Москва. 20 февраля 2022 г.
16 февраля 2022 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория «Крапивенский 4». С докладом на тему «Патриарший экзархат Африки. Стратегия. Развитие. Будущее» выступил Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид, сообщает Патриархия.ru.
Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы.
Предваряя выступление, митрополит Леонид напомнил, что 29 декабря 2021 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил образовать Патриарший экзархат Африки. «Это решение было принято по причине уклонения в раскол Александрийского Патриарха Феодора и поминовения им за Литургией главы т.н. ПЦУ Епифания (Думенко), а позже — и совместного с ним сослужения. После этого неканоничного решения, которое было принято единолично, — ведь при его принятии Патриарх Феодор не созвал Синод, не заручился поддержкой епископата, — наша Церковь выдержала долгую паузу, ожидая от священноначалия Александрийской Православной Церкви осознания всей глубины трагичности и непоправимости своей ошибки. Однако этого так и произошло, хотя мы ждали больше двух лет. О реакции александрийского духовенства на решения Патриарха Феодора говорят цифры: на момент признания украинских раскольников 102 клирика на Африканском континенте возмутились таким положением дел и направили письма, в том числе, и открытые своему Предстоятелю и архиереям. Во время одной из встреч с африканским духовенством, отвечая на вопрос о признании украинских раскольников, Александрийский Патриарх открыто заявил о том, что эта проблема относится к сфере его личных взаимоотношений с Патриархом Московским и всея Руси. Этот ответ вызывает у нас недоумение до сих пор. За прошедшие два года наша Церковь сделала все, чтобы Патриарх Феодор отменил свое решение: с ним в различных форматах проводились встречи, направлялись просьбы его пересмотреть свою позицию. Однако 13 августа 2021 года Патриарх Феодор имплементировал свое решение от 8 ноября 2019 года и сослужил с главой т.н. ПЦУ», — отметил Патриарший экзарх Африки.
«Необходимость восстановления канонического порядка и нормального церковного устроения была вызвана тем, что иерархи, уклонившиеся в раскол, увлекли за собой священнослужителей и паству. Получая прошения клириков Александрийской Православной Церкви о принятии их под омофор Московского Патриархата, мы не могли не отреагировать на них, мы не могли оставить людей. При этом мы ждали более двух лет. Хотел бы подчеркнуть, что не мы вторгались на каноническую территорию другой Церкви, не мы подвергли бедам и невзгодам украинский народ, не мы уклоняемся от разумного и братского диалога, который мог бы остановить менторский тон Константинопольского Патриарха. Вместе с тем замечу, что Русская Православная Церковь будет и в дальнейшем купировать любые беззаконные действия, направленные на подрыв внутреннего церковного устроения», — констатировал докладчик.
Патриарший экзарх Африки выразил уверенность в том, что создание экзархата будет способствовать развитию традиционно братских связей между народами России и африканских стран и окажет позитивное влияние на развитие межрелигиозного и межнационального диалога на Африканском континенте. «На африканском направлении осуществляет свою деятельность межрелигиозная рабочая группа по защите прав верующих от дискриминации и ксенофобии Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. Выступая на заседаниях этой рабочей группы, мы совместно с митрополитом Волоколамским Иларионом и иеромонахом Стефаном (Игумновым) неоднократно приводили данные о нарушениях прав христиан в Африке. Эти факты поистине шокируют: людям отрубают головы, их забирают в рабство и лишают имущества. Убежден в том, что Церковь должна предпринять все возможные усилия для разрешения этих проблем и восстановления прав христианского населения Африки. Сегодня африканские христиане возлагают на нашу Церковь надежды не только как на защитницу канонического порядка, но также традиционных христианских ценностей и религиозных свобод», — считает митрополит Леонид.
Докладчик подчеркнул беспрецедентное историческое значение образования Патриаршего экзархата Африки. «Уверен, что подобных событий мы не знали с 1054 года. Да, событий трагических. Я тоже считаю, что Святейший Патриарх Кирилл и Священный Синод нашей Церкви приняли очень сложное решение, но у нас просто не было другого выхода. Мы не претендуем ни на какую территорию. У нас сейчас объективно много непростых вопросов, стоящих на повестке дня. Однако в данном случае у нас просто не было другого варианта. В своем Telegram-канале я регулярно публикую информацию о поистине страшных фактах, происходящих в Африке, когда африканские селения отключают от электричества, лишают медикаментов и даже доступа к воде только за то, что они приняли решение перейти в Русскую Церковь», — сказал иерарх.
Владыка отметил, что задачи, стоящие перед Русской Православной Церковью на Африканском континенте, можно также назвать историческими. «В первую очередь, это духовное окормление верующих, а также одновременно реализация работы по широкому спектру направлений — от гуманитарной миссии и обеспечения наших братьев и сестер в Африке бытовыми условиями, инфраструктурой и необходимой медицинской помощью, до защиты прав христиан на континенте. Необходимо обеспечить духовенство всем необходимым для совершения богослужений, утварью, облачениями, сосудами, литературой на родном для верующих языке. Предстоит также решить вопрос со структурой церковного управления», — отметил владыка Леонид.
Патриарший экзарх Африки рассказал о том, как в настоящее время осуществляется миссионерская работа на Африканском континенте. «Сейчас в Африке постоянно действуют несколько миссионерских групп под моим прямым руководством. Наши задачи невероятно сложны: на континенте проживает более 1,3 миллиарда человек, мы наблюдаем засилие всевозможных сект. Кроме того, многие из священников Александрийского Патриархата, которые в декабре 2021 года перешли в нашу Церковь, временно остались без храмов и домов. Местные александрийские архиереи предписали духовенству, перешедшему в наш Патриарший экзархат, покинуть вместе с семьями храмы и жилье при них. Некоторые священники с семьями остались на улице и вынуждены искать пристанище у родственников или прихожан. Священнослужители в свою очередь беспрекословно приняли предписание освободить места служения и удалились. Дети священников и прихожан, которые учились в доступных по стоимости школах Александрийского Патриархата, больше не смогут там учиться. И несмотря на это, почти все прихожане присоединились к перешедшим в нашу Церковь священникам. С нашей точки зрения, права наших священников и прихожан повсеместно нарушаются, и мы будем их защищать в рамках правового поля, привлекая юристов-международников. Мы фиксируем все случаи нарушения прав и лично докладываем Святейшему Патриарху и Священному Синоду», — добавил докладчик.
Митрополит Леонид поделился со слушателями научного лектория «Крапивенский 4» своим видением перспектив развития Патриаршего экзархата Африки. «В перспективе мы должны строить свои храмы. На сегодняшний день мной подписаны 115 антиминсов, и они уже переданы общинам. Достигнуты договоренности о начале обучения в духовных школах для желающих послужить Церкви в священном сане. Мы готовы принять в наших монастырях всех ищущих иноческого жития и монашеского подвига, чтобы познакомить их с русской традицией монашества, а в дальнейшем направить их устраивать монашеские общины к себе на Родину», — полагает владыка.
Патриарший экзарх Африки прокомментировал факты публикации в интернете и социальных сетях негативной информации о деятельности Русской Православной Церкви в Африке. «Многие публикации в интернете сейчас направлены на то, чтобы стравить православные народы как в Европе, так и на Африканском континенте. В первую очередь я говорю об иерархии, поскольку большинство архиереев Александрийского Патриархата — этнические греки. Со всей ответственностью заявляю: греки — это братский народ. Поверьте, у нас нет никаких проблем с греческим народом, но у нас много разногласий и вопросов к иерархам Вселенского, Александрийского и Элладского Патриархатов», — заявил митрополит Леонид.
«Мы полноправно вошли на африканский материк, где требуется полное восстановление всей вертикали жизнеустроения. Необходимо обеспечить и бытовые потребности, устранить нехватку питьевой воды, продуктов питания, обеспечить возможность получить достойное образование. Со своей стороны мы приложим все усилия, чтобы люди не остались духовно брошены. Подчеркну, что для нас это кровавая рана на сердце и мы сделали все, чтобы избежать подобного рода событий. Но Русская Православная Церковь никогда не бросает людей в трудной ситуации. И Церковь должна выступить локомотивом по защите прав христианского населения. Своими трудами и заботами мы должны показать, что значит объединительная составляющая жертвенного служения», — заключил Патриарший экзарх Африки.
На вопрос научного руководителя научного лектория «Крапивенский 4» А.В. Щипкова о причинах возникновения в среде греческих иерархов представления о себе как о носителях особого «этоса Православия» митрополит Леонид рассказал об этнофилетизме — тенденции приносить общецерковные интересы в жертву национально-политическим.
Лекторий «Крапивенский 4» организован Российским православным университетом, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория «Крапивенский 4» — первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, первый проректор Российского православного университета св. Иоанна Богослова , доктор политических наук А.В. Щипков. Лекторий проходит по средам с 18.00 до 19.00. Публикуемые материалы о выступлениях лекторов выражают их личные взгляды, которые могут не совпадать с официальной позицией Русской Православной Церкви.