Дивен Бог во святых Своих.
(Пс. 67: 36)
Каждый раз, поднимаясь на эту священную церковную кафедру, хотелось бы многое взять из сокровищницы божественной для вашего назидания и передать вам все это в один раз, но это невозможно. Сегодня я хочу обратить ваше благочестивое внимание не на какой-нибудь отдельный предмет церковной или духовной жизни, не на какой-нибудь отдельный догмат или нравственное учение или, наконец, на отдельное лицо, которое могло бы служить предметом назидания или почитания, а на целый сонм всех святых, от века Богу угодивших.
Нынешний, первый по Пятидесятнице, воскресный день святой Церкви, посвящается их памяти.
Хотя и каждый день в течение всего года Церковь посвящает одному, двум или трем святым, принося за них благодарственную бескровную жертву Господу Богу, величая, прославляя и ублажая их вечную память, труды, болезни, страдания и житие о Господе, усердно прибегая к их заступлению, прося ходатайства и помощи всем нам, грешным людям, еще совершающим земное поприще, она определила ежегодно первый по Пятидесятнице воскресный день посвятить памяти всем святым, от века угодившим Богу.
Святая Церковь твердо верит, что есть много таких святых, которые вели свою подвижническую жизнь в уединении, в непроходимых вековых лесах, пустынях, горах, вдали от мира и его суеты, где и скончались в безмолвии, жизнь которых – труды, подвиги, дни преставления и имена остались неизвестными; святая Церковь, не имея возможности посвятить каждому в отдельности особый день в году по неведению дня их кончины, избрала нынешний день для всеобщего их поминовения.
Вот почему на Литургии святителя Василия Великого, которая совершается только 10 раз в году, в одной из молитв после Херувимской песни священник, стоя пред престолом Господа, молится, чтобы Он помянул и всех тех, которые подвизались в горах, вертепах и пропастях земных и остались неизвестны миру.
Итак, сегодня день всех святых, от века Богу угодивших. Какой величественный и чудный день для всех христиан! Какое умилительное поминовение! Взоры земной воинствующей Церкви Христовой в нынешний день обращены к небу, к Церкви торжествующей, к сонмам святых, от века Богу угодивших, их же имена Он только знает!
Взоры эти полны радостного настроения и молитвенного упования к тем, кои сегодня так торжественно прославляются миллионами благодатных христианских сердец по всему миру земному.
Воистину «Дивен Бог во святых Своих». Целый сонм святых: праотцы, патриархи, пророки и апостолы, святители и мученики, преподобные и праведные, бессребреники и Христа ради юродивые, затворники и столпники, юношеский возраст, мужеский и старческий, праведно прожившие на земле, благодарно вспоминаются ныне Церковью, которая воссылает к ним свои поклонения и восхваления.
Воистину «Дивен Бог во святых Своих». Вы думаете, может быть, братья, что святая Церковь случайно и без всякого основания избрала этот день для прославления всех святых?
Нет. Она на это имела глубокое и весьма существенное основание.
Мы только отпраздновали великий день Сошествия Святого Духа, день Святой Троицы, и непосредственно за этим великим праздником святая Церковь посвящает всем святым именно этот день. Но почему?
Потому что все угодники Божии спаслись своею подвижническою жизнью по своей твердой вере, но в никаком случае спасение не могли получить без благодатной помощи Святого Духа, какова бы ни была крепка и велика вера их и каковы бы ни были велики их труды и подвиги. «Благодатию бо есте спасени чрез веру, и сие не от вас, Божии дар, не от дел, да никтоже похвалится» (Еф. 2: 8–9), – говорит Священное Писание.
Вот почему человек не в силах совершить земное поприще достойно званию христианина без благодатной помощи Святого Духа. Каждый день на утрене во время чтения шестопсалмия священник молится Богу, чтобы Промысл Божий руководил христиан в жизни праведно, ибо мы должны не только спастись, но и помолиться: «яко же подобает, не вемы, аще не Ты, Господи, Святым Твоим Духом наставши ны». Значит, спасение наше тесно связано с действием в нас Бога Духа Святого, и все те многочисленные святые, которых сегодня Церковь празднует, спасены благодатию Бога Духа Святого; следовательно, когда, как не теперь, поминать всех святых, когда у всех нас свежее воспоминание только что прошедшего великого дня Святой Троицы, и благодатию Коего все нами почитаемые святые спасены? Воистину великая сила благодати Святого Духа.
Братья, научимся сегодня в этот день, посвященный всем святым, дорожить и просить благодатной помощи у Бога Духа Святого, без Которого мы не в состоянии сказать хорошее слово, тем более совершить какой-нибудь благочестивый подвиг и заслужить спасения. Нет среди христиан такого, который мог бы исключительно своими усилиями спастись, без благодатной помощи Духа Святого. Христианин может обладать твердым характером, крепкой волей и намерением жить благочестиво и спастись, но все его усилия без благодатной помощи Святого Духа напрасны.
Вспомните только слова Спасителя, когда вот уже кончается второе тысячелетие, но и ныне нам всем известные: «Хулящему на Духа Святого не простится ни в сем веке, ни в будущем».
Поэтому будем всегда обращаться к благодатной помощи Бога Духа Святого: «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины… приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».
В этот великий день, посвященный всем святым, помолимся, благочестивые братья, чудному собору избранников Божиих, чтобы они явились ходатаями перед Богом за нас грешных. Хотя у нас един Ходатай за человеков – «Человек Христос Иисус, давый Себе избавление» (1 Тим. 2: 5–6), но Богу угодны ходатайства за нас грешных и Его угодников. Не сомневаясь, будем всегда припадать с теплой молитвой к их помощи, они нас услышат и придут к нам на помощь в тяжелую минуту жизни, уврачуют в болезни, утешат в скорби и печали, подкрепят в малодушии и унынии, ибо много может помочь молитва праведного.
Поминая сегодня всех святых, да не пройдет этот праздник без нашего собственного назидания. Чему можно поучиться в этот праздник? Весьма многому полезному и спасительному. Вспомним только, чем были многие святые долгие годы своей жизни.
Истрия Церкви говорит нам, что в числе святых много таких, которые были величайшими грешниками и потом сделались угодниками Божиими. Возьмем, например, царя Давида. Бывший царь-убийца и прелюбодей, а впоследствии великий праведник, который оставил миру на вечные времена чудную книгу Псалтырь, в которой он вслух всего мира оплакал свое грехопадение, давши образец того, как должно каяться грешникам всех веков. И сколько христиан, которые в Псалтыри находят для своих разбитых сердец полное исцеление и утешение!
А вот всемирные блудницы Мария Египетская, Пелагея Палестинская и Евдокия Финикийская, сделавшиеся потом величайшими подвижницами, земными ангелами. Не это ли удивительный пример необыкновенного возрождения? Из величайших общеизвестных блудниц сделаться избранницами Божиими, из бездны пороков восстать для подвижнической, ангельской жизни – воистину дело, достойное удивления и почитания.
Вот первоверховный ученик Спасителя Петр, изменник и клятвопреступник, потом слезами и троекратным исповеданием любви восстановленный в апостольском достоинстве, давший образец твердой веры. А вот жестокий гонитель веры Христовой и Его последователей Савл из города Тарса, а потом пламенный ревнитель проповеди евангельской. Апостол Павел, основавший в разных странах Азии и Европы больше Церквей, чем все остальные апостолы. Вот и наш русский князь – идолопоклонник и многоженец Владимир, потом крещеный христианин Василий, просветивший всю Русскую землю светом евангельского учения. Вот, наконец, и разбойник с высоты креста, величайший преступник и злодей, а потом достойный наследник рая. Видите ли, возлюбленные братья, какова была юность и первые года этих святых угодников Божиих? Но какая сила переродила их греховную природу! Как много из них, бывших служителей тьмы, сделались потом служителям света! «Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком» (Тит. 2: 11), которая коснулась слабого человеческого сердца, дотоле жесткого, грубого, неверного и темного, а потом коснувшейся благодатью сердце человека изменилось, отвергло дела тьмы и возлюбило свет истинный.
Не показывают ли, братья, эти немногие примеры, как могущественно действие благодати Божией на сердце человека?
Но действие благодати Божией до смерти Сына Божия не так было доступно людям, как оно сделалось по принесении искупительной Голгофской жертвы.
Но как Божия благодать действовала в те времена, она действует и теперь, ибо Господь Иисус Христос днесь и вчера тот же и во веки. Как раньше спасались самые великие грешники, так и теперь Господь «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1 Тим. 2: 4).
Все праведники до этой Жертвы сходили во ад.
Теперь благодать Божия очищает и освящает сотни и миллионы христианских душ через приобщение Святых Тела и Крови Христовых и принятие других спасительных таинств, которые прощают человека и примиряют его с Богом, делают его очищенным и святым.
Поэтому можете судить, благочестивые слушатели, как мы счастливы, что живем в ограде Православной Церкви, предоставившей нам все нужное к спасению! Как счастливы вы, наши дети и потомки, ограждаемые от коварного бурного житейского моря спасительным кораблем – святою Церковью! Не благодарить ли нам возлюбившего нас Господа за Его великую милость, оказанную всем желающим спастись и благочестиво жить о Христе Иисусе? Но жизнь эта о Христе Иисусе, жизнь благочестия и спасения, связана с испытаниями. Она ведет узким и тернистым путем, которым шли и все сегодня почитаемы святые. Многими скорбями они вошли в Царство Небесное, скорби эти неизбежны и для нас.
Но к вам, братья, стенящим под тяжелым бременем испытания, смею ли я обращаться со словом увещания и дальше нести это тяжелое бремя? В дни испытаний мир со всех сторон проповедует вам во имя своей философии оставить этот путь испытаний, забыть все прошлое и мечтать о будущем, которое будет чуждо всяких испытаний.
Да сохранит вас Господь Бог от такого необдуманного и пагубного шага! Мир вам предлагает легкий путь, полный утешения, но верьте, братья, путь этот отравит всю вашу душу и скорбящее сердце, утешения он вам не может доставить, это будет кратковременное и ложное утешение, ведущее к погибели.
Путь этот приведет вас к удрученному неизреченному горю, к отчаянию. Берегитесь этого обманчивого и соблазнительного пути со всеми его опасностями и пропастями, которого так избегали прославляемые нами все святые.
В тех ударах, которые поражают вас, в тех постоянных испытаниях усматривайте дивную любовь Спасителя, всю жизнь страдавшего под ударами сверхчеловеческих испытаний. А когда будете изнемогать по своей естественной человеческой слабости, перенеситесь мыслью в далекие пределы Палестинской Святой Земли, станьте у берега того небольшого озера, где, среди ночи плывя, апостолы в ужасе тяжкого испытания готовы были упасть духом.
Благоговейно станьте, подождите, и ваши духовные глаза откроются, и вы, подобно апостолам, услышите сладкий голос Спасителя: «Аз есмь, не бойтеся» (Ин. 6: 20), и ободренные продолжайте путь земных испытаний.
Сегодня хотелось бы без конца говорить и величать каждого из святых, ныне поминаемых, восхваляя их труды и подвиги, бдения и тяжелые испытания для нашего собственного назидания. Но их такой сонм, что не час, не два и не день-два, а годы нужны, чтобы описать все их труды и болезни, которыми они достигли Небесного Царствия.
Вспомним только одного, особенно близкого моему, думаю, и вашему сердцу, который в течение тридцати лет сосредоточил в лице своем бездонный океан мучений плоти, сердца и духа человеческого, жизнь которого была сплошной борьбой, полна горечи, ненависти, измены, болезней, опасностей и презрения мира сего.
Я говорю о пламенном ревнителе Христова благовестия, об основателе многочисленных христианских общин и Церквей в Азии и Европе, о первоверховном апостоле святом Павле. Загляните в его послания, в эту сокровищницу Христова учения, вы увидите, что тот, который имел больше всех право просить Бога прекратить чашу страданий, тот самый начинает все свои многочисленные послания с изъявления благодарности своему Богу и Спасителю. Возьмите, братья, возьмите его драгоценное завещание всем последователям Христа и учитесь у него терпению и перенесению земных испытаний, и вам бремя и иго Христово окажется не так страшным и тяжелым. А ослепленный мир, видя ваше христианское терпение, с презрением встретит вас, но вы помните слова божественные: «вси же хотящие благочестно жити о Христе Иисусе гонимы будут».
А мы, верные заветам нашего Спасителя, исполняя Его заповеди о любви к гонителям и врагам своим и подражая ныне чтимым святым, будем просить Господа, чтобы Он благословил и коснулся животворной благодатью Своею неблагодарной и распявшей Его на кресте, грешной природы человеческой и обратил ее на путь истины, дабы все едиными устами и единым сердцем славили Его Трисвятое имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
В Неделю Всех святых сказано в церкви Кишиневской митрополии 13 июня 1910 г.