Недавно община Свято-Троицкого храма в Улан-Баторе немного увеличилась – Крещение принял юный Маргад, ни слова не говорящий по-русски, но не очень по этому поводу переживающий: «Здесь, – говорит, – к Христу ближе. Я у вас тогда останусь. Не возражаете?» Никто, разумеется, не возражает. А отец Антоний Гусев, настоятель храма, обрадовал парня: во-первых, в общине большинство говорит на монгольском, во-вторых, Христос пришел для всех – и для монголов в том числе. В-третьих, и для тебя лично.
Время от времени они беседуют с Маргадом. Кстати, крещен парень с именем Петр, здесь своя символика: «Петр» – «камень», «Маргад» – «изумруд». Кроме того, преподобный ордынский Царевич Петр, внук Чингисхана, – прекрасный пример для подражания своим землякам. Кто знает, может, появятся у него последователи и на родной земле. Дай Бог.
Отец Антоний Гусев с молодыми прихожанами Свято-Троицкого храма в Улан-Баторе. В центре рядом со священником – Петр-Маргад
Библия дедушки, миллион тугриков и мормоны
Вот что рассказал Маргад священнику о своем начавшемся пути ко Христу.
– В прошлом году, в июле, я начал интересоваться религией. Мой дед в прошлом году умер, и перед смертью он подарил мне Библию, которая передавалась в семье уже три поколения, и сказал: «Прочитай эту книгу, и найдешь истину». Я до конца не знаю, был ли он христианином, что он исповедовал, мы с дедом не жили. После смерти деда я очень пожалел, что не мог проводить больше времени с ним, не уделял ему внимания. После похорон начал читать Библию, подаренную дедушкой, залез в Интернет и начал изучать христианство, что это такое, откуда появилось. А летом, после надома ( монг. «наадам» – государственный праздник-состязания, посвященный монгольской борьбе, скачкам, стрельбе из лука, проводится в середине лета) стал ходить в разные христианские общины. Ну, или заявляющие о себе, что они – христианские.
Первая была община, которая называется «Божья овечка», это мормоны. Слушал, что они проповедуют. Есть Бог-Отец, бог-мать, и они дают душу человека. И в то время я пошел туда после секции дзюдо, и меня там очень долго держали. Кто-то что-то объяснял, хватали за руки: «Подожди-подожди, я тебе еще объясню, еще 10 минут». Буквально удерживали, не хотели отпускать, рассказывали про свою веру. Мне еще показывали всякие обучающие ролики. Мне поднадоело, походил по другим церквям, а потом пришел к вам, к православным, посмотрел расписание богослужений и озадачился, могу ли ходить к вам, или это Православие только для русских. Оказалось, для всех, что не может не радовать.
Что же касается моего общения с мормонами, то получилось так. У меня есть близкий и хороший друг, с которым я советуюсь по разным вопросам. Я ему сказал, что у меня есть таинственная книга – Библия, спросил, что мне с ней делать, а он мне сказал: «Приходи к нам, может, эта Библия подойдет к нашему формату». Мой друг ходит в мормонскую церковь – его туда привели родители. Я там был три недели. Недолго, но хватило. Я попал на первую так называемую службу к иностранному проповеднику, у него еще бейджик на груди есть. Этот проповедник начал рассказывать о шести днях творения, и в память об этих днях они поставили три емкости с водой и поставили три хлеба, и этим они вспоминают дни творения, эти хлебы благословляет главный их священник. У них есть деление: с 12–18 лет – младший священник, и с 18-ти – какой-то старший. В чине диакона с 12 лет он раздает благословенную воду. Старший священник – «учитель», он может все освящать, и плюс когда кто-то приходит, он сопровождает вновь пришедших. После службы мы делились на две группы: старшие и молодёжь, и к каждой группе приставлялся свой священник – проповедник. По субботам, это у них главный праздник, устраивали торжественные обеды, ходили на прогулки, беседовали друг с другом. Мормоны говорили, что их очень поддерживает государство: говорят, многие монгольские политики им отчисляют какие-то пожертвования. А чтобы стать членом общины, нужно внести первоначальный взнос: миллион тугриков. Ну, это ладно. А затем, во время одного из таких походов на природу, мне пришлось немного ужаснуться: была очередная «братская трапеза», и там «братья» буквально вырывали еду друг у друга из рук – «Дай мне!» – «Нет, я буду!» – настолько это дико было, что мне стало и противно, и страшно. Интересная какая «братская любовь», – думаю, – не пора ли мне подальше отсюда. С одной женщиной потом разговорился – она сказала, что среди начальников этой мормонской общины процветает коррупция, что далеко не все так прекрасно на самом деле, как выглядит на буклетах и в обучающих фильмах. Я спрашиваю, зачем же она продолжает ходить на их сборища. Женщина заплакала и говорит: «Бог всё видит. Он есть только у мормонов. Когда будет конец света, Он всем раздаст по их делам».
Когда я стал ходить в Православную Церковь, она меня чуть не убила, грозит пришибить-придушить безбожника
А когда я стал ходить в Православную Церковь, она меня чуть не убила, да и сейчас при случайных встречах грозит пришибить-придушить безбожника – такое вот человеколюбие. Я много могу рассказать из своего опыта общения с мормонами, что-то про их взгляды на Христа, Который для них не Бог, про их отношение к своему гуру-«учителю» Джозефу Смиту, но, знаете, хватит уже: не хочу. Да и голова у меня начала здорово болеть после знакомства с мормонским, простите, «учением». А когда сравнил «библию» мормонов с Библией, которую мне оставил для прочтения покойный дедушка, увидел, что разнятся не только тексты, но и дух какой-то другой.
Как Изумруд «слился» в степь
Очень много монгольских ребят и девушек моего возраста у мормонов. Как я понял, это организация с довольно жестким контролем своих членов – что идеологическим, если можно так выразиться, что финансовым. В общем, за твоим «моральным обликом» будут следить, за твоим кошельком тоже. За «членство в клубе» обещают участие в разных мероприятиях, курсы английского, поездки за границу и прочие удовольствия – только заполни анкету, согласись стать одним из нас. Насчет того, что молодежь ходит к мормонам именно в поисках Бога, отнюдь не уверен. Главная причина, по моему мнению, – земные блага, возможность быстрее решить именно земные трудности всякого рода. То еще удовольствие, скажу честно. Мне свобода дороже – хорошо, что не потерял голову. Хотя, это я только сейчас понимаю, это меня Бог отвел: ведь у многих сверстников сил уйти из западни не хватает. Попробуй уйди, если тебя заманивают такими благами! Плюс жесткий контроль, давление…
Пришел в себя, поразмыслил как следует, отдохнул и пришел к выводу: не, ребята, не тот у вас дух
…После восьми занятий, посвященных знакомству с мормонским учением, мне назначили дату «крещения», но я вовремя, кажется, «слился»: уехал к родственникам в степь – ищи меня свищи. Мне потом звонили, всё спрашивали, когда же я, наконец, приду к ним. В степи я худо-бедно пришел в себя, поразмыслил как следует, отдохнул и пришел к выводу: не, ребята, не тот у вас дух. А те не отстают: «иди к нам», и всё тут. Я – к папе: «Папа, выручай дурака!» Тот взял трубку, сказал этим приставучим, что если меня, несовершеннолетнего, без разрешения родителей будут пытаться вовлечь в свою организацию, то устроит им радостную жизнь с прокуратурой, полицией, родственниками и всем прочим. Отстали.
Радостный страх
Свято-Троицкое подворье, Улан-Батор
А потом я пришел в православный храм и остался в нем. Почувствовал, что это мое – родное.
Потом я пришел в православный храм и остался в нем. Почувствовал, что это мое – родное
Понимаете, здесь я не увидел, что задача Бога – решать наши приземленные «хотелки», здесь главное что-то другое. Мне трудно сформулировать, что именно, но в храме ты смотришь вверх, стремишься в Небо. Помню, когда в первый раз пришел сюда, никак не мог открыть дверь в церковь – заходил с северного входа, а он ведь закрыт на зиму. Думаю: не так-то просто попасть в эту Церковь. Потом смотрю – бабушки идут, в храм заходят с запада, – я за ними. На службе испугался, да: так и не понял, где я – дома, в Монголии, или вообще на Небе. Такой, знаете, радостный страх был. Увидел, как священник выходил из алтаря с большой золотой книгой, потом входит с ней в алтарь – оказалось, что это та же Книга, что у нас в семье хранилась три поколения, что мне дед завещал прочитать. Ну, и куда мне, спрашивается, уходить?