Москва, 24 января 2022 г.
Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, заместитель главы Всемирного русского народного собора, первый проректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. Щипков, подводя итоги минувшего 2021 года в программе «Стратегия» на радиостанции «Вести FM», назвал создание Патриаршего экзархата Африки (см. журнал № 100 заседания Священного Синода от 29 декабря 2021 года) эпохальным событием необычайной духовной и религиозной значимости, передает Патриархия.ru.
В беседе с ведущей передачи «Стратегия» Анной Шафран Александр Щипков отметил также цивилизационный аспект решения Священного Синода: «Произошло неожиданное продвижение православной идентичности».
«Александрийский Патриархат (Александрийская Православная Церковь), расположенный на Африканском континенте, — одна из старейших Церквей. У нас всегда были превосходные отношения, совсем недавно оттуда регулярно приезжали гости, и вдруг эта Церковь не просто стала поддерживать украинских раскольников, но даже начала с ними сослужить. В Православной Церкви есть строжайшие правила — каноны: если кто-то из епископов служит Литургию вместе с сектантами, раскольниками, то он и сам становится раскольником. С этой точки зрения, когда духовенство Александрийского Патриархата начало служить вместе с такой раскольнической структурой как неканоническая церковь Украины (т.н. «ПЦУ»), которую возглавляют люди, не имеющие епископского сана, то есть самозванцы, то такой Патриархат автоматически стал раскольническим», — прокомментировал события первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
«На Африканском континенте находится порядка 300 православных приходов. После того, как 29 декабря 2021 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение образовать Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий, в юрисдикцию Русской Православной Церкви были приняты 102 священнослужителя Александрийского Патриархата из восьми стран Африки после их соответствующих прошений. То есть 102 прихода буквально попросились войти, а точнее остаться в законной канонической Церкви», — уточнил А.В. Щипков.
«Такова система управления в Православной Церкви. Если часть приходов находятся в далеких пределах, в иных странах, то создаются экзархаты — специальные управленческие структуры. Патриарший экзархат Африки возглавил владыка Леонид, ему дан титул "Клинский"», — добавил первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Создание экзархата Русской Православной Церкви в Африке повлечет за собой огромное количество дальнейших шагов, считает А.В. Щипков. Возникает необходимость подготовки священников, обучение нужно будет организовать как на базе российских духовных школ, так и открывать местные учебные заведения. Важно будет наладить благотворительную деятельность, поскольку Русская Церковь активно занимается социальным служением.
Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ отметил, что потеря Александрийским Патриархатом влияния на своем континенте вызвана целой цепью событий, начиная с поддержки США украинской автокефалии, признанием Элладской Церковью не только «ПЦУ», но и недавним откровением ее представителя о ее сотрудничестве с Госдепом. Что же касается Патриарха Александрийского и всея Африки Феодора II, то он признал раскольническую «ПЦУ» и внес имя ее главы Епифания Думенко в диптих еще в 2019 году. «Если Бог хочет наказать человека, то он лишает его разума, — сказал А.В. Щипков. — Однако, с духовенством и людьми, которые по-настоящему преданы Православию, этого, конечно же, не может произойти».