Акварель И.В. Вьюшкова. Из собрания семьи Солтановых-Головко
Осенью муж поехал на родину, в поселок Васильево под Казанью. Как обычно, дела, встречи, и обязательно – поездки на кладбища, к нашим дорогим умершим. Вечером, как обычно, беседы по телефону, рассказы: «К твоим на Арское съездил, дерево сильно накренилось, надо что-то делать, в Самосырово тоже был»... Ну, и так далее.
И вот, однажды звонит прямо днём, на работу:
– Представляешь, я нашел могилу Ивана Васильевича Вьюшкова! Здесь, на Васильевском кладбище!
Иван Васильевич – первый учитель мужа в художественной школе, где преподавал и рисунок, и живопись, и композицию, и декоративно-прикладное искусство.
Акварель И.В. Вьюшкова. Из собрания семьи Солтановых-Головко
Прежде чем принять нового ученика, Сергей Васильевич велел ему за лето нарисовать три рисунка и вылепить из пластилина три скульптуры. Мальчик все выполнил, принес три пейзажа и слепленных из пластилина гладиаторов, слона, защищающегося от тигра... Педагог посмотрел работы и сказал, что теперь у них в школе новый ученик, к огромной радости моего будущего мужа.
Иван Васильевич учил всматриваться в красоту окружающего мира
Иван Васильевич не просто давал ребятам основы – как строить объем, работать с линией, цветом, как компоновать на листе изображаемое. Он учил всматриваться в красоту окружающего мира, ту, которая находится вот здесь, рядом, в родном поселке, за ней не нужно ехать за тридевять земель. Художник не просто рассказывал, что такое пейзаж, а передавал собственное, из традиций русского искусства идущее, пронзительно-лирическое к нему отношение. Ту самую традицию А.К. Саврасова, И. И. Левитана, которую потом продолжили В.М. Сидоров, С.П. и А.П. Ткачевы и другие художники. Кстати, с творчеством Сидорова и Ткачевых дети из васильевской художественной школы познакомились впервые тоже благодаря Ивану Васильевичу – он регулярно вырезал репродукции их работ из журнала «Юный художник» и прикреплял на стенд. Потом родители выписали Альберту (так зовут моего мужа) журнал на дом. О том, что такое были эти все репродукции прекрасного журнала для советского ребенка не из столицы, можно говорить много – это была чуть ли не единственная возможность увидеть широкую картину изобразительного искусства, прикоснуться к творчеству современных ведущих художников. И первым открыл это окно как раз Вьюшков, именно он указал уровень, к которому нужно стремиться.
С Иваном Васильевичем Альберт провел две летние практики, когда ученики со своим преподавателем ходили на речку Сумку, впадающую в Волгу, и учились не просто бездумно рисовать, а с пониманием переносить на бумагу и холст увиденное, выбирая те мотивы, которые наиболее точно передадут мысли и чувства начинающих художников. Настоящая пейзажная живопись – она всегда про глубокие смыслы, а не про «что вижу, о том пою (пишу)».
Настоящая пейзажная живопись – она всегда про глубокие смыслы, а не про «что вижу, о том пою (пишу)»
Обычно художник оставался в школе, на рабочем месте, допоздна. Сидел в своем кабинете, в котором по стенам были развешаны его акварели, рисунки, что-то доделывал, вырезал те самые репродукции. Альберт тоже любил задержаться, поговорить с учителем, порасспрашивать его о чем-то, что волновало мальчика в данный момент.
Акварель И.В. Вьюшкова. Из собрания семьи Солтановых-Головко
Однажды, спустя 2 года после поступления и зная, что Иван Васильевич уходит из школы по болезни, Альберт набрался смелости и, волнуясь, попросил подарить одну работу. «Конечно!» – обрадовался учитель. И подарил сразу три своих акварельных работы, одну из которых подписал. Одна из них висит у нас дома как ценность. Казалось бы, непритязательный мотив – высокий волжский берег, коровки, – и даже в этой одной, быстро написанной работе – то самое саврасовско-левитановское отношение к пейзажу, тому, что рядом, неяркому, но щемяще-прекрасному.
Вечером того же дня, когда муж нашел могилу преподавателя, мы снова созванивались. Альберт рассказывал, как он ходил там, на кладбище, среди почти облетевших деревьев, среди могил, покрытых охристо-золотым покрывалом листьев, вдыхал прохладный октябрьский воздух и – грустил.
– Такой прекрасный художник жил здесь, на васильевской земле, и родина так мало его помнит. Где все его многочисленные работы, можно ли прийти увидеть их? Создается ощущение, что его почти забыли. Как будто все было зря… Да даже две из трех работ, подаренных мне, пострадали при пожаре в родительском доме! – говорил расстроенно муж.
И.В. Вьюшков. Дыхание весны. 1977. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Но как же зря, если за 2 года успел Иван Васильевич вложить в одного только Альберта столько, что проросло, развилось потом в дальнейшем его творчестве. А сколько у него было учеников! Да, не все они стали профессиональными художниками, но видеть красоту родной земли Иван Васильевич, думаю, научил всех.
На выставку Ивана Васильевича Вьюшкова я бы сходила со всей семьей обязательно!