Православный календарьПравославный календарь
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».

Алмазы в пустыне

Монгольские истории

« — A где же люди? — вновь заговорил наконец Маленький принц. — В пустыне все-таки одиноко…
— Среди людей тоже одиноко, — заметила змея».

Философствовать, несмотря на все почтение к Экзюпери, времени не было — поразмышлять можно в дороге либо в самой пустыне, а сейчас нужно побыстрее собрать вещи, закинуть спальные мешки, наполнить термосы и взять побольше воды. Пустыня — вещь серьезная, и, не дай Бог, случится что-нибудь с машиной: пока ищешь воду, измотаешься.

Отец Антоний перефразировал Высоцкого, его «Песню о друге»: «Парня в Гоби тяни — рискни». Тянуть меня сильно и не надо было— какое может быть знакомство с Монголией без поездки в пустыню! Но намек понял, поэтому решил не скулить, не ныть.

До нытья ли, в самом деле, когда проезжаешь мимо памятника первым людям на Земле! Да-да, не удивляйтесь, с привычной антропологией придется расстаться: первые люди, по распространенному здесь мнению, появились именно на монгольских просторах, а не где-то там еще. Ближний Восток? Африка? — Нет, не слышали. Кости динозавров в пустыне есть? — Есть. — Что, спрашивается, мешает появиться здесь же первым людям? То-то.

Здесь вообще со многим нужно расстаться. Например, с привычными русскими представлениями о встрече во столько-то. Если встреча назначена, предположим, на 6 вечера, то в 6 ты смело можешь заниматься какими-то своими делами, в 7 выйти из дома, а к 8 подойти на место. Здесь подождешь еще часик-другой, и встреча состоится. Не вздумай протестовать и возмущаться: встреча ведь состоялась — чего тебе еще надо, спрашивается.

То же и с дорогой. «Едешь на юг. Когда солнце будет правее, поверни к такой-то дюне, по тени двигаешься на запад до стада. Едешь до сумерек — там моя юрта», — примерно такое описание можно услышать в разговоре местных.

С юртами тоже интересно. Оказывается, рассказал отец Антоний, ты, путешественник, можешь совершенно спокойно зайти в юрту и, не говоря ни слова, сесть на место для гостей. Тебя сначала накормят-напоят (осторожнее с напитками — ни в коем случае не пей залпом!), и только потом будут выспрашивать, кто такой и зачем приехал. Уважение к путнику у монголов в крови, воспитано веками и опытом: поможешь ты — помогут и тебе.

«Очень востребованное в наше время качество, — считает священник, — о нем много и в Писании говорится: ‟Во всем, как хотите, чтобы поступали с вами люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки” (Мф. 7, 12). А ведь все мы в этой жизни путешественники. Как часто мы, христиане, забываем о простом, казалось бы, законе — помоги ближнему, даже если он дальний. Так что иногда требуется помощь кочевников-скотоводов, чтобы напомнить нам евангельские правила, прописные истины».

Как часто мы, христиане, забываем о простом, казалось бы, законе — помоги ближнему, даже если он дальний

А еще в пустыне ты забываешь о времени и расстоянии. Нет, не глупо мчишься с вытаращенными глазами в неизвестном направлении, а освобождаешься от привязки к минутам, часам, а то и дням. Никакого чувства покинутости, оставленности нет и в помине: одиночество ты воспринимаешь с благодарностью за возможность созерцать дивную красоту мироздания. Нет желания много говорить, и твое молчание не воспринимается попутчиком как проявление невежливости — он и сам предпочитает помолчать. Поэтому совершенно по-другому ты начинаешь относиться к молитве: каждое сказанное в ней слово имеет больший вес, нежели, увы, привычная скороговорка дома или на «обычной» службе. Хотя может ли быть служба обычной — вот вопрос. И к опыту отцов-пустынников отношение уже не книжно-отстраненное, когда на малую толику ты смог приблизиться к их миру, хотя бы внешне. И теперь уже с пониманием киваешь головой, когда священник говорит, что поездки в пустыню они с семьей считают счастьем.

В пустыне звезды видны лучше, и их больше, и светятся они так, что пустыня сверкает

Но мы и опозорились немного — как без этого. Ночью, несмотря на усталость, вышли из машины посмотреть на небо над Гоби. Полушарие то же, что и дома — северное: давай искать знакомые созвездия. А найти не то что Лиру или, там, Волопаса с Лебедем — прозаическую Большую Медведицу не можем, о как. Всё дело в том, что, во-первых, в пустыне звезды видны лучше, и их больше, а во-вторых, светятся они так, что пустыня сверкает. Такое вот небо в алмазах — попробуй отыщи в этом сиянии знакомые бриллианты. Не столько пристыженные, сколько пораженные, мы сидели у какого-то обломка скалы, пили себе чай и молчали, ждали восхода.

Итогом наших кратких диалогов стал вывод: человеку свойственно путешествовать. Не болтаться по миру — именно путешествовать, быть странником. Бог дает, таким образом, нам возможность избавиться от суеты, внимательнее всмотреться в благость Его творения. Естественным результатом этой внимательности станет и благодарность Творцу. «И никакая пустыня не пустая. Но астрономию подучить все-таки надо, — вздохнул отец Антоний. — Передавайте поклон России. Ждем в гости!»

Степан Игнашев

31 мая 2022 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 470 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Дорогие братья и сестры, вы можете помочь общине Свято-Троицкого храма в Улан-Баторе, перечислив любую сумму на карту Сбербанка:

  • 6390 0246 9005 2363 85 (получатель: Антон Сергеевич Г.)
  • Просьба в комментарии к переводу написать имена тех, за кого помолиться.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Наталья М. 13 января 2024, 02:10
Здравия, терпения, автору и батюшке, и всем православным христианам! С Рождеством Христовым!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Степан Игнашев

Новые материалы

Выбор читателей

×