Слово на Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим

Рцыте дщери Сионове: се, Царь твой грядет тебе кроток, и всед на осля и жребя, сына подяремнича.

(Мф. 21: 5)

Торжественный вход Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим перед последнею Пасхой служит полным, ясным и точным внешним выражением того характера, которым запечатлены были все Его действия и учение. В самом деле, братья, присмотримся к жизни нашего Спасителя и увидим, как Он действовал, чему и как учил.

    

Он всё достоинство человека поставлял во внутренних добрых качествах его и совсем или весьма мало обращал внимания на внешнее его положение. Соответственно этому и собственное величие Он проявлял в том, что был святейшим святых, кротким, смиренным, любящим, благотворительным, нисколько не думая и не заботясь о внешнем Своем величии, ибо как Он говорил: лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда: Сын же человеческий не имать где главы подклонити (Мф. 8: 20).

Он поистине был кротким, смиренным и любвеобильным. Так Он и людей учил жить в духе любви и кротости, в смирении, терпении и чистоте. Вообще Он и Сам любил, и последователям Своим завещал отличаться высшими совершенствами духовными, не заботясь об удобствах в жизни и не гонясь за почестями и славою мирскою, столь соблазнительными для легкомысленных. Все эти качества были выражены Иисусом Христом и в торжественном входе Его в Иерусалим. Этот вход, повторяю, служил точным внешним выражением характера всей Христовой деятельности.

В самом деле, братья, каким скромным, простым, даже убогим должен показаться людям, привыкшим к блеску и величию торжественных царских встреч, вход Господа Иисуса Христа в Свой царственный город Иерусалим!

Царь Сиона восседает не на коне, а на осленке, окружен не блестящею свитою, а бедными, простыми людьми – апостолами, сопровождается и встречается не с музыкой и воинством в блестящем вооружении, а тихими и мирными жителями города Иерусалима, простым народом, встречающим Его с пальмовыми ветвями. Тут нет блеска, нет внешнего величия. И, несмотря на эту простую обстановку, вход Господа Христа в Иерусалим воистину величествен и торжественен. Он пришел в Свой город не как царь к своим подданным рабам, а как отец к своим любящим детям. Несмотря на отсутствие внешнего блеска, Он был осенен внутренним величием, смотрел на всех с радостным лицом и глазами, сияющими святостью, благостью и кротостью. Вот почему весь народ всякого сословия и возраста приветствовал Его громкими, полными глубокого чувства и искреннего восторга кликами, встретил Его со слезами и радостью, постилал по пути Его самые драгоценные одежды свои, устилая путь пальмовыми ветвями, потрясая ими в своих руках и от чистого сердца, от всей души восклицая ему: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» (ср.: Мф. 21: 9).

Почему, возлюбленные братья, Иерусалим устроил такую торжественную встречу Господу Христу?

Ведь Он же не первый раз входит в Иерусалим, Ему приходилось и раньше бывать в Святом граде, однако в прежние годы Он не обращал на Себя никакого внимания, оставался незаметным среди толпы, а теперь – взоры всего народа были обращены на Него. Теперь Он не мог пройтись по улицам Иерусалима и быть незамеченным. На этот раз Иерусалим устроил Ему единственную, небывалую встречу, подобной которой Святой град никогда никому не оказывал; многотысячная толпа переполняла улицы, переулки и площадки Иерусалима, оглушая воздух громкими восклицаниями: «Осанна Сыну Давидову!» И это многотысячное шествие, и эти восторженные приветствия говорили жителям Святого града, что Царь Сиона идет. Это был один из самых счастливых дней в жизни богоизбранного народа, это был день народного ликования и торжества.

Но почему такую встречу и высокое внимание оказали Христу? Ведь встречи такие приличествуют только царям. Потому, братья, так торжественно Господа Спасителя встретили, что до Иерусалима еще накануне дошел слух, что Он воскресил умершего и погребенного Лазаря, сотворил величайшее чудо и этим засвидетельствовал Свое Божественное достоинство. Вот почему весь путь от Вифании до Иерусалима был занят множеством ликующего народа.

Радостное настроение многотысячного народа как будто вызвало радость некую и на лице Спасителя. Но вот близится Святой град, и когда с высоты Елеонской горы Господь Иисус Христос увидел Иерусалим, то заплакал о нем. Никто из смертных людей не мог знать причину такого резкого переворота во внутреннем настроении Спасителя, но этот плач о Иерусалиме имел глубокий смысл, значение которого Сам Спаситель открыл. Он после плача обратил взор Свой на Иерусалим и сказал: яко аще бы разумел время посещения твоего (ср.: Лк. 19: 42) – да если бы разумел, то не распял бы Сына Божия.

Да, братья мои, сегодня Иерусалим торжественно встречает Господа и поклоняется Ему как Царю и Богу, но это сделали не все; между народом были и такие, которые негодовали на Иисуса, не узнали времени Его посещения, отвергли Его и вместо царского венца преподнесли Ему венец терновый, а вместо царского трона приготовили Ему голгофский крест. Они не хотели вместе с детьми и благочестивыми жителями Иерусалима приветствовать своего Царя: они, наоборот, просили Спасителя запретить ученикам и толпе нарушать порядок и тишину шумными восклицаниями: «Осанна Сыну Давыдову».

Спаситель, как Сын Божий, как Бог, предвидел, чем кончится Его земная жизнь, Он знал, что будет вознесен на древо, и этого не боялся Он, ибо на сие и пришел; не страшна Ему мысль о смерти, и не потому Он плакал, что умрет самою позорною смертью – смертью крестною, а плакал о погибших чадах дома Израилева. Род развращенный и грешный в сегодняшний день восклицает Ему «Осанна», а через несколько дней оглушает воздух кощунственными словами, полными варварского насилия: «Распни, распни Его». Сегодня отдает Ему Божеское поклонение, а через несколько дней дерзко поднимает руку свою на Сына Божия. Спаситель не сопротивлялся, ибо Он принес на землю мир, а не меч. Но страсти людские и в самых делах, в учении мира и любви, в мирном и любвеобильном действовании Христовом находят для себя повод к кровопролитию вопреки учению Спасителя. Род человеческий не хотел и не хочет последовать Его примеру и отвращаться насилия.

Не потому Он плакал, что умрет позорною смертью крестною, а плакал о погибших чадах дома Израилева

Торжественный вход Спасителя в Иерусалим без войска и оружия, в сопровождении людей простых и мирных ясно показал, что Спаситель и прежде действовал в духе кротости, и впредь будет действовать в таком же духе и только кротость признает действительною, целесообразною мерою нравственного исправления человечества.

Этим духом кротости и должны проникаться в своем действовании последователи Христовы. Но, к несчастью, большинство их не усвоило себе Христова духа кротости. Многие во имя Его совершали и совершают страшные и мерзкие насилия.

В наше время многие ревнители блага народного, кощунственно дерзая даже именовать деятельною верою во Христа совершение ряда гнусных убийств, не останавливаются ни перед какими мерами насилия, не гнушаются обмана, воровства и иногда дерзко оправдывают свою преступную деятельность заповеданною людям Христом любовью к ближним. Да обличит и устыдит наглую ложь эту, этот обман Христос и всею жизнью Своею, и торжественным входом Своим в Иерусалим, входом кротким и убогим! Мерою возрождения человечества и улучшения его жизни Христос считал кротость, ибо она, по мирному характеру своему, не возбуждает в людях острой вражды и ненависти против себя и против всего того, что в ее духе делается. Все, что проводится в жизни мерами кротости, встречается общим сочувствием, а что принимается с сочувствием, то бывает и прочно, и благотворно! Поэтому кротость составляет великую силу, способную преодолевать всякие препятствия. Припомните, в каком положении находилось христианство в первые века своего существования среди могущественного язычества. Против христианства, только что зарождающегося, восстало язычество во всеоружии своего всемирного могущества. Оно употребляло для подавления и искоренения христианства всевозможные насильственные меры – мучения и пытки. Но христианство отвечало на все это незлобием и кротостью и не только не было побеждено язычеством, но и восторжествовало над ним, вытеснило его из греко-римского мира и само заняло место господствующей религии.

На христианах, таким образом, оправдалось обетование Христа, что кроткие наследуют землю (ср.: Мф. 5: 5). И если бы люди всегда водились духом кротости, который внушает им Спаситель, то благополучие разлилось бы на всех обильным потоком. Сам Обновитель человечества был кроток, смирен сердцем и нам заповедал кротость и смирение. Очевидно, что кротость – лучшее средство для того, чтобы водворить в общество нравственность и добродетель и упрочить его счастье и благоденствие.

В настоящий день торжественного входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим оставим и мы, братья, земные попечения, злобу и вражду и присоединимся к ликующей толпе иерусалимских жителей и пойдем навстречу нашему Спасителю и воскликнем Ему от души: «Осанна!».

Но вместо радости я вас приглашаю к плачу, и не удивляйтесь, что я вместо веселья предлагаю вам слезы. Пусть святой пророк восклицает: «Радуйся, дщи Сиона». Пусть радуется, кто может радоваться, но не мы с вами, возлюбленные друзья, ибо это пророческое «радуйся» относится к святым и чистым душам и эти чистые души должны и в настоящий, и в последующие дни и всегда радоваться (ср.: Флп. 4: 4), а нам с вами, братья мои, надобно плакать, и плакать без конца, плакать и каяться в своих грехах, пока не почувствуем благодатной силы Святого Духа, дабы дела наши говорили «Осанна», а не «Распни, распни Его».

Но мало Христу принести одно «Осанна» в этот торжественный день – такое «Осанна», несомненно, выливалось из предательского сердца Иуды и других виновных в крови Сына Божия. Мы отдадим Ему все свое существо. Отдадим Ему свои одежды, свои заботы, что любили и о чем думали в житейской тревоге, отдадим память о вчерашнем и расчеты на завтрашний день, отдадим скорби дней и счастье, которое Он нам посылает, отдадим и похвалу людскую, которая так срастается с душою, отдадим сознание достоинства и подвигов, довольство труда, успех самостоятельной мысли, отдадим все, что вырастила в душе и чем облекла ее жизнь вседневная, и останемся перед Ним наги – как младенец, с простым детским чувством, с простою детскою радостью.

Господи, пошли нам такое чувство на этот час, чтобы мы могли встретить Тебя, как нам хочется, как жаждет душа наша!

И пусть оно придет к нам опять в ту решительную минуту, когда Ты в последний раз нам явишься – взять нашу душу. Пусть тогда не останется на нас ни одного земного пристрастия, чтобы мы могли с детскою радостью встретить Тебя и сказать с последним дыханием: «Осанна Сыну Давидову!» Ей, гряди, Господи Иисусе (Откр. 22: 20).

Аминь.

Сказано в церкви кишиневской 2-й мужской гимназии 11 апреля 1910 года.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Голгофа Голгофа
Свт. Мардарий Ускокович
Голгофа Голгофа
Слово в Великую пятницу
Святитель Мардарий (Ускокович)
Он уже пригвожден к кресту, и крест водружен. На вершине Голгофы раздались последние удары молотка, и потрясенная испуганная земля ответила тысячами эхо.
Время благоприятное Время благоприятное
Свт. Мардарий Ускокович
Время благоприятное Время благоприятное
Поучение в первую неделю Великого поста
Святитель Мардарий (Ускокович)
Уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 33: 15). Покайтесь, загляните в глубокие тайники своих душ, и отыщите дела греховные, и откройте их духовному отцу, воздержитесь от всякого злого слова и дела, поучайтесь добродетели, и тогда только ваш пост будет истинно христианским постом. Каждый, не соблюдающий сказанного, напрасно постится.
О бессмертии человеческой души О бессмертии человеческой души
Святитель Мардарий (Ускокович)
О бессмертии человеческой души О бессмертии человеческой души
Святитель Мардарий (Ускокович)
Философии никогда не удастся основать веру в вечную жизнь. И человеческую душу не удовлетворит ни одна философская теория. Нужен голос с неба, который бы возвестил о вечной жизни, и Голос этот был.
Об истинной свободе христианина Об истинной свободе христианина
Свт. Мардарий Ускокович
Об истинной свободе христианина Об истинной свободе христианина
Святитель Мардарий (Ускокович)
Русский народ давно страстно желает свободы и не хочет понять, что никакая свобода невозможна без дисциплины любви, когда из любви к добру и ближним не хотят делать зла.
О терпеливом перенесении болезней О терпеливом перенесении болезней
Свт. Мардарий Ускокович
О терпеливом перенесении болезней О терпеливом перенесении болезней
Святитель Мардарий (Ускокович)
Болезнь, если смотреть на нее с богословской точки зрения, есть великое благодеяние для человека: она дает возможность человеку углубиться в сознание грехов своих и смирить свою гордую и необузданную природу.
Иерихонский слепой и Россия Иерихонский слепой и Россия
Свт. Мардарий Ускокович
Иерихонский слепой и Россия Иерихонский слепой и Россия
Свт. Мардарий Ускокович
Мы переживаем эпоху глубокого и весьма опасного кризиса, когда Евангелие не удовлетворяет блуждающих сынов народа, эпоху новых веяний, лжеучений и расколов. Но участь слепцов духовных несравненно печальнее и ужаснее слепцов физических.
Звезда Иоанна Кронштадтского Звезда Иоанна Кронштадтского
Свт. Мардарий Ускокович
Звезда Иоанна Кронштадтского Звезда Иоанна Кронштадтского
Свт. Мардарий Ускокович
Все народы всех времен на страницах своей истории золотыми буквами записывали имена гениальнейших своих сынов и в дни их кончины устраивали торжественные собрания, посвященные их памяти.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×