Итак, написав про ложный патриархат, логично было бы подумать и про здоровое семейное устройство – такое, где никто никого не «ломает об колено», однако же и некая иерархия прослеживается. Какая она, эта иерархия, и для чего нужна? В представлении светских людей она порой низведена к карикатуре «суровый православный мужик и забитая жена», так что даже поднимать в публицистике вопрос семейной иерархии – почти что не комильфо.
Однако же вопрос не только поднят, но и рассмотрен весьма подробно – апостолом Павлом. Так что если мы не хотим лукавить сами с собой, читая Новый Завет по принципу «тут мне нравится, а тут не нравится, опустим», давайте посмотрим, зачем, в конце концов, жене «повиноваться мужу»?
Большой и единый по цели и смыслу текст оказался раздерган на коротенькие «рецепты», смысл которых искажается вне общего контекста
Обыденное сознание часто оперирует несколькими яркими цитатами о семейном укладе из Послания апостола Павля к Ефесянам (то есть эфесцам) и прилагает эти цитаты к любой ситуации, которую хочется «поддомкратить» в свою пользу. Мужчины твердо усвоили, что «жена да боится мужа» и «жены, повинуйтесь своим мужьям», а женщины предпочитают помнить только «посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей» и «мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё». Так большой – на шесть глав – и единый по цели и смыслу текст оказался раздерган на коротенькие «рецепты», применяя которые вне их общего смысла семья получает совсем не то «блюдо», на которое рассчитывала.
О чем же то самое Послание апостола к эфесцам, из которого мы так любим «дергать» цитаты? Если очень коротко – о единении со Христом, любви и единстве христиан между собой. Апостол идет от общего к частному – от темы принципиального единства во Христе бывших эллинов и иудеев до темы единомыслия в конкретной христианской общине, внутрисемейного единства и любви между мужем, женой и детьми.
В каждой главе рефреном в разных вариациях звучит одна мысль, выраженная, например, так:
«…умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4: 1–2).
Это пока что обращение к христианам в целом, не только к супругам. Пятая глава, в которой речь доходит уже до узкой – семейной – темы, начинается со слов:
«Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас» (Еф. 5: 1–2).
И далее почти вся глава о любви и единомыслии, о том, как сохранить и приумножить их в семье. Именно из этой главы мужья и жены обычно выбирают себе «подходящие» цитаты. Но, прежде чем мы перейдем к роли этих цитат в общем контексте, упомяну один устойчивый миф.
Часто, пока человек не женился или не вышел замуж, он пребывает в иллюзии, что для гармоничных отношений в семье достаточно изначальных любви и единомыслия. Мол, просто создавайте семью по взаимному чувству и с единоверцем – тогда и трудностей не будет, не придется любовь хранить, растить и «вот это вот всё» скучное про терпение да смирение. Всё, мол, тогда само. К счастью, апостол Павел не хуже любого физика знал, что «само» может только катиться вниз, а путь горе требует усилий и иногда даже альпинистских навыков. Он знал, что сосуществование двух воль (мужской и женской), тронутых первородным грехом, не может «само» всегда проходить гладко, как бы сильно изначально ни любили друг друга муж и жена. И вот для того, чтобы облегчить это сосуществование, чтобы проще было возрастать в любви, апостол Павел дает отдельно мужчинам и отдельно женщинам ряд советов.
В первой части пятой главы апостол, уже ранее много сказавший о единстве, обличает мнимое единство – сиюминутное единодушие на почве интереса к одинаковым грехам: таким как блуд, пустословие, любостяжание (здесь и впрямь возможно особенное единодушие – по принципу «рука руку моет»). Такому спонтанному объединению на основе общей греховной склонности противопоставляется взаимное добродетельное служение:
«…исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием» (Еф. 5: 19–21).
Призыв ко взаимному повиновению в любви – это призыв к труду друг друга слышать и друг другу служить
Именно после этого призыва ко взаимному повиновению в любви – то есть, по сути, к труду друг друга слышать и друг другу служить – следует обращение к женам:
«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви» (Еф. 5: 22–23).
Мы видим, что тема иерархии в браке в этой части текста вводится как пример, противоположный беззаконным сообществам – вполне, думается, анархическим и панибратским, – о которых сказано в начале главы. Там – сборище, основанное на сиюминутных порывах, здесь – взаимное служение, объединенное подражанием образу Христа и Церкви. Кроме того, долгий опыт наблюдения «за собой любимой» дает мне повод сделать и еще одно, немного ехидное, предположение. Думаю, апостол Павел, призвав всех ко взаимному повиновению, мог еще дополнительно обратиться к женщинам, поскольку мы уж очень любим поспорить. А тут как бы уточнение: «Да-да, это и вас касается, причем особенно вас».
Почему особенно для женщины важно послушание в браке? Посмотрим, дальше апостол ставит задачу уже перед мужчиной, причем задачу куда более сложную:
«Мужья, любите своих жён, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё» (Еф. 5: 25).
Это призыв вплоть до самопожертвования любить жену и в немощах, и в её душевных нестроениях, и в несовершенстве характера. А самому мужу при этом велено стремиться к высочайшему идеалу Христа, Который ведь говорил о Себе: «Кроток есмь и смирен сердцем».
По сути, мужьям сказали: хочешь в чем-то исправить жену – сначала умри за неё. Хотя бы образно «умри», умертвив свой эгоизм
Ниже апостол уточняет свое сравнение: Христос предал Себя за Церковь, «чтобы освятить её, очистив банею водною, посредством слова». Аналогия вообще-то страшная, ведь, по сути, мужьям сказали: хочешь в чем-то исправить жену – сначала умри за неё. Хотя бы образно «умри», умертвив эгоизм. А чтобы уж точно никто из мужчин не прослушал, апостол на протяжении еще нескольких стихов уточняет мысль:
«Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Еф. 28–31).
И вот после этих высочайших требований апостол вновь обращается к женам:
«…а жена да боится своего мужа».
Греческий глагол, который перевели словом «бояться» (по вполне понятной аналогии с выражением «бояться Бога»), имеет помимо просто «бояться» значение «чтить», «уважать». Речь здесь идет именно об уважении и почтении, а если и о страхе в прямом смысле – так это о страхе оскорбить, причинить боль любящему сердцу.
Мужу задана высокая планка христианской добродетели, значит, жена не должна в ответ «сесть на шею», превратившись в старуху из «Золотой рыбки» от его любви и заботы. Согласитесь, на фоне максималистского требования к мужчинам женщине уже как-то странно возмущаться, что «нас-де Церковь слишком закрепостить желает». По сути, нам сказали: «Дамы, Господь знает, что вы с характером, и мужу придется порой терпеть как Христу, но вы хотя бы имейте совесть: не дерзайте унижать мужа, бойтесь оскорбить любовь». Контекст дает понять, что смиренная роль «второй скрипки» в браке просто предохраняет женщину от неприглядной роли мадам Хоботовой из весьма поучительного фильма «Покровские ворота», где, как мы помним, слишком послушный муж слишком авторитарной жены – это мило, конечно, но быстро надоедает.
При этом жена – вторая скрипка, но тоже скрипка, а не канифоль для смычка. Святитель Иоанн Златоуст, толкуя отрывок про повиновение, сравнивает супругов с полководцами:
«…если они (муж и жена – Е.Ф.) единомысленны, то и дети их воспитываются хорошо, и слуги благоустроены, и соседи, и друзья, и сродники как бы наслаждаются их благовонием. Если же где бывает напротив, то там во всем беспорядок и замешательство. И как, если военачальники в мире друг с другом, то все идет как следует, а если между ними возникнет распря, то там уже не бывает порядка, – так и здесь».
Военачальники – оба офицеры. Да, они могут быть не равны по званию, но, взаимодействуя ради общей цели, оба приближают победу.
Иерархические принципы из послания к эфесцам – это своего рода «техника безопасности» для сохранения и умножения любви
В данном случае речь идет о победе любви, ведь иначе о какой любви к Богу и ближним может идти речь, если двое христиан и друг друга-то любить не научились? Речь о том, чтобы жена не разочаровалась в муже, которого сама же зачем-то привыкла ни во что не ставить. О том, чтобы муж сохранил нежность по отношению к жене, а не раздраженное: «Что мне делать со сварливою бабой?», – как происходит, если она узурпирует власть в семье. И о том, чтобы оба не растеряли элементарного уважения друг к другу, как это бывает в том случае, когда муж начинает подражать не Христу, а какому-то карикатурному образу казака с нагайкой и зычным голосом. Иерархические принципы из послания к эфесцам – это своего рода «техника безопасности» для сохранения и умножения любви. А вовсе не повод одному из супругов надмеваться над другим, размахивая правильно подобранными цитатами.
Увы, на практике многие из нас начинают искать свое «но…»:
- «Но если муж не похож на Христа…»,
- «Но если муж не хочет быть главой?»,
- «Но если я точно знаю, что сделать по-моему – лучше для всех…».
И тут я прерываюсь и откладываю многообразное практическое преломление этой темы для отдельного текста, а также приглашаю высказаться и других авторов.