«В стране произвола и кнута»

Весной 2021 года Телеканал «Россия 24» показал 18-серийный документальный фильм митрополита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Российский урок». Фильм, посвященный революционным событиям Февраля 1917 года, оказался настолько актуальным в наше непростое время, что, учитывая многочисленные просьбы читателей, автор подготовил одноименную книгу, которая выйдет в свет в конце этого года в Издательстве «Вольный Странник».

Мы представляем читателям портала Православие.Ru отдельные главы новой книги: «Хлеб» и «В стране произвола и кнута».

ХЛЕБ

Очереди за хлебом в революционные дни Очереди за хлебом в революционные дни

Принято считать, что спусковым крючком Февральской революции стал кризис с дефицитом хлеба в столице. Время было военное, и проблемы с продовольствием по сравнению с мирными годами временами ощущались. В Англии и даже в нейтральной Швеции действовала карточная система, введение которой в России долго обсуждали, да так и не приняли. В Германии и Австро-Венгрии попросту голодали. Более миллиона немцев и австрийцев умерли от недоедания[1].

Об уровне же продовольственных проблем в Петрограде можно судить по публикации в столичном «Коммерсанте» от 7 февраля 1917 года:

«Лимонов на рынке совсем нет. В крайне ограниченном количестве имеется на рынке мороженый лимон, причем цены назначаются от 65 до 70 рублей за ящик в 330 штук. Мандаринов на рынке нет. Отсутствуют ананасы»[2].

Совсем скоро в столице начнется такой голод, что жителям будет очень сложно понять, чем же они совсем недавно были недовольны.

Сразу следует сказать, что дефицит черного хлеба (белого было достаточно) в Петрограде и других крупных городах России действительно существовал. Временные перебои объясняли нерадением властей, перегрузкой железных дорог военными поставками и снежными заносами. Но, с другой стороны, зима в Россию пришла, что называется, не впервые. И со снегом железнодорожники обычно справлялись без особых задержек.

Еще с января в либеральной прессе стали раздуваться слухи о неминуемом голоде. Волнения вызвали ажиотажный спрос: черного хлеба брали помногу и про запас. «Хвосты» у булочных тянулись на сотни метров. И хотя всякий, кто имел терпение, мог купить ржаной хлеб без ограничений, ситуация из накаленной переходила в паническую.

Вспомним процитированные уже слова Франклина Рузвельта: «В политике ничего не происходит случайно. Если что-то случилось, то так было задумано». Имеются все основания полагать, что не просто стечение обстоятельств, а манипуляции и прямой саботаж на железной дороге привели к проблемам с подвозом хлеба в столицу. Ведь совсем скоро именно заговорщики из руководства железных дорог не допустят поезд Императора и составы верных присяге войск, посланные на усмирение бунта в охваченный восстанием Петроград.

23 февраля (8 марта по новому стилю), уже на следующее утро после отъезда Императора в Ставку в Могилев, на улицы Петрограда высыпали тысячи женщин, колотивших половниками по пустым кастрюлям, а толпы подростков принялись громить булочные: левые партии в России отмечали «день работницы», или женский день. Негодующие женщины и дети — прекрасное начало для революции, не правда ли?

Петроградский градоначальник генерал Балк сообщал:

«Густая толпа медленно и спокойно двигалась по тротуарам, оживленно разговаривала, смеялась, и часам к двум стали слышны заунывные голоса: “Хлеба, хлеба…” И так продолжалось весь день всюду. Причем лица оживленные, веселые и, по-видимому, довольные остроумной, как им казалось, выдумкой протеста»[3].

«В СТРАНЕ ПРОИЗВОЛА И КНУТА»

    

В тот же день к своим женам и детям присоединились и мужчины. Поднялся самый крупный в Петрограде Путиловский завод, где уже несколько дней бастовала одна из мастерских. Забастовки в России, даже на военных заводах в разгар войны, были обыденным явлением. Требования стачечных комитетов поступательно росли, и никто не собирался принимать во внимание военные трудности. Путиловцы, к примеру, в феврале 1917 года требовали повысить зарплату сразу в полтора раза и в два раза увеличить бесплатный продуктовый паек.

Из сообщений Охранного отделения от 23 февраля 1917 года:

«23‑го февраля с 9 часов утра, в знак протеста по поводу недостатка черного хлеба в пекарнях и мелочных лавках, на заводах и фабриках района Выборгской части начались забастовки рабочих…»[4]

К слову сказать, в Англии или Франции, не говоря уже о Германии, любая забастовка на оборонном заводе в военное время была бы немедленно пресечена силой. Вот что пишет историк-эмигрант Антон Керсновский, комментируя забастовку, вспыхнувшую на Путиловском заводе:

«В демократической Франции завод, работавший на оборону и забастовавший в военное время, был бы оцеплен сенегальцами, и все зачинщики поставлены к первой попавшейся стенке. В “стране произвола и кнута” не сдвинулся с места ни один городовой… Всего за десять месяцев до того — в апреле 1916 года — Англия подавила в море крови ирландское восстание Роджера Кеземента, разгромив Дублин артиллерией, убив тысячи мужчин и женщин и казнив сотни мятежников»[5].

Дублин после подавления восстания. 1916 г. Дублин после подавления восстания. 1916 г.

Однако в «деспотической» России с рабочими было принято считаться. Руководство согласилось поднять зарплаты на 20%, и инцидент, казалось, был исчерпан. Но вдруг утром все того же злополучного 23 февраля произошло нечто совсем неожиданное: на воротах Путиловского завода появилось объявление, извещавшее, что завод закрыт и все рабочие уволены!

Тридцать шесть тысяч рассерженных мужчин, привыкших к хорошей зарплате и освобожденные от военной службы, в один момент оказались без средств к существованию и под угрозой отправки в окопы.

Закрыть на неопределенный срок в разгар войны крупнейшее оборонное предприятие страны можно было лишь по согласованию с очень высокими чинами.

А. А. Маниковский А. А. Маниковский Есть одна важная деталь. Путиловский завод к тому времени подчинялся Главному артиллерийскому управлению, начальник которого, Алексей Алексеевич Маниковский, был примечательной личностью: образцовый генерал, прекрасный специалист, он был известен своими открытыми связями с оппозицией и значительным влиянием в военных масонских кругах. Маниковского будут даже прочить на роль революционного диктатора, а в правительстве Керенского он получит Военное министерство. Правда, ненадолго. После октябрьского переворота Маниковский возглавит Управление снабжения Рабоче-Крестьянской Красной армии.

Не вызывает никаких сомнений, что забастовка 23 февраля была тщательно спланирована. Как опять‑таки справедливо писал Г. М. Катков:

«Невозможно было массовое движение такого масштаба и размаха без какой‑то направляющей силы»[6].

А. И. Путилов А. И. Путилов Алексей Иванович Путилов как член масонской ложи был тесно связан с Бродвейcким банкирским сообществом. Один из его лидеров, Герман Леб, в 1912 году призывал «посылать в Россию сотни наемников-боевиков »[7]. В это сообщество входил также банкир Абрам Животовский, дядя Льва Троцкого. По воспоминаниям лидера эсеров В. М. Чернова:

«В Америке были собраны большие фонды для русской революции. И в ожидании близких событий мы решили предпринять крупное дело по технической подготовке к будущему стихийному восстанию»[8].

После Февральской революции Путилов активно способствовал движению финансовых потоков сначала в поддержку Керенского, а затем и большевиков.

Массовые увольнения путиловцев сыграли роль спускового крючка. Десятки тысяч рабочих других предприятий хлынули на улицы и присоединились к демонстрациям. Начались погромы хлебных магазинов. Командующий Петроградским военным округом генерал С.С. Хабалов, чтобы снять неожиданное напряжение в городе, приказал немедленно выдать ржаную муку из военных запасов. Казалось, спасительное решение было найдено. Но тут (как по заказу?) забастовал завод «Айваз», на котором как раз выпекали хлеб для петроградских рабочих окраин!

Волнения разрастались как снежный ком. В дополнение к хлебу и дополнительным пайкам протестующие теперь требовали — свержения самодержавия. Появились красные флаги. К толпе присоединились студенты и демобилизованные солдаты.

Появились первые раненые. Но не из демонстрантов, а из числа избитых толпой полицейских и городовых. При этом в более чем двухмиллионном Петрограде насчитывалось лишь три с половиной тысячи городовых. Да и им начальство категорически запрещало применять оружие.

Татьяна Мельник-Боткина напишет в мемуарах:

«Рабочие бастовали, ходили толпами по улицам, ломали трамваи и фонарные столбы, убивали городовых. Причины этих беспорядков никому не были ясны. Пойманных забастовщиков усердно допрашивали, почему они начали всю эту переделку. “А мы сами не знаем. Нам надавали трешниц и говорят: бей трамваи и городовых. Ну, мы и били”, — говорили они»[9].

Число демонстрантов на улицах Петрограда росло с невероятной быстротой. 23 февраля их насчитывалось 128 тысяч, 24 февраля — 214 тысяч, а 25 февраля на улицы вышли уже 305 тысяч человек. Остановилась работа 421 предприятия[10].

Столичный градоначальник Балк доложил генералу Хабалову, что полиция не в состоянии остановить скопление народа. С 24 февраля столица перешла под контроль военных.

В разгар восстания в городе присутствовали и большевики. Впрочем, крайне немногочисленные. Их руководители — Шляпников, Молотов (Скрябин), Залуцкий — не предпринимали никаких попыток к восстанию, зато предложили протестующим заранее приготовленные хлесткие лозунги: «Долой войну!», «Да здравствует всемирное братство трудящихся!», «Даешь 8‑часовой рабочий день!», «Помещичью землю — крестьянам!», «Долой самодержавие! Да здравствует демократическая республика!».

В те дни в Петрограде и окрестностях было собрано небывалое количество армейских подразделений. Перед ними стояла прямая задача — защитить столицу в случае возможных внутренних беспорядков. Так и должно быть в критические моменты: в сердце страны — самые надежные, преданные трону полки.

Но вот беда: по чьему-то приказу в Петрограде оказались солдаты сплошь как раз самые неиспытанные, нестойкие, из так называемых запасных полков — то есть только что мобилизованные, еле обученные, перепуганные крестьяне. В придачу к этому их содержали не просто в переполненных помещениях, в казармах предельные нормы расселения бойцов были превышены в пять раз (!).

Такое продолжалось не неделю, не две, а месяц за месяцем! При этом выход в город солдатам был запрещен. В этой невыносимой среде свободно действовали агитаторы, внушавшие измученным несчастным мальчишкам, что они — пушечное мясо и их вот-вот отправят на бойню погибать неизвестно за что.

Группа солдат направляется к Таврическому дворцу Группа солдат направляется к Таврическому дворцу

24 февраля на Знаменской площади — ныне площадь того самого Восстания — собралась многотысячная толпа под красными флагами, только уже с политическими лозунгами: «Долой войну! Свобода! Республика!». Митингующие не расходились всю ночь, а на следующий день здесь же было положено начало кровавого действа революционного маховика смерти: толпой был растерзан пристав Крылов. Ответным огнем солдаты убили и ранили несколько человек.

Николая II упрекают в том, что он не подготовился к массовым беспорядкам. Но факты говорят о другом.

5 февраля 1917 года Петроградский военный округ был обособлен от Северного фронта, которым командовал Рузский: этот генерал не пользовался доверием Императора. Для усиления ненадежного Петроградского гарнизона был утвержден срочный план ротации гвардейских частей. Испытанные в боях фронтовики должны были регулярно прибывать на отдых в столицу.

Министр внутренних дел А. Д. Протопопов в кабинете Министр внутренних дел А. Д. Протопопов в кабинете     

Но высокопоставленные саботажники тоже делали свое дело. Министр внутренних дел Протопопов вспоминал, что накануне отъезда в Ставку Николай II вызвал его в Царское Село.

«Первый раз я видел Государя в таком волнении. — Знаете, что сделал Гурко?! (заместитель начальника штаба Верховного главнокомандующего) Он прислал сюда вместо четырех полков гвардейской кавалерии три экипажа матросов.

Кровь бросилась мне в лицо: я инстинктивно почувствовал что‑то опасное.

— Государь! — воскликнул я. — Это невозможно, это больше, чем непослушание. Все знают, что матросы набраны из рабочих и представляют самый революционный элемент.

— Да, да, — ответил Николай II. — Гурко я дам головомойку и кавалерию пришлю»[11].

Генерал Гурко дважды (!) саботировал приказ Императора о переводе в Царское Село Гвардейского экипажа. А ведь это был один из лучших царских генералов, командующий Особой армией, идейный монархист… Но и он в полнейшем помрачении и при этом в восторге от самого себя — спасителя России — не ведал, что творит.

Легко задним числом упрекать Николая II в бездействии. Но посмотрим на февральские события, как их видел сам Император, на те решения, которые он принимал. Заодно перед нами предстанет хроника переворота.

[1]Vincent C. P. The Politics of Hunger: Allied Blockade of Germany, 1915–1919. Ohio University Press, 1985; Grebler L., Winkler W. The Cost of the World War to Germany and Austria-Hungary. New Haven: Yale University Press, 1940. P. 147.

[2] Газета «Коммерсант» от 7 февраля 1917 года. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/3217352/

[3] Гибель царского Петрограда. Февральская революция глазами градоначальника А. П. Балка // «Русское прошлое»: историко-документальный альманах. — Кн. 1. — СПб.: Свелен, 1991. — С. 26.

[4] Из записки охранного отделения от 24 февраля, предназначенной для сведения полицейских приставов // Ненароков А. П. 1917. Краткая история, документы, фотографии. — М.: Политиздат, 1987. — С. 42.

[5] Керсновский А. А. История русской армии. — Т. 4. 1915–1917. — М.: Голос, 1994. — С. 255, 257.

[6] Катков. Г. Россия 1917. Февральская революция. — Париж: ИМКА-Пресс, 1984. — С. 255.

[7] Саттон Энтони. Уолл-стрит и большевицкая революция. — М.: Русская идея, 1998. — С. 309.

[8] Чернов В. М. Перед бурей. Воспоминания. — Нью-Йорк.: Изд-во им. Чехова, 1953. — С. 234.

[9] Мельник-Боткина Т. Е. Воспоминания о царской семье и ее жизни до и после революции. — Белград, 1921. — С. 11.

[10] Февральская революция 1917 / под ред. Л.Н. Беловой, Г. Н. Булдакова, А. Я. Дегтярева и др. // Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: энцикл. справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. — 1992. — С. 638.

[11] Мельгунов С. П. Мартовские дни 1917. — М.: Вече, 2016. — С. 216.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Юрий27 января 2024, 17:03
НН, с чего Вы взяли, что дворяне пренебрегали техническим образованием? 24,6% студентов высших технических учебных заведений в 1914 г. были дворянами. Это князь Накашидзе, спроектировавший бронеавтомобиль пренебрегал техническим образованием? Или авиаконструктор Сергей Ульянин?
Юрий27 января 2024, 17:03
НН, А зачем нам примеры «за все века»? Мы говорим про конец XIX – нач. ХХ в. Я могу Вам и ещё привести примеры – Иван Деникин, Михаил Алексеев, Илья Ульянов, Иван Павлов, Иван Менделеев – они все происходили или из крестьян, или из мещан, или из духовенства. И это те, о которых мы знаем. А были и другие. Например, работал я в ГАСО в фондах Екатеринбургской гимназии. Там аттестат зрелости получили В. А. Плотников и К. А. Вяткин – оба крестьяне. Известными историческими личностями они не стали, были просто крестьянами, которые учились в гимназии в Российской Империи. И это было нормально!
Юрий17 января 2024, 15:13
И. 21 декабря. Приведите, пожалуйста, цитату из закона, где бы говорилось что «сын крестьянина не равен сыну дворянина невзирая на таланты»? Сословия – это про разные права, и разные обязанности. Конечно, крестьянин не мог быть членом дворянского собрания. Но и дворянин не имел голоса на сельском сходе. В случае чего, сословный статус можно было повысить о чём я говорил чуть ниже. И я не спорю, что кастовые традиции в Индии сильны до сих пор. Я лишь говорю, что в России касты не возможны, ибо система сильно завязана на индуистской мифологии.
НН15 января 2024, 22:45
Юрий:/сословный статус при должном желании можно было повысить/- Можно было повысить, но это было практически исключением из правил. /Сословная структура общества в этом помехой не была/- Неправду говорите. Сословная структура - это не только помеха, а почти непреодолимая преграда. Сколько вы ещё таких удачных случаев повышения статуса и преодоления сословия во всей РИ за все века наберёте? Сотню? В том и трагедия была: в чести были онегины и печерины; недорослями вся верхушка общества переполненена; образованием, особенно техническим, дворянские сынки не заморачивались; карьеризм(по происхождению, т.е. сословию)и "радение родному человечку" процветали. "Рыба гниёт с головы".
Юрий12 января 2024, 11:23
Галина, о "перегородках". Мог ли в Российской Империи сын крестьянина стать начальником Главного управления по делам печати? Мог. Н. А. Зверев. Мог ли в РИ сын священник стать профессором Московского университета? Мог? П. В. Победоносцев. Мог ли сын ремесленника стать академиком? Мог. И. А. Малиновский. Мог ли в РИ крестьянин поступить и закончить гимназию? Мог. Митр Серафим (Мещеряков). Мог ли в РИ сын батрака стать полковником? Мог. И. И. Вацетис. (В военной среде таких историй было много! Армия в РИ – очень хороший социальный лифт). Вот я и говорю, что сословия были, но сословный статус при должном желании можно было повысить. Сословная структура общества в этом помехой не была.
Юрий12 января 2024, 11:12
Продолжу, уважаемый Вячеслав. Если формация рабовладельческая, то там может быть, как рабовладельческая республика, так и рабовладельческая монархия. Если феодализм – то и там может быть и феодальная республика, и феодальная монархия. При капитализме – капиталистическая (буржуазная) республика, капиталистическая (буржуазная) монархия. Но не бывает такого, что сменилась форма правления и сменилась формация! Ну а если говорить не с т. з. марксизма, а с т. з. реальной жизни, то видим, что крепостное право от монархии никак не зависело. Как можно пугать реставрацией монархии и вместе с тем крепостного права, если сама монархия крепостное право и отменила?
Юрий12 января 2024, 11:10
Вячеслав, простите, где я говорил об откате назад? Наоборот, я считаю, что Самодержавие – это будущее для России. «капитализм», «феодализм», «правящий класс»… Это же слова, характерные для марксизма! Впрочем, с т. з. марксизма я Вам и объясню, почему Ваша т.з. о связи монархии и крепостного права неверна. В марксистском истмате, как известно, экономическая система – базис, а политика – надстройка. Соответственно, не монархия определяет социально-экономические отношения, не она создаёт формацию, а наоборот.
И.21 декабря 2023, 21:37
Алла21 декабря 2023, 20:11 Спасибо, что поправили. Хотя 13% в Индии на пару-тройку иных государств хватит)
Галина21 декабря 2023, 20:55
Алла, я вовсе не фантазирую. Просто читаю много, отдавая предпочтерие серьезной литературе.
Галина21 декабря 2023, 20:43
Алла, 200 миллионов - это много или мало? Конечно считать можно и в процентах, однако следует при этом знать численность всего населения.
Алла21 декабря 2023, 20:11
И., мусульман в Индии всего 13%, а не половина.
Алла21 декабря 2023, 20:09
Галина, дворянством называли даже высшую знать. Не придумывайте собственные нормы русского языка.
И.21 декабря 2023, 14:43
Юрий21 декабря 2023, 11:08 Очень удобно рассуждать об иерархии, основанной на сословиях, когда уже получили и воспользовались всеми преимуществами общества без сословий и каст. Сословное общество на законодательном уровне говорит, что сын крестьянина по определению не равен сыну дворянина и монарха, невзирая на данные Богом ему таланты. Индия, кстати, светское гос-во,а мусульман там не меньше чем индуистов, наверное, однако касты остались, можете поинтересоваться. И в силу этого пережитка там не только "социальные лифты" отсутствуют, а менталитет такой, что сами попытки ползания по социальным лифтам осуждается. Даже если вы заползете на верх, там никогда вас не примут как равного.
Галина21 декабря 2023, 13:26
Юрий21 декабря 2023, 11:08 Прекрасно, что знаете наименование каст в Индии. Однако в самом общем виде «власть определяется как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия». Да, в обществе всегда есть иерархия, но вовсе «не какая разница» как называются разные группы общества. Название отражает сущность предмета. Что за «...перегородки...» между «... разными группами общества... были прозрачны ... В Российском Империи нач. ХХ в.?»
Вячеслав21 декабря 2023, 12:36
Юрий21 декабря 2023, 11:08 Вы же хотели отката назад- пожалуйста, идите до конца, из устройства общества капитализма в устройство общества феодализм, с царями и правящим классом феодалов. Ну а там и до кастовости недалеко, индийцы то давным давно не с каст начинали... законсервировались и получилась кастовая система. А она же классная - царская власть по наследству, имение с крестьянами по наследству. Да и крестьянским детям легче, отцы жили под хозяином и дети будут.
Юрий21 декабря 2023, 11:08
Вячеслав 19декабря 2023 14:38 А при чём тут крепостное право? Какая связь между социально-экономическими отношениями бытовавшими даже не на всей территории России и общим принципом верховной власти? С кастами-сословиями Вы всё смешали в кучу. Касты - это принадлежность индийского общества, они густо замешаны на индуизме и их намного больше чем пресловутые брахманы-кшатрии-вайшьи-шудры. Сословия - это уже другая ситуация, европейский способ организации общества. Сословия исключают касты. Но общество всегда делимо, всегда в обществе есть иерархия. Какая разница как называются разные группы общества, главное чтобы перегородки между ними были прозрачны. В Российском Империи нач. ХХ в. - были.
Галина20 декабря 2023, 13:53
«Вячеслав 20 декабря 2023, 07:27 «... но не прислугой, а воинами...». Разумеется, Вячеслав, Вы тоже правы частично. Становление дворянства, в т.ч. русского, значительно сложнее, чем я тут об этом наговорила. Были там конечно и воины. Однако все же основа - несвободные княжеские люди. В русских летописях термин "дворяне" встречается впервые где-то году 1170-1175. Связан, если не ошибусь с убийством князя Андрея Боголюбского.
Вячеслав20 декабря 2023, 07:27
Галина19 декабря 2023, 17:25 Всё правильно говорите, но с оговоркой дворяне изначально были при дворе у крупного феодала, но не прислугой, а воинами. За что получали земельные наделы, с которых кормились. Они назывались ещё ленным ополчением. Если сын продолжал дело отца - земля оставалась за ним. Впоследствии эта земля стала передаваться по наследству, но при этом дворяне были обязаны служить. При наших благословенных Царях Романовых обязательную службу дворян отменили, но землю не отобрали. Земли отобрали позже....в 20 веке.
Галина20 декабря 2023, 07:22
Алла, почему по-вашему, А.С. Пушкину не понравилось возведение в камер-пажи? Тоже ведь потомственное дворянство. И кто такие столбовые дворяне? Да интересуйтесь же отечественной историей наконец.
Вячеслав20 декабря 2023, 07:08
Иоанна_18 декабря 2023, 13:59"... Надо напоминать, кто такие были советские историки? Это были верные слуги идеологии..." То же самое можно сказать и о Несторе, он был верный слуга идеологии тех лет. О Ключевском, он тоже служил той идеологии. И т.д. Правда при советской власти развивалась и археология и языкознание и история рассматривалась как наука, т.е предмет подчиняющийся законам, а не сборник дат.
Галина19 декабря 2023, 22:05
Алла, думаю, что не только для Вас это неожиданное открытие.
Алла19 декабря 2023, 21:18
Галина, вот именно, вам нужно разбираться в значении слов. "Потомственное дворянство" по этой логике это потомственная прислуга что ли?
протод. Владимир Василик. 19 декабря 2023, 19:23
"Николая II упрекают в том, что он не подготовился к массовым беспорядкам. Но факты говорят о другом". Все те факты, которые так тщательно приводит владыка Тихон, описывая Февральскую революцию и ее результат, как раз и говорят о том, что, увы, он не подготовился. А пара эпизодов еще ни о чем не говорит. Защиту столицы от возможного мятежа, обыкновенно, планируют, как хорошую военную операцию, с учетом всех возможных угроз. Весь вопрос: вообще-то имел ли он такую возможность вообще? А если не имел, то что произошло с Россией за 22 года его правления? Откуда такая утеря веры и смыслов? Почему миллионы людей, и прежде всего - представителей духовенства - сделались клятвопреступниками?
протод. Владимир Василик. 19 декабря 2023, 19:11
Все, что изложил Владыка Тихон, говорит о системной катастрофе. "Слой сгнил", как говорил И.Солоневич, отнюдь не любитель Советской власти. Властный правитель не стал бы "устраивать головомойку" Гурко, а снял бы его и отправил под арест. Вопрос однако, кем было его заменить? Это - не просто катастрофа временного помрачения, это - катастрофа утери смыслов. Бытия России, как православной монархии. А то, что все это произошло, показывает, что или контрразведка и полиция не работали, или к ее предупреждениям не прислушивались. Было и то, и другое. Но это - частный случай ПОТЕРИ ВЕРЫ. Ибо Самодержавия без веры и доверия существовать не может
Галина19 декабря 2023, 17:25
Вячеслав19 декабря 2023, 14:38@"...каста воинов - дворяне..." - каста воинов - это бояре. Дворяне - это от слова "дворня" - домашняя прислуга. Дворяне бояр и победили. Знаете же "В начале было Слово". понимая значение слов легко разобраться и в событиях.
И.19 декабря 2023, 16:59
НН19 декабря 2023, 14:02 Вы совершенно правы. И друзей, конечно, будем любить)
Вячеслав19 декабря 2023, 14:38
"Юрий19 декабря 2023, 09:09 "Плачь по монархии - есть скатывание на 100-200 лет назад" - а может быть, это выход на прямую дорогу русской истории? На путь, которым Россия шла больше тысячи лет? Может быть, это не "скатывание" а подъём?" А почему бы тогда не вернуться к крепостному праву, или к сословному обществу: каста воинов - дворяне, каста жрецов - священники, каста торговцев - купцы. И отлично всё будет. Крестьяне, работники - подлое сословие. И отлично всё будет. Представляете едете вы, а перед вами подлое сословие шапку снимает, кланяется.
НН19 декабря 2023, 14:02
И.:/Даже она себя убедила, при том что вовсе не страдает антисоветизмом, была пионерским и комсомольским вожаком, в Орленок ездила, вернулась в полном восторге, а туда не всем путевки давали. Такие метаморфозы случаются./- Да, такое случается. Но про Православие в этом посте - ни слова. Куда интереснее, когда православные верующие вот уже несколько десятков лет пытаются убедить себя и других, что раньше верить в Бога им власть мешала, не позволяла и в храм ходить запрещала. И ничего, абсолбтно не смущает, что их преподаватели и сокурсники в то же самое время- верили и ходили в храмы. У вашей подруги "Свободомыслие в одной голове". Убеждения не лечатся, будем любить друзей таких, какие есть.
Олег 19 декабря 2023, 13:46
Ну, почти убедили, что Империя успешно развивалась, император хорошо правил... но как так случилось, что Россия оказалась в Антанте, союзником Франции и Англии? И это вскоре после Крымской и Русско-японской войн. Это тоже было правильное решение?
И.19 декабря 2023, 13:02
Иоанна_19 декабря 2023, 11:51 Вы это к чему написали? Я не была в Орленке и понятия не имею, что из того, что там было, совместимо с Православием, а что нет.Могу только предположить, что единственное, что может быть несовместимым это отрицание Бога, однако сомневаюсь, что там собирали детей и подростков ради "богоборчества". Ничему дурному в плане морали и нравственности в СССР не учили, тем более детей и подростков. А конфеты там наверняка были. Вам бы тоже освежить основы Православия не мешало, оно не учит белое называть черным и думать, что тем самым Вы угождаете Богу.
Иоанна_19 декабря 2023, 11:51
И., найдите время для изучения православного вероучения - и вы сами убедитесь, что Православие с "Орлёнками" несовместимо.
Юрий19 декабря 2023, 09:09
"Плачь по монархии - есть скатывание на 100-200 лет назад" - а может быть, это выход на прямую дорогу русской истории? На путь, которым Россия шла больше тысячи лет? Может быть, это не "скатывание" а подъём?
И.18 декабря 2023, 18:18
H., благодарю за наставления. Да, трачу время на изложение своей точки зрения, раньше нет. Подтолкнуло то, что одноклассница сказала, что в нашем детстве конфет не было. А мы в один магазин ходили, бывало вместе покупали их. Мозги, оказывается, можно всем промыть до состояния, когда не помнят, что сами делали. Даже она себя убедила, при том что вовсе не страдает антисоветизмом, была пионерским и комсомольским вожаком, в Орленок ездила, вернулась в полном восторге, а туда не всем путевки давали. Такие метаморфозы случаются. И "собой заниматься" - это о стране было, вроде же выбрали модель, пора строить для себя. НиколайII - святой страстотерпец. Его правление Церковь не называла "святым".
Елена О.18 декабря 2023, 17:15
Миф о «безнадёжно отсталой», «тёмной» Российской империи и «тюрьме народов» создавался врагами России, западниками, среди которых были и революционеры-интернационалисты. Этот миф звучит и в отношении советской России, и в отношении к современной России. "Все в библиотеку! Каждый батрак, бедняк, колхозник должен стать читателем библиотеки!"). Ну а уж о качестве читаемого должно позаботиться государство. А оно заботится?
Галина18 декабря 2023, 16:54
Иоанна_18 декабря 2023, 13:59"... Надо напоминать, кто такие были советские историки? Это были верные слуги идеологии..." - очень жаль, что теперь нет никакой идеологии. Отсутствие цели - путь в никуда. Плачь по монархии - есть скатывание на 100-200 лет назад.
Елена О.18 декабря 2023, 16:33
Иоанна_18 декабря 2023, 13:59 Миф создавался не советскими историками, поэтому и искоренить его у вас не получается... Максим Горький, например, преуспел в его создании ещё до образования СССР.
Вячеслав18 декабря 2023, 15:43
"Елена О.18 декабря 2023, 11:38 Интересно, это только у русских православных вечные споры о власти и революции? А православные Америки или Германии тоже ведут исторические дебаты о королях и королевах, канцлерах и президентах? Там ведь тоже революции случались." Просто православные Америки и Германии там никто, а здесь страна наша. И если православные там выступят против действующего порядка им быстро рот заткнут и место укажут.
Елена О.18 декабря 2023, 15:35
Иоанна_18 декабря 2023, 13:59 Советские историки были такие же историки, как и несоветские - в своих выводах опирались на источники.
НН18 декабря 2023, 15:01
Елена О., у нас тоже все "дебаты" на исторические темы затихнут. Вымрут все, кто получал образование в СССР, а егэшникам уже такое успели "преподать"! Отучают думать и вместо знаний на правильную кнопочку натаскивают нажать- им в голову не придёт (конечно, исключения бывают) что-то перепроверить и в первоисточник заглянуть. Главное- чтоб гаджеты исправно работали и интернет не отключался. А там и ИИ подоспеет, от программы ни на шаг не смей отойти, уроет сразу. Утрирую, но самую малость. Главное- чтоб храмы были открыты- позиция уязвимая, может случится, что там молиться будет некому. Уже и власть начала СССР добрыми словами вспоминать, а у нас на сайте оголтелые десоветизаторы правят бал.
Елена О.18 декабря 2023, 15:01
Спустя время (генерал) Турчанинов к Соединенным Штатам охладел и писал Герцену так: "Разочарование мое полное; я не вижу действительной свободы здесь ни на волос. <…> Эта республика — рай для богатых; они здесь истинно независимы; самые страшные преступления и самые черные происки окупаются деньгами. <…> Что касается до меня лично, то я за одно благодарю Америку: она помогла мне убить наповал БАРСКИЕ ПРЕДРАССУДКИ и низвела меня на степень обыкновенного смертного <…> НИКАКОЙ ТРУД для меня не страшен". Барские предрассудки, видимо, были довольно сильны в России... И не Николай II их источник.
Иоанна_18 декабря 2023, 13:59
Елена О., русские православные никаких споров о власти и революции не ведут, они поддерживают мнение своей Церкви, которая прославлением новомучеников и исповедников дала ясную оценку данного периода. В этих статьях митрополит Тихон обращается не к Церкви, а к нашему обществу, в большинстве своём нецерковному, с целью разоблачить мифы советских историков, живучие и неискоренимые, о том, что Россия до 1917 г была сплошной отстой и болото, в каком отношении ни возьми. Надо напоминать, кто такие были советские историки? Это были верные слуги идеологии.
Елена О.18 декабря 2023, 11:38
Интересно, это только у русских православных вечные споры о власти и революции? А православные Америки или Германии тоже ведут исторические дебаты о королях и королевах, канцлерах и президентах? Там ведь тоже революции случались.
НН18 декабря 2023, 11:15
Алексей Л., Богоборческая власть закончилась во время ВОВ, правда,любимый либералами НС Хрущёв пытался "показать последнего попа".Но если не знаете-сместили его свои же.Я родилась в СССР,когда никаких большевиков и богоборцев в помине не было.А вы,оголтелые антисоветчики,упорно валите разные периоды СССР в одну кучу. Не ведаете,что творите? Вы правда думаете,что социализм оставил после себя только уличные туалеты из горбыля и резиновые калоши? 1000летие Крещения Руси при ком праздновали? Даниловский монастыть восстановили? Патриарх Пимен в открытии Олимпиады80 участвовал? Вл.Питирим в разных Госкомитетах заседал и книги издавал? Алексий2 депутатом Верховн Совета СССР был? Одумайтесь уже.
Катерина18 декабря 2023, 09:22
H17 декабря 2023, 23:21 --Да да да, Вы правы, мы все здесь, пишущие и непишущие комментарии, рабы только Господни. Но надо заметить, что комментарии Татьяны это пример духа евангельских добродетелей, вызывающие именно поэтому раздражение духов злобы поднебесных, действующих через некоторых из нас особенно мощно в период поста, вполне объективно это, но надо же как-то самим им сопротивляться, потому присоединяюсь к Вашему комментарию. "Себе знай, Антоний" (с)
H17 декабря 2023, 23:21
И., вот цитата из вашего комментария Татьяне:»И оставьте в покое НиколаяII и (пра)дедов вместе с их делами, собой занимайтесь.» Я прочитала комментарий Татьяны и совершенно ничего она про св.Николая ll не написала. Вы что-то перепутали… А нам всем лучше бы заниматься самими собой и вам в том числе. Вы слишком много времени тратите тут на споры…А мне нравятся комментарии Татьяны. Она умница и с доброй душой. Это чувствуется… Всем любви!!!
Вячеслав17 декабря 2023, 23:04
Галина И.17 декабря 2023, 19:17 Объясню попроще only for You. Если книгу закажу я, то закажу её с целью продвинуть свои взгляды, если допустим какой ни будь олигарх, то конечно же он будет восхвалять тот строй в котором ему так хорошо живётся, ну а если монархическое общество, то в исследовании и будет содержаться идеи монархического общества. Что то типа того, что монархия вообще это Sehr gut, и царь это лучший правитель всегда. И все три книги будут необъективны, какими бы там документами не манипулировали.
НН17 декабря 2023, 22:53
Вячеслав17 декабря 2023, 12:27:/Вы действительно считаете, что эта книга (С.Ольденбурга) объективна? И совсем совсем не будет содержать в себе точку зрения заказчика?/- Ну в любом случае - это не Мультатули. А кто-то хвалит Колпакиди... Вот тут Алла написал, что /Правителя судят по итогам правления/. Соглашусь. Как бы сейчас и в будующем документалисты, мемуаристы, историки не пытались объективно вспоминать Горбачёва, описывать его деяния и трудности, восхищаться любовью к супруге и тд - он навсегда останется правителем, который позволил разрушить вверенную ему страну, предателем народа. И ничего МС Горбачёва не оправдает. Святой Николайll только для малой части народа, а для остальных?
Галина И.17 декабря 2023, 19:17
Вячеславу. Книга эта написана исключительно на основе многих документов- оригиналов и их копий, кот. еще при жизни отсылал за границу император Николай II. Я ничего категоричного не считаю, т.к. не жила в то время и не являюсь неким "спецом", чтобы "от фонаря" делать о великом Государе свои утверждения. Это, как говорится, работа агентства ОБСДП -одна бабка сказала, другая пересказала. Ну а вам гораздо лучше будет обратиться хотя бы в Интернете к предисловию к книге, к ее описанию и прочесть несколько глав из нее. И при чем тут "точка зрения заказчика", если этот фундамент.-й труд документален и высоко оценен нашими маститыми православными историками? Спорить ради спора? Excuse me please.
И.17 декабря 2023, 13:07
Татьяна, Так пишите о положении Церкви в СССР,вт.ч. разных этапах отношения к ней. ПетрI конструировал гос-во под себя, считал гос.интересы превыше всего. Он мог предположить, что потомки Церковь окончательно сведут к положению одного из министерств? НиколайII указ о веротерпимости подписал, а патриаршество не восстановил - всем свобода, кроме Православной Церкви. И вышло так, что Церковь снесли как одно из министерств, разницы уже не видели между властью и Церковью. Наши (пра)деды тоже для себя строили, понятия не имели, что (пра)внукам не угодят. Ваша очередь, стройте, что угодно для/под себя - никто не мешает. И оставьте в покое НиколаяII и (пра)дедов вместе с их делами, собой занимайтесь
Вячеслав17 декабря 2023, 12:27
"Галина И.16 декабря 2023, 21:35 Но есть уникальная книга С. Ольденбурга «Царствование императора Николая Второго» (СПб,1991). Написал он ее за границей, по поручению Высшего монархического совета (1939, 1949). Книга - «глубокое исследование истории России конца XIX-начала XX в.», кот. создает "многогранный законченный образ мощной державы со всеми ее экономическими, политическими, социальными потрясениями» во главе с последним императором России. " Вы действительно считаете, что эта книга объективна? И совсем совсем не будет содержать в себе точку зрения заказчика?
Степан17 декабря 2023, 11:18
Время такое было. У Николая II была большая страна, даже больше СССР, а надеялся на преданность присягнувших. Позже и СССР развалился даже с бОльшими возможностями и скоростью распространения информации. У Пикуля из книги "На задворках Российской империи": Мышецкий вышел из «Монплезира» почти в растерянности, невольно вспомнив о Вульфе. Почему все так? Отчего этот польский еврей, живущий в России единых барышей ради, и тот знает Россию (пусть даже по книгам) лучше русского императора?..
Галина И.16 декабря 2023, 21:35
Отдельные монографии или публикации, посвященные теме царствования императора Николая II, могут страдать субъективизмом и искажением фактов, т.к. история зависит от сознания историка. Но есть уникальная книга С. Ольденбурга «Царствование императора Николая Второго» (СПб,1991). Написал он ее за границей, по поручению Высшего монархического совета (1939, 1949). Книга - «глубокое исследование истории России конца XIX-начала XX в.», кот. создает "многогранный законченный образ мощной державы со всеми ее экономическими, политическими, социальными потрясениями» во главе с последним императором России. Указана Владыкой Тихоном в библиографии. Прочитав хотя бы ее, мы тоже сможем судить объективно.
Татьяна 16 декабря 2023, 20:09
Уважаемая И. в комментарии Алексея Л. я не увидела "греха ненависти". Чем он может заразить других я не поняла. Он пишет, что не может принять богоборчество. Но ни о каких врагах он не пишет. Книга Владыки Тихона мне интересна, я бы прочла. Из отрывков книги тоже не вижу в ней никакой ненависти. Всех с тихим, радостным Рождественским постом!
И.16 декабря 2023, 17:35
Алексей Л.16 декабря 2023, 12:13 Православие прямым текстом учит молиться за всякую власть. Сказано было, когда христиане подвергались гонениям от богоборческой власти в отличие от нынешних времен. С тех пор ничего не поменялось. Это отличительная черта некоторых нынешних православных монархию возносить до небес, а любую другую форму правления считать лично для себя неугодной. К тому же если несуществующая власть лично для Вас до сих пор враги, то и на этот счет есть указание в Новом Завете: "А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас...". Не заражайте грехом ненависти других.
Алла16 декабря 2023, 14:56
БВ, император, при котором империя рухнула - априори один из ХУДШИХ. Правителя судят по итогам правления. Не забывайте, что канонизировали его по обстоятельствам СМЕРТИ, царя не оценивали, как монарха.
Дмитрий16 декабря 2023, 13:12
Продолжу цитировать Антона Керсновского: "Кому мало дано, с того меньше и спросится. Вот почему мы не должны винить выше меры все те миллионы малых сил, что были соблазнены в тот навеки проклятый год... Великая империя мало что делала для народного образования и решительно ничего не сделала для народного воспитания. Ни священник приходской школы, ни учитель министерской не объясняли детям великого прошлого их страны, не учили знать ее и любить. Из тысячи новобранцев девятьсот не знали цветов русского знамени. А как зовут царя, они узнавали, присягая ему."
И.16 декабря 2023, 12:48
БВ15 декабря 2023, 22:40 А как при православном царе в его окружении, куда ни повернись, сплошь масоны-саботажники оказались? Он не знал, что для масона интересы ложи выше интересов государства? А церковная власть в чьих руках была? Какому православию научили, такое и получили. Это ваша оценка, что народ жил замечательно, но у того народа несколько иное мнение было. Странное снисходительно-покровительственное отношение к тому народу. Не стоит считать их ничего не понимающими бунтарями без цели. Это вы в отличие от них не понимаете, что, зачем и почему. И вообще-то это вас сейчас не устраивает то, что они тогда делали, а их не устраивало то, что власть делала и во что это выливалось.
НН16 декабря 2023, 12:32
БВ, А что Вас смутило? Ничего, что "диванная армия политиков и военноначальников" налево и направо критикует и даёт советы всем-всем-всем? А почему же нельзя и мне внести свой скромный вклад? У нас в стране демократия, все равны, неприкасаемых нет, всех можно критиковать, раздавать совет и высказывать своё мнение. Разве нет? Я что-то не понимаю: индустризацию, коллективизацию, ход ВОВ и др. и критиковать и давать советы тем деятелям, которые всё это вывозили после Гражданской войны -можно и нужно, а в царя и его действия(нетрогая страстотерпства)- ни-ни? Да, на всё воля Божия. И на расстрел царской семьи? Тогда чего мы тут большевиков ругаем, это Божья воля, мб, чтоб Россию сохранить? Нет?
Алексей Л.16 декабря 2023, 12:13
Уважаемый Б.В.15 дек.22;40!Полностью с Вами согласен.Потому и не стало царя,что вера стала мельчать в народе,попущение Божье.А на некоторых комментаторов и внимания обращать не стоит!Я уже несколько лет на этом сайте в шоке пребываю,как люди называют себя православными и защищают,яростно причем,богоборческую власть.
Алла16 декабря 2023, 05:47
НН, ну так это известное дело: Николай II был максимально неподходящим правителем для той эпохи. Будь он слабее, то ещё в 1905 отдал бы власть, став монархом, который "царствует, но не правит". А будь он сильнее, то задавил бы врагов в духе Сталина. В обоих вариантах до революций 1917 бы не дошло. Но увы, царь не мог решиться ни на одну крайность, и страна получила то, что получила. Впрочем, во всем винить его тоже глупо. Как говорится, каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает. Мы заслужили и Николая, и Ленина, и Ельцина. И Путина. А как награду или наказание каждый уже интерпретирует это исходя из своих взглядов.
БВ15 декабря 2023, 22:40
Уважаемый НН, имеют ли ценность простые советы в стиле - надо все взять и поделить в адрес одного из лучших российских императоров, который успешно правил сложнейщим механизмом огромной империи в течении двух десяткоы дет. И многие считают что никогда так хорошо русские не жили ни до ни после. Не будь на то Господня воля (или попущение) не отдали бы Москвы (не пала бы Россия) Кто то сказал- Православный царь дается православному народу. Если народ становится неправославным, то и православный царь становится лишним, ему некем править.
НН15 декабря 2023, 17:07
/А ведь это был один из лучших царских генералов,командующий Особой армией,идейный монархист… Но и он в полнейшем помрачении и при этом в восторге от самого себя—спасителя России—не ведал,что творит/- А ведь таких генералов было немало. И что-то странное случилось вдруг со всеми-стали непослушными монарху-не ведали,что творили.То есть,они заведомо и во всём были неправы,один царь прав. Тогда тут что-то одно: или всех менять или самому уходить,оставив командование армией самому толковому генералу. То есть,не надо было ждать,когда принудят к отречению от престола,а пожертвовать командованием армией. Тогда в случае военной неудачи реноме монарха сохранилось бы. Да,непопулярное решение,но...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×