В преддверии Дня строителя, который в 2023 году пришелся на 13 августа, мы пообщались с настоятелем строящегося храма в честь святого Александра Невского в Проснице Вятской епархии – протоиереем Константином Юркиным. Священник рассказал о том, как казавшаяся поначалу непосильной задача – построить храм – претворяется в жизнь и церковь в честь благоверного князя, заступника Отечества, обретает стены и купола.
– Отец Константин, расскажите об истории прихода, настоятелем которого вы являетесь.
– Этот приход был сформирован еще до революции, в конце XIX века. Село Просница было основано в 1897 году, только первоначально оно называлось Александровское – в честь Александра Невского. Тогда в той местности строили железную дорогу – Сибирский тракт, пролегающий от Петербурга через Москву, потом как раз через Вятскую губернию до Дальнего Востока. Так в селе Александровском был заложен деревянный храм в честь Александра Невского.
Конечно же, он был небольшой. Но приход постепенно расширился. Село было уже не маленькое, и решили построить кирпичную церковь. В 1917 году даже кирпич собрали, но произошли две революции, февральская и октябрьская, и поэтому храм остался деревянным до 1960-х годов. А возродился просницкий приход только в 1995 году.
От первоначального деревянного здания церкви уже ничего не осталось – в советское время бревна были разобраны
От первоначального деревянного здания церкви уже ничего не осталось – в советское время бревна были разобраны. По просьбам местных жителей администрация Кирово-Чепецкого района решила выделить другое расположенное вблизи здание. Неподалеку находилась школа, спортивная площадка. Нам выделили деревянное здание, в котором прежде располагались различные муниципальные учреждения. И в стенах этого деревянного храма уже с 1998 года совершалась Божественная литургия. В это же время тогда еще правящим архиереем Владыкой Хрисанфом был выдан первый антиминс.
А 1 апреля 2000 года меня назначили настоятелем храма. Я начал совершать на приходе службы. Помнится, что у нас с отцом Николаем Федько (тогда он являлся настоятелем Всехсвятского храма в Кирово-Чепецке, и данный приход находился поначалу под его духовным окормлением) состоялся разговор о том, что надо бы построить в Проснице храм. Но понятно, что средств не хватало. И начало строительства ввиду отсутствия финансов откладывалось на долгие годы.
– Кто же выступил инициатором и вдохновителем в деле строительства храма?
– Эту же задачу – построить в Проснице каменный храм – поставил передо мной как настоятелем владыка Марк. Однако я понимал масштабы предстоящего строительства, и мне это казалось непосильным делом.
И как промыслительно получилось: однажды мой хороший знакомый Алексей Фофанов (он проектировщик и как раз работал над подобными храмовыми проектами) при одном, казалось бы, случайном разговоре вдруг предложил сделать проект нового храма в Проснице. «Конечно, – говорю, – давайте попробуем».
Первоначальный проект был выполнен. Однако храм по нему был небольшим и архиерейское благословение на его воплощение не было получено. Зато от архипастыря появились рекомендации по доработке проекта, после чего я уже ездил к проектировщикам регулярно – практически каждые два дня в течение четырех месяцев подряд.
Мы совместно составляли эскизы. По факту было разработано шесть вариантов. А выбрали уже последний. Владыка Марк, когда увидел новый проект, достал ручку, подписал и поставил печать. Конечно, потом было еще много рекомендаций по доработке, но тот момент в 2017 году, когда митрополит Марк утвердил проект, можно считать датой основания каменного храма в Проснице.
Сейчас, ровно столетие спустя, мы продолжаем благое начинание наших прадедов
Кстати, очень показательная дата, поскольку ровно сто лет назад в 1917 году жители планировали воздвигнуть в селе каменный храм в честь Александра Невского, но история распорядилась иначе: сначала произошла февральская революция, затем октябрьская, вслед за чем наступило богоборческое время. И вот сейчас, столетие спустя, мы продолжаем благое начинание наших прадедов.
Проект был доработан в 2018 году, и началась закладка фундамента.
– Расскажите о тех людях, которые принимали непосредственное участие в строительстве. Кто является попечителем прихода?
– С самого начала в числе строителей был Сергей Николаевич Кайгородцев. Еще в 2013 году он приехал, предложил свою помощь в строительстве храма. Поначалу я воспринял его слова несерьезно, потому что представлял, какие огромные вложения потребуются. Просто я уже тогда понимал, что это такое, потому что со строительными работами был связан постоянно: старый деревянный храм приходилось чинить, ремонтировать и даже печки выкладывать. Позже, когда он узнал, что готовится проект нового храма, то решил поддержать строительство, перечислял средства.
А в 2018 году Сергей Николаевич приехал на родину в Просницу, купил кирпич и даже сам его привез. К этому времени его пожертвованиями уже был заложен фундамент. Правда, просчитались с объемами материала. Оказалось, что кирпича хватало всего лишь на одну пятую часть здания. Но главное – начало было положено. И когда владыка Марк узнал об этом, епархия выделила средства, на которые был заказан еще кирпич (относительно происходящих работ я постоянно держал в курсе секретаря епархии отца Виталия, и он помог написать прошение, чтобы приходу выделили финансы).
Благотворитель Сергей Николаевич помогает нам до сих пор. Он предприниматель, проживает в Москве. Родился, вырос и учился в Проснице. Закончил Голицынский пограничный институт. После стал предпринимателем.
Епархия помогала также не один раз, еще в 2019 году выделяла средства, на которые мы смогли закупить кирпич до конца, приобрели железобетонные изделия, необходимые для прогонных перекрытий. Параллельно поступала помощь от Сергея Николаевича, и дело совместными усилиями спорилось.
В 2020 году, когда началась пандемия, епархия уже не смогла продолжать помощь. И тогда Сергей Николаевич полностью взял все финансовые обязательства по строительству на себя. Купола, шатер, пол, окна, крыша, двери, батареи, система отопления, газопровод созданы за счет его средств. До сегодняшнего дня он активно участвует в строительстве, приобретает необходимое и даже сам несколько раз привозил из Москвы стройматериалы, поскольку там их закупать получается дешевле.
В прошлом году 14 октября владыка Марк вручил генеральному директору ООО «Полимет» Сергею Николаевичу Кайгородцеву орден благоверного князя Даниила Московского III степени, которым его наградил Святейший Патриарх Кирилл, и поблагодарил его за понесенные труды по строительству Александро-Невского храма. Для него эта награда стала большой заслуженной радостью, после чего он стал помогать приходу еще усерднее.
– Кого еще среди местных жителей можно привести в пример как неравнодушных помощников в строительстве храма?
– Да, среди местных есть люди, которые помогают приходу в строительстве нового храма.
Директор проснинского ЖКХ Игорь Витальевич Шиврин по мере надобности выделяет нам трактор. Например, зимой вокруг храма территорию разгребали, и требовался специальный трактор, способный там проехать. Он предоставляет транспорт во время стройки при различных хозяйственных нуждах, когда требуется что-то выкопать или убрать строительный мусор.
Есть одна семья – местные предприниматели, занимающиеся пиломатериалом. И они – семья Чувашевых – сначала по доступной стоимости, а потом и бесплатно предоставили нам много пиломатериалов, из которых были сделаны внутренние леса, стропила и обрешетка крыши.
Потом стал помогать Константин Головань. Он также занимается пиломатериалом и помогает нам по окончании работ разбирать на высоте леса, убирать оборудование. Это также важная работа.
Местная администрация нам содействует. Ольга Алексеевна Дровосекова всегда помогает с организационными моментами, когда требуется собрать группу людей или выделить машины для вывоза строительного мусора.
Люди потихонечку подтягиваются, строительство храма объединяет всех, кто стремится поучаствовать в этом богоугодном деле
И, конечно, приходят прихожане, помогают местные жители. Не раз приходили школьники, чтобы прибраться, разгрести снег, перенести кирпичи. К подобным работам подключались и юные воспитанники местного детского лагеря. Так что люди потихонечку подтягиваются, строительство храма объединяет всех, кто стремится поучаствовать в этом богоугодном деле.
– Можно сказать, что сегодня, как и в старину, храм в Проснице строится «всем миром»?
– Отчасти да. Пускай не так, как раньше, может быть, массово, жителями всей деревни, но есть отдельные неравнодушные люди, которые переживают, спрашивают о ходе строительства и даже предлагают свою помощь, что меня радует. И совместными усилиями все эти годы мы на месте не стоим, а постоянно что-то делаем. Нынче, например, газ подсоединили. И сотрудники «Газпрома» также шли нам навстречу при решении различных нюансов при подведении газа. Получается, «всем миром».
– В новом храме будет газовая система отопления?
– Да, установлен газовый котел. Я надеюсь, что нынче мы запустим отопление.
– То есть храм уже практически достроен?
– Внешне построен, окна застеклены, включая и те, что на барабане. Но что касается внутреннего убранства, работа только начинается. Предстоит много отделочных работ, штукатурка стен, утепление пола. А когда уже подключим отопление, побелим стены, можно будет совершать службы.
– Новый храм также решили освятить в честь святого князя Александра Невского?
– Это уже историческое название. Ведь и село Просница было прежде Александровским. И еще знаковый исторический момент, о котором я уже упоминал: 2017-й – год, когда был разработан до конца проект и получено благословение владыки на строительство. Прошло ровно сто лет с тех пор, как собирались построить каменный храм. И к тому же два года назад в стране праздновалось 800-летие со дня рождения святого князя Александра Невского.
– А вы ощущаете духовное покровительство святого, в честь которого освящен храм?
– Очень. Особенно сейчас, в такие тревожные времена. Пример духовного подвига Александра Невского, обращение к его личности нынче особенно актуальны. И мне симпатизирует, что историки начали открыто говорить о том, что Александр Невский в далеком XIII веке определил будущее России. Вспомним историю: когда ему предлагали приехать на запад, в Европу, просто заключить там мир, договор или поклониться, скажем, папе римскому, и взамен условно сделать его королем их княжеств, что он выбрал? Он выбрал восток и на востоке поклонился хану Золотой орды. Потому что он понимал, что с западом нельзя договориться – обманут. Эта цивилизация уже тогда обманывала, достигая своей цели любым путем, любыми средствами. А восток как бы не вмешивался в жизнь русских людей, в духовную сферу, в религию. Александр Невский попросил, уговорил хана Золотой орды, чтобы Церковь не грабили, сохранили. И орда пошла навстречу, то есть он уже тогда определил будущее великой России, сохранил ее духовный стержень – Православие.
За 800 лет в вопросах нравственного выбора, по сути, ничего не изменилось. На самом деле Европа себя так и ведет, как и вела столетия назад: предлагает Украине помощь в своих интересах, а когда страна окажется в развалинах, перестанет быть нужной, Европа со своей поддержкой, которая ей сейчас выгодна, чтобы противостоять России, просто исчезнет. Поэтому мы сейчас и молимся Александру Невскому, чтобы он, как и 800 лет назад, помогал нам и защищал нашу землю Русскую. И заступничество это ощущается.
– Отец Константин, как давно вы несете служение на приходе в Проснице?
Мне приходилось самому класть кирпич, сколачивать леса, делать систему отопления
– В деревянном храме Просницы до меня служили священники. А что касается каменного – можно сказать, я курирую строительство с момента создания проекта и закладки фундамента. Мне приходилось даже самому класть кирпич, подниматься на леса, на 15-метровой высоте сколачивать леса, делать систему отопления. Просто были ситуации, когда рабочие обещали приехать, Сергей Николаевич договаривался с ними об оплате предстоящих работ, а они все равно не приезжали. Три раза обманули, не приехали, так я и начал то одну задачу выполнять своими руками, то доделывать другую, чтобы времени зря не терять.
– Вы до того, как начали священническое служение, отучились на строителя?
– Специального строительного образования у меня нет. Но могу сказать так: в каждого мужчину заложены Богом все таланты, только не каждый их реализует. И любой мужчина может сделать всё, чтобы обустроить пространство, если сам захочет развивать в себе эти умения. К тому же мне многие помогали: прихожане, сыновья (у меня два сына), племянники.
– Ваши дети вольны в выборе своей профессии? Каковы ваши методы воспитания?
– Конечно. Мы можем поддержать, подсказать, направить, но выбор делает сам человек.
Старший сын закончил институт по специальности инженер-механик, сейчас учится в магистратуре Казанского университета, а нашел себя пока что в другой профессии – учителя физики и математики. Каждое лето на каникулах он помогает в строительных работах. А младшему сыну 13 лет, он учится в 1-й гимназии Кирово-Чепецка, увлекается легкой атлетикой – сейчас по ней находится на соревнованиях в Минске, где проходит спартакиада стран СНГ. Еще одно его увлечение – спортивные бальные танцы. Мы стараемся сильно на него не наседать, а договариваться, иначе он может замкнуться. Лучше просто объяснить и рассказать, что, почему и зачем нужно делать касательно учебы или жизни в целом.
– Расскажите о вашем пути к вере и к священническому служению.
– Путь к храму начался в 1990-е годы, и этому обстоятельству способствовало несколько причин: внутренние духовные искания и внешние обстоятельства. Тогда я окончил школу, время было тяжелое, голодное. Семья, в которой я вырос, – большая: нас у родителей было пятеро, я четвертый. Брат в 1992 году поступил в училище, уехал в другой город, а мы остались с мамой. Она выходила на пенсию, средств не хватало, и я стал искать работу в Кирово-Чепецке. Так получилось, что из нашей семьи один я вырос некрещеным и в 20 лет по собственному устремлению пришел во Всехсвятский храм, чтобы принять таинство Крещения. Тогда настоятелем был отец Николай Федько, и он меня крестил, а также спросил, чем я занимаюсь. Ответил, что я портной (к тому времени получил такую специальность), и он устроил меня на работу при приходе, благословив шить священнические облачения.
Я трудился уже год портным, а в храм на богослужения не ходил, стеснялся. И однажды священник спросил меня напрямую: «Почему ты не приходишь на службы? Почему я тебя не вижу в храме?» И как-то раз я решил прийти в субботу на вечернюю службу. Я услышал хор, звучал 103-й псалом («Благослови, душе моя, Господа…»), и эти слова проникли в самое мое сердце. Это необъяснимо. С этого момента я сам напросился быть алтарником, чтобы участвовать в службах и быть ближе к Престолу Божиему.
Шли годы, я трудился на приходе, алтарничал, на моих глазах строился Всехсвятский собор. Из окна моей швейной мастерской было видно, как поднимаются стены храма, воздвигаются купола, в каких-то строительных поручениях я помогал настоятелю.
Работаю при церкви, а отец Николай и другие люди будто невзначай называют меня «батюшка». Словно в шутку, а оказалось серьезно
Работаю при церкви, алтарничаю, а отец Николай и другие люди будто невзначай называют меня «батюшка» да «батюшка». Словно в шутку, а оказалось все серьезно. Но уже тогда, трудясь при храме, я понимал, насколько это трудное служение, и не стремился к священному сану. И все же службы полюбил, и обстоятельства сложились таким образом, что получил благословение владыки. 14 ноября 1999 года была совершена моя диаконская хиротония и буквально спустя три месяца, 20 февраля 2000 года, – священническая.
Есть еще духовный момент: в нашем роду был священнослужитель по маминой линии, а если точнее, мама – внучка священника, служившего в Орлове. Прабабушку, то есть матушку прадеда-священника, я не видел, а вот бабушку, их дочь, помню. В советское время их в городе Орлове репрессировали. Отобрали дом, арестовали. Правда, мама не особо подробно рассказывала о трудной судьбе своих деда и бабушки – видимо, больно было об этом вспоминать. И сама мама у меня в детском доме побывала, когда арестовали бабушку, а потом выпустили.
Теперь другое время, в которое приходится служить и при этом трудиться, строить храм. Хотелось бы, конечно, увидеть достроенный храм своими глазами и послужить в нем.
– Отец Константин, по вашим наблюдениям, насколько жители села верующие и охотно ходят в храм?
– Конечно, есть прихожане, которые постоянно участвуют в службах. Но хотелось бы, чтобы таковых людей было больше. Подобная ситуация не только на нашем приходе, а по всей стране. Почему-то у людей стало меньше рвения регулярно бывать на службах. При этом многие мои знакомые искренне веруют в Бога, задают правильные вопросы, делятся, что душа радуется, когда звонят колокола, и такова основная часть населения Просницы, но почему-то в церковь не ходят.
Почему – пока это для меня остается загадкой. Пытаюсь как-то объяснить себе… Возможно, сейчас такое время, когда внимание человека отвлекают гаджеты, интернет, за него борются многочисленные организаторы досуговых мероприятий, то есть человек устает от этого информационного шума и хочет провести выходные в тишине – в квартире или в саду. А, может, просто не желает понудить себя на духовный труд и тратит свободное время на развлечения.
Сколько нам еще знамений нужно, чтобы обратить души к Богу? Была пандемия, сейчас военные действия. Мне бы не хотелось думать, что испытания усилятся. Так складывается, что многие обращаются к Богу именно через скорби, и совсем немногие приходят в храм через радость и благодарность Господу. История напоминает, что после войны бывает голод. Не хотелось бы, чтобы на наше время выпало такое испытание: современные люди, особенно молодежь, не привыкли к самоограничению. Многим бывает непросто настроиться даже на несколько дней поста.
Сколько нам еще знамений нужно, чтобы обратить души к Богу?
Вообще, хорошо, когда человек идет навстречу Богу осознанно, по доброй воле и посредством благодарения и радости, но чаще бывает, что он встает на этот путь по зову души в трудных обстоятельствах. Однако и такое обращение – во благо и совершается по Промыслу Всеведущего Господа, пекущегося о спасении каждой души.
– Вы отмечаете, что в храме собирается немного людей, но ведь и село невелико…
– В самой Проснице сейчас около одной тысячи семисот жителей. В окрестностях еще есть деревни… Погудинцы, Тюлькинцы, другие населенные пункты в сторону Кирово-Чепецка. То есть, включая близлежащие села, жителей может быть до двух тысяч с лишним. И хочется, конечно, за соборной молитвой видеть в скором будущем полный храм людей.
– О чем должен помнить человек, идущий в храм? Почему важна соборная молитва?
– Нужно понимать, что именно в храме происходит непосредственное общение человека с Богом. И особо близкое общение – в таинстве Евхаристии, когда мы можем соприкоснуться уже здесь, на земле, с Самим Господом и причаститься Самого Творца мира, Господа Нашего. Именно в храме человек может почувствовать присутствие Духа Святого, Который нисходит на человека в таинстве Крещения, таинстве Миропомазания, таинстве Соборования… Соборная молитва имеет силу, Господь здесь особенно близок. И именно этот живой опыт общения с Богом, приобщение души человека к благодати Духа Святого оживотворяет душу, придает смысл бытия и дает силы.
– Обычно батюшек спрашиваю о чудесах… Вам приходилось наблюдать в жизни чудо?
– Чудо – это то, что храм уже практически выстроен, есть крыша, купола, звучит колокольный звон. Для меня все это – уже чудо. Я не думал, что мы сможем это сделать, сомневался, но, когда требовалось, сам брал в руки мастерок, копал, вставал на леса, моему примеру следовали родственники и прихожане… Конечно, в ходе строительства возникали проблемы, и казалось, что оно будет завершено совсем не скоро. Но совместными трудами, участием попечителей и с помощью Божией все становится возможным.
– В преддверии Дня строителя, который в 2023 году отмечается в России 13 августа, что бы вы пожелали представителям этой профессии?
– Давайте вспомним: Кем был Христос до того, как вышел проповедовать? Он был плотником, Он строил. А русские святые… Кем был преподобный Сергий Радонежский? Он тоже умел строить и делал келии своим собратьям-монахам. Преподобный Серафим Саровский умел работать топором. Преподобный Трифон Вятский также строил храмы: он стал основателем первого монастыря на Вятке и сам участвовал в строительстве обители.
Мы, современные священники, помимо служения в храме, часто оказываемся строителями
И мы, современные священники, помимо служения в храме, часто восстанавливаем церкви либо строим новые, подчас непосредственно своими руками, поскольку выбора нет – время наше такое.
Строители – это творцы на земле. Работа добрая, творческая, созидательная. И каждый человек, который связан с профессией строителя, вкладывает в свой труд душу, выполняет благословение Божие пребывания человека на земле. Господь нас, людей, сотворил, по подобию и образу Своему. Даже ангелы, будучи бесплотными, не могут строить – они могут только служить. А человек может строить, может создавать, как и Господь, сотворивший этот мир. Почему лукавый искушает человека? Наверное, он ему завидует, ведь у него нет такой возможности – творить, а есть только способность искушать и тем самым приводить все к разрушению.
Поэтому всех строителей и представителей смежных профессий – плотников, каменщиков, плиточников, к которым отношусь с большим уважением, – поздравляю с профессиональным праздником. Желаю успехов в добрых делах и ощущения радости от сотворенного своими руками!
– Присоединяюсь к вашим поздравлениям! Спасибо за искреннюю беседу!