Соловецкая исповедница Наталия Фредерикс (1864–1926)

Наталия Фредерикс Наталия Фредерикс     

Сколько бы ни было тяжелого в жизни, всегда еще столько остается,
в чем можно черпать и смысл жизни, и силу, и даже радость жизни.
Наталия Фредерикс

Баронесса Наталья Фредерикс родилась 8 июля 1864 года в родовом имении Знаменовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (сейчас Донецкая область) на праздник Казанской иконы Божией Матери. Дочь потомственного дворянина, гвардии полковника императорской армии Модеста Александровича Фредерикса1 и графини Елизаветы Александровны, урожденной Гейден. У Натальи был единственный брат – барон Николай Модестович Фредерикс, лейтенант Егерского гвардейского полка.

Род баронов Фредерикс известен в России с XVIII века. Предок барона Модеста Александровича, Иван Юрьевич Фредерикс, был придворным банкиром Императрицы Екатерины II, которая 5-го августа 1773 года за честную службу пожаловала ему титул барона. Бабушка Натальи, графиня Анна Александровна Гейден, в 1898-м году помогала построить храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Петровка-2, расположенного рядом с имением Знаменовка. Она же пожертвовала 50 десятин земли на содержание построенной церкви. Возможно, именно ей принадлежало и село Знаменовка, в котором позже родители Натальи построили кирпичный завод.

Семья барона Модеста Фредерикс жила в Петербурге, где Наталья окончила Мариинскую (Литейную) гимназию. Это было первое всесословное женское учебное заведение в стране. Девочки учились 7 лет, в течение которых получали всесторонние знания. В отличие от институток, ученицы жили дома, в семье.

Наталья была богата, но жила очень скромно, много времени уделяла благотворительности

После смерти родителей Наталье Модестовне по наследству досталось село Знаменовка и 3000 десятин земли. Позже она приобрела еще и дом-усадьбу в Ялте. Наталья была богата, но жила очень скромно, много времени уделяла благотворительности. В 1895-м году стала членом Петербургского Крестового благотворительного общества, входила в совет его правления. Общество было создано представителями петербургской знати для помощи всем нуждающимся, без различия звания, пола, возраста и вероисповедания. Общество снабжало неимущих одеждой, пищей, жильем, лекарствами, в крайних случаях – денежными пособиями; помещало престарелых в приюты и богадельни; выделяло средства на оплату обучения детей.

Наталья Модестовна в своем имении построила больницу и начальную школу для крестьянских детей, устраивала праздники для крестьян. По характеру была замкнутой, любила уединение. Её брат Николай Модестович умер в 1892-м году, 30-ти лет, оставив вдову с двумя детьми. Наталья была очень дружна с невесткой, Еленой Илиодоровной Фредерикс (урожденной Шидловской), помогала ей растить своих племянников – Дмитрия и Владимира. Замуж Наталья Модестовна не выходила. Зиму обычно проводила в Петербурге, а на лето выезжала либо в Знаменовку, либо в Крым. Живя в имении, много читала, писала акварельные этюды, сажала цветы и деревья, занималась хозяйством. Так продолжалось долгие годы, пока её размеренная, спокойная жизнь не была нарушена начавшейся Первой мировой войной.

С началом войны Наталья Фредерикс поступила на курсы медсестер; какое-то время трудилась хирургической сестрой в Царскосельском Дворцовом госпитале, затем отправилась на фронт в составе 4-й армии в качестве сестры милосердия санитарно-питательного поезда имени Великой княгини Елизаветы Федоровны. За самоотверженный труд 9.11.1915 г. Наталья была награждена серебряной медалью «За усердие» на Аннинской ленте. Повидав все ужасы войны, она с покаянием обратилась к Богу и приняла тайный монашеский постриг2.

Повидав ужасы войны, она обратилась к Богу и приняла тайный монашеский постриг

После революции Наталья Модестовна осталась в России, в то время как другие ее родственники эмигрировали. Видимо, жила в своем имении Знаменовка до тех пор, пока у нее новая власть его не отобрала. Сама она свидетельствовала, что революция «освободила ее от собственности». Наталья Модестовна вернулась в Петроград и в начале 1919 года поступила на работу библиотекарем в Педагогический институт дошкольного образования, где работала до июля 1919 года. Вела скромный и уединенный образ жизни, посещала богослужения. Первый раз была арестована 11 июля 1919 года как бывшая баронесса и постановлением Петербургской ЧК от 11.07.1919 года «направлена вместе с делом в ВЧК 24/У11-19 для заключения в Московский лагерь». Проведя полгода в подмосковном лагере, в феврале 1920 года была освобождена. С осени 1920 года до конца 1922 года снова в том же институте работала библиотекарем, но была уволена по сокращению штатов. Оставшись без всяких средств к существованию, бывшая богатая помещица зарабатывала на жизнь, давая детям частные уроки.

До февраля 1924 года Наталья Модестовна была членом приходского совета Сергиевского собора на Литейном проспекте в Петрограде, где продавала просфоры. Состояла также членом Православного благотворительного братства во имя Всемилостивого Спаса (Спасского братства). Спасское братство организовало продовольственную и вещевую помощь содержавшимся в тюремном лазарете на Переяславской улице, а также бесплатную столовую, где ежедневно питались 60–100 человек. Весной 1922 года начались аресты членов братств по всей стране.

3 февраля 1924 г. Наталья Модестовна была арестована «за активную церковную деятельность на приходе». Предварительное заключение отбывала в ДПЗ «по 1 категории».

    

Чтобы не оговорить родных и друзей, во время допросов бывшая баронесса заявляла:

«Родственников близких никаких не имею…Знакомых, с которыми бы постоянно виделась, не имею. Я очень занята делами по Сергиевскому собору и поэтому никуда не хожу, и ко мне никто не ходит».

На вопрос об отношении к власти Наталья Модестовна отвечала:

«К советской власти отношусь безразлично. К революции же с благодарностью, так как она освободила меня от имущественных и светских пут, от которых самой трудно было бы отказаться».

На вопрос же о политических убеждениях отвечала:

«Никаких, так как я человек религиозный, и политика для меня не существует».

На одном из допросов она свидетельствовала о себе:

«До 1913 года я мало касалась к Церкви, так как не особенно была религиозна, но с 1913 года я всё больше и больше укреплялась в духовной вере… Теперь я всецело отдалась Церкви».

С 3-го февраля 1924 года до 26 сентября, когда был вынесен окончательный приговор, Наталья Модестовна находилась в исправительном доме предварительного заключения на Шпалерной улице Петрограда. Второй арест закончился Соловками: 26 сентября 1924 года Особым совещанием при коллегии ОГПУ Наталья Модестовна Фредерикс была приговорена к двум годам заключения в концлагерь СЛОН, куда прибыла 25 октября 1924 года.

Основными видами женских работ на Соловках были следующие: работа в прачечной, в канатной мастерской, на торфоразработках и на кирпичном заводе, расположенном в двух километрах от монастыря. «Кирпичи» (формовка и переноска сырца) считались самыми тяжелыми. Очень тяжко пришлось шестидесятилетней баронессе на «кирпичиках»: она занималась формовкой глины. Это была непосильная для ее возраста работа. А уголовницы-сокамерницы злорадствовали: «Эй, баронесса! Фрейлина! Это тебе не за Царицей хвост таскать! Трудись по-нашему!»3 Над ней постоянно насмехались, старались всячески унизить.

Тяжко пришлось баронессе: она занималась формовкой глины. Это была непосильная для ее возраста работа

Внутренняя жизнь женского барака была адом, в который попала аристократка, оказавшаяся в обществе проституток, уголовниц, контрабандисток, содержательниц притонов. Среди сокамерниц были и дворянки, которые держались обособленно, между собой разговаривали на французском языке. Наталья ни с кем из них близко не сходилась.

Каждый вечер, вернувшись после тяжелой работы в барак, Наталия Модестовна молча съедала миску тресковой баланды, а затем, стоя на коленях перед маленькой иконой, долго молилась. Тщательно приведя в порядок свою одежду и обувь, ложилась спать на аккуратно прибранный топчан. Известно, что именно во время тяжелых испытаний проявляется сущность человека. Святая подвижница Наталия со смирением переносила все тяготы лагерной жизни; приняла свою участь как посланный ей крест, который надо нести без ропота и слез, в атмосфере сквернословия, потасовок и издевательств. Она одинаково доброжелательно относилась к сокамерницам: как к уголовницам, так и к женщинам своего круга. В каждом человеке видела образ Божий. Она вела себя с чувством собственного достоинства, однако никогда никого не поучала и не демонстрировала своего превосходства над другими. Аристократка в лучшем смысле этого слова, она оставалась благородным, чистым человеком с высокими моральными качествами.

Наталья Модестовна на «кирпичиках» сильно изнемогла, и ее перевели в воспитательницы детей руководителей лагеря. Шли скорбные соловецкие дни, и выпады против баронессы становились реже день ото дня. Постепенно отношение каторжанок-сокамерниц к баронессе Фредерикс сильно изменилось. Видя ее самообладание, честный труд, доброжелательность, сокамерницы стали её уважать, к ней обращались за советом. Принимая во внимание чистоплотность баронессы, ее единогласно выбрали на почетную должность уборщицы барака, в обязанности которой входило мытье пола и топка печи. В личном деле Натальи Модестовны в графе «Труд» записано: «К возложенным обязанностям относится хорошо и добросовестно, поведение отличное, дисциплинирована»; в графе «Общий отзыв»: «Поведение примерное, труд хороший»; в графе «Отметка о дисциплинарных взысканиях»: «Не подвергалась».

Всё сильнее чувствовалось духовное влияние баронессы Фредерикс на сокамерниц. Своей любовью, внутренней культурой, чувством долга она преображала человеческие души, и некоторых из них смогла привести к вере. На Страстной неделе 1925 года под влиянием Натальи Модестовны пять узниц из ее барака, в том числе и она, исповедались и причастились у местного лагерного батюшки, которого смелые каторжанки тайно провели в здание соловецкого театра и спрятали в костюмерной. Священник пронес Святые Дары в солдатской кружке.

Баронесса Фредерикс первая вызвалась ухаживать за больными заключенными

Через год на Соловках началась эпидемия тифа, и на удаленном острове Анзер был организован тифозный барак. Медицинский персонал почти отсутствовал, так как никто не хотел ухаживать за тифозными больными, понимая, что это равносильно смертному приговору. Начальство санчасти обратилось к заключенным, прося о помощи. Баронесса Фредерикс первая вызвалась ухаживать за больными заключенными. Вслед за ней согласились еще несколько сокамерниц. Так как она имела опыт работы сестрой милосердия, то была назначена старшей сестрой в карантинном бараке. Он ухаживала за тифозными больными, лежавшими на полу, выгребала из-под них грязные опилки с нечистотами. Соловецкая заключенная Анна Сергеевна Арсеньева вспоминала:

«Зима 1925/26 года принесла много жертв. В декабре появились первые известия о заболевших брюшным тифом. Пожилая баронесса Ф. и я попросили разрешения ухаживать за больными и, получив его, отправились в тифозный изолятор. У нас с баронессой Ф. не было ни единой свободной минуты. Ночью одна из нас, полностью одетая, ложилась спать, а другая вела ночное дежурство. Работать приходилось в полном смысле не покладая рук. По нашим рукам и по стенам ползали вши, против которых мы были просто бессильны. В помощь нам была приставлена только одна женщина, она мыла пол и посуду. Кроме нее, нам никто не помогал в этой тяжелой и опасной работе. Каждые 3 часа мы должны были промывать горло пациентов раствором глицерина для предотвращения язв. Некоторые сопротивлялись, не понимая в бреду, зачем им это надо. С криком и кулаками они отталкивали нас, не давая помочь себе… Епископ Агапит, наш первый пациент, поправился и в стабильном состоянии был переведен в свою камеру. Он часто навещал нас, а когда лагерь погружался в сон, он пробирался в лазарет к умирающим и отпускал им грехи…».

Когда у Натальи Модестовны появились признаки болезни, начальница санчасти стала ее уговаривать перейти в отдельную палату, но она отказалась:

– К чему? Вы же знаете, что в мои годы от тифа не выздоравливают. Господь призывает меня к Себе, но два-три дня я еще смогу служить Ему.

30 марта Наталья Модестовна умерла во время обхода больных

Её служение продлилось еще два дня: 30 марта Наталья Модестовна умерла во время обхода больных. Перед смертью епископ Агапит причастил ее Святых Христовых Тайн.

Баронесса Наталья как умершая от тифа была похоронена в общей могиле на бывшем монастырском кладбище, находившемся недалеко от женского барака. В 1930-е годы оно было уничтожено, а на его месте построен военный госпиталь.

14 ноября 1981 года Архиерейским Собором РПЦЗ монахиня Наталия Соловецкая была прославлена в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской. Память ее празднуется 30 марта – в день ее кончины. В 1991-м году Наталия Модестовна Фредерикс была официально реабилитирована Прокуратурой Санкт-Петербурга. 14 мая 2019 года состоялось торжественное открытие мемориальной доски, установленной на стене Никольского храма села Петровка-2 Александровского района – приходской церкви, к которой относится и село Знаменовка – место рождения Натальи Модестовны Фредерикс.

Святая Наталия Соловецкая, моли Бога о нас!

Мария Тоболова

25 декабря 2023 г.

ЛИТЕРАТУРА

  • Попов Алексий, протоиерей. Святые нашего края: исповедница баронесса Наталья Фредерикс // Официальный сайт Горловской и Славянской епархии.

  • Ширяев Борис. Фрейлина трех Императриц (в кн. «Неугасимая лампада». М., 2002).

  • Булавинцева Евгения. Святая Наталия Соловецкая (Фредерикс). «Ялтинские вести» № 27 от 23 июля 2022 г.

1 Барон Модест Александрович Фредерикс не был родственником графу В.Б. Фредериксу (1838 – 1922), министру Императорского Двора.

2 Санкт-Петербургский мартиролог духовенства и мирян. Русская Православная Церковь. Духовенство и миряне. Монахиня Наталия (Фредерикс Наталия Модестовна), 1864 – 30.03.1926.

3 В документальной повести писателя Бориса Ширяева «Неугасимая лампада» глава «Фрейлина трех Императриц» посвящена баронессе Наталье Фредерикс. Писатель в то время отбывал заключение в соловецком СЛОНе, участвовал в спектаклях соловецкого театра, созданного властью лагеря в целях агитации, что в зоне ведется культурно-просветительская работа. Одна из сокамерниц баронессы на репетициях спектаклей рассказывала ему о Наталье Модестовне Фредерикс. В повести он назвал соловецкую узницу «фрейлиной», но в действительности она никогда фрейлиной не была. Борису Ширяеву удалось выйти на свободу, эмигрировать в США и в 1954-м году опубликовать повесть «Неугасимая лампада».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Он казался существом высшего порядка» «Он казался существом высшего порядка»
Воспоминания И.М. Картавцевой о свщмч. Игнатии (Садковском)
«Он казался существом высшего порядка» «Он казался существом высшего порядка»
Воспоминания И.М. Картавцевой о священномученике Игнатии (Садковском). К 85-летию мученической кончины святителя
В смиренном служении владыки чувствовалась необыкновенная благодать.
О новомучениках Российских – в самом сердце старой Европы О новомучениках Российских – в самом сердце старой Европы О новомучениках Российских – в самом сердце старой Европы О новомучениках и исповедниках Российских – в самом сердце старой Европы
Михаил Клыков, Юрий Пущаев
В Париже открылась первая экспозиция за пределами России, рассказывающая о трагическом пути Русской Православной Церкви в XX веке.
Комментарии
Павел К. 4 января 2024, 10:35
Книги "Неугасимая лампада " Бориса Ширяева ,"Народная монархия" Ивана Солоневича может и содержат неточности ,но написаны настоящими слезами и кровью. Трудно было тогда разобраться в подлинных замыслах правителей: с кем сотрудничать ,от кого бежать ? Немцы предлагали Солоневичу поработать идеологически (зная сколько горя принесли ему большевики),но он предупредил их ,что если они освободят Россию от большевиков -хорошо,а если за это потребуют высокую плату -им "морду набьют" .Попал в немилость. Кто знал КАКОЕ "освобождение" нам готовили нацисты ? Вся жизнь этих писателей -хождение по мукам .
Hola29 декабря 2023, 22:32
Андрей29 декабря 2023, 12:44 Ничего удивительного... Только в СССР сидел два раза в лагерях (после Соловков Ширяева еще раз арестовали и послали в степи), и потом он жил под угрозой отправки в лагеря. Правда, и в Италии попал в лагерь... судьба такая
Hola29 декабря 2023, 22:28
Вячеслав28 декабря 2023, 14:28 Я понимаю ваш настрой, и критическое отношение. Хорошо бы разобрать и прочистить колодец, осознать и понять что там было, в СЛОН
Вячеслав29 декабря 2023, 21:32
Андрей29 декабря 2023, 12:44 И конечно же в этом виноваты большевики. Не иначе.
Иоанна_29 декабря 2023, 12:56
В толковании действия Божиих законов очень даже уместно прислушиваться к голосу Церкви, а не делать это по своему разумению. Церковь - это соборный разум, а не просто люди, которые что-то там решают, кого-то там канонизируют, хочешь принимай, хочешь нет. И очень даже важно, кто издаёт какие книги! Издавая и переиздавая Ширяева, Солоневича, Шмелёва, Церковь определённо указывает на то, что предателями и "прихвостнями" она их не считает. Ну а кто строит своё мнение на основе яндекса и википедии - что ж, вольному воля.
Андрей29 декабря 2023, 12:44
Что касается Ширяева, то проще всего обозвать и заклеймить. Сложнее понудить себя разобраться в том, что произошло в мире и в стране, если русский дворянин, который в 1914 г. добровольцем ушел на фронт и провел там три года на передовой в гусарском полку, спустя 25 лет перешел на сторону вчерашнего врага.
Андрей29 декабря 2023, 12:42
Соловецкий монастырь издал 10 томом «Воспоминаний соловецких узников», где опубликовано более ста мемуаров более чем 80-ти авторов. Есть официальные документы, подтверждающие отдельные факты и основные выводы заключенных: Доклад Коллегии ГПУ начальника Юридического отдела ГПУ В.Д. Фельдмана о результатах обследования Северных лагерей ГПУ от 20 сентября 1923 г. , Из доклада комиссии А.М. Шанина Коллегии ОГПУ о положении заключенных в Соловках начало мая 1930 г. .
Галина28 декабря 2023, 19:45
Hola, мой дедушка прошел через Соловки. Был реабилитирован аж в 1972 году, умер в 1974.
Галина28 декабря 2023, 19:21
Есть законы юридические, законы физические. Есть законы Божии. Юридические создали люди и не о них речь, но соггласно даже этим законам если происходит что-то - последствия определены. И неважно кто издает какие книги. Важно, что все подчинено Закону. Божьему. Хотите этого или не можете с этим согласиться.
Hola28 декабря 2023, 18:30
Есть книга - Воспоминания соловецких узников. Сама не читала, но наверное, интересно. Галина28 декабря 2023, 10:24 Да, про ненависть вы правы. Вот выводы... Кто-то сидел, и всё равно потом работал на СССР, Георгий Жженов, Сергей Королев.. Кто-то ушел с немцами или уехал. Поэтому и интересно - как люди проявляют себя в тяжелых обстоятельствах, как видят окружающий мир. Ширяев беспощаден и к уголовному миру.
Вячеслав28 декабря 2023, 14:28
Hola28 декабря 2023, 11:49 Я немного иносказательно сообщил... Скажу проще, то что человек написал на службе у фашистов нельзя воспринимать за истину, он и исказить факты мог, и жути нагнать. А сейчас вот просто не пишут, что было на Соловках кроме жути, никто не хочет разбираться, "типа есть Ширяев его и читайте, есть общество Мемориал* вот там там всё есть о Соловках". Так что можно сказать так: найдём ли мы свежей воды в протухшем колодце? *Иностранный агент
Иоанна_28 декабря 2023, 12:18
Не нравится "Неугасимая лампада" - читайте "Погружение во тьму" Олега Васильевича Волкова - только там всё о том же самом. Книга Ширяева переиздаётся нашими церковными издательствами и продаётся в церковных лавках уже 30 лет, и всё это делается с благословения священноначалия. Кому не хочется слышать о новомучениках и для кого советская власть "ни в чём не виновата" потому что "и так все бы погибли" - просто примите к сведению, что это мнение противоположное позиции нашей Церкви (для кого она является авторитетом.)
Hola28 декабря 2023, 11:49
Вячеслав27 декабря 2023, 16:41 К сожалению, люди, создающие великие произведения, не всегда бывают хорошими людьми сами. Но если биографию каждого рассматривать, то не много произведений мы смогли бы смотреть, читать, слушать..... *Да и как-то непонятно как можно тайно провести одного человека из места в место при строгом режиме.* врали что плотник ). батюшка и правду хорошо владел топором
Галина28 декабря 2023, 10:24
Hola, Вячеслав, до этой статьи "Неугасимую лампаду" не читала, судьбой автора не интересовалась. Теперь прочла. Насчет ее литературной ценности можно поспорить. Однако вот что приходит на ум: судьба каждого из героев "Неугасимой лампады" закономерна. Тот образ жизни, да и мыслей этих, порой очень незаурядных людей, не мог не привести к какой-либо трагедии. Личной. Государственной. Кто-то из них погиб - погиб бы он и без Соловков, кто-то выжил и сделал выводы, кто-то еще раз предал. Судьбы очень разные. И злоба у автора неискоренима. Не ненависть ко греху, а только злоба. За отнятое и на отнявших.
Вячеслав27 декабря 2023, 16:41
Hola27 декабря 2023, 13:27 Может и есть в книге что-то из правды... но фашистским прихвостням не верю. Он относился плохо не только к советской власти, он перешел на сторону врага и был на стороне тех кто убивал советский народ.
Hola27 декабря 2023, 13:27
Вячеслав27 декабря 2023, 07:34 Я читала биографию Ширяева, и знаю как он относился к советской власти. Но речь не о нем. А о книге, в которой он отразил соловецкий лагерь, его обитателей. Свидетельства об о.Илларионе Троицком, позже признанным святым, об о. Никодиме (Утешительном попе), которого уважали и любили везде, куда посылали его соловецкие власти. О героине данной статьи, которую Ширяев вывел под именем Баронесса. Чего стоит эпизод, где Ширяев всю ночь стоял и смотрел как молится отшельник? Как он с сокамерниками устраивал Новый год? Это свидетельство об ушедшей эпохе глазами очевидца. Кстати, другие книги Ширяева не произвели на меня большого впечатления.
Вячеслав27 декабря 2023, 07:34
"Hola26 декабря 2023, 21:36 Вячеслав25 декабря 2023, 07:52 Служили не на вине, клюкву собирали. А батюшка... Видимо, имеется в виду Утешительный поп, о. Никифор Читайте Неугасимую Лампаду Б.Ширяева! Необыкновенное по силе литературное произведение!" Войдите в яндекс и наберите "биография Бориса Ширяева", сразу увидите, кем был этот автор, и поймёте ценность его книг.
Hola26 декабря 2023, 21:36
Вячеслав25 декабря 2023, 07:52 Служили не на вине, клюкву собирали. А батюшка... Видимо, имеется в виду Утешительный поп, о. Никифор Читайте Неугасимую Лампаду Б.Ширяева! Необыкновенное по силе литературное произведение!
д. Александр Васильев26 декабря 2023, 19:55
Три замечания. 1) Сведения о якобы тайном монашеском постриге Натальи Модестовны ничем не подтверждены. 2) В начале 1880-х годов она действительно была фрейлиной - у императрицы Марии Фёдоровны. 3) И Ширяев, и некоторые другие узники, упоминавшие в мемуарах баронессу или графиню Фредерикс и приводившие подлинные факты из её лагерной жизни, путали Наталью Модестовну с её однофамилицей - «сестрой министра самого пышного в Европе двора» Марией Петровной Фредерикс, которая на самом деле скончалась в Ялте ещё в 1903 году.
Татьяна 26 декабря 2023, 19:53
Спасибо,Мария, за рассказы о жизни святых людей, про которых мы мало знаем. Пишите. Очень ждём. Святая Наталья Соловецкая, моли Бога о нас!
Galina25 декабря 2023, 14:43
СпасиБо!Святая Наталия Соловецкая, моли Бога о нас.Всем всего доброго и Полезного,мира
Дмитрий25 декабря 2023, 13:06
Извините, но как же Модест Александрович "не был родственником графу В.Б. Фредериксу", если он потомок Ивана Юрьевича, а граф В.Б. Фредерикс - его же правнук?
Андрей25 декабря 2023, 12:20
Вячеславу. Строгий режим в современном его понимании и лагерь особого назначения 1920-х гг. - разные вещи. В описанный в статье период не было, например, казенной одежды, ходили в своем, для определенных категорий каторжан, которых было абсолютное меньшинство, перемещения по территории кремля были относительно свободны. При этом, основная масса лагерников работала на лесоповале, который называли сухим расстрелом. Стреляли и по настоящему, но большинство погибало от болезней, голода и холода. На вине в то время и в России то далеко не везде служили, а использовали то, что было под рукой. Все это описано в воспоминаниях, в той же "Неугасимой лампаде", которую цитирует автор статьи.
Галина И.25 декабря 2023, 11:18
"В документальной повести писателя Бориса Ширяева «Неугасимая лампада» глава «Фрейлина трех Императриц» посвящена баронессе Наталье Фредерикс. ...В повести он назвал соловецкую узницу «фрейлиной», но в действительности она никогда фрейлиной не была"// Досадная ошибка, историческая путаница. В действительности "фрейлиной трех императриц" уголовницы женского анзерского барака на Соловках называли Юлию Данзас (1879-1942), фрейлину императрицы Александры Федоровны, выпускницу Сорбонны, аристократку, профессора- историка. Русскую католичку. Повесть Юлии Данзас "Соловецкий Абеляр"-альманах "Соловецкие острова", псевдоним Юрий Николаев. Статья Игоря Ник. Кузнецова "Фрейлина Государыни Императрицы".
Вячеслав25 декабря 2023, 07:52
"у местного лагерного батюшки, которого смелые каторжанки тайно провели в здание соловецкого театра и спрятали в костюмерной. Священник пронес Святые Дары в солдатской кружке." Место конечно не райское было на Соловках... но откуда там было вино? Да и как-то непонятно как можно тайно провести одного человека из места в место при строгом режиме. Или это байка, или режим был не так и строг.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×