Вологодскую епархию не случайно называют «Северной Фиваидой». Поклониться ее святыням приезжают не только из России, но и из ближнего и дальнего зарубежья. В числе наиболее посещаемых мест – Кирилло-Белозерский монастырь. Одни едут туда поклониться мощам преподобного Кирилла Белозерского, другие – полюбоваться великолепным архитектурным ансамблем, общая протяженность стен которого 2 километра – самая большая в России, и Сиверским озером.
Но, к сожалению, мало кто знает, что за алтарем Успенского собора похоронен архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иаков (Поспелов), местночтимый святой Тульской и Вологодской епархий, много сделавший для сохранения духовного наследия преподобного Кирилла Белозерского, а также для спасения храмов вверенной ему обители от разрушения.
Преподобный Иаков родился в 1818 году, в Тульской епархии, в семье священника. После окончания местной духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию, на последнем курсе которой принял монашество. По окончании обучения иеромонах Иаков преподавал в Орловской духовной семинарии, а позднее был инспектором в Харьковской семинарии, где, кроме исполнения инспекторских обязанностей, писал также учебные пособия по богословским дисциплинам.
В 1852 году архимандрит Иаков был назначен настоятелем Посольской церкви в Риме. В Риме же вскоре вышли и его книги «Путешествие в Бар-град» и «Краткие заметки о Римской Церкви». Заметим, что вскоре после его назначения началась Крымская война, в которой православная Российская империя воевала с Османской империей, Англией и Францией. Можно представить, сколь трудным было служение православного человека на католической земле, население которой во время войны относилось враждебно к русским. Возможно, это и было одной из причин того, что в 1856 году, через год после воцарения Александра II, архимандрит Иаков покидает Рим и направляется на служение в Новгородскую епархию, в составе которой с конца XVIII века было Белоозеро. С 1857 по 1866 год он был настоятелем Кирилло-Новоезерского монастыря; здесь архимандрит Иаков составил службу на обретение мощей основателя обители – причем обретение это было в середине XVII века.
В 1866 году архимандрит Иаков переводится в Кирилло-Белозерский монастырь, где будет трудиться до конца жизни. Главной задачей настоятеля было возрождение монашеской жизни по уставу преподобного Кирилла. Одним из первых начинаний нового настоятеля стала борьба с винопитием: братии было запрещено употреблять спиртные напитки, а из монастырских башен, которые сдавались городу в аренду, вывезли бочки с вином. Отныне вино было запрещено даже вносить на территорию обители. На первую неделю Великого поста и Страстную седмицу монастырские ворота были закрыты для мирян.
Но самой большой заслугой архимандрита Иакова было написание жития преподобного Кирилла Белозерского и летописи Кирилло-Белозерского монастыря – первого обобщающего труда по истории обители. Относительно жития основателя обители следует отметить, что существовало житие Пахомия Логофета, написанное в XV веке стилем, сложным для восприятия читателями XIX века. Поэтому настоятель составил новое житие преподобного Кирилла Белозерского, написанное современным языком, с четкой структурой и опорой на исторические источники, чего не было в житии XV века. Можно не покривив душой сказать, что до трудов архимандрита Иакова жители Российской империи не имели никаких сведений по истории Кириллова монастыря и о преподобном Кирилле. А с выходом в 1875 году жития преподобного Кирилла начался новый этап в развитии православного краеведения. С этого времени повсеместно – почти во всех монастырях Белозерья – выходят летописи и другие материалы по истории обителей. И теперь любой паломник мог за небольшое пожертвование прочесть о посещаемой им обители. Как знать, не будь этих творений, сохранилась бы память о наших святых в годы гонений XX века?
Немалое внимание архимандрит Иаков уделял благоустройству монастыря. Белозерские земли в правление Екатерины II вошли в Новгородскую епархию (и находились в ее составе до 30-х годов XX века). Однако это нововведение негативно отразилось на бывших вологодских землях. Новгородские владыки принимали большое участие в работе Святейшего Синода, да и своя епархия была довольно обширной, так что им не всегда хватало времени на окормление новых территорий и вникание в их нужды. В результате все храмы белозерских монастырей, в том числе и храмы обители преподобного Кирилла, постепенно разрушались, а просьбы о материальной поддержке не получали ответа. Так, из-за нехватки денег в Пензенской епархии, в 1798 году по представлению Новгородского митрополита Гавриила, члена Святейшего Синода, был закрыт Ферапонтов монастырь, а средства, предназначенные на его содержание, перешли в Пензенскую епархию. Ветшал Горицкий монастырь. Известно, что на просьбы настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря о ремонте полуразрушенных храмов из Новгородской духовной консистории пришел отказ. Предлагалось просто разобрать ветхие строения.
Но в конце 60-х годов XIX века под началом архимандрита Иакова были отремонтированы храмы, обновлялись фрески Успенского собора, Введенской церкви и ныне действующего храма преподобного Кирилла. В 1874 году были построены каменные стены с проезжими воротами у Кузнечной и Мережной башен. В 1886 году по инициативе отца Иакова, который был благочинным белозерских монастырей, возвели часовню на горе Маура, на месте первой кельи преподобных Кирилла и Ферапонта Белозерских.
По ходатайству архимандрита Иакова с монастырской территории вывели уездную тюрьму и духовное училище, существовавшие на территории обители с XVIII века.
Как отмечали современники, отец Иаков тратил на благотворительность почти все личные средства, помогая нуждающимся продуктами, лекарствами, одеждой. Поэтому нет ничего удивительного в том, что после его смерти в 1896 году все его имущество состояло из клобука, двух подрясников, двух ряс и шубы. Причем «лишние» подрясник и ряса сохранились только потому, что были подарком епископа Тихона Можайского.
На погребение архимандрита Иакова собралось более 6 тысяч человек, при том что население города Кириллова составляло чуть более 4 тысяч человек. В течение многих лет после кончины преподобного Иакова на страницах «Новгородских епархиальных ведомостей» о нем печатались воспоминания, в которых высоко оценивался его вклад в развитие монашеской жизни.
Надеемся, что теперь паломники, побывав в обители преподобного Кирилла, поклонятся и преподобному Иакову – первому историку Кирилловой обители, составителю жития преподобного Кирилла Белозерского, которое продается в монастырской лавке, и наместнику, сохранившему храмы Белозерского края от разрушения.
Могила пр.Иакова у алтаря Успенского собора - единственное сохранившееся монашеское захоронение на территории монастыря. Будете в наших краях, пойдете от преп.Кирилла, не забудьте поклониться и преп.Иакову.