Помню, несколько лет назад по интернету гулял жутко популярный ролик: мальчик учил стихотворение Плещеева «Травка зеленеет, солнышко блестит», оно никак ему не давалось, он нецензурно ругался и продолжал зубрить строки классика. Ролик позиционировали как юмористический, а мне после его просмотра плакать хотелось. Потому что видно было, какое мучение, в прямом смысле слова, доставляет ребенку и стихотворение, и собственно процесс.
Поэзия и дети – сегодня это сложная тема. С одной стороны, в садике и школе стихи активно учатся, проходят конкурсы чтецов, на уроках литературы разбираются тонкости стихосложения. С другой стороны, в семье зачастую поэзия не звучит. Ребенок редко слышит ее, поэтому и воспринимает как чуждое явление, непонятную и скучную обязаловку.
А ведь может быть совсем по-другому! И для этого не нужно прикладывать много усилий – просто регулярно читать с ребенком стихи – например, по одному перед сном. Еще отличный вариант – учить и декламировать в качестве подарка на праздники, дни рождения родственников. Или снять на видео – не для соцсетей, нет – для семейного архива, который с каждым годом будет становиться всё более ценным. Это полезно со всех сторон: развивает эстетический вкус, музыкальный слух, артикуляцию, ораторские навыки. А самое главное – маленький человек не воспринимает поэзию отчужденно и враждебно, он видит в ней красоту, наслаждается, транслирует ее другим, сопоставляет и встраивает в свою картину мира. Думается мне, что для православной семьи звучащая поэзия – явление более чем органичное, ведь в стихах, в словесном искусстве проявляется красота мира и премудрость его Создателя.
Заучивание стихов и декламация в нашей образовательной системе, особенно в садике и младшей школе, – явление сезонное. И это хорошо на самом деле. Вместе с поэтом ребенок учится глубже и внимательнее всматриваться в окружающее, замечать нюансы, видеть красоту в изменениях природы и погоды, в знаках и метках времени.
Представляю вашему вниманию стихи об осени, которые можно выучить с ребенком 5–8 лет, – а можно просто читать, прогуливаясь вместе по осеннему парку. Среди них есть любимые и узнаваемые, есть не очень известные, старые и новые, советские, дореволюционные и современные. Но каждое из них – так мне кажется – отражает тонкую красоту русской осени, помогает выразить то, что у нас на душе в это время года.
Начнем с классики.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Этот отрывок из пушкинского «Евгения Онегина» хорош для разучивания старшими дошкольниками и младшими школьниками, потому что он достаточно информативен – наполнен приметами осени, которые легко понять и прочувствовать ребенку. Здесь нет философских рассуждений, тонких оттенков настроения – особенно печальных. И не то чтобы я была против меланхолического осеннего настроения в поэзии, но ребенку, который всё воспринимает радостно, шлепает по лужам в дождик, собирает листья и желуди, зачастую взрослый сплин понять сложно.
Пояснять здесь придется только слово «сень», да, может быть, «караван» – уж в очень непривычном значении употребил его Александр Сергеевич.
А дальше – если есть желание и возможность – можно присовокупить к этому отрывку из романа другой – и он уже об иной осени:
Встает заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк;
Его почуя, конь дорожный
Храпит – и путник осторожный
Несется в гору во весь дух;
На утренней заре пастух
Не гонит уж коров из хлева,
И в час полуденный в кружок
Их не зовет его рожок;
В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.
Этот отрывок требует более детальных пояснений – об особенностях сельского быта: почему пастух не гонит коров, зачем ему рожок (для городских детей это не очевидно). Ну и, конечно, рассказ о пряже и лучине – если ребенок еще не в курсе, что это такое.
***
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Мы сравнивали описанную Буниным осень с той, что окружала нас, размышляли о том, как грусть соседствует с красотой осени
Это отрывок из стихотворения «Листопад» Ивана Алексеевича Бунина. Само стихотворение достаточно большое, однако такой объем дошкольнику сложно даже воспринять – а вот выучить самое начало вполне под силу. Мы с дочкой разучивали его в пять лет. Это было интересно: мы сравнивали описанную Буниным осень с той, что окружала нас, размышляли о том, почему поэт называет ее вдовой и как грусть соседствует с красотой в это время года.
Еще одно осеннее стихотворение, которое я смело включаю в этот список, – «Осень» Константина Бальмонта. Оно тоже наполнено приметами времени, легкой печалью и меланхолией, удивительными образами. Достаточно простое по ритму, оно легко учится, а пояснений требуют всего лишь несколько слов. Идея его будет вполне понятна дошкольнику.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
***
Однако начинать приобщение ребенка к поэзии, наверное, всё-таки нужно не с классики. Она – для тех, кто много и с удовольствием слушает стихи и понимает их. Почему? Дело в том, что лирический герой приведенных выше стихотворений – взрослый человек. Его ощущение природы, его видение мира лишено детской непосредственности, зато в нем много отголосков и ассоциаций, накопленных за прожитые годы, и ребенку это, конечно, совершенно далеко. Поэтому лучше всего начинать с детской поэзии ХХ и ХХI века: она ориентирована на ребенка и чаще всего написана от лица ребенка.
Осеннее утро
Рыжий дворник
у ворот
притворяется сердитым.
Магазин,
что на углу,
притворяется открытым.
На скамейке
серый кот
притворяется не спящим,
А прохожий
по делам
притворяется спешащим.
Притворяется забор,
что он что-то охраняет,
А промокший старый двор –
будто он с листвой летает.
Я иду, себя бужу,
но никак не просыпаюсь,
то ли в школу я спешу,
то ли тоже –
притворяюсь.
Осенний кот
Над поселком
В темноте
Едет Осень на коте.
Кот огромен,
Полосат,
А под ним –
Река и сад,
Старый дом да огород,
Я с сестренкой у ворот.
Мы глядим,
Как в темноте
Едет Осень на коте.
И мурлычет,
И поет
Желтоглазый этот кот.
И щекочут облака
Его теплые бока!
Две осени
Осень печальная
В сером платке
Тихо качает
Синицу в руке,
Бродит с дождями
По сонным полям,
Машет рукой
Молодым журавлям.
Осень веселая
В красном платке
Звезды и яблоки
Моет в реке,
Инеем красит
Траву по утрам,
Песни поет
Белокрылым ветрам.
Утром стою
У скрипучих ворот,
Жду, кто из них
Ко мне в гости придет!
Ветра
Над миром осенним,
Я видел вчера:
Гуляли по небу
Цветные ветра.
Шуршали хвостами,
Гудели вдали,
По лужам,
И рекам
Несли корабли.
Играли на дудках
Из тонкого льда.
Пасли облаков
Белобоких стада.
Под вечер сошлись
Над заснувшим селом.
Уселись за лунным,
Огромным столом
И пели тихонько,
Как все мы поем,
О чем-то прекрасном,
О чем-то своем.
А утром опять
Принялись за труды
И сыпали снег
На дома и пруды…
Феномен хорошей «осенней» поэзии для детей – антропоморфизм, очеловечивание времени года
Все эти стихи принадлежат Дарье Герасимовой – современному поэту, художнику и мультипликатору. Они отражают именно детское видение осени, фантазии и размышления ребенка. Учатся они легко, а самое главное, мне кажется, – становятся определенной точкой отсчета собственных осенних сказок ребенка. Смотря на своих детей, я понимаю, что они очень похоже фантазируют, глядя в сентябрьское небо, задумчиво пуская желтые листочки в луже, наблюдая за листопадом на прогулке или за тихим отвесным дождем из окна теплой комнаты.
Еще один интересный феномен хорошей «осенней» поэзии для детей – антропоморфизм, очеловечивание времени года. Какая она – осень? Что, если бы осенний дождик был человеком? А желтый листочек, оторвавшийся от ветки? Здесь есть и детская фантазия, и серьезная литературная работа, и, конечно, глубокие и интересные художественные образы.
Вот, например, стихотворение Юрия Коринеца из цикла «Времена года»
Осень
Я слышу шум
И шорох на пороге…
Ах, это Осень
Вытирает ноги!
Я люблю ее давно,
Гостью дорогую.
Как заглянет мне в окно –
И не жду другую.
– Здравствуй, Осень! – говорю
Осени с почтеньем. –
– Хочешь, чаю заварю,
Угощу вареньем?
Любит Осень посидеть
Рядом с самоваром.
У самой – красны, как медь, –
Щеки пышут жаром.
Любит Осень платья шить,
Хлопотать по дому.
Любит в поле ворошить
Желтую солому.
Любит вволю погрустить
И поплакать вволю,
На закате побродить
По пустому полю.
Или лечь спиной к костру,
Даль окинуть оком
И Весну, свою сестру,
Вспомнить ненароком.
Любит песни распевать,
Сердцу потакая.
Что ж! Не надо ей мешать,
Раз она такая.
Всё ей, Осени, под стать.
А как натрудится,
В белоснежную кровать
Любит завалиться.
Или, например, «Осенний дедушка» Михаила Яснова – очень доброе, немного грустное и атмосферное стихотворение. По-моему, с его помощью можно утешить грустящего малыша, который не любит дождь и непогоду. Да и самому утешиться.
Ветер в небе тучи сгреб
И устал порядком.
Старый дождик – шлеп да шлеп –
Шаркает по грядкам.
Сад, как маленький, притих,
И среди растений
Бродит в шлепанцах своих
Дедушка осенний.
Он и сам промок насквозь –
Как ботва и грядка,
Но следит, чтоб всем спалось
Этой ночью сладко.
И глядит из мокрой тьмы,
И в окно стучится:
Спят ли в доме?
Спим ли мы?
Сплю.
Мне дождик снится.
А вот какой удивительный образ создала Маша Рупасова – здесь, кстати, осень традиционно отождествляется со старостью, однако без привычной в таких случаях грустной нотки.
Листочек
Кружит листик над водой.
Золотой, немолодой.
Он волнуется
Слегка,
Не обидит ли река,
Не прогонит ли река
Золотого
Старика.
Усмехается вода:
– Так и я не молода.
Но рука моя
Крепка –
Подхвачу я
Старика,
Да тихонько поплывем
Мимо осени
Вдвоем.
***
Основная примета осени для детей – это, конечно, листопад, золотые и красные листья. Здесь рождается множество образов, связанных с этим явлением, – рождается и облекается в поэтические строки.
Осина
В саду осеннем,
У дорожки,
Осина хлопает
В ладошки.
Вот почему
На той неделе
Ее ладошки
Покраснели.
(Роман Сеф)
Осень на лисе
Смотрите все: во всей красе
Несется осень на лисе.
И где лиса махнет хвостом,
Рыжеет все на месте том:
Окрасит рыжей кистью
Она траву и листья.
И станут рыжими кусты,
Тропинки, улицы, мосты,
Дома и поздние цветы…
Смотри: не порыжей и ты!
(Наталья Волкова)
Деревья осенью
Березы косы расплели,
Руками клены хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.
Все присмирело, съежилось,
Поникло, пожелтело.
Лишь елочка пригожая
К зиме похорошела.
(Михаил Садовский)
Осень
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень:
– Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
(Зоя Федоровская)
***
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах…
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летят! Должно быть, это
Улетает наше лето.
(Евгения Трутнева)
***
«Осенняя» поэзия – это благодарность Богу. Это любовь к миру – в любое время, при любой погоде
«Осенняя» поэзия – это, мне кажется, благодарность Богу. Это любовь к миру – в любое время, при любой погоде. Это внимание к деталям, умение радоваться моменту, в котором находишься, и великий талант не скучать, не ныть и не раздражаться. Думать и видеть, воспринимать всё таким, какое оно есть, – и находить в этом счастье.
А в заключение я хочу привести стихотворение замечательного поэта первой половины ХХ века Александра Введенского. Оно об осени, конечно, оно наполнено характерной для автора иронией, звуковыми экспериментами, но не только. Самое главное в нем – предвкушение зимних радостей – естественное для детства сладкое ожидание.
Осень
Провожаем, провожаем
Золотое лето,
С сенокосом, урожаем
И рекой нагретой.
А теперь приходит осень,
Долгий дождик будет лить,
А потом придут морозы,
По дворам начнут ходить.
Лягут снежные холмы
И замерзнут лужи,
Не боимся мы зимы,
Не боимся стужи.
На коньках пойдем ходить
По реке закованной,
Будем по снегу бродить
В шубы запакованы.
– Приходи, зима, скорей!
До свиданья, лето! –
Зачирикал воробей
Между голых веток.