Техника семейной безопасности-2,
или Зачем «бояться мужа»

Итак, написав про ложный патриархат, логично было бы подумать и про здоровое семейное устройство – такое, где никто никого не «ломает об колено», однако же и некая иерархия прослеживается. Какая она, эта иерархия, и для чего нужна? В представлении светских людей она порой низведена к карикатуре «суровый православный мужик и забитая жена», так что даже поднимать в публицистике вопрос семейной иерархии – почти что не комильфо.

Однако же вопрос не только поднят, но и рассмотрен весьма подробно – апостолом Павлом. Так что если мы не хотим лукавить сами с собой, читая Новый Завет по принципу «тут мне нравится, а тут не нравится, опустим», давайте посмотрим, зачем, в конце концов, жене «повиноваться мужу»?

Большой и единый по цели и смыслу текст оказался раздерган на коротенькие «рецепты», смысл которых искажается вне общего контекста

Обыденное сознание часто оперирует несколькими яркими цитатами о семейном укладе из Послания апостола Павля к Ефесянам (то есть эфесцам) и прилагает эти цитаты к любой ситуации, которую хочется «поддомкратить» в свою пользу. Мужчины твердо усвоили, что «жена да боится мужа» и «жены, повинуйтесь своим мужьям», а женщины предпочитают помнить только «посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей» и «мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё». Так большой – на шесть глав – и единый по цели и смыслу текст оказался раздерган на коротенькие «рецепты», применяя которые вне их общего смысла семья получает совсем не то «блюдо», на которое рассчитывала.

О чем же то самое Послание апостола к эфесцам, из которого мы так любим «дергать» цитаты? Если очень коротко – о единении со Христом, любви и единстве христиан между собой. Апостол идет от общего к частному – от темы принципиального единства во Христе бывших эллинов и иудеев до темы единомыслия в конкретной христианской общине, внутрисемейного единства и любви между мужем, женой и детьми.

В каждой главе рефреном в разных вариациях звучит одна мысль, выраженная, например, так:

«…умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4: 1–2).

Это пока что обращение к христианам в целом, не только к супругам. Пятая глава, в которой речь доходит уже до узкой – семейной – темы, начинается со слов:

«Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас» (Еф. 5: 1–2).

И далее почти вся глава о любви и единомыслии, о том, как сохранить и приумножить их в семье. Именно из этой главы мужья и жены обычно выбирают себе «подходящие» цитаты. Но, прежде чем мы перейдем к роли этих цитат в общем контексте, упомяну один устойчивый миф.

Часто, пока человек не женился или не вышел замуж, он пребывает в иллюзии, что для гармоничных отношений в семье достаточно изначальных любви и единомыслия. Мол, просто создавайте семью по взаимному чувству и с единоверцем – тогда и трудностей не будет, не придется любовь хранить, растить и «вот это вот всё» скучное про терпение да смирение. Всё, мол, тогда само. К счастью, апостол Павел не хуже любого физика знал, что «само» может только катиться вниз, а путь горе требует усилий и иногда даже альпинистских навыков. Он знал, что сосуществование двух воль (мужской и женской), тронутых первородным грехом, не может «само» всегда проходить гладко, как бы сильно изначально ни любили друг друга муж и жена. И вот для того, чтобы облегчить это сосуществование, чтобы проще было возрастать в любви, апостол Павел дает отдельно мужчинам и отдельно женщинам ряд советов.

В первой части пятой главы апостол, уже ранее много сказавший о единстве, обличает мнимое единство – сиюминутное единодушие на почве интереса к одинаковым грехам: таким как блуд, пустословие, любостяжание (здесь и впрямь возможно особенное единодушие – по принципу «рука руку моет»). Такому спонтанному объединению на основе общей греховной склонности противопоставляется взаимное добродетельное служение:

«…исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием» (Еф. 5: 19–21).

Призыв ко взаимному повиновению в любви – это призыв к труду друг друга слышать и друг другу служить

Именно после этого призыва ко взаимному повиновению в любви – то есть, по сути, к труду друг друга слышать и друг другу служить – следует обращение к женам:

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви» (Еф. 5: 22–23).

Мы видим, что тема иерархии в браке в этой части текста вводится как пример, противоположный беззаконным сообществам – вполне, думается, анархическим и панибратским, – о которых сказано в начале главы. Там – сборище, основанное на сиюминутных порывах, здесь – взаимное служение, объединенное подражанием образу Христа и Церкви. Кроме того, долгий опыт наблюдения «за собой любимой» дает мне повод сделать и еще одно, немного ехидное, предположение. Думаю, апостол Павел, призвав всех ко взаимному повиновению, мог еще дополнительно обратиться к женщинам, поскольку мы уж очень любим поспорить. А тут как бы уточнение: «Да-да, это и вас касается, причем особенно вас».

Почему особенно для женщины важно послушание в браке? Посмотрим, дальше апостол ставит задачу уже перед мужчиной, причем задачу куда более сложную:

«Мужья, любите своих жён, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё» (Еф. 5: 25).

Это призыв вплоть до самопожертвования любить жену и в немощах, и в её душевных нестроениях, и в несовершенстве характера. А самому мужу при этом велено стремиться к высочайшему идеалу Христа, Который ведь говорил о Себе: «Кроток есмь и смирен сердцем».

По сути, мужьям сказали: хочешь в чем-то исправить жену – сначала умри за неё. Хотя бы образно «умри», умертвив свой эгоизм

Ниже апостол уточняет свое сравнение: Христос предал Себя за Церковь, «чтобы освятить её, очистив банею водною, посредством слова». Аналогия вообще-то страшная, ведь, по сути, мужьям сказали: хочешь в чем-то исправить жену – сначала умри за неё. Хотя бы образно «умри», умертвив эгоизм. А чтобы уж точно никто из мужчин не прослушал, апостол на протяжении еще нескольких стихов уточняет мысль:

«Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Еф. 28–31).

И вот после этих высочайших требований апостол вновь обращается к женам:

«…а жена да боится своего мужа».

Греческий глагол, который перевели словом «бояться» (по вполне понятной аналогии с выражением «бояться Бога»), имеет помимо просто «бояться» значение «чтить», «уважать». Речь здесь идет именно об уважении и почтении, а если и о страхе в прямом смысле – так это о страхе оскорбить, причинить боль любящему сердцу.

Мужу задана высокая планка христианской добродетели, значит, жена не должна в ответ «сесть на шею», превратившись в старуху из «Золотой рыбки» от его любви и заботы. Согласитесь, на фоне максималистского требования к мужчинам женщине уже как-то странно возмущаться, что «нас-де Церковь слишком закрепостить желает». По сути, нам сказали: «Дамы, Господь знает, что вы с характером, и мужу придется порой терпеть как Христу, но вы хотя бы имейте совесть: не дерзайте унижать мужа, бойтесь оскорбить любовь». Контекст дает понять, что смиренная роль «второй скрипки» в браке просто предохраняет женщину от неприглядной роли мадам Хоботовой из весьма поучительного фильма «Покровские ворота», где, как мы помним, слишком послушный муж слишком авторитарной жены – это мило, конечно, но быстро надоедает.

При этом жена – вторая скрипка, но тоже скрипка, а не канифоль для смычка. Святитель Иоанн Златоуст, толкуя отрывок про повиновение, сравнивает супругов с полководцами:

«…если они (муж и жена – Е.Ф.) единомысленны, то и дети их воспитываются хорошо, и слуги благоустроены, и соседи, и друзья, и сродники как бы наслаждаются их благовонием. Если же где бывает напротив, то там во всем беспорядок и замешательство. И как, если военачальники в мире друг с другом, то все идет как следует, а если между ними возникнет распря, то там уже не бывает порядка, – так и здесь».

Военачальники – оба офицеры. Да, они могут быть не равны по званию, но, взаимодействуя ради общей цели, оба приближают победу.

Иерархические принципы из послания к эфесцам – это своего рода «техника безопасности» для сохранения и умножения любви

В данном случае речь идет о победе любви, ведь иначе о какой любви к Богу и ближним может идти речь, если двое христиан и друг друга-то любить не научились? Речь о том, чтобы жена не разочаровалась в муже, которого сама же зачем-то привыкла ни во что не ставить. О том, чтобы муж сохранил нежность по отношению к жене, а не раздраженное: «Что мне делать со сварливою бабой?», – как происходит, если она узурпирует власть в семье. И о том, чтобы оба не растеряли элементарного уважения друг к другу, как это бывает в том случае, когда муж начинает подражать не Христу, а какому-то карикатурному образу казака с нагайкой и зычным голосом. Иерархические принципы из послания к эфесцам – это своего рода «техника безопасности» для сохранения и умножения любви. А вовсе не повод одному из супругов надмеваться над другим, размахивая правильно подобранными цитатами.

Увы, на практике многие из нас начинают искать свое «но…»:

  • «Но если муж не похож на Христа…»,
  • «Но если муж не хочет быть главой?»,
  • «Но если я точно знаю, что сделать по-моему – лучше для всех…».

И тут я прерываюсь и откладываю многообразное практическое преломление этой темы для отдельного текста, а также приглашаю высказаться и других авторов.

Елена Фетисова

9 декабря 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Виктория 3 февраля 2022, 04:06
Спасибо! этому всю жизнь учиться приходится и с детьми и со всеми родными и друзьями...
Александр Владимирович20 января 2022, 14:06
(продолжение) раскрытие ее как человека, раскрепощение ее творческих способностей. Поэтому.. Поэтому ваше прочтение и желание - понятно. Но! Но это текст того времени... И никуда от этого не деться. И тут нужен еще и современный взгляд, дополняющий апостола. Объясняющий точнее, что хоть его текст и "мужской", но слова о повиновении и любви (Еф.5. 19-21) ТЕПЕРЬ следует относить "взаимно". И за это надо бороться. Чтоб не торжествовал дух Времени. Того времени в том числе. Ваше положение и сверхзадача - сложнее. Но - верны. Хоть и прямые отсылки сомнительны.
Александр Владимирович20 января 2022, 13:42
Лена, все-таки, это послание эфесянам, мужчинам... Вряд ли тогда возможно было присутствие в собрании женщин. Поэтому-то и присутствует всегда обращение, такое неудобное сегодня - "братие". Нет прямого обращения к "сестрам". Лишь через мужей. Обращение к сестрам подразумевается по умолчанию посредством мужей, как само-собой разумеющееся... Это - дань тому времени, или, скорее, печать того времени. Поэтому все, к сожалению, гораздо сложнее... Ведь упомянутая ссылка Еф.5,19-21 - обращение к мужчинам. Как и все послание.. Скорее всего История (Промысел) подразумевает раскрепощение женщины, выход ее из полурабского состояния, предопределенного жестокостью того мужского мира,
Мария11 декабря 2021, 22:34
Я бы добавила конкретики: не обсуждай недостатки мужа с подругами и родителями не выговаривай при детях, побольше замечай доброго,а не плохого. И да, отдай руль управления кораблём семьи мужу,и с чем не согласна, делай и соглашайся из послушания ему, и по смирению такому Господь воздаст и управит,дпже если муж,как нам видится,не прав. А вообше все эти красивые слова про смирение и терпение до брака вообше ни о чем. Только опытно пожив семье начинаешь хотя бы представлять о чем это. Может к старости и научимся...
Павел10 декабря 2021, 17:06
Согласен.Написано просто и четко.
Игорь 9 декабря 2021, 12:54
Спаси Господи автора за статью. Мы с женой в браке 33 года, венчанные 30 лет. Супруга на самом деле умнее меня, у неё интуиция гораздо сильнее развита. Сам, хоть и воцерковлённый с рождения, т.е. 58 лет, всё это время постоянно исповедовался и причащался (раз в неделю), много читал и знаю опытно, но на самом деле дурак дураком, упрямый, не тонко чувствующий. Так вот, в начале нашей совместной жизни мы частенько схватывались друг с другом в словесной перепалке, и, конечно же, всегда она была права по сути, а не по букве. Но в один прекрасный момент супруга вдруг решила, что пусть всё будет по мужнему, раз уж так сказано в священном писании. И у нас стало гораздо потише, и ещё больше ценю её.
р.Б.Сергий 9 декабря 2021, 12:46
На мой взгляд,один из немногих адекватных материалов на эту тему,без привкуса феминизма или мачизма.Логически структурировано и изложено,на мой непросвещенный взгляд, с точки зрения христианства.Особенно ценно,что данная статья написана женщиной с логическим (не путать с демагогией !) складом ума.
Наталья 9 декабря 2021, 09:33
Очень хотелось бы услышать ответ на вопрос:"А что, если муж не хочет быть главой(т.е.не берёт на себя ответственность за принятие важных для семьи решений)?
Дмитрий 9 декабря 2021, 03:53
все правильно, но текст воспринимается тяжело. народу проще писать нужно
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×