Поэт русской зимы Игорь Грабарь

На 150-летие со дня рождения выдающегося художника

Игорь Эммануилович Грабарь Игорь Эммануилович Грабарь Конечно, при упоминании имени художника Игоря Грабаря мы в первую очередь вспоминаем его картину из Третьяковки «Хризантемы», которые хочется потрогать, и удивительный, разный, невозможный, прекрасный снег, написанный им в сотнях (!) полотен.

«Я давно уже подбирался к хризантемам, и хорошие экземпляры этого цветка ускорили появление картины», – писал художник, изобразивший роскошные золотые цветы, специально выбранные у известного московского торговца. Стремясь передать изменчивую игру освещения, Грабарь использовал густые, рельефные неоимпрессионистические мазки.

Жёлтые мохнатые шары хризантем прекрасны, но сильно впечатляет и гранёный стакан на первом плане, состоящий, при ближайшем рассмотрении, из мельчайших пушистых мазков разных цветов, формирующих перламутровые грани – иллюзию, субстанцию стекла. Вблизи эта рельефная живописная поверхность подобна кристаллическим россыпям бликов и теней. Это и называется импрессионизмом.

И. Грабарь. Хризантемы. 1905 г. ГТГ И. Грабарь. Хризантемы. 1905 г. ГТГ

Грабарь не раз использовал технику исчезающих граней стакана в натюрмортах, например, в картине «Неприбранный стол» (1907). Но пустой гранёный стакан в «Хризантемах» остается для многих непревзойдённым шедевром передачи эффекта прозрачного стекла.

И. Грабарь. Хризантемы, 1905 г. (фрагмент) И. Грабарь. Хризантемы, 1905 г. (фрагмент)

Вблизи эта рельефная живописная поверхность подобна кристаллическим россыпям бликов и теней

И.Э. Грабарь служил искусству как живописец и историк искусства, художественный критик, архитектор и реставратор, педагог и музейщик. Его творческий путь как художника составил более шести десятилетий. Почетное звание Заслуженного деятеля искусств, учреждённое в СССР в 1928-м г., первым получил именно Грабарь.

26 марта (13 по ст.ст.) исполняется 150 лет со дня рождения этого выдающегося мастера.

Русин по национальности, Игорь Грабарь родился в 1871-м г. в Австро-Венгрии, в Будапеште. Когда ему было 5 лет, семья из-за русофильских взглядов отца, юриста и депутата венгерского парламента, была вынуждена эмигрировать в Россию. В Егорьевске Рязанской губернии отец будущего художника Эммануил Грабарь стал учителем местной гимназии.

После окончания гимназии Игорь учился в московском лицее, мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал выставки и Третьяковскую галерею.

Осенью 1889 г., крайне стеснённый в средствах, Грабарь поступил в Санкт-Петербургский университет сразу на два факультета – юридический и историко-филологический. Одарённый 18-летний юноша зарабатывал в этот период на жизнь в журналах – сочинением юмористических рассказов и иллюстрациями для популярного журнала «Нива», составлял биографии художников-классиков.

В Академии Художеств он оказался учеником в мастерской у И. Е. Репина, учился также у В. Е. Савинского, Н. А. Бруни.

Соскучившийся по Родине художник был ошеломлён красотой русской зимы и в Подмосковье написал наиболее известные свои полотна

Летом 1895 г. на каникулах Грабарь осуществил поездку в Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. В Италии его потрясли мастера эпохи Возрождения, а в Париже – импрессионисты и постимпрессионисты. Грабарь до 1900 г. ездил по Европе «с целью детального и углубленного изучения мирового искусства и получения архитектурного образования». Побывал в США, Египте и Турции.

По возвращении в Россию соскучившийся по Родине художник был ошеломлён красотой русской зимы и в Подмосковье написал наиболее известные свои полотна: «Сентябрьский снег» (1903), «Белая зима. Грачиные гнёзда», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» (все 1904), «Хризантемы» (1905), «Неприбранный стол» (1907) и др. Он учитывал достижения французов, однако старался писать «по-русски», учитывая «вещественность и реальность».

И. Грабарь. Сентябрьский снег. 1903 г. И. Грабарь. Сентябрьский снег. 1903 г.

«Февральскую лазурь», которую автор назвал самым значительным своим произведением, теперь хранящуюся в Минске, считают величественным портретом берёзы, на которую автор глядит восхищённо, снизу вверх (низкая точка зрения относительно линии горизонта открыла перед художником возможность передать все градации голубого цвета), из глубокой траншеи в снегу, которую он сам вырыл и в которой работал, невзирая на морозы, переполненный радостью.

И. Грабарь. Февральская лазурь. 1904 г. И. Грабарь. Февральская лазурь. 1904 г.

Вот как вспоминал художник:

В этих полотнах Грабарю удалось создать обобщённый образ русской природы

«Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённые голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

В один сеанс мастер набросал этюд будущего произведения, а потом писал берёзы в лазури две недели, стараясь передать лучезарное настроение природы в ожидании весеннего пробуждения.

«Мартовский снег» – «ярко импрессионистическую вещь по замыслу и фактуре» – художник тоже написал на пленэре, «с таким увлечением и азартом, что швырял краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая, стараясь только передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной мажорной фанфары». Согласимся: в этих полотнах Грабарю удалось создать новый, после русских пейзажистов XIX в., обобщённый образ русской природы.

И. Грабарь. Мартовский снег. 1904 г. ГТГ И. Грабарь. Мартовский снег. 1904 г. ГТГ

В наследии живописца есть немало работ, где изображены и другие времена года, однако он утверждал, что ни весенний, ни летний, ни даже осенний пейзажи не вызывали в его воображении такого живописного задора и вдохновения, как зимний.

И. Грабарь. Цветы и фрукты на рояле. 1904 г. ГРМ И. Грабарь. Цветы и фрукты на рояле. 1904 г. ГРМ

В 1905–1908 гг. зимняя тема вылилась у Грабаря в попытки передать «неуловимое» – изображение инея в разное время дня.

«Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок».

Грабарь создал более сотни работ, посвящённых зимнему убранству деревьев, составивших сюиту «День инея».

И. Грабарь. Зимнее утро. 1907 г. И. Грабарь. Зимнее утро. 1907 г.

1910–1923 гг. художник называл периодом отхода от живописи и увлечения архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Он осуществил издание первой «Истории русского искусства» в 6 томах (1909–1916), написал для неё важнейшие разделы, выпустил монографии о художниках Серове и Левитане.

С 1913 г. в течение 12 лет Грабарь возглавлял Государственную Третьяковскую галерею, значительно меняя принципы музейной работы, перестраивая экспозицию. После революции он многое сделал для защиты памятников культуры от разрушения. Многим известно о его тесном сотрудничестве со знаменитым подвижником отечественной реставрации Петром Барановским.

После революции он многое сделал для защиты памятников культуры от разрушения

Как реставратор, ценитель и спаситель русских древностей, Игорь Грабарь призывал:

«Берегите свои памятники, новгородцы, псковичи, владимировцы, суздальцы, ростовцы и вы все, счастливые потомки великих народных строителей, сумевшие сберечь эти несравненные создания до наших дней. Берегите их, ибо, когда к нам будут ездить так же, как сейчас ездят в Италию, а это время не за горами, они явятся источниками вашего благополучия и наполнят ваше сердце гордостью».

И. Грабарь. Васильки. Групповой портрет. 1914 г. И. Грабарь. Васильки. Групповой портрет. 1914 г.

В 1918-м г. по инициативе Грабаря были созданы Центральные реставрационные мастерские, с которыми он будет связан всю жизнь и которые сегодня носят его имя. По признанию Игоря Эммануиловича, он согласился на эту должность, чтобы изучать искусство художников не через стекло, «а вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей». Грабарь стремился сделать реставрацию наукой: он привлекал к работам учёных – химиков, физиков и микробиологов. Именно благодаря такому подходу удалось спасти немало из художественного наследия русских живописцев. Здесь были открыты и спасены также многие произведения древнерусского искусства XI–XIV вв. – иконы, монументальные росписи – и заложены фундаментальные основы его научной истории.

И. Грабарь. Сийский монастырь. 1920 г. И. Грабарь. Сийский монастырь. 1920 г.

В более поздние годы художник заведовал Музеем-усадьбой «Абрамцево», руководил Институтом имени В.И. Сурикова.

И. Грабарь. Разъяснивается. 1928 г. ГРМ И. Грабарь. Разъяснивается. 1928 г. ГРМ

С 1924-го и до конца 1940-х гг. Грабарь много занимался живописью и особенно портретом. Он изображал своих близких, учёных и музыкантов. Лучшими работами художник считал «Портрет матери» (1924), «Светлану» (1933), «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа» (1934), «Портрет сына» (1935), «Портрет академика С. А. Чаплыгина» (1935). Широко известны два автопортрета художника – «Автопортрет с палитрой» (1934) и «Автопортрет в шубе» (1947). Грабарь оставил немало портретов деятелей советской культуры.

И. Грабарь. Портрет К.И. Чуковского. 1935 г. И. Грабарь. Портрет К.И. Чуковского. 1935 г.

И. Грабарь. Портрет композитора С.С. Прокофьева за работой над оперой «Война и мир». 1941 г. И. Грабарь. Портрет композитора С.С. Прокофьева за работой над оперой «Война и мир». 1941 г.

Вновь и вновь мастер обращался к зимним мотивам, к не отпускавшей его теме инея: «Роскошный иней» и «День инея» (обе – 1941), «Иней» (1952), «Иней при восходе солнца» (1955). В Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева автору этих строк запомнилась картина «Иней. Солнце поднимается. 1941 г.»

И. Грабарь. Иней. Солнце поднимается. 1941 г. И. Грабарь. Иней. Солнце поднимается. 1941 г.

И. Грабарь. Проходной двор в Замоскворечье. 1941 г. И. Грабарь. Проходной двор в Замоскворечье. 1941 г.

Работа Грабаря «Берёзовая аллея» (1959), написанная в Абрамцеве, стала последним приношением художника природе Подмосковья, любимому образу – русской берёзе.

И. Грабарь. Берёзовая аллея. 1940 г. ГТГ И. Грабарь. Берёзовая аллея. 1940 г. ГТГ

Игорь Грабарь сыграл огромную роль в распространении в России научных принципов искусствознания

Специалисты утверждают, что Игорь Грабарь сыграл огромную роль в распространении в России научных принципов искусствознания, окончательно оформившихся в советское время, и организации комплексного метода изучения истории искусства, при котором она рассматривается в плотной связи с общим развитием национальной культуры.

Кончина застала народного художника СССР, действительного члена Академий Наук и Художеств СССР, лауреата Государственной премии СССР 16 мая 1960 г. за работой над новым многотомным изданием «Истории русского искусства».

«Надо считать счастьем для русского искусства, что такой человек действительно существовал», – сказал о нем С. В. Герасимов.

Станислав Минаков

26 марта 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
ольга17 мая 2021, 14:31
Спасибо за статью. Когда мы с подругой ходили на лыжах в школьные годы на каникулах, в январе всегда было солнечно, снег блестел , как на картинах Грабаря. Мы вспоминали его картины и восторгались , как он это писал красками.
Екатерина28 марта 2021, 13:01
Спасибо за статью! Очень полезное напоминание! Советская культура обязана ему! И сейчас могли бы больше о нём говорить и объяснять значение его личности для нас, его творчество показывать.
Юрий28 марта 2021, 08:26
А сколько ещё талантов потеряла Россия, позабыв и покинув на произвол судьбы Карпатскую Русь, неотъемлемую часть Русской земли?
Александр27 марта 2021, 22:03
Друг моего прадеда. Вместе с ним эвакуировали Третьяковку во время войны.
Валентина26 марта 2021, 20:03
Я очень люблю картину "Сентябрьский снег" репродукция которой размещена в этой статье. Но самая любимая моя картина И. Грабаря - "Весенний пейзаж. Апрель" (1939)
Оля26 марта 2021, 14:48
Удивительный русский импрессионист!
Ирина26 марта 2021, 11:25
Спасибо за статью! Обожаю творчество Грабаря. Его февральскую лазурь можно рассматривать бесконечно. Я видела ее в последнем зале Третьяковки. Неужели она переехала в Минск или это дубль?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×