Душевный труд

Серьезный разговор вскрывает проблемы. Одной из проблем, вскрываемой любым серьезным разговором, мне видится вопрос о духовности, душевности и телесности в человеке. Другими словами – вопрос иерархичности. Насколько одна часть народа живет жизнью подчеркнуто телесной, чуждой дерзаний веры, настолько другая, воцерковляющаяся часть, стремится жить подчеркнуто только духовной жизнью, одной лишь духовной жизнью и ничем, кроме духовной жизни. На наших глазах словно повторяется формула выступающего в американском суде: правду, только правду и ничего, кроме правды. Такая пафосность опасна. И у них в судах количество лжи не уменьшается, хотя все, казалось бы, за правду. И у нас духовность не шибко цветет, хотя многим только одну ее и подавай.

Человек троечастен. Об этом говорит Писание: «И ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5: 23). Есть, как видим, в человеке дух, душа и тело. Есть, соответственно, и сферы жизни духовные, душевные и телесные. Их нельзя ни смешивать, ни путать, ни менять местами. Так же и Матерь Божия говорит: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1: 46–47).

Знаменитая безбрежность русской души (которую лично я считаю просто недисциплинированностью) характерна именно отсутствием середины. В этой безбрежности либо плоть без души, либо такие редкие, но сияющие высоты духа, что смотреть больно. И полное пренебрежение серединой. Святого человека встретить легче, чем просто порядочного. И хранителями этой диспропорции являются именно церковные люди. Они часто способны хвалиться тем, что в институтах не обучались и Моцарта принципиально не слушают, как будто в этом есть что-то еще, кроме специфического большевизма. (Вообще большевизм сильно потрафил народной душе, темной и стихийной ее части, почему так надолго и задержался, невзирая на кашу из костей, крови и поломанных судеб).

Наша политическая жизнь и социальное расслоение тоже носят черты нашей же специфической духовности. В духовной жизни мы привыкли, что есть малое число очень святых людей, а все остальные очень темны и грешны. Точно так и в обычной жизни мы привыкли к существованию очень богатого меньшинства при очень бедном подавляющем большинстве. Такова история. И сила инерции ее велика.

Церкви до сих пор легче говорить с обоими полюсами привычного русского общества: с очень высоко зашедшими и с очень низко опустившимися. Много ума не надо, чтобы одним «Мерседес» освятить, а другим копеечку в руку сунуть. Так можно молча и прожить, никому ничего не благовествуя. Гораздо сложнее с теми, кто ищет слова и назидания, а не треб и подачек.

Именно с людьми, находящимися в середине, говорить нужно учиться. Генетически и психологически они – представители масс, но бытийно они уже на пути в неизвестную сторону. Их штормит, у них появляются вопросы. Они путешествуют, что-то с чем-то сравнивают, пытаются читать и думать. Они робко засовывают нос в наши храмы, надеясь, что кому-то их появление нужно и кто-то им уделит время и внимание. Это – творческий залог серьезных будущих преобразований. И тут возникает соблазн подстрелить человека на взлете «высокой духовностью», той, что без середин, а сразу – в самое небо. То есть – духовностью, только духовностью и ничем более, кроме духовности. Это лучший способ испугать, оттолкнуть, а то и просто покалечить человека непропорциональной строгостью требований, полным отсутствием педагогического такта и рассуждения.

И вроде бы отцы сказали, что «стремительно лезущего на небо новоначального нужно сдергивать за ноги вниз». Но все не впрок. Состоя в основной массе из сплошных новоначальных, мы – церковные люди – лезем в небо и только в небо, пренебрегая уборкой территории, на которой проживаем земную реальность. Мы ждем и требуем от всех и от себя «великой духовности» и соответствия древним идеалам, как будто дерево без поливки, окапывания и прочих процедур может само собой плодоносить. Апостол сказал: «Не духовное прежде, а душевное, потом духовное» (1 Кор. 15: 46). Это означает, что без толку вести к святости людей, которые читать перестали и писем не пишут, ограничиваясь sms-ками. Усидчивость, трудолюбие, аккуратность, столь много могущие потом послужить человеку в духовной жизни, собственно духовными качествами не являются. Это душевные навыки, вкладываемые воспитанием. Нам этого очень не хватает. Нам не хватает культуры мышления, культуры работы с текстами и обсуждения прочитанного. Нам не хватает всего того душевного труда, который если будет, то неизбежно «выстрелит» в самых разных гуманитарных областях и плодотворно отразится на жизни.

Человека заставляют думать путешествия (они, по Честертону, оттачивают ум, если он у человека есть). Его заставляют думать книги, музеи, музыка, живопись. Вообще искусство есть не что иное, как в концентрированном виде сформулированный опыт веков, увековеченный стараниями измученного человека (автора). Вся история человечества – это история внутренних дерзаний, страданий, взлетов и падений. Быть глухим к этой истории, считать, что «меня или нас она совсем не касается», есть некое новейшее варварство, тем более обидное и непростительное, что все средства для избавления от варварства нам сегодня даны прямо в руки.

Автор сих строк робко вынашивает статью о тех Оптинских старцах, которые любили науку, искусство и чья любовь эта не утаилась от наставляемых ими. Мне понятно, что многие люди наши по складу души готовы сказать грибоедовскими словами: «Собрать все книги – да и сжечь». И лишь когда им укажут: «А вот эту книгу такой-то старец очень любил», они, пожалуй, скажут: «Ну, эту, так и быть, оставьте». Именно поэтому мне хочется поговорить когда-нибудь о старцах с точки зрения богатства души, которым они отличались, органически сочетая и святость, и образованность, и широкий круг интересов.

Вот Варсонофий был большим знатоком и любителем оперы, играл на музыкальных инструментах и прекрасно знал художественную литературу, что и по беседам его видно. Душевное не только не мешало духовному, но и питало, поддерживало, помогало расти духовному многоплодному древу. Неужели можно думать, что великому монаху Пушкин был важен, а нам можно жить так, словно его и не было вовсе? Или Нектарий. Тот, всю жизнь проживший в монастыре, в монастыре же и прошел весь курс доступных наук. Он изучал всемирную историю, французский язык, математику, философию, да так изучал, что многие гости Оптиной интересовались: «Какой университет батюшка окончил?» Нектарий говорил: «Я приникаю к научности» – и еще: «Перестаньте думать, начните мыслить!» Знание новейших открытий в разных областях науки помогало ему закрывать легкомысленные уста людей сомневающихся и над верой смеющихся. Ну это ли не пример?! А разве это только Оптиной касается? Нельзя спасаться в невежестве. Нужно спасаться в простоте. А простота и невежество вовсе не синонимы.

***

Если мы хотим, чтобы человек стал как можно быстрее ангелом, то вряд ли мы ускорим этот сложный процесс. Гораздо реальнее то, что мы, в надежде на быстрое достижение «чистой духовности», забудем оборудовать отхожее место и вскоре начнем страдать от антисанитарии. Так телесная жизнь накажет нас за пренебрежение душевной стороной жизни (порядком, умеренностью в требованиях и элементарной чистотой) и подчеркнутым спешным движением в сторону духовности. В этом, кажется, и состоит одна из наших исторических ошибок, до сих пор не понятых и не вскрытых беспощадным анализом. И о чем бы серьезном мы с вами ни заговорили, мы всюду наткнемся на страстные крики и гневные реплики, за фасадом которых скрывается полное бесчувствие к иерархичности жизни и неумение различать «вершки» и «корешки».

Протоиерей Андрей Ткачев

1 октября 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
мария 4 октября 2013, 07:13
Спаси вас Господь, батюшка. Душой и сердцем согласна с вами.
Любовь17 февраля 2013, 01:17
Ай да отец Андрей! Вот и заставил нас не думать, а мыслить. Спасибо Вам, батюшка.
Бухарова Ирина11 февраля 2013, 12:10
Земной поклон Вам, батюшка, за Вашим статьи, книги и проповеди. Всегда нахожусь в поиске Ваших трудов.
Письмо к Богу и Лоскутное одеяло - мои настольные книги. Пишите, трудитесь во славу Божью и дай Вам Бог не терять своей простоты веры и Божьей мудрости....А главное - делиться с нами.
Ольга У.27 ноября 2012, 03:20
Еще одна потрясающе нужная статья о.Андрея. Согласна с каждой буквой.
Надежда23 октября 2012, 18:26
Владимиру( Винница)
А почему это человек, стремящийся к "высокой духовности" непременно не подметает двор и не моет унитаз? По моему, вы передергиваете. Одно другому совсем не мешает. И даже наоборот,человек духовный и в доме своем не позволит нечистоты. Ведь в доме у верующего человека иконы, святыни...
Я еще не встречала верующего человека заросшим грязью. Наоборот, в церкви все чистенькие, беленькие. И в домах у православных чистота и порядок. И хорошие жены и мужья именно в православных семьях. Давайте уже примиримся с вами. Вы тоже по своему правы.Конечно, во всем должна быть своя МЕРА. Я согласна. И я вовсе не имел ввиду, что все мы должны ринуться на "столпы".

Владимир (Винница)21 октября 2012, 15:22
Надежде 2012-10-20 15:09

Царский путь и называют царским - потому, что он наилучший! А стремление к "высокой духовности" сродни тяги к чудотворению. И "высокая духовность" и дар чудотворения - это дар Божий приобретаемый через смирение. Именно ДАР!!!
Как же нас всех на "столпы" тянет! Просто быть хорошим мужем, женой, хозяйкой, специалистом, гражданином нас не устраивает - нас только духовные высоты и устроят, а подмести двор, помыть унитаз - это не про нас, это всё вещи "приземлённые". Опять отошлю Вас к Дмитрию Смирнову (приводил уже ссылку), а если и его не услышите, то...
Надежда20 октября 2012, 15:09
Вот в тему как раз статья Елены Фетисовой " О,если бы ты был холоден или горяч..." Она пишет " Как бы наш царский путь не
оказался лишь теплохладностью" Именно это я имела в виду в своих комментариях. Мы и так все "тепленькие" еле-еле,о "высокой духовности " и речи не идет. Чаще всего вообще ни какой духовности нет, одно лишь телесное. Все заботы о комфорте, чистоте, наслаждениях,удобствах...Можно бесконечно продолжать.
Владимир (Винница)18 октября 2012, 13:15
Надежде 2012-10-12 09:33
Очень кстати! Вот здесь отец Дмитрий Смирнов говорит о каменных столбах: http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/propoved-15219/?pg=1&out=pg&frm=ex&srt=dpd&cat=p
Владимир(vdv)17 октября 2012, 12:58
Мне статья не понравилась. У каждого свой путь к Богу. А здесь такое чувство,что автор писал статью в неспокойном духе и не делится рассуждением,а осуждает и учит как правильно жить.
Василий13 октября 2012, 23:42
Статья очень понравилась. Спасибо, отец Андрей!
Владимир (Винница)13 октября 2012, 16:13
Надежде: 2012-10-12 09:06.
Об отсутствии комфорта Вы пойдите и расскажите своему епископу или даже патриарху. И почувствуйте разницу между молитвенником на столпе и православным дипломатом, воином, хирургом, президентом, учителем. Вы поймите - служить церкви можно по-разному, поэтому в одном месте хорошо и рубище а где-то оно и неуместно (вспомните евангельский пир).

И насчёт того, что белорусы, украинцы и русские - это один народ. Многие русские отчего-то в это безоговорочно верят, но не украинцы. Моей бабушке (русской) выросшей в России было очевидно, что русские и украинцы - это разные народы. И это ни её ни украинцев окружавших её нисколько не смущало. Сейчас же с этой мыслью многие носятся "як дурний с писаною торбою".
Елена М13 октября 2012, 15:22
2012-10-12
09:33Надежда:
"В Грузии на стометровом каменном столпе с 15 века жили старцы. Сейчас живет старец Максим, уже 15 лет, в полном уединении. Молится!!! Интересно,его тоже можно обвинить в стремлении к "высокой духовности"?" Ну зачем же бросаться в крайности, никто этого старца ни в чем обвинять не собирается, тем более, что обвинять других - грех.Каждый сам себе выбирает как ему жить, где , что делать, а чего не делать. Сам Господь Бог дал человеку такую возможность, свободу выбора, хотя и подарил Заповеди в качестве указателя пути.Я тоже Вас, Надежда, прекрасно понимаю и огорчаюсь, что в храмах народу немного, разве что по большим праздникам храмы заполнены. Но что поделаешь, не палкой же загонять, если сам человек потребности не ощущает, тут ничего не поделаешь, а уж примерами жития святых без всяких удобств, людей скорее отвратишь еще больше от церкви. Пусть хотя бы в миру люди научатся быть друг к другу добрыми и отзывчивыми, а там и следующий шаг сам собою произойдет, пусть сначала порядок (ремонт) в их доме наступит, а , там, глядишь, и в душе что-то изменится.
Надежда12 октября 2012, 09:33
В Грузии на стометровом каменном столпе с 15 века жили старцы. Сейчас живет старец Максим, уже 15 лет, в полном уединении. Молится!!! Интересно,его тоже можно обвинить в стремлении к "высокой духовности"?
надежда12 октября 2012, 09:06
Елене М. и Владимиру(Винница)
Да я согласна с автором и с вами. Однако,посмотрите вокруг.
Я всегда,выходя из церкви, вижу огромное количество людей идущих мимо храма. Сейчас все заняты своим благоустройством. Просто безумие какое-то! Все соседи вокруг,даже старики, заняты бесконечными ремонтами.Со всех сторон звуки дрели, стук,визг... ПОСТОЯННО! Как будто вот здесь, в этом, весь смысл жизни.Люди бегут, несут, покупают,продают-все для своего удовольствия и комфорта. А в церковь то ни кто не идет! Вот о чем я говорю. В церкви стоит маленькая кучка людей- постоянных прихожан.Я недавно увидела фото,гора-столп и на этом столпе 15 лет живет старец.Там ни чего нет у него, маленькая келья и все.Нет у него ни душа, ни пластиковых окон, ни телевизора...
Он живет молитвой! А вы там начали про грязь и "мочу"...
наполовину украинка12 октября 2012, 08:37
Елене .Украина
Спасибо вам,Елена!Конечно мы должны быть вместе- Россия, Украина и Белоруссия.Жаль ,что на Украине мало кто понимает
это...Мы ведь перемешаны все в нескольких поколениях, как разделить нас? А насчет хамства и отсутствия уважения к другому человеку -этого и на Украине хватает.Даже ехать не надо туда, достаточно посмотреть по телевизору драки в парламенте.
Елена.Украина10 октября 2012, 16:57
Владимиру(Винница) и Надежде. ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ! Какая разница украинец ты или русский? На спасение души это никак не влияет. Мы все едины перед Чашей Христовой,должны любить и уважать друг друга.У нас одна вера,одно крещение,один Христос. "СВЯТАЯ РУСЬ! ТЫ ТРИЕДИНА - РОССИЯ,БЕЛАРУСЬ И УКРАИНА! ТЕБЯ ГОСПОДЬ НАМ ДАЛ В УДЕЛ СВЯЩЕННЫЙ. СЛОВНО ЗАЛОГ ЛЮБВИ БЛАГОСЛОВЕННЫЙ." Архиепископ Ионафан(Елецких).
Наполовину украинка10 октября 2012, 15:42
Владимиру(Винница)
А хохлы прямо сама "интеллигентность" и "культура".Достаточно приехать НА Украину чтобы понять,что ни чего более упертого и
твердолобого нет на земле. Иначе бы давно поняли, что украинцы и русские -один и тот же народ. Я долго жила НА Украине и знаю, что ни какой разницы у украинцев с русскими НЕТ!!!
Елена М 9 октября 2012, 22:29
Надежде: из Акафиста Сергию Радонежскому: "Радуйся мертва соделавый трудами чресла своя противу нечистоты" Я, конечно, могу ошибаться и что-то понимать не совсем правильно, только вот эти строки я поняла как раз как то, что Сергий не был грязнулей и следил за чистотою своего тела не меньше, чем за чистотою духовной.Ну, а то, что он ходил в рваном подряснике, так это говорит только о том, что он не предавал значения одежде (рваная - еще не грязная) да и остальных святых почитают, Надежда, уж точно не за то, что они месяцами не мылись, иначе бы у нас всех грязнуль в святые записали.Если бы сейчас все бросились подражать святым именно в том, чтобы ходить неумытыми и грязными, то это нас, ни в коей мере, не продвинуло бы в духовном плане, увы... То, что святые отреклись от своей "душевности" меня просто поражает! Что Вы тогда вообще подразумеваете под душевностью? Разве помощь людям, исцеление и т.д., всё что делали всю свою жизнь для других не есть их душевность? Вот за именно это их и почитают и молятся им и просят их ходатайства перед Богом, а уж точно не свалявшуюся бородку....
Владимир (Винница) 9 октября 2012, 15:50
Надекжде. 2012-10-09 12:16

Однажды в Почаевской Лавре моя знакомая услышала такой разговор.
... дело было в 90-х, когда гостиница для паломников ещё не была построена и людям приходилось ночевать в нижнем храме. Паломники стелили прямо на пол то, что было - и читали молитвенное правило и ложились спать. Спали впритык друг к другу. И одна из паломниц сказала тихонько своей соседке: "Вы меня извините пожалуйста, но от Вас так сильно пахнет мочой". На что та искренне и громко возмутилась: "А что, от меня должно духами пахнуть?!"
Андрей Ткачёв говорит нам о наиоптимальнейшем - срединном (царском) пути спасения. И тут же отмечает, что русский человек часто выбирает экстремистский (неповседневнотрудовой)путь в своём духовном развитии - или колтун в волосах от пренебрежения к телесному, или пьянство и разврат до агрессивного богоотрицания.
Надежда 9 октября 2012, 12:16
Елена М, Я хорошо поняла о чем говориться в статье. А давайте вспомним Серафима Саровского, который жил в избушке, ни когда не мылся,не угождал своей плоти. А Сергий Радонежский ходил в рваном подряснике. А Серафим Роуз построил себе келью в виде сарайчика и жил там. Посмотрите на его фотографию- видно, что он ни когда не ухаживал за своей бородой, она вся свалялась. А Игнатий Брянчанинов, а Феодор Санаксарский и многие святые...Вот они полностью отреклись от своей "душевности", от своего Я, от сластей МИРА... А нас не надо призывать к душевности, мы и так самозабвенно служим своей плоти. Прекрасно, если человек сможет отрешиться от всего мирского и душевного и начнет стремиться к совершенству. Все изменилось бы в мире, если бы все православные подражали нашим СВЯТЫМ!
Владимир (Винница) 8 октября 2012, 06:05
Насчёт безбрежности русской души - это совершенно верно! У нас многие исцеляются от русофильства, просто съездив в Россию. Хамство, абсолютное отсутствие такта и уважения к другому человеку прикрываются фразой "мы люди простые", как будто быть примитивным есть некое достоинство.
Н.Н. 6 октября 2012, 15:48
ТАИСИЯ
"...как пришел ИОАНН 8 к мусульманину стрелявшему в него...!.

Таисия, СТРЕЛЯВШЕГО в НЕГО! Чувствуете разницу - эти "девчонки!" не в Патриарха целились, а прежде всего хулили Бога и кощунствовали. А прийди к ним Патриарх, не исключено, что они ему бы ujkst си...ки показали да ещё бы и обвинили в домогательствах. Мусульманин ИДЕЙНО стрелял, а у этих совершенно другие мотивы. "В огороде - бузина, а в Киеве - дядька!".
Елена М 6 октября 2012, 15:06
Надежда:"Ну разве плохо,если все православные будут стремиться выполнять Заповеди Божьи? Может тогда состояние нашего общества начнет меняться к лучшему"
Мне пришлось вторично перечитать статью, чтобы попытаться понять: где это Вы, Надежда, в статье такое узрели? о.Андрей всего лишь напоминает нам о том, что в человеке есть "дух, душа и тело" и что все эти три составляющие должны развиваться, а не одна из них. Человек, пренебрегающий одной из этих составляющих несовершенен, ущербен.Вот, если, к примеру, взять общество Израиля: одна часть занимается исключительно молитвами и изучением Танаха, при этом не считая себя обязанными служить в Армии и зарабатывать средства на содержание своей многочисленной семьи, а другая половина служит, работает и других содержит, ругая, про себя, первую половину нехорошими словами вместо молитв. Вот против такого статья и написана, как я понимаю.
Надежда 6 октября 2012, 11:04
И все же... ведь сам Иисус Христос сказал:"Будьте совершенны,как совершен Отец ваш Небесный!" В православной России всегда национальной идеей,которую сейчас усиленно ищут,была СВЯТОСТЬ. Стремление к "высокой духовности" естественно русскому православному человеку. Я очень люблю статьи Андрея Ткачева. Недавно прочла его книгу"Мы вечны даже если этого не хотим"... И вдруг вот эта статья. Думаю,что во всем должна быть мера. Ну разве плохо,если все православные будут стремиться выполнять Заповеди Божьи? Может тогда состояние нашего общества начнет меняться к лучшему?
Елена.Украина 6 октября 2012, 01:07
Согласна,о.Андрей,должна быть лестница,три ступени:тело-душа-дух. Человек должен стремиться к образованию,интересоваться окружающим миром,быть неравнодушным к душевному. Но существует большая опасность(особенно в наше время)"заразиться этим миром",принять беса за ангела света. А чтобы этого не случилось,человеку нужна добродетель рассуждения,различения духов. И тут,к сожалению,никакое образование не поможет,а поможет только Господь Бог. Матрена Московская,например,не имела никакого большого образования,но получила от Бога спасение,да еще и другим помогала спасаться. Вспомним апостолов. Они что были образованными? Простые рыбаки Духом Божьим,а не человеческим умом покорили весь мир. Не говорю,что не нужна душевная ступень,но очень опасно на ней останавливаться. Надо со смирением в сердце и с Божьей помощью подниматься выше,иначе многим грозит сегодня горе от ума. А это никак не угодно Богу. Потому,что Ему гораздо приятнее смиренный необразованный грешник,нежели гордый высокообразованный праведник.
Елена 5 октября 2012, 15:19
Замечательная статья. "Человек многолик" и "Париж" о том же.
Отец Андрей, как всегда, удивительно точен. Мы становимся "сектой православного толка". А Православие -это Любовь и жалость к Человеку страдающему за оградой Церкви, к миру погибающему от греха.
Господи, помоги нам грешным.
Геннадий 5 октября 2012, 14:58
“Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам” (Матф.6:33)
раба Божия Татиана 5 октября 2012, 13:11
Душу тоже воспитывать нужно. Правильно воспитываемая душа прирастать будет Духом Святым. Мiр наш плодит много доброго для души, почему же мы хотим этим пренебречь? В том числе, и любить ближнего учит. Ближнего, которого видишь. Нельзя считать, что в мiре сейчас только зло и диавол. Не будем брать на себя слишко много, думая, что мы одни такие праведные.
Именно от "радения не по разуму" предостерегает отец Андрей, согласна я с Алексеем.
Ибо кончается такое радение полем, зарастающим сорняками, как у того, кто из-за гордыни своей взялся обрабатывать надел не по силам.
Евгения 4 октября 2012, 19:41
Спасибо! Храни Вас Бог, отец Андрей!
Таисия 4 октября 2012, 19:34
ДУШЕВНОЕ,ДУХОВНОЕ...А я вот все думаюКАК бы пошла история с Пуси Рийот,если бы к ним в камеру пришел ПАТРИАРХ.....ВОТ ТАК ЗАПРОСТО ПРИШЕЛ И ПОГОВОРИЛ С ДЕВЧОНКАМИ...как пришел ИОАНН 8 к мусульманину стрелявшему в него....(мусульманен стал православным)Наверное это была бы совсем другая история...Грусно...
Николай Владимирович 4 октября 2012, 16:25
 
В нашем обществе присутствует наплевательское отношение друг к другу. Количество абортов уносит ежегодно колоссальное количество жизней. Или игрища с МММ и ГКО в 90-х. Когда всем было понятно,что разбогатеть можно лишь ограбив "ближнего"... В 2010 честно работал с другими,нам все говорили подождите - деньги будут.В конце концов ни денег,ни учредителей. А один из них,оказывается, был депутатом гор.думы. Молился в церкви,как-то подошел и говорю:можно что-нибудь почитать,а на меня как на идиота - все "нормальные пацаны"  в Алтарь рвутся,а ты дай че-нидь почитать - слабак... А в Алтарь очередь из "достойных" большая,так что отдыхай. Зато "реальные пацаны" могут женщин из Pussy Riot покарать за осквернение святыни. Правда Бог - то в нерукотворенных храмах живет...
Екатерина 4 октября 2012, 12:14
Спаси Господи раба Божиего Сергия!
анна 4 октября 2012, 12:02
большое спасибо за новую мысль, отец Андрей!!! я сама никак не могла разрешить противоречие, которое Вы так ловко подняли в своей статье. я кое-что важное для себя уяснила!
Ксения 3 октября 2012, 22:27
"Но совершенство в любви это не только нравственное и эмоциональное благо человека. Любовь в не меньшей степени является и совершенным "инструментом" познания Истины и тварного мира. Не случайно те, которых Церковь в силу их особой духовной чистоты именует преподобными, называли духовную жизнь истинной философией, искусством из искусств, наукой из наук. Они потому её так именовали, что правильная аскеза, восстанавливая единство души с Богом, открывает человеку и ведение Истины, и созерцание Её нетленной Красоты, и познание существа всех творений. Опыт Церкви со всей очевидностью свидетельствует, что духовное совершенство человека, к которому призывает Евангелие – не фантазия разгоряченных мечтателей, но реальность, факт, бесконечное, практически, число раз проверенный в истории жизни мира, и доныне предлагаемый ищущему человеку в качестве единственно разумной цели бытия." Осипов А.И.
р.б.Сергий 3 октября 2012, 19:46
Словами «Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное» (1 Кор. 15: 46) апостол Павел разъясняет нам, что воскресение человека будет осуществлено в теле духовном, обладающем такими же свойствами как и тело Адама до грехопадения. Ибо прежде апостол Павел сказал: "Так и написано: первый человек Адам стал душею живущего; а последний Адам есть дух животворящий" (1 Кор. 15: 45) и «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;» (1 Кор. 15: 42).
Ныне "...наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу..." - искажающий истину согрешает... Всякий грех удаляет от Бога, повреждает человеческую душу, которая есть БЕЗЦЕННЫЙ ДАР БОЖИЙ.
Зигмунд Фрейд и Михаил Булгаков, «которые любили науку, искусство» были талантливыми, образованными и вполне «душевными» людьми, а стали…- апостолами Сатаны, их душевный труд «неизбежно «выстрелил» в самых разных гуманитарных областях»!!!
Сама постановка "вопроса иерархичности духовности, душевности и телесности в человеке" является провокационной! Да,"человек троечастен", потому что сотворен по образу и подобию Божьему. Троица – единосущна и нераздельна! Не может тело человека быть важнее его разума или дыхания!

"Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! (1 Кор. 15: 57)
Антон 3 октября 2012, 08:49
Замечательная статья! Отец Андрей, спаси Бог!
Н.Н. 2 октября 2012, 23:46
..."Это душевные навыки, вкладываемые воспитанием. Нам этого очень не хватает. Нам не хватает культуры мышления, культуры работы с текстами и обсуждения прочитанного. Нам не хватает всего того душевного труда, который если будет, то неизбежно «выстрелит» в самых разных гуманитарных областях и плодотворно отразится на жизни."...

Нам этого очень не хватает на определённом этапе, но когда он пройден - нужно своё сердце держать чистым перед Богом.
И тогда оно, чистое сердце, подскажет нам, что читать, какую музыку слушать, смотреть ли ту или иную пьессу и т.д., что ответить или посоветовать человеку, в какой момент "дёрнуть за штаны"...
Есть замечательная книга Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) - ДУХ, ДУША и ТЕЛО. Очень рекомендую.
Катерина 2 октября 2012, 23:22
Спасибо, батюшка!!! Очень хорошая статья, как глоток свежой воды в пустыни псевдо-святости, лицемерия и лжесмирения. Как видно по комментариям, этого у нас, увы, хватает.


Людмила 2 октября 2012, 21:53
Согласна с р.Б.Сергием.Как-то мы в "рвениях" своих и духовных и душевных,а особенно,когда речь идет об "образованности" забываем о Христе.Не Господь ли податель талантов и духовных и душевных и красоты телесной.Нет людей(слава Богу!) одинаковых,есть "физики",есть "лирики",есть трудяги,а есть люди умственного труда.Да и физические и душевные и духовные задатки и потенциал у людей очень различен.И посему для человека верующего очень важно "найти" себя прежде всего в Господе,очистить себя в первую очередь от "яшки",от самомнения,от всего лишнего,ненужного,что только усложняет нашу жизнь,как бы "прополоть" свой душевный "огород",стремится узнать,кто ты есть на самом деле.А затем стараться понять,зачем ты пришел в этот мир,чтобы использовать максимально все свои Богом данные(а не приписываемые себе)таланты в жизни.Понять волю Божию о себе,иначе можно прожить всю жизнь ходячей энциклопедией без всякой пользы.
Елена 2 октября 2012, 21:38
А у меня в последнее время возникает вопрос к себе - имею ли я право путешествовать, когда храм наш все никак не построится? Нужна ли мне Европа с её ценностями историческими и художественными, когда дух её так обмирщен? Как-то неинтересны мне стали театры, книги, телевидение наше - людской опыт мира сего не вдохновляет... Что это, "высокая духовность" по о.Андрею, болезнь души или ещё что-то? А, может, просто усталость от безрадостной нашей жизни?

Елена.
Сергий Андреевич 2 октября 2012, 16:12
Душа обязана трудиться и день и ночь над тем, как духовное устроение Христа реализовать в своей жизни. Остальное приложится. А то слишком много образованных не по Образу стало, особенно в Церкви.
Алексей 2 октября 2012, 14:59
Спасибо за статью, очень много мыслей вызывает она в продолжение, в развитие.
Недавно в "Известиях" прочитал интервью Чечилии Бартоли - великой оперной певицы, исполняющей также западноевропейскую духовную музыку. Она описывает такой случай на своём московском концерте:
"К сцене подошла старушка и протянула руку. Я думала, что это обычное рукопожатие, а она надела мне на палец кольцо с молитвой «Спаси и сохрани». Я чувствовала, что она как будто хочет защитить меня. Я была потрясена. Теперь всегда ношу это кольцо с собой".
Небольшой эпизод, но как много говорит он о соотношении культуры, душевности и духовности!

Мы очень часто забываем о том, что духовность человека бывает и со знаком «-». Когда мы говорим «гордый дух», то разумеем человека, закаменевшего в своей гордыне: «гордая душа» ещё может смягчиться, гордый дух – едва ли. Весь опыт Православия говорит о том, что вдруг и враз сделаться человеком духовным невозможно.
Светские книги, музыка, философия – важные, но не достаточные условия культурного и душевного роста. Решающее условие – отношение к другому человеку, восприятие его, как писал А.А. Ухтомский, как собеседника, как лицо бесконечно дорогое. И этого, к сожалению, мало в нашей жизни.
Алексей 2 октября 2012, 13:40
Валерию из С.-Пб. Есть такое понятие, как "радение не по разуму", когда человек берет на себя то, что вынести не может. Духовная жизнь - это как труд пахаря: поле огромное, а сил человеческих - в обрез. Сегодня можно вспахать все поле, а на завтрашний сев не останется сил и поле зарастет сорняками. Поэтому берегите себя не из саможаления, а чтобы сил хватило на весь путь и прежде всего - для служения ближним. Вообще же, все это очень тонкий и личный вопрос, его надо обсуждать с опытным священником.
Олег из Тулы 2 октября 2012, 12:42
Поддерживаю Вас, Инна К.
Елена 2 октября 2012, 11:35
ну что тут скажешь- как всегда в точку.. особенно про меня- с характером- если делать -то только на "5"-ки...ээээххх
Инна К. 2 октября 2012, 00:55
Не согласна... Как раз из-за ссылок на старца Варсонофия Оптинского. Почитайте воспоминания иеромонаха Никона (Беляева) - не совсем с восторгом о. Варсонофий о душевном говорил и, в частности, рассказывал, как ушел из оперы и размышлял, что если бы умер в тот вечер, когда слушал музыку, то как бы спасся...
И если бы святого так легко было бы встретить - как бы нам хорошо было бы жить...
Тоже р.Б. Сергий 2 октября 2012, 00:49
Комментарии р.Б Сергия(1-3) заставили задуматься более чем предлагаемая статья, с некоторыми утверждениями которой несогласен
Николай 2 октября 2012, 00:08
Очень грустная статья. На 99% о нашем духовенстве и для духовенства. Хотя оно вряд ли чиает что-либо. Оно сейчас, в своем большинстве, плохая аналогия чеховскому Ионычу, у которого хоть вначале были мечты. Нельзя судить (или не стоит из-за бесполезности), но складывается впечатление, что для большинства Вера просто стала профессией дающей возможность нормально, а иногда очень хорошо жить. Главное побольше на приходе богатых, влиятельных прихожан и хорошнн отношение начальства. А дальше все будет... И скучно, и грустно...
Михаил Меневец 2 октября 2012, 00:01
Хорошая статья. Ещё покойный отец А.Мень поднимал
подобные темы, а хают его до сих пор подобные
"любители супердуховности".
Наталья 1 октября 2012, 23:28
"Необходимо обращаться к неоспоримому авторитету Священного Писания ввиду оскудения духовного руководства".

Святитель Игнатий Брянчанинов
р.б.Сергий 1 октября 2012, 22:23
Коментарий_3
По поводу Вашего: «возникает соблазн подстрелить человека на взлете «высокой духовностью»»… - Не самомнения своего ради, и не только ради Вас, но ради тех, кто восторгается Вашей статьей, не понуждая себя к духовному зрению, к труду души, к жизни духовной, комментирую я Ваше "творчество".
Может быть «без толку вести к святости людей, которые читать перестали и писем не пишут», - но непременно надо вести к пониманию несостоятельности человека без Бога, к пониманию им того, что без Творца человек меньше чем прах, из которого он сотворен.
Ну раз «нам не хватает культуры мышления, культуры работы с текстами и обсуждения прочитанного», - то поэтому «душевные» комментарии к Вашей статье, преобладают.
«Человека заставляют думать путешествия» - а я, наивный, всегда полагал, что это собственная Воля человека, слушающая собственную Совесть (в дословном переводе с церковнославянского – «голос Бога в тебе») в глубинах собственного Сердца!
Да помилует Вас отче, Андрее, ГОСПОДЬ, ИИСУС ХРИСТОС, СЫНЕ БОЖИЙ, и молитвами святых отец наших спасет и меня грешного! Аминь.
р.б.Сергий 1 октября 2012, 22:21
Коментарий_2
Вы снова лукавите, отче, утверждая, что «в духовной жизни мы привыкли, что есть малое число очень святых людей, а все остальные очень темны и грешны. Точно так и в обычной жизни мы привыкли к существованию очень богатого меньшинства при очень бедном подавляющем большинстве». - Разве можно духовую жизнь человека противопоставлять его душевным устремлениям и оценивать материальными критериями?! И политическая жизнь и социальное расслоение суть лишь формы, которые формирует Дух, возобладавший над нашим обществом!
«Церкви … много ума не надо, чтобы одним «Мерседес» освятить, а другим копеечку в руку сунуть» - Да, Русская Православная Церковь именно сейчас, как никогда, испытывает острый дефицит благодати Духа Святаго для благовестия Царствия Небесного, для призыва всех членов своих к покаянию, к осознанию собственных немощей. За внешним благолепием все чаше скрывается обмирщвленность и теплохладность. Нет душевного труда, есть лишь труд духовный! Без духовной брани, без постоянного духовного, и только духовного труда душа постепенно теряет весь свой иммунитет и становится неспособной к исцелению от страстности, тленности и смертности!
р.б.Сергий 1 октября 2012, 22:19
Комментарий_1
Искренне жаль отче, Андрее, что Вам «святого человека встретить легче, чем просто порядочного». Простите меня многогрешного, но все же дерзну прокомментировать Вашу статью:
Ваш тезис: «насколько одна часть народа живет жизнью подчеркнуто телесной, чуждой дерзаний веры, настолько другая, воцерковляющаяся часть, стремится жить подчеркнуто только духовной жизнью, одной лишь духовной жизнью и ничем, кроме духовной жизни», - можно понять, как призыв жить жизнью только душевной без стяжания духовных высот!
Следующий Ваш тезис: «знаменитая безбрежность русской души (которую лично я считаю просто недисциплинированностью)…» - сродни клевете. Разве русская душа уже лишена благородства, терпимости, милосердия и других свойств, которые делают ее великой?! Воспитывают не выпячиванием недостатков, а возделыванием добродетелей и достоинств!
Платалий Иконов 1 октября 2012, 21:49

Конечно, Господь - Центр жизни и Жизнь. Слава и честь спасенных народов (Откр.21.24-27) есть,вероятно,богоугодная реализация ими своих уникальных смыслов в культурном многообразии человечества. 
Межличностный,межсемейный,межнациональный диалог - общение жизни в Духе Святом есть очевидное свидетельство вселенскости Церкви. В конечном итоге - своих мы видим в Духе Христовом, а не в унифицированном обряде. Беда в том,что личностного уровня бытия достигают очень немногие. Поэтому свидетельство кафоличности ложится на конкретных людей,а не на внешние рамки. Будь то папизм или даже Вселенский Собор - их собирали не ради этого свидетельства,а ради решения насущныхъ проблем Церкви. Уверен,что подвиг сохранения апостольских веры и любви,как единственной возможности на вечное спасение нас и всего мира,есть национальный смысл-миссия существования России. А не "подвиг" экономического стяжательства и связанных с ним инноваций,избранный Европой. Наши инновации должны относиться к области межличностных отношений,культуры и налаживания диалога цивилизаций. Для этого Церковь и гос-во должны всячески способствовать рождению свободных личностей. Свободных от греха и смерти,чрез живую веру во Христа. А для этого необходимо опытно жить-переживать Воскресение!
Платалий Иконов 1 октября 2012, 21:46

Конечно, Господь - Центр жизни и Жизнь. Слава и честь спасенных народов (Откр.21.24-27) есть,вероятно,богоугодная реализация ими своих уникальных смыслов в культурном многообразии человечества.
Межличностный,межсемейный,межнациональный диалог - общение жизни в Духе Святом есть очевидное свидетельство вселенскости Церкви. В конечном итоге - своих мы видим в Духе Христовом, а не в унифицированном обряде. Беда в том,что личностного уровня бытия достигают очень немногие. Поэтому свидетельство кафоличности ложится на конкретных людей,а не на внешние рамки. Будь то папизм или даже Вселенский Собор - их собирали не ради этого свидетельства,а ради решения насущныхъ проблем Церкви. Уверен,что подвиг сохранения апостольских веры и любви,как единственной возможности на вечное спасение нас и всего мира,есть национальный смысл-миссия существования России. А не "подвиг" экономического стяжательства и связанных с ним инноваций,избранный Европой. Наши инновации должны относиться к области межличностных отношений,культуры и налаживания диалога цивилизаций. Для этого Церковь и гос-во должны всячески способствовать рождению свободных личностей. Свободных от греха и смерти,чрез живую веру во Христа. А для этого необходимо опытно жить-переживать Воскресение!


Дмитрий 1 октября 2012, 21:18
Отец Андрей, за все Ваши статьи низкий Вам поклон. Очень хотелось бы, что бы вышла Ваша книга, сборник, поскольку темы Ваши всегда полезны, интересны и заставляют не только задумываться, но и что то делать.
Евгений из Санкт-Петербурга 1 октября 2012, 19:22
Валерий из Санкт-Петербурга, ты наверное, все делаешь не так. Если у человека проблемы со здоровьем, то сильная нагрузка-это практически преступление против своего здоровья, грех против своей плоти. Об этом, часто встречающемся явлении у верующих людей много написано у святых отцов. Да и болезни, телесные немощи нам посылаются для нашего смирения, терпения, а это главное, а не выстаивание служб и соблюдение постов будучи больным.
Леван 1 октября 2012, 18:24
Спасибо, очень интересная и актуальная статья.
Артур 1 октября 2012, 17:40
СпасиБо большое!
р.б. Иулия 1 октября 2012, 17:39
Как-то давно читала письмо одного батюшки о том, что он сожалел о том, что сжег много научных книг и учебников, которые мог использовать потом (как оказалось) в воспитании детей. И вывод о том, что не надо "безпощадно рвать со своим прошлым", потому что часть знаний из нашей нынешней жизни могут пригодиться нам в будущем.

Однако, может легко возникнуть опасность и того, что в какой-то момент можно увлечься душевным, забыв о духовном, подменяя последнее первым. Держаться золотой середины сложно. Зачастую сваливаемся на более легкий путь, который известно куда ведет...


Валерию (Санкт-Петербург).
Держитесь! Со временем эти искушения пройдут, но на их смену придут другие. Никуда от них не деться. Такова наша жизнь христианская. Терпение и еще раз терпение, и упование на Бога. Остальное - приложится.
Олег 1 октября 2012, 15:45
Спаси вас, Господи, о.Андрей!
Очень своевременная и современная статья.
Вопрос той самой "золотой" середины всегда актуален, как для
детей, так и отцов. Отсюда и проблемы с воспитанием детей и себя
в спасительном благочестии.
Земной поклон вам, за очередную вдохновенную статью.
Максим 1 октября 2012, 15:25
У о.Андрея и проповеди такие же, как статьи, просто беспроигрышный морской бой: ранил, ранил, убил. Послушал - "и плакалася горько"
Наталия 1 октября 2012, 14:20
Валерию из С.Пб. - дорогой Валерий! Возможно, не стоит везде видеть бесовские козни. Болезни конечно вещь неприятная, но и они нам для выздоровления духа. Вот тут нужен порядок, как в статье: следить за собой, таблеточки пить вовремя... К Причастию можно собираться почаще, так, глядишь, как-нибудь и получится без "выкрутасов". Мой знакомый недавно консультировался, как быть с таблетками от давления, которые нужно по времени выпить перед Причастием? Если Вам это необходимо, священник может дать послабление. Или, например, можно дозу разделить так, чтобы продержаться с вечера до Причастия, и выпить лекарство сразу после него. Это же не шутки. Ведь никому не будет приятно, если на службе с Вами произойдет несчастье :-( Это не может быть угодно Богу.
Марина Р. 1 октября 2012, 14:09
Спасибо,батюшка, за статью!Приятно иметь дело с православными,хорошо образованными людьми.От этого человек только выигрывает. Помню, как нахмурилась и отчитала меня одна прихожанка, совсем не древняя,когда я пыталась передать ей содержание книги Льюиса Кэрола "Письма баламута."Лучше бы молитвы читала".Молитвы я,конечно же, читаю.А ведь она из того поколения,что училось в советской школе,где прививали вкус к хорошей литературе,где учили мыслить,а не натаскивать на тесты.Таких к сожалению немало.Грустно.
Станислав 1 октября 2012, 13:48
Да интересная статья. А почему все таки не духовное на первом месте а душевное. А не получится ли что духовный возратится в душевное. Тока не надо брать такие примеры что кто то там пол не подметает, посуду не моет. Вот человек духоный начнет читать книги классику современную прозу, отодвинет Евангелие, Псалтырь. Не повредит ли ему? Где та золотая середина как ыбо у старцев Оптинских по подробнее пожалуйста.
Валентин 1 октября 2012, 13:07
Мы потому все так спешим прочесть статьи батюшки Андрея, что он понимает большинство из нас, наш современный мир и стройно излагает, в том числе, и наши мысли. А большинству из нас желательно "не брать на себя лишнего" и сохранять эту иерархичность духовности и тела, особенно в отношении к молодежи, дабы не "маргинализировать" в их глазах нашу Веру, Православие и Церковь.
Надежда Незнанова 1 октября 2012, 13:01
Уважаемый отец Андрей!Вы в этой статье затронули тему , лично для меня очень нужную.Я согласна с каждым вашим выводом и словом. Сама думаю точно тк же, но вот сформулировать свои мысли так четко и понятно мне не удавалось. Я работала раньше воспитателем в детском саду и знаю точно, что подавляющее большинство наших воспитанников стали людьми, если и не благочестивыми, то хотя бы просто порядочными. И знаю, что любое правильное слово и поведение формирует душу и переделать ее потом бывает почти невозможно.Поэтому сегодняшний мир, в котором человек живет наедине с компьютером и безнадежно одинок с детства потому что так сейчас складывается жизнь в большинстве семей(или в их отсутствии)так нуждается не в высокой духовности, а в простой человечности.В том элементарно. чтобы до тебя вообще было кому то дело. Я когда смотрела передачу о том ,как вы помогли возродить крестьян, то готова была земной поклон отвесить именно за эту небезразличность и непренебрежение обычной жизнью и нуждами людей.Много еще хочется сказать, но пока я не готова к этому. Просто огромное спасибо!
раба Божия Татиана 1 октября 2012, 12:25
Благодарю, отец Андрей! Больше нет слов. Благодарю. Вы помогли мне перестать корить себя за любовь к литературе, перестать считать потерянным время на "Жертвоприношение" Тарковского. Помогли понять, что НЕЛЬЗЯ за это корить себя, ТОЛЬКО БЛАГОДАРИТЬ ГОСПОДА за все благодеяния и за все дары.
Валерий Санкт-Петербург 1 октября 2012, 12:12
Спаси Господи! Удивительная синхронность! Появился у меня трудный, но важный вопрос - тут же читаю ответ в Вашей, батюшка, новой статье. Но еще один вопрос, может глупый(я - новоначальный): как примирить тело, душу и дух в борьбе против грехов телесных? Ведь иногда тело в угоду бесам буквально "достает" своими выкрутасами. Надо пойти на утреннюю службу в храм к 7-ми часам, а оно тебе сердечный недуг или какую другую хворь и мысли внушает: "согреши - поправишься!" А согрешишь - какое же сегодня причастие? Или начинаешь назло телу - после слабины греховной телесной - читать акафист или молитвы святым, а тело тебе новый фокус - временное ухудшение зрения: "не переутомляй себя! побереги себя!". И получается, что тело превращается во врага. Или вот еще: по благословению батюшки начал перепечатывать себе в компьютер Библию - так лучше получается понимание и запоминание, а заодно и дисциплина для души. Так нет же! Тело начало игать в головокружения и скачки давления. Все равно печатаю! Вопреки бесовским внушениям тела. Что я делаю неправильно? Подскажите, братья и сестры!
Андрей 1 октября 2012, 12:04
Замечательная статья!!
р.Б. Евгений 1 октября 2012, 11:54
Все так, все так. Надо нам,конечно, учиться самим себя сдергивать за ноги, когда слишком быстро на небо лезем, позабыв о грехах, что в заплечном мешке.

Еще одна мысль не дает мне покоя.
Миссионер открывает перед человеком дорогу к Богу, несет ему Слово Божье. Но дальше новоначальный должен быть сопровождаем пастырем. И этот пастырь должен не меньше миссионера "гореть верой", вести к Господу, постоянно наставляя, помогая, вразумляя и советуя. Миссионеров мало, катастрофически мало! Но многи ли описанный выше пастырей? Нет! И это наша общая беда.

Господи, помоги нам грешным!

А пока надо активнее издавать проповеди и статьи наших современных миссионеров.
Светлана 1 октября 2012, 10:24
Очень хорошая статья. Спасибо.
Наталья 1 октября 2012, 10:06
Батющка,спасибо за статью!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×