Человек троечастен. Об этом говорит Писание: «И ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5: 23). Есть, как видим, в человеке дух, душа и тело. Есть, соответственно, и сферы жизни духовные, душевные и телесные. Их нельзя ни смешивать, ни путать, ни менять местами. Так же и Матерь Божия говорит: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1: 46–47).
Знаменитая безбрежность русской души (которую лично я считаю просто недисциплинированностью) характерна именно отсутствием середины. В этой безбрежности либо плоть без души, либо такие редкие, но сияющие высоты духа, что смотреть больно. И полное пренебрежение серединой. Святого человека встретить легче, чем просто порядочного. И хранителями этой диспропорции являются именно церковные люди. Они часто способны хвалиться тем, что в институтах не обучались и Моцарта принципиально не слушают, как будто в этом есть что-то еще, кроме специфического большевизма. (Вообще большевизм сильно потрафил народной душе, темной и стихийной ее части, почему так надолго и задержался, невзирая на кашу из костей, крови и поломанных судеб).
Наша политическая жизнь и социальное расслоение тоже носят черты нашей же специфической духовности. В духовной жизни мы привыкли, что есть малое число очень святых людей, а все остальные очень темны и грешны. Точно так и в обычной жизни мы привыкли к существованию очень богатого меньшинства при очень бедном подавляющем большинстве. Такова история. И сила инерции ее велика.
Церкви до сих пор легче говорить с обоими полюсами привычного русского общества: с очень высоко зашедшими и с очень низко опустившимися. Много ума не надо, чтобы одним «Мерседес» освятить, а другим копеечку в руку сунуть. Так можно молча и прожить, никому ничего не благовествуя. Гораздо сложнее с теми, кто ищет слова и назидания, а не треб и подачек.
Именно с людьми, находящимися в середине, говорить нужно учиться. Генетически и психологически они – представители масс, но бытийно они уже на пути в неизвестную сторону. Их штормит, у них появляются вопросы. Они путешествуют, что-то с чем-то сравнивают, пытаются читать и думать. Они робко засовывают нос в наши храмы, надеясь, что кому-то их появление нужно и кто-то им уделит время и внимание. Это – творческий залог серьезных будущих преобразований. И тут возникает соблазн подстрелить человека на взлете «высокой духовностью», той, что без середин, а сразу – в самое небо. То есть – духовностью, только духовностью и ничем более, кроме духовности. Это лучший способ испугать, оттолкнуть, а то и просто покалечить человека непропорциональной строгостью требований, полным отсутствием педагогического такта и рассуждения.
И вроде бы отцы сказали, что «стремительно лезущего на небо новоначального нужно сдергивать за ноги вниз». Но все не впрок. Состоя в основной массе из сплошных новоначальных, мы – церковные люди – лезем в небо и только в небо, пренебрегая уборкой территории, на которой проживаем земную реальность. Мы ждем и требуем от всех и от себя «великой духовности» и соответствия древним идеалам, как будто дерево без поливки, окапывания и прочих процедур может само собой плодоносить. Апостол сказал: «Не духовное прежде, а душевное, потом духовное» (1 Кор. 15: 46). Это означает, что без толку вести к святости людей, которые читать перестали и писем не пишут, ограничиваясь sms-ками. Усидчивость, трудолюбие, аккуратность, столь много могущие потом послужить человеку в духовной жизни, собственно духовными качествами не являются. Это душевные навыки, вкладываемые воспитанием. Нам этого очень не хватает. Нам не хватает культуры мышления, культуры работы с текстами и обсуждения прочитанного. Нам не хватает всего того душевного труда, который если будет, то неизбежно «выстрелит» в самых разных гуманитарных областях и плодотворно отразится на жизни.
Человека заставляют думать путешествия (они, по Честертону, оттачивают ум, если он у человека есть). Его заставляют думать книги, музеи, музыка, живопись. Вообще искусство есть не что иное, как в концентрированном виде сформулированный опыт веков, увековеченный стараниями измученного человека (автора). Вся история человечества – это история внутренних дерзаний, страданий, взлетов и падений. Быть глухим к этой истории, считать, что «меня или нас она совсем не касается», есть некое новейшее варварство, тем более обидное и непростительное, что все средства для избавления от варварства нам сегодня даны прямо в руки.
Автор сих строк робко вынашивает статью о тех Оптинских старцах, которые любили науку, искусство и чья любовь эта не утаилась от наставляемых ими. Мне понятно, что многие люди наши по складу души готовы сказать грибоедовскими словами: «Собрать все книги – да и сжечь». И лишь когда им укажут: «А вот эту книгу такой-то старец очень любил», они, пожалуй, скажут: «Ну, эту, так и быть, оставьте». Именно поэтому мне хочется поговорить когда-нибудь о старцах с точки зрения богатства души, которым они отличались, органически сочетая и святость, и образованность, и широкий круг интересов.
Вот Варсонофий был большим знатоком и любителем оперы, играл на музыкальных инструментах и прекрасно знал художественную литературу, что и по беседам его видно. Душевное не только не мешало духовному, но и питало, поддерживало, помогало расти духовному многоплодному древу. Неужели можно думать, что великому монаху Пушкин был важен, а нам можно жить так, словно его и не было вовсе? Или Нектарий. Тот, всю жизнь проживший в монастыре, в монастыре же и прошел весь курс доступных наук. Он изучал всемирную историю, французский язык, математику, философию, да так изучал, что многие гости Оптиной интересовались: «Какой университет батюшка окончил?» Нектарий говорил: «Я приникаю к научности» – и еще: «Перестаньте думать, начните мыслить!» Знание новейших открытий в разных областях науки помогало ему закрывать легкомысленные уста людей сомневающихся и над верой смеющихся. Ну это ли не пример?! А разве это только Оптиной касается? Нельзя спасаться в невежестве. Нужно спасаться в простоте. А простота и невежество вовсе не синонимы.
***
Если мы хотим, чтобы человек стал как можно быстрее ангелом, то вряд ли мы ускорим этот сложный процесс. Гораздо реальнее то, что мы, в надежде на быстрое достижение «чистой духовности», забудем оборудовать отхожее место и вскоре начнем страдать от антисанитарии. Так телесная жизнь накажет нас за пренебрежение душевной стороной жизни (порядком, умеренностью в требованиях и элементарной чистотой) и подчеркнутым спешным движением в сторону духовности. В этом, кажется, и состоит одна из наших исторических ошибок, до сих пор не понятых и не вскрытых беспощадным анализом. И о чем бы серьезном мы с вами ни заговорили, мы всюду наткнемся на страстные крики и гневные реплики, за фасадом которых скрывается полное бесчувствие к иерархичности жизни и неумение различать «вершки» и «корешки».
Письмо к Богу и Лоскутное одеяло - мои настольные книги. Пишите, трудитесь во славу Божью и дай Вам Бог не терять своей простоты веры и Божьей мудрости....А главное - делиться с нами.
А почему это человек, стремящийся к "высокой духовности" непременно не подметает двор и не моет унитаз? По моему, вы передергиваете. Одно другому совсем не мешает. И даже наоборот,человек духовный и в доме своем не позволит нечистоты. Ведь в доме у верующего человека иконы, святыни...
Я еще не встречала верующего человека заросшим грязью. Наоборот, в церкви все чистенькие, беленькие. И в домах у православных чистота и порядок. И хорошие жены и мужья именно в православных семьях. Давайте уже примиримся с вами. Вы тоже по своему правы.Конечно, во всем должна быть своя МЕРА. Я согласна. И я вовсе не имел ввиду, что все мы должны ринуться на "столпы".
Царский путь и называют царским - потому, что он наилучший! А стремление к "высокой духовности" сродни тяги к чудотворению. И "высокая духовность" и дар чудотворения - это дар Божий приобретаемый через смирение. Именно ДАР!!!
Как же нас всех на "столпы" тянет! Просто быть хорошим мужем, женой, хозяйкой, специалистом, гражданином нас не устраивает - нас только духовные высоты и устроят, а подмести двор, помыть унитаз - это не про нас, это всё вещи "приземлённые". Опять отошлю Вас к Дмитрию Смирнову (приводил уже ссылку), а если и его не услышите, то...
оказался лишь теплохладностью" Именно это я имела в виду в своих комментариях. Мы и так все "тепленькие" еле-еле,о "высокой духовности " и речи не идет. Чаще всего вообще ни какой духовности нет, одно лишь телесное. Все заботы о комфорте, чистоте, наслаждениях,удобствах...Можно бесконечно продолжать.
Очень кстати! Вот здесь отец Дмитрий Смирнов говорит о каменных столбах: http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/propoved-15219/?pg=1&out=pg&frm=ex&srt=dpd&cat=p
Об отсутствии комфорта Вы пойдите и расскажите своему епископу или даже патриарху. И почувствуйте разницу между молитвенником на столпе и православным дипломатом, воином, хирургом, президентом, учителем. Вы поймите - служить церкви можно по-разному, поэтому в одном месте хорошо и рубище а где-то оно и неуместно (вспомните евангельский пир).
И насчёт того, что белорусы, украинцы и русские - это один народ. Многие русские отчего-то в это безоговорочно верят, но не украинцы. Моей бабушке (русской) выросшей в России было очевидно, что русские и украинцы - это разные народы. И это ни её ни украинцев окружавших её нисколько не смущало. Сейчас же с этой мыслью многие носятся "як дурний с писаною торбою".
09:33Надежда:
"В Грузии на стометровом каменном столпе с 15 века жили старцы. Сейчас живет старец Максим, уже 15 лет, в полном уединении. Молится!!! Интересно,его тоже можно обвинить в стремлении к "высокой духовности"?" Ну зачем же бросаться в крайности, никто этого старца ни в чем обвинять не собирается, тем более, что обвинять других - грех.Каждый сам себе выбирает как ему жить, где , что делать, а чего не делать. Сам Господь Бог дал человеку такую возможность, свободу выбора, хотя и подарил Заповеди в качестве указателя пути.Я тоже Вас, Надежда, прекрасно понимаю и огорчаюсь, что в храмах народу немного, разве что по большим праздникам храмы заполнены. Но что поделаешь, не палкой же загонять, если сам человек потребности не ощущает, тут ничего не поделаешь, а уж примерами жития святых без всяких удобств, людей скорее отвратишь еще больше от церкви. Пусть хотя бы в миру люди научатся быть друг к другу добрыми и отзывчивыми, а там и следующий шаг сам собою произойдет, пусть сначала порядок (ремонт) в их доме наступит, а , там, глядишь, и в душе что-то изменится.
Да я согласна с автором и с вами. Однако,посмотрите вокруг.
Я всегда,выходя из церкви, вижу огромное количество людей идущих мимо храма. Сейчас все заняты своим благоустройством. Просто безумие какое-то! Все соседи вокруг,даже старики, заняты бесконечными ремонтами.Со всех сторон звуки дрели, стук,визг... ПОСТОЯННО! Как будто вот здесь, в этом, весь смысл жизни.Люди бегут, несут, покупают,продают-все для своего удовольствия и комфорта. А в церковь то ни кто не идет! Вот о чем я говорю. В церкви стоит маленькая кучка людей- постоянных прихожан.Я недавно увидела фото,гора-столп и на этом столпе 15 лет живет старец.Там ни чего нет у него, маленькая келья и все.Нет у него ни душа, ни пластиковых окон, ни телевизора...
Он живет молитвой! А вы там начали про грязь и "мочу"...
Спасибо вам,Елена!Конечно мы должны быть вместе- Россия, Украина и Белоруссия.Жаль ,что на Украине мало кто понимает
это...Мы ведь перемешаны все в нескольких поколениях, как разделить нас? А насчет хамства и отсутствия уважения к другому человеку -этого и на Украине хватает.Даже ехать не надо туда, достаточно посмотреть по телевизору драки в парламенте.
А хохлы прямо сама "интеллигентность" и "культура".Достаточно приехать НА Украину чтобы понять,что ни чего более упертого и
твердолобого нет на земле. Иначе бы давно поняли, что украинцы и русские -один и тот же народ. Я долго жила НА Украине и знаю, что ни какой разницы у украинцев с русскими НЕТ!!!
Однажды в Почаевской Лавре моя знакомая услышала такой разговор.
... дело было в 90-х, когда гостиница для паломников ещё не была построена и людям приходилось ночевать в нижнем храме. Паломники стелили прямо на пол то, что было - и читали молитвенное правило и ложились спать. Спали впритык друг к другу. И одна из паломниц сказала тихонько своей соседке: "Вы меня извините пожалуйста, но от Вас так сильно пахнет мочой". На что та искренне и громко возмутилась: "А что, от меня должно духами пахнуть?!"
Андрей Ткачёв говорит нам о наиоптимальнейшем - срединном (царском) пути спасения. И тут же отмечает, что русский человек часто выбирает экстремистский (неповседневнотрудовой)путь в своём духовном развитии - или колтун в волосах от пренебрежения к телесному, или пьянство и разврат до агрессивного богоотрицания.
"...как пришел ИОАНН 8 к мусульманину стрелявшему в него...!.
Таисия, СТРЕЛЯВШЕГО в НЕГО! Чувствуете разницу - эти "девчонки!" не в Патриарха целились, а прежде всего хулили Бога и кощунствовали. А прийди к ним Патриарх, не исключено, что они ему бы ujkst си...ки показали да ещё бы и обвинили в домогательствах. Мусульманин ИДЕЙНО стрелял, а у этих совершенно другие мотивы. "В огороде - бузина, а в Киеве - дядька!".
Мне пришлось вторично перечитать статью, чтобы попытаться понять: где это Вы, Надежда, в статье такое узрели? о.Андрей всего лишь напоминает нам о том, что в человеке есть "дух, душа и тело" и что все эти три составляющие должны развиваться, а не одна из них. Человек, пренебрегающий одной из этих составляющих несовершенен, ущербен.Вот, если, к примеру, взять общество Израиля: одна часть занимается исключительно молитвами и изучением Танаха, при этом не считая себя обязанными служить в Армии и зарабатывать средства на содержание своей многочисленной семьи, а другая половина служит, работает и других содержит, ругая, про себя, первую половину нехорошими словами вместо молитв. Вот против такого статья и написана, как я понимаю.
Отец Андрей, как всегда, удивительно точен. Мы становимся "сектой православного толка". А Православие -это Любовь и жалость к Человеку страдающему за оградой Церкви, к миру погибающему от греха.
Господи, помоги нам грешным.
Именно от "радения не по разуму" предостерегает отец Андрей, согласна я с Алексеем.
Ибо кончается такое радение полем, зарастающим сорняками, как у того, кто из-за гордыни своей взялся обрабатывать надел не по силам.
В нашем обществе присутствует наплевательское отношение друг к другу. Количество абортов уносит ежегодно колоссальное количество жизней. Или игрища с МММ и ГКО в 90-х. Когда всем было понятно,что разбогатеть можно лишь ограбив "ближнего"... В 2010 честно работал с другими,нам все говорили подождите - деньги будут.В конце концов ни денег,ни учредителей. А один из них,оказывается, был депутатом гор.думы. Молился в церкви,как-то подошел и говорю:можно что-нибудь почитать,а на меня как на идиота - все "нормальные пацаны" в Алтарь рвутся,а ты дай че-нидь почитать - слабак... А в Алтарь очередь из "достойных" большая,так что отдыхай. Зато "реальные пацаны" могут женщин из Pussy Riot покарать за осквернение святыни. Правда Бог - то в нерукотворенных храмах живет...
Ныне "...наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу..." - искажающий истину согрешает... Всякий грех удаляет от Бога, повреждает человеческую душу, которая есть БЕЗЦЕННЫЙ ДАР БОЖИЙ.
Зигмунд Фрейд и Михаил Булгаков, «которые любили науку, искусство» были талантливыми, образованными и вполне «душевными» людьми, а стали…- апостолами Сатаны, их душевный труд «неизбежно «выстрелил» в самых разных гуманитарных областях»!!!
Сама постановка "вопроса иерархичности духовности, душевности и телесности в человеке" является провокационной! Да,"человек троечастен", потому что сотворен по образу и подобию Божьему. Троица – единосущна и нераздельна! Не может тело человека быть важнее его разума или дыхания!
"Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! (1 Кор. 15: 57)
Нам этого очень не хватает на определённом этапе, но когда он пройден - нужно своё сердце держать чистым перед Богом.
И тогда оно, чистое сердце, подскажет нам, что читать, какую музыку слушать, смотреть ли ту или иную пьессу и т.д., что ответить или посоветовать человеку, в какой момент "дёрнуть за штаны"...
Есть замечательная книга Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) - ДУХ, ДУША и ТЕЛО. Очень рекомендую.
Елена.
Недавно в "Известиях" прочитал интервью Чечилии Бартоли - великой оперной певицы, исполняющей также западноевропейскую духовную музыку. Она описывает такой случай на своём московском концерте:
"К сцене подошла старушка и протянула руку. Я думала, что это обычное рукопожатие, а она надела мне на палец кольцо с молитвой «Спаси и сохрани». Я чувствовала, что она как будто хочет защитить меня. Я была потрясена. Теперь всегда ношу это кольцо с собой".
Небольшой эпизод, но как много говорит он о соотношении культуры, душевности и духовности!
Мы очень часто забываем о том, что духовность человека бывает и со знаком «-». Когда мы говорим «гордый дух», то разумеем человека, закаменевшего в своей гордыне: «гордая душа» ещё может смягчиться, гордый дух – едва ли. Весь опыт Православия говорит о том, что вдруг и враз сделаться человеком духовным невозможно.
Светские книги, музыка, философия – важные, но не достаточные условия культурного и душевного роста. Решающее условие – отношение к другому человеку, восприятие его, как писал А.А. Ухтомский, как собеседника, как лицо бесконечно дорогое. И этого, к сожалению, мало в нашей жизни.
И если бы святого так легко было бы встретить - как бы нам хорошо было бы жить...
подобные темы, а хают его до сих пор подобные
"любители супердуховности".
Святитель Игнатий Брянчанинов
По поводу Вашего: «возникает соблазн подстрелить человека на взлете «высокой духовностью»»… - Не самомнения своего ради, и не только ради Вас, но ради тех, кто восторгается Вашей статьей, не понуждая себя к духовному зрению, к труду души, к жизни духовной, комментирую я Ваше "творчество".
Может быть «без толку вести к святости людей, которые читать перестали и писем не пишут», - но непременно надо вести к пониманию несостоятельности человека без Бога, к пониманию им того, что без Творца человек меньше чем прах, из которого он сотворен.
Ну раз «нам не хватает культуры мышления, культуры работы с текстами и обсуждения прочитанного», - то поэтому «душевные» комментарии к Вашей статье, преобладают.
«Человека заставляют думать путешествия» - а я, наивный, всегда полагал, что это собственная Воля человека, слушающая собственную Совесть (в дословном переводе с церковнославянского – «голос Бога в тебе») в глубинах собственного Сердца!
Да помилует Вас отче, Андрее, ГОСПОДЬ, ИИСУС ХРИСТОС, СЫНЕ БОЖИЙ, и молитвами святых отец наших спасет и меня грешного! Аминь.
Вы снова лукавите, отче, утверждая, что «в духовной жизни мы привыкли, что есть малое число очень святых людей, а все остальные очень темны и грешны. Точно так и в обычной жизни мы привыкли к существованию очень богатого меньшинства при очень бедном подавляющем большинстве». - Разве можно духовую жизнь человека противопоставлять его душевным устремлениям и оценивать материальными критериями?! И политическая жизнь и социальное расслоение суть лишь формы, которые формирует Дух, возобладавший над нашим обществом!
«Церкви … много ума не надо, чтобы одним «Мерседес» освятить, а другим копеечку в руку сунуть» - Да, Русская Православная Церковь именно сейчас, как никогда, испытывает острый дефицит благодати Духа Святаго для благовестия Царствия Небесного, для призыва всех членов своих к покаянию, к осознанию собственных немощей. За внешним благолепием все чаше скрывается обмирщвленность и теплохладность. Нет душевного труда, есть лишь труд духовный! Без духовной брани, без постоянного духовного, и только духовного труда душа постепенно теряет весь свой иммунитет и становится неспособной к исцелению от страстности, тленности и смертности!
Искренне жаль отче, Андрее, что Вам «святого человека встретить легче, чем просто порядочного». Простите меня многогрешного, но все же дерзну прокомментировать Вашу статью:
Ваш тезис: «насколько одна часть народа живет жизнью подчеркнуто телесной, чуждой дерзаний веры, настолько другая, воцерковляющаяся часть, стремится жить подчеркнуто только духовной жизнью, одной лишь духовной жизнью и ничем, кроме духовной жизни», - можно понять, как призыв жить жизнью только душевной без стяжания духовных высот!
Следующий Ваш тезис: «знаменитая безбрежность русской души (которую лично я считаю просто недисциплинированностью)…» - сродни клевете. Разве русская душа уже лишена благородства, терпимости, милосердия и других свойств, которые делают ее великой?! Воспитывают не выпячиванием недостатков, а возделыванием добродетелей и достоинств!
Конечно, Господь - Центр жизни и Жизнь. Слава и честь спасенных народов (Откр.21.24-27) есть,вероятно,богоугодная реализация ими своих уникальных смыслов в культурном многообразии человечества.
Межличностный,межсемейный,межнациональный диалог - общение жизни в Духе Святом есть очевидное свидетельство вселенскости Церкви. В конечном итоге - своих мы видим в Духе Христовом, а не в унифицированном обряде. Беда в том,что личностного уровня бытия достигают очень немногие. Поэтому свидетельство кафоличности ложится на конкретных людей,а не на внешние рамки. Будь то папизм или даже Вселенский Собор - их собирали не ради этого свидетельства,а ради решения насущныхъ проблем Церкви. Уверен,что подвиг сохранения апостольских веры и любви,как единственной возможности на вечное спасение нас и всего мира,есть национальный смысл-миссия существования России. А не "подвиг" экономического стяжательства и связанных с ним инноваций,избранный Европой. Наши инновации должны относиться к области межличностных отношений,культуры и налаживания диалога цивилизаций. Для этого Церковь и гос-во должны всячески способствовать рождению свободных личностей. Свободных от греха и смерти,чрез живую веру во Христа. А для этого необходимо опытно жить-переживать Воскресение!
Конечно, Господь - Центр жизни и Жизнь. Слава и честь спасенных народов (Откр.21.24-27) есть,вероятно,богоугодная реализация ими своих уникальных смыслов в культурном многообразии человечества.
Межличностный,межсемейный,межнациональный диалог - общение жизни в Духе Святом есть очевидное свидетельство вселенскости Церкви. В конечном итоге - своих мы видим в Духе Христовом, а не в унифицированном обряде. Беда в том,что личностного уровня бытия достигают очень немногие. Поэтому свидетельство кафоличности ложится на конкретных людей,а не на внешние рамки. Будь то папизм или даже Вселенский Собор - их собирали не ради этого свидетельства,а ради решения насущныхъ проблем Церкви. Уверен,что подвиг сохранения апостольских веры и любви,как единственной возможности на вечное спасение нас и всего мира,есть национальный смысл-миссия существования России. А не "подвиг" экономического стяжательства и связанных с ним инноваций,избранный Европой. Наши инновации должны относиться к области межличностных отношений,культуры и налаживания диалога цивилизаций. Для этого Церковь и гос-во должны всячески способствовать рождению свободных личностей. Свободных от греха и смерти,чрез живую веру во Христа. А для этого необходимо опытно жить-переживать Воскресение!
Однако, может легко возникнуть опасность и того, что в какой-то момент можно увлечься душевным, забыв о духовном, подменяя последнее первым. Держаться золотой середины сложно. Зачастую сваливаемся на более легкий путь, который известно куда ведет...
Валерию (Санкт-Петербург).
Держитесь! Со временем эти искушения пройдут, но на их смену придут другие. Никуда от них не деться. Такова наша жизнь христианская. Терпение и еще раз терпение, и упование на Бога. Остальное - приложится.
Очень своевременная и современная статья.
Вопрос той самой "золотой" середины всегда актуален, как для
детей, так и отцов. Отсюда и проблемы с воспитанием детей и себя
в спасительном благочестии.
Земной поклон вам, за очередную вдохновенную статью.
Еще одна мысль не дает мне покоя.
Миссионер открывает перед человеком дорогу к Богу, несет ему Слово Божье. Но дальше новоначальный должен быть сопровождаем пастырем. И этот пастырь должен не меньше миссионера "гореть верой", вести к Господу, постоянно наставляя, помогая, вразумляя и советуя. Миссионеров мало, катастрофически мало! Но многи ли описанный выше пастырей? Нет! И это наша общая беда.
Господи, помоги нам грешным!
А пока надо активнее издавать проповеди и статьи наших современных миссионеров.