«Иегова ирэ»

Семейные воспоминания о священноисповеднике Сергии Правдолюбове (Касимовском). Часть 2

Часть 1

В основу очередной публикации легли беседы протоиерея Сергия Правдолюбова, настоятеля храма Троицы в Голенищеве, которые прозвучали в этом году на радио «Радонеж» в рамках передачи «Родное село». Эти воспоминания бережно хранятся в семейных преданиях и архивах рода Правдолюбовых и передаются из поколения в поколение. Чтобы не скрыть эти крупицы света новомучеников под спудом, предлагаем вниманию читателей расшифровку этих бесед, посвященных священноисповеднику Сергию Касимовскому, в сокращении и с авторской редактурой.

Сщисп. Сергий у жертвенника в святом алтаре Троицкого собора слободы Кукарка Сщисп. Сергий у жертвенника в святом алтаре Троицкого собора слободы Кукарка В 1915-м году выпускник Киевской духовной академии священник Сергий приехал в слободу Кукарку Вятской епархии (сейчас это город Советск Кировской области), его назначили штатным священником Троицкого собора. А когда настоятель Троицкого собора отец Алексий Добринский, уважаемый, заслуженный протоиерей, уже ушел от служения за штат по состоянию здоровья и по старости, то отец Сергий был назначен настоятелем этого собора. Он преподавал в школе при соборе и исполнял еще и другие послушания. Храм громадный, с колоннами, просторный — настоящий мощный собор. К сожалению, он не сохранился до нашего времени, был разрушен. Но тогда он был большой и соответствовал месту. Отец Сергий служил, проповедовал, как и положено. Но годы были такие, что было много неожиданного. Началась революция, следующие после нее годы. И многие помнят до сих пор, когда ездили — не только по городам, но даже по селам — вооруженные отряды, чтобы найти самых влиятельных в духовной среде людей и тех, кто чем-то значительным занимался или возглавлял какое-то производство, был заслуженным человеком и поэтому мог оказать сопротивление. Один из таких отрядов пришел в слободу Кукарку (это были постреволюционные годы). Пришли днем к собору, постучались и спросили у сторожа:

— Где здесь живет главный поп?

Я точно не могу сказать, что ответил на это сторож. Но он мог показать дом, где жил протоиерей Сергий, настоятель этого торжественного, громадного Троицкого собора. Скорее всего, так и было, точных данных нет. И отряд пошел к дому, где жил отец Сергий. А отец Сергий был, во-первых, очень худой, во-вторых, лысый, в-третьих, никак был не похож на заслуженного протоиерея, он совсем был молодой. Они его спросили:

— Ты здесь главный поп?

— Да, — сказал отец Сергий, — я тут главный.

Они говорят:

— Не верим! Не похож! Ты, может быть, обманываешь нас?

Протоиерей Алексий Добринский Протоиерей Алексий Добринский Уже много времени спустя отец Владимир (протоиерей Владимир Правдолюбов (1931–2021 гг.), сын отца Сергия, уточнил этот момент очень интересно. Я у него спросил, как это было, как папа рассказывал. Город был большим и красивым, но люди должны были заниматься самыми простыми работами, даже настоятель и заслуженный протоиерей вынужден был выполнять самую обычную деревенскую работу, связанную со скотиной. И когда подошел этот отряд к дому, где жил отец Сергий, то батюшка вышел к ним в простой одежке, в совершенно грязных сапогах и с вилами в руках, так как он собирал навоз, чтобы вынести из сарая. И когда его спросили: «Ты главный поп?» — а он сказал: «Я», — они посмеялись и сказали: «Кто это? Чтобы главный поп навоз выгребал вилами? Полуодетый, непонятный, лысый, молодой — какой же он главный! Он нас обманывает». Но отец Сергий не скрыл, что он настоятель, а с их точки зрения — «главный поп». И не обманул их, так что они, если бы захотели, могли бы его убить. Но они не поверили. И тогда начали спрашивать, искать, где здесь действительно «главный поп», который долго тут служил. Им показали дом, где жил тот настоятель, старый и заслуженный батюшка. И они его, старого и больного, вывели на улицу и расстреляли. Сейчас собирается материал, чтобы отец Алексий, священномученик в полном смысле этого слова, был прославлен, потому что он пострадал только за то, что был священником, заслуженным протоиереем. Отец Владимир рассказал, что его отец, священноисповедник Сергий, всю жизнь поминал этого батюшку — отца Алексия, своего предшественника, который пострадал за Христа таким вот образом. Смерть прошла рядом, и отец Сергий не уклонялся от нее, это очень важно!

Смерть прошла рядом, и отец Сергий не уклонялся от нее, это очень важно

В те же годы несколько раз арестовывали священников — то одного, то другого. А один раз всех священников арестовали и держали в тюрьме. Конечно, у всех были мысли, что дело серьезное, и что они навряд ли останутся живы. И один раз их всех построили и повели колонной куда-то в лес. Дали команду выкопать большую траншею. Выдали им лопаты, и они начали рыть. У всех была мысль в голове: «Может быть, это мы для себя копаем? Хотят от нас вот так избавиться». Конечно, с этими мыслями были не только переживания, но и молитвы, потому что это дело — предсмертное. Копали долго, яма была очень большая. Но оказалось, что не с той целью было выкопана траншея. Командир привел туда этих заключенных и сказал:

— Стройтесь! Слушайте мою команду!

И продолжил:

— Вам, попам, не привыкать к плохому запаху, вы всегда покойников хороните. Поэтому давайте: вот сейчас подходят четыре вагона с протухшей рыбой, которую девать некуда, вы должны эту рыбу из вагонов выбросить в траншею и засыпать землей.

Все вздохнули с облегчением, потому что смерть была рядом. И хотя было трудно копать и стояла вонь, но все они радовались, что живы. Так было для всех батюшек одинаково. Это были не только какие-то отдельные, избранные люди, так было очень часто во многих областях, где в то время жили верующие.

Несколько слов хочется сказать о характере священноисповедника Сергия, свидетельства о котором сохранились в отрывочных воспоминаниях: то один человек сказал, то другой.

У отца Сергия была какая-то твердая, решительная вера. Вера в благой Промысл Божий. И откуда она у него взялась — непонятно. Скорее всего, отчасти от многолетнего служения — сначала семинарист, потом студент академии, — ведь они без конца размышляют о Боге. Но все-таки источника его веры и решительности я даже не знаю.

Дочка священноисповедника Сергия рассказывала, как однажды они ехали на поезде по какой-то небольшой провинциальной магистрали. Все очень боялись: рельсы кривые, поезд непонятно как движется, вагон качается, — и они начали говорить: «Отец Сергий, что делать? Что делать? Как мы доедем?» Отец Сергий ответил: «Ничего с нами не случится! Я твердо верю, что Господь всех нас убережет!» В одном месте поезд сошел с рельсов, так что могли все опрокинуться и погибнуть. Но, действительно, ничего страшного не произошло. Все спокойно вышли, и ничего не случилось.

В другой раз они плыли как-то на пароходе и начали говорить: «А вдруг что-то случится?..» Отец Сергий ответил: «Пока мы здесь, ничего с нами не будет!» Вот какая сильная вера была — вера, что так будет, и так действительно было.

Троицкий собор слободы Кукарка, Вятской епархии Троицкий собор слободы Кукарка, Вятской епархии

Отец Сергий любил своим детям отвечать на вопрос: «Как быть? Как поступить? Что надо делать?» Он отвечал, как вечный студент, словами Священного Писания: «Иегова ирЭ». Что это за странные слова? Это из книги Бытия, 22 глава. Случай совершенно невероятный и поразительный, который говорит о вере праотца Авраама. Над этой верой задумывались даже многие богословы и философы — как это возможно?

У Авраама был единственный сын Исаак, о котором было уже пророчество, что из него произойдет потомство великое, которое будет чтить Бога. Потом вдруг Господь говорит Аврааму: «Возьми своего сына и веди на ту гору, которую Я тебе покажу, и принеси Мне его в жертву всесожжения». То есть надо было убить и сжечь единственного сына — зачем? Это страшно и непонятно, но так была сильна вера Авраама. И, как апостол Павел говорит, он настолько доверился Богу, что верил: если нужно, то Господь может и из мертвых воскресить его сына. Авраам велел своему сыну взять дрова для всесожжения, все необходимое, и повел его на гору, которую указал ему Бог (потом на этой горе был построен храм). И Авраам идет, и рядом его сын, и он спрашивает: «Отец, а где животное, которое надо приносить в жертву, где оно?» И Авраам ответил: «Иегова ирЭ!» Это значит «Бог усмотрит!», на славянском «Бог видит», то есть Он уже знает, каким образом выйти из этого положения — Бог усмотрит. И то, что сын Авраама нес дрова сам на эту гору, символизирует, как Господь Иисус Христос нес Крест Свой на Голгофу, для того чтобы жертва за всех людей была принесена. Это удивительно, это символично, это страшно. И слова «Бог усмотрит» — «Иегова ирЭ» — были любимые слова отца Сергия.

Слова «Бог усмотрит» — «Иегова ирЭ» — были любимые слова отца Сергия

Когда уже было все приготовлено, и отрок был уже связан, и нож в руке у Авраама, то ангел остановил его и говорит: «Не делай этого, ибо Господь убедился в том, что вера твоя непоколебима», — и повторил все обетования о том, что он будет не только лишь по крови отцом всех верующих, но и духовно, как говорит об этом апостол Павел. И вот такая уверенность в том, что Господь сделает всегда так, как Ему надо, была у отца Сергия. Это очень напоминает слова отца Иоанна (Крестьянкина), который говорит: «Не можешь — все равно терпи. Господь все сам сделает. Надо терпеть до конца. Нельзя сходить с креста. С креста не сходят, с креста снимают». Как-то раз он это говорил одному батюшке. Это так близко и так похоже на любимые слова священноисповедника Сергия. Вот такая была в нем сила и такая вера.

Сщисп. Сергий у престола в Троицком соборе слободы Кукарка Сщисп. Сергий у престола в Троицком соборе слободы Кукарка В те же годы, когда было очень трудно существовать, когда была нищета, почти голод, отец Сергий не раз повторял такие слова, и мой отец (протоиерей Анатолий Сергеевич Правдолюбов (1914–1981 гг.) передавал мне их: «Никогда не откладывай на черный день». Что такое черный день? А когда ни есть нечего, ни пить нечего, и человек может умереть. Не откладывай! Почему? «А потому что ошибешься, обязательно ошибешься, — говорил отец Сергий. — А Господь никогда не ошибается. Если ты будешь копить — одно, другое, третье, — чтобы прожить в самые трудные времена, то Господь, видя, что ты сам заботишься о себе, не будет помогать тебе, когда останешься без всего. Господь скажет: ‟Ты сам все рассчитал”. Поэтому Он говорил: ‟Оставьте ваши заботы и возложите на Господа. Он сам прокормит вас”». И эти слова любил повторять старший сын отца Сергия. «Возверзи на Господа печаль твою, и Он тя пропитает» (Пс. 54, 23), — это из псалма, и это тоже вера. И другие слова слышал я от отца, а он в свое время слышал от священноисповедника Сергия: «Прожил я жизнь и состарился, и не видел я праведника оставленного и детей его, просящих хлеба» (Пс. 26, 35), – это тоже из псалмов.

В годы, когда я учился в семинарии, один раз кто-то мне сказал: «Ты когда-нибудь видел батюшку, который умер от голода в нашей стране?» — и продолжает: «Никогда такого не было, не умер ни один батюшка». Это уже народное восприятие тех слов, которые звучат в Священном Писании. И здесь сразу вспоминается случай с дочкой отца Сергия Сонечкой. Она была совсем маленькая, и это произошло уже в Касимове. Когда они переехали в Касимов (ей было тогда 3 или 4 года), Сонечка как-то сказала маме: «Мамочка, я конфетку хочу». Мама говорит: «Сонечка, а откуда у меня в доме конфеты? Нет у меня конфетки». Сонечка подумала-подумала, подождала немного и опять просит: «Мама, дай конфетку». И так она несколько раз говорила, что уж очень хочет. И тогда мама Лидия Дмитриевна сказала ей: «Сонечка, если ты хочешь конфетку, ты иди и помолись там, где иконы стоят и где лампадка горит. Помолись и попроси у Бога конфетку». Соня восприняла это очень активно, энергично взяла табуретку, притащила в передний угол. Забралась на эту табуретку, чтобы быть поближе к Богу, потому что она маленькая и Бог ее может не заметить. И она стала молиться: «Господи, я так хочу конфетку. Пошли мне конфетку». Не успела она поставить табуретку на место, как в дверь постучали, и пришла прихожанка, которая знала семью отца Сергия и детей. И вдруг она говорит:

— Лидия Дмитриевна, матушка! Я вот конфеток для Сонечки принесла.

Совершенно непонятно, почему именно одной Сонечке, когда там много детей. И вот это исполнение молитвы было просто поразительное — она попросила и получила. Когда Сонечка выросла, ей было уже к 50–60 годам, я обратился к ней: «Тётя Соня, ты можешь мне поподробнее рассказать, как это произошло? Ты, наверное, это помнишь хорошо, меня это очень интересует. Как это было по времени, каким образом это было?» И она мне подробно-подробно рассказала, что ей захотелось конфетку утром, и она стала просить. Я ей говорю: «Сколько прошло минут с момента, когда ты начала молиться, до того, когда в дверь постучали?» Я даже это спрашивал, мне было очень важно выяснить. Она мне все рассказала. И, зная, где находится Касимов, зная, где находятся магазины, я мысленно твердо рассчитал, как эта женщина могла купить конфеты, прийти к батюшке и подарить их Сонечке. Промежуток от времени, когда Сонечка захотела конфет, до того времени, как пришла прихожанка, не совпадал по длительности со временем похода от магазина. Чтобы дойти от магазина до дома, требуется 20 минут или полчаса, а молилась девочка в переднем углу не больше 5–6 минут. То есть женщина, которая принесла конфеты, пошла за ними раньше, чем Сонечка начала просить их у Бога. Значит, как написано в Евангелии, Господь знает то, что люди хотят, раньше, чем они попросят у Бога. Господь внушил мысль этой женщине за 15–20 минут до того, как Сонечка пошла молиться в передний угол. Женщина пришла в магазин, купила конфеты (а о них еще никто не просил), и почему-то имя Сонечки было у нее в голове. И вот это поразительно — что молитвы еще не было, а мысль об исполнении молитвы Господь уже послал этой женщине. Это поучительно и радостно. Конечно, это не значит, что надо молиться твердо: хочу этого, хочу этого, — но маленькая девочка имеет право просить то, чего ей очень и очень хочется. И Господь ей послал вот таким образом.

Когда я учился в классе шестом или седьмом, я сказал папе:

— Пап, дай что-нибудь почитать.

Он отвечает:

— А что ты хочешь?

— Да вот, книги какие-нибудь духовные. У тебя есть там на полке. Какую ты там мне посоветуешь почитать?

Папа говорит:

— Вот, возьми «Добротолюбие», том первый, — это дедушкина книга. Эту книгу дедушка читал, и ты почитай. Обрати внимание на нее.

Почему он так сказал? Потому что книг священноисповедника Сергия и его отца, священномученика Анатолия, почти не сохранились из-за переездов, арестов, даже пожаров. И эта книга была большая редкость — из рук священноисповедника Сергия. Когда я читал, был Великий пост. Это было совершено замечательно. Читал спокойно и радовался. Не все понимал, но все равно читал. И обратил внимание на одну страницу, где было подчеркнуто не карандашом, не авторучкой, а ногтем пальца: видимо, не было под рукой ничего у отца Сергия, и он ногтем продавил лист и как бы подчеркнул вертикально и горизонтально, чтобы не забыть это изречение. Это были слова преподобного Макария Великого. Сейчас не могу дословно вспомнить, но скажу смысл этого изречения: «Никого никогда не осуждай, даже явную блудницу». И это подчеркнул отец Сергий. Он так это подчеркнул на бумаге, что даже и до внука дошло это изречение, и я тоже удивился, тоже запомнил, тоже порадовался и подумал, что вот это надо обязательно исполнять решительно, так как дед подчеркнул. Он исполнял — надо, чтобы и мы так же исполняли.

Смысл этого изречения: «Никого никогда не осуждай, даже явную блудницу». И это подчеркнул отец Сергий

Очень часто он говорил еще такие слова. Это рассказала моя сестра Елена. Ей было 9 лет, когда дедушка умер, и она многое запомнила, пока росла. Она слышала и видела дедушку Сергия и даже называла его «дедушка Серенький». Почему? Может быть, у него был серый подрясник, а может быть, она не могла выговорить имя Сергий и говорила: «Серенький». Она не раз повторяла слова, которые любил отец Сергий: «Не имамы зде пребывающего града, но грядущего взыскуем» (Евр. 13, 14). А по-русски – «не имеем здесь, на земле, стабильно пребывающего града («град» в греческом языке «полис» – отсюда и политика), земного устройства («жительство» по-славянски), но грядущего взыскуем». Какого грядущего? Града Божьего — это блаженный Августин писал, — там, где Господь, где Его Царство, грядущего взыскуем. Это важнейшее, глубокое восприятие мира и понимание, что устроить что-либо на земле стабильно, мощно, непоколебимо очень трудно и вряд ли вообще возможно. Мы грядущего взыскуем — Царства Небесного.

Мой отец рассказывал один свой сон, как протоиерей Сергий, будущий священноисповедник, находился в каком-то белом домике, где были строительные материалы тоже белого цвета. Он эти материалы укладывал, для того чтобы символически устроить некое жилище на небесах. Вспомните, как в книге «Пастырь Ерма»: Церковь строится из камней, и каждый человек является камнем. Если он обтесанный, то его можно класть, а если необтесанный — надо его еще обтесать. Это образ раннехристианский. И отец видел, как протоиерей Сергий строил это белое строение, как будто здесь, на земле.

В начале литургии звучит глубокомысленный, важнейший возглас, который, к сожалению, не все воспринимают и не все понимают. Возглас этот именно о том, грядущем, о чем думал и говорил часто священноисповедник Сергий: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Какие слова! Именно благословенно Царство Троицы Святой, Божества Иисуса Христа и Духа Святого! Вот это и есть грядущее. То, где будут собраны люди, почитающие Господа, любящие Его и те, которые шли на смерть за Него.

(Продолжение следует.)

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Семейные воспоминания о сщисп. Сергии Правдолюбове. Часть 1 Семейные воспоминания о сщисп. Сергии Правдолюбове. Часть 1
Прот. Сергий Правдолюбов
Семейные воспоминания о сщисп. Сергии Правдолюбове. Часть 1 Семейные воспоминания о священноисповеднике Сергии Правдолюбове (Касимовском). Часть 1
Протоиерей Сергий Правдолюбов
Когда в лес ходили собирать грибы и ягоды, то Сергей сорвет два гриба — и ляжет на травку, — и созерцает, думает о своем, о чем-то возвышенном.
«Моя душа всегда была с ними…» «Моя душа всегда была с ними…»
Воспоминания А.Н. Николаевой, дочери прот. Василия и Раисы Мухиных
«Моя душа всегда была с ними…» «Моя душа всегда была с ними…»
Воспоминания А.Н. Николаевой, дочери протоиерея Василия и Раисы Мухиных
Много лет мой папа ежедневно совершал тайные келейные богослужения. Мама была его помощницей: пела, читала, пекла просфоры.
«Ныне отпущаеши з/к Твоего, Владыко» «Ныне отпущаеши з/к Твоего, Владыко»
Памяти протоиерея Феодора Попельницкого (†16.02.1942)
«Ныне отпущаеши з/к Твоего, Владыко» «Ныне отпущаеши з/к Твоего, Владыко» (+ВИДЕО)
Памяти протоиерея Феодора Попельницкого (†16.02.1942)
Дмитрий Михайлов
16 февраля 1942 г., на следующий день после Сретения, для отца Феодора Попельницкого настал час его личной встречи с Богом.
Комментарии
иПавел 5 сентября 2022, 13:58
Вчера разговаривал с о Сергием, а сегодня натолкнулся на его воспоминания. Это человек живой веры, счастье, что мы можем соприкоснуться.
Геннадий 4 сентября 2022, 12:17
Благодарю! Слава Богу за всё!
Nadezhda 3 сентября 2022, 18:37
«Прожил я жизнь и состарился, и не видел я праведника оставленного и детей его, просящих хлеба» 36:25
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×