Михаил Абрамов. Фото: Виталий Белоусов /ТАСС
Представить страшно. Солнечный жаркий август. Греция. Тихое Эгейское море. Совсем невысоко в небе пролетает небольшой вертолёт. Как вдруг… машина задевает линии электропередачи, пилот теряет управление, и геликоптер падает в море. Двое русских пассажиров и грек-пилот гибнут. Среди погибших – 55-летний предприниматель Михаил Абрамов.
Имя этого человека нечасто мелькало на федеральных каналах и страницах ведущих газет, но знали его не только в бизнес-кругах. Причём не столько его самого, сколько главное дело его жизни, совсем не то, что приносило ему доход, но напротив, заставляло изрядно тратиться. Это дело – старинная русская традиция меценатства, принесшая России славные купеческие имена XIX – начала XX столетий. В ряду Рябушинских и Морозовых, Третьяковых и Мамонтовых, Бахрушиных и Хлудовых и многих других русских меценатов прошлого появилась новая фамилия: Абрамов.
Человек, родившийся во времена, далёкие от широкого интереса к русской духовной культуре, он стал одним из тех, кто в начале XXI века сделал для её сохранения не меньше, а в чём-то даже больше, чем всё Государство Российское в лице Минкультуры и прочих ведомств и госмузеев. Один из многих частных собирателей русских икон, каковых было немало и в советские времена, Михаил Абрамов не хранил эти святыни у себя дома, сооружая массивные иконостасы на стенах своих спален и кухонь. Вместо этого он создал частный Музей русской иконы, сделав своё частное собрание открытым и абсолютно бесплатным для миллионов как настоящих ценителей, так и тех, кто только делает первые шаги к духовным традициям своих предков.
Родившийся в 1963 году в советской семье московских врачей, Михаил Абрамов до без малого 40-летнего возраста и сам был достаточно далёк от Церкви и веры. Но у каждого свой путь к храму, и для Михаила Юрьевича он был непосредственно связан с иконой. Как рассказала телеканалу «Царьград» хорошо знавшая Абрамова создатель московского культового клуба «Маяк», член Русского художественного союза, актриса и сценарист Лариса Бравицкая:
В 1990-е годы Миша очень часто бывал у нас в «Маяке», живой и активный, он очень любил общаться с людьми культуры: артистами, музыкантами, журналистами. Представители бизнеса тоже нередко приходили к нам, но вели себя очень скромно, никогда не возносились. В те годы ничто не говорило о его интересе к Православию, а примерно в 2000 году произошёл перелом. Мишу прямо «торкнуло». Это было связано с желанием найти древнюю икону своего Небесного покровителя Архангела Михаила, а найдя её, он начал искать икону своему сыну Гоше – Георгия Победоносца. И через это пришёл к вере.
Наверное, многие, кто в последние годы бродили по кривым переулкам Таганки, видели музейный комплекс, состоящий из двух отреставрированных дореволюционных доходных домов и современного стеклянного атриума.
Москва. Здание частного Музея русской иконы. Фото: Гавриил Григоров/ТАСС
Именно здесь под вывеской «Музей русской иконы» находится личная коллекция Михаила Абрамова, состоящая из нескольких тысяч экспонатов, в числе которых – поистине уникальные византийские, древнерусские, старообрядческие и другие восточно-христианские (в том числе – редчайшие и чрезвычайно интересные эфиопские) предметы церковного искусства.
В отличие от многих других коллекционеров, Абрамов прекрасно понимал и неоднократно об этом говорил, что является не владельцем, а лишь временным хранителем этого христианского наследия. Повторяя, что его цель – сделать его публичным, дать возможность сохранить, изучить и показать современным людям то, что веками создавали наши предки. И на пути к этой цели он постоянно стремился расширить созданный им публичный музей, превратить его в подлинный центр древнерусского искусства (в Музее русской иконы работали лучшие искусствоведы и реставраторы).
Так, в одном из своих интервью он уточнял:
Почему я с самого начала хотел сделать музей? Потому что не знаю, как коллекцией распорядятся мои дети и внуки и будет ли она им вообще интересна. И пока она интересна мне, я хочу сделать свою коллекцию публичной. Чтобы все знали: в Москве, на Гончарной улице, находится Музей русской иконы. Я часто повторяю, что мы, как и предыдущие владельцы, всего лишь временные хранители икон. Временные!
Посетители на открытии выставки «Икона «Муромские чудотворцы, с житием Петра и Февронии» 1669 года. Благоверные князья и праведные жены» в рамках цикла «Шедевры древнерусской живописи из собраний музеев России» в частном Музее русской иконы. Фото: Гавриил Григоров/ТАСС
Осознавая это, Михаил Абрамов прекрасно понимал и временность самой нашей земной жизни. А потому спешил сделать как можно больше. Успел многое. Очередная попытка расширить собрание (знающие люди пишут: «за иконой летел») завершилась трагически. Как и всегда, нам неведом Божий Промысл, то, почему Он попустил свершиться этой трагедии. Дерзновенно можно предположить, что «там» такие люди Ему нужнее.
Но конечно, неизбежно возникает вопрос: а как же дело Михаила Абрамова? Сможет ли кто-то его продолжить? Удастся ли сохранить московский Музей русской иконы, которому Михаил Юрьевич посвятил всего себя? Этими вопросами задаются и друзья и коллеги Абрамова. Так, в интервью телеканалу «Царьград» коллекционер Александр Липницкий отметил, что для этого необходима государственная поддержка:
Если он не составил специального завещания, что какой-то процент от его капиталов будет идти на содержание музея, то только государственное вмешательство может спасти этот музей от его совершенно закономерной распродажи. Просто наследники не смогут содержать этот музей.
Хочется надеяться, что власти Государства Российского осознают важность той утраты, которую понесла вся русская культура с уходом Михаила Абрамова. И то его дело, которому он посвятил полтора последних десятилетия своей яркой и насыщенной жизни, будет продолжено. И, конечно, хочется принести соболезнования всем родным, близким и соработникам Михаила Юрьевича.
Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему Михаилу и сотвори ему вечную память!