Православный календарьПравославный календарь
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.

До чего дочитался…

Некоторое время тому назад прочел с интересом и даже наслаждением интервью О. Седаковой о Ерофееве (который Венедикт Венедиктович). Кажется, интервью было озаглавлено «Человек страстей». По нынешнему пониманию «страсти» это те, что либо «сладостные», либо «роковые», но обязательно греховные. О безгрешных Страстях Иисусовых мы, увы, мыслим и помним мало. Вот, думаю, сейчас прочту о страсти пьянства и прочих страстях, пьянству сопутствующих. Ерофеев ведь был эдакий Омар Хаям холодных краев и специалист по составлению коктейлей. Но, слава Богу, я обманулся. В заглавии статьи слово «страсти» имелось в виду в Евангельском смысле. В том смысле, в котором Бах писал «Страсти по Матфею». И Ерофеев, со слов Седаковой его лично знавшей, был человеком, тонко чувствующим трагизм мира, слезную поэтику оставлености, беспомощности, странничества, нищеты. Это был сознательный анти-энтузиаст, для которого всякое самодовольное торжество в духе «Гимна демократической молодежи» было средством пробуждения в душе хамских и вульгарных стихий.

Седакова пишет, что однажды сказала Ерофееву, что тот, дескать, Евангелие только до Распятия и положения во гроб дочитал, а Воскресение его как бы и не коснулось. А тот ей тогда ответил, что она, мол, наоборот – прочла о Рождестве и потом сразу о Пасхе, а все остальное выпустила. Ради этих слов эти строки и пишутся.

Я не буду говорить о тех, кто Евангелие не читает, не изучает и не пытается к жизни приложить. Не внешних ли судит Бог? Но мы, читающие Евангелие, читаем его избирательно и выборочно. Дело не в том, что мы осознанно делаем некоторую установку в чтении (на это разве что такие как Толстой способны, и об этом позже). Дело в том, что согласно образованию, темпераменту, опыту жизни и еще сотням факторов, растворенных в крови, мы интуитивно одно принимаем, а другое отвергаем; к одному влечемся, а другого страшимся. Один, как Бродский, пишет каждую зиму по одному Рождественскому стихотворению, но ни в одну весну не рождает стихотворение о Воскресении. Другой весь живет в Апокалипсисе, в атмосфере грозных знамений и сбывающихся пророчеств. Третьему подавай чудеса, а четвертый именно от чудес с непониманием отворачивается. Впору спросить себя: «Как я читаю Евангелие? Что люблю, что понимаю, над чем стою в недоумении?»

Вот Толстой, сколь гениальный в художественном творчестве, столь же и примитивный в религиозной сфере, писал, что нужно для правильного понимания Евангелия вооружиться синим и красным карандашами. Следует подчеркивать то, что кажется самоочевидным, пропускать слова Евангелистов, обращая внимание на слова только одного Христа. Потом подчеркивать непонятное. Потом перечитывать понятное и опять возвращаться к непонятному в надежде, что оно прояснится. В результате получится скромный набор изречений, которые будут казаться кристально ясными, а все остальное можно не удостаивать внимания. Каким образом подобный горе могучий ум Толстого мог родить такую мелкую мысленную мышь – загадка. Но то, что на гении становится очевидным, в простых людях тоже живет, только в меньших пропорциях и в скрытом виде. И живет это желание уложить Живое Слово в прокрустово ложе собственных предпочтений далеко не в одной русской культуре. Вот яркий пример из американской истории.

Третий президент США, один отцов-основателей и творцов Декларации независимости Томас Джефферсон часто вечерами занимался тем, что вырезал избранные кусочки текста из нескольких изданий Нового Завета на греческом, латинском, французском и английском языках. Потом он наклеивал эти вырезки в тетрадь с пустыми страницами. Что получилось? А вот что. В письме своему предшественнику на президентском посту Адамсу, Джефферсон писал: «То, что у меня получилось, — это самый возвышенный и благотворный моральный кодекс, который когда-либо предлагался людям. Я нынче как раз закончил эту операцию для собственного моего пользования, вырезая из печатного текста стих за стихом и сводя воедино места, очевидным образом принадлежащие самому Иисусу и столь же разительно бросающиеся в глаза, как жемчужины в куче навоза». Навозом, надо полагать, Джефферсон считал непонятные места Писания а также слова самих евангелистов, а жемчужинами, совсем в духе Льва Николаевича, считал очевидное и понятное. В другом письме и другому адресату он яснее выражается: «Я отделяю золото от пустой породы, возвращая таковое Ему, а последнюю оставляя за глупостью и жульничеством кое-кого из Его учеников». Вот так! Отделить Павла с Петром и Иоанна с Матфеем от Истины и обвинить их в жульничестве, это смелый ход для человека, читающего Библию на четырех языках.

Остается добавить, что «Евангелие от Джефферсона» заканчивается положением во гроб, и в нем отсутствуют тексты о Воскресении и Вознесении. То есть в нем отсутствует самое главное в Евангелии – победа над смертью. Это некий опыт сведения Книги Жизни к одному лишь моральному кодексу и почти что «строителя коммунизма». Копия джефферсонова «евангелия» вручается, кстати, каждому члену Конгресса США. Пусть, мол, учат матчасть отцов-основателей. Сказанное шутливо о Ленине, актуально и в этом случае: «дедушка умер, а дело живет». Поневоле задумаешься, что хуже: не знать Евангелия вовсе, или «знать» его в урезанном, выхолощенном, подстроенном под себя виде.

На память приходят слова Паскаля о народе, которому были вверены первые Откровения. Евреи, писал Паскаль, бережно переписывали Библию столетиями, не дерзая изменить в ней ни йоту, ни черточку. И это при том, что Откровение возвещало вещи грозные и малопонятные. Оно им самим часто обещало проклятия и казни, изгнания и несчастья. Любой народ оказался бы перед соблазном вычистить текст, оставив в нем понятное и убрав непонятное; оставив то, что народ возвеличивает, и убрать, загладить то, что говорит о народе уничижительно. Евреи этот соблазн перебороли. Они не отнеслись к Слову, как к «своей» книге, как к смеси эпоса и хроники. Они отнеслись к Книге, как к зафиксированному голосу Живого Бога. Это подвиг. И в отношении заповедей понимали эти первые хранители Откровения, что есть не только понятные, но и совершенно невместимые в обычное сознание веления Божии. Но исполнять надо и то, и другое. Облобызать нужно и простое, и сложное, ибо то и то – Божье. Нужно смирять свой ум перед Словом, а не калечить его скальпелями логики и ножницами «здравого смысла».

Отношение к Богу требует мужества и честности. И открывание Книги Завета есть уже стояние на Суде. До чего я уже дочитался в Писании? Что из него вошло в меня? Сотворение мира, грехопадение, Благовещение, Рождество, Воскресение. Это только слова, или мне открыт, хотя бы отчасти, внутренний смысл этих понятий? Вот серьезный самодисциплинирующий вопрос, открывающий меру нашей церковности. Ответ на него у каждого свой. Если, конечно, вопрос понятен.

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: Радонеж

4 января 2014 г.

Рейтинг: 9.4 Голосов: 29 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Алексей Адыканов 3 мая 2014, 08:02
Христос Воскресе! Здравствуйте отец Андрей! Здравствуйте мои дорогие братия и сестры! Внимательно прочитал статью. Больше всего мне понравились строки о смиренном принятии ВСЕГО, что даёт нам Господь через Божественные Слова Святого Евангелие для руководства в нашей многогрешной жизни: понятного и непонятного для нашего горделивого ума, приятного и уничижительного для нашего глубоко эгоистичного сознания. А ещё понравились слова отца Андрея о Вере во Христа, которая требует человеческого мужества и честности, которыми многие пренебрегают, воспринимая Церковь Христову как праздничный лубок в Пасхальные празднества. Ведь вера во Христа - это тяжёлые душевные и телесные страдания для тяжелейшего выдирания "с кровью" из своего падшего естества своих греховных, страстных и порочных помыслов и привычек для того, чтобы иметь хоть малую надежду после земной жизни со смертью родиться в Вечность и приять Царствие Небесное. А ещё, как Откровение Божие через отца Андрея, мне понравились две фразы: "открывание Книги Завета есть уже стояние на Суде" "Вот серьезный самодисциплинирующий вопрос, открывающий меру нашей церковности". Я к вопросу регулярного чтения Евангелия отношусь с ленностью, и вопрос привития самодисциплины в христианской жизни очень актуален для меня.
Спаси Господи нас многогрешных...
Ирина 2 мая 2014, 19:12
Отец Андрей, спасибо за вопросы, которые Вы поставили.
ЗОЯ 8 февраля 2014, 14:02
БЛАГОДАРЮ О.АНДРЕЯ ТКАЧЕВА ЗА СТАТЬЮ:КРАТНО И МУДРО,ХОРОШИЙ ВЗГЯД НА ЕВРЕЕВ-ЗДЕСЬ УЗНАЛА,ЧТО ИМЕННО ОНИ СОХРАНИЛИ ДЛЯ НАС ЧИСТОТУ ТЕКСТА СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ,НЕ ИЗМЕНЯЯ НИ НА ЙОТУ.ХОТЬ ЭТО ДЛЯ НАС ПУСТЬ ПОСЛУЖИТ УВАЖЕНИЕМ К ЭТОМУ НАРОДУ, А ТО ВЕДЬ В СТАТЬЕ ПРО СВИНЬЮ(НА ЭТОМ ЖЕ ПОРТАЛЕ) СТОЛЬКО ЗЛА ВЫЛИТО НА ЕВРЕЕВ. А ГДЕ ЖЕ НАША ХРИСТИАНСКАЯ ЛЮБОВЬ? МЕНЯ ВСЕГДА ИНТЕРЕСОВАЛ ЭТОТ ЭТНИЧЕСКИЙ НАРОД ПОТОМУ,ЧТО ХРИСТОС И БОГОРОДИЦА, АПОСТОЛЫ-ЕВРЕИ.МНОГО ЧИТАЛА,БЕЗ НЕДОСТАТКОВ НЕТ НИ ОДНОГО НАРОДА.ИУДЕИ РАСПЯЛИ ХРИСТА,НО ЧИТАЛА,ЧТО И ГРЕХОПАДЕНИЕ АДАМА И РАСПЯТИЕ ХРИСТА И ВСЯ ИСТОРИЯ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ- ПРОМЫСЛИТЕЛЬНА. НУ ВОТ МЫ ОСУЖДАЕМ ИУДЕЕВ(НЕ ЕВРЕЕВ).А ЧЕМ РУССКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ЛЮДИ ЛУЧШЕ ? А КТО ЖЕСТОКО ПЫТАЛ,УБИВАЛ,ИСТЯЗАЛ НАШИХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ,А КТО ВО ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ ХРУЩЕВА ЗАКЛЮЧАЛ В ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ БОЛЬНИЦЫ ЗДОРОВЫХ,НО ИНАКОМЫСЛЯЩИХ И МЕДЛЕННО УБИВАЛ ИХ ЛЕКАРСТВАМИ? КАКОЙ ПРЕСС БЫЛ НА ЦЕРКОВЬ,СКОЛЬКО НАСМЕШНИКОВ И СРЕДИ ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ НАД ЛЮДЬМИ,ИСКРЕННО ВЕРУЮЩИХ ВО ХРИСТА? КОНЕЧНО,ИУДЕЙСКАЯ ВЕРА ЖЕСТОКАЯ-ОНИ УБИВАЛИ КАМНЯМИ(ЧТОБЫ КРОВЬ НЕ ПРОЛИТЬ)ЖЕНЩИН "ЛЕГКОГО"ПОВЕДЕНИЯ,ТАКЖЕ ИСКОРЕНЯЛИ ЛЮДЕЙ НЕТРАДИЦИОННОЙ ОРИЕНТАЦИИ, ИСКОРЕНИЛИ В СВОЕМ НАРОДЕ ПЬЯНСТВО.КАК В ДРЕВНЕЙ СПАРТЕ.ДАВНО ЭТОТ НАРОД В РАССЕЯНИИ.НО Я ЧИТАЛА,ЧТО ГОСПОДЬ КАК БЫ ОСТАВИЛ ЭТОТ БОГОСОЗДАННЫЙ(ОТ АВРААМА)НАРОД ДЛЯ ТОГО,ЧТОБЫ ИЗБРАТЬ СЕБЕ ИЗ ЯЗЫЧЕСКИХ НАРОДОВ БОГОИЗБРАННЫХ ХРИСТИАН.ЗНАЧИТ,НАДО ДОВЕРЯТЬ ПРОМЫСЛУ БОЖИЮ . ПИШУ ЗАГЛАВНЫМИ-Я СЛАБОВИДЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК.СПАСИ ГОСПОДИ.
Татьяна29 января 2014, 16:15
Петру: А к батюшкам надо обращаться просто - отец Андрей.
Александр10 января 2014, 21:17
Каждый понимает по уровню своего развития,а так как развитие не стоит на месте то и понимание постоянно меняется. Но просвещение и понимание мы получаем от Духа Святаго и Даров Его. И все что в нас есть это не наше,в нас только худость и желание. Мы немощны и слабы и можем пасть в любую минуту. ТРЕЗВИТЕСЬ.
Михаил10 января 2014, 18:43
Петру. По отношению к о.Андрею звучит злобонка зависти, я её чувствую: у самого бывает. Но всё-таки о.Аедрей читается без зависти, наверное потому что то о чём пишет пропущено через душу, со стремлением ко спасению, а не только через голову, с приведением фактов и докозательств логических измышлений своего величия-гордыни.И конечно об этом только мечтается: у о.Андрея есть возможность и способность высказываться-делиться своими мысленными терзаниями для исциления-спасения своей души. Да помилует нас Господь.
Александр10 января 2014, 18:07
В разномыслии правда утверждается.

«Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1-е Коринфянам 11:18,19)

Ирина10 января 2014, 13:53
Гениально написано! лучше и не скажешь. Спасибо о. Андрею!
Наталья 9 января 2014, 17:34
Ольга Седакова не самый авторитетный писатель о Православной вере, но вот её текст о Венедикте Ерофееве, который всё-таки написал гениальную, но не божественную книгу о мистической стороне русского пьянства, мне понравился. Но ещё больше мне пришёлся по сердцу текст отца Андрея своей свежестью и точностью. И, конечно, здесь явно краткость сестра таланта. А ещё ведь умеет и не обидить.
Эвели 7 января 2014, 19:36
OK. Мой коммент не поставили. Наверное, как-то неуклюже похвалила статью и стиль автора. Попробую "уклюже". Мне очень нравится что пишет отец Андрей, но еще очень нравится и КАК. Всегда ясно, емко, глубоко и кратко. Некоторые умеют писать ясно, некоторые - глубоко, но мало кто все это совмещает и еще и делает это кратко.
В то время, когда мы все так заняты и читаем на бегу, и на голову обрушивается море информации, отец Андрей выбрал такую форму, что не прочитать его невозможно - знаешь, что отнимет мало времени, но в душу положит горсть золотых зерен.

Сергей Иванченко 6 января 2014, 14:13
Святой Кирилл Иерусалимский говорил:"Если я говорю тебе что-то, не основанное на Священном Писании, не верь мне."

Батюшка Андрей спасибо за Ваш труд, за слова которые помогают нам услышать Бога.
С Рождеством Христовым!
Даниил Дубинский 6 января 2014, 11:42
Уважаемый отец Андрей, ваша статья очивидно назрела на потребу дня. Видимо сейчас, когда доступ к святому писанию стал лёгким, возросла потребность в воспитании читателя в православном духе Евангелия. Отдельные слова вне контекста св. Евангелия и без православного толкования рождают разные бредни и протесты против прописных истин. Мне лично, отрадно слышать с амвона проповедь обьяснящей св. Евангелие как в историко-богословском так и в духовно-практическом смысле в приложении к сегоднешнему дню и к каждому из нас. Наше понимание св. Евангелия зависит от личного желания следовать за Христом и исполнять его заповеди.
Так что вам, нашим пастырям, предстоит большой труд на ниве церковной, чтоб донести зёрна евангельской истины до нашего сознания и сердец. Спасибо вам за ваш труд.

С уважением,
Даниил
Наталья 5 января 2014, 13:47
Да хорошее предупреждение. Надо читать и принимать все.
Светлана 4 января 2014, 23:13
Да,я согласна с Вами в том, что сколько бы ни читала Евангелие или труды Святых отцов церкви - каждый раз находится чудесным образом ( теперь понимаю - каким )ответ на мучающий меня вопрос................ А самое чудесное для меня -это то, что читаю в этот день, обязательно услышу либо на проповеди священника в храме, либо по каналу "Союз" в беседах со священниками, либо иным образом. И знаете - меня это очень радует и не позволяет душе расслабляться,потому что никто не знает дней своих последних, и кто знает ( Один Господь) - успею ли я хоть что-нибудь понять в той истине, которую пропустила в своей греховной молодости. Благословите, отец Андрей и помолитесь обо мне, грешной рабе Божьей Светлане............. Потому что в свои 53 года я наконец-таки начала понимать - что Свет в конце туннеля, это именно Господь, открывающийся ежедневно нам в чтении Евангелия, Священных Преданий и Писаний............ Простите, если что не так смогла выразить..............
Анатолий Пеньшин 4 января 2014, 18:50
"Каким образом подобный горе могучий ум Толстого мог родить такую мелкую мысленную мышь – загадка."

На эту загадку ответ дает Сам Христос. (Ин.6)
44 Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.
45 У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне.
Иначе говоря своими только усилиями ко Христу мы придти не можем. Опыт Толстого нам это и подтверждает.
Инна Друк-Тополюк 4 января 2014, 17:56
спасибо батюшка анндрей. очень хорошая и актуальная статья,обличающая современное псевдо-христианства.
Петр 4 января 2014, 16:27
Ув. Андрей, отчество ваше не знаю. Не надо много говорить и доказывать. Есть священное Писание. Для нас, для христиан, Закон и руководство к действию. Тут все согласны?
Отношение к Богу и Божьему Слову требует мужества и правды.
Читаем в Библии 3-ю книгу Маккавейскую на русском языке, современном переводе, текст берем из интернета, адрес: http://www.rusbible.ru/index.html. Так что текст официально православный.
Там все написано, и о переписи Иудейского народа, и о попытке вхождение в святая святых Иудейского Храма Египетского деспота.
Если вы хотите поспорить, берите карандаш, ручку и спорьте со священным Писанием.
Вот это будет по четному.
И вы, редакторы, так же будьте честны и правдивы, если конечно вы веруете в Бога и Боитесь Его.
Передайте привет протоиерею А. Ткачеву.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Протоиерей Андрей Ткачев

Новые материалы

Выбор читателей

×