Нам кажется, что всё было бы хорошо в нашей жизни, если бы в ней не было плевел лукавого.
Но в притче о плевелах Господь запрещает до наступления жатвы — кончины века пропалывать Свое пшеничное поле от насаждений диавола (см. Мф. 13, 29—30 и 39). И преподобный Исайя Отшельник говорил, что если бы не было бесов, никто бы не спасся. Следовательно, зло, действующее в мире, может иметь духовную пользу для человека.
Если бы люди не были искушаемы злом, они не смогли бы в полной мере реализовать свою свободу и явить добродетели. Ведь именно наличие выбора между следованием заповеди Божией и искушающим желанием ее нарушить даёт человеку возможность проявить свою верность Богу. Так и вызревает пшеница, пригодная для житницы Божией.
Независимо от своего источника – падшей человеческой природы, других людей или бесов — все соблазны могут быть использованы нами во благо. Сопротивляясь их воздействию, преодолевая их с помощью Божией, человек укрепляет свою волю в добре, очищает свое сердце от страстей и навыкает «прилепляться» к Богу всем своим существом. Главное, надо не упускать из виду, что окончательное решение – как поступить, кому последовать, всегда остаётся за человеком.
Люди сами попускают плевелам заполонять свои души. При этом внешне они могут производить доброе впечатление, а внутри оказаться сынами лукавого (ср. Мф. 13, 38), или проявить себя таковыми на исходе жизни. Есть немало историй, когда человек был благочестивым, а потом или отрекался от Христа, или тайная, неприметная глазу гордость разрасталась в нём до гигантских масштабов, или ещё что-то обнаруживало его истинную духовную суть.
Те, кто внутренне бодрствуют и трудятся над собой, ведут ежедневную борьбу с соблазнами и не сдаются, когда падают, снова вставая и обращаясь к Господу, с Его помощью, даже находясь среди плевел, становятся сынами Царствия (см. Мф. 13, 38). Пока мы живём на земле, общаемся, переживаем разные ситуации, радуемся, терпим искушения, ошибаемся, страдаем, все мы можем не единожды перемениться.
Даже невнимательный, погрязший в грехах человек может очнуться, пережив жизненное потрясение или чрезвычайное событие, и твердо стать на путь, ведущий в Небесное Отечество. Так гонитель христиан Савл духовно переродился и стал апостолом Павлом, а мытарь Матфей, живший присвоением чужого, познав Христа, оставил всё и последовал за Ним до своей мученической кончины. Так же и многие ранее теплохладные христиане, когда в нашей стране начались гонения на Церковь, воспрянули душой, исповедали свою веру перед палачами и стали святыми мучениками Церкви Христовой.
Только на Страшном Суде окончательно определится участь каждого: человек предстанет перед Богом либо как плевел, либо как пшеница. А пока мы, живя в мире, засеянном плевелами, должны взращивать в своем сердце доброе семя. Поэтому Христос не позволяет уничтожать плевелы раньше срока: «Нет, — говорит Он, — оставьте всё расти, чтобы не выдергать вместе с плевелами пшеницы. Ангелы разберутся, когда окончится земная история».
Нам же на жизненном пути предстоит борьба до последнего вздоха. Поясняя, в чем состоит ее содержание, преподобный Иустин (Попович) учит, что мы можем жить «среди злых людей, но без зла; в грязи, но не оскверниться. Быть в злом мире, но не быть злом». Силу так жить даёт Сам Христос. От нас же требуется произволение на такую жизнь.
Что касается других людей, даже самых близких и знакомых, то не нам решать, кто из них еще плевел, а кто уже пшеница Божия. По отношению к окружающим надо всегда стараться следовать золотому правилу праведного Иоанна Кронштадтского: «Что бы я ни слышал о других людях, истина одна: я должен любить ближнего».