4 июля в Святом Белогорье произошло важное духовное событие — в центре Белгорода, в трагическом месте, был открыт и освящен мемориал памяти Новомучеников и исповедников земли Белгородской.
Центральным образом памятника избран священномученик Никодим (Кононов), епископ Белгородский, зверски умученный тут безбожной властью в 1918-м г. В годы гонений на Православную Церковь здесь мученическую кончину приняли сотни православных белгородцев. В композиции использована подлинная решетка из камеры, где провел последние дни священномученник Никодим. Из стен разрушенного изолятора, на месте которого теперь возведено современное гражданское здание, взяты также кирпичи — они включены в мемориал как своеобразные исторические артефакты.
В годы гонений на Православную Церковь здесь мученическую кончину приняли сотни православных белгородцев
«Идея создания памятника возникла давно, когда были обретены мощи мученика. То, что получилось, — это плод коллективной работы, при поддержке митрополита Иоанна. Хотелось бы, чтобы для горожан этот памятник стал местом серьезного осмысления истории Православной Церкви», — подчеркнул председатель Творческого союза «Гильдия мастеров» Максим Баранов, автор памятника, член Комиссии по идентификации останков святителя Никодима.
Надо сказать, что Белгород, как и вся митрополия, изобилует фигурами святых. В поле зрения от нового мемориала памяти Новомучеников Белгородских находится памятник митрополиту Московскому и Коломенскому Макарию (Булгакову), уроженцу Святого Белогорья. В центре города установлены также памятники святителю Иоасафу Белгородскому, преподобному Сергию Радонежскому, святому благоверному Царю Федору Иоанновичу, основателю Белгорода. А с Харьковской горы осеняет Белый град крестом святой равноапостольный князь Владимир Великий.
«На обновленной новой застройкой территории бывшей городской тюрьмы, — замечает корреспондент сайта Белгородской митрополии С. Баранова, — сто лет назад развернулась одна из самых кровопролитных трагедий — расстрелы тех, кого новая власть считала контрреволюционерами. Здесь и в еще нескольких местах центра города погибали люди, не принявшие братоубийственной войны и имевшие непререкаемый авторитет у горожан. Ключевой фигурой в этом противостоянии стал епископ Никодим. Архиерея неоднократно призывали на допросы, но под страхом народных волнений отпускали, а когда арестовали, то объявили, что он и протоиерей Порфирий Амфитеатров просто отправлены в соседний Харьков. Горожане приходили к стенам арестного дома и просили отпустить своих пастырей, но их разгоняли выстрелами из револьверов. Земная жизнь владыки Никодима закончилась 28 декабря 1918 г. (по ст. ст.). Лишенный священнического облачения, с остриженной бородой, переодетый в шинель и студенческую фуражку, он был расстрелян и брошен в яму во внутреннем дворе тюрьмы. После гибели епископа Никодима волна террора против верующих и священничества поднялась с новой силой, и историкам еще предстоит восстановить все имена пострадавших за веру в те дни».
Вид мученика в воплощенном горельефе передает не страх или страдание, а упование
Однако вид мученика в воплощенном горельефе передает не страх или страдание, а упование, его взор и руки устремлены к белому подсвеченному голубю.
При стечении горожан митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил памятник, вместе с епископом Саввой Валуйским и Алексеевским совершил заупокойную литию по безвинно убиенным и обратился к общественности.
«Это событие удивительно совпало с тем, что именно сегодня вступают в силу поправки в Конституцию, — сказал владыка. — В этих поправках есть пункт о защите исторической правды – дополнение к 67-й статье. Сегодня мы утверждаем историческую правду о том, что мы прошли сложный путь и нам необходимо примириться с памятью о подвиге новомучеников, которые отдали жизнь за веру. Не предали Христа. Не забываем и о тех, кто безвинно был осужден и подвергся репрессиям. Но следует помнить и другое — они стяжали Святой Дух, и голубь, который символизирует Третье Лицо Святой Троицы, нисходит на тех, кто претерпевают гонения и в душе своей стяжали мир. …Сегодня, созидая Россию, проходя через трудности и непонимание, если мы будем хранить историческую правду, помнить о наших предках, помнить об истории, — мы научимся преодолевать разногласия без кровопролития и братоубийственного противостояния. Нам важно сегодня примириться в памяти, чтобы больше не совершать ошибок в будущем. И мир, который исходит от Святого Духа, заповедан всем нам. Вся ‟вина” святителя Никодима заключалась в том, что он проповедовал мир среди людей и призывал прекратить братоубийственную войну».
Митрополит Иоанн высказал слова благодарности губернатору области Евгению Савченко и мэру Белгорода Юрию Галдуну за всемерную поддержку в реализации замысла. В лице руководителя Анатолия Антипова владыка поблагодарил компанию-застройщика «Трансюжстрой ПГС» и вручил церковные грамоты причастным к созданию мемориала.
Насколько масштаб личности новомученика значим для современников, рассказал автор книги «Священномученик Никодим, епископ Белгородский: жизнь, трагическая гибель, обретение мощей» (2018) — директор государственного архива Белгородской области Павел Субботин. Напомним, что в своей книге исследователь привел бесценные подтверждения любви и уважения белгородцев к пастырю, рассказал о его вкладе в просвещение молодежи и богословских трудах, что последний дореволюционный епископ Никодим был и организатором, успешно управлявшим епархией. Символично, что имена двух святых заступников земли белгородской соединились в 1911-м г., во время празднования прославления в лике святых Иоасафа Белгородского (Горленко). Попечение об организации крупнейшего события в жизни дореволюционного города как раз и было возложено на епископа Никодима.
Книга П. Субботина о священномученике вышла в преддверии 100-летия со дня мученической кончины владыки Никодима.
«Когда занимаешься историей, часто находишь какие-то совпадения. Владыка Никодим всей стране известен как один из крупнейших биографов святителя Иоасафа Белгородского. Когда изучаешь биографию владыки Никодима и биографию святителя Иоасафа, снова и снова находишь совпадения: святитель Иоасаф родился в городе Прилуки, владыка Никодим школу окончил в деревне Прилуки. Между ними 1000 км. Таких совпадений очень много», — подчеркивает П. Субботин, обращая внимание также на исследовательскую стезю владыки Никодима, который, будучи еще студентом Санкт-Петербургской духовной академии Александром Кононовым, в старинных церквях и монастырях изучал документы, жития и иконы и обнаружил единственную икону преподобного Кирилла Кожеезерского, чудотворца, благодаря чему был спасен для нас лик святого. А в 1896-м г. в память о преподобном Никодиме Кожеезерском студент принял монашество с именем Никодим.
Имена двух святых заступников земли белгородской соединились в 1911-м г., во время празднования прославления в лике святых Иоасафа Белгородского (Горленко)
Акафист священномученику Никодиму, епископу Белгородскому, недавно составленный и читаемый в храмах Белгородской и Старооскольской епархии, гласит:
«Спасение от Бога улучивший в Невечернем Свете, яко звезда небесная, светом Христовым сияеши, святителю блаженне Никодиме, и паки в обагренной кровьми твоими ризе, яко в царской порфире, пред очима Божиима предстоиши и вкупе с исповедницы и новомученицы российстими поеши Богу: Аллилуия!»
Имя епископа Никодима, служившего на Белгородской кафедре в тяжелые братоубийственные годы ХХ в., во времена величайших потрясений основ отчей веры и крушения Российской государственности, советским белгородцам было известно мало.
Что же православные историки рассказывают о трагической биографии белгородского святого?
Будущий епископ Никодим, в миру Александр Михайлович Кононов, родился 18 июня 1871 г. в семье священника-миссионера Архангельской губернии. Закончил духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию, с 1896 г. пребывал в иноческом лике, служил архимандритом и ректором Калужской и Олонецкой духовных семинарий.
Довольно быстро снискал известность в церковных и просветительских кругах как исследователь святого подвижничества и истории монастырей Русского Севера. Собрал и переработал изобильные материалы, затем опубликованные им в виде многочисленных научных статей и отдельных трудов, в частности, «Древнейшие архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании», «Соловецкие подвижники благочестия XVIII–XIX вв.», «Русские святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах Санкт-Петербургской епархии, XIV–XVII вв.», «Архангельский Патерик».
9 января 1911 г. архимандрит Никодим был посвящен в Москве в епископа Рыльского, викария Курской епархии, и, прибыв на место служения, принял активнейшее участие в подготовке и проведении торжеств прославления в лике святых свт. Иоасафа, состоявшихся, как известно, 4 сентября 1911 г. (16 сент. по нов. ст.)
Отметим, что с тех пор судьба епископа Никодима станет неразрывно связанной с именем свт. Иоасафа Белгородского — как при жизни священномученика, так и по кончине, включая чудесное обретение его мощей и окончательное их упокоение в Преображенском соборе Белгорода. Церковное именование «святитель», полагаем, весьма приложимо и к самому священномученику, что подтверждается всей его просветительской духовной деятельностью.
Судьба епископа Никодима станет неразрывно связанной с именем свт. Иоасафа Белгородского
В 1913-м г. епископ Никодим был переведен на кафедру в Белгород, где приложил немало сил для изучения биографии святителя Иоасафа и его народного почитания. Владыка собирал для музея личные вещи святителя, опубликовал книгу «Святитель и Чудотворец Иоасаф, епископ Белоградский и Обоянский, и его причтение к лику святых» (1916). Как отмечают специалисты, этот труд является примером церковно-исторического исследования и поражает высокой степенью проработанности исторического материала. Епископ Никодим составил свой акафист свт. Иоасафу. Сохранилось суждение протопресвитера Михаила Польского:
«Этот благодатный труд преосвященного является образцом среди акафистов, составленных в России... Красотою образов духовных легко запоминаясь, он рождает святую любовь к угоднику Божию».
Епископ Никодим Белгородский (Кононов) Возвратившись из Киева в конце ноября 1918 г. в занятый большевиками Белгород, епископ Никодим произносил с амвона обличительные речи против насилия, грабежа и произвола, чинимых переворотчиками. На предупреждения со стороны новой власти не реагировал.
Тогда в Белгороде среди красных функционеров выделялись два кровожадных представителя нового режима, В. А. Саенко и С. А. Саенко. Последний потом «прославился» страшными казнями в Харькове и округе, где возглавил ЧК и самолично зверски уничтожал людей в застенках. В частности, он причастен к уничтожению целой группы харьковской интеллигенции и священства, среди которой был известный на всю Россию пастырь и богослов, протоиерей Николай Стеллецкий, разрубленный живодером на куски. Судьба Стефана Саенко в советское время была благополучной, как это нередко бывает с палачами: он дожил до 1973 г., занимал руководящие должности и был почетным гражданином Харькова, пенсионером Всесоюзного значения.
В рождественские дни 1919-го вернувшийся из Киева в Белгород владыка Никодим был арестован чекистами по пути с железнодорожного вокзала в монастырь, затем отпущен под упорным и испугавшим чекистов давлением православных, зато была арестована делегация просителей-крестьян, некоторые представители священства, в частности, настоятель Преображенской церкви о. Митрофан, о. Владимир Лимарев, казначей о. Даниил, благочинный о. Серафим и ризничий о. Неофит, которым садист С. Саенко заявил: «Через вас, попов да монахов, вся революция пропала, я вас всех перережу или постреляю».
С. Саенко заявил: «Через вас, попов да монахов, вся революция пропала, я вас всех перережу или постреляю»
Уже через день епископ был арестован вновь, а 10 января (по нов. ст.) расстрелян, как и просившая за него начальница женской гимназии Мария Дмитриевна Кияновская, которую на пожарном дворе (ныне — территория Белгородского строительного колледжа) расстрелял С. Саенко — из револьвера тремя выстрелами в упор (два в грудь и один в голову). Раздетый труп М. Кияновской был вывезен за город и выброшен в снег вместе с другими.
Протоиерей Порфирий Амфитеатров, тоже активно просивший узурпаторов об освобождении епископа, был расстрелян через несколько дней во дворе той же тюрьмы. В 1981-м г. включен РПЦЗ в Собор новомученников и исповедников российских в лике священномучеников.
Не столь давно были обнаружены подробные свидетельства современников, очевидцев и даже участников ареста, расстрела и захоронения владыки. П. Субботин, в частности, указывает:
«В 9 часов вечера, когда народное волнение улеглось, в арестный дом прибыли секретарь ЧК Шапиро с начальником тюрьмы Воликом и под конвоем увели епископа Никодима в чрезвычайку. Чтобы скрыть личность владыки, его там наспех постригли, переодели в длиннополую серую солдатскую шинель и студенческую фуражку, отобрали монашеское одеяние и епископский крест, привезли ночью в тюрьму, где в углу двора, около кухни, для владыки в промерзшей земле была вырыта неглубокая могила. Владыку заставили раздеться, после чего В. Саенко, М. Васильев и С. Набоков тремя залпами расстреляли архиерея и сами же его закопали. Приготовленная для епископа могила была вырыта не по его росту, труп в ней не помещался, и его фактически втиснули в эту могилу на коленях лицом вниз. Указываемые позднее другими современниками переломы шейных позвонков, якобы от удара железным прутом, свидетельствуют, что труп владыки практически утрамбовывали в яму. Надзиратель тюрьмы Василий Шварев, присутствовавший при откапывании владыки, потом говорил: ‟Его, видимо, туда утаптывали ногами, чтобы он поместился в ней”».
Тело епископа позднее было тайно зарыто убийцами в общей могиле с северной стороны ограды городского кладбища (ныне — старое, закрытое кладбище по ул. Попова, рядом с кладбищенской Николо-Иоасафовской церковью). Несмотря на негласность, к холмику над захоронением горожане неизменно приносили цветы, а по вступлении в Белгород Добровольческой армии в июле 1919 г. тело сщмч. Никодима было перенесено в Троицкий монастырь и торжественно перезахоронено вблизи северного придела монастырского храма, недалеко от пещерки Свт. Иоасафа, где и обнаружено в 2012-м г., через 93 года.
Краевед Павел Альбощий при расчистке склепа владыки Никодима
Краеведы и раньше указывали, что с северной стороны разрушенного в 1920-е годы Троицкого собора бывшего одноименного монастыря был захоронен священномученик Никодим (Кононов), который служил на Белгородской епископской кафедре с 1913 по 1919 гг. Точно место определено не было, и вся северная территория, на расстоянии 1–3 метров от стен некогда стоявшего здесь величественного красавца-собора, украшенного по барабану фигурами 12-ти апостолов, трактовалась как место захоронения священномученика. То есть при проведении любых работ существовала опасность повреждения и уничтожения останков мученика. Кроме того, по некоторым данным, здесь же, за пределами храма, были упокоены еще 8 архиереев. Среди них, в частности, митрополит Антоний — предшественник святителя Иоасафа на Белгородской кафедре.
Слева в кадре — беседка над склепом священномученика Никодима Белгородского возле нового здания Белгородской митрополии
Грандиозным событием, первой ласточкой истинного возрождения и возвращения этих мест (а это центр города!) стало обнаружение здесь, на Свято-Троицком бульваре, «пещерки», то есть усыпальницы святителя Иоасафа Белгородского (Горленко), в которой рака святителя простояла с 1755 по 1911 гг. (156 лет), где честным мощам поклонялись не только простые верующие всей Российской Империи, но и российские монархи Екатерина II, Александр I, Николай I, Николай II.
16 сентября 2011 г., в день 100-летия прославления свт. Иоасафа, Патриарх Кирилл при изобильном стечении люда со всего русского православного мира освятил возведенную тут Иоасафову часовню и сооруженный над «пещеркой» охранительный стеклянный купол.
На близлежащей территории, а это дворы двухэтажных домов, выстроенных после 1940-х, в тот памятный сентябрьский солнечный день проходил молебен, и всю ночь священство принимало Исповедь у прихожан. Трудно было вообразить, что на этом месте через два года начнет расти, по образу сохранившихся фото, здание Белгородской митрополии! Но более всего православную общественность поразили события, предшествовавшие началу строительства: при подготовке фундамента для этого здания 2 ноября 2012 г. были обнаружены мощи священномученика Никодима! При вскрытии склепа обнаружилось, что епископское облачение иерарха сохранилось, но отсутствуют митра и Евангелие. Экспертиза подтвердила, в сущности, стопроцентную догадку.
У гроба сщмч. Никодима Белгородского. 23 марта 2013 г.
Белгородский мемориал, несмотря на исходный трагизм, рождает светлые чувства
Еще на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. епископ Никодим был причислен к лику Святых новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви. А после проведения идентификации останков Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл определил:
«Найденные останки признать мощами священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского, внести в месяцеслов Русской Православной Церкви дату обретения мощей священномученика Никодима».
Ныне честные мощи священномученика покоятся в деревянной раке в Троицком домовом храме Белгородской митрополии.
И в наше время, мы все тому свидетели, враг сильно и неустанно борется во всем мире с христианством. Мы должны помнить, что все может вернуться, «хулители веры не дремлют, и потому память о тяжелых временах должна оставаться уроком всем нам».
Новый белгородский мемориал, несмотря на исходный трагизм, рождает светлые чувства. В завершение торжества, посвященного открытию мемориала, владыка Иоанн предложил дополнить его словами, прочитав которые каждый прошедший тем самым совершит краткую молитву: «Вечная память всем безвинно убиенным!»
Памятник Новомученикам Белоградским открыт проспекту, всем по нему спешащим — «конным и пешим», граду и миру, и люди замедляют бег, останавливаются, дивятся, крестятся и воздыхают.
Святии новомученики и исповедники, молите Бога о нас!