В окружном послании Патриарха Александрийского утаивается правда!

Николай Маннис

Источник: Патриархия.ru

    

Статья Николая Манниса, опубликованная на сайте Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, посвящена недавно обнародованному окружному посланию Патриарха Александрийского Феодора II.

В недавнем окружном послании, которое опубликовал Патриарх Александрийский Феодор[1], к сожалению, утаивается правда.

А именно:

1. Весьма правильно отмечая, что «первоначально христианский мир был организован на основе пяти Патриархатов», т.е. Римского, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, он ошибочно пишет, что «в западном христианском мире первопрестолием (первым местом) обладает Римский Патриархат, а в Восточной Церкви равное место занимает и пользуется правами первопрестольной кафедры среди других древних Патриархатов Константинопольский Патриархат (Новый Рим)».

А вся правда в том, что до Раскола 1054 года (когда Римский Патриархата откололся от Церкви и стал схизматической парасинагогой, как учат святые отцы, но с чем, очевидно, не согласен Патриарх Феодор) равными были все пять Патриархатов, и первопрестолие относилось всего лишь к совершенно формальному элементу порядка и очередности, не имея никакого отношения к Первенству власти над всей Церковью (как мечтали римские паписты, а сегодня мечтают новые константинопольские паписты)!

Итак, Патриарх Феодор по сути искажает Пентархию[2], которая представляется им как Двуначалие (Рим на Западе и Константинополь на Востоке)!

К тому же налицо родство этой теории Двуначалия[3] с еретической теорией «двух легких» [4].

2. Также вполне правильно замечая, что в давние времена «православный мир был разделен на эти четыре Патриархата (и Кипрскую Церковь), а их географические границы были проведены, ясны и понятны», Патриарх Феодор не раскрывает, какими были эти границы, доходя до того, что отстаивает совершенно ложные границы, как Константинопольского Патриархат (как будто бы термин «Вселенский» является не просто почетным титулом, а якобы означает власть над всем миром), так и Александрийского Патриархата, распространяющего свою юрисдикцию «на все Африку и ее острова»!

Поскольку Патриарх Феодор не приводит решения Вселенских Соборов, которые ясно указывают на границы юрисдикции, в частности, этих двух Патриархатов, мы процитируем здесь указанные решения, чтобы доказать, что распространяется ложь:

I) Своим 6-м правилом[5] Первый Вселенский Собор определил в качестве юрисдикции Александрийского Патриархата Египет, Ливию и Пентаполь (как называлась тогда Киренаика — восточное побережье нынешней Ливии, граничащее с Египтом).

II) Своим 28-м правилом[6] Четвертый Вселенский собор определил в качестве юрисдикции Константинопольского Патриархата Понтийскую область (т.е. Понт до Трапезунта[7]), Азиатскую область (западная Малая Азия до Памфилии, потому что восточная Малая Азия еще входила в состав Антиохийского Патриархата[8]) и Фракийскую область (либо всю провинцию Фракию со всеми лежащими к западу митрополиями «до самого Диррахия», как толкует Вальсамон[9], или, как толкует Зонара[10], только Фракию в географическом отношении без митрополий, «т.е. Македонии и Фессалии, Греции и Пелопоннеса, и т.н. Эпира и Иллирика», которые относились тогда к юрисдикции Римского Патриархата). Кроме того, этот Четвертый Вселенский Собор тогда же передал в юрисдикцию Константинополя и духовную власть над варварами, проживавшими рядом с указанными областями, т.е. аланами (к востоку от Понтийской области) и русами (к северу от Фракийской области) [11].

3. Патриарх Феодор продолжает: «В новейшее время некоторые народы, которые приобрели собственные государства, захотели приобрести и собственную независимую Церковь. И в самом деле Вселенский Патриархат отрезал территории, которые были его собственными, и создал новые независимые Церкви, получившие наименование автокефальных. Одной из них является и Русская Церковь (Московский Патриархат), ставшая автокефальной всего лишь в 1589 году».

И здесь Патриарха Александрийского можно подловить на незнании!

Потому что Русская Церковь не просто стала «автокефальной», но была возведена в статус патриархии вместо Римского Патриархата, чтобы восстановить Пентархию.

К тому же это Деяние имело место не в 1589 году, когда тогдашний Патриарх Константинопольский Иеремия II попытался действовать самочинно, но в 1593 году на Всеправославном Соборе!

А именно, в 1589 году, находясь в Москве, Патриарх Константинопольский Иеремия II Транос самочинно провозгласил митрополита Иова Патриархом и предоставил Московскому Патриархату в новой Пентархии третье место[12].

Однако, сознавая неканоничность своих действий, а также факт превышения своих прав (на что решился под политическим давлением), едва вернувшись в Константинополь, в мае 1590 года он созвал Собор, в котором принимали участие Патриархи Антиохийский и Иерусалимский вместе с девяносто пятью архиереями. Этот Собор признал за Русской Церковью статус пятого по чину Патриархата[13].

Но тогдашний Патриарх Александрийский Мелетий Пигас, краса и гордость Крита и Православия, новый Фотий периода после раскола[14], великий в то время отец и учитель Церкви, как человек весьма чуткий в отношении канонических вопросов, нисколько не раболепствовавший перед «Вселенским» (как иные его, да, соотечественники, но ни в коем случае ни настоящие преемники!) заявил протест и потребовал созыва Вселенского Собора, как единственно имеющего полномочия признавать юрисдикции и определять их границы.

В своем письме к Патриарху Константинопольскому Иеремии в 1591 году он писал, что возведение митрополии в статус Патриархии относится к компетенции не Патриарха (если он, конечно, не следует тактике папизма), а Собора и, более того, Вселенского, т.е. Всеправославного, и только такой способ известен Церкви, а потому созыв такого Собора необходим, потому что ни один патриарший престол не подчиняется никакому иному[15]!

И в самом деле, Патриарх Константинопольский Иеремия II, который повел себя не как тиран Папа, но, как смиренный православный Патриарх, послушался голоса канонической правды, выражением которой стал достойный и не раболепствующий Патриарх Александрийский святой Мелетий Пигас, и согласился в 1593 году созвать Всеправославный Собор.

Именно этот «Святой и Священный Великий Собор» [16], как назвали его участвовавшие в нем Патриархи и архиереи, в котором первенствующую роль сыграл святитель Мелетий Пигас и который представляет собой сучок в глазу константинопольских неопапистов и их сателлитов (вот поэтому они его замалчивают), принял решение о возведении Московской митрополии в статус Патриархата и подчинении ему всех стран Руси и иных северных территорий, утверждая уже соборно на всеправославном уровне границы новой юрисдикции и признавая [Патриарха Московского] сочинным (=поставленным в тот же самый чин), сопрестольным, равным по сану и достоинству[17].

Следовательно, полномочиями предоставлять «автокефалию» или возводить в ранг «Патриархата» обладает только Всеправославный Собор с участием пяти канонических Патриархов (при условии, конечно, что никто из них не был обвинен в ереси).

А поскольку Патриарх Феодор не имеет смелости последовать примеру своего предшественника — святителя Мелетия Пигаса, которого он к тому же бесчестит вдвойне (и в силу происхождения, и в силу преемства по кафедре), чтобы придержать пожирающий Церковь константинопольский неопапизм, то пусть тогда не расстраивается из-за учреждения экзархата Русской Церкви на африканском континенте, над которым, как мы видели, он не обладает никакой юрисдикцией, кроме «Египта, Ливии и Пентаполя», как это определено Первым Вселенским Собором.

Николай Маннис, преподаватель

Источник: Патриархия.ru

7 февраля 2022 г.

[1] https://www.romfea.gr/patriarxeia-ts/patriarxeio-alexandreias/47883-aleksandreias-i-ekklisia-tis-rosias-san-antipoina-paraviase-tin-paradosi-ton-oikoumenikon-synodon

[2] «Нынешний первопрестольный (патриарх) Римский, второй — Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Это пятиглавая власть церкви» (Οσίου Θεοδώρου του Στουδίτου, PG 99, 1417).

[3] А не идет ли речь о двурогом звере (Откр. 13:13)?

[4] Δημητρίου Τσελεγγίδη, Είναι οι ετερόδοξοι μέλη της Εκκλησίας; (https://www.imkythiron.gr/index.php/antiairetika/3690-)

[5] «Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте, и в Ливии, и в Пентаполе, дабы александрийский епископ имел власть над всеми сими...».

[6] «...Посему токмо митрополиты областей, понтийские, асийские и фракийские, и такожде епископы у иноплеменников вышереченных областей, да поставляются от вышереченного святейшего престола святейшие константинопольские церкви...».

[7] Вальсамон, Толкование на 28-е правило Четвертого Вселенского Собора.

[8] Там же.

[9] Там же.

[10] Зонара, Толкование на 28-е правило Четвертого Вселенского Собора.

[11] Там же.

[12] Χρυσοστόμου Παπαδόπουλου, Οι Πατριάρχαι Ιεροσολύμων ως πνευματικοί χειραγωγοί της Ρωσίας κατά τον ΙΖ΄ αιώνα, Ιεροσόλυμα, 1907, σελ. 14-15.

[13] W. Regel, Analecta Byzantino-Russica, Petropoli, 1891, p. 85-91.

[14] Χριστόδουλου Παρασκευαΐδη (μετέπειτα Αρχιεπισκόπου Αθηνών), Μελέτιος Πηγάς, Αθήνα, 1971, σελ. 27.

[15] Оригинал: «Я очень хорошо знаю, что ты погрешил возведением Московской митрополии на степень патриаршества, потому что тебе небезызвестно (если только новый Рим не научился следовать древнему), что в этом деле не властен один патриарх, но властен только Собор, и притом Вселенский Собор; так установлены все доныне существующие патриархии. Поэтому Ваше Святейшество должно было получить единодушное согласие остальной братии, так как согласно постановлению отцов Третьего Собора всем надлежит знать и определять то, что следует делать всякий раз, когда рассматривается вопрос общий. Известно, что патриарший престол не подчиняется никому иному, как только Кафолической Церкви, с которою он соединен и связан исповеданием единой и неизменяемой православной веры» (Μεθοδίου Φούγια, Επιστολαί Μελετίου Πηγά, Εκκλησιαστικός Φάρος ΝΒ΄ (1970), с. 232).

[16] https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanie-konstantinopolskogo-sobora-1593-goda-kotorym-utverzhdeno-patriarshestvo-v-rossii/

[17] Там же. Спорный отрывок: «престолу благочестивейшого и православного града Москвы быть и называться престолом патриаршим, потому что оную страну Бог удостоил быть царством, — и всей России и северным странам подчиняться сему патриаршему престолу, у себя быть и почитаться главою…так же быть и называться братом православных Патриархов, по силе сего наименования, сочинным и сопрестольным и равным по сану и достоинству, надписываться и подписываться по обычаю Патриархов православных: Патриарх Московский и всея России и северных стран».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Еще 15 священников Александрийского Патриархата перешли в юрисдикцию Русской Православной Церкви Еще 15 священников Александрийского Патриархата перешли в юрисдикцию Русской Православной Церкви Еще 15 священников Александрийского Патриархата перешли в юрисдикцию Русской Православной Церкви Еще 15 священников Александрийского Патриархата перешли в юрисдикцию Русской Православной Церкви
9 февраля 2022 года в городе Меру (Восточная провинция Кении) состоялось пастырское собрание, сообщает Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид в своем Telegram-канале.
О гонениях на христиан Африки рассказали на пресс-конференции в Москве О гонениях на христиан Африки рассказали на пресс-конференции в Москве О гонениях на христиан Африки рассказали на пресс-конференции в Москве О гонениях на христиан Африки рассказали на пресс-конференции в Москве
4 февраля 2022 года в МИА «Россия Сегодня» состоялась пресс-конференция, в которой в онлайн-режиме приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид, а также иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям, руководитель Межрелигиозной рабочей группы по защите прав верующих от дискриминации и ксенофобии Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России.
В перешедших в юрисдикцию Русской Православной Церкви приходах в Африке совершена первая Литургия В перешедших в юрисдикцию Русской Православной Церкви приходах в Африке совершена первая Литургия В перешедших в юрисдикцию Русской Православной Церкви приходах в Африке совершена первая Литургия В перешедших в юрисдикцию Русской Православной Церкви приходах в Африке совершена первая Литургия
Африканские священнослужители, перешедшие в образованный Патриарший экзархат Африки, совершили первую после своего присоединения к Русской Православной Церкви Божественную литургию. Богослужение было совершено в кенийском селении Эбуаянгу.
Священники Русской Православной Церкви в Африке скоро смогут служить Литургию Священники Русской Православной Церкви в Африке скоро смогут служить Литургию
Митрополит Клинский Леонид
Священники Русской Православной Церкви в Африке скоро смогут служить Литургию Священники Русской Православной Церкви в Африке скоро смогут служить Литургию
Митрополит Клинский Леонид
Священники Александрийского Патриархата, которые в декабре перешли в Русскую Православную Церковь, временно остались без храмов и домов. Об их положении и будущем в интервью РИА «Новости» рассказал Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид.
Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 января 2022 года Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 января 2022 года Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 января 2022 года Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 января 2022 года
28 января 2022 года Священный Синод Русской Православной Церкви, ознакомившись с опубликованным 12 января 2022 года коммюнике Священного Синода Александрийского Патриархата в связи с учреждением Русской Православной Церковью Патриаршего экзархата Африки, принял публикуемое ниже заявление (журнал № 1).
Журнал Священного Синода от 28 января 2022 года Журнал Священного Синода от 28 января 2022 года Журнал Священного Синода от 28 января 2022 года Журнал Священного Синода от 28 января 2022 года
28 января 2022 года члены Священного Синода Русской Православной Церкви приняли публикуемый ниже журнал, обсудив его с помощью средств удаленной связи.
Александр Щипков: Создание Патриаршего экзархата Африки — эпохальное событие необычайной духовной и религиозной значимости Александр Щипков: Создание Патриаршего экзархата Африки — эпохальное событие необычайной духовной и религиозной значимости Александр Щипков: Создание Патриаршего экзархата Африки — эпохальное событие необычайной духовной и религиозной значимости Александр Щипков: Создание Патриаршего экзархата Африки — эпохальное событие необычайной духовной и религиозной значимости
В беседе с ведущей передачи «Стратегия» Анной Шафран Александр Щипков отметил также цивилизационный аспект решения Священного Синода: «Произошло неожиданное продвижение православной идентичности».
Мы не будем ломать местные устои и традиции африканских приходов Мы не будем ломать местные устои и традиции африканских приходов
Митрополит Клинский Леонид
Мы не будем ломать местные устои и традиции африканских приходов Мы не будем ломать местные устои и традиции африканских приходов
Митрополит Клинский Леонид
29 декабря 2021 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение создать Патриарший экзархат Африки. Патриаршим экзархом был назначен митрополит Леонид (Горбачев), которому был усвоен титул «Клинский»
Митрополит Волоколамский Иларион рассказал о создании Патриаршего экзархата Африки Митрополит Волоколамский Иларион рассказал о создании Патриаршего экзархата Африки Митрополит Волоколамский Иларион рассказал о создании Патриаршего экзархата Африки Митрополит Волоколамский Иларион рассказал о создании Патриаршего экзархата Африки
Резонансным стало решение Священного Синода Русской Православной Церкви о принятии под омофор Московского Патриархата 102 клириков Александрийской Православной Церкви из восьми африканских стран и создании Патриаршего экзархата Африки (журнал № 100 от 29 декабря 2021 года).
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×