Как обычная старушка оказалась старицей

Истории Казанской Трифоновой женской пустыни

Игумен Савватий (Рудаков) и схимонахиня Георгия (Литвина) Игумен Савватий (Рудаков) и схимонахиня Георгия (Литвина)

Игумен Савватий (Рудаков), строитель и духовник монастыря: «Я чувствовал себя рядом с ней ничтожным и недостойным»

Матушка Георгия много лет приезжала к нам в монастырь как паломница. В один из таких приездов она заявила мне:

— Я переезжаю на жительство к вам.

В душе я улыбнулся. Матушка не спросила разрешения, а просто сообщила свое решение. Подумалось: «Очередная мирская старушка. Хочет в монастырь, а не подозревает, как здесь трудно. Поживет немного да уедет». Я ответил:

— Ну, ладно, как Бог даст.

— Батюшка, а вы уже приезжайте за мной. Я и вещи собрала.

И я почувствовал, что не могу отказаться: она говорила со властью. Поехал в Лысьву за ней сам. Решил: «Пускай бабуля поживет в нашем монастыре».

По дороге она рассказывала мне про дорогих ей людей. Поведала про известного подвижника и молитвенника, схиархимандрита Виталия (Сидоренко; 1928–1992), как он несколько раз приезжал в Лысьву, и в 1989-м году постриг ее в монашество.

Схимонахиня Георгия (Литвина) Схимонахиня Георгия (Литвина)

Еще рассказала мне про митрополита Липецкого и Задонского (ныне схимитрополита на покое) Никона (Васина), настоятеля Задонского Рождество-Богородицкого монастыря, как она общалась с ним в Задонском монастыре, и как по его благословению в 2014-м году была пострижена в схиму.

Я понял, какой подарок послал Господь нашей обители. Со мной ехала не просто мирская бабушка, а Божий человек

Я слушал ее истории, и мое мнение о ней резко переменилось: я понял, какой подарок послал Господь нашей обители. Со мной ехала не просто мирская бабушка, а Божий человек. Из глаз у меня полились слезы. Я проникся духом ее чистоты, простоты, праведности. Ее вещи в монастыре я уже разгружал с благоговением.

Схимонахиня Георгия (Литвина) вела внутреннюю, сосредоточенную жизнь. Когда она молилась за людей, которые просили ее о молитвенной помощи, то Господь открывал ей их жизнь. Она скорбела о немощах человеческих, а потом все подтверждалось. Господь дал ей дар прозрения.

Она всегда пребывала в ровном, благодушном настроении, никогда не роптала ни на обиды, ни на болезни, ни на скорби. Вот это незлобие, постоянное пребывание в благодушии, в духе Божием, в радости – это признаки святости.

Скорби человеческие разбивались о ее благость, о ее любящее сердце. Ее мирное устроение передавалось другим. Как от старца Иоанна (Крестьянкина) человек, просто пообщавшись с ним, выходил другим — проходили сомнения, утихали скорби, появлялась надежда, — так и ее мирный дух наполнял всех, кто с ней общался. Недаром русская пословица говорит: «С кем поведешься — от того и наберешься». В Псалтири же сказано:

«С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17, 26).

В старице Георгии чувствовалась школа отца Виталия (Сидоренко), подвижника благочестия нашего времени. Отец Виталий был очень смиренным, кротким, имел духовное мужество, дар слез, целомудрие, был исповедником — это все тоже в ней чувствовалось.

От одного взгляда на схимонахиню Георгию уже через 20 минут я понял, что это человек святой жизни. Это нужно было просто ощутить. Так — сидит просто бабушка неприметная, а начнешь общаться — такое тепло от нее. Я почувствовал себя рядом с ней таким ничтожным, таким мелким, недостойным, грешным. По контрасту тьмы со светом. Ощутил свое недостоинство. И все ее дары были плодом молитвы — она постоянно молилась, не выпускала из рук четки.

В конце жизни старица Георгия заболела раком. Она сильно страдала, но все переносила терпеливо и мужественно. Не жаловалась на свое тяжелое онкологическое заболевание, просто таяла. У нее были боли, даже врачи удивлялись, как она все это терпит, при этом ходила в храм и молилась. До конца дней не ослабевала в молитве Иисусовой.

Ее мантию и скуфью я храню как святыню.

Схимонахиня Георгия была небольшого ростика. Но при встрече мне казалось, что это я маленький, а она гигант. Гигант духа. Всегда при общении с ней была Пасхальная радость.

Сестры Казанского Трифонова женского монастыря с духовенством Сестры Казанского Трифонова женского монастыря с духовенством

Елена Трошина: моя дружба со старицей

Со старицей Георгией я познакомилась за 2 года до ее смерти, в 2016-м году, во Всехсвятском храме Верхне-Чусовской Казанской Трифоновой пустыни, где она несла послушание чтения Псалтири.

Я подошла к старице, попросила ее молитв. Она ответила, что обязательно помолится, и пригласила посетить ее келлию. Когда после экскурсии я зашла к старице Георгии, то узнала, что она — духовное чадо схиархимандрита Виталия (Сидоренко), которого я очень почитаю. На столе уже лежали его письма, чётки, какие-то личные вещи, вырезанный им из консервной банки крест. Мать Георгия рассказала, что отец Виталий трижды приезжал в Лысьву на лечение, что он постриг ее и еще несколько верующих женщин в монахини, поведала о его письмах и духовных наставлениях.

Она видит меня в первый раз — и откуда может знать, что я сопровождаю паломнические поездки в Грузию?!

Так, вкратце рассказав про свою жизнь, она дала мне 200 рублей, свечу и попросила:

— Поедешь в Грузию, подай за меня на могилке отца Виталия записочки и поставь свечу.

Вот тут я пришла в недоумение! Она видит меня в первый раз — и откуда может знать, что я почитаю отца Виталия и сопровождаю паломнические поездки в Грузию?! Все это она констатировала как факт, будто много лет меня знала.

Я выполнила все просьбы старицы, и, вернувшись из Грузии, привезла ей святыни с могилы ее духовного отца. Так мы подружились.

Схимонахиня Георгия и Елена Трошина Схимонахиня Георгия и Елена Трошина

История жизни схимницы

Жизнь у схимницы была непростая, дух ее выковывался в тяжелых скорбях и испытаниях. Родилась схимонахиня Георгия, в миру Валентина Васильевна Литвина, в 1932-м году в деревне Токаревка Молотовской области (ныне Пермский край) в крестьянской семье.

Отец её, Василий Михайлович Литвин, и мать, Наталья Петровна, были ровесниками века (1898 и 1900 годы рождения). Жили они обособленно, в колхоз не вступали. Держали скотину: лошадь, корову, свиней, птицу домашнюю. С колхозниками дружбы не водили, да и те единоличников не жаловали.

Один из братьев отца, Яков Михайлович Литвин, был насельником Белогорского мужского монастыря, 34 монаха которого были замучены и расстреляны большевиками, а отец наместник, архимандрит Варлаам (Коноплёв), утоплен в Каме. О дальнейшей судьбе Якова Михайловича ничего не известно, по-видимому, он тоже был убит.

В семье Литвиных Валентина была третьим и последним ребенком из выживших. Мать, Наталья Петровна, рожала 14 раз дома, до больницы доехать не было ни времени, ни возможности, и дети умирали при рождении или вскоре после него.

Старший брат Вали, Александр, был хозяйственным, с ранних лет ловил рыбу, ставил петли на зайцев. Мясо было хорошим подспорьем для семьи. Шкурки брат выделывал и сдавал в заготконтору, в обмен давали продукты или ткань, в основном ситец, из которого мать шила себе и дочкам платья, а мужчинам рубахи.

Второй в семье была сестра Александра, или, как называл ее отец, — Санка, 1928 года рождения. С четырех лет она стала полноценной нянькой для своей младшей сестры Вали, которая родилась в 1932-м году. Усыпить, накормить, перепеленать — все это входило в обязанности малолетней Санки, так что ее образование закончилось на втором классе. С 5 лет девочка также пряла шерсть, отрепи, оставшиеся ото льна. Из них мать ткала ткань, шила мешки для хозяйства и на продажу, изо льна же вили оборы, ими потом подвязывали лапти. Лапти тоже плели сами, и не только для себя, но и на продажу.

Когда Валентина подросла, она заменила в этих трудах старшую сестру. А та уже вместе с отцом и братом ходила на покос, осенью в найм: пилили и кололи дрова. Когда строили себе дом, вместе с мужиками шкурила бревна, конопатила избу. В 1948-м году Александра вышла замуж, родила пятерых детей. Валентина всегда принимала участие в воспитании племянников, приобщала их к вере.

Вскоре в деревне единоличников стали притеснять, пытались всех загнать в колхоз, в противном случае грозились отобрать домашнюю скотину. И в 1936-м году, когда Валечке было 4 года, ее отец собрал домашний скарб, распродал всю живность и подался с семьей в Лысьву. В городе долгое время снимали жилье, только в 1939-м перебрались в свой дом, да и то не сразу. Сначала построили баню, там и жили некоторое время, пока достраивали избу.

В июле 1941 старший брат Вали ушел на фронт. С дороги успел написать одно-единственное письмо, а в ноябре пришла похоронка: «Александр Васильевич Литвин, 1921 года рождения, погиб 15 сентября 1941 года в боях под Винницей». Ему было всего 20 лет. Царствие Небесное воину Александру!

В конце 1941 года из Одессы в Лысьву эвакуировали военный завод. Санка сразу пошла на него работать, там же работал и 43-летний отец. На фронт его не взяли, дали бронь, поскольку ценили как хорошего работника. Работать было тяжело, цеха наскоро сколотили из досок, так что зимой руки примерзали к железу. Цех, в котором работала сестра, в народе называли «детским садом»: за станками стояли такие же, как 13-летняя Санка, пацаны и пацанки.

С начала войны в городе, как и по всей стране, ввели продуктовые карточки. Карточки были разные: мясные, крупяные, жировые и хлебные, и нормы тоже разные: для работающих, детей и иждивенцев. Работающим выдавали на месяц 500 граммов мяса, 600 граммов круп, 400 граммов маргарина. По хлебным карточкам — 600 граммов хлеба в день. Нормы на детей и иждивенцев были и того меньше.

К праздникам или за перевыполнение нормы выдавали разбавленный спирт. Спирт можно было обменять у раненых из госпиталя на деньги или на хлеб, иногда на талоны. Санка обычно брала деньгами, покупала на рынке у колхозников стаканами овсяную муку, дома варила из нее похлебку-болтушку, подкармливала ею синюю от голода младшую сестру.

В 1944-м в дом пришла беда. Мать Наталья всю зиму болела, чахла на глазах. Сказались и многочисленные роды, и голодные военные годы, и непосильный ежедневный труд. Четвертого июня она тихо умерла во сне. Ей было 44 года, и умерла она в 44-v году. Отец взял на работе выходной, прикрыл жену покрывалом и пошел за старшей дочерью, которая уже больше месяца вместе с другими заводскими работала на заготовке дров. 12-летняя Валя одна осталась в доме рядом с умершей матерью, забилась в самый дальний угол полатей, зарылась в тулупы и горько плакала от жалости, а еще от страха. Маму похоронили в братской могиле.

В 1946-м году, когда Вале исполнилось 14, закончилась ее школьная жизнь, ей удалось окончить только 6 классов, и начались трудовые будни. Год работала в людях нянькой, затем пошла на завод, 7 лет трудилась на складе. Потом устроилась в больницу санитаркой, где и проработала всю оставшуюся жизнь, до выхода на пенсию.

В том же 1946-м году жизненная дорога привела девочку в Церковь. Как рассказывала сама Валентина, весной, сидя на уроке, она смотрела в окно, наблюдала за играющими на улице детьми. В голове вдруг родились вопросы: почему люди умирают? Что с ними происходит после смерти? Никто не смог дать ответа, который бы полностью удовлетворил ее детское любопытство. Ответы на эти вопросы дал священник в церкви, куда ее привела соседка.

Возле храма Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, город Лысьва Возле храма Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, город Лысьва

Так с 14-летнего возраста началось ее служение Богу. Валя стала постоянной прихожанкой храма Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова города Лысьвы, туда она спешила каждую свободную минуту. В те годы за веру исключали из партии, снимали с руководящих должностей, но Валентине нечего было опасаться: она не состояла в партии, не занимала высоких постов. И начальники закрывали глаза на ее, как они считали, «чудачества». На самом же деле вера в Бога стала для нее смыслом жизни. Желающих окрестить детей, обвенчаться и в те времена имелось много. В церкви это было не всегда безопасно. Вот маленький домишко Валентины и превратился в место, где зачастую в строжайшем секрете совершались таинства Крещения или Венчания.

Маленький домишко Валентины превратился в место, где в строжайшем секрете совершались таинства Крещения или Венчания

Валентина не выходила замуж, жила в целомудрии и молитве. Свое отпускное время проводила в паломнических поездках, молилась в храмах и монастырях Киева, Пскова, Загорска, Краснодара, а также Латвии, Эстонии. В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре на нее обратил внимание архимандрит Иоанн (Крестьянкин), который предсказал ей монашеское будущее. Предсказание старца сбылось. Валентина стала духовным чадом схиархимандрита Виталия (Сидоренко), который и постриг ее в монашество в 1989-м году в возрасте 57 лет.

Схиархимандрит Виталий в Лысьве Схиархимандрит Виталий в Лысьве

Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) Схиархимандрит Виталий (Сидоренко)

В начале нулевых Валентина обменяла свою избу на комнату в Доме ветеранов. В силу своего возраста и здоровья ей было уже тяжело заготавливать дрова, топить печь. Еще в молодом возрасте ей установили инвалидность, у нее были серьезные проблемы с легкими.

Несмотря на пошатнувшееся здоровье, она прожила долгую жизнь, полную духовных трудов и подвижничества. Последние годы жизни старица провела в нашем монастыре, Верхне-Чусовской Казанской Трифоновой женской пустыни. Умерла старица в апреле 2018 года и похоронена на нашем монастырском кладбище.

Вот такую историю жизни одной из сестер нашей обители мы сегодня вам поведали.

Схимонахиня Георгия за чтением Псалтири Схимонахиня Георгия за чтением Псалтири

Казанская Трифонова женская пустынь среди лесов и полей Казанская Трифонова женская пустынь среди лесов и полей

Ольга Рожнёва

4 июля 2023 г.

Приезжайте к нам в гости

У нас в монастыре хранится местночтимая Казанская икона Пресвятой Богородицы, у нас мощами почивает благодатный старец Николай Рагозин, здесь подвизался апостол Пермского края — преподобный Трифон Вятский. Рядом с нашим монастырем находятся чудесные святые источники. Люди приезжают к нам и получают духовную пользу. Хотим пригласить к нам в гости и вас, дорогие читатели портала «Православие.ру».

Наша обитель находится среди лесов и полей, до ближайшей деревни 3 километра, до ближайшего города — более сорока. Наша тишина очень благотворно действует на паломников, они часто говорят: «Когда выходишь из храма, не сразу окунаешься в городскую суету, а имеешь возможность сохранить тишину в сердце». А ведь это очень важно, когда человек может отдохнуть от скорости современной жизни и заглянуть в свое сердце.

Желающим оказать помощь

Живем мы по старинке: носим воду из колодца, до сих пор пользуемся рукомойниками, топим печки, у нас нет канализации, все удобства на улице. Сестры наши много и тяжело трудятся. Материально нам приходится нелегко.

Если кто-то пожелает оказать помощь нашему монастырю, просим присылать имена — будем молиться за вас, как за наших благодетелей. Имена для молитвы можно указывать в комментариях к статье, присылать по электронной и по обычной почте, по телефону.

Номер карты для пожертвований: карта Сбербанка 2202 2004 2292 9867 — казначея монастыря, инокиня Христина (в миру Ирина Николаевна Шевелева)

  • Мой телефон (игуменья Ксения): 8–919–475–25–30
  • Наш адрес: 618221, Пермский край, Чусовской р-н, п/о Успенка, деревня Красная горка
  • Электронная почта: miteinayagora@yandex.ru
  • Наш сайт: http://v-chus.cerkov.ru/

Реквизиты для пожертвований:

  • Верхне-Чусовская Казанская Трифонова пустынь — женский монастырь Соликамской Епархии Русской Православной Церкви, Московский Патриархат
  • Настоятельница — игуменья Ксения (Ощепкова Татьяна Николаевна)
  • ИНН 5921014327
  • КПП 592101001
  • ОГРН 1035900009474
  • ОКТМО 57658410
  • ВОЛГО-ВЯТСКИЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК
  • Р/счет № 40703810549150100029
  • БИК: 042202603
  • Корсчет № 30101.810.9.00000000603
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Как 50 лет назад старец из Китая сделал одно предсказание… Как 50 лет назад старец из Китая сделал одно предсказание…
Ольга Рожнёва
Как 50 лет назад старец из Китая сделал одно предсказание… Как 50 лет назад старец из Китая сделал одно предсказание…
Истории игумении Казанской Трифоновой женской пустыни Ксении (Ощепковой)
Ольга Рожнёва
В 1950 году в мужской монастырь города Харбина зашла красивая светловолосая девушка…
О выборе монашеского пути, препятствиях и искушениях, помощи Божией и ежедневных чудесах О выборе монашеского пути, препятствиях и искушениях, помощи Божией и ежедневных чудесах
Ин. Серафима (Цветова)
О выборе монашеского пути, препятствиях и искушениях, помощи Божией и ежедневных чудесах О выборе монашеского пути, препятствиях и искушениях, помощи Божией и ежедневных чудесах
Истории инокини Серафимы (Цветовой)
Ольга Рожнёва
Я стала молиться, чтобы Бог устроил мою жизнь по Своей воле, и услышала в душе ответ…
Встреча с миром невидимым Встреча с миром невидимым
Игуменья Ксения (Ощепкова)
Встреча с миром невидимым Встреча с миром невидимым
Рассказы игуменьи Казанской Трифоновой пустыни Ксении (Ощепковой)
Мало ведь просто ходить в церковь. Нужно впустить Бога в свою жизнь, доверять Ему, уповать на Него. Когда я пришла к Богу, чудеса стали неотъемлемой частью моей жизни.
Комментарии
Тамара 7 февраля 2024, 22:56
Вот такие не святые святые живут рядом с нами и в наше время, а мы и не знаем , и не догадываемся даже!!!!
Татьяна15 июля 2023, 09:17
Посчастливилось немного помогать Матушке. Она действительно была земным Ангелом. А чистота её души пронизывала всё вокруг, каждый предмет её келейки. Помолись о нас, Матушка
Евгения10 июля 2023, 20:01
Были в пустыни в 2006 году в августе. С четверга по воскресенье. Я и 2хлетняя моя доченька. Сподобились мы побывать на исповеди и ПРИЧАСТИИ. и такая благодать в этом месте неиссякаемая! Что нам на много лет хватило. А доченька потом при любой возможности ездила туда и с папой и с воскресной школой. Сейчас ей 19 , а в сердечке эти детские воспоминания, когда ей было 2 годика и она перебирала со мной малину и чистила картошку на крылечке трапезной ,и схимницы строгие, но такие родные и добрые. И батюшка Савватий и матушка Ксения, тогда ещё совсем молоденькая. Будто всё это вчера было
Наталья 5 июля 2023, 14:39
Милость Божия - встреча с таким человеком, который ходит по земле, как и мы, но не принадлежит этому миру. Благодарю за рассказ Ольгу Рожневу! "Не стоит село без праведника" - раньше так было на Руси. Посчастливилось и мне встречаться с такими Божьими людьми. Жива Россия наша их молитвами!
Игорь 4 июля 2023, 16:37
Спаси Господи. Как трудно жить настоящим людям, и их счастье (по большому счёту настоящее счастье для всех), что им кроме Бога ничего не нужно. Знание, что такие люди были, наверное, и сейчас есть, даёт силы жить.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×