Такие «простые» работы художника Валентина Сидорова

В начале мая. Художник: Валентин Сидоров, 2007-2008 гг. В начале мая. Художник: Валентин Сидоров, 2007-2008 гг.

Чистые пруды. Жаркий летний, наполненный светом и теплом день. В воде отражается небо, мохнато-ватные облака и высокие дома – эпохи модерна, эпохи конструктивизма... Почти как в реальности, но всё-таки чуть преображенные трепещущей глянцевой неровной поверхностью, по которой лениво и с чувством собственного достоинства скользят коричневые утки, о чем-то переговаривающиеся с проезжающими мимо трамваями. Да, ещё деревья – графично читающиеся линии стволов и веток, живописное смешение пятен листвы. Деревья и здесь, и в отражении, но уже не такие четкие, сливающиеся в зеленое кружево.

Во всем этом, кажется, есть что-то неизменное – дома, стили, отражения, трамваи... Но это чувство обманчиво. Его перекрывает другое – отчётливое понимание, что здесь, в нашем мире, все очень непрочно, здесь остаются пустые пространства от покинувших мир людей, когда-то эти пространства наполнявших.

В.М.Сидоров на этюдах в окрестностях деревни Подол. 1970-е. Фото: tg-m.ru В.М.Сидоров на этюдах в окрестностях деревни Подол. 1970-е. Фото: tg-m.ru

На Чистых прудах была мастерская Валентина Михайловича Сидорова. Большого художника и по-настоящему большого человека – редкое сочетание.

Каждая его работа – восхищение окружающим, Богом созданным миром, его деталями, нюансами. Каждая работа – осмысление красоты и трепетности этого мира.

Каждая работа – осмысление красоты и трепетности этого мира

Работы не заявляли об особых художественных принципах и концепциях, не поднимали проблем, социальных или каких-то еще. Они оказывались больше концепций и злободневности, как больше всего этого сама жизнь.

«Какие простые работы», – услышала я как-то раз мнение про работы Сидорова – и сначала от удивления просто не нашлась, что ответить. Хотелось начать спорить, говорить про уровень мастерства, а потом я подумала – и не стала. Может быть, и правда они простые, если под простотой понимать глобальное – простоту опускающегося за горизонт солнца, превращающего окружающий мир в сказку, простоту весенних тонкоствольных березок с трепетными, дымкой окружающими ветви первыми листочками (один из любимых мотивов Сидорова, кстати)... Можно продолжать бесконечно примеры этой «простоты», а точнее, красоты и сложности созданного Богом мира (повторяюсь, но что делать, если все творчество художника – именно об этом). Ведь дар творчества, правильно принятый, понятый художником, – дар Творца.

Осенние листья. Художник: Валентин Сидоров, 1970 г. Осенние листья. Художник: Валентин Сидоров, 1970 г.

Не раз писала о творчестве Валентина Михайловича более детально, сейчас мне важно сказать о другом. Выплеснуть, что болит, что всегда звучит именно на Чистых прудах, даже в такой солнечный спокойный день. А может быть, в такой день еще больше…

На лужке. Художник: Валентин Сидоров, 1968 г. На лужке. Художник: Валентин Сидоров, 1968 г.

Последний разговор с ним – во время локдауна, по телефону: «Вот закончится, опять в работу, преподавать. Студенты не отпускают. У меня вообще столько планов, скоро выйдет ещё одна книга, обязательно подарю». Да, от него обязательно уходили с полными руками – его альбомы, книги, причем каждая – подписанная по-особенному, неформально.

Гори, гори ясно. Художник: Валентин Сидоров, 1960 г. Гори, гори ясно. Художник: Валентин Сидоров, 1960 г.

Внутренняя щедрость, настоящая, большая, – она же в каждой работе Валентина Михайловича. Он делился с нами, зрителями, всей безмерностью мира, радостью, которые он умел видеть, принимать в себя.

Он делился с нами, зрителями, всей безмерностью мира, радостью, которые умел видеть, принимать в себя

Как-то в ныне несуществующем Институте русского реалистического искусства я ходила по выставке другого большого художника советской эпохи, там было много работ постсоветского времени, остросоциальных, и в какой-то момент мне, рассматривающей их, стало плохо. Физически плохо. Я буквально побежала к работам Сидорова – и, как будто выбежав из темной душной комнаты с тяжёлыми запахами, вдруг оказалось на морском берегу, когда в лицо дует теплый освежающий ветер.

У нас в семье даже термин есть – «лечиться Сидоровым», думаю, его смысл объяснять не нужно.

Осень. Лодки осыпаны листьями. Художник: Валентин Сидоров, 1956 г. Осень. Лодки осыпаны листьями. Художник: Валентин Сидоров, 1956 г.

Локдаун закончился, мы все собирались зайти, но, как это обычно бывает, дела закрутили, и – не успели. Теперь не прийти, не сесть за большой деревянный стол, не попить чаю с обязательными, любимыми Валентином Михайловичем конфетами «коровка». А главное – не услышать мастера, его многочисленные истории, которые он рассказывал по многу раз, но от этого они не теряли своей ценности. Не смотреть на ещё не высохший холст – старая тема, которую художник перерабатывал чуть иначе в XXI веке... Мы, в суете, заботах, сделали себя и своих детей беднее – еще раз не встретившись с мастером, с большим человеком, одним из тех, на ком строится то, что называется русской культурой.

Рябиновые бусы. Художник: Валентин Сидоров, 2008 г. Рябиновые бусы. Художник: Валентин Сидоров, 2008 г.

В свои 90 с лишним лет Валентин Михайлович был невероятно молодым. Мне кажется, и смотрел на мир все теми же восторженными глазами, что в 5, 15, 25 лет... Правда, теперь уже очень плохо видящими, но, получается, здесь важным было не только внешнее зрение, но и внутреннее.

...Всматриваюсь в небо, отражающееся в воде, в волнистые трепещущие линии домов (вот он, настоящий модерн) – и чувствую, как это «Не успели!..», всякий раз охватывающее меня на Чистых прудах, сегодня отпускает.

На теплой земле. Художник: Валентин Сидоров, 1957 г. На теплой земле. Художник: Валентин Сидоров, 1957 г.

Да, пустота, напоминающая о том, что здесь была мастерская большого мастера, не затянется, так и будет зиять. Но его перекрывает большее – благодарность Богу, что довелось общаться с таким человеком, радость, что у нас есть прекрасное творчество Валентина Михайловича, и его увидят, я надеюсь, и дети наших детей. «Конечно, я знаю работу ‟На теплой землеˮ», – сказал средний сын, который был в мастерской маленьким и не помнит художника. Даже, мне показалось, обиделся на мой странный вопрос: «Знаешь ли?»

Письмо. Художник: Валентин Сидоров, 1960 г. Письмо. Художник: Валентин Сидоров, 1960 г.

Спасибо, Валентин Михайлович, что показали нам, насколько это важно – если не стоять уверенно на «теплой земле» (не каждый это сможет), то хотя бы прикасаться к ней, черпать силы, учиться всматриваться в окружающую красоту и ценить ее. Сам-то художник стоял на этой «теплой земле» крепко, словно былинный герой, потому и смог не меняться в угоду изменчивой повестке дня, оставаясь верным себе, творчеству (а на самом деле и Богу) в главном.

Валентин Михайлович Сидоров Валентин Михайлович Сидоров

Оксана Головко

13 июля 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Из забытого… Русская архитектура в рисунках Владимира Орлова Из забытого… Русская архитектура в рисунках Владимира Орлова
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Из забытого… Русская архитектура в рисунках Владимира Орлова Из забытого… Русская архитектура в рисунках Владимира Орлова
ФОТОГАЛЕРЕЯ
В Музее христианского искусства открылась необычная выставка забытого художника Владимира Орлова.
Поэт русской зимы Игорь Грабарь Поэт русской зимы Игорь Грабарь
Станислав Минаков
Поэт русской зимы Игорь Грабарь Поэт русской зимы Игорь Грабарь
На 150-летие со дня рождения выдающегося художника
Станислав Минаков
И.Э. Грабарь служил искусству как живописец и историк искусства, художественный критик, архитектор и реставратор, педагог и музейщик.
Теплая земля в живописи Валентина Сидорова Теплая земля в живописи Валентина Сидорова Теплая земля в живописи Валентина Сидорова Теплая земля в живописи Валентина Сидорова
Увы, сегодня мало что сохранилось от той деревни, которую воспевает народный художник Валентин Сидоров. «Я пишу воспоминания, свою память, — говорит он. — Мне очень важно, чтобы то, что я помню, не ушло, чтобы оно сохранилось. В своих картинах я пытаюсь передать отношение русского человека к окружающей его природе. Хочу рассказать о его труде и вечной любви к земле, к родной земле».
Комментарии
Natalia14 июля 2023, 19:07
Потрясающе за душу берут эти работы, хочется туда, в лето..
Елена14 июля 2023, 00:38
Любимый художник! До чего же он русский, в самую глубину души его работы! Это что-то невероятное просто.. Все его работы отзываются каким-то воспоминанием из детства, каким-то образом всплывающим в подсознании. Это гениальный художник..Да, каждый раз, как глоток свежего воздуха
Ольга13 июля 2023, 11:46
Спасибо. Цитата: «Какие простые работы», – услышала я как-то раз мнение про работы Сидорова – и сначала от удивления просто не нашлась, что ответить". Имеет значение, с какой интонацией это было сказано. Вполне возможно, что это была положительная оценка. "Где просто, там ангелов со сто...". Пушкин тоже писал просто. И Евангелие без витиеватостей написано. Не нужно бояться слова "простые". Я бы кавычки в заголовке убрала, понимая под этим словом "самый верный признак истины".
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×