Сербы делятся рождественской радостью – не только кулинарными рецептами и этнографическими сведениями, но и умением хранить свет Рождества Христова в сердце.
– Главное для муки – это мягкость. Та-ак, добавляем воду и соль. Тесто должно быть нежным, гладким, послушным в руках. А если мука плохая, жесткая, то корка потрескается, прорвется, этого нам не надо.
Нежные материнские руки месят тесто – точно с такой же нежностью они порхают над детской колыбелью, да и в остальной жизни человека…
– Каждая корочка должна быть растянута, разглажена, а запекаться будет на огне. Нет, такую питу на нынешних плитах не приготовишь – здесь требуется старая добрая печь, настоящие дрова, живой огонь. Когда пита приготовлена по-настоящему, храниться может целую неделю. Начинка? А кому что нравится, то и кладет.
У них в доме, говорит Зорица Алексич, в питу предпочитают класть капусту, но не свежую, а кислую, нарезанную специальным способом, обжаренную в масле: несколько ложек такой вкуснятины кладут между корочками, а затем пита с начинкой отправляется в печь «на доработку».
Зорица родилась и вышла замуж в Макреше, одном из старейших сербских сел Косовского Поморавья, это недалеко от старого монастыря Драганац. Имение у семьи богатое – окруженное лесом, оно вдали от дороги, отсюда открывается хороший вид на сербский средневековый «Золотой город» – Ново Брдо. Внизу, под холмом, на котором стоит дом, – длинная лесная тропинка, охраняемая высокими молодыми дубами. А над головой – небо. Чистое, прозрачное – такое чувство, что ночью ты легко дотянешься до любой звезды – так они здесь близки, эти блистающие звезды.
– Так тебе скажу, девонька: мы храним то, что нам передали старшие. Я всему научилась у свекрови и мамы, и ничего в этих обычаях менять не желаю, да и зачем? В Сочельник у нас обязательно будут постная баница, рыба, фасоль, паприка, фрукты, орехи. Мужчины, стар и млад, идут в лес за… нет, не за елкой, а за «бадняком», молодым дубом, и только когда его принесут в дом, мы садимся за вечернюю трапезу. Обязательно принесут и солому – Младенец Христос ведь лежал в яслях на соломе.
С древности повелось, что в Сочельник сербы трапезничают, сидя на соломе на полу
С древности повелось, что в Сочельник сербы трапезничают, сидя на соломе на полу. Некоторые этот обычай еще соблюдают. После всенощной семья собирается, мы поем тропарь Рождеству Христову, читаем молитвы и садимся за трапезу: вот так у нас заканчивается Рождественский пост. А наутро, после литургии, в дом обязательно должен заглянуть «полажајник» – почетный первый гость на Рождество Христово – и поздравить всех с праздником. Чаще всего это кто-то из близких родственников или добрых соседей. Но, видишь ли, сегодня у нас в Макреше только несколько домов, где живут христиане. Где родившегося Христа встречают с радостью и по-сербски поздравляют с Его Рождеством.
Чаще всего «полажајник» к Алексичам не приходит. Зато у Алексичей есть Алексичи, и за это слава Богу.
– Девонька, пойми: суть в том, чтобы беречь все то, что вечно, что делает человека человеком: литургию, семью, дом, хлеб. Семья меня научила быть в Церкви – ну, куда без нее, куда без Бога? А все остальное, что сегодня так популярно, вся эта мишура, шум, суета, беготня за покупками – для меня не более чем «паганство», язычество. Какой смысл в праздновании Рождества Христова, если Христа в нем нет? Поэтому не нужны мне всякие торжественные манифестации, концерты, салюты, которые пытаются привязать к празднику, – мне нужен храм, семья, село: вот что приносит счастье по-настоящему.
«Не нужны мне концерты, салюты, которые пытаются привязать к празднику, – мне нужен храм, семья, село: вот что приносит счастье по-настоящему»
Йована, дочь Зорицы, говорит тихо, ненавязчиво, тщательно подбирая слова, но в них ты чувствуешь какую-то светлую мощь – эта сила развеивает вечернюю мглу над холмами Косово и Метохии. Когда душа ликует под рождественскими звездами нашего неба, ее не соблазнишь фальшью городской иллюминации. Да, сербские села здесь, в Поморавье, тихие, во тьме не сразу заметные – но их жители, мне кажется, сами излучают свет.
– В храм ходить удается, к сожалению, редко: просыпаюсь чуть свет, обряжаю скотину. Потом – хлопоты по дому: надо, прежде чем все проснутся, успеть многое сделать. Перед службой не едят – значит, нужно приготовить обед к тому часу, когда все вернутся из церкви. Вот и хлопочу: грею еду, готовлю стол. Будет жареный гусь, запеченное мясо, и, конечно, баница, и многое другое – пусть радуются и хозяева и гости!
Нет, в сам праздник я никуда не хожу – не до гуляний. Первый день Рождества – для семьи, а следующие – для гостей.
Зорица ждет их, месит тесто, печет, хлопочет. Без устали. Нашим мамам радостно хлопотать. Думаю, их «баницы» – лучшие молитвы для Господа.