«Я обязан быть столпом, на который люди опираются»

Семейные воспоминания о священноисповеднике Сергии Правдолюбове (Касимовском). Часть 3

В основу очередной публикации легли беседы протоиерея Сергия Правдолюбова, настоятеля храма Троицы в Голенищеве, которые прозвучали в этом году на радио «Радонеж» в рамках передачи «Родное село». Эти воспоминания бережно хранятся в семейных преданиях и архивах рода Правдолюбовых и передаются из поколения в поколение. Чтобы не скрыть эти крупицы света новомучеников под спудом, предлагаем вниманию читателей расшифровку этих бесед, посвященных священноисповеднику Сергию Касимовскому, в сокращении и с авторской редактурой.

Сщисп. Сергий Касимовский. Роспись храма Благовещения Богородицы с. Ушмор, Спас-Клепиковского района Сщисп. Сергий Касимовский. Роспись храма Благовещения Богородицы с. Ушмор, Спас-Клепиковского района Сын священноисповедника Сергия, ставший протоиереем и служивший 22 года в селе Маккавееве (поселок Сынтул), говорил: «Папа мой — отец Сергий — обладал особой силой. Он был для всех нас корнем, из которого мы выросли». Во времена священноисповедника Сергия требовалось укрепление в вере, требовались твердость и решимость, которые очень-очень много раз помогали окружающим людям — это и есть тот «корень, из которого мы все выросли».

Знаменательны слова дочки священноисповедника Сергия Веры Сергеевны.

Отец Сергий говорил ей: «Вера, я вовсе не такой сильный, энергичный, как некий столп, на котором всё утверждается, — я не такой, у меня характер-то другой. Я чаще всего и слабый, и молитвы у меня нет сильной. Нет у меня тех оснований, чтобы быть укреплением для людей, но я вижу, как им трудно, — и я обязан быть для них стержнем и столпом, на который люди опираются».

Это очень интересно. Отца Сергия можно сравнить с его современником владыкой Игнатием (Садковским), священномучеником, похожим на отца Сергия по характеру: совсем никаким «столпом» он не был, а при всем том стал, как столп, несокрушимым. Так и священноисповедник Сергий преодолевал свой характер ради других людей.

Священноисповедник Сергий преодолевал свой характер ради других людей

Хочется еще сказать несколько слов о том, что было в Троицком соборе в слободе Кукарке. Служба была там торжественная, яркая, красивая, молитвенная. Все службы прекрасно совершал отец Сергий. Он не только на простых службах, но и на архиерейских умел всегда помогать служащим, чтобы богослужение совершилось молитвенно и духовно. И, конечно, именно там, в слободе Кукарке, расцвела его проповедническая деятельность. Природные дарования и академическое образование дали ему возможность проповедовать энергично, сильно и смело. Церковная жизнь держалась вокруг храма усердием будущего священноисповедника Сергия.

Вспоминается случай, произошедший с одним из батюшек из Троицкого собора в слободе Кукарке. Его звали протоиерей Андрей Кедров. Это был смиренный человек, необъяснимо смиренный. Какой-то возвышенный в своем смирении и простоте. А он закончил не только духовную академию, но еще и написал диссертацию, и имел ученую степень магистра богословия — это было очень высокое звание в дореволюционное время. Он никак не проявлял свою значимость, свой авторитет. Моему отцу (прот. Анатолию (Правдолюбову; 1914–1981) — Ред.) тогда было 8 лет, и вот как он рассказывает про отца Андрея:

«Я всматривался в него: кто он, почему он так скромно ведет себя? И увидел такие глубокие, чистые, как у ребенка, глаза и такие смирение и простоту, какие трудно найти».

Вот такой был удивительный человек. Однажды этот батюшка подошел к отцу Сергию и сказал: «Отец Сергий, ко мне привели одну девушку, одержимую, в нее бес вселился. Что я могу сделать? Они просят помочь, а как я могу помочь!»

Благословение свт. Тихона сщмч. Анатолию и сщисп. Сергию Правдолюбовым Благословение свт. Тихона сщмч. Анатолию и сщисп. Сергию Правдолюбовым

Отец Анатолий рассказывал, что дедушка Сергий не включился в проблему, не принял слова этого батюшки как просьбу о благословении, а просто взял и процитировал, как студент: «Сей род ничим же изгонится, токмо молитвою и постом» (Мф. 17, 21), — сказал он, вовсе не думая повелевать этому батюшке. А батюшка, магистр богословия, воспринял его слова как благословение. Он взял на себя пост и 40 дней постился, невзирая на то, что в это время не было ни Великого поста, ни других постов. Просто взял и стал поститься. И поститься строго. 40 дней он постился, а после этого велел родителям девушки прийти. Они пришли. Он взял и прочитал какую-то молитву, твердо веруя, что это благословение отца Сергия, будущего священноисповедника. И на глазах у всех, средь белого дня, люди видели, как у девушки изо рта вышло синее пламя. Она стала совершенно здравым, нормальным человеком. Простота и смирение отца Андрея Кедрова произвели поразительное действие. Вот как важно получить благословение или даже услышать слова Священного Писания по этому поводу. Своими же силами такие действия совершенно невозможны.

В слободе Кукарка у отца Сергия родился сыночек, которого назвали Владимиром. Еще был Виктор, и там же родилась Вера. Отец Сергий и его супруга Лидия получили письмо из Касимова от отца, протоиерея Анатолия Авдеевича, будущего священномученика:

«Дорогие дети, мы уже стареем и недолго проживем, — и далее такие сильные слова: — заклинаем вас Богом Живым, возвращайтесь обратно в ваш город, в котором вы родились, в котором вы жили, порадуйте нас своими детьми, нашими внуками, чтобы мы могли какое-то время перед нашей кончиной порадоваться как вашему служению, так и присутствию наших дорогих внуков и внучек».

После этого письма отец Сергий и Лидия стали собираться уезжать. Они там уже привыкли — и к собору, в котором служили, и к богослужениям, и все у них было хорошо. Но заболел скарлатиной маленький Владимир — ему было почти 4 года, — и его отвезли в больницу. Он часто говорил няньке, которая около него дежурила: «Я хочу к маме на кухню, пустите меня! Поехали обедать туда!» Он не выжил: умер после болезни. Родителям было трудно пережить его кончину. Его похоронили недалеко от Троицкого собора — на кладбище с каменной оградой и красивой церковью. Отец Сергий все время вспоминал о своем сыне Владимире:

«Я иду из храма домой и вижу: там, где калитка, где ворота, маленькие ножки в черных чулочках ходят и ждут, пока папа из церкви придет. Один раз, пока ждал меня, он даже заснул на деревянном помосте, там, где шел путь в дом из храма».

И, конечно, было тяжело уехать от могилки маленького Владимира. Но ехать было надо.

Троицкий пароход в Касимове украшенный березками Троицкий пароход в Касимове украшенный березками

Надо было собираться. Что могли, организовали. Что было приобретено — смогли продать, чтобы на дорогу хватило денег, и можно было возвратиться в Касимов. Это был долгий трудный путь по воде: река Пижма впадает в реку Каму, Кама впадает в Волгу, по Волге — до Нижнего Новгорода, там, где Ока впадает. И по Оке надо было возвратиться в Касимов. С большим трудом они выполнили благословение своего родителя — протоиерея Анатолия. Плыли на пароходе, потом их загрузили на баржу. Затем нашли какой-то карбас, который тянул маленький пароходик против течения. В 1923-м году деньги поменялись, и то, что у них было, что они приготовили на переезд и на устройство в Касимове, превратилось из рублей в небольшие копейки.

Описывает возвращение сын отца Сергия будущий протоиерей Анатолий (ему было тогда 9 лет):

«Наконец после долгого путешествия, когда уже проехали Елатьму (в старину это был город, сейчас называется рабочий поселок), мы увидели Касимов. Сердце возрадовалось, душа затрепетала, потому что открывалась очень красивая панорама: на высоком левом берегу стоит город, в нем 12 храмов. 10 находились на берегу, еще два в других местах: Архангела Михаила (где сейчас автовокзал) и тюремная церковь (которую раньше всех закрыли). Самая ранняя церковь — Святой Троицы, с большой колоннадой, красивыми арками, которая, если ехать из Москвы или Рязани, стояла первой на берегу. Потом шла церковь Параскевы Пятницы Казанского женского монастыря. Потом — Никольская церковь, новая Казанская церковь коричневого цвета, построенная в 1914-м году, а потом церковь Благовещения, потом Вознесенский собор с огромной колокольней, церковь Успения. И последние две церкви — Георгия Победоносца и Ильинская. Это была удивительная панорама».

В Казанском монастыре две церкви были разрушены, они не сохранились до наших дней. Во всех храмах были колокола. Город был совсем другой. Очень любили приезжать в Касимов архиереи, и, когда они приезжали, было большое торжество, колокольный звон во всех храмах. Эти приезды любили касимовские жители.

Рассказывает отец Анатолий, сын священноисповедника Сергия:

«Соборный протоиерей (не настоятель, а второй протоиерей) находился на лечении в больнице в Рязани и там умер. Когда его привезли хоронить в Касимов, это был тоже незабываемый день. Колокольни города звонили во все колокола. Пароход с телом протоиерея приближался к городу Касимову. Первой зазвонила Троицкая церковь, потом церковь Параскевы Пятницы, за ней Никольская церковь, затем Казанская… И пароход отвечал храмам густым громким минорым трезвучием; обертоны этого гудка походили на звук старинных колоколов, которые обладали таким же минорным тембром. Когда пароход подошел к пристани, ударили в большой колокол Вознесенского собора, спустился к пристани крестный ход: батюшки в облачениях, народ с хоругвями, — встретили тело усопшего протоиерея и с горки, которая ведет от пристани, несли в собор для торжественного отпевания».

Вид на город с колокольни Троицкой церкви г. Касимова. Фотография 1908 года. Вид на город с колокольни Троицкой церкви г. Касимова. Фотография 1908 года.

Вот так вспоминаешь отца и удивляешься, какой был город.

После приезда отца Сергия как раз освободилось место настоятеля в Троицкой церкви города Касимова, где отец Сергий и прослужил до 1935 года. В Троицкой церкви был большой актив: и купцы, и владелец какого-то пароходного общества, энергичный и могущественный человек. На Троицу, благодаря этому владельцу пароходного общества (это было до революции), пароходы украшали березовыми ветками и возили на них прихожан. Пароход делал несколько поворотов: вверх по течению и вниз по течению, — и причаливал к пристани. Так праздновали престольный праздник.

Скоро в слободу Кукарку пришли обновленцы, и началась борьба против батюшек, несогласных с ними

Как рассказывает сын отца Сергия, очень скоро в слободу Кукарку пришли обновленцы, и началась борьба против батюшек, несогласных с ними. А в Касимове в 1923–24-м году воинствующего обновленческого раскола еще не было, и можно было служить более-менее нормально, как в старину. После 1925 года обновленчество тоже усилилось, и пришлось с ним бороться.

Проповеди отец Сергий говорил отличные. Сохранившиеся проповеди, написанные самим священноисповедником Сергием или записанные кем-то еще, не дают полноты представления о них. Это было какое-то особое мастерство, которое трудно передать на бумаге. Проповеди были заранее приготовлены, но они не по бумаге читались, а говорились живо, энергично, сильно, были наполнены внутренним духовным содержанием. Это как проповедь или пророчество о Господе Иисусе Христе, и такие проповеди воздействовали на людей. Вот что рассказывает Наталья Федоровна Дмитрева:

«Стоит на амвоне отец Сергий и то к одному обращается, то к другому, повернется направо — как будто каждому человеку по отдельности говорит. Это воздействие было очень сильное».

Церковь Св. Троицы Касимова перед Пасхальной службой. Фотография 1908 года Церковь Св. Троицы Касимова перед Пасхальной службой. Фотография 1908 года Отец Сергий говорил не для своей личной славы, а проповедовал именно слово Божие. Вера Сергеевна (дочка священноисповедника Сергия) вспоминает: «Смотрю на отца, а у него очки полны наполовину слезами, даже проливались слезы, а голос не дрожит». Это интересная особенность. Слезы половину очков наполняют, а голос твердый, решительный. Наталья Федоровна говорила, что какой-то румянец был на щеках отца Сергия, и было его интересно слушать, потому что он весь был в этом слове, говорил от всей души, от всего своего состояния, какой есть он человек. И недаром, когда в 1935-м году его арестовали, то множество людей допрашивали (точную цифру сейчас невозможно назвать), и они отвечали как свидетели на вопросы: «Как вы относитесь к проповедям протоиерея Сергия? Что он говорил и как он говорил?» Когда читаешь в следственном деле обтекаемые ответы, неясные, специально не дающие особой информации, думаешь: человек захотел скрыть силу слов священноисповедника Сергия. Но одна женщина все-таки довольно подробно рассказала. Получилось во вред отцу Сергию, но когда мы прочитали эти слова 60 лет спустя — я даже ощутил чувство благодарности за то, что она так сделала. Она рассказала, о чем говорил отец Сергий в церкви Святой Троицы.

Касимовское духовенство после четверговых встреч: Сидят (слева направо): протоиерей Михаил Дмитрев, протоиерей Анатолий Авдеевич Правдолюбов, протоиерей Димитрий Федотьев. Стоят: протоиерей Сергий Правдолюбов, протоиерей Феодор Дмитрев. Город Касимов. Фотография 1933 года Касимовское духовенство после четверговых встреч: Сидят (слева направо): протоиерей Михаил Дмитрев, протоиерей Анатолий Авдеевич Правдолюбов, протоиерей Димитрий Федотьев. Стоят: протоиерей Сергий Правдолюбов, протоиерей Феодор Дмитрев. Город Касимов. Фотография 1933 года

Совершал богослужение отец Сергий не просто так, а от всей души. Это была полнота жизни. Очень торжественно проходили службы Страстной Седмицы и Пасхи. Сохранилась одна проповедь на Вход Господень в Иерусалим, в которой содержится призыв отца Сергия: «Вы не забудьте причаститься в Великий Четверг, это очень важно для всех людей». Сын, который эту проповедь записал на магнитофон с текста, содержавшегося в одной тетрадке, комментирует: «Почему отец Сергий так говорил? Потому что на Вербное воскресение в церковь Троицы приходило много людей, из которых причащались 2000 человек». Когда я начал служить диаконом в Москве, в Великий Четверг причащалась одна тысяча человек – это очень тяжело, т.к. большое количество. 2000 человек – даже представить себе трудно. Такое число прихожан было как бы норма для такого праздника, а в Великий Четверг могло быть меньше, потому что в Воскресение с вербами больше людей приходило. И отец Сергий уговаривал людей быть участниками Тайной Вечери в Великий Четверток.

Прихожане Троицкой церкви радовались своему храму, любили его, чтили

Прихожане Троицкой церкви радовались своему храму, любили его, чтили. Там было множество прекрасных икон, были и картины на холстах, именно картин, которые писали академики живописи, несколько картин-икон висели на стенах. В маленьком Смоленском приделе вообще были древние иконы, яркие и разноцветные. Как рассказывает отец Анатолий (сын священноисповедника Сергия), там служили раз в год, на Смоленскую, 10 августа, и поэтому иконы сохранились нетронутыми, не закоптились и не почернели.

Особенность Троицкого храма заключалась в том, что в его стенах были заложены металлические крючки. Для чего? Оказывается, чтобы выделить его среди других храмов. Во время строительства крючки в стенах решили встроить, для того чтобы на Пасху вешать фонари. Ведь тогда электричества никакого не было. В хозяйстве храма были фонари, простые, кубической формы, со стеклом, и внутри зажигалась свеча, а сверху находилась петля, чтобы можно было повесить на крючок в стене. Перед Пасхой эти фонари зажигались, и множество молодых людей развешивали их перед пасхальной службой по контуру храма и на колокольне, даже до креста. Весь храм светился на Пасху, в отличие от других храмов. Говорят, очень красиво смотрелся храм из-за реки, отражаясь в воде; освещенные линии храма были видны в темноте. Конечно, были и фейерверки на Пасху, это чисто русская традиция. Торжественно и ярко праздновалась Пасха.

Сохранились записи одной прихожанки:

«Весь Великий пост хотелось сделать так, чтобы было красиво на службе. Мастерили цветочки на прутиках, оборачивали специальной бумагой и красили розовой краской, как бы яблоневые цветочки на веточках, и делали так, чтобы они виднелись – светились и горели».

Даже не знаю, как это делали – лампочками? Тогда ведь не было батареек. Или какими-нибудь специальными приспособлениями, чтобы веточки освещались. Такие яркие и искусно выполненные украшения готовили к празднику.

На Пасху была традиция подниматься на колокольню храма. Там был большой помост, висели громадные колокола, звон был торжественный. Звонили на Пасху днем, как сейчас в Псково-Печерском монастыре. Служба закончится, и через полчаса звонят 2–3 часа на Пасхальной седмице. Это удивительная традиция, в Касимове 8 церквей, и все звонят — трудно себе представить, как это было торжественно и красиво.

Интересной и важной деталью тех лет был базарный день в Касимове в четверг. Люди приезжали на рынок, в первой половине дня они делали закупки и все необходимое, а потом батюшки собирались у дедушки Анатолия Авдеевича, чтобы повидаться и поговорить о церковной жизни, о церковных проблемах, о том, как бороться с искажениями в службах, как вести себя священникам по отношению к тому или другому явлению, как священникам говорить, какую проповедь лучше сказать. За чаем у отца Анатолия и его супруги Клавдии обсуждали важнейшие проблемы. Среди батюшек, собиравшихся с округи, отец Сергий имел авторитетный голос. Его даже просили: «Скажи что-нибудь импровизационное — о чем ты будешь говорить на проповеди в следующее воскресенье?» Он говорил, батюшки обдумывали и критиковали, если что не так, и приходили к некоему итогу, как лучше говорить и как взаимодействовать с прихожанами. Это была замечательная традиция общения для батюшек, которые служили в Касимове и окрестностях. Когда разговор волей-неволей касался богословских высот, то отец Михаил (Дмитрев, 1873–1937; священномученик) говорил такие слова: «Фёдор (это его брат), а навоз ты вывез на поле или нет?» — чисто хозяйственное заземление возвышенных бесед: не надо так высоко, давайте попроще. Это поразительно — здесь и смирение, и простота, и в то же время напоминание, что не надо слишком возноситься умом, надо проще быть. Это было одно из самых светлых явлений касимовской жизни. Батюшки собирались и летом, и зимой — у каждого была своя лошадь, которая привозила его из-под Касимова в город, потом обратно. В отличие от современных машин, у лошадей было замечательное устройство (это мне мама рассказывала), которое можно сейчас назвать «автопилот». Отец Михаил поговорит с отцом Сергием, обсудит все проблемы, потом выходит на улицу (надо ехать домой, будь то зима или лето), забирается зимой в сани, летом в телегу, хлопает по крупу лошадь и говорит: «Домой!», — и спокойно заворачивается в тулуп зимой, а летом просто так, на телеге, и уже не обращает внимания на дорогу. Лошадь идет домой сама, ни с кем не сталкивается. Спокойно подъезжает и останавливается около своего дома, и тогда батюшка просыпается: «Как хорошо, что мы уже дома!» Но такая жизнь продолжалась совсем недолго.

Какое-то время в Касимове была полнота церковной жизни и возможность проповеди, служения и пастырского назидания людей

В 1924-м году отец Сергий ездил со своим отцом Анатолием в Москву на встречу с Патриархом Тихоном, которую устроил старший брат Владимир. Патриарх подарил им свою фотографию. В 1925-м году начались обновленческие движения, обновленцы появились в городе и в других местах, возникли трудности. Но главное, что какое-то время в Касимове была полнота церковной жизни и возможность проповеди, служения и пастырского назидания людей. Полнота жизни, о которой мы можем только вспоминать – как о хорошем и добром времени.

(Продолжение следует.)

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Иегова ирэ». Семейные воспоминания о сщисп. Сергии Правдолюбове. Часть 2 «Иегова ирэ». Семейные воспоминания о сщисп. Сергии Правдолюбове. Часть 2
Прот. Сергий Правдолюбов
«Иегова ирэ». Семейные воспоминания о сщисп. Сергии Правдолюбове. Часть 2 «Иегова ирэ»
Семейные воспоминания о священноисповеднике Сергии Правдолюбове (Касимовском). Часть 2
Протоиерей Сергий Правдолюбов
У отца Сергия была твердая, решительная вера. Вера в благой Промысл Божий.
Семейные воспоминания о сщисп. Сергии Правдолюбове. Часть 1 Семейные воспоминания о сщисп. Сергии Правдолюбове. Часть 1
Прот. Сергий Правдолюбов
Семейные воспоминания о сщисп. Сергии Правдолюбове. Часть 1 Семейные воспоминания о священноисповеднике Сергии Правдолюбове (Касимовском). Часть 1
Протоиерей Сергий Правдолюбов
Когда в лес ходили собирать грибы и ягоды, то Сергей сорвет два гриба — и ляжет на травку, — и созерцает, думает о своем, о чем-то возвышенном.
«Ныне отпущаеши з/к Твоего, Владыко» «Ныне отпущаеши з/к Твоего, Владыко»
Памяти протоиерея Феодора Попельницкого (†16.02.1942)
«Ныне отпущаеши з/к Твоего, Владыко» «Ныне отпущаеши з/к Твоего, Владыко» (+ВИДЕО)
Памяти протоиерея Феодора Попельницкого (†16.02.1942)
Дмитрий Михайлов
16 февраля 1942 г., на следующий день после Сретения, для отца Феодора Попельницкого настал час его личной встречи с Богом.
Комментарии
Антонина18 октября 2022, 15:09
Спаси Господь за ваш труд! Я эти дни с интересом читаю ваши замечательные статьи! Священноисповедник отче наш Сергие моли Бога о нас.
Алексий26 сентября 2022, 13:39
Большое спасибо автору! Все предки и по отцу и по матери, из Касимовского района.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×