У Свято-Димитриевского детского центра обычные задачи, но необычные подопечные. Свято-Димитриевский центр похож на детский сад, здесь есть развивающие занятия, сказки и игры, но приходят сюда особые дети. У некоторых из них синдром Дауна или аутизм, другие должны соблюдать диету, полностью исключающую белок, третьи же здоровы, но не могут ходить в обычный садик, так как не являются гражданами России. В детском центре открыт набор – здесь готовы бесплатно помочь детям с особенностями развития и детям из семей в кризисной ситуации. О том, как работает Свято-Димитриевский детский центр – наш репортаж.
Воспитатель громко читает сказку про храброго портняжку – сейчас волнующий момент, герой должен одолеть единорога. Но Егорка не слушает, он слишком занят – размахивает красными ножнами из пластмассы, прикрывается щитом и ведет собственный бой. Меча в ножнах почему-то нет, но Егорку это ничуть не смущает. На голове у него корона – наверное, он отважный принц или даже король. Меч, ножнами от которого играет Егорка, вскоре находится – он у Ани, его сестры. Аня тоже легко отрывается от приключений хитрого портного, когда видит меня, и идет знакомиться.
Егору и Ане приходится вести более серьезные бои, чем фехтование на игрушечных мечах
Если не приглядываться к играм брата и сестры, кажется, что это самые обычные дети. Но на самом деле у Егора и Ани есть невидимые глазу, но очень серьезные проблемы со здоровьем – непереносимость белка. Из-за этого Егору и Ане приходится вести более серьезные бои, чем фехтование на игрушечных мечах. Эти дети соблюдают строгую диету, им нельзя есть молочные продукты, мясо и рыбу. Александра Аракелова, руководитель Свято-Димитриевского детского центра, с печальной улыбкой называет их «наши главные постники». Очень часто обед или ужин сопровождается слезами и капризами – детям хочется того, что им противопоказано. Егор и Аня отстают в развитии, у них довольно неразборчивая речь, а Аня при ходьбе сильно косолапит – все это следствие генетической поломки в организме. Ходить в обычный детский сад Егору и Ане нельзя – там ни у кого не будет возможности готовить еду для них отдельно, детей слишком много, персонала слишком мало. А вот Свято-Димитриевский детский центр рассчитан на небольшое количество детей, поэтому здесь могут найти подход к каждому ребенку.
Здесь работают психолог и логопед, есть уютные игровые, библиотека, вместе с педагогами и воспитателями дети поют и рисуют, читают сказки, занимаются физкультурой, радуются пушистому снегу или зеленой травке. У каждого здесь свои цели. Например, если 4-летняя Катя на занятиях у логопеда бойко учится произносить предложно-падежные сочетания, то с Аней, которая на полтора года старше, этим заниматься еще рано. Никита же и вовсе в основном поет – у него синдром Дауна, и пение развивает артикуляционный аппарат.
Катя разглядывает картинки и рассказывает, что видит:
– Здесь сапоги стоят на лавке. А здесь они упали!
– Откуда упали, Катя?
– С лавки, сапоги упали с лавки.
После занятий у логопеда с детьми беседует отец Александр. Сейчас, в Великий пост, он рассказывает о том, как важно работать над собой.
– Нужно постараться ни с кем не ссориться…
– Помогать, – перебивает Катя, – маме, и папе, и всем нашим братикам и сестрам, девочкам, мальчикам, и еще помогать в детском саду!
Отец Александр согласно кивает головой.
– Пост нужен, чтобы научиться владеть собой, контролировать себя. Вы еще маленькие, но уже понимаете. Вот, к примеру, кто-то нас обидел, разозлил, и хочется сдачи дать: он меня ударил, и я его ударю. Но ведь Господь сказал, что нужно любить своих врагов, не отвечать злом на зло.
– Когда мы были маленькие, мы не очень понимали, могли побить. А сейчас уже понимаем, что обижать плохо, – влезает Коля, брат Кати.
– Когда мне было три годика, я обижала, а теперь мне уже четыре, и я не обижаю, – подхватывает Катя.
В методике Монтессори упор делается на саморазвитие ребенка
Перед обедом дети занимаются в кабинете, обустроенном по системе Монтессори. Там светло и пахнет деревом. Вдоль стен тянутся стеллажи, на которых стоят деревянные коробочки и сундучки, наборы геометрических фигур, глубокие пиалы, наполненные желудями и каштанами, и масса других диковин. Дети кабинет хорошо знают. В методике Монтессори упор делается на саморазвитие ребенка. Егорка самостоятельно снимает со стеллажа три блока с фигурками и удобно усаживается на ковре. Сейчас он достанет все фигурки из их ниш, перемешает, а потом будет возвращать каждую на ее место. До этого Егор вместе с педагогом Марией Витальевной учился различать звуки. Специальные коробочки шумят при встряхивании, но каждая – по своему, ей нужно найти пару с таким же звуком.
– Весь материал в этом кабинете автодидактический: сначала я знакомлю детей со всем материалом, показываю, как с ним работать, потом ребенок приходит и сам выбирает, чем он хочет заниматься. Моя задача – наблюдать, немножко помогать и направлять, создавать такую атмосферу, чтобы ребенок сам с интересом работал, – рассказывает Мария Мошкова, замдиректора по учебно-воспитательной работе и Монтессори-педагог.
Сейчас среди подопечных Свято-Димитриевского детского центра два ребенка с расстройством аутистического спектра, два с синдромом Дауна, еще трое соблюдают строгую диету. Все они нуждаются в особом подходе и отношении. У детей с аутизмом, например, есть тьютор – педагог, который занимается только с ними. Это важно, потому что из-за своих особенностей им тяжело общаться с новыми людьми. Также есть и обычные дети из малоимущих многодетных семей, как Катя и Коля – у них 8 братьев и сестер. Один из подопечных не говорит в 4 года, это свидетельствует о серьезных проблемах, но у мамы нет возможности поставить точный диагноз: они граждане Украины и не могут бесплатно получить медицинскую помощь в России, а средств на платное обследование у семьи нет. В данный момент Свято-Димитриевский детский центр ищет возможности помочь этому ребенку, но уже сейчас благодаря центру мама может выходить на работу и не беспокоиться в это время о сыне – не будь у нее этой возможности, непонятно, как сложилась бы жизнь маленькой семьи из двух человек.
20 мая в Москве состоится благотворительный детский бал «Народы Нарнии», все средства от которого пойдут на работу Свято-Димитриевского детского центра. Сценарий бала основан на сказке Клайва Стэйплза Льюиса «Лев, колдунья и платяной шкаф», а ведущей бала станет журналист и Друг милосердия Тутта Ларсен. На специальной странице http://bal.miloserdie.ru/ уже сейчас можно приобрести билеты на бал и просто поддержать воспитанников уникального Свято-Димитриевского центра.
– У нас обычные дети и дети с проблемами растут вместе, благодаря этому у них развивается правильное отношение к чужим особенностям, понимание, что не все такие же, как ты. Мы можем работать с каждым ребенком персонально, решать его конкретные проблемы. Психологическая коррекция происходит в игровой форме, то есть мы подбираем игры и задачи, которыми ребенок сам будет с удовольствием заниматься, – рассказывает Мария Мошкова.
Посещать центр можно независимо от места регистрации, предварительно пройдя собеседование. Узнать подробнее об условиях посещения можно по телефонам: 8 (916) 555-20-98, 8 (495) 151-78-62, 8 (495) 151-78-66. Контактное лицо: Мария Витальевна Мошкова.
Свято-Димитриевский детский центр – один из 27 социальных проектов православной службы помощи «Милосердие». Центр существует благодаря поддержке неравнодушных людей. Помочь Свято-Димитриевскому детскому центру можно, отправив СМС со словом «качели» на номер 3434, например «качели 200». Все способы помощи можно узнать здесь.