Педагог по развитию речи Галина Борисовна со своими ученицами
В России около 25 тысяч детей с синдромом Дауна. В настоящее время минимум один ребенок из 160 страдает расстройством аутистического спектра, 1 из 10 тысяч рождается с фенилкетонурией – непереносимостью белка. Родители, столкнувшиеся с такой бедой, просто не знают, куда пристроить малышей и как свести концы с концами, когда приходится сидеть с ними дома. Эти дети рискуют оказаться в ПНИ, что, в свою очередь, является большим стрессом для родителей – есть множество примеров распада таких семей. Православная служба помощи «Милосердие» вносит свой вклад в решение этой проблемы.
Свято‑Димитриевский детский центр, находящийся в районе Сокол города Москвы, уже много лет работает на сохранение семьи и принимает детей из многодетных и кризисных семей, а также детей с нарушениями развития. В будни, пока родители работают, дети в возрасте от 3 до 7 лет посещают групповые и индивидуальные занятия – логопедические и музыкальные, – занимаются развитием речи и рисованием. Есть здесь и педагоги, работающие по системе Монтессори, помогающей детям с отклонениями в развитии осваивать основные жизненные навыки. Многие специалисты Свято‑Димитриевского детского центра окончили курсы фонда Даунсайд Ап (помощь людям с синдромом Дауна) и ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра, участвовали в тренингах Центра лечебной педагогики.
Девочки на арт-терапии с Ольгой Владимировной
Развитие детей носит творческий характер: они учатся общению с миром, рисуя, погружаясь в литературу
Совместными усилиями команды – воспитателей, педагогов, психологов – формируется особый подход к каждому ребенку. Развитие детей носит творческий характер: они учатся общению с миром, рисуя, погружаясь в литературу, участвуя в театральных постановках.
– С ними необходимо постоянно заниматься, только речью – хотя бы по 10 минут в день, – поясняет логопед Ольга Викторовна. – Например, для развития монологической речи мы учим детей пересказывать сказки. Мы, педагоги, все вместе решаем общую задачу: как успеть ребенка к школе подготовить, ведь эта подготовка занимает не один год.
Аня. Занятия с художником-педагогом Так, с этой осени в школу идет особый мальчик Саша. В следующем году выпускниками центра должны стать «солнечный» Никита и Аня – девочка с последствиями фенилкетонурии. Пятилетний брат Ани, Егор, испытывал серьезные трудности с речью. Благодаря стараниям сотрудников Свято-Димитриевского детского центра теперь Егор общается гораздо свободнее.
Социализация Егора происходит в том числе благодаря Галине Борисовне, которая, как и многие другие педагоги, использует авторскую методику на своих занятиях по развитию речи. В игровой форме дети знакомятся с окружающим миром через литературу – от Пушкина до Туве Янссон, – а также через библейские истории.
Педагог по арт-терапии Ольга Владимировна тоже решает каждую задачу творчески и исходя из возможностей детей:
– Им не так просто нарисовать аквариум, – рассказала она. – Две недели думала, как форму сделать. Рыбок – раскрасив лист с одной стороны и отпечатав его на странице, а травинки – пальцем. Им нравится пальцем рисовать. Рисование и лепка однозначно помогают детям. Они развивают мелкую моторику, а следовательно, и мозг. Хотелось бы, чтобы дети научились видеть окружающий мир и воспринимать его красоту, всматриваться в него, подмечать.
Егор на занятиях с логопедом В Свято-Димитриевском детском центре есть и кабинет Монтессори. Эта педагогическая система обращает внимание на отдельного ребенка и его комплексное развитие – психическое, физическое, эмоциональное и личностное. Педагог подбирает темп и материалы для занятий в зависимости от конкретной ситуации. При помощи этой методики у детей тренируются сенсорные чувства, формируются пространственные представления, развиваются математические способности.
– Как хорошо, что мы смогли организовать сенсорную комнату, она особенно полезна для детей-аутистов, – отметила руководитель центра Мария Мошкова. – В комнате мягкий пол и занавески, на стену проецируются изображения рыбок и оленей. Детям очень нравится светящийся столб с пузырями – он их успокаивает. Мы с большой радостью наблюдаем за успехами детей. Не так давно внимание Ани рассеивалось, она не могла сконцентрироваться – теперь она улавливает всё и сама занимается с новыми девочками.
Центр оказывает поддержку не только детям, но и их родителям. Роль «скорой помощи» выполняют заместитель директора и старший воспитатель. Каждую среду родителей принимает психолог, с которым они решают не только вопросы общения с детьми, но и личные проблемы. Психологическое здоровье матери – одна из главных задач центра.
Психологическое здоровье матери – одна из главных задач центра
Мама понимает, что ее ребенок накормлен, одет и ухожен, и находит в этом утешение. У нее есть возможность спокойно работать и заниматься делами. Сотрудники Свято‑Димитриевского центра при необходимости возят детей на специальные занятия в другие учреждения – так, Аня и Егор ездят в бассейн.
Одинокая мама Екатерина оказалась в кризисном положении и тоже обратилась в Свято‑Димитриевский детский центр.
– Мамочке и так тяжело устроиться на работу, а в моём случае с Верой и Катей сидеть просто некому, – поделилась Екатерина. – Сотрудники центра всегда стараются помочь, услышать твою проблему, по возможности пойти на уступки. Мы живём в Бутово, и ездить в детский центр на Сокол далеко. Поэтому иногда я оставляю девочек на ночь, в полной уверенности, что за ними присмотрят. Все педагоги занимаются Христовым делом, от сердца, и это видно со стороны. Это колоссальный труд.
Никита (крайний слева) с друзьями за трапезой
В сложной ситуации родители могут оставить детей в группе кратковременного круглосуточного пребывания от одной до четырех ночей в неделю. Благодаря усилиям воспитателей, педагогов и всех сотрудников Свято-Димитриевского детского центра службы «Милосердие», дети с самыми разными возможностями находятся в подходящей для них среде. Они чувствуют себя здесь комфортно, и это помогает им развиваться. Три года назад «солнечный мальчик» Никита из многодетной семьи забивался под стол и вообще не говорил. Сегодня он поет в хоре, охотно общается и играет с другими детьми. Его мама вздохнула полной грудью и снова с интересом смотрит на мир.
Дети занимаются в центре бесплатно, а работа специалистов и расходы на содержание здания оплачиваются из собранных пожертвований.