Техника семейной безопасности,
или Патриархат истинный и ложный

Семья купца в XVII веке. 1896. Художник: Андрей Рябушкин Семья купца в XVII веке. 1896. Художник: Андрей Рябушкин

«Широко известна в узких кругах» одна специфическая претензия к православным. Суть её в том, что именно-де мужья-христиане склонны к построению «тиранических абъюзивных отношений», а жены-христианки терпят это безобразие годами, просто никому не рассказывают. Эти интересные мысли я сначала прочитала у одного психолога, потом еще у парочки, и подумала: «Что за бред, где вы видели таких невменяемых, каких описываете?» Но потом жизнь стала подкидывать мне иллюстрации.

Например, пару лет назад мы с мужем-священником в качестве людей «пишущих» пришли в одно молодежное православное сообщество беседовать о церковной публицистике. Супруг провел меня в аудиторию, пошутив, что он в нашей паре будет за косноязычного Моисея, а мне хотел бы предоставить слово, как более говорливому «Аарону». И вот, мы пообщались с православными юношами, будущими миссионерами, разошлись и уже забыли о встрече…

А потом на службе в каком-то храме к мужу подошел парень-алтарник, один из участников беседы.

Покровительственно взяв под локоток, «юноша бледный со взором горящим» отвел моего супруга в сторонку (кто представляет рост-выправку-бороду отца Димитрия, тому должно стать уже смешно). А дальше больше — молодой человек вежливо, но серьезно сообщил отцу Димитрию:

– Мы тут обсудили с ребятами: вы, батюшка, неправильно ведете себя с матушкой, как подкаблучник. Вы же неплохой священник, мы вас уважаем, но так нельзя, это соблазн для паствы!

Когда отец Димитрий рассказал мне сей дивный анекдот и мы вдоволь отсмеялись, то стали гадать, что же так «соблазнило» молодых людей. Может, «западническая» галантность, с которой он мне после встречи пальто подавал? Или «роль Моисея»? Мы решили, что, наверное, последнее. Вероятно, встречу с «батюшкой и матушкой» молодые люди представляли более эпично: суровый бородатый батюшка должен был пламенно вещать, постукивая туфлей по столу, а его супруга в платочке «в нахмурку» – почтительно стоять за спиной, не дерзая присесть от избытка почтения.

Это было эффектное подтверждение того печального факта, что в головах некоторой части православного мужского сообщества, пусть не очень большой (но все же), до сих пор живет какой-то полуанекдотический образ извращенного «патриархата». И «патриархат» такого типа родом не столько из христианства, сколько из традиционного уклада древневосточных деспотий. А на дворе – давно не 1990-е, когда еще можно было списать любую карикатуру на нехватку книг и церковного образования.

«Патриархат» такого типа родом из традиционного уклада древневосточных деспотий

Но смеяться над подобным анекдотом можно только до тех пор, пока такой юноша не женился и не начал «туфлей по столу» бороться за имидж «православного патриарха» из собственных фантазий. Еще лет 40 назад это стало бы рождением несчастливой семьи, недостойной высокого звания «осколка рая» – а именно таким «осколком», заповедником любви должна быть в идеале христианская семья. Но спустя время «патриарх» мог бы повзрослеть, поумнеть и поумерить гордыню, семья могла бы прийти к своему идеалу (а могла бы и не прийти). Сегодня же и вовсе никакой семьи у него просто не останется: юный патриарх не успеет повзрослеть и пересмотреть свои взгляды до того, как жена его просто сбежит. Ведь женщина, в свою очередь, сегодня находится под влиянием «абьюзивной парадигмы», то есть готова в любой глупости и инфантильной агрессии видеть сразу абьюз (семейное насилие) и спасаться бегством. Иногда, впрочем, не зря.

Как сделать, чтобы было по-другому? Чтобы юные христиане строили свои семьи как красивую иллюстрацию слов Господа «Нехорошо быть человеку одному», а не как поле битвы «кто кого первый возьмет под каблук»? А вот с этим сложно.

Свежий пример той каши, что варится порой в головах верующих мужей, – реальный вопрос священнику в соцсети:

«Могу ли я применить силу ради христианского наставления жены? По-хорошему она не понимает».

Священник ответил такому «наставнику»:

«Христианское наставление свершается терпеливо и с любовью, а не грубой силой. Жена не раба ваша, а богоподобная личность и мать ваших детей, доверившаяся вам для пожизненного о ней и о чадах ваших попечения и заботы. Гнуть её мнение на свой лад можно, но бережно, добрым словом, чтоб не сломалась. В этих вопросах ‟не понимают”, если не хотят понять, а от вашей грубости желания склоняться навстречу вашим инициативам у неё не прибавится».

Но отвечающий – монах, игумен монастыря, и я прекрасно понимаю, что вопрошавший, скорее всего, скажет себе: «Да у него просто нет жены, ничего-то он не понимает!» И пойдет искать себе советчика из числа каких-нибудь психически травмированных жизнью со «злой женой», который ответит ровно то, что от него хотят услышать.

Насколько легко монахи дают советы о семейной жизни, настолько тяжело уговорить семью поделиться «рецептом» счастья

Поначалу я вынашивала идею – сделать, в пику подобным умонастроениям, серию интервью со счастливыми священническими семьями, – но мало преуспела. Насколько легко монахи и целибатные клирики дают советы о семейной жизни, настолько тяжело уговорить семью поделиться «рецептом» счастья. Молодые и «необстрелянные» еще согласны давать интервью, а с возрастом многих накрывает смиренное «я знаю, что ничего не знаю». А еще люди боятся искушений. Тут действительно возможно «двойное комбо» после публикации: и дух тонкого тщеславия нет-нет, да подкрадется, отравляя семейное спокойствие, и вообще, для лукавого большая победа и амбициозная цель – разрушить семью, на которую уже начал кто-то равняться.

Получается, часто адекватные, мудрые и любящие друг друга люди отказываются от публичности наотрез, либо соглашаются, но скромничают, и как таковой информации выдают достаточно немного. Причем особенно мало информации о преодолении неизбежных трудностей и о «притирке» первых лет совместной жизни, поскольку счастливая семья со временем просто забывает про эти трудности.

Отец Александр с супругой Ульяной Сергеевной (ур. Осоргиной) на Сергиевском подворье в Париже. Пр. 1951 г. Отец Александр с супругой Ульяной Сергеевной (ур. Осоргиной) на Сергиевском подворье в Париже. Пр. 1951 г.

Ну и, конечно, любое интервью, любая современная телепередача о христианской семье иными ревнителями «древнего патриархата» воспринимается скептически, в стиле: «Все они модернисты, а вот то ли было раньше»! Но что было раньше? При внимательном рассмотрении концепции мужского «ультрапатриархата» становится понятно, что речь отнюдь не о «древнем идеале, заповеданном предками». Речь, скорее, об идеалах определенной социальной прослойки прошлого, самой необразованной.

Современные неофиты чаще всего христианство ассоциируют с крестьянством. А значит, заимствуют именно крестьянские моральные нормы и бытовые обычаи

Мне нравится остроумная мысль, что современные неофиты чаще всего христианство ассоциируют с крестьянством. А значит, заимствуют именно крестьянские моральные нормы и бытовые обычаи. Именно в этой среде было нормально «ломать жену об колено» и прочие прелести безбожных отношений с ближними, хорошо отраженные в русской литературе (из страшного могу рекомендовать чеховскую повесть «В овраге» или «Юдоль» Лескова). Это в целом понятно – когда речь о банальном выживании, не до сантиментов с идеалами. Но даже здесь – речь не о крестьянстве вообще: оно было весьма неоднородно, хотя именно в крестьянской среде в силу недостатка образования максимально долго сохранялись и процветали языческие суеверия. Кстати, не только на Руси: слово «поганый» в значении «языческий» пришло к нам, вероятнее всего, из Рима, ведь на латыни «язычник» («паганус») – это просто наименование земледельца.

А поскольку после революции нашу страну ждала «социальная однородность» с равнением на понижение, то и нормы внутрисемейного общения тоже стали весьма однородными – по нижней границе нормы, скажем так.

А как выглядела счастливая христианская семья в образованных слоях общества? У нас есть пример святых Царственных мучеников, но давайте специально обратимся к ситуации социально более к нам близкой. Возьмем семью священника и его жены, воспитанных в дореволюционной образованной, но небогатой среде, оставивших нам свидетельства действительно счастливой и богоугодной жизни. Например, семью протопресвитера Александра Шмемана.

Конечно, «ультрапатриархальный» читатель и тут волен воскликнуть: «Да он модернист!», но не всё так просто. Для религиозной и культурной среды Америки, в которой отец Александр служил большую часть жизни, он был более чем консервативен – это во-первых. В отношении семейных ценностей и «женского вопроса» он был бесспорный традиционалист. Жена же его, Ульяна из рода Осоргиных, была прямым потомком святой праведной Иулиании Лазаревской (Осоргиной). Род ее на протяжении веков сохранил церковность самую истовую, религиозную жизнь глубокую и пронизывающую все сферы существования.

И Александр, и Ульяна родились в Европе в семьях дворян-эмигрантов, были воспитаны в дореволюционной православной традиции. В мемуарах Ульяна многократно вспоминает, каким восторженно-рыцарским было отношение ее отца к ее матери, как нежно любил он детей. Её детство прошло в бедности и нестабильности эмигрантской жизни, но бедность эта никоим образом не озлобила родителей, и воспоминания детства Ульяны Шмеман – воспоминания о бесконечной любви, радости и свободе. Эта атмосфера любви и доверия, с детства воспринятая в семье, помогла Шмеманам и в собственную семью сразу же привнести дух взаимного доверия и свободы, которые отражены в мемуарах Ульяны Шмеман «Мой путь с отцом Александром» и в её сборнике «Радость служения».

Воспоминания детства Ульяны Шмеман – воспоминания о бесконечной любви, радости и свободе

Была ли семья отца Александра патриархальной? В евангельском смысле – да. Их молодые годы прошли в оккупированном немцами Париже, затем состоялся сложный переезд с маленькими детьми в Америку – в бытовом плане это был переезд «в никуда». Хорошо видно, что Ульяне как женщине пришлось много смиряться с бытовыми трудностями, но что пастырское служение супруга она всегда ставила выше всех этих трудностей. В дневниках отца Александра видно, как много он думал о жене, поддерживал и сочувствовал ей, как много у них было самого близкого общения и как прислушивался он к её мнению. Когда бытовая сторона жизни наладилась, а дети подросли, супруга отца Александра много работала, и еще на ее плечи ложился прием бесчисленных чад, коллег, соратников и почитателей её мужа. По воспоминаниям детей, она несла свое служение с радостью и вдохновением. При этом сама себя она с некоторым сожалением называла человеком авторитарным, а у отца Александра в дневнике есть забавная запись о том, что «счастливые мужья – подкаблучники».

У отца Александра в дневнике есть забавная запись о том, что «счастливые мужья – подкаблучники»

Правда, из мемуаров понятно, что в семье её «авторитарность» выражалась в том, что Ульяна чаще супруга брала в свои руки инициативу по выбору кафе для ужина вдвоем или маршрута для совместной прогулки. А его авторитет проявлялся, например, в решении переехать за океан и уговорить на этот переезд жену, которой, кстати, пришлось за океаном оставить и родителей, и всю мало-мальски родную среду. Но они были счастливы, единодушны и сознательно берегли всю жизнь свое единодушие. Думаю, из описанного следует, что с точки зрения «древневосточной деспотии» эта семья была «недостаточно» патриархальной, поскольку никто никого «об колено» не ломал и «знать свое место» не требовал.

***

Что ж, если этот пример выглядит недостаточно авторитетно для тех, кто верит, что патриархат – это про агрессию и властолюбие, обратимся к более древнему представителю Церкви – святителю Иоанну Златоусту. Его взгляды на семейный вопрос недавно прекрасно систематизировала Анна Сапрыкина. Мне же остается привести лишь пару совершенно исчерпывающих цитат. Вдруг кто-то из «юношей бледных со взором горящим» сочтет хотя бы святителя достаточно авторитетным толкователем евангельского семейного идеала:

«И вам, мужья, скажу: никакой проступок не должен вынуждать вас бить свою жену. Что я говорю – жену? Благородному мужу непозволительно бить даже служанку…

Подлинно, крайне беззаконно – сообщницу жизни, издавна разделяющую твои нужды, позорить, как рабыню. Такой муж, если только можно назвать его мужем, а не зверем, по моему мнению, равен отцеубийце и матереубийце… не крайнее ли безумие оскорблять ту, для которой Бог повелел оставлять родителей? …Жена, скажешь ты, поступает дерзко? Но вспомни, что она – жена, слабый сосуд, а ты – муж. Ты для того и поставлен над ней начальником и главой, чтобы сносить слабость подчиненной».

«Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви… Он (страдал за Церковь), отвращавшуюся от Него и ненавидевшую Его…».

«…общницу жизни, мать детей и виновницу всех радостей нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, но любовью и расположенностью. Что за супружество, когда жена трепещет мужа? Каким удовольствием может насладиться муж, который сожительствует с женой как с рабой, а не как со свободной?»

Насилие и бессмысленное властолюбие – это та часть жизни, в которую человек сознательно не захотел пустить Христа

Приведенных отрывков, думаю, достаточно, чтобы опровергнуть ряд мнений, будто бы именно религия и Церковь «провоцируют» семейное насилие в религиозных семьях, и всё зло «от патриархата». Нет, насилие, неуважение и бессмысленное властолюбие – это та часть жизни, в которую человек сознательно не захотел пустить Христа, предпочитая руководство собственной гордыни в построении «патриархата» таким, как диктуют его страстишки и «детские психотравмы». При этом заметим, что идеал добровольного (по любви и благодарности) подчинения воли жены воле (благой воле!) мужа святитель Иоанн не отменял. Это про патриархат без кавычек – такой, каким он должен быть, чтобы не стать печальной карикатурой.

Елена Фетисова

2 декабря 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Гость13 февраля 2022, 17:03
А как Церковь относится к бракам: муж-инвалид - здоровая жена? Или к таким бракам, где муж моложе жены?
Владимир 7 февраля 2022, 11:21
Так и так ясно, что бить и проявлять любое насилие никак не может быть по христиански, так как по страстям и греховно. С другой стороны именно женщинам по их немощи и уследованной от Евы, падшей природы, свойственно командовать, что всё было по их и никак по-другому, властвовать и тд., Когда спрашиваю у своих подопечных: кстати, в семье кто глава? Вы по-прежнему, ну а кто? Конечно я, вытравить из себя это никак не получается. Отвечаю: значит продолжаете подпитывать своё тщеславие и гордость и погибаете, поэтому и страсти не ослабевают. Мужья современным, ох как сложно приходится, но их обязанность как раз в том и состоит, чтобы "Еву" тормозить, что непросто, "Евам" же спасительно смиряться.
Татьяна Николаевна21 января 2022, 23:04
Тема очень актуальная, и из опыта могу сказать, что мужчин, поддерживающих семейную иерархию в смысле полного подчинения жены воле мужа, очень много. Мало того, находятся такие, которые предлагают узаконить(!) такие отношения в семье. То есть заставить жену подчиняться мужу соответствующим законом, который в будущем должен быть разработан. И такое предложение многими мужчинами поддержано прямо двумя руками! Обсуждение происходило в политическом чате, так что сторонников такого закона нашлось немало. Проблема серьёзная! Выскажу своё отношение к этой теме.
Виктор12 декабря 2021, 19:19
Я только не очень понял, при чем тут повесть Чехова "В овраге". Ведь в ней главный злодей женщина, а мужчины жертвы.
Елена 8 декабря 2021, 23:52
Елена, благодарю за статью. Очень нужная тема. Настоящие мужчины и так все понимают, а псевдоправославные, считающие себя Царём и Богом в семье, к сожалению, не поймут... и будут кивать на женщин, православных феминисток) . Таких не перевоспитаешь уже, гордости через край.Что же нужно женщине, чтобы быть счастливой в семье, прежде всего любящий супруг-истинный христианин,на деле, а не на словах
Петр_ 3 декабря 2021, 21:36
Позвольте привести врезавшийся в память рассказ одного старика-офицера. В 60-е годы он как-то будучи в новенькой лейтенантской форме в полупустом автобусе вскочил с сиденья, уступая место вошедшей пожилой женщине, и вдруг был ошеломлён её искренним и повелительным: "Сиди, сынок, сиди". И только через минуту, полную смущения и смятения (женщина осталась стоять и всё смотрела на него, как-то любяще и строго, а в автобусе стало тихо-тихо), он вдруг понял, почему - городок его первого места службы во время войны больше года был в ОККУПАЦИИ. Пожалуйста, попробуйте услышать эту историю: читательницы - для себя, читатели - для себя.
Евгения 3 декабря 2021, 16:40
Когда мы с мужем только поженились, духовник (как я потом узнала) дал ему очень мудрый совет - никогда не продавливай свою волю, не старайся добиться послушания жены; если ты будешь вести себя как мужчина, все само встанет на свои места. Так оно и получилось. Я со временем поняла, что у мужа гораздо лучше работает "приниматель решений")) И было пару явных уроков от Господа)) Не могу сказать, что я идеально послушная жена, но муж для меня большой авторитет и если наши мнения в важных вопросах расходятся, право решающего голоса принадлежит ему.
Дмитрий 3 декабря 2021, 16:03
Думаю, что с рукоприкладством для большинства христиан понятно, что это не хорошо. А вот с командованием в семье и руководством думаю, что "командир", независимо, муж или жена, должен отвечать за результаты своего руководства. И знать свои силы и возможности. Увы, часто такой связи не наблюдается- руководит один, а расхлебывает другой... Впрочем, любовь и терпение все покрывают, и жизнь вразумляет...
Дмитрий Собриевский 3 декабря 2021, 13:53
Спаси Господь! И повод отличный выбран для статьи.
Марина Анатольевна 3 декабря 2021, 11:04
Счастье семьи - Е Д И Н О Д У Ш И Е, "плоть и кость" - Царствия Божия не наследуют, а душа по природе христианка. А разве Христос хоть раз позволил себе ударить женщину? Только торгующих в храме его Отца.
Анна Гнатюк 3 декабря 2021, 10:44
Спасибо! Важно напоминать, что христианин не может быть агрессивным ни под какими предлогами. Но если слова святителя Иоанна Златоуста - пустой звук для такого мужа, то он сам себе мерило нравственности, увы. И остаётся только держаться подальше.
Алексей 3 декабря 2021, 09:33
Спасибо Вам, матушка Елена, за поднятую в статье очень актуальную тему! Также отдельно хотелось бы отметить Ваш литературный дар - пишете прекрасно! Однако, хотелось бы (возможно в развитие темы в следующей статье) узнать Ваш взгляд на взаимоотношение супругов в семье в целом. Какими они должны быть? Где условные "границы" и "зоны ответственности" мужа и жены? Каковы "права и обязанности сторон" (простите за юридическую формулировку)? И какое всё-таки место должна занимать православная жена рядом с мужем при условии, что он действительно верующий, православный, воцерковлённый и богобоязненный человек, деятельно несущий ответственность за семью, членов которой он искренне любит и уважает?
Анна 3 декабря 2021, 04:52
А мне статья очень понравилась. Благодарю многоуважаемую Елену. Непритворно рада, что как написали другие читатели, в простых (крестьянских) русских семьях царили любовь и взаимоуважение. Но не всем так повезло! Я выросла в семье похожей на плохие примеры из статьи. Вероятно совсем не удивительно, что ни я, ни моя сестра не создали собственных семей. Пишу об этом не ради каких-то жалостливых чувств, а просто констатирую факты. Здесь уместно сказать «сытый голодного не разумеет».
Сергей В. 2 декабря 2021, 21:26
После чтение такой стать хочется написать другую. О набирающем обороты православном феминизме.
Екатерина 2 декабря 2021, 21:13
Статья прекрасная, критика ожидаемая, отцу Димитрию и матушке Елене - многая и благая лета!!!
И. 2 декабря 2021, 19:23
Откуда познания о древней восточной деспотии? Женщина, и не только на Востоке (который тоже очень разный), была ограничена в экономических и общественных отношениях, однако не в собственном доме. Подобные представления о "восточной деспотии" того же порядка, что о "патриархате" у части современных православных. О традиционных отношениях крестьян в семье как источнике абьюза просто нонсенс. Скорее уж крестьяне с господ пример брали, как срываться на слабом и бесправном, столетия крепостного права "научили". И святитель не зря сравнивает жестокое отношение мужа к жене с искаженными отношениями слабой рабыни и сильного хозяина. Сочетание силы с безнаказанностью источник абьюза в любом сословии.
Константин 2 декабря 2021, 17:37
Целое - больше частей. Соответственно семья - это больше чем мужчина и женщина по отдельности. Тот кто этого не понимает, ценя свою индивидуальность (без кавычек), мужскую или женскую - без разницы, тот и есть модернист. К сожалению, это модернисты по неведению, и их большинство среди нас. И тянется такое воспитание не советских времен даже, а аж с 18-19-го века. Что касаемо современного видения семейных отношений в крестьянской семье - обыкновенным анахронизм, то есть перенесение современности в ту эпоху. Знаменитый "домострой" писался дворянством, для дворянства, и соблюдался дворянством до эпохи Петра - 1-е и 3-е сословие к его соблюдению никакого отношения не имели, разве что купцы.
Александр 2 декабря 2021, 17:02
Спасибо за прекрасную статью.
Муж глава жены ТОЛЬКО пока Глава мужа Христос.
А те кто смеет на супругу поднимать руку, это не христиане и просто не мужчины. Говорю как отец пятерых детей, в том числе трёх девочек.
Это же кем нужно быть, чтобы своё неумение управлять даже собственной семьёй компенсировать насилием?
Это безответственность, разрушение домашней Церкви, которую тебе, Бог доверил. Ты защищать, кормить, заботиться должен, а вместо этого причиняешь страдания.
Если ты любишь и заботишься, принимаешь решения за которые сам отвечаешь, то любая жена, даже вздорная, будет с радостью тебя слушаться. Делай, а не выпендривайся перед женщиной.
Александр 2 декабря 2021, 15:31
Доброго дня. Чем не угодили крестьяне не знаю. Все мои предки крестьяне.Люди трудились и много, а когда работы много пить и командывать некогда. Вот колхозников отец не любил у него на то наверное были причины. Знаю только что совместная общая работа воспитывает уважение в семье друг к другу.Так у нас было. Было хозяйство небольшое и немаленькое. Хозяйство кормило.Здесь не спрячешься и всё видно. Про насилие в семье уже слышал сегодня от психолога одного. Чтобы всё толерантно и тд.Не знаю, но чем больше в семью лезут юристы тем она несчастней. Молодому человеку советы давать, конечно, лишнее, не его это дело, кто в чужой семье что и как сказал. Это семья. Заведи свою и всё сразу поймёшь.
Сергий 2 декабря 2021, 14:55
Хорошая статья, как по мне все и так очевидно, что жену нужно любить и уважать и не совершать над ней никакого насилия, только в таком случае возможна полноценная совместная жизнь, а принуждением даже кошку не заставишь в лоток сходить :) что уж говорить о людях. 1Кор. 7:3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена — мужу. 1Кор. 7:4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. 1Пет. 3:7 Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.
Анна 2 декабря 2021, 14:38
первая статья из серии была очень удачная.а дальше пошло по нисходящей - всё хуже и хуже... прибавилось юмора, убавилось точности и тонкости... к большому сожалению... Елена, зачем? Краткость - сестра таланта.
Ольга 2 декабря 2021, 12:39
Уважаемая Елена, а на какие источники ссылаетесь при утверждении о необразованности крестьян, о качестве их семейных отношений? Или жители деревни, сотрудники сельскохозяйственных предприятий автоматически не умеют читать и любить, если по Божьему промыслу они сеют и собирают хлеб? Земледелец - это единственная профессия, владея которой даже в совершенстве, можно прослыть неучем и выслушивать от представителей других профессий претензии. Если бы дела обстояли так, как описывается в статье, наверное, крестьяне не смогли бы вырастить будущего ПАТРИАРХА Тихона Белавина, священников, святых. И с каких пор Господь стал Господом только тех, кто не живет в деревне? Больно.
Елена О. 2 декабря 2021, 12:29
Надеюсь батюшка нашёл что сказать молодому человеку из Писания и Предания. А не из истории западных демократий).
Павел Завгородний 2 декабря 2021, 11:38
1. С темы, однако, свернули. Дело в том, что все речи про этот самый "абъюз" имеют целью само понятие семьи дискредитировать. Ещё действует юридически Семейный кодекс, и до демонтажа семьи как общественного института должно быть открыто множество "окон Овертона". Первое - это обсуждение, признание факта. И потихоньку, несмотря на разницу между теми, кто во всем обвиняет мужей и теми, кто во всем обвиняет жён, договорятся люди до той мысли, что и нечего цементировать эти семейные узы, коли и жену и мужа (да и детей потом) может так переклинить, что семья станет опасным местом, там, где "все друг друга насилуют физически, психологически и экономически".
Игорь 2 декабря 2021, 10:22
Спаси Господи. Хорошая статья. Очень своевременно.
Александр 2 декабря 2021, 09:53
Древневосточные деспотии тут упомянуты не к месту поскольку всегда и везде - вплоть до конца 19 века, в том числе и в Европе, женщина состояла в подчиненном отношении к мужчине и была резко ограничена в правах. И дело тут не в деспотиях, а в том, что в обществе, не достигшем определенного уровня благосостояния, каждый член его оценивается по тому вкладу, который он может внести в выживание общества. Ну не может женщина пахать землю, воевать, ковать железо, охотиться.Может, но очень плохо. Отсюда и отношение. Когда же общество богатеет, то в нем появляется снисходительность к ранее ущемленным членам, появляются возможности для их возвышения. Так что причины неравноправия сугубо рациональны.
Людмила Селенская 2 декабря 2021, 02:18
Бабушка рассказывала, как росла она в деревне под Рязанью, что мужики там почти не пили, жен не били. Рассказывала про свою мать, про двух бабушек, и у меня сложилось впечатление, что командовали именно бабушки. Особенно прапрабабушка Ваня по прозванию Прокурор. Все ходили к ней советоваться. Если гостя встречал муж, она говорила ему: Молчи, Вася, говори : Я ничего не знаю! Тихому дедушке Васе того и надо было. Уж на что мой дед Иван был бесстрашный человек, герой, но в быту подчинялся бабушке. На бабушке было все. Он с 29 лет инвалид - туберкулёз, последствия войны. Он уезжал в санаторий, все было на бабушке. Вставала в4 утра, шла на работу. Какие нежные письма писал дедушка ей.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×