Православный календарьПравославный календарь
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.

Двоеверие

Не такая уж редкая вещь двоеверие. Что такое двоеверие? Это когда в одной голове как-то уживаются две несовместимые веры: вера в Единого Бога и языческие поверья. По нашим временам у массы людей в сознании много чего наперемешалось несообразного. И ничего, живут люди, не жалуются на путаницу в собственных мыслях.

С завидным постоянством приходится мне слышать от знакомых про двоеверие: «Общаешься-общаешься с православным вроде бы человеком – и вдруг нечаянно оказывается, что он признает переселение душ. Представляете? Я-то понимаю, что с Православием подобная вера в переселяющиеся души никак не вяжется. И всё же ума не приложу, как убедить его, бедолагу, держаться веры Божией и забыть популярные языческие доктрины!»

Особенно пышным цветом двоеверие расцветает в эпоху больших перемен в жизни народа. Эпоха смятения в умах, понятно. Мы читаем о двоеверии в древнем Израиле, в средневековой Руси… В истории Ветхого Завета тоже было много двоеверия, с ним настойчиво сражались пророки Божии: Моисей, Илия, Софония…

Особенно пышным цветом двоеверие расцветает в эпоху больших перемен в жизни народа

Святой пророк Софония жил при царе Иосии. С этого исторического факта и начинается его книга. Царь Иосия прославился борьбой за чистоту веры в Единого Бога, искоренял языческие культы. Казалось бы, какое замечательное совпадение: Софонии легче было действовать при государственной поддержке. Не было легче. Не было никакой поддержки от царя. Историки пишут, что пророк проповедовал до всей этой борьбы с язычеством. Пророк делал свое славное дело, когда Иосия был еще малолетним и страной правили регенты вместо него. У регентов не было этой Иосиевой ревности по Боге.

В стране царили временщики, царило двоеверие. Поклонение Господу, правда, сохранялось, Храм в Иерусалиме действовал, но большую силу набрали языческие влияния из Ассирии. Что за влияния были? Язычество проявлялось в служении воинству небесному, то есть звездам. Звездный культ на протяжении тысячелетий демонстрирует удивительную живучесть. И поныне служение воинству небесному совершают астрологи, только теперь они облекают свое религиозное служение в ризы науки. Помимо поклонения звездным духам в Израиле тех времен было и нечто совсем ужасное – есть свидетельства о человеческих жертвоприношениях. То есть языческие влияния на народ Божий зашли совсем далеко – слишком далеко.

Вот в какую пору возвысил свой боговдохновенный голос пророк Софония. В великом городе, в котором проповедовал Софония, бросалось в глаза двоеверие и нечестие. Прочтем, как описывает эту печальную картину пророк: «Горе городу нечистому… Не слушает голоса, не принимает наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается. Князья его посреди него – рыкающие львы, судьи его – вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости. Пророки его – люди легкомысленные (πνευματοφόροι), вероломные; священники его оскверняют святыню, попирают закон. Господь праведен посреди него… каждое утро являет суд Свой неизменно; но беззаконник не знает стыда» (Соф. 3: 1–5).

Народу пророк Софония возвестил неприятную правду: грядут бедствия. Земля оскудеет, люди встанут лицом к лицу с великим наказанием Господним – наступает день гнева Божия (см.: Соф. 1: 2–7). За нечестие идет наказание от Бога. Каждый в этот день сам решит свою судьбу. Найдутся и те, которые во время наказания будут по-прежнему рассчитывать на то, что всё еще обойдется, они переживут тяжелые времена и снова наладят для себя красивую жизнь. К тем, кто «величается серебром», пророк обращает призыв образумиться: «Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа» (Соф. 1: 18). Одним словом, на свои ресурсы надежды нет. Значит ли это, что надежды нет совсем? Господь дает людям надежду.

Пророк Софония возвестил неприятную правду: грядут бедствия. За нечестие идет наказание от Бога

Даже к людям, закосневшим во зле, Господь идет навстречу: «Убойтеся Мене и примите наказание, и не имате потребитися» («Φοβεῖσθέ με καὶ δέξασθε παιδείαν, καὶ οὐ μὴ ἐξολοθρευθῆτε». – Соф. 3: 7). Если народ смирится и примет заслуженное наказание, не будет роптать на скорби, если очистит землю от идолов, то страх Божий вселится в сердца людей, дабы сохранять их от нечестия, и дочь Иерусалима преисполнится радостью (см.: Соф. 3: 14).

Наказание постигнет не только народ Божий, но и соседние народы, которые его притесняли и уводили с пути Божия. А после наказания те люди, которые смирятся под руку Божию, вкусят благословение и радость. И радость эта распространится от Иерусалима до конца земли, в ней будут участвовать люди со всего света. Вот радость: Господь искупил людей Своих от их могущественных врагов, Господь выручает людей, не хочет их погибели. И даже скорбное время наказания оказывается частью спасительных действий Господа.

Двоеверие можно преодолеть. Можно вытеснить его на далекую-далекую периферию народной жизни, сделать двоеверие – явлением редким. Да так в древней истории и получалось. Царь Иосия много для этого сделал. Вся его масштабная борьба против двоеверия была в чем-то подготовлена, и, как выясняется, подготовкой занимался пророк Софония.

Диакон Павел Сержантов

16 декабря 2013 г.

Рейтинг: 9.6 Голосов: 612 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Любовь16 декабря 2022, 12:15
Спаси Господи за Ваши труды. Очень познавательно. Господи помилуй нас грешных. Что раньше гороскопы читали
Фаина14 декабря 2016, 20:14
Пророк Софония! Помоги нашей семье жить дружно и Богоугодно! Аминь!
р.Б.Пелагея17 декабря 2014, 06:47
Благодарю автора за статью. Двоеверие - интересный термин. Первый раз тут с ним столкнулась.
Сам Господь призывал: "Исследуйте Писания". Полагаю, что заблуждения возникают, когда исследуют более не Писания, а нецерковные, неправославные источники.
р.Б.Илариону: Когда-то тоже очень хотелось заглянуть в тайны бытия, но прочитала:"Высших себе не ищи и крепльших не испытуй: яже ти поведена суть - в сих пребывай". Этим теперь успокаиваюсь, если на свой вопрос не нахожу ответа. А если нахожу - слава Богу!
Прошу меня простить, если кого мой комментарий задел.
Алевтина 8 мая 2014, 17:12
Термин "двоеверие",на мой взгляд,сугубо материалистический и подразумевает эклектику верований как на уровне одного человека так и в коллективном сознании. Из вышеприведенного текста это прямо вытекает. Но как нельзя быть "немного беременной", так и нельзя быть "немного христианином"! Суеверия несовместимы с православием, враг рода человеческого подсовывает суррогат вместо истинного хлеба духовного, уводя духовно слабых и незрелых людей сначала в сторону, а затем и совсем в противоположном направлении. Неоднократно встречала людей,которые считали себя православными,но при этом занимались йогой или ездили на "семинары" к всяким "проповедникам". А потом искренне недоумевали, почему у них все наперекосяк в жизни? Можно ли таких людей отнести к двоеверцам? Считаю, что нет! Просто они еще не стали православными или уже перестали быть таковыми. Очень хотелось бы узнать мнение священнослужителей по этому вопросу.
Геннадий19 января 2014, 10:20
А фен-шуй,новый год по китайскому гороскопу?Возьмите Святое Евангелие-руководство по жизни.Храни Вас БОГ!!!
Мощенко Игорь22 декабря 2013, 23:12
Доходит до реального маразма - женщина, называющая себя верующей, отказывается познакомиться с мужчиной если он не козерог (лев, заяц, волк, кто там еще...). Первый вопрос - кто ты по гороскопу. Аргумент добровольно заковавших себя в наручники предопределения и посадивших себя в клетку судьбы железный - "А что? Все точно сходится". И нет желания не то чтобы знакомиться, но и элементарно объяснить человеку, ЧТО в мире, где он живет, сходится до микронной степени точнее, КТО стоит за этой точностью и КОМУ он обязан своим дыханием, а также взвесить степени могущества ТОГО КОМУ человек обязан всем и могущества воображаемого рисунка созвездий. И напоследок спросить, какую следующую табличку ты на себя повесишь взамен сейчас висящей "водолей" и где будет твой водолей, когда Альфа и Омега, Первый и Последний, Начало и Конец Живущий Во Веки Веков закрутит против резьбы пространство и время так, что тебя размажет в двухмерной плоскости до толщины атома...просто отворачиваюсь в таких случаях молча. Знаю что услышу в ответ - "Это все бред, Бога нет". Его и действительно у них нет. Сохрани, Господи, от подобных заблуждений и соблюди меня в правде Своей.
Максим18 декабря 2013, 03:50
Эта зараза была всегда, не только в интересные времена. Почитайте Гоголя, Лескова, Пушкина... И не на переферии, а зачастую даже у священнослужителей ( вспомним " на краю света" Лескова о том, как в священника " воз въехал". А в среде неграмотного и даже грамотного народа - сплошь и рядом. А раскол - что это как не оно самое, причем с обоих сторон. Когда забыли что нужно делать , и начали войну за то как. Это ли не идол. А вспомните судьбу Максима Исповедника в столь православной Руси 17 в. Поклонялись то чаще обрядам , а не Богу, и при этом еще земле-матушке, домовым и прочей твари. А уж в сглаз-то верили... Имена от сглаза давали - и детям (Балда), и населенным пунктам (чего стоит один указ Екатерины II о переименовании деревень с срамными названиями).Так что проблема с корнями - запросто не выдерешь, один Бог все может.
=Юлия=16 декабря 2013, 18:46
Двоеверие, суеверия... С одной стороны в храм ходим, Господу молимся, а с другой - гороскопы читаем, да через левое плечо плюем. Прости нас, Господи, грешных...
Сергий16 декабря 2013, 18:23
К такому апостасийному двоеверию можно отнести модные нынче тренды богохульного теоэволюционизма, оригенистский соборно анафематствованный апокатастасис, неумеренный патриотизм, скатывающийся в проклятую этнофилию, гносеомахия, вары в приметы, "крещенские" гадания - моцион сатаны, модернисткие взгляды на Таинство из Таинств - святую Евхаристию, толстовский ультрапацифизм, "свечковерие" и много чего ещё.

Как писал свт. Димитрий Ростовский:

"Впадает ли кто в болезнь или в тяжкий какой-либо недуг, – это есть молот, ударяющий в сердце и говорящий: «Покайся, кто знает, встанешь ли ты с одра болезни?» Однако и здесь нисколько не сокрушается сердце или же совсем мало сокрушается, ибо еще надеется встать с одра болезни и снова насладиться мирскими сладостями, и таким образом не чувствует, как наковальня.
...Прогневанный Бог казнит Египет ранами. Один царь-фараон согрешил, а все царство египетское терпит бедствия, принимает раны. Вот как тяжки грехи начальников, ибо навлекают мстительную руку Божию не только на себя, но и на своих подчиненных."
р.б.Иларион16 декабря 2013, 11:30
Двоеверение оно ведь как, оно от незнания или не понимания возникает. Вот я, признаюсь, про переселение души тоже не до конца понимаю. Вроде как душа бессмертная и при погибели тела сама не погибает, вечная она. И если после окончания нашего земного пути понятно - в ад или в рай душа наша идёт (переселяется в духовное тело?), то где и как жила вечная душа до рождения в этом теле и почему заслужила именно такое тело, такое рождение, я понять не могу...объясните кто, или поделитесь с ссылкой на очень понятное объяснение, пожалуйста!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×