В поисках здоровья, жизненного благополучия, а то и развития в себе тайных способностей многие наши современники обращают внимание на всевозможные восточные практики, в особенности на йогу.
Йогу рекламируют как методику, которая поможет предотвратить заболевания, исцелиться от уже заработанных болезней, даже трудно поддающихся лечению, научит владеть собой, влиять на других, а также дарует приток жизненных сил.
Большинство людей привлекает в йоге внешняя, как они считают, оздоровительная сторона – лечебные позы, холодные ванны, очистительные клизмы, особая техника дыхания и так далее. Целью ставится улучшение работы внутренних органов и систем – пищеварения, потенции, давления, памяти и других органов. Обыватель полагает, что можно игнорировать мировоззрение йоги и в то же время признавать ее уникальной системой физического и психического развития. В современной йоге используется традиционная индусская гимнастика – хатха-йога, сходная с гимнастикой китайцев и древних персов. Встречаются и такие направления, как раджа-йога, мантра-йога, к которым примыкают «трансцендентальная медитация», мистический даосизм, методы тибетского буддизма, дыхательные техники и прочее.
Что же несет в себе эта мудрость солнечной Индии?
Йога является составной частью философско-религиозных учений древней и средневековой Индии. Это система упражнений, методов и приемов, цель которых не только управлять психическими и физиологическими процессами организма, но и восходить к особому духовному состоянию. Изначально йога с ее системой психофизических упражнений ставила целью выработать в душе независимость по отношению к телу, чтобы после смерти человека душа избежала реинкарнации и растворилась в первичной безликой духовной субстанции.
Физические упражнения, развитые в йоге, по сути являются религиозными обрядами, раскрывающими человека навстречу индусской «духовности». Йогические упражнения в своем непосредственном употреблении связаны с оккультными медитациями, а различные позы йоги отождествляют человека с животными или даже предметами (допустим, «поза кобры», «коровьей головы», «собаки мордой вниз» и другие). Как правило, используются специальные движения тела, фиксированные позы, задержка дыхания, повторение мантры, а также визуализация – такой способ работы с воображением, при котором, закрыв глаза, человек мысленно рисует в темноте какой-нибудь образ и со временем он видит воображаемое весьма ярко и отчетливо. Некоторые позы возбуждают сексуальные центры, по представлениям учителей йоги, это нужно, чтобы воспользоваться сексуальной энергией, преобразовать ее и распределить по всему телу для оздоровления и бодрости.
К сожалению, далеко не все понимают, что религиозная вера, нравственность и внешние обряды, практика глубоко взаимосвязаны, так что нельзя использовать какую-то практику саму по себе, не испытав влияния той духовной сути, какую выражает эта практика. Даже внешние движения могут заключать в себе определенную формулу-знак, сообщающую душе соответственное индийской религии настроение. Индийско-оккультные или восточные системы предлагают свои психотехнические приемы, направленные на «расширение сознания», «сверхчувственное восприятие» и «открытие внутренних пространств». Подлинная же цель всех видов йоги – раскрыть в себе скрытую «божественность», слиться с первореальностью и таким образом выявить в себе сверхъестественные духовные силы. Вот как откровенно признается знаменитый апологет йоги, формально принадлежавший к католическому ордену бенедиктинцев, француз Жан-Мари Дешане в своей книге «Христианская йога»: «Цели индийской йоги – духовные. Можно приравнять к предательству забвение этого и сохранение только физической стороны этого духовного учения, когда люди видят в ней только средство достижения телесного здоровья и красоты. <…> Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии; отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека – божественна; она есть Бог, об остальном можно только мечтать»1.
В индуизме многих привлекала как раз мысль о том, что человек сам по себе божествен, что в нем заложены все совершенства, которые можно раскрыть с помощью особых методик, и значит, тяжелый путь к Богу через преодоление своих страстей, который предлагает христианство, вовсе не обязателен. Надо просто выявить в себе скрытую божественность. Интересно заметить, что одним из распространенных выражений-мантр в Индии является «со-хам, со-хам», то есть «Я – это Он, Я – это Он». Как известно, ощущение собственной значимости, самодостаточности, соединенное с чувством эйфории – самонаслаждения, в христианской аскетике называется прелестью, то есть обольщением, самообманом. Человек мнит себя божественным, в действительности же остается без Бога, зато темные силы льстят его гордости имитацией божественных совершенств. Это повторение древнего соблазна стать «как боги» (Быт. 3: 5), обрести божественные знания и силы, что постоянно нашептывает человеку невидимый обольститель.
Приведем пример из жизни, который отражает подлинную подноготную восточных практик. Есть в Сергиево-Посадском районе женщина, которая, будучи крещена в Православии, в какой-то момент увлеклась буддизмом. Причем она совсем не думала, что это как-то противоречит христианской вере. Просто, не имея опыта церковной жизни, лишь изредка обращаясь к молитвослову, она не почувствовала духовной подмены. Ее привлекали нравственные истины буддизма – всепрощение, бескорыстие, отказ от каких-либо пожеланий, нравилась и их медитативная практика, которая, казалось, вносит в смятенную душу долгожданный покой.
Все больше и больше увлекалась женщина восточной духовностью, достигла, как ей самой в то время казалось, уже немалых успехов. Однажды во сне она увидела двух почтенных буддийских наставников – махатм, которые обратились к ней с такими словами: «Ты уже достигла многого. Но чтобы придти к полному совершенству, тебе осталось сделать только одно – отречься от Христа». С изумлением женщина спросила: «Но зачем это нужно, ведь я считала, что христианство не противоречит буддизму?» Она, как и многие наши современники, полагала, что разные религии – пусть и различные, но равноправные пути к Богу, перед Христом же в сердце благоговела.
Женщина интуитивно почувствовала, что в этом требовании заключается что-то неправильное, чуждое и плохое. Ночные гости ответили: «Это нужно, чтобы придти к полному совершенству». Вероятно, увлекшись буддизмом, она неглубоко вникла в его философию, где ключевое место занимает отречение от всех желаний и привязанностей, стало быть, и от привязанности ко Христу. «Нет, – произнесла она, – я не смогу отречься». «Ах так, – неожиданно отреагировали посетители, – тогда мы будем тебя мучить». В этот момент оба приняли жуткий образ демонов, стали бросать в голову женщине горящие уголья.
Конечно, можно списать подобное видение просто на кошмарный сон. Но сами истязания воспринимались настолько живо, что страждущая стала кричать. Ее родная мама, услышав крики дочери, и видя, что с ней происходит что-то неладное – какой-то страшный приступ, причем дочь не могла очнуться – вызвала скорую. Врачи бесплодно пытались сделать страждущей укол – мышцы были настолько напряжены, что игла не проникала внутрь. Сквозь сонные истязания женщина вспомнила простую христианскую молитву: «Господи, помилуй!», и демоны со своими мучениями вмиг исчезли. Очнувшись, выпив святой воды, она поняла, что за духовной помощью ей надо идти в храм. Батюшка, вникнув в состояние женщины, рекомендовал ей еженедельно исповедоваться и причащаться.
Постепенно ее духовное состояние поправилось, только появилась после того ночного события одна особенность – время от времени женщина видела бесов. Как-то раз она повстречала свою знакомую, которая начала увлеченно рассказывать, что заинтересовалась буддизмом и что все это любопытно и здорово. Умудренная горьким опытом женщина хотела тут же предостеречь ее от подобного увлечения, но едва собралась открыть рот, как увидела на плечах собеседницы двух хитрых бесов, которые ловко закрыли той уши и, ухмыляясь, как бы говорили: «Посмотрим, что у тебя получится». Женщина поняла, что все, что она сейчас скажет, не дойдет до ее души.
Действительно, часто люди настолько увлекаются восточными практиками, что никакие аргументы ими не воспринимаются, и только набитые шишки заставляют их пересматривать свою жизнь.
К сожалению, многие в наши дни полагают, что учение буддизма по ряду вопросов совпадает с христианским, допустим, в преодолении страстей, искоренении греховных желаний, совершенствовании, любви к ближним и жертвенности. Однако внешнее сходство часто скрывает пропасть, в которую падает и разбивается всякий, желающий одним прыжком соединить несоединимое. Хочется привести размышления исследователя религий Индии князя Н. С. Трубецкого о том внешнем сходстве и глубоком внутреннем различии, которое наблюдается между буддизмом и христианством: «Путь к достижению нирваны Будда указал двоякий. С одной стороны, психофизические упражнения самопогружения, сосредоточенной медитации, задержки дыхания и прочее, по приемам почти тождественные с системой йоги. Но с другой – самопожертвование и любовь ко всему существующему. Однако этот второй путь есть как бы часть первого, особое психофизическое упражнение. Любовь, милосердие, сострадание – все это для буддиста не чувства, ибо ведь чувств у него в душе остаться не должно, а лишь результат, следствие полной утраты чувства своей индивидуальности и своих личных желаний: при таком психическом состоянии человеку ничего не стоит жертвовать собою для ближнего, ибо, не имея собственного желания, он, естественно, с легкостью исполняет желания других. Подавить свою волю настолько, чтобы поступать исключительно по воле другого, рекомендуется именно в виде упражнения. Всепрощение рассматривается как средство уничтожения чувства: равнодушие находит свое завершение, когда человек относится к врагу совершенно так же, как к другу, когда он равнодушен к радости и к боли, к чести и к бесчестию»2. Иными словами, такой человек уподобляется роботу, который не имеет ни личности, ни чувств, и потому бесстрастно выполняет любую заложенную в нем программу. Вопреки этому, в христианстве жертвенность, прощение, любовь основываются не на подавлении в себе желаний, не на уничтожении личностного начала, а на чистоте сердца, стяжавшего Божию благодать. Душа, обретшая в Боге свободу от греха, с радостью помогает ближним, она прощает и жертвует, потому что любит – в этом ее сокровенное счастье.
Возвращаясь к йоге, заметим, что упражнения с дыханием и позы тела подготавливают человека к определенным духовным переживаниям. Повторим, что подлинная цель йоги религиозно-аскетическая. Сами йоги считают, что на высших ступенях этой аскетической практики, когда останавливаются все психические процессы и человек достигает самадхи, то есть состояния сосредоточения без содержания, в нем «выжигаются семена кармы», и это освобождает его от нового перерождения, позволяет уже навсегда освободиться от тела и прекратить свое существование как личности. Здесь мы видим кардинальное расхождение с христианством, в котором личность не уничтожается, а преображается и достигает высшего своего самовыражения в приобщении Богу.
Согласно христианскому учению, в душе, соединившейся с Богом, раскрываются дары, данные конкретному человеку. И даже в будущем веке, после всеобщего воскресения, когда «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15: 28), личность не уничтожится, ибо, как сказано в Писании, мы увидим Бога «лицем к лицу» (1 Кор. 13: 12), то есть общение с Богом – это всегда глубоко личное общение, которое и в общем соборном молении не обезличивается. Этот опыт в той или иной мере доступен каждому христианину здесь и сейчас. И в этой личной встрече с Богом как Жизнью, Любовью и Радостью, наша собственная жизнь становится более подлинной, внутренне насыщенной, вдохновенной и яркой.
Существенную роль в йоге играет медитация. Медитация (от лат. meditatio – размышление) есть внутреннее сосредоточение ума на определенной идее. Медитирующий мысленно отрешается от всех внешних объектов, стремясь к определенному психическому состоянию.
Если молитва есть обращение к Богу, то медитация – беседа с самим собой, по сути же, самогипноз. Предполагается, что медитация пробуждает у медитирующего глубокие силы, дремлющие в глубине души, и такой человек становится способен, например, к ясновидению. Если в христианстве существует умное делание и молитва Иисусова, в которых христианин всем своим существом обращается к Богу и Его милости, то в оккультизме и восточных практиках посредством медитации человек в самом себе ищет тайный ход, ведущий к духовному совершенству. В индуистской медитации человек стремится к тождеству с абсолютом и, достигая транса, приходит к ощущению, что он един с божеством, а точнее, что в нем самом выявлена изначальная божественность.
Медитация, как опыт нехристианской религиозно-мистической практики, естественно, влечет за собой духовные состояния вне Христа и без причастия Его благодати. Такому человеку рано или поздно может показаться, что он сам становится проводником высших откровений, несущим на земле особую миссию. Вспоминается пример индийского поэта и мистика, одного из основателей бенгальского кришнаизма, Чондидаша (XIV–XV вв.), который с юных лет был посвящен во жрецы богини Дурги. Будучи представителем высшей касты брахманов, Чондидаш полюбил женщину низшей касты, простую прачку Рами. Для брахмана сохранение кастовой чистоты – священный долг. Чондидаш искал разрешения своей личной проблемы в медитации и внутреннем обращении к богине Дурге. В этом делании он стал созерцать свою любимую, и в подобных медитациях Чондидаш обрел уверенность, что сам он – проявление духа Кришны, а Рами – воплощение возлюбленной Кришны – пастушки Радхи. Сам Чондидаш считал, что эту тайну ему открыла богиня Дурга. Вот так оккультная духовная практика увенчивается оккультными откровениями.
Приносят ли йога и медитативная практика людям какой-то эффект? Часто представители этих практик свидетельствуют, что йога уравновешивает внутренние силы, успокаивает нервную систему. Но в результате, у человека перестает болеть душа. Он не ощущает в своей душе никаких противоречий, и не испытывает потребности исповедать грехи. Таким образом, достигнутая посредством йоги и медитаций успокоенность лишает человека возможности раскаяться во грехах и освободиться от них. Человек достиг душевного комфорта, но в глубинах его души остались неисповеданные грехи, про которые он не вспоминает. На самом деле, душевная неустойчивость в нашей реальной жизни может быть индикатором, подсказывающим, что надо спешить в храм на Таинства, каяться перед Богом, исправлять себя, а йога с медитативной практикой лишают душу этого индикатора.
Что же касается вроде бы очевидной физической пользы от занятий йогой, то это распространенное заблуждение. Польза от самых простых йогических упражнений наблюдается не больше, чем и от всех остальных физкультурных комплексов. Йога, если заниматься ею серьезно, вредна для здоровья, и мысль о том, что индийские йоги живут долго и не страдают тяжелыми болезнями, глубоко неверна. В 1980-х годах в Индии проводилась всеобщая диспансеризация, которая показала, что йоги живут в среднем даже меньше, чем обычный житель Индии и страдают множеством заболеваний. Например, верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта, потому что каждый день они чистят жгутами носоглотку и делают себе клизмы, и со временем разрушается слизистая оболочка в носовой полости и кишечнике; вывихами суставов, артритами и артрозами из-за частого нахождения в противоестественных позах; катарактой глаз, потому что часто концентрируют внимание на солнце. Нашлось немало страдающих хроническими венерическими заболеваниями.
Поскольку в йоге упор делается на перестройке организма и его ритмов, то это может нарушить биологические процессы таким образом, что психосоматическое расстройство станет необратимым, и ни один врач не сможет понять, что же произошло с человеком.
В заключение нужно сказать, что во всех мистико-оккультных системах, практиках и медитациях можно встретить какие угодно размышления, мысли, представления, кроме одного – в них нет покаяния. Христианство свидетельствует: по мере приближения души к Богу человек все более ясно видит свое несовершенство и несамодостаточность. Поэтому опыт приближения к Богу утверждает в христианине смирение, покаяние и любовь. Благодаря этому возможна чистая, искренняя радость единения с Господом, Который тебя видит, слышит и любит. Восточный же мистический опыт отвергает личностного Бога, а потому стремится к преодолению личности человека в самадхе или нирване, дает переживание растворения своей индивидуальности в океане безличного. Не встретив личностного Бога, человек в восточном мистицизме естественно стремится к личностной смерти.
Если на занятиях не поются мантры, не раскрываются чакры, не "просветляют" мысли, и т.д. то это не йога.
Среди моих знакомых, кто занимается восточными практиками, нет ни одного счастливого человека - каждый сам в себе и своих комплексах, у них нет желания в себе ничего менять, очень много эгоизма и эгоцентризма, веде Я. В общем потихоньку перестаю с ними общаться - уж очень это тяжело. И тяжело не потому что у этих людей есть какие-то проблемы, с которыми нужно работать, ведь каждый, в том числе я, тоже имеет какие-то проблемы, а тяжело потому, что они этих проблем совершенно не хотят видеть. Инфантилизм какой-то.
Но! На разминке - делаем "Сурья-Намаскар" - а это что в переводе? "Поклонению Солнцу" (богу Сурье). Каждая поза (асана) имеет свою мантру "Ом-митрая-намаха" и т.д. Ну вроде тоже ни чего особенного. Потом всё больше тренировок и духовных опытов.
Но, кто по индийскому верованию йогу принёс людям? ответ - бог Шива. А кто такой Шива? триединый бог Вишну и Брахма.. Всё ты на крючке! и дальше всё больше асан, пранаям, джапа-медитации, сериалы "Шани-дэв", "Маха-дэв", изучение эпоса, вед, поездка в Индию..
Но я всегда чувствовал подвох и остановился.
Верую в Спасителя нашего Иисуса Христа!
Более того, фраза вырвана из контекста и перефразирована. Она вообще принадлежит нехристианскому автору, римскому поэту Дециму Юнию который верил в мифические греческие бога.
В орогинале фраза звучит так: "Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом".
И еще: где можно почитать основные различия между христианством, буддизмом и индуизмом?
Не знаю, как насчет мусульман, я с ними не знаком особенно, насколько я понимаю, это даже не религия, в сущности, а что-то вроде морального кодекса, сборник нравственных норм, чего они про Бога вечно говорят...
А вот йогов и учеников Рерихов, теософии Блаватской, вот этих я знал. Они посходили с ума, буквально в больницу попали, кто повесился, кого убили, семьи пораспадались, подсели на тяжелую наркоту, один умер от неправильно сваренного "винта", это всё точно, я думаю, как-то связанно. Связанна их злая судьба и их увлечения и верование.
Тут ведь как...
Что русскому хорошо, то немцу смерть. Там в Индии, они тысячи лет на этой волне гоняют и им не вредит, в Ганге вон купаются в костях и пепле мертвецов и ничего. Но приедет индус сюда, искупается в Москва реке и умрет.
У нас есть православное благочестие. Это лучше.
И в этой связи хочется процитировать Евангелие от Матфея (5:43-48):
"Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего (Лев.19:18). А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, ду будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный".
Среди спортсменов есть много православных, если Вы их не знаете, то это не значит, что их и вовсе нет.
По поводу занятий йогой или что-либо брать из неё и пр. ереси:
скорее всего вы просто невнимательно прочли статью Валерия Духанина. Ведь ясно же написано - нельзя прилепляться к чуждому, иначе смерть. К Богу прилепимся, к Господу нашему Иисусу Христу.
Если б Валерий Духанин описал те ужасы и мучения, проблемы с головой, в личной жизни и пр., которые испытывают люди после занятий этой самой йогой - то здравомыслящий человек бежал бы от этого, сжег бы брошюры и книги. Просто нужно собрать эдакий сборник случаев из жизни, "послевкусие от йоги", тогда посмотрим на "добровольцев" охочих до йогических практик, валеологических - их бы и след простыл.
Люди, и младые и старые, не верьте и не прельщайтесь - нет в йоге ничего хорошего. Лично знаю человека, мучающегося после йогических практик. То что он терпит уже более года словами не передать, а облегченья НЕТ. Он и плачет и кается и в Храм ходит... Одна надежда на Пречистую Богородицу, может умолит Христа Бога нашего, да помилует нас.
Предложите свои системы оздоровления и физического развития в православной церкви, вы заботитесь об душе но об теле забываете, вот и уходит молодёж.
Сладостные слова индийских гуру одурманивают и манят к себе.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41639.htm
ps Сам молодые годы угробил на единоборства восточные, йогу, Рерихов,Гурджиева, Блаватскую..Безант и др. подобные физические и интелектуальные "забавы". Вовремя "подброшенная" мне прошюрка "Православный путь ко спасению и восточные и оккультные мистические учения" (в инете есть)сумела дать мне возможность пересмотреть свои увлечения.. В итоге- православный. Пытаюсь наверстать упущенное... Кстати, последователи индуизма довольно агрессивно относятся к христианам. На родине индуизма (Индия) случаев нападения на пр. храмы довольно много.
Теперь по опыту могу сказать, что йога может и должна служить христианским целям - умению слушать духом людей и Бога, соединятся с Его волей, смиряться в безмолвном БЫТИИ с НИМ. Нигде, ни в одной книги Библии (как старого так и нового Завета) нет ни осуждения ни отрицания ни йоги ни её принципов, наоборот поощрения и призыв следовать этим принципам: воздержания, внимания, трезвения, исследования, смирения, обузданию ума и страстей...Всё это есть в христианском опыте. Но для христианской традиции новинкой является физическая сторона йоги (хатха-йога). Она по сути является очищением и укреплением тела и ума т.е. подготовкой для созерцательных практик. Т.е. своего рода техникой безопасности и жизнеобеспечения условий духовной жизни.
Если человек поставил себе целью вернуться к Богу, то он найдет его через ту религию, которую ему Бог и даст. А если человек ищет корыстной (материальных благ) выгоды, а не Бога, то такой человек как раз и может стать жертвой ложных учений, ложных религиозных ответвлений, практик и сект. Истинное стремление к Богу приведет только к истинному верному пути, к Богу.
К сожалению и среди христиан не без казусов неприятных, как и в других религиях (если цель найти плохое - оно всегда найдется), поэтому все зависит от цели. Если человек поставил себе действительно Высоко духовную цель, Бог такого человека будет вести по этому пути Сам, и ничего плохого не произойдет с таким человеком.
Пенять нужно на себя, а не на других и религии.
Любовь, преданность и принятие - самое главное )))
Он пишет:
Я занимаюсь йогой лет пятнадцать.Ну и видно, что человек написавший статью не очень разбирается в традиции йоги, все довольно однобоко. В йоге душа-это личность, в статье пишется наоборот. В йоге Бог -это Верховная Личность и смысл йоги это восстановить утраченные любовные отношения с Ним и вернуться в Его обитель, а в статье наоборот. В некоторых школах йоги действительно делается акцент на сиянии Бога, на Его безличном аспекте, но это не конечная цель йоги, а просто предварительная ступень к постижению Его Личности. Могу привести огромное количество цитат из первоисточников по йоге, если интересно.
Отвечаю: только Бог то в йоге - не Троица святая, а Кришны всякие, то бишь бесы. Заниматься йогой для здоровья - полезно, но если вы будете искать через йогу Бога, то тогда вы точно попадете в бесовские сети. Это очень запутано и чтобы не навредить себе, надо очень быть осторожным в йоге, позы и дыхание делать, но вот мантры,чакры и следующие шаги - это от лукавого. Про них надо забыть. Я сам 10 лет йогой занимаюсь, можно впутаться по самое нехочу.
то есть по вашему, здоровый человек, который всю жизнь особо не страдал от болезней, не может думать о Христе? А как же дума о своих грехах, о помощи ближним? По вашему тогда и лечиться незачем, все-равно рано или поздно мы умрём. Тем не менее сам Христос лечил людей и научал апостолов, как лечить.Помните, как он глаза слепому помазал грязью и тот прозрел? А как же святой Пантелеймон, который вообще был лекарем и лечил людей травами и всякими снадобьями? Болезнь дана человеку, чтобы в болезни дух укрепился - это я согласен. Болезнь дается свыше. Но судя по вашему лечить болезни не надо. Тогда и поликлиники с больницами не нужны и врачи тоже. Православные храмы кстати многие заготавливают травы и мёд, многие имеют рецепты от всяких хворей. Господь дал нам средства на исцеление, тело для работы, голову для мыслей, приказал плодиться и размножаться, т.е. жить на Земле до поры до времени. Значит в жизни тут на Земле до старости, в размножении рода человеков есть Божий промысел. А если мы все ляжем сложа руки, не будем лечиться, будем умирать от болезней, то и промысла Божьего мы минуем.
Сергей, простите, но если я правильно понял, вы хотите сказать, что здоровье укреплять не нужно?
Вы пишете - Я занимаюсь йогой лет пятнадцать... В йоге Бог -это Верховная Личность и смысл йоги это восстановить утраченные любовные отношения с Ним и вернуться в Его обитель, а в статье наоборот. В некоторых школах йоги действительно делается акцент на сиянии Бога, на Его безличном аспекте, но это не конечная цель йоги, а просто предварительная ступень к постижению Его Личности.
В "Добротолюбии" Игнатия Бряннчанинова есть целый раздел посвящённый состоянию прелести. http://psylib.org.ua/books/ignbr01/txt01.htm Это псевдодуховное состояние и такие же переживания обманутого бесами человека пребывающего во грехе гордыни и тщеславия. О прелести есть много статей, советую их почитать. Не забывайте о бесах...
А о "любовных отношениях" хорошо объясняет профессор Осипов http://www.aosipov.ru/ его пример с Катариной Сиенской вообще хрестоматичен, состояние её прельщённой души ужасно. 15.Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. Евангелие от Иоанна.
Да, к Богу можно приблизиться и то, если Он того желает, недаром в православии святых называют преподобный, т.е. «весьма подобный», т.е. достигший подобия Христу, что отражает христианскую идею святости как соединения с Богом через собственное преображение, возрождение в себе «Образа Божия».
...В здоровом теле - здоровый дух. И ведь действительно, здоровый человек иногда искреннее думает о Боге, чем больной. Потому как болезнь пройдет и бывший больной может Бога подзабыть, а здоровый обращается к Богу не за излечением, а за прощением грехов, за заполнением духовной пустоты...
Истинная жизнь во Христе приводит к телесному и душевному здравию, вот только это здравие не всякому полезно. Сила Моя в немощи совершается...когда я немощен, тогда силен»(2Кор.12: 9-10). Евгений, из этого мы видим разный подход к здоровью и вообще к жизни духовной. Господь избрал немощное мира! Сила Божья всегда совершалась через тех, кто осознавал своё безсилие, смирился и Господь через них творил свою волю. Если нет смирения, то нет места в сердце для Христа, тогда в сердце гордое Я!
К сожалению, когда у него всё хорошо (и здоровье в том числе), то он со временем ослабеет духом от такой жизни и будет теплохладен. Он перестанет бороться и станет лёгкой добычей бесов. Борьба же закончится после утверждения человека в добре, выхода души из тела и прохождения мытарств. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни" (Откр. 2:10.)
Йога кстати благодаря своим особенностям движений, может вылечить внутренние органы. Тело - инструмент для жизни и как любой инструмент должен исправно работать.
Простите, на этом сайте никто не сравнивает религии и не ищет своего.
Любой православный знает Евангельские слова Христа: Вси, елико (их) прииде прежде Мене, татие суть и разбойницы: но не послушаша их овцы. Когда мне первый раз довелось прочитать немного Евангелия от Марка, было ощущение чистоты, покоя, ясности и полноты, чего не было от других псевдодуховных книг.
И да, Сергей, я один из тех кто "облит" холодными помоями бесовских практик с ног до головы. Что вам описать и написать? Как бесы, играя на твоей гордыне, типа у тебя есть сверхспособности и пр. ахинея, стремяться погубить с помощью тебя как можно больше людей? Вам нужны острые ощущения? Бегите от этого любопытства, от грязи. Есть очень много статей об отличиях православного мировозрения от остальных (магических, йогических и пр. им же несть чила) и автор этой статьи ясно даёт понять, что есть покаяние (исправление себя по Благодати Божией), а не самим собой себя во славу себя (вообще ересь какая!). И у них нет пути к живому любящему Богу, а Он это Личность.
Вы написали - Не надо быть мракобесами. Йога изначально связана с духовными практиками только до той поры, если практик хочет эту связь поддерживать и поддерживает. Всё в этом мире надо воспринимать трезво и с умом....
Евгений, а Вам не приходило в голову о неверности этой мысли? Ведь человек не царь всего сущего, есть ангелы и бесы, которые умнее и мощнее и обладают куда большими возможностями и если бы не Бог, то они по вечной злобе своей людей на куски бы разорвали.
Действительно, Бог устроил так, что против воли человека ничего нельзя сделать, он сам выбирает либо идти за Христом, либо куда-то не туда. Будучи молодым да зелёным, я сам увлекался разными псевдодуховными практиками, но меня всегда напрягала одна мысль: Как я могу стать лучше себя сегодняшнего, выполняя эти упражнения и визуализации? Получалась какая-то голая механика, а ведь человек это образ и подобие Божии, а не ведро с гайками. И во всех этих практиках Я твроил что хотел и считал нужным. Тварь возомнила себя выше Творца. Понимаете мысль? Центр всего Я! Страшный грех гордыни, почитайте отца Ельчанинова, он описал это страшное состояние человека. Спаси Вас Господи.
Каких только контраргументов не приводят - тут и "хороший" советский фильм про йогу, и поздравление Президентом буддистов и т.д. и т.п. Как будто не знают, что идеология большевизма-коммунизма в корне враждебна православию. Что экспедицию Рериха в Гималаи спонсировало Советское правительство. И Президент Путин никого не призывал становиться буддистами, а просто поздравил ту часть российских граждан, традиционно исповедающих буддизм. Как мог поздравить по торжественному случаю российских граждан иных конфессий и национальностей, поскольку наша страна многоконфессиональна и многонациональна и обязанность Президента как гаранта Конституции - обеспечить мир и согласие, политическое единомыслие между народами в России.
Надо ли об этом напоминать? Или же все равно "будут глухи и слепы" ?
В статье есть интересные мысли, но уж правда, приоритеты изначально расставлены неверно... хотя при сегодняшней ситуации йогабума, я даже не удивляюсь, что могут быть такие некорректные статьи. ведь кто только не преподает йогу, и что только не называют йогой..(прям как в этой статье).
ну для примера: все равно, что я приравняю и буду судить церковь прославления или... баптистов как православную религию. На что человек православные мне скажет: вы сума сошли? ересь какая! а я ему - ну да какая разница-церковь да церковь...
понимаете? ну я могу просто не разбираться в сути вопроса, а вопиющее разнообразие церквей собьет с толку. Вот и тут в статье по той же аналогии: йоги сейчас какой только нет, но это не дает возможности судить о предмете корректно..
Путин отметил, что приверженцы этой религии делают очень много для гармонизации ситуации в стране. «Непреходящие ценности буддизма на протяжении многих веков служат благородным целям — единению людей, укреплению взаимопонимания и сотрудничества. Российские буддисты бережно хранят и передают из поколения в поколение это уникальное духовное наследие, вносят значимый вклад в гармонизацию межнационального и межрелигиозного диалога в нашей стране», — подчеркнул президент.
Я одна из таких " жертв" йоги, по своей глупости и гордыни, отпавшая от православия и сейчас переживающая ужасные духовные мучения от стыда перед Господом и ужаса, что может погубила свою душу!!Тоже начала заниматься для здоровья, и незаметно для себя заинтересовавшаяся медитациями, сначала хорошо себя чувствовала, попалась на крючок и заглотнула больше. Потом начались головные боли, уныние, сны про ужасы ада, галлюцинация.И тогда я очнулась-покаялась, рыдаю 2-ой год о своих грехах и постоянно исповедываюсь,хожу в храм, но состояние нормальное пока не восстановилось..
БЕГИТЕ ОТ ЙОГИ, КАК СТРАШНОГО ДУХОВНОГО РАСТЛЕНИЯ, ДОРОГИЕ ДЕТИ, МОЛОДЕЖЬ И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ!! СПАСАЙТЕ ДУШИ ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ! Мне очень нужна помощь сильного духовного наставника и ваших молитв! Если кто может из опытных священников помочь, напишите мне, ради Христа!7svet@bk.ru
Сестра, сюда в Афины приезжал один гуру и дал несколько сеансов и посвятил в свою веру многих ребят, и среди них один мой друг, 19 лет. Сегодня парень этот находится в психиатрической клинике. В чем он виноват? Что должно случиться?- Я наблюдала следующее, что сами индусы не страдают этим безумием. Но мне случалось видеть многих христиан и христианок, которые приезжали и делали посвящение и соглашались оставить Христа или сказать: "А, и Он как Будда, или как Конфуций, или как какой-нибудь из после Христа "неопророков"..." И из них потом одни страдали косоглазием и не могли хорошо видеть, другие нарушением кровообращения головного мозга и уезжали назад в свое место, а иные оставались навсегда там, и я не знаю, что с ними случалось, или принимали чужую монашескую схиму и т.д. Я заметила, что образ их учения не годится для христианина. Потому что христианин этот, этот парень, хочет связать философию и филологию и религию, и все вместе всегда согласовы-вать, если возможно, с учением Христовым. Если бы он принимал индийскую философию как философию, то ни в чем бы не пострадал. Когда, однако, дошел до того, что захотел и он стать богом, как говорят они сами, что гуру есть воплощенный божий, тогда... Этот паренек имел эту цель. Попытался быть как гуру. От чего пострадали первозданные? Захотели быть как боги. Отчего пострадали и эти ребята? Хотят быть как боги, и, следовательно, вполне естественно сходят с ума.
/Анне-В здоровом теле здоровый дух-если не ошибаюсь это чисто мирская поговорка,по моему даже во время коммунизма придумали../
"Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянье терпеть затрудненья, какие угодно."
(античный поэт Ювеналий)
И коммунизма у нас не было, был социализм:). Хотя...
У меня есть подруги за 40 - возраст когда уже начинает где-то что-то скрипеть, они ходят на йогу, им кажется, что помогает. Убедить их в том, что "все мне позволительно, но не все полезно" (1 Кор) невозможно - помогает же...
По поводу йоги... У меня проблемы со позвоночником. И я точно знаю, что, если я не пойду сегодня на йогу,то завтра пойду к врачу колоть уколы. Мне много лет помогает эта веками используемая практика.Объясните, в чем мой грех? Благодаря занятиям йогой, я имею возможность жить полноценной жизнью.
Пока помогаю я, а не помогают мне.
С уважением Сергей.
У меня есть вопрос, я знаю что даже некоторые греческие монахи занимаются бегом и футболом. Вот хотела бы уточнить можно ли все таки православным христианам иметь какую то физическую активность. И если да то в каком виде? Моя подруга православная воцерковленная женщина ей 46, у нее были проблемы со спиной, она два раза в неделю ходит на фитнес, чтобы укреплять мышцы на спине чтобы кризиса с протрузией не повторилось.
Все ли упражнения плохие?
Однако, написать вам меня побудило вовсе не желание высказать свою, в общем-то тривиальную, точку зрения. Мне хотелось бы спросить у автора - указав на проблему и ее причины, он не указал на безопасную замену того, что люди ищут (той же йоги). Люди по натуре своей ленивы и не любят менять привычки и образ мыслей. Если просто предостеречь, то многие быстро забудут об этом. Отсюда вопрос - что по мнению автора должен предпочесть обыватель (пока еще номинальный христианин), что по неведению не нанести себе вред?
Спасибо за ваше внимание к моему вопросу.
А вот что говорил Патриарх Кирилл: «Занятия йогой имеют две составляющие, одна из них – это физические упражнения. Специалисты по физкультуре могут дать точную характеристику этим упражнениям, и ничего плохого в самой технике этих упражнений не существует... Йога сопровождается медитацией, и вот к этому я отношусь с большой настороженностью».
То есть следует все же различать физические упражнения, источником которых является йога, и медитацию как духовную практику. Многие упражнения, связанные с йогой, применяются в лечебных целях - и помогают.
ИМХО, Церкви и науке следует совместно решить вопросы, связанные с йогой.
Ну и насчет бесовщины согласен с Виктором (2014-01-29, 14:48).
Владимир, а ведь по большому счету статья к Вам обращена. Ведь Вы уже вполне допускаете, что какие-то наставники, обучающие медитации, получают знания от высших сил... Приводят к выполнению какой-то миссии...
История Православия показывает, что особые возможности, которыми наделены были святые, открываются только после глубокого покаяния. И до последней минуты святые считают себя самыми большими грешниками. Почитайте жития святых, Серафима Саровского например. А почему так? Потому что без покаяния взращивается гордость. Люди мнят себя богоизбранными, особенными. И тогда кто те "высшие силы", о которых Вы говорите? Это бесовщина чистой воды. Это погибельный путь.
Если Вы читаете комментарии, если Вы задумываетесь о том, где Истина, где спасение души, найдите пожалуйста опытного священника и поговорите с ним об этом. Потому что конечно никакие комментарии не заменят разговора с человеком, обладающим благодатью священства. И что он прав, Вы сами почувствуйте, потому что придет спокойствие в душу и мир.
Простите меня, но я чуть сама в такую ловушку не угодила. Прямо как у о. Тихона в "Несвятых святых"...
2014-01-29
20:55
Ольга, я, конечно, очень извиняюсь перед Вами за то, что может, буду несколько резка в своем ответе, но не говорите и не пишите всякую чушь. Наш Господь НИКОГДА не был ни в Индии, ни на Тибете и нигде и ничему там не учился. Повторяя за врагами Святого Православия подобную чепуху, Вы ставите под сомнение Святое Писание.
Спаси нас Господи от заблуждений суетных. И все-таки убеждает не до конца.
Р.б. Ольга.
ВЛАДИМИРУ. Не все дороги ведут к Богу. "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного." (Матф.7:21)
Приносят ли йога и медитативная практика людям какой-то
эффект? Часто представители этих практик свидетельствуют,
что йога уравновешивает внутренние силы, успокаивает
нервную систему. Но в результате, у человека перестает
болеть душа. Он не ощущает в своей душе никаких
противоречий, и не испытывает потребности исповедать
грехи.
– это называется подмена понятий. автор противопостовляе спокойную нервную систему и душевную боль о грехе. Неадекватное сравнение и таких моментов здесь полно, ОЧЕНЬ МНОГО. Может решил себе рейтинг поднять стравливая людей. Бог ему судья.
Вы очевидно никогда не сталкивались с людьми ушедшими в "далекие нирваны" и потерянными ... к сожалению у нас есть личный опыт-мы почти потеряли дочь, не придав должного значения всей этой индийской белиберде как нам казалось;
это горе привело нас к Богу, но дочь пока очень медленно возвращается... Сколько знакомых увлеклись этой восточной мистикой, некоторых Бог вразумляет, не дает детей или посылаются болезни; Надо жестко понимать что это богоборческое,духовно очень опасное увлечение, смертельно опасное - сатана свою работу знает, и плата за это им будет взята полностью, никаких вольных рассуждений по типу "вы не знаете вопроса" дилетантами здесь быть не должно;
За якобы безобидной и обросшей псевдо-знанием индусской мистикой - стоит сам сатана, и цена здесь- потеря своей бессмертной души, иллюзии опасны...
Огромная благодарность автору за поднятие этой темы - у нас в канаде к сожалению многие увлеклись этой дрянью
Насчет буддизма и медитации довольно много неточностей. Укажу лишь на некоторые (к сожалению, на объем комментариев установлен лимит):
1. "Однажды во сне она увидела двух почтенных буддийских наставников – махатм..."
Во-первых, никто и никогда не называет буддийских учителей "махатмами" (великой душой http://ru.wikipedia.org/wiki/Махатма ), это обращение употребляется в контексте индуизма, а не буддизма.
К буддийским учителям обращаются по-разному, в зависимости от традиции (Ачан, аджан, ачарья,пандита, кальяна-митра, ваджрачарья, лама, гуру и т.д.), но термин махатма по отношению к буддийскому учителю также нелеп, как употребления термина "рабби, раввин, мулла" по отношению к христианскому священнику.
Во-вторых, начало буддийской практики связано с принятием Тройственного Прибежища. Принятие Прибежища налагает на буддиста обязанность отказаться от почитания и поклонения небуддийским божествам, к числу которых можно отнести и Иисуса, и Аллаха, и Вишну и Одина с Тором. Таким образом, если упомянутая женщина действительно практиковала буддизм, она должна была знать с самого начала, что принятие буддийского Прибежища несовместимо с верой в Христа, Аллаха и проч.
Почитайте комментарии про бесов, духов зла, нечеловеческий взгляд и т.д. …. И откуда только такая нетерпимость к «философско-религиозному учению древней и средневековой Индии» у добросердечных православных христиан, для которых йога это не более чем картинки к Вашей статье.
С уважением,
Уважаемыи автор, что Вы думаете по поводу
системы упражнений Пилатэс ?
Еще раз спасибо из Италии !
Мне кажется, доходчиво разъясняя различие между православием и восточными практиками, вполне можно обойтись без примитивных страшилок "про одну женщину которая..." (если не выдуманную, то скорее всего душевнобольную)
Ведь и без этого очень ясно видны основные различия и противоречия. Один путь ведёт в никуда и в ничто,в бессмыслицу, другой путь ведёт к Богу. Это небо и земля. Так к чему же портить такую ясную картину, какими то дополнениями от которых веет средневековыми суевериями?
А еще летом рубить дрова и носить воду из колодца, не ездить на лифте и больше пешком ходить.