Передовое общество

Весной 2021 года Телеканал «Россия 24» показал 18-серийный документальный фильм митрополита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Российский урок». Фильм, посвященный революционным событиям Февраля 1917 года, оказался настолько актуальным в наше непростое время, что, учитывая многочисленные просьбы читателей, автор подготовил одноименную книгу, которая выйдет в свет в конце этого года в Издательстве «Вольный Странник».

Мы представляем читателям портала Православие.Ru отдельные главы новой книги.

В. Е. Маковский. Вечеринка В. Е. Маковский. Вечеринка

***

Н. И. Верхутов. Самовар Н. И. Верхутов. Самовар Замечательный русский писатель Владимир Алексеевич Солоухин, с которым мне выпала честь лично общаться, как-то заметил:

«Когда нам хотят доказать, что крестьянство в России бедствовало, что Россия была нищей страной, то хочется спросить: откуда же взялись шесть миллионов зажиточных хозяйств для раскулачивания? Если в стране шесть миллионов богатых хозяйств, то можно ли ее назвать нищей? Теперь позвольте спросить, если все цвело: наука, музыка, литература, театр, певческие голоса, балет, живопись, архитектура, бурно развивалась промышленность, наступая на пятки самым передовым странам; русским хлебом и салом завалены мировые рынки; в деревнях праздники, хороводы и песни; на масленицах катания; магазины ломятся от продуктов; все дешево, доступно, – и вот если все это цвело, так что же тогда гнило?»[1]

А может, правда ничего и не гнило?

В. А. Солоухин В. А. Солоухин Но страна-то рухнула – как громадное, прекрасное, но подгнившее дерево.

«Передовое общество» России – особая материя в нашей истории. Именно это меньшинство, само себя гордо именовавшее «передовым, прогрессивным, либеральным», стало двигателем февральского переворота, так страшно отразившегося на судьбах народа и страны.

«Передовое прогрессивное общество» стало своего рода государством в государстве. Главная цель его была высока – «спасение России». От кого? От бездушного, деспотического, косного, отсталого государства, в котором отсутствуют свобода и перспективы жизни. От государства Российского.

Философ Семен Людвигович Франк вспоминал:

«В ту эпоху преобладающее большинство русских людей из состава так называемой интеллигенции жило одной верой, имело один смысл жизни: эту веру лучше всего определить как веру в революцию. Русский народ – так чувствовали мы – страдает и гибнет под гнетом устаревшей, выродившейся, злой, эгоистической, произвольной власти. Министры, губернаторы, полиция – в конечном итоге система самодержавной власти во главе с Царем – повинны во всех бедствиях русской жизни: в народной нищете, в народном невежестве, в отсталости русской культуры, во всех совершаемых преступлениях. Коротко говоря, существовавшая политическая форма казалась нам единственным источником всего зла. Достаточно уничтожить эту форму и устранить от власти людей, ее воплощавших и пропитанных ее духом, чтобы зло исчезло и заменилось добром, и наступил золотой век всеобщего счастья и братства… Основная точка устремления лежала не в будущем и его творчестве, а в отрицании прошлого и настоящего»[2]

С. Л. Франк С. Л. Франк

«Передовое общество», ставшее внутри Российской империи как бы параллельным государством, точнее квазигосударством, имело свои законы, причем весьма жесткие. Имело оно своих публичных и теневых лидеров. Свои финансы, свою прессу. Последняя в предреволюционный период включала в себя подавляющее большинство официальных российских газет и журналов, зачастую издаваемых на деньги правительства.

«Добрая половина русских революционеров имели возможность продолжать свою террористическую деятельность только благодаря гонорарам, которые они получали от русских издателей!»[3] – писал в своих мемуарах великий князь Александр Михайлович.

Б. М. Кустодиев. Групповой портрет Б. М. Кустодиев. Групповой портрет

И несмотря на это, весь мир упрекал Россию за ее «гнет печати»!

Имело это «государство» и свою разведку, и свою армию, весьма эффективную, к рассказу о которой мы еще вернемся.

Подданные Российской империи, то делом, то словом и самим своим мировоззрением присягавшие на верность «прогрессивному обществу», по сути становились лояльнейшими гражданами именно этого квазигосударства. Интересы реальной России становились для них в лучшем случае вторичными, а зачастую – прямо враждебными.

И это при том, что после Манифеста Николая II от 17 октября 1905 года об усовершенствовании государственного порядка уровень гражданских свобод в Российской империи был зачастую выше, чем в самых либеральных странах.

Практически исчезла цензура. В русском парламенте заседали представители различных партий, в том числе радикальные противники существующего строя – большевики-ленинцы и социалисты- революционеры. В Думе звучали речи, призывавшие к свержению законной власти. Финляндия, входившая в состав «деспотической» России, в 1906 году стала первой в Европе страной, где женщины получили право избирать и быть избранными в парламент[4]. В царской России в 1913 году издавалось больше наименований журналов, чем в Советском Союзе в 1980-м[5].

Во время войны депутаты-большевики разъезжали по фронтам и агитировали за поражение собственной страны. Впрочем, здесь даже у царского правительства недоставало терпения: агитаторов иногда (!) арестовывали за государственную измену.

Публика перед редакцией газет «Новое время» и «Вечернее время». Санкт-Петербург, 1914 г. Публика перед редакцией газет «Новое время» и «Вечернее время». Санкт-Петербург, 1914 г.

Заключенных в Российской империи к 1910 году было около 56 человек на 100 тысяч жителей[6]. В СССР в 1938 году этот показатель превышал 1200 человек. В современной России, по данным на 2015 год, – около 430 человек[7].

Начало XX столетия в России – время неслыханного разгула политического террора. Развязавшие его партии открыто обозначали в собственных уставах террор одним из основных инструментов своей политической деятельности. Это были различные партии социалистов-революционеров (эсеров) и партия большевиков, имевшие собственные вооруженные формирования – отряды боевиков.

Большевики – депутаты IV Государственной думы в ссылке Большевики – депутаты IV Государственной думы в ссылке

За двадцать четыре года правления Николая II (1894–1917) было вынесено около десяти тысяч смертных приговоров, из которых в исполнение приведено 43%[8]. Высшую меру получали особо жестокие убийцы и террористы, осуществившие теракты против полицейских и чиновников, губернаторов и министров. Причем очень часто в таких терактах гибли случайные люди. В целом за время правления Николая «Кровавого» было казнено людей вдвое меньше, чем в советское время в среднем казнили за один год[9].

Депутаты-эсеры во II Государственной думе Депутаты-эсеры во II Государственной думе

А пока – вот лишь некоторые из жертв развязанной террористической войны против России.

1901 год – убит министр народного просвещения Николай Павлович Боголепов. Убийство с ликованием встречено российскими студентами, сочинившими по этому поводу песенку. Убийца, некто Карпович, приговорен к каторге. Бежал за границу.

1902 год – убит министр внутренних дел Дмитрий Сергеевич Сипягин. Николай II, получив прошение матери убийцы, Балмашева, согласился помиловать его. Но террорист отказался писать ходатайство и был повешен.

1904 год – убит министр внутренних дел Вячеслав Константинович Плеве. Убийство было воспринято русским «прогрессивным обществом» как праздник, в столице поздравляли друг друга, обнимались, пили шампанское. Убийца, Егор Созонов, получил пожизненную каторгу, писал мемуары. В его честь названы улицы в Уфе, Челябинске, Воронеже, Екатеринбурге.

Н. П. Боголепов Н. П. Боголепов

Д. С. Сипягин Д. С. Сипягин

В. К. Плеве В. К. Плеве

1905 год – убиты один за другим два московских градоначальника. Первым – Великий князь Сергей Александрович. Убийца – эсер Каляев. В советской России в честь террориста был водружен памятник в Александровском саду и названы улицы в Москве и 25-ти городах СССР. В Сергиевом Посаде до сих пор существует не одна, а целых две Каляевские улицы. Следующий московский градоначальник, Павел Павлович Шувалов, убит несколько месяцев спустя. Эсер Куликовский, исполнитель «смертного приговора», отделался каторгой.

В 1906 году состоялось покушение на П. А. Столыпина в его доме на Аптекарском острове. Генерал А. Н. Замятин, адъютант Столыпина, ценой своей жизни спас премьер-министра. Взрывом убило двадцать шесть человек, тридцать три были тяжело ранены. Были искалечены сын и дочь Столыпина. Кстати, бомбы для этого преступления были изготовлены в квартире, предоставленной писателем М. Горьким своим друзьям и соратникам террористам. Сам Петр Аркадьевич будет убит несколько лет спустя, в 1911 году. За последние десять лет жизни П. А. Столыпина на него готовились или были совершены одиннадцать покушений.

Великий князь Сергей Александрович Великий князь Сергей Александрович

П. П. Шувалов П. П. Шувалов

П. А. Столыпин П. А. Столыпин

А сколько погибло обычных чиновников, полицейских! Терроризм стал в России в буквальном смысле слова повседневным явлением.

С октября 1905 по 1907 год было убито и ранено более чем девять тысяч человек, включая множество случайных людей. Только по официальной статистике, с января 1908 года по май 1910-го произошло без малого двадцать тысяч террористических актов, в результате которых было убито семьсот пятьдесят государственных чиновников и более трех тысяч частных лиц, тысячи были ранены. Ученые оценивают число убитых и раненых в период с 1901 по 1911 год в семнадцать тысяч человек[10].

15 июля 1904 г. Государственные чиновники и группа любопытных у места убийства министра внутренних дел Вячеслава Константиновича фон Плеве 15 июля 1904 г. Государственные чиновники и группа любопытных у места убийства министра внутренних дел Вячеслава Константиновича фон Плеве

Дача премьер-министра П.А. Столыпина в Санкт-Петербурге на Аптекарском острове после покушения 12 августа 1906 г. Дача премьер-министра П.А. Столыпина в Санкт-Петербурге на Аптекарском острове после покушения 12 августа 1906 г.

Карета казначейства после нападения на нее эсеров на набережной Екатерининского канала. 1906 г. Карета казначейства после нападения на нее эсеров на набережной Екатерининского канала. 1906 г.

Это пять жертв каждый день!

В разгар террористических атак Петр Аркадьевич Столыпин разъяснил «прогрессивному обществу», своим будущим убийцам, позицию правительства:

«Людям, господа, свойственно и ошибаться, и увлекаться, и злоупотреблять властью. Пусть эти злоупотребления будут разоблачены, пусть они будут судимы и осуждаемы. Но иначе должно правительство относиться к нападкам, ведущим к созданию настроения, в атмосфере которого должно готовиться открытое выступление; эти нападки рассчитаны на то, чтобы вызывать у правительства, у власти паралич воли и мысли. Все они сводятся к двум словам, обращенным к власти: “Руки вверх”. На эти слова, господа, правительство с полным спокойствием, с со- знанием своей правоты может ответить только двумя словами: “Не запугаете!”»[11]

Как мы уже заметили, далеко не все террористы несли заслуженное наказание. Число убитых госслужащих значительно превышало число казненных преступников. Волну терроризма удалось сбить, но не до конца.

На кого же опиралась эта страшная кровавая энергия? На деньги? Безусловно. Но деньги были далеко не главным фактором. Первейшей и самой вдохновляющей поддержкой террора было его одобрение и содействие ему со стороны российского «передового общества». Террористы и являлись в квазигосударстве его армией, овеянной восторгом и славой.

Истинные представители «передового общества», а таких было совсем не мало, – от учителей и железнодорожных служащих до депутатов, университетских профессоров и аристократов – горячо и абсолютно искренне заверяли друг друга, что никогда не доложат в полицию, случись им узнать об очередном готовящемся покушении на какого-нибудь чиновника или губернатора. Такое отношение к власти стало в «прогрессивном обществе» не просто хорошим, но единственно правильным тоном. Для либерального интеллигента террорист был вполне рукопожатным единомышленником и собеседником. А царский генерал или царский чиновник – презираем, ему зазорно было подать руку.

Л. Андреев и М. Горький Л. Андреев и М. Горький Писатель и публицист русского зарубежья Иван Лукьянович Солоневич особо подчеркивал:

«Делали революцию почти безымянная масса русской гуманитарной профессуры, которая с сотен университетских и прочих кафедр вдалбливала русскому сознанию мысль о том, что с научной точки зрения революция спасительна. Подпольная деятельность революционных партий опиралась на этот массив почти безымянных профессоров. Жаль, что на Красной площади рядом с мавзолеем Ильича не стоит памятник “неизвестному профессору”. Без массовой поддержки этой профессуры революция не имела бы никакой общественной опоры»[12].

Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна Терроризм поддерживали замечательные русские писатели и крупные промышленники[13]. Одним из самых известных, говоря современным языком, спонсоров российского террора, как мы уже говорили, был Максим Горький. Знаменитый писатель снабжал боевиков не только помещениями для изготовления взрывчатки, но и деньгами.

Другой модный писатель, Леонид Андреев, прятал на своей даче боевиков и был сообщником убийц московского губернатора Великого князя Сергея Александровича.

Убийство не просто чиновника, а члена Царской семьи вызвало в «прогрессивном обществе» совершенно неприличный, безудержный восторг и ликование.

«Кто будет номер два?» – остроумно интересовались друг у друга «прогрессивные граждане». И шутили: «Великий князь впервые в жизни пораскинул мозгами…» Господа имели в виду, что Елизавета Федоровна – супруга взорванного террористами Сергея Александровича – своими руками собрала части тела мужа, разметанные по кремлевской брусчатке. Великая княгиня нашла в себе силы посетить убийцу в тюрьме и простить его[14]. В 1918 году большевики живой сбросят Великую княгиню Елизавету Федоровну в шахту в Алапаевске, обрекая на долгую мучительную смерть.

Градоначальник генерал-майор В.Ф. фон дер Лауниц Градоначальник генерал-майор В.Ф. фон дер Лауниц

Убийства В. К. Плеве и Великого князя Сергея Александровича подняли популярность террористов-эсеров на небывалую высоту. Самые известные люди того времени наперебой стремились принять гражданство «прогрессивного общества». Осип Мандельштам пытается вступить в боевую эсеровскую организацию. Членом партии эсеров становится автор «Алых парусов» Александр Грин. А еще: поэты Сергей Есенин и Николай Клюев, экономисты Александр Чаянов и Николай Кондратьев, социолог Питирим Сорокин. И многие-многие другие…

Не остался в стороне и Лев Николаевич Толстой. Писатель Владимир Галактионович Короленко передает слова А. П. Чехова о том, как отреагировал Толстой на известие о только что совершившемся покушении на петербуржского градоначальника фон дер Лауница: «Он сделал нетерпеливое движение и сказал с досадой: “И, наверное, опять промахнулся?!”»[15]

Толстой не зря был раздосадован: в тот раз покушение и вправду не удалось. Но досада была недолгой – Владимир Федорович фон дер Лауниц вскоре был убит после пятнадцати (!) покушений.

Другой разговор с Львом Николаевичем состоялся у самого Короленко, сообщившего великому писателю новость об убийстве министра внутренних дел Сипягина:

«Толстой лежал в постели с закрытыми глазами. Тут его глаза раскрылись, и он сказал: “Оно, конечно, убивать грех… Но и осуждать этого человека мы не можем”. Он опять закрыл глаза и несколько времени лежал, задумавшись. Потом глаза опять раскрылись, взгляд сверкнул острым огоньком из-под нависавших бровей, и он сказал: “И все-таки не могу не сказать: это целесообразно!”»[16]

Если такие адвокаты говорили о целесообразности террора, можно представить, с каким задором и энтузиазмом «передовое российское общество» утверждалось в своем праве выносить смертные приговоры тем, кто, по их мнению, не должен жить.

Не побоюсь слов, которые вы сейчас прочтете. Повивальной бабкой красного, зеленого, белого терроров, как и террора 1930-х годов, было именно «прогрессивное российское общество». Страшно произнести, но это так. Именно «совестливая, интеллигентная, передовая» общественность восхищалась, оправдывала, всячески поощряла и, наконец, в полном помрачении ума – взращивала террор в России. Плоды этих трудов нам хорошо известны.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), лауреат Сталинской премии I степени Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), лауреат Сталинской премии I степени

«Дух творит себе формы». Этот духовный закон сформулировал замечательный ученый-хирург и святой архиерей архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), свидетель революционных событий[17]. Дух ниспровержения с гордостной уверенностью в своей правоте, овладевший значительной частью российского общества, на многие годы породил такие формы разрушительного самовыражения, которые чуть не погубили историческую Россию.

Но чего же конкретно российское прогрессивное общество требовало от Императора и правительства?

Власти!

Никто другой, а именно «передовое общество» должно было являть в России Власть. Императору и чиновникам следовало быть этой Власти во всем послушными и управляемыми.

Из Императора буквально выколачивали так называемое «ответственное министерство». Имелся в виду такой кабинет министров, который будет назначаем не Императором и подотчетен не ему, а во всех своих четырех созывах оппозиционной Государственной думе. Будущим руководителем «правительства доверия» видели лучших людей страны: председателя Думы Михаила Родзянко или князя Георгия Львова. А министрами – Милюкова, Коновалова, Маклакова, Керенского, других их единомышленников.

Лидеры российских либеральных партий в кулуарах Таврического дворца Лидеры российских либеральных партий в кулуарах Таврического дворца

После февральского переворота именно эти люди и станут «властью»: премьер-министрами и министрами. И в считаные месяцы под восторженные крики и не только «передового», но и практически всего российского общества доведут страну до полного краха. Исходя из этого, неудивительно, что Николай II, прекрасно знавший цену и профессиональные качества этих, без сомнения, популярнейших политиков, категорически отказывался добровольно вручать в их руки судьбы России.

Что ж! Им пришлось силой принудить Императора сделать это, шантажируя фактически арестованного во Пскове Царя самыми страшными для него угрозами: полного разрушения фронта и победного прорыва германских войск в том случае, если Император останется на престоле. Но об этом позже.

[1] Солоухин В. А. Последняя ступень. Исповедь вашего современника. – АО «Деловой центр», 1995. – URL: http://lib.ru/POLITOLOG/OV/laststep.htm

[2] Франк С. Л. Крушение кумиров // С.Л. Франк. Сочинения. – М.: Правда, 1990.

[3] Александр Михайлович, вел. кн. Книга воспоминаний. – М.: Современник, 1991. – С. 161.

[4] В Новой Зеландии женщины получили избирательные права в 1893 г., но без права быть избранными. Право избирать и избираться женщины получили в Австралии в 1902 г. В самой Великобритании, которой принадлежали эти доминионы, женщины получат такие права в 1918 г. В США – в 1920 г., во Франции – только в 1944 г.

[5] 1757 против 1428. Газет, правда, было больше в СССР: 8088 против 1158. См.: Россия. 1913 год… – С. 114; Печать в СССР в 1980 году: статистический сб. – М., 1981. – С. 9.

[6] Гернет М. Н. История царской тюрьмы. – М., 1963. – Т. 3.

[7] Газета РБК № 044 (2541). – 2017. – 14 марта. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2017/03/15/58c702399a79473b36f47d9c.

[8] Гернет М. Н. Смертная казнь. – М., 1913. – С. 97–99.

[9] Земсков В.Н. О масштабах политических репрессий в СССР// Мир и Политика. – 2009. – № 6 (33). – С. 89–105. В годы массовых репрессий в СССР казнили 353 074 (1937) и 328 618 (1938) человек. Но даже в «спокойные» позднесоветские годы, с 1962 по 1989 г., было приговорено к высшей мере 24 422 человека (2355 из них помилованы).

[10] Гейфман А. Революционный террор в России. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. – С. 32.

[11] Столыпин П. А. Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете, 1906–1911. – М.: Молодая гвардия, 1991. – С. 63–64. Речь 6 марта 1907 г. в Государственной думе.

[12] Солоневич И. Л. Великая фальшивка февраля. М.: Изд-во «Алгоритм», изд-во «БСК», 2007. С. 55.

[13] См.: Леонов М. И. Террор и Смута в Российской империи // Исторический вестник. – 2012. – Т. 2 (149). – С. 6–23.

[14] Николай II был готов простить убийцу дяди, но только в случае его раскаяния. Которого, как мы уже знаем, не последовало.

[15] Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников. – Т. 2. – M.: Художественная литература, 1978. – С. 244.

[16] Там же.

[17] Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Дух, душа и тело. – Глава третья. Мозг и дух. Дух в природе: «Велико и глубоко важно соотношение между духом и формой. В материальных формах ярко отражается дух, присущий материи. И больше того, дух творит формы». – URL: https:// azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/dukh-dusha-i- telo/

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Дореволюционные образование, наука, промышленность и транспорт Дореволюционные образование, наука, промышленность и транспорт
Митр. Тихон (Шевкунов)
Дореволюционные образование, наука, промышленность и транспорт Дореволюционные образование, наука, промышленность и транспорт
Митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов)
Уровень грамотности стремился к ста процентам, причем как среди мальчиков, так и среди девочек.
«Фабрики — рабочим!» «Фабрики — рабочим!»
Митр. Тихон (Шевкунов)
«Фабрики — рабочим!» «Фабрики — рабочим!»
Митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов)
До революции семья Косыгиных жила только на зарплату отца-токаря. Они занимали трехкомнатную квартиру в Петрограде, содержали прислугу.
«Земля — крестьянам!» «Земля — крестьянам!»
Митр. Тихон (Шевкунов)
«Земля — крестьянам!» «Земля — крестьянам!»
Митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов)
Сегодня мы напомним себе о великой Российской империи, за многие века построенной поколениями наших предков — и сгинувшей за считаные дни.
Комментарии
SergeyK14 декабря 2023, 14:07
Галина И. Иоанна Речь здесь не о том, что Церковь была бесплодно. Иоанн Кронштадтсяки и сонм мученников - великие плоды Руссой Церкви! Речь о том, что и церковь была тяжело больна. Что рядом с будущими подвижниками веры в классах семинарии сидели будущие богоборцы. Речь о бессилии веры, о том, что на огромных просторах России, под пение и колоколные звоны происходило медленное вымывание православной веры. Об этом КРИЧАТ и Помяловский и Лесков.
Лариса13 декабря 2023, 18:06
Спасибо! Да, именно "квазигосударство", со своими сми, армией и идейными вождями. Выросшее на русской почве, но отрицавшее христианство, как основу миропонимания. Все эти "идейные вожди" прежде всего теряли веру. Остальное уже как следствие. Они думали, что ведут за собой массы, тогда как сами были ведомы врагом рода человеческого. Об этом до революции предупреждал святой Иоанн Кронштадтский. Об этом были явления святых, предостерегавшие о том, что страна стоит накануне страшнейшей катастрофы - в которую она и окунулась в полноте. Народ вынес это, смог выстоять в тяжелейшей катастрофе и сохранить страну, но какой ценой! Страшный русский урок.
Вячеслав13 декабря 2023, 07:52
Анатолий 12 декабря 2023, 02:28 Наверное в семинариях воспитывали тогда честных людей.
Вячеслав13 декабря 2023, 07:50
Всё же давайте подумаем, почему терроризм такой размах получил, откуда истоки? А истоки его в нерешенном крестьянском вопросе. До реформы 1861 года в год было около 800 крестьянских восстаний. А после объявленной ипотеки под названием освобождение крестьян ситуации только ухудшилась.
НН12 декабря 2023, 13:42
Митрополит Антоний(Храповицкий) безусловно имел право на своё мнение и свою оценку(весьма категоричные) Лескова и его творчества. Кто-то с ним согласен, кто-то нет. Наверное, как писатель, Лесков уступал ЛН Толстому, а как публицист и знаток народной жизни- вряд ли, так аккуратненько скажу. Между прочим, жили они в одно время с о.Иоанном Кронштадским. Толстого о.Иоанн буквально ненавидел и желал ему скорой смерти, тк считал, что ЛН очень опасен и для Церкви, и для народа(соблазнитель). Кому интересно, рекомендую книгу Павла Басинского "Святой против Льва". Книга замечательная, с обширной библиографией; автор добросовестно отнёсся к её написанию и его живой интерес передаётся читателю.
Галина И.12 декабря 2023, 10:05
Катерина и Сергей К., выдергивание цитат из различных источников обширного интернетовского пространства может быть бесконечным. Надо просто читать эту самую русскую классическую литературу и знать историю Церкви. Тогда все станет на свои места. Всего всем доброго и до свидания. Храни вас Бог.
Анатолий 12 декабря 2023, 02:28
Видите ли, есть замечательная цитата из прекрасного сериала: кирпич случайно на голову не падает. В Российском обществе к тому времени уже созрели предпосылки к тому чтобы эти события были попущены Богом. На этом сайте давненько была статья,которая произвела на меня сильное впечатление, ни автора ни достоверное название статьи не помню, но суть была такова что революция в России вышла из семинарии, как то так.
SergeyK11 декабря 2023, 23:33
Свт. Феофан Затворник о состоянии церкви в коммент. на Лк. 19, 37-44 "И у нас видимость на праздниках всегда празднественна; но таково ли бывает внутреннее всех настроение? Иной не понимает совсем силы и значения праздников; иной чутьем темно ощущает нечто, а ясно ничего не видит; и разве кто-кто и видит, и чувствует, и располагается достойно празднеству. Жертв праздники наши берут много; но сколько из них отделяется Господу и братиям? Или ничего, или самая незначительная малость; все почти берет чрево и суетность"
Катерина11 декабря 2023, 22:33
https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapovickij/znamenie-vremeni-polunoshhniki-povest-n-leskova/ митрополит Антоний (Храповицкий) Знамение времени («Полунощники». Повесть Н. Лескова): 《Г. Лесков, никогда не державшийся православных воззрений в своих религиозно-бытовых очерках, всегда любил противопоставить церковные понятия с евангельскими и понемножку кощунствовать: даже его «Соборяне» не чужды таких приёмов. Теперь же, когда он из мистика пашковского пошиба, после периода отчаянного увлечения спиритизмом, примкнул к воззрениям гр. Толстого, очевидно ему пришло в голову разгромить наиболее живучий оплот православной современной жизни.》
Галина И.11 декабря 2023, 22:31
SergeyK11 декабря. Извините, при чем тут розовые очки у Лескова? В моем комментарии речь шла о книге Помяловского "Очерки бурсы", что после ее прочтения "розовые очки слетят в момент" (у кого они есть), в переносном смысле. Ну а "Соборяне" Лескова, конечно, не фантастика и не триллер. И писатель он сложный. Но именно об этом романе- ХРОНИКЕ высоко отзывались лучшие умы рус. литературы. Сам Лесков называл его "переломным", изображая в нем духовенство, "деятельных правдолюбов" захудалой провинции. "Без трех праведных несть граду стояния", и в г.Орле у памятника Лескову установлены бронзовые скульптуры трем героям романа "Соборяне". «Чтобы понять Лескова, надо уметь его читать" (Л. Аннинский).
SergeyK11 декабря 2023, 20:38
Галина И. Никаких розовых очков у Лескова нет Русское священство у Лескова невнятное. Претендующий на роль положительного героя в Соборянах, протоиерей Туберозов - фигура аморфная, просто хороший человек, давно потухший и устранившийся от дела проповеди. Действующие лица в романе, радеющий о вере не по разуму диакон Ахилла и выпускник духовного училища и активный деятель атеистического просвещения учитель Варнава - фигуры карикатурные. Все вместе создает тягостное впечатление полной безнадежности.
И.11 декабря 2023, 20:36
НН11.12.2023, 11:57 Конечно соглашусь с Вами. В том и причина была, что действительность уж слишком сильно шла вразрез с учением. А Н.С.Лесков критиковал и Л.Н.Толстого за его взгляды, например, на женское образование, за непротивление злу и пр. Толстовцев отделял от Толстого и не любил. Мой коммент был о том, что его взгляды не влиянием Толстого объясняются. Лесков же не сидя на печи "придумывал", много объездил. К концу жизни писал: "За все хорошее и дурное - благодаренье Богу. Все, верно, было нужно, и я ясно вижу, как многое, что я почитал за зло, послужило мне к добру - надоумило меня, уяснило понятия и поочистило седце и характер" - православный христианин.
Галина И.11 декабря 2023, 17:14
Тв-во Лескова мало изучено, но своего «Ветхого Завета», в отличие от Толстого, он не писал, и такого жесткого противостояния с Церковью у него не было. Осн-е место в его произведениях занимает изображение праведников, часто «списанных» с реальных лиц, живущих по заветам Евангелия и читающих Библию. А по сл. проф. И.Евсеева, «Святая Русь не любила и не любит Библии". Это и порождало массу проблем- достаточно прочитать р-з «Однодум». Герои Лескова «блажные и блаженные. Все скручены реальностью, все деформированы ею. Они выламываются из «мира», хотя, казалось бы, служат миру- миру людей, смеющихся на ними. Их кротость становится вызовом, демонстрацией, скандальным укором. Бунтом."(Л.Аннинский).
Галина И.11 декабря 2023, 17:06
НН, на ваш вопрос даже серьезные исследователи не могут ответить. В. Курбатов сказал, что "никогда не перестанет болеть в русском сердце- как принять Толстого в полноту русской культуры с его противостоянием Церкви". В своем "Ответе на постановление Синода (о его отлучении) Толстой заявил, что "почти все образованные люди" разделяют неверие в Церковь и догматы,- что и было доказано вскоре тремя революциями. Это трагедия писателя, трагедия русской веры; опыт поиска в заблуждениях, разочарованиях и страданиях (р-з "Божеское и человеческое"). Говорят, что Толстой с его мировоззрением был сам по себе, а почти все его произведения- сами по себе, в служении идеям добра, любви и справедливости.
НН11 декабря 2023, 11:57
Галина И., И.: Может, "секрет" Лескова, да и революционных настроений в семинариях, в том, что Лесков сам был православным христианином, который искренне болел за состояние дел не только в Церкви, но и вообще в РИ? А семинаристы, имея обострённое чувство справедливости, видя вблизи, как живёт священство и чему учат их в семинарии(насколько дела расходятся со словами) и "заражались" революционными настроениями? Мои знакомые священники, особенно советских, любят Лескова, в отличии от Л.Н.Толстого. Почему? Может, Лесков "обличал", желая исправить; а Толстой-разоблачал и хотел всё изменить? Оба хотели "как лучше". Но кто их слушал? А чего хотел рабочий народ - власть вообще мало интересовало.
Галина11 декабря 2023, 11:29
Еще хорошо было бы вспомнить основную причины дезертирства с фронта. Почему-то причина того, что крестьяне, а их в армии было подавляющее большинство, так легко бросали фронт. вовсе не потому, что сеять надо было. Причина заключалась в переделе земли, который был один из способов регулирования уравнительного землепользования крестьянской общиной с 1861 года. именно из-за того, что в 1917 году должен был состояться очередной передел земли солдаты стремились домой.
БВ11 декабря 2023, 00:46
Кто то сказал - отвергшие Царя Небесного, отвергли и Царя земного. Променяли жизнь по заповедям Господа и Бога нашего Иисуса Христа на жизнь ради стяжания призрачных богатств, в потакание страстям, как дикие туземцы променяли истинное богатство на бусы предлагаемые духом лжи. И тогда и сейчас деньги стали мерилом всего и вся - на другой работе платят больше денег - значит она лучше, якобы. Другой дом стоит больше денег - значит он лучше, машина эта дороже - значит она лучше. Деньги стали ложной мерой всего и вся. Стяжание денег, тщетной славы, заменило стяжание Духа Святого, мира и любви.
И.11 декабря 2023, 00:00
Катерина, Не упрощайте. Лесков: "Я ему [Толстому] не подражал, а я раньше его говорил то же самое, но только не речисто, не уверенно, робко и картаво". Толстой о Лескове: "Он давно шел в том направлении, в каком теперь и я иду. Мы встретились, и меня трогает его согласие со всеми моими взглядами". Так что "его специфический взгляд на русское священство" самостоятельно формировался. Отец его семинарию бросил, дед был священником. Митрополит Вениамин (Федченков) о семинариях:"Гораздо больше узнал я о революции в семинарии. Ни в уездном училище, ни в духовной четырехлетней школе ничего подобного даже и слышать не доводилось. Но в семинарии я был втянут в нее очень ловко с первого же класса!"
Галина И.10 декабря 2023, 23:38
Чтобы приобрести более- менее целостное представление о взаимоотношении Церкви и государства во 2-й пол. XIX в., о проблемах церковной жизни и причинах плачевного состояния воспитательного процесса в православных духовных семинариях этого периода, неплохо прослушать лекции профессионалов высокого класса на Православных просветительских курсах для мирян "Православие" (Московский Сретенский монастырь, 2016г.). Лекция 29 "Русская Православная Церковь в XIX в." (приблизительно с 43 мин.). Лекция 30 "Русская Православная Церковь на рубеже XIX и ХХ столетий". Также лекция 30, ответы на вопросы, прибл. с 10 мин. Кстати, здесь лектор положительно характеризует православную позицию Н.С. Лескова.
И.10 декабря 2023, 20:26
Иоанна_ 7 декабря 2023, 17:07 А давайте ещё об эсэрах (крестьяне же в основном за них голосовали), о I Всероссийском съезде крестьянских депутатов в мае 1917г. На том сьезде большевиков всего-то 9 чел. было, не спишешь на их пропаганду и террор, при всем желании не удалось бы заболтать или запугать более 1300 представителей из 63 губерний и 8 областей. Может удастся хоть немного отойти от фантазий о доворелюционном крестьянстве и понять, чего же на самом деле хотели они тогда, в 1917, а не вы сейчас, в 2023.
Катерина10 декабря 2023, 17:04
Писатель Лесков был убежденным толстовцем, поэтому его взгляд на русское священство, отраженный в его произвелениях - специфический.
Иоанна_10 декабря 2023, 06:39
SergeyK, прям "основным действующим элементом" и "важнейшей составной частью"? Это перебор будет, правильнее сказать так: были среди них и выходцы из духовного сословия, и выпускники духовных школ. Было такое, но мы сейчас масштаб этого явления оценить не можем. Не было бы сотен тысяч новомучеников и исповедников, если бы это только так было. Просто зло более наглое, более крикливое, а добродетель тихая - чего о ней писать-то? Пишут теперь - в житиях. Советую почитать для полноты картины, а не только Лескова.
Галина И. 9 декабря 2023, 19:31
НН 8 декабря 2023, 13:36. Спасибо вам и вы простите, но я нисколько не обиделась, просто для своей же реабилитации. SergeyK 9 декабря 2023, 16:33. Н.С. Лесков уделял много внимания вопросу о Церкви и духовенстве как в своих произведениях, так и в статьях. Но состояние обучения и воспитания в православной духовной семинарии во 2-й пол. XIX в. лучше всего отражено в книге Н.Г. Помяловского "Очерки бурсы" (1863г.). Розовые очки слетят в момент.
SergeyK 9 декабря 2023, 16:33
Часто забывают, что основным действующим элементом революции, важнейшей составлной частью образованного класса стали воспитанники православных семинарий. Там воспитывались самые агрессивные атеисты, самые ироничные, самые беспринципные деятели русского общественного мнения. Там воспитывались будущие университетские профессора. Упадок духовного уровня церковного клира стал важнейшим условием российской драмы. Хорошо об этом писал Н.С. Лесков
SergeyK 9 декабря 2023, 01:11
Можно вечно удивляться и недоумевать, но эссеры, большевики и проч. не с Луны свалились. Они плоть от плоти российского общества. Общество, включая высшие его слои, неуклонно шло к краху. Как, когда образованное общество поверило в свою периферийность по отношению к "цивилизованной Европе"?? Кто занес вирус? Петр? Павел? Екатерина? Декабристы? Чаадаев? То, что в обществе действовали агенты внешних сил не объясняет и не оправдывает происходившего. Во Франции всегда действовали агенты английские, в Англии - французские, это обычное состояние любого общества. Это был "государственный суецид". То же самове повторилось в 90е, годами мы пересказывали анекдоты о своей безалаберности...
НН 8 декабря 2023, 13:36
Галина И. 7 декабря 2023, 21:37, Простите, так получилось, просто ваши слова явились отправной точкой моего коммента.
Алекс 8 декабря 2023, 10:16
Ну так это самое "прогрессивное общество" и уничтожалось в 37-38 ом. Как главная цель репрессий. А с другой стороны, комментаторы правы - ведь не просто так все эти "прогрессисты" возникли, были системные проблемы в образованом классе и элитах. Особенно бездуховность. Церковь давило именно царское правительство, загоняло в рамки министерства. Ну а крестьянство... Сколько то "богатых", с психологией "хозяйчика", и в разы больше нищих батраков , которых они рабски эксплуатировали за крышу и еду, в десяток раз больше просто нищих дворов..
Алла 7 декабря 2023, 22:29
Иоанна, это что ещё за альтереативная история такая? Когда большевики пришли к власти, Российская Империя уже почти год, как канула в Лету.
Галина И. 7 декабря 2023, 21:37
НН, я не удивляюсь и не возмущаюсь, разве это видно в комментарии? Да кто я такая, чтобы выносить свой вердикт? Просто констатировала исторический факт с цитатой из Обращения Святейшего Синода "ко всем чадам Православной Русской Церкви по поводу отречения императора Николая Второго...". "Государственный переворот, в корне изменивший нашу общественную и государственную жизнь, обеспечил и Церкви возможность и право свободного устроения" (Послание Синода от 29 апреля 1917г.). Но этот оптимизм в Церкви разделяли отнюдь и далеко не все. Об этом другая история. Всего доброго.
Наталья 7 декабря 2023, 21:07
Правильно Константин выше написал! "Только с Богом"!!! И не надо забывать, что в истории России всё Богом пропущено и по Его Промыслу совершалось, так, возможно, если бы не революция, Православной Веры и не осталось бы, слишком элита Российской Империи на Запад стала заглядываться! Не у дворянских ли детей в почёте французские учителя стали? И не на французском ли языке считалось говорить престижно в дворянских гругах?! Да можно рассказывать долго как прекрасно жили "зажиточные крестьяне", но стоит почитать Достоевского, Тургенева, Пушкина и понимаешь, какая безграмотность была среди обычного простого народа, ребятишки не умели читать и писать, с раннего детства отдавались в подмастерья итд.
р.Б.Victor 7 декабря 2023, 20:44
Отличная статья!
Тамара 7 декабря 2023, 18:58
Страшно читать и осознавать эту нашу такую интеллигенцию и священство!! Проходят века, а наш народ ничему не учится!! Помоги , Господь и Пресвятая Богородица, спаси и сохрани Россию - матушку!!
Иоанна_ 7 декабря 2023, 17:07
Ставлю 10. А теперь надо написать о большевиках, особо, так как именно они по самую рукоятку вонзили нож в сердце Российской империи и перешли от террора индивидуального к террору государственному. Дорвавшись до власти, ломали хребет не только крестьянству (типа "великий перелом"), но и всей русской жизни. Ждём следующей статьи.
НН 7 декабря 2023, 17:05
Галина И.:/Отречение Государя от престола Святейший Синод в своем Обращении приветствовал и объявил,что "свершилась воля Божия.Россия вступила на путь новой госуд. жизни"/- Можно, конечно,удивляться или возмущаться, почему Святейший Синод приветствовал отречение царя. А можно сказать по-другому: даже Синод согласился с тем, что царь уже не может быть "хозяином земли Русской". Не вскрыли нарыв вовремя, не хотели(не умели, не увидели опасность) власть употребить, а обязаны были!- и получили по классику: Верхи не могут, низы не хотят, ситуация созрела. Все вокруг это видели и понимали, а царь что ли нет? И да, на всё воля Божия(наследник с гемофилией). Или в данном случае как-то по-другому?
Галина И. 7 декабря 2023, 14:28
Революционные идеи бурлили и в духовенстве. К участникам либерально- модернистского движения 1905-07гг в Церкви относились многие, в т.ч. епископ Антонин Грановский, будущий предс. обновленческого ВЦУ. Союз Православия и светской культуры продолжался все предреволюционные годы и был характерен нездоровой политической и мистической экзальтацией, ярко выраженной в книге Сергея Нилуса "Грядущий Антихрист и царство дьявола на земле" (1911г). В марте 1917г. был уже официально создан Всеросс.-й союз демокр. правосл. духовенства и мирян. Отречение Государя от престола Святейший Синод в своем Обращении приветствовал и объявил, что "свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой госуд. жизни".
И. 7 декабря 2023, 14:08
Странно писать о Каляеве и забыть о Савинкове, писать о волне терроризма и не говорить о деятельности партии эсэров. "Дух творит себе формы" не только о них. Самодержавие также своими действиями и бездействием сотворило те формы, которые его же и уничтожили. Весь 19 в. ему "намекали", что пора заняться кардинальными преобразованиями и полумеры не помогут. Какой дух окончательно завладел самодержавием к концу XIX-началу XXв., во что оно превратилось, что из себя представляло не в умозрительных конструкциях, а в реальности, остается за рамками исследования. И если игнорировать объективность процессов, никогда не понять почему в одночасье все рушится.
Татьяна 7 декабря 2023, 13:51
Конечно, убивая и мучая одних людей, лучше другим людям не сделаешь. А если эти люди, ради которых так "старались", не захотят такого "счастья"? Тогда что же, придется и с ними как то расправляться? Вот оно так и получилось. Призыв, мне кажется, только такой: любите людей, какие бы они не были (а если тяжело любить, то хотя бы не делаете ничего плохого другому человеку),цените человеческую жизнь!
Jelena 7 декабря 2023, 13:19
Спасибо и низкий поклон, владыка Тихон! Надеюсь и уповаю, что все эти статьи войдут в новые школьные учебники истории
Антоний 7 декабря 2023, 12:05
"Русский народ – так чувствовали мы – страдает и гибнет под гнетом устаревшей, выродившейся, злой, эгоистической, произвольной власти" - и с этим не поспоришь. Кто обезглавил Церковь, запретил Патриарха, чтобы тот не мешал сослать законную жену-царицу в монастырь против ее воли и гулять с немками? Кто глумился над Церковью на всепьянейших соборах? Кто разрешил стоить бордели? Кто довел страну до тотального падения нравов, зафиксированного и в воспоминаниях архиепископа Никона (Рождественского), и в дневниках Брюсова, и в медицинской статистике, беспристрастно фиксировавшей миллионы больных сифилисом? Все это сделали правители Синодального периода. Рыба гниёт с головы.
Константин 7 декабря 2023, 11:24
Бога забыли. На "цивилизованный" запад всегда элитки смотрят. Без Бога нельзя. Одни верили и веру потеряли, следующие хотели опять же без Бога новый мир строить. Вроде бы и идеи прекрасные, и не для себя, а для народа, идеалистические идеи - мир, труд, май - но не получилось. "Чтобы сохранить Россию, нужно сохранить Православную веру. Нужно актуализировать свою веру. Настало такое время." - Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в воззвании на обретение Казанской Иконы Божией Матери 4 ноября 2023г. Православная вера в Господа Иисуса Христа - и есть идеология России. Только с Богом Россия будет сильной при любом социальном устройстве.
Ольга 7 декабря 2023, 08:50
Как же так получается, что история никого ничему не учит? Господи, помоги и защити Россию-Матушку. Читала, с болью.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×