Святитель Иннокентий Пензенский: «Надобно повиноваться необходимости»

Святитель Иннокентий Пензенский Святитель Иннокентий Пензенский
«Ученый по призванию, он был человеком кротким, склонным к молитвенной и аскетической жизни», – так о незаурядном богослове, самоотверженном ревнителе истины и достойнейшем пастыре святителе Иннокентии (Смирнове) скажут благодарные потомки. И это характеристика, которая подходит к житию святого как нельзя лучше. Обладая незаурядными способностями, благодаря которым он уже в 29 лет стал профессором Санкт-Петербургской духовной академии, будущий святитель в семинарии за кротость и безукоризненное поведение был прозван Смирновым. Он достаточно быстро продвигался по административной линии, однако не терял юношеских добродетелей благочестия, покорности и безупречной чистоты жизни. Все отмечали исключительный дар проницательности, которым обладал молодой архимандрит, его способность читать внутренние чувства человека.

Казалось бы, ответом на такие замечательные внутренние качества святого должно было быть уважительное, даже благоговейное отношение со стороны окружения. Однако была у святителя Иннокентия одна черта, которую не могли простить даже такой светлой душе. Он не умел быть удобным обществу. «Слез не достанет у всякого любомудрого и доброго человека, – восклицал архимандрит Иннокентий, характеризуя новомодные мистические учения, – оплакивать раны, кои сия нечестивая и совершенно бесова философия может сделать в умах и сердцах, есть ли токмо будет чтома и преподаваема в школах…» Такая решительная и по-евангельски однозначная позиция святого в отношении популярного в то время в высших кругах Петербурга мистицизма не могла остаться незамеченной.

Как результат – удаление из столицы под благовидным предлогом. Архимандрит Иннокентий подвергся почетной, но очень суровой в то время ссылке. Министр духовного ведомства князь А.Н. Голицын помимо Синода выхлопотал ему в январе 1819 года у императора назначение епископом (в нарушение обычного церковного порядка) на отдаленную Оренбургскую кафедру. Правда, в конце концов, в связи с плохим состоянием здоровья ставленника, всё же удалось добиться для него перевода на Пензенскую кафедру. Так неугодный светильник был удален из столицы.

«Бог в сердцах владык царствует над нами… Какая же должна быть покорность наша?.. – Истинная покорность»

При этом спокойствие духа, покорность оставались неизменным украшением души святого. Он сам не осуждал никого и не позволял в своем присутствии отзываться плохо о своих обидчиках. «Заслуги недостойно награждены, дарования не отмечены; лишают имения, дома, детей исторгают из объятия, часто несправедливо для отечества, – это есть власть Божия; Бог посредством людей Сам карает нас. Бог в сердцах владык царствует над нами… Бог в сердцах предержащих присутствует! Какая же должна быть покорность наша?.. Истинная покорность должна быть, по словам апостола, “не только из страха наказания, но и по совести” (Рим. 13: 5), не из боязни наказания, но из собственного расположения, такая же, как сыновей к родителям», – так говорил святитель об отношении к властям, говорил искренне, с силой и опытом. Мы же сталкиваемся здесь с вопросом, всегда актуальным для каждого христианина: как относиться к происходящему с нами, к стечению обстоятельств, как реагировать на события, влияющие на нашу жизнь?

В этом и заключается призвание христианина – узнать Бога в реалиях жизни

Святитель отвечал на этот вопрос с удивительной простотой и христианской искренностью: «Надобно повиноваться необходимости, – писал он в одном письме по поводу конкретного вопроса. – Господь так устрояет, велит Вам искать среди других, менее надежных, дабы Вы более надеялись на Господа». Из этого ответа ясно: святой мог с невозмутимым спокойствием и смирением воспринимать все обстоятельства благодаря тому, что он видел за жизненной необходимостью не роковую случайность, не гнетущий закон мироздания и даже не проделки темных сил. Он во всех обстоятельствах узнавал благую руку Бога Вседержителя. Собственно, в этом и заключается призвание христианина – узнать Бога в реалиях жизни. Мы призваны этот мир для себя и своих ближних сделать действительно Божиим миром. Ответом на все требования, недовольства, возмущения людей, не знающих Творца, должны стать наше терпение, радость, благожелательность и внутренний мир. Мы должны показать, что, невзирая на все трудности и часто трагические обстоятельства, Хозяином, Распорядителем этого мира остается наш Бог и в Его власти изменить всё в любой момент. Всякое же недовольство, возмущение, страх перед внешними обстоятельствами свидетельствуют о том, что мы перестали верить во Всемогущество нашего Бога, мы отказали Ему в праве быть Творцом и Промыслителем мироздания. Это равнозначно относится как к личной жизни христианина, так и к обстоятельствам глобального масштаба. Вот почему апостол Павел увещал: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Фил. 4: 4). Мы должны вернуть этот мир Богу, должны признать Его Вершителем всех судеб на земле и непрестанно вдохновляться этим исповеданием, воспринимая все обстоятельства как допущенные Человеколюбивым Создателем.

Рака с мощами святителя Иннокентия Пензенского Рака с мощами святителя Иннокентия Пензенского
    

Христианин обязан хранить мир, не возмущаясь происходящим вокруг. Это есть обязанность свидетельства о нашем усыновлении истинному Творцу и Спасителю мира. «Дети! вы от Бога, и победили… ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4: 4), – вдохновляет христиан апостол Иоанн Богослов. Победа Христа должна и в нашу жизнь приносить мир, потому что самое важное в жизни – быть с Богом – доступно всегда и везде, поскольку «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8: 38–39).

Роман Савчук

23 октября 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Богословие деятельное Богословие деятельное
Диак. Павел Сержантов
Богословие деятельное Богословие деятельное
Диакон Павел Сержантов
Святитель Иннокентий замечает: «Всякий… должен непрестанно, в продолжение всей своей жизни, подвизаться и никогда не мечтать, будто он достиг всего того совершенства, к которому стремится».
Смерть и Промысл Божий Смерть и Промысл Божий
Свящ. Олег Булычев
Смерть и Промысл Божий Смерть и Промысл Божий
Священник Олег Булычев
Память смертная – это верный посох для прохождения поприща земной жизни. Если бы люди брали его с собой в дорогу жизни, то многих несчастий они могли бы избежать.
Несколько простых историй Несколько простых историй
Игум. Нектарий (Морозов)
Несколько простых историй Несколько простых историй
Игумен Нектарий (Морозов)
К этим историям я обращаюсь, когда в очередной раз оказываюсь перед непростым выбором. Это примеры того, как людям, самым простым, удавалось перебороть себя и «пойти по воде», доверившись всецело Богу.
Комментарии
Ольга23 октября 2022, 17:33
Благослови ,Господи, и спаси нас всех: верным путем идущих и заблудших! Помоги найти дорогу к Тебе, Спасителю нашему! Вот и лучик Света Твоего Ты дал нам- Святитель ИннокентиЙ Пензенский! Моли о нас Святителю Отче Иннокентий Пензенский Милостиваго Бога да простит нас, да помилует и спасет нас! Аминь
тамара23 октября 2018, 16:36
Святителе Иннокентие,моли Бога о нас грешных..Какое чудо,что я узнала ещё об одном святом,которых нам даровал Господь в укреплении нашей веры...
римма23 октября 2015, 10:14
Святитель Иннокентий Пензенский, помолись Господу Богу о мне грешной и недостойной и о моих родных, даруй нам здравие душевное и телесное, помоги нам в работе и учебе, веди моих детей путем праведным, помоги нам при всех обстоятельствах вести себя достойно.
Наталья22 января 2015, 13:06
Благодарю Романа Савчука и людей, работающих на этом замечательном сайте, за столь необходимые утверждения, наставления и вдохновения, изложенные в статье на примере жизни святого - святителя Иннокентия Пензенского.
Спаси нас Господи!

“Слава в вышних Богу и на земли мир,в человецех благоволение!”

Святитель Иннокентий Пензенский, смиренно прошу – моли Бога о нас грешных Владимире, Наталье, Владиславе, об укреплении и приумножении наших духовных и телесных сил; о скорейшем восстановлении мира на Украине, мира во всем мире, о скорейшем восстановлении благоденствия и благополучия всем людям; об искоренении лютости, ненависти, враждебности, сребролюбия и ненасытности; о вразумлении и прозрении творящих зло; о даровании всем нам духа разума, благочестия и миролюбия.
Да простит, помилует и благословит нас Господь! Аминь.

Андрей24 октября 2014, 04:41
Во всех обстоятельствах и трудностях будем молиться, -
Святителю Отче наш Иннокентие Пензенский, моли Бога о нас!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×