«Лучше молодежь оставить в покое, молиться о них и окружить любовью без многословия»

    

Многие нас, священников, спрашивают: «Каково ваше мнение о молодежи?» Около 20 лет я преподавал в старших классах, и мне тоже задавали этот вопрос. Большинство хочет услышать – молодежь должна измениться, исправиться или сделать то или другое. Не могу сказать, что современные молодые люди – плохие; обычно плохие становятся лучшими.

Некоторые разбивают, ломают, разрушают, ругаются. Подобные внешние проявления, замеченные нами, не выражают их души. Это лишь болезнь. Если всмотреться, обнаружим, что человек в полной мере не смог ощутить, что значить любить, быть добрым. В своих родителях, наставниках, преподавателях ребенок не увидел живого образа Христа, ведь если бы это произошло, он обязательно умилился бы и извлек пользу. Ведь сейчас дети очень искренние. Мы можем обвинять в чем-то сегодняшнее сложное время, но дети более искренние сейчас, чем раньше. Чтобы ребенка в чем-то убедить, нужно представить доказательства не только на словах, но и на деле.

Также сегодня молодежь не нуждается в авторитете. Отец не может сказать сыну: «Делай только так, и все. Я сказал!» Нет. Сегодня дети хотят диалога, обсуждения, желают понять, почему именно так они должны поступать, а не иначе, когда им что-то повелевают. Когда я, например, говорю: «Приходи в храм. Там обретешь радость», – ребенок будет искать, действительно ли там есть радость. И если придет, а я начну ему делать только замечания, он скажет мне: «Батюшка, зачем Вы меня позвали сюда?»

Когда я преподавал в школе, дети были лучшими моими учителями, заставляли меня задуматься над многими вещами. Дети хотят смотреть на вещи объективно: батюшка говорит о смирении, а есть ли оно у меня? Рассказываю, что возле Христа обретете радость, но разве я ее ощутил? Возникают тревога, гнев, ярость, а далее требую от них учиться молитве. Рассказываю о том, что Христос приносит душе мир и спокойствие, но есть ли во мне это спокойствие?

Мне кажется, лучше молодежь оставить в покое, то есть молиться о них и окружить любовью без многословия. Наши слова часто приносят противоположный ожидаемому результат. Говорим им что-то, они делают обратное. Обычно родители много раз повторяют одно и то же, не задумываясь о последствиях. Оставьте ребенка в покое. Лучше покажите ему, что вы счастливая семья, что Господь делает вас радостными – это будет лучшей проповедью.

Говорит мне один юноша: «Не хожу в церковь, так как знаю, что мне там скажут». «Что?» – спрашиваю. «Все запрещено», – отвечает. «Что имеешь в виду?» – «Веселиться запрещается. Проводить время в разных компаниях запрещается. Курение запрещается. Место запретов». Однако все это не отображает реалий Церкви. Но такой образ мы, к сожалению, создаем. Вместо того чтобы показать, как можно радоваться во Христе, учим, чего делать нельзя. Святой Порфирий говорил: «Тьма не уходит от паники, стресса или беспокойства. Нажимаешь на включатель – зажигается свет. Открываешь окна – светит солнце. Тьма автоматически исчезает». Мы должны приблизить к себе молодежь своей любовью, симпатией, снисходительностью, полным пониманием. Полное понимание не значит оправдание того или иного греховного поступка, а осознание того, почему именно так, а не иначе поступают наши дети. И они обязательно это поймут и почувствуют.

Знаете, почему святой Паисий и другие обычные старцы привлекали к себе столько народа? Потому что они располагали тем, что понудило одного анархиста из Фессалоник написать преподобному Паисию письмо. Он начал со слов «Любимый мой папулечка». Не зная, как официально обращаться к монаху, написал так, как подсказало ему сердце, почувствовав любовь геронды к себе.

Однажды я спросил собеседника: «Кто твой самый великий учитель?» Надеялся услышать имя какого-нибудь святого, но ответ был иным: «Мой самый великий учитель – это мои грехи, неудачи и ошибки». Святой Паисий говорил: «Трудности и невзгоды – как летающие коврики, которые смогут нас доставить в рай». Молодежь, усердствуя в исправлении своих ошибок, должна быть настроена оптимистично и знать, что идет по правильному пути и вскоре встретится со Христом, который есть Свет и Любовь.

Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевод с новогреческого Сергея Рудько

Источник: Портал «Православная жизнь»

22 марта 2018 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Екатерина28 мая 2018, 10:18
Спаси Господи за Ваши статьи, за вашу Любовь!!!!
Светлана25 марта 2018, 16:31
Многие подростки ищут себя и порой взрослые настолько привыкли видеть только плохие качества подростка, что о хороших даже о не думают. Порой взрослые сами проявляеют своё неверие и о любви к ближнему вообще нет речи. Так какой пример показываем мы сами, а потом ещё и требуем соблюдения определённых правил,. Порой видя только пороки, мы не замечаем, что внутри ранимая душа, жаждущая просто любви и понимания.
Раиса25 марта 2018, 13:16
Татьяне - Думаю, что архимандрит Андрей всё же прав, учитывая, что вера даётся каждому в меру его сил и понимания. Не могут все люди быть одинаковыми, не могут наши дети в равной степени понимать предостережений родителей и отцов церкви. Кому-то - очень немногим - достаточно послушно следовать за старшим, хорошим и умным наставником; кому-то - а их гораздо больше - приходится набираться ума через собственные ошибки, падения. Но разве можно лишать их любви за это? Наша любовь к детям,пусть и блудным, - в терпении и молитве за них. Один Бог всесилен. А мы-то грешны.
23 марта 2018, 17:48
Очень понравилось, наверное так и нужно - где то промолчать и помолиться, а где то говорить, и обсудить тему.
Александра23 марта 2018, 12:34
Спаси, Господи!!!
Я очень люблю и уважаю архим.Андрея!!!
Всегда в точку и с такой любовью!!!
Таня23 марта 2018, 07:54
Неоднозначная статья. С одной стороны пишет, что детям все нужно обьяснять и тут же пишет особо не разговаривайте с ними о вере , только молитесь. Я все-таки считаю, что обязательно нужно говорить. Вот там пример, что подросток считает , что заповеди это запреты. Так нужно объяснять, что заповеди-это предостережения Бога, чтобы мы не вредили сами себе. Нам же будет потом плохо. А не просто придуманные запреты, которые мешают "брать от жизни все".
Татьяна23 марта 2018, 01:52
Лучшее за сегодня!
Елена22 марта 2018, 19:53
Как просто и доступно. И с какой любовью пишет архимандрит Андрей. Спаси Господь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×