Казань, 10 октября 2003 г.
Возникновение Зилантова монастыря и его история тесно связаны с событиями 1552 года - взятием Казани Иваном IV. В братской могиле на берегу Казанки были похоронены несколько тысяч русских воинов, сообщает пресс-служба Казанской епархии. В Синодике Зилантова монастыря перечислены более восьмисот имен дворян из разных городов Российского государства.
На высоком холме, образовавшемся при захоронении, уже в XVI веке была поставлена часовня, а поминальные службы служились в Зилантвом монастыре. В 1811 году настоятель Успенского Зилантова монастыря Амвросий (Сретенский) предложил поставить на могиле храм-памятник. Составленный проект был представлен императору Александру I. Император согласился, что памятник необходим, но отказался утвердить проект, считая слишком скромным. По приказу Александра проект составил архитектор Н.Ф.Алферов.
Памятник представляет собой поднятую на высокий постамент двадцатиметровую усеченную пирамиду, высота которой равняется стороне квадрата основания. С четырех сторон пирамиды установлены четырехколонные дорические порталы, являвшиеся входами в храм. По углам пирамиды расположены 4 кельи, а центральную часть занимал храм. Под храмом был расположен склеп, в который вел сводчатый подземный ход, по спирали обходивший храм. В центре склепа стояла гробница.
Однако основная часть останков находилась внутри холма, человеческие кости, как выяснилось во время реконструкции 1830-1832 года занимали пространство на многие метры в глубину. Пол у склепа был деревянный — каменный, мог бы осесть. Храм-памятник павшим воинам является не только ценнейшим историческим объектом, но и значительным памятником архитектуры. Он выстроен в стиле ампир (иногда фигурирует термин «высокий классицизм»), пришедшим в Россию из Франции эпохи империи Наполеона. Для этого стиля характерна массивность форм, использование массивных портиков, заимствование мотивов архитектуры Древнего Востока (в данном случае - формы пирамиды).
В четырех кельях, расположенных по углам пирамиды, жили монахи, которые и служили поминальные службы по павшим воинам. Кроме ого, в храме служились и воскресенье и праздничные службы, октября, в день взятия Казани проводился крестный ход от Кремля к памятнику.
Дополнительную живописность памятнику придало то, что после сооружения Кировской дамбы он оказался не на вершине холма, а на маленьком островке. В прежнее время вершина холма становилась островом только во время половодья - именно так, на острове, его любили в XIX веке рисовать казанские художники.