Мученических полков сопричастники

4 июля в Святом Белогорье произошло важное духовное событие — в центре Белгорода, в трагическом месте, был открыт и освящен мемориал памяти Новомучеников и исповедников земли Белгородской.

Центральным образом памятника избран священномученик Никодим (Кононов), епископ Белгородский, зверски умученный тут безбожной властью в 1918-м г. В годы гонений на Православную Церковь здесь мученическую кончину приняли сотни православных белгородцев. В композиции использована подлинная решетка из камеры, где провел последние дни священномученник Никодим. Из стен разрушенного изолятора, на месте которого теперь возведено современное гражданское здание, взяты также кирпичи — они включены в мемориал как своеобразные исторические артефакты.

В годы гонений на Православную Церковь здесь мученическую кончину приняли сотни православных белгородцев

«Идея создания памятника возникла давно, когда были обретены мощи мученика. То, что получилось, — это плод коллективной работы, при поддержке митрополита Иоанна. Хотелось бы, чтобы для горожан этот памятник стал местом серьезного осмысления истории Православной Церкви», — подчеркнул председатель Творческого союза «Гильдия мастеров» Максим Баранов, автор памятника, член Комиссии по идентификации останков святителя Никодима.

Надо сказать, что Белгород, как и вся митрополия, изобилует фигурами святых. В поле зрения от нового мемориала памяти Новомучеников Белгородских находится памятник митрополиту Московскому и Коломенскому Макарию (Булгакову), уроженцу Святого Белогорья. В центре города установлены также памятники святителю Иоасафу Белгородскому, преподобному Сергию Радонежскому, святому благоверному Царю Федору Иоанновичу, основателю Белгорода. А с Харьковской горы осеняет Белый град крестом святой равноапостольный князь Владимир Великий.

«На обновленной новой застройкой территории бывшей городской тюрьмы, — замечает корреспондент сайта Белгородской митрополии С. Баранова, — сто лет назад развернулась одна из самых кровопролитных трагедий — расстрелы тех, кого новая власть считала контрреволюционерами. Здесь и в еще нескольких местах центра города погибали люди, не принявшие братоубийственной войны и имевшие непререкаемый авторитет у горожан. Ключевой фигурой в этом противостоянии стал епископ Никодим. Архиерея неоднократно призывали на допросы, но под страхом народных волнений отпускали, а когда арестовали, то объявили, что он и протоиерей Порфирий Амфитеатров просто отправлены в соседний Харьков. Горожане приходили к стенам арестного дома и просили отпустить своих пастырей, но их разгоняли выстрелами из револьверов. Земная жизнь владыки Никодима закончилась 28 декабря 1918 г. (по ст. ст.). Лишенный священнического облачения, с остриженной бородой, переодетый в шинель и студенческую фуражку, он был расстрелян и брошен в яму во внутреннем дворе тюрьмы. После гибели епископа Никодима волна террора против верующих и священничества поднялась с новой силой, и историкам еще предстоит восстановить все имена пострадавших за веру в те дни».

Вид мученика в воплощенном горельефе передает не страх или страдание, а упование

Однако вид мученика в воплощенном горельефе передает не страх или страдание, а упование, его взор и руки устремлены к белому подсвеченному голубю.

При стечении горожан митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил памятник, вместе с епископом Саввой Валуйским и Алексеевским совершил заупокойную литию по безвинно убиенным и обратился к общественности.

«Это событие удивительно совпало с тем, что именно сегодня вступают в силу поправки в Конституцию, — сказал владыка. — В этих поправках есть пункт о защите исторической правды – дополнение к 67-й статье. Сегодня мы утверждаем историческую правду о том, что мы прошли сложный путь и нам необходимо примириться с памятью о подвиге новомучеников, которые отдали жизнь за веру. Не предали Христа. Не забываем и о тех, кто безвинно был осужден и подвергся репрессиям. Но следует помнить и другое — они стяжали Святой Дух, и голубь, который символизирует Третье Лицо Святой Троицы, нисходит на тех, кто претерпевают гонения и в душе своей стяжали мир. …Сегодня, созидая Россию, проходя через трудности и непонимание, если мы будем хранить историческую правду, помнить о наших предках, помнить об истории, — мы научимся преодолевать разногласия без кровопролития и братоубийственного противостояния. Нам важно сегодня примириться в памяти, чтобы больше не совершать ошибок в будущем. И мир, который исходит от Святого Духа, заповедан всем нам. Вся ‟вина” святителя Никодима заключалась в том, что он проповедовал мир среди людей и призывал прекратить братоубийственную войну».

Митрополит Иоанн высказал слова благодарности губернатору области Евгению Савченко и мэру Белгорода Юрию Галдуну за всемерную поддержку в реализации замысла. В лице руководителя Анатолия Антипова владыка поблагодарил компанию-застройщика «Трансюжстрой ПГС» и вручил церковные грамоты причастным к созданию мемориала.

Насколько масштаб личности новомученика значим для современников, рассказал автор книги «Священномученик Никодим, епископ Белгородский: жизнь, трагическая гибель, обретение мощей» (2018) — директор государственного архива Белгородской области Павел Субботин. Напомним, что в своей книге исследователь привел бесценные подтверждения любви и уважения белгородцев к пастырю, рассказал о его вкладе в просвещение молодежи и богословских трудах, что последний дореволюционный епископ Никодим был и организатором, успешно управлявшим епархией. Символично, что имена двух святых заступников земли белгородской соединились в 1911-м г., во время празднования прославления в лике святых Иоасафа Белгородского (Горленко). Попечение об организации крупнейшего события в жизни дореволюционного города как раз и было возложено на епископа Никодима.

Книга П. Субботина о священномученике вышла в преддверии 100-летия со дня мученической кончины владыки Никодима.

«Когда занимаешься историей, часто находишь какие-то совпадения. Владыка Никодим всей стране известен как один из крупнейших биографов святителя Иоасафа Белгородского. Когда изучаешь биографию владыки Никодима и биографию святителя Иоасафа, снова и снова находишь совпадения: святитель Иоасаф родился в городе Прилуки, владыка Никодим школу окончил в деревне Прилуки. Между ними 1000 км. Таких совпадений очень много», — подчеркивает П. Субботин, обращая внимание также на исследовательскую стезю владыки Никодима, который, будучи еще студентом Санкт-Петербургской духовной академии Александром Кононовым, в старинных церквях и монастырях изучал документы, жития и иконы и обнаружил единственную икону преподобного Кирилла Кожеезерского, чудотворца, благодаря чему был спасен для нас лик святого. А в 1896-м г. в память о преподобном Никодиме Кожеезерском студент принял монашество с именем Никодим.

Имена двух святых заступников земли белгородской соединились в 1911-м г., во время празднования прославления в лике святых Иоасафа Белгородского (Горленко)

Акафист священномученику Никодиму, епископу Белгородскому, недавно составленный и читаемый в храмах Белгородской и Старооскольской епархии, гласит:

«Спасение от Бога улучивший в Невечернем Свете, яко звезда небесная, светом Христовым сияеши, святителю блаженне Никодиме, и паки в обагренной кровьми твоими ризе, яко в царской порфире, пред очима Божиима предстоиши и вкупе с исповедницы и новомученицы российстими поеши Богу: Аллилуия!»

Имя епископа Никодима, служившего на Белгородской кафедре в тяжелые братоубийственные годы ХХ в., во времена величайших потрясений основ отчей веры и крушения Российской государственности, советским белгородцам было известно мало.

Что же православные историки рассказывают о трагической биографии белгородского святого?

Будущий епископ Никодим, в миру Александр Михайлович Кононов, родился 18 июня 1871 г. в семье священника-миссионера Архангельской губернии. Закончил духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию, с 1896 г. пребывал в иноческом лике, служил архимандритом и ректором Калужской и Олонецкой духовных семинарий.

Довольно быстро снискал известность в церковных и просветительских кругах как исследователь святого подвижничества и истории монастырей Русского Севера. Собрал и переработал изобильные материалы, затем опубликованные им в виде многочисленных научных статей и отдельных трудов, в частности, «Древнейшие архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании», «Соловецкие подвижники благочестия XVIII–XIX вв.», «Русские святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах Санкт-Петербургской епархии, XIV–XVII вв.», «Архангельский Патерик».

9 января 1911 г. архимандрит Никодим был посвящен в Москве в епископа Рыльского, викария Курской епархии, и, прибыв на место служения, принял активнейшее участие в подготовке и проведении торжеств прославления в лике святых свт. Иоасафа, состоявшихся, как известно, 4 сентября 1911 г. (16 сент. по нов. ст.)

Отметим, что с тех пор судьба епископа Никодима станет неразрывно связанной с именем свт. Иоасафа Белгородского — как при жизни священномученика, так и по кончине, включая чудесное обретение его мощей и окончательное их упокоение в Преображенском соборе Белгорода. Церковное именование «святитель», полагаем, весьма приложимо и к самому священномученику, что подтверждается всей его просветительской духовной деятельностью.

Судьба епископа Никодима станет неразрывно связанной с именем свт. Иоасафа Белгородского

В 1913-м г. епископ Никодим был переведен на кафедру в Белгород, где приложил немало сил для изучения биографии святителя Иоасафа и его народного почитания. Владыка собирал для музея личные вещи святителя, опубликовал книгу «Святитель и Чудотворец Иоасаф, епископ Белоградский и Обоянский, и его причтение к лику святых» (1916). Как отмечают специалисты, этот труд является примером церковно-исторического исследования и поражает высокой степенью проработанности исторического материала. Епископ Никодим составил свой акафист свт. Иоасафу. Сохранилось суждение протопресвитера Михаила Польского:

«Этот благодатный труд преосвященного является образцом среди акафистов, составленных в России... Красотою образов духовных легко запоминаясь, он рождает святую любовь к угоднику Божию».

Епископ Никодим Белгородский (Кононов) Епископ Никодим Белгородский (Кононов) Возвратившись из Киева в конце ноября 1918 г. в занятый большевиками Белгород, епископ Никодим произносил с амвона обличительные речи против насилия, грабежа и произвола, чинимых переворотчиками. На предупреждения со стороны новой власти не реагировал.

Тогда в Белгороде среди красных функционеров выделялись два кровожадных представителя нового режима, В. А. Саенко и С. А. Саенко. Последний потом «прославился» страшными казнями в Харькове и округе, где возглавил ЧК и самолично зверски уничтожал людей в застенках. В частности, он причастен к уничтожению целой группы харьковской интеллигенции и священства, среди которой был известный на всю Россию пастырь и богослов, протоиерей Николай Стеллецкий, разрубленный живодером на куски. Судьба Стефана Саенко в советское время была благополучной, как это нередко бывает с палачами: он дожил до 1973 г., занимал руководящие должности и был почетным гражданином Харькова, пенсионером Всесоюзного значения.

В рождественские дни 1919-го вернувшийся из Киева в Белгород владыка Никодим был арестован чекистами по пути с железнодорожного вокзала в монастырь, затем отпущен под упорным и испугавшим чекистов давлением православных, зато была арестована делегация просителей-крестьян, некоторые представители священства, в частности, настоятель Преображенской церкви о. Митрофан, о. Владимир Лимарев, казначей о. Даниил, благочинный о. Серафим и ризничий о. Неофит, которым садист С. Саенко заявил: «Через вас, попов да монахов, вся революция пропала, я вас всех перережу или постреляю».

С. Саенко заявил: «Через вас, попов да монахов, вся революция пропала, я вас всех перережу или постреляю»

Уже через день епископ был арестован вновь, а 10 января (по нов. ст.) расстрелян, как и просившая за него начальница женской гимназии Мария Дмитриевна Кияновская, которую на пожарном дворе (ныне — территория Белгородского строительного колледжа) расстрелял С. Саенко — из револьвера тремя выстрелами в упор (два в грудь и один в голову). Раздетый труп М. Кияновской был вывезен за город и выброшен в снег вместе с другими.

Протоиерей Порфирий Амфитеатров, тоже активно просивший узурпаторов об освобождении епископа, был расстрелян через несколько дней во дворе той же тюрьмы. В 1981-м г. включен РПЦЗ в Собор новомученников и исповедников российских в лике священномучеников.

Не столь давно были обнаружены подробные свидетельства современников, очевидцев и даже участников ареста, расстрела и захоронения владыки. П. Субботин, в частности, указывает:

«В 9 часов вечера, когда народное волнение улеглось, в арестный дом прибыли секретарь ЧК Шапиро с начальником тюрьмы Воликом и под конвоем увели епископа Никодима в чрезвычайку. Чтобы скрыть личность владыки, его там наспех постригли, переодели в длиннополую серую солдатскую шинель и студенческую фуражку, отобрали монашеское одеяние и епископский крест, привезли ночью в тюрьму, где в углу двора, около кухни, для владыки в промерзшей земле была вырыта неглубокая могила. Владыку заставили раздеться, после чего В. Саенко, М. Васильев и С. Набоков тремя залпами расстреляли архиерея и сами же его закопали. Приготовленная для епископа могила была вырыта не по его росту, труп в ней не помещался, и его фактически втиснули в эту могилу на коленях лицом вниз. Указываемые позднее другими современниками переломы шейных позвонков, якобы от удара железным прутом, свидетельствуют, что труп владыки практически утрамбовывали в яму. Надзиратель тюрьмы Василий Шварев, присутствовавший при откапывании владыки, потом говорил: ‟Его, видимо, туда утаптывали ногами, чтобы он поместился в ней”».

Тело епископа позднее было тайно зарыто убийцами в общей могиле с северной стороны ограды городского кладбища (ныне — старое, закрытое кладбище по ул. Попова, рядом с кладбищенской Николо-Иоасафовской церковью). Несмотря на негласность, к холмику над захоронением горожане неизменно приносили цветы, а по вступлении в Белгород Добровольческой армии в июле 1919 г. тело сщмч. Никодима было перенесено в Троицкий монастырь и торжественно перезахоронено вблизи северного придела монастырского храма, недалеко от пещерки Свт. Иоасафа, где и обнаружено в 2012-м г., через 93 года.

Краевед Павел Альбощий при расчистке склепа владыки Никодима Краевед Павел Альбощий при расчистке склепа владыки Никодима

Краеведы и раньше указывали, что с северной стороны разрушенного в 1920-е годы Троицкого собора бывшего одноименного монастыря был захоронен священномученик Никодим (Кононов), который служил на Белгородской епископской кафедре с 1913 по 1919 гг. Точно место определено не было, и вся северная территория, на расстоянии 1–3 метров от стен некогда стоявшего здесь величественного красавца-собора, украшенного по барабану фигурами 12-ти апостолов, трактовалась как место захоронения священномученика. То есть при проведении любых работ существовала опасность повреждения и уничтожения останков мученика. Кроме того, по некоторым данным, здесь же, за пределами храма, были упокоены еще 8 архиереев. Среди них, в частности, митрополит Антоний — предшественник святителя Иоасафа на Белгородской кафедре.

Слева в кадре — беседка над склепом священномученика Никодима Белгородского возле нового здания Белгородской митрополии Слева в кадре — беседка над склепом священномученика Никодима Белгородского возле нового здания Белгородской митрополии

Грандиозным событием, первой ласточкой истинного возрождения и возвращения этих мест (а это центр города!) стало обнаружение здесь, на Свято-Троицком бульваре, «пещерки», то есть усыпальницы святителя Иоасафа Белгородского (Горленко), в которой рака святителя простояла с 1755 по 1911 гг. (156 лет), где честным мощам поклонялись не только простые верующие всей Российской Империи, но и российские монархи Екатерина II, Александр I, Николай I, Николай II.

16 сентября 2011 г., в день 100-летия прославления свт. Иоасафа, Патриарх Кирилл при изобильном стечении люда со всего русского православного мира освятил возведенную тут Иоасафову часовню и сооруженный над «пещеркой» охранительный стеклянный купол.

На близлежащей территории, а это дворы двухэтажных домов, выстроенных после 1940-х, в тот памятный сентябрьский солнечный день проходил молебен, и всю ночь священство принимало Исповедь у прихожан. Трудно было вообразить, что на этом месте через два года начнет расти, по образу сохранившихся фото, здание Белгородской митрополии! Но более всего православную общественность поразили события, предшествовавшие началу строительства: при подготовке фундамента для этого здания 2 ноября 2012 г. были обнаружены мощи священномученика Никодима! При вскрытии склепа обнаружилось, что епископское облачение иерарха сохранилось, но отсутствуют митра и Евангелие. Экспертиза подтвердила, в сущности, стопроцентную догадку.

У гроба сщмч. Никодима Белгородского. 23 марта 2013 г. У гроба сщмч. Никодима Белгородского. 23 марта 2013 г.

Белгородский мемориал, несмотря на исходный трагизм, рождает светлые чувства

Еще на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. епископ Никодим был причислен к лику Святых новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви. А после проведения идентификации останков Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл определил:

«Найденные останки признать мощами священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского, внести в месяцеслов Русской Православной Церкви дату обретения мощей священномученика Никодима».

Ныне честные мощи священномученика покоятся в деревянной раке в Троицком домовом храме Белгородской митрополии.

И в наше время, мы все тому свидетели, враг сильно и неустанно борется во всем мире с христианством. Мы должны помнить, что все может вернуться, «хулители веры не дремлют, и потому память о тяжелых временах должна оставаться уроком всем нам».

Новый белгородский мемориал, несмотря на исходный трагизм, рождает светлые чувства. В завершение торжества, посвященного открытию мемориала, владыка Иоанн предложил дополнить его словами, прочитав которые каждый прошедший тем самым совершит краткую молитву: «Вечная память всем безвинно убиенным!»

Памятник Новомученикам Белоградским открыт проспекту, всем по нему спешащим — «конным и пешим», граду и миру, и люди замедляют бег, останавливаются, дивятся, крестятся и воздыхают.

Святии новомученики и исповедники, молите Бога о нас!

Станислав Минаков
Фото сайтов beleparh.ru, bel.ru, Ольги Севериной, Сергея Коврова, автора

10 июля 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Реаниматологи для мертвых духом Реаниматологи для мертвых духом
Пастыри о новомучениках и нашем к ним отношении
Реаниматологи для мертвых духом Реаниматологи для мертвых духом
Пастыри о новомучениках и нашем к ним отношении
Сейчас все человечество охватывает антихристова тьма, смешение понятий, когда добро представляется злом, а зло добром, и нужен компас. Таковым для нас является подвиг новомучеников.
Исповедники Енотаевские: хроника подвига Исповедники Енотаевские: хроника подвига
Часть I. Миссионер и чекист
Исповедники Енотаевские: хроника подвига Исповедники Енотаевские: хроника подвига
Часть I. Миссионер и чекист
Татьяна Попова
Встречая в подвале НКВД свой 57-й день рождения, священник-миссионер Иоанн Москаленко, вероятно, думал о том же, о чем тысячелетием раньше думал Иоанн Предтеча в подвале крепости Ирода.
Говорить ли детям о мучениках? Говорить ли детям о мучениках?
Священник Иоанн Федоров
Говорить ли детям о мучениках? Говорить ли детям о мучениках?
Священник Иоанн Федоров
Наступающий 2017 год – столетие революций и начала гонений на Церковь. Еще один повод вынести уроки из этих страшных событий, изменивших всю нашу жизнь. Вспоминая события прошедшего столетия, нельзя не остановиться на подвиге новомучеников и исповедников.
Комментарии
Тамара 11 июля 2020, 22:58
Вечная память всем безвинно убиенным, Царствие Небесное им.
раба Божия тамара11 июля 2020, 18:55
«Вечная память всем безвинно убиенным!»
вячеслав10 июля 2020, 14:18
Новомученикам Царство небесное! Про дела и " подвиги" "пенсионера всесоюзного значения" должны знать и задуматься.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×