К 95-летию со дня мученической кончины известного публициста, профессора богословия императорского Харьковского университета.
В кондаке Соловецким новомученикам и исповедникам поется: «Христовою любовию распаляеми, мученицы, и Того крест на рамо вземше, понесли есте, божественне претерпевающе лютость мук, в совершеннем смирении…» Это, без сомнения, следует отнести ко всем нашим новомученикам, о коих справедливо сказано: если когда-нибудь удастся прославить всех русских подвижников XX века, то Русская Православная Церковь станет Церковью Российских новомучеников. Есть устойчивое впечатление, что уже становится. Хотя прославлены еще не все.
«Божественне претерпевающе лютость мук» – эти поразительнве слова отнесем и к кончине прот. Николая Стеллецкого, зверски казненного большевиками.
Поразительные слова – «божественне претерпевающе лютость мук» – мы отнесем и к трагической кончине известного в православном мире богослова Николая Стеллецкого, зверски казненного большевиками летом 1919 года.
***
Кончина отца Николая связана с критическим моментом Гражданской войны, когда Добровольческая армия А. Деникина выбила из Харькова советскую власть, а та вывезла из Харькова в Сумы заложников, арестованных в течение мая-июня 1919 года. На заседании Харьковского Совета тогда прозвучали слова главного губернского чекиста П. Кина: «В случае, если буржуазный гад поднимет голову, то прежде всего падут головы заложников».
И головы заложников падали и падали – от руки командира отряда особого назначения, помощника начальника уголовного розыска Харьковского губисполкома С. Саенко, «щупленького человечка с подергивающимся лицом маньяка и блестящими белками бегающих глаз». Именно он, малограмотный столяр Саенко, «вписал наиболее жуткие страницы в книгу былей украинского террора».
В харьковской тюрьме одно имя палача Саенко наводило на заключенных мертвенный ужас. Трудно дать хотя бы приблизительную картину его зверств (кое-что описано и тем самым сохранено для потомков). Ограничимся сообщением, что некоторые трупы изувер оставлял в таком виде, что врачи не могли понять, что Саенко с ними делал.
Этот душегуб руководил отрядом, набранным из бандитов, проживавших в Харькове в районе Ивановки (месте, считавшемся рассадником уголовщины). Команда именно что «особого назначения», снискавшая ужасающую славу не только на Украине (их опасался и батька Махно), но и по всей России, уничтожила в сумском эпизоде с заложниками несколько десятков человек – еще 2 июля они были живы и вынуждены были подписать коллективное письмо на имя А.И. Деникина, которое большевики использовали как инструмент давления.
Большинство заложников-харьковчан погибло от сабельных ударов. Тела некоторых были изрублены в куски.
В сводке от 17 августа 1919 года о терроре большевиков, подготовленной отделом пропаганды особого совещания при главнокомандующем А. Деникине, сообщается: осмотр тел заложников-харьковчан, найденных при раскопках могил на высоком холме неподалеку от вокзала в Сумах, выявил, что большинство погибло от сабельных ударов. В том числе было обнаружено 10 бесформенных трупов, с отделенными от тел головами и отрубленными конечностями. Скорее всего, среди этих жертв был и отец Николай Стеллецкий. В некоторых источниках предполагается, что священник казнен в Орле, куда чекисты намеревались доставить заложников. Однако имеются также сведения, что в Орел из 38 заложников доехали 5, причем женщины.
Роман Гуль в книге «Дзержинский» писал потом, что Саенко в результате собственного неистовства «сошел с ума и товарищи его “шлепнули”». Так считали и Солженицын, и Алексей Толстой, и русский историк, журналист и общественный деятель С.П. Мельгунов, высланный из страны в 1922 году с большой группой научной интеллигенции, автор книги «Красный террор в России: 1918–1923 гг.». Однако проведший архивные исследования харьковский краевед А. Зинухов сообщил в статье «Комендант Саенко» (1994), что персональный пенсионер союзного значения Степан Афанасьевич Саенко скончался 17 августа 1973 года в Харькове, на 87-м году жизни.
В чем же провиденциальный смысл того, что палачи всё же, как правило, живут долгую жизнь? Примеров немало. Может, для совестных мучений, которые поэт назвал «змеи сердечной угрызениями»? Тогда будем полагать, что это и есть для палачей земной ад – как преддверие ада вечного.
***
Начав с трагической ноты, напомнив о страшных событиях на Украине 90-летней давности, мы, отдавая дань благодарной памяти убиенным, обязаны вспомнить и обо всем жизненном пути замечательного иерея, 25-летие хиротонии, пастырской и педагогической деятельности которого 7 декабря 1914 года отмечал православный люд в Харькове, и это было событие пожалуй что общецерковное, поскольку богословскую известность труды Н.С. Стеллецкого снискали по всей России.
В тут пору отец Николай был протоиереем Антониевской университетской церкви (в советское время в этом здании располагался кинотеатр «Юность», а в новонезалежный период – так называемый Украинский культурный центр). Юбиляру после литургии были вручены образ святителя Николая Чудотворца и памятный адрес. В службе и чествовании приняли участие архиепископ Антоний Храповицкий, член Государственного Совета профессор-историк Д.И. Багалей, изобильная общественность.
К тому моменту отец Николай был уже известным в Православии богословом, награжденным государем в 1908 году орденом святой Анны III-й степени, а в 1912-м – II-й степени.
А родился Николай Семенович Стеллецкий в 1862 году под Харьковом, в слободе Мурафа Богодуховского уезда, в семье священника. По окончании Харьковской духовной семинарии закончил Киевскую духовную академию (1888) со степенью кандидата богословия, где и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Приняв сан священника, пастырское служение начал в Киевской Набережно-Никольской церкви. Одновременно служил законоучителем в киевских гимназиях, цензором журнала «Юго-западная школа».
Защитив в 1893 году диссертацию магистра, служил в Софийском соборе Киева.
С 1909 года избран профессором и заведующим кафедрой богословия Харьковского университета и одновременно назначен протоиереем Антониевской университетской церкви, а также нес немалую нагрузку как профессор богословия харьковских Высших женских курсов, Высших женских медицинских курсов, Высших коммерческих курсов Харьковского купеческого общества, председатель совета Харьковского епархиального женского училища.
***
Доктор богословия с 1914 года, «настоящий труженик науки», за 30 лет пастырской деятельности профессор Н.С. Стеллецкий опубликовал более 40 работ по нравственному богословию, истории Церкви на Украине, философии, истории литературы, социально-философским и моральным аспектам культурных и социально-политических течений начала XX столетия, духовному образованию.
Итог своих многолетних духовно-интеллектуальных усилий отец Николай подвел в массивном, фундаментальном трехтомнике «Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении». Первый том вышел в 1914 году, второй – в 1916-м, появлению на свет третьего тома помешали события 1917 года.
В течение четверти века отец Николай публиковал свои трактаты как в виде отдельных изданий, так и многократно на страницах журнала «Вера и разум», три десятилетия издававшегося в Харькове, в котором печатались лучшие религиозные мыслители России. В частности, в 1892 году в этом журнале была опубликована историческая заметка отца Николая о чудотворном Каплуновском образе Божией Матери, который сыграл важную роль в Полтавской битве, будучи принесенным по велению Петра I на театр военных действий.
Весьма уместно вспомнить, что в текущем году исполнилось 305 лет Полтавской виктории, свершившейся в день святого Сампсона Странноприимца, 27 июня (по ст. ст.) 1709 года.
«Киев стал как бы “нашим русским небом” или “Иерусалимом земли Русской”».
Отец Николай оставил современникам и потомкам в наследие и статью о Г. Сковороде («Странствующий украинский философ Григорий Савич Сковорода», 1894), и размышления о важности духовного наставничества («Протоиерей А.А. Самборский – законоучитель императора Александра I», 1897), и, например, очерк-размышление-обзор 1897 года «О значении Киева как религиозного центра православной России», в котором есть такие слова: «Киев, послуживший колыбелью для всей российской государственной жизни, сделался вместе с тем и колыбелью православной веры Христовой, стал, по словам митрополита Сильвестра, как бы “нашим русским небом” или, по словам императора Александра Николаевича, “Иерусалимом земли Русской”».
«Слышите ли, добрые люди, я вам говорю про Киев, и вы не плачете от радости? Верно, вы не русские»
Там же отец Николай приводит прямо-таки одические слова писателя-малоросса Евгения Гребинки (того самого, что в 1831 году перевел поэму Пушкина «Полтава» на украинский язык; ее опубликовали на украинском языке в Санкт-Петербурге в 1836 году): «Что солнце между планетами, что царь между народом, то Киев между русскими градами. На высокой горе стоит он, опоясан зелеными садами, увенчан золотыми маковками и крестами церквей, словно святою короною; под горою разбежались живые волны Днепра-кормильца. И Киев, и Днепр вместе… Боже мой, что за роскошь! Слышите ли, добрые люди, я вам говорю про Киев, и вы не плачете от радости? Верно, вы не русские».
Золотые слова о русском, о русских ценностях, словно подхваченные поэтом Гребинкой (1812–1842) вослед Гоголю с его птицей-тройкой и монологами Тараса Бульбы, были переброшены протоиереем Стеллецким в ХХ век.
И нам бы следовало твердить и твердить эти слова, пока они не станут сутью жителей Малороссии, пока они не вернут себе понимание, что они не есть результат разработки австро-венгерской контрразведки, не наследники карателей СС, не продукт закомплексованных свидомитов, а русские люди.
И вот прошел еще один век, и нам бы следовало твердить и твердить эти слова, пока они снова не станут сутью жителей Малороссии, то есть пока они не вернут себе понимание, что они не есть результат разработки австро-венгерской контрразведки в XIX веке, не наследники карателей СС, не продукт закомплексованных свидомитов, не порождение оранжевых необандеровских фантазмов, а русские люди.
Кстати, отец Николай написал и сочинение «Религиозно-нравственное миросозерцание Гоголя» (1902).
Дуэль является остатком языческой старины, а честь не может быть защищаема смертоносным оружием.
В 1911 году он опубликовал неожиданную статью «Дуэль, ее история и критическая оценка с научно-богословской точки зрения», в которой доказывал, что дуэль является остатком языческой старины, а честь не может быть защищаема смертоносным оружием.
Красноречиво говорят о себе названия и таких сочинений богослова: «Современное декадентство и христианство» (1909), «Социализм: его история и критическая оценка с христианской точки зрения» (1905), «Новейший социализм и христианство» (1912).
В своих трудах о социализме, подтверждая мысль отцов христианства, что причиной возникновения государства является «греховная испорченность людей, которая делает невозможною общественную жизнь без принудительной силы закона», признавая и подробно комментируя причины необходимости серьезнейших социальных реформ в российском обществе, богослов Стеллецкий остается на принципиальных позициях воззрения на коммунизм, считая, что наступило время «энергично выступить на борьбу с этим злом, широкою волною залившим наше общество», поскольку очевидна утопичность «действительного равноправия всех людей и во всех отношениях».
Поразительны прозорливость и предостережение, которым, увы, русское общество так и не вняло, за что и понесло в ХХ веке тяжкое наказание.
Поразительны прозорливость и предостережение (высказанные, впрочем, не одним лишь отцом Николаем), которым, увы, русское общество так и не вняло, за что и понесло в ХХ веке тяжкое провиденциальное наказание.
Богословские труды, жизненный путь и страшная кончина харьковского радетеля русского Православия отца Николая Стеллецкого не могут быть забыты в нашем Отечестве. Пусть и спустя почти век, мы должны вслушаться в послание нашего замечательного земляка.