Нижний Новгород, 20 августа 2004 г.
19 августа весь православный мир отмечал праздник Преображения Господня. Вчера торжественную Божественную литургию в Сормовском Спасо-Преображенском соборе отслужил епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, сообщает пресс-служба Нижегородской епархии.
Три Нижегородских храма праздновали вчера престольный праздник: Спасо-Преображенский церковь (Карповка), Спасо-Преображенский собор (Сормово), церковь в честь Преображения Господня (Печеры). Накануне престольного праздника Карповской церкви над входом в храм был установлен образ Преображения Господня. В храме на данный момент времени ведутся ремонтные работы, в день праздника они будут приостановлены.
О празднике
В праздник Преображения раскрывается мистическое богословие Христианской Церкви. Преображение - это визуальное явление царства Божьего на земле. Иисус Христос незадолго перед Крестными страданиями, взяв с Собой трех учеников - Иоанна, Иакова и Петра, вышел из Капернаума и направился на север к горе Фавор, возвышающейся, как крепость, над холмами Галилеи. Ученики безмолвствовали, предчувствуя, что им откроется тайна. Тайна совершается в безмолвии. Человеческое слово относится к тайне, как волна к глубине океана.
На Фаворе апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды - белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. Спасителю явились два пророка: Моисей и Илия и беседовали с Ним. Экзегеты (толкователи священного Писания) говорят, что это была беседа о Голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Сына Божьего и Спасителя.
Три апостола пережили явление Божественного света, как ни с чем не сравнимую великую радость. Казалось, само время остановилось в созерцании Божественного света. Изумленные апостолы пали на землю. Видение кончилось. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум.
Со времен апостольских (третье и четвертое апостольские правила) Церковью установлено освящение созревших плодов прежде употребления их в пищу с произнесением при этом особой молитвы.
Церковь молит Господа, чтобы Он вкушающим плоды даровал освящение души вместе с освящением тела, чтобы хранил жизнь их в покое и радости, чтобы сами эти плоды богато умножал. Церковь Христова благословляет и освящает принесенные плоды святым Именем Бога, в Троице славимого, и кроплением святой воды.
В народе праздник Преображения Господня называют Яблочным Спасом. По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени. Принято считать, что ночи после 19 августа становятся намного холоднее.