Еще Гиппократ знал, что есть болезнь, когда человека настойчиво преследует уныние, чувство вины, разочарование в жизни, и назвал ее «меланхолией». Латинское «депрессия» нынче употребляют все, кому не лень, или у кого плохое настроение. Но всегда ли уныние, подавленное состояние - это депрессия? Об этом беседуем с врачом-психиатром из Минска Андреем Бутько.
- Андрей Владимирович, опишите явные симптомы этого
расстройства.
- Классическая депрессия проявляет себя в снижении
настроения, психической (замедленность всех психических
процессов, трудно концентрировать внимание, принимать
решения, трудно даже думать) и физической заторможенности,
когда все движения и мимика замедленны. Плохой сон во
второй половине ночи, раннее, в 4-5 утра, пробуждение. При
нарастании заторможенности человек большую часть времени
лежит в постели, не имея ни сил, ни желания что-либо
делать. Настоящее, прошедшее и будущее видится «в
черном цвете». Нарастает чувство безысходности и
вины, появляется желание покончить с собой.
Снижение настроения проявляется в уменьшении радости от жизни, удовольствия от простых, повседневных событий - от общения, от того, что утром проснулся, вкусно поел, посмотрел хороший фильм, от погоды, от запахов и другого.
- А что означит обозначение «классическая»,
есть и другие?
- Депрессия многолика. Бывает атипичная депрессия, когда
настроение снижено, а человек может этого не осознавать,
он чувствует только физическое недомогание - усталость,
разнообразные боли. Осознавать свое внутреннее состояние -
это тоже способность, которая может быть хорошо или плохо
развита. Когда нет аппетита, отвращение к еде, болит
живот, суставы, мышцы, голова, сердце, нарастает общая
слабость, человек обращается к врачам с целью обследовать
разные органы. Пациент, если и отмечает снижение
настроения, то считает, что оно плохое из-за болей. Рано
или поздно терапевты отправляют пациента к психиатру на
консультацию, тогда выясняется что, да, вначале радость
пропала, а потом все физические симптомы появились.
Специалист назначает антидепрессанты - улучшается
настроение и проходят все боли.
- Говорят, есть болезни от естества, а есть духовные,
относится ли это и к депрессии?
- Да, депрессию можно разделить на два вида. Эндогенную,
связанную с нарушением обмена веществ. И невротическую,
возникающую вследствие стрессов и особенностей характера,
низкой стрессоустойчивости.
К эндогенным можно отнести и сезонную депрессию. У страдающих ею людей за счет особенностей биохимии мозга настроение хорошее, когда световой день длинный. Когда более короткий - настроение снижается. Мы все этому подвержены, но у некоторых это снижение происходит до такой степени, что человек не справляется с повседневными бытовыми делами - по работе и дома. И это может длиться весь осенне-зимний период. Наступает весна, настроение улучшается, и он наводит порядок во всех своих делах.
- А почему освещенность так серьезно влияет на
нас?
- Наш мозг биохимически устроен достаточно сложно, многое
влияет на его работу. В частности, длительность светового
дня влияет на выработку мелатонина. Это вещество участвует
в регуляции активности и ритмов сон-бодрствование,
согласовании их с окружающей средой. У кого-то эти
механизмы дают сбой, и тогда настроение слишком сильно
зависит от освещенности. Но на сегодняшний день есть
антидепрессанты, которые действуют именно на мелатониновую
систему.
- Значит, в зимний период попил таблеток - и никакого
уныния?
- Для заболевших - именно так, плюс не медикаментозные
способы. Например, кому-то от депрессии может помочь
терапия ярким светом. Слабость, нестабильность обмена
веществ в головном мозге, по сути, носит наследственный
характер. Это - слабое звено, которое при обычных,
повседневных перегрузках может дать сбой. Все, вроде бы, в
жизни человека прекрасно, он здоров, жизнерадостен, как
вдруг… будто ручку рубильника дернули - и
начинается депрессия. Это заболевание не зависит от
социальных обстоятельств - просто нужно рубильник
переключить в положение «включено».
- А какова невротическая депрессия?
- Если использовать аналогию с компьютером, эндогенная
депрессия - это поломка «железа», механическая
поломка. Причина невротической депрессии -
«программные нарушения». В этом случае при
здоровом обмене веществ и физически крепком организме
заболевание порождают мощные внешние стрессы или низкая
стрессоустойчивость личности, часто их комбинация.
- Насколько хорошо депрессия поддается
лечению?
- Очень хорошо лечится, главное ее распознать, а пациенту
принять реальность болезни и соблюдать схему лечения.
- Можно ли сказать, что это болезнь нашего времени,
современного образа жизни? Ведь согласно статистике
ожидается рост количества заболеваний, несмотря на то, что
депрессия легко лечится…
- Это интересный вопрос, ведь заболеваемость эндогенной
депрессией практически неизменна. Нацисты в Германии
физически уничтожили психически больных людей, борясь за
«чистоту нации», а сегодня среди немцев
количество таких пациентов такое же, как и в других
странах.
А вот на невротическую депрессию влияют стрессы.
Количество запредельных стрессов в нашем мире
увеличивается. Можно сказать, что мир стал более
интенсивным. Но человек прекрасно приспосабливается.
Сравните нынешних детей с прошлыми поколениями.
- Но мы более наших предков оторваны от природы,
появились компьютеры с их виртуальным миром, мы живем в
бетонных мегаполисах, где много замкнутых
пространств…
- Если брать в целом, можно сказать, что количество
внешних стрессов увеличилось, и это мало зависит от нас.
Но одновременно происходит изменение самого человека, адаптация. Стрессоустойчивость, способность адаптироваться, очень сильно зависит от нас, от воспитания. Можно об этом спорить, ломать копья, но воспитание, если судить по росту количества депрессии, становится хуже.
Что формирует стрессоустойчивость личности? Атмосфера беременности, родов, раннего детства, семьи, юности, все в возрасте до 21 года.
- Что такое - стрессоустойчивость?
- Способность адаптироваться, внутренняя гибкость,
пластичность. Идеальный вариант стрессоустойчивого
человека - максимальная гибкость при максимальной силе.
Это нельзя сформировать через образование.
- Значит, эти качества воспитываются на основе чьего-то
примера?
- Если родители гибкие и стрессоустойчивые, то они
воспитывают такого же ребенка. И наоборот - негибкие
воспитывают таких же детей.
- Получается цепная реакция…
- Абсолютно точно. Поколения внутренне негибких, больных
людей.
- Кто-то из этой череды поколений имеет шанс все-таки
улучшить свою устойчивость к стрессам?
- Конечно. Ребенок не всегда с родителями, он ходит в
садик, а там может быть гибкая, гармоничная
воспитательница. В школе могут быть такие же учителя. Плюс
друзья, родственники. Если окружение здоровое, то за счет
копирования поведения, гибкость, способность
адаптироваться ребенка увеличивается.
Вопрос не в том, что мы имеем, а в том, что мы дальше
делаем с тем, что имеем. В любом возрасте можно увеличить
свою стрессоустройчивость, с помощью той же психотерапии.
Просто возможности изменения разные. Человек с возрастом
менее способен обучаться, соответственно, менее способен
меняться.
- А какой возраст более подвержен депрессии?
- Как правило, это болезнь молодых - с 25 до 35 лет самый
пик. Хотя она может возникнуть в любом возрасте.
- Мне очень запомнилось, как один священник в ответ на
чье-то горькое «я разочарован!» сказал:
«Не надо очаровываться». И депрессия связана с
чувством глубокого разочарования. Вы согласны?
- Взглянем шире. Можно сказать так: депрессия - это крах
иллюзий. Вот человек склонен создавать и поддерживать
иллюзии - его так воспитали. Но рано или поздно наступает
момент, когда любые иллюзии рушатся.
Пример: жена убеждает себя, что муж у нее хороший. А он женщин меняет как перчатки, уже к себе домой приводит, все соседи знают. А жена все убеждает себя: мне показалось, он хороший, у него тяжелая работа. Но рано или поздно наступает такой момент, когда она застает его с другой. Тут уж сохранить иллюзию просто невозможно - она рассыпается. И наступает депрессия.
- А можно ли такому «иллюзионисту» открыть
глаза на реальность? И каково ему тогда будет?
- Процесс психотерапии, как и процесс духовного роста,
никогда не бывает легким. Эти процессы строятся на
осознавании. Но одно дело, когда человек целенаправленно
начинает работать над собой и предполагает, что в чем-то
он не прав, тогда он готов к напряжению, готов к приятным
и неприятным открытиям, к духовному поиску. И совсем
другое дело, когда не готов. Ему будет во сто крат
тяжелее, если иллюзия разрушится внезапно, в самый
неподходящий момент. И никто не спросит - готов он к этому
или нет.
- Давайте затронем еще один аспект. Христос дал нам
«рецепт» от всякого рода страстей:
«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и
найдете покой душам вашим». Всегда ли депрессия -
следствие наследственности или стресса извне? Ведь та же
зависть, несбывшиеся мечты способны породить уныние, а там
и депрессию.
- Что касается наследственности и воздействия внешнего
стресса, то здесь все проще. Я же больше говорю о
невротической депрессии, о стрессоустойчивости, как
способности «держать удар». Пытаясь
сопоставить душевную жизнь, психотерапию с духовной
жизнью, с верой мы переходим к более сложной области.
То, что мы говорили до сих пор, - это азбука для специалистов (психологов, психиатров, психотерапевтов). А вот является ли гибкость духовным свойством? Как связаны гибкость и духовность? Не знаю, трудно сказать. А ведь чем гибче человек, тем более стрессоустойчив. На этот параметр будет влиять степень гармоничности личности. То, какие у человека ценности, насколько они согласованы друг с другом, как выстроена их иерархия.
Например, если денежное благополучие, обладание автомобилем занимают высокое место в списке ценностей, то потерять их - это сильный удар. А если нет, то и удар будет поменьше. Когда для человека высшая ценность - дети, тогда гибель ребенка - самая глубокая травма.
Но часто ценности отдельной личности бывают
противоречивыми, взаимоисключающими друг друга. Например,
для человека ценно быть христианином, стремиться к
духовности. А с другой стороны, есть у него и
гедонистические ценности (гедонизм - этическое учение,
согласно которому удовольствие является главной
добродетелью, высшим благом и целью жизни. - Ред.).
Стрессоустойчивость человека, который имеет только
христианские ценности, и человека с чисто материальными
ценностями может быть выше, чем у того, у кого
присутствует то и другое, у кого есть их
несогласованность.
С точки зрения христианина человек-гедонист далек от духовности. Но если у него хорошая работа, зарплата, здоровье, он получает от жизни много удовольствия, то он вполне стабилен. Но вот он пришел к вере. Начинается конфликт ценностей, и этот человек менее стабилен до тех пор, пока он их противоречие не принял и не пережил, пока не выстроилась новая иерархия ценностей.
Если человек встал на путь христианства, это увеличит его стрессоустойчивость в перспективе, но на время перемен она может снизиться из-за того, что у него есть внутренний конфликт. В духовном плане он однозначно растет, а в плане стрессоустойчивости неоднозначно. Подверженность всем видам невротических расстройств, в том числе невротической депрессии на период переживания внутреннего конфликта может увеличиться.
Когда мы говорим, что человек более духовный менее подвержен депрессии, то это относится к тому, у кого духовность устоялась, закрепилась. Это о духовно зрелом человеке, ценности которого, старые и новые, переоценены и обрели свое место.
- А разве можно согласовать, сочетать
противоположности?
- Всю нашу жизнь мы свою иерархию ценностей пересматриваем
и согласовываем. Расставляем в другом порядке, переживаем
противоречие ценностей, их конфликт. В переживании этого
состояния и состоит последующая гармонизация.
Говоря языком православия, человек после грехопадения - существо противоречивое, на языке психологии - амбивалентное. И во многом личностный рост, развитие состоит в том, чтобы переживать в себе сочетание несочетаемого, учиться принимать себя и окружающих как существ противоречивых и совершать ответственный выбор.
Если родители умели переживать любовь и ненависть в «одном флаконе», то и ребенок умеет. А когда человек с детства не умеет этого делать, то подобное противоречие вызывает у него высокое внутреннее напряжение. Я думаю, не только курс психотерапии, но и любой личностный рост, в том числе духовный, связан с принятием своей собственной амбивалентности.
- Но христианин призван возлюбить ближнего, как самого
себя, и не сочетать любовь с ненавистью. Вообще, есть в
жизни вещи, которые негативными однозначно называет только
христианство, а наука и медицина не считает так.
- Думаю, что путь христианства и путь психотерапии - это
пути, которые где-то идут параллельно, а где-то
расходятся. Это не одинаковые пути. И есть места в
душевно-духовном пространстве, где они работают вместе.
Где-то психотерапия научилась строить шестиполосные
автострады, а у христианства - узкая тропиночка по кочкам.
Оно тоже проводит через это болото, но дорога менее
изучена. А есть места, где, наоборот, святыми отцами
широкая дорога проторена, а для психотерапевтов это
малоизученный маршрут.
- Может, разница в том, что психотерапия нацелена на
то, чтобы человеку стало жить лучше, а христианство -
чтобы сделать человека лучше?
- Затрудняюсь ответить, когда мы говорим оценочно это уже
относительно чего-то. Психотерапевт в любом случае
транслирует клиенту свои ценности. Психотерапевт
христианин – христианские. Но клиент сам решает куда
он хочет двигаться, в чем ему нужна помощь. Психотерапевт
так же решает будет ли он помогать этому человеку на этом
его пути.
Думаю, и священник, и психотерапевт могут работать в синергии, возможна взаимопомощь, взаимопонимание и продвижение человека в одном направлении. Духовный и душевный рост личности может идти с их помощью параллельно - в разных плоскостях. Но иногда эти дороги могут расходиться и тогда это надо признавать, и выбирать…
Стоит задуматься: Согласно статистике, депрессией болеет одновременно 5% населения Земного шара. Это приблизительно 340 млн человек.
В списке болезней с особо негативными социально-экономическими последствиями депрессия занимает 4-е место. К 2020 году прогнозируется, что она переместится на 2-е место и будет уступать только ишемической болезни сердца.
Наталья, то что вам написали люди всё так. Сама страдаю таким же недугом как вы. Длятся это долго, пока хожу в храм - это около 8 лет, сознательно только последние 3-4 года и это состояние часто овладевает. Бог милостив и сейчас хоть и случаются приступы слёз и уныния, руки опускаются, но уже понимаю, что надо бороться, стараюсь как могу с Божией помощью. И только спустя несколько лет еженедельного посещения храма и приобщения Святых Христовых Таинств стала понимать, что сама виновата во всём, а состояние это от замкнутости на себе в течение лет, а может и десятилетий. Всю жизнь думала только о себе.
Вам терпения!
Я так живу уже 1,5 года....и пне не стало легче...совсем не стало...что мне делать, куда обращаться? Совсем руки уже опускаются, я ничего не хочу и еле - еле вобще заставляю себя хоть как-то передвигаться....Пыталась как-то поговорить с батюшкой в храме, в который чаще всего хожу, но он меня не понимает, не получается у него помочь мне, я чувствую эту бессмысленность.... Что мне делать? Я и молитвы от уныния читаю уже почти год....и ничего не меняется....за что Бог так со мной....