодарю автора за статью. Божьей помощи всем.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×