Весной 2021 года Телеканал «Россия 24» показал 18-серийный документальный фильм митрополита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Российский урок». Фильм, посвященный революционным событиям Февраля 1917 года, оказался настолько актуальным в наше непростое время, что, учитывая многочисленные просьбы читателей, автор подготовил одноименную книгу, которая выйдет в свет в конце этого года в Издательстве «Вольный Странник».
Мы представляем читателям портала Православие.Ru отдельные главы новой книги.
***
Образование
Урок физики, Смольный институт, 1905 год. Фото: «Императорское воспитательное общество благородных девиц в Смольном в Петербурге» / Товарищество Р. Голике и А. Вильборг / РНБ / НЭБ
Только в первые 15 лет правления Николая II было открыто больше образовательных учреждений — школ, училищ, институтов, университетов, чем за весь предшествующий период российской истории.
Именно при последнем Царе, а не при советской власти, было начато великое дело всеобщего бесплатного начального образования.
В феврале 1907 года в Государственную думу поступил правительственный законопроект о всеобщем начальном образовании. Десять лет, вплоть до роспуска Думы, депутаты виртуозно затягивали его утверждение. Но правительство Николая II оперативно оценило саботаж вечно оппозиционного парламента и начало действовать самостоятельно. Каковы же оказались результаты?
Уже в Советской России, в 1920-м году, решили провести первую социалистическую перепись населения. Среди прочих заказчиков исследования был и Наркомат просвещения, поставивший задачу: определить процент грамотности среди детей и подростков в доставшейся большевикам в наследство «дремучей» России. И тут неожиданно обнаружилось, что процент грамотности среди молодого поколения не просто высок. А необычайно высок!
Возьмем, к примеру, близкую мне Псковскую губернию. Вот статистика грамотности детей и юношества 10–19 лет от роду в совсем не университетских провинциальных городах: в Великих Луках — 95%. Во Пскове — 92%. В маленьком Торопце — 92%. В городишках: Дно — 95%, Холм и Опочка — по 94%, в Порхове — 95%[1].
Статистика грамотности подростков в 1920-м г.:
- г. Великие Луки — 95%
- г. Псков — 92%
- г. Дно — 95%
- г. Торопец — 92%
- г. Холм — 94%
- г. Опочка — 94%
- г. Порхов — 95%
Не будем забывать: третий год в России лютует Гражданская война. Многие школы закрыты. Повсюду голод, разруха. Грамотные дети и подростки в 1920-м году — это в основном как раз те, кто успел получить образование в школах перед Гражданской войной и интервенцией. Уровень грамотности, как мы видим, стремился к ста процентам, причем как среди мальчиков, так и среди девочек.
Эти результаты, разумеется, не упали с неба. При последнем Императоре бюджет на образование вырос более чем в 5 раз[2]. По всей территории Российской империи ежегодно открывались тысячи учебных заведений. Особенно быстро росло число женских гимназий и педагогических институтов[3]. По количеству учащихся Россия делила третье место в мире, вместе с Великобританией[4].
Отдельно необходимо подчеркнуть высочайшее качество среднего и высшего образования в Российской империи. Доказательство тому — великие свершения науки и техники как дореволюционной, так и советской эпохи, осуществленные выучениками царской средней и высшей школы. А также достижения великих русских ученых, оказавшихся в эмиграции. Ученых, инженеров, изобретателей, конструкторов, врачей, архитекторов с российскими имперскими дипломами с руками отрывали лучшие работодатели Европы и Америки.
То же самое относится и к области всех направлений искусств.
Наука и промышленность
Илья Мечников, лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины Дореволюционная Россия дала миру двух нобелевских лауреатов — Ивана Павлова (1904) и Илью Мечникова (1908). Кстати, и сам Альфред Нобель, учредивший знаменитую премию, также был российским предпринимателем.
Русские ученые и инженеры изобрели электросварку[5], радио[6], скафандр[7], противогаз[8], автомат[9], парашют[10], сейсмограф[11]. В стране создавались корабли, паровозы, автомобили на уровне мировых образцов.
Промышленники строили грандиозные предприятия: крупнейший комплекс Путиловских заводов в Петрограде, гигантский судостроительный механический трест в Николаеве, металлургические заводы в Мариуполе, Луганский паровозостроительный завод Гартмана, металлургический завод «Урал-Волга» в Царицыне, Енакиевские заводы на Донбассе, машиностроительный завод в Краматорске.
Рижский «Руссо-Балт», выпускавший вагоны, самолеты и автомобили (в том числе и для царского гаража). Во время Первой мировой войны он был эвакуирован в Москву, сейчас известен как Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева. В 1916-м году правительство выделило средства на строительство сразу шести автомобильных заводов, в том числе «Товарищества на паях автомобильного Московского общества» (сокращенно АМО) — будущего ЗИЛа.
Один из лучших в мире автомобилей компании Руссо-Балт, выпуска 1913 г.
Строительство Новоткацкой фабрики в Богородске. 1907 г.
Механики и солдаты 7-й авиароты в сборочной мастерской. Псков, 1914–1916 гг.
Военная авиация в Российской империи по количеству аэропланов на 1914 год являлась самой большой в мире, насчитывая 263 машины[12], и мы могли гордиться отечественной школой авиастроения (ведь, право, не с луны же свалилась на СССР великая советская авиация)[13].
На столе у Императора лежали проекты Московского метрополитена,
Туркестано-Сибирской магистрали, оросительных каналов в Средней Азии и многие-многие другие.
Все эти грандиозные замыслы были прерваны в 1917-м году. А может быть, стоило просто проявить терпение? Ведь все те достижения научно- технического прогресса, которые мы связываем с советским строем, вовсе не были результатом революции. Наоборот: она отбросила страну далеко назад, и догонять передовые страны мира, да и себя самих образца 1913 года, нашему народу пришлось ценой невероятного напряжения и огромных жертв.
Члены Императорского всероссийского аэроклуба. 1913 г.
Установка электрических проводов для трамвая. Санкт-Петербург, 1907 г.
Торжественный запуск первого трамвая в Санкт-Петербурге. 16 июля 1907 г.
Мало кто знает, что большинство грандиозных строек и мегапроектов, осуществленных в СССР, были спланированы еще в царской России. План электрификации всей страны, реализованный в советское время как ГОЭЛРО (впоследствии его назовут даже «бледной калькой дореволюционных программ развития энерготехнической отрасли[14]»), также был принципиально разработан еще в 1916-м году в Комиссии по изучению естественных производительных сил России, преобразованный в Энергетический институт АН СССР[15].
Императорский план Санкт-Петербурга с показанными линиями проектируемого метрополитена
Транспорт
Самый мощный пассажирский паровоз в Европе — Российский магистральный паровоз осевой формулы 2-3-1, производившийся в 1914–1918 гг. на Путиловском заводе Особой личной заботой Императора был важнейший для гигантской страны вопрос — транспорт.
Россия — страна речных путей. Наш речной флот стал самым большим в мире. Железные дороги — самое передовое в то время средство сообщения. Их протяженность при Николае II выросла более чем вдвое. Ежегодно строилось в среднем по полторы тысячи километров путей[16].
Знаменитая Транссибирская магистраль была завершена в абсолютно рекордные сроки — за четырнадцать лет[17]. Император Николай II считал это строительство одним из важнейших дел своей жизни: в 1891 году он, еще будучи Наследником, по благословению отца, Александра III, был назначен шефом Транссиба и лично заложил великую стройку во Владивостоке[18].
Чтобы оценить, насколько сложным и беспрецедентно успешным был этот проект, сравним создание Транссиба — самой крупной в мире стратегической дороги — со строительством других великих железных дорог мира.
Укладка путей Транссибирской магистрали. Из альбома «Великий путь», 1899 г.
Транссибирская магистраль строилась со скоростью 500 километров в год. Это по нашей непроходимой сибирской тайге, через реки, горы, болота. Немцы примерно в это же время прокладывали железную дорогу Стамбул–Багдад. Географические и погодные условия очевидно другие, далеко не Сибирь. Показатель немцев — 120 километров ж/д путей в год. А вот англичане, задумав построить трансафриканскую магистраль Каир–Кейптаун, возводили ее быстрее — 300 километров в год. Но все же заметно медленнее, чем Транссиб, и к тому же эту свою дорогу так и не достроили.
И еще одно сравнение, которое может показаться уж вовсе неожиданным. Люди старшего поколения помнят, как буквально весь Советский Союз участвовал в строительстве знаменитой Байкало-Амурской магистрали — БАМ! Так вот, темпы строительства БАМа по тем же горам, болотам, по той же непролазной тайге не превышали 200 километров в год! Конец XIX — начало XX века и последняя четверть XX века. Разница — в два с половиной раза.
Открытие моста Петра Великого. 26 октября 1911 г.
В 1916 году, в разгар войны, на Крайнем Севере был построен новый город и стратегический незамерзающий порт — Романов-на-Мурмане (нынешний Мурманск), и к нему в рекордно сжатые сроки была проведена 1000‑километровая железнодорожная магистраль. Уже в январе 1917-го по ней пошли эшелоны с новейшим оружием и боеприпасами.
"Разводные мосты в Питере работают до сих пор, попытка построить аналог не увенчалась успехом. "
Вы серьёзно? Расчет подобных конструкций вам сделает любой инженер-механик, если не студент... оборудование сделает завод, которые ещё на продан современными хозяевами жизни .
"А в какой современной школе, даже в бывшей советской решат задачку из арифметики Магницкого?!" В любой, только если детям объясняли уже как решать эти задачи, так же было и в те времена,сначала объясняли...
"Русские - не холопы!" Холопы были давно, когда были князья и дворяне.