Можно ли быть счастливой, живя в маленьком городке с высоким уровнем безработицы, наркомании и смертности от ВИЧ? Оказывается, можно. Конечно, если у тебя есть любимая семьЯ – муж и пятеро детей, и если ты за один год смогла спасти от аборта несколько десятков детских жизней. Участница программ «Святость материнства», «Сохрани жизнь» и фестиваля «За жизнь», психолог доабортного консультирования и руководитель маленького городского Центра защиты материнства «Дар жизни» Анна Печенёва летом прошлого года завоевала призовое место на фестивале «За жизнь-2016». Именно там я познакомилась со стройной и улыбчивой многодетной мамой.
- Анна, расскажите, пожалуйста, о том, как пришла мысль заняться доабортным консультированием?
- Я живу в очень маленьком уральском городке. Это небольшой моногород с высоким уровнем безработицы и наркомании. Мы занимаем лидирующую позицию в области по смертности от ВИЧ и весь букет проблем современной российской глубинки. Больше половины мужского работоспособного населения вынуждено зарабатывать, уезжая на север – на длительные многомесячные вахты. А те, кого еще не сократили, работают в шахте под землей. Это очень тяжелый и опасный труд. Недалеко от нашего города находятся места лишения свободы, где отбывают срок все категории осужденных. Вопрос сохранения беременности стоит в городе очень остро, потому что по свежим данным статистики смертность у нас в 1,6 раз выше, чем рождаемость. Вот такая, мягко говоря, не совсем позитивная, ситуация. Год назад мы решили организовать в своем городе Центр защиты материнства и детства, потому что увидели в этом огромную необходимость.
- По себе знаю, что без поддержки других людей трудно реализовать свои идеи. Кто вам помогал воплотить идею в жизнь?
- К тому моменту, как у меня созрела эта идея, прямо под нашей квартирой поселилась молодая семья священника – иерея Симеона Шестакова. Я много куда обращалась со своим предложением организовать эту работу, но совершенно никому это не было нужно. Все говорили, что идея хорошая, но реально ее никто не поддержал. Откликнулся только мой сосед, отец Симеон. У него тоже пятеро детей. Только у нас с мужем трое мальчиков и две девочки, а у батюшки с матушкой – пять мальчиков. Когда я обратилась к нему, мы решили вместе поехать к епископу Нижнетагильскому и Серовскому Иннокентию за благословением и помощью. Весной мы встретились с владыкой и сразу получили его благословение. Он поддержал наше стремление и отправил нас к руководителю Центра защиты материнства «Дар жизни» в Нижнем Тагиле. Эту региональную общественную организацию создали неравнодушные люди для спасения жизни нерождённых малышей, для поддержки кризисных беременных и мам с детьми, для сохранения семей. В этой организации мы получили полную поддержку и расположение. По словам руководителя Центра Елены Овечкиной, они тогда только начинали свою деятельность. Отработали целых четыре месяца и были очень опытными в этом вопросе (смеется). Поэтому с радостью поделились с нами своими наработками. И как-то очень быстро получилось так, что мы стали частью ЦЗМ «Дар жизни», открыв его отделение в своём городе. 22 апреля 2015 года мы с Еленой решили открыть Североуральское отделение центра, а 11 мая оно уже начало свою работу. На тот момент мы посчитали, что это наилучший вариант развития событий.
- Помните ли вы первых женщин, которых консультировали, будучи внештатным психологом женской консультации и руководя отделением вновь созданного Центра защиты материнства?
- Конечно, помню – и первых четырех женщин, которые пришли ко мне в течение первых двух недель, и пятую беременную молодую женщину, которая торопливо попросила: «Поставьте мне отметку в направлении». А мне хотелось достучаться до нее, встряхнуть ее душу. Во время наших бесед почти все женщины плачут, а покидая кабинет, благодарят – независимо от того, что они решили в итоге. Я стараюсь бороться за жизнь ребенка, которому не хотят подарить жизнь, до последнего.
- Кому помогает ваш Центр защиты материнства?
- Хотя Центр получил поддержку представителей Русской Православной Церкви, мы помогаем не только православным, но и всем, невзирая на вероисповедание и национальность. «Дар жизни» – это светская некоммерческая общественная организация. Но и отец Симеон, и прихожане часовни святого Георгия Победоносца активно помогают центру «Дар жизни».
- Расскажите об этапах своей работы тем, кто захочет организовать Центр защиты материнства в своем городе.
- Во-первых, чтобы работать в сфере здравоохранения с женщинами, которые идут на аборт, нужно обязательно наладить контакт с главврачом, потому что от него зависит очень многое. Мы с батюшкой позвонили нашему главврачу, записались к нему на прием, пообщались, наладили взаимодействие, подписали соглашение о сотрудничестве. Все эти формальности выполнялись достаточно долго, потому что главврач очень занятой человек.
Далее мы начали работать с городской общественностью. Для начала 1 июня, в День защиты детей, организовали парад колясок. Это было очень позитивное и яркое событие, когда мы объявили о начале нашей работы. Для этого нам пришлось наладить контакт с руководством отдела по культуре, спорту и молодежной политике, познакомиться с заместителем главы по социальным вопросам.
Параллельно стали их раскручивать созданные группы в социальных сетях. Вышли на наших депутатов, сходили в администрацию и выступили на заседании Городской Думы, депутатом которой является наш главврач. Поэтому там нам было попроще.
- Как вам удается заручиться поддержкой представителей власти?
- Для развития в городе деятельности по защите жизни, мне пришлось очень долго искать ключевую емкую и яркую фразу, которая бы помогла мне постучаться в двери наших властных структур. Ведь в маленьком городе особенно важно, чтобы сложилось некое понимание. И я нашла цитату Президента России Владимира Владимировича Путина, которая стала нашим девизом: «Любовь, забота о ближних, ответственность за своих детей и свою страну – это то главное, что наполняет смыслом жизнь каждого человека». Включаю ее в письма с просьбами, цитирую ее всегда, когда общаюсь с чиновниками всех уровней. И помогает.
Следующим этапом должно быть взаимодействие с заведующей женской консультацией. Нам удалось договориться, чтобы нам выделили там кабинет, затем обговорили порядок работы.
- Вы ожидали, что станете одним из победителей фестиваля «За жизнь»?
- Конечно, всегда хочется победить, но нашей организации чуть больше года, поэтому было неожиданно и радостно, что наш небольшой опыт так высоко оценен членами жюри Московского фестиваля, собравшего более пятисот участников из России и других стран. Уже за первый год работы нам удалось спасти более сорока детских жизней.
- Анна, известно, что причин сделать аборт не так уж много – отсутствие жилья, работы, денег, стремление доучиться или построить карьеру, непростые отношения с мужем или партнером. И все же – какова, по вашему мнению, основная причина, толкающая женщину на убийство собственного ребенка?
- Если мы копнем глубже, то поймем, что истинная причина аборта одна – это эгоизм женщины, которая не хочет менять свою жизнь. Зачастую женщины приносят своих нерожденных детей в жертву привычному комфорту. Например, узнав о своей незапланированной беременности, которая воспринимается как проблема из-за отсутствия жилья, денег или мужа, из-за семейных неурядиц, женщина решает избавиться от ребенка, думая, что после решения этой «проблемы» все будет хорошо. Она не думает о том, что можно найти новую работу, чтобы решить финансовую проблему, что она не будущая мать, а настоящая мать ребенка с момента его зачатия. Она же идет в абортарий и руками врачей убивает своего ребенка. При этом ни деньги, ни жилье, ни муж у нее не появляются. А если муж есть, то после аборта отношения практически всегда становятся не лучше, а намного хуже. Если была любовь, то она уходит. И женщина остается и без мужа, и без ребенка. Статистика говорит, что больше половины пар расстаются после сделанного женщиной аборта, независимо от того, кто настоял на избавлении от ребенка. Если мужчина, то часто у него начинаются финансовые проблемы, и он теряет ориентиры в жизни. Если решение убить ребенка приняла женщина, она навсегда утрачивает доверие мужчины. Часто решение об аборте принимается под давлением сложных жизненных обстоятельств, когда кажется, что проблемы решить невозможно. Но практика показывает, что все наоборот. Как правило, аборт не освобождает женщину от проблем, а создает новые проблемы – от почти неизбежного постабортного синдрома и депрессии до серьезных осложнений, хронических заболеваний, не говоря уже о бесплодии. Мы же готовы предложить женщине, сохранившей беременность, реальную помощь.
- Убедив женщину сохранить жизнь ребенку, чем конкретно вы ей помогаете?
- В ходе беседы я всегда выясняю, какая именно помощь ей нужна. Например, центр «Дар жизни» поддерживал одинокую маму, которая ждала третьего ребеночка. Люди собрали для этой семьи столько детской одежды, что обычная семья столько не купит. Пожертвовали ей и коляску, и кроватку, и продукты. Так как в тот момент был сезон урожая, семью полностью обеспечили овощами. Если только захотеть, все проблемы сообща можно решить.
- Что входит в структуру вашего Центра?
- Как я уже сказала, у нас есть кабинет психолога по кризисному консультированию беременных в женской консультации. Также появился гуманитарный склад помощи подопечным. Как только мы начали распространять информацию о нашем центре, к нам стали обращаться беременные женщины, многодетные и одинокие матери, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Сначала всю одежду и продукты питания, которые нам приносили благотворители, мне приходилось хранить у себя дома и в квартире одного из наших волонтеров. Срочно пришлось организовать склад благотворительной помощи. Осенью 2015 года администрация города предоставила нам помещение под склад. Мы получили в безвозмездное пользование комнату площадью 37,3 квадратных метра. Глава администрации Североуральского округа подписал об этом постановление в конце октября, а 3 ноября мне уже вручили ключ от комнаты № 14 в бывшей вечерней школе. Так что, если вы собираетесь организовать такой центр, уделите особое внимание поиску помещения для хранения и выдачи вещей и продуктов.
- У вас есть приют, как в некоторых других ЦЗМ?
- Пока нет. Одно из перспективных направлений работы нашего отделения ЦЗМ - это создание кризисной квартиры, в которой могли бы временно жить беременные женщины и мамы с детьми, у которых нет жилья. Квартира для приюта очень нужна, так как часто отсутствие жилья становится решающей причиной для аборта. А когда у женщины появляется временное жилье, ей гораздо легче сохранить беременность.
- А где вы находите волонтеров?
- Везде, где только можем. Не забывайте про такой ресурс, как подопечные вашей организации. Получив помощь, многие из них и сами очень часто готовы помогать. У нас есть такие подопечные, которые очень активно участвуют в помощи: в ведении групп в соцсетях, помогают консультировать по льготам для малообеспеченных и одиноких женщин, сами приносят вещи, оставшиеся от деток. Также мы обращались в молодежные клубы. Ребята для нас проводили акции по сбору средств, помогали в ремонте склада. Часто помогают активные жители города, охотно откликаются прихожане православных храмов.
- Где найти средства на подобную деятельность?
- Для тех, кто начинает такую работу, это очень острый вопрос. Конечно, помогают православные приходы, отдельные граждане и предприниматели, депутаты и благотворительные фонды. С фондами, честно сказать, пока мало работала, со всеми остальными работа складывается довольно успешно.
- Расскажите о своей семье. Как вы познакомились с мужем?
- С мужем мы знакомы около 20 лет, а нашему браку в этом месяце исполняется 14 лет. Познакомились в компании друзей. Муж по профессии радиоинженер. Сейчас занимается ремонтом и обслуживанием компьютеров. Детям 13, 10, 8 лет, 4 года и полтора года.
- Помогает ли в вашей работе опыт многодетной мамы? Успеваете ли уделять время своей семье?
- Я стараюсь уделять семье все свободное от работы время. Мы любим активный отдых, часто бываем на природе, проводим время в кругу семьи и близких друзей. В беседах с женщинами, которые стоят перед выбором, рожать или не рожать, я иногда затрагиваю тему многодетности, рассказываю о своем опыте материнства. Конечно, моя семья, мои дети вдохновляют меня и помогают работать с большей отдачей!
- Анна, вы за запрет аборта или только за выведение его из системы ОМС?
- Выведение абортов из системы ОМС не решит проблемы абортов, а только переведет его в сферу платных услуг, поэтому я за полный запрет абортов. Считаю, что государство не должно «разбрасываться» детьми. Мы стремительно вымираем, ослабеваем как нация, духовно деградируем, и остановить этот процесс невозможно без введения законодательной защиты жизни человека с самого первого момента ее возникновения. Тот, кто будет человеком, уже человек!
- Что вы пожелаете психологам, от которых часто зависит то, какое решение примет беременная женщина в ситуации репродуктивного выбора?
- В первую очередь я хочу признаться в любви всем тем, кто занимается защитой жизни еще не родившихся, но уже живых детей. Спасибо вам за то, что вы есть, за ваш труд и упорство. В нашей работе порой очень важно найти нужные слова, те, что смогут затронуть душу и остановить мать от непоправимого шага. Пусть эти слова как можно чаще находятся. Пусть все зачатые дети появляются на свет!
Фото из архива Анны Печеневой