Когда монетку жалко

Священник Антоний Гусев о пользе христианской «жадности» и «как бы православных»

Быть в Бурятии, хоть и проездом в Монголию, и не поехать на Байкал было бы странно. Особенно если время позволяет. Да, Улан-Удэ – прекрасный город, чистый и убранный, и (если не считать головы Ленина на центральной площади) впечатляет по-доброму. Вывод: срочно на Байкал. Позвонил водителю, тот с радостью согласился, оценив любознательность и уважение к красотам России, показать хоть часть славного и священного моря.

Насчет священного, правда, вышли трудности. Дело в том, что водитель мой, Наиль, оказался верующим человеком. Не в Христа, правда: в кого угодно, только не в Христа. Чего и не скрывал: проезжая мимо очередного «места силы», по его словам, брался за амулет у лобового стекла, шептал какие-то «свои» мантры и вопросительно смотрел на меня: чего это я помалкиваю. А я вообще человек не то чтобы разговорчивый – в этом же случае ушел совсем уж в глухую оборону и молился про себя: смотрю на действительно потрясающие красоты, Саяны вдалеке, холмы и леса, вспоминаю псалом «Вся премудростию сотворил еси» и стараюсь не реагировать на прозелитические поползновения Наиля. Хмуро так стараюсь. Далеко мне до совершенства, в общем. Наиль не унимается: «А вот тут, смотри, еще одно ‟место силы” – здесь вода самая чистая, пошли наберем! Да, и вот тебе 10 копеек – это жертва духам, чтобы всё было хорошо. Возьми – положишь, и всё сбудется!»

«И вот тебе 10 копеек – это жертва духам, чтобы всё было хорошо. Возьми – положишь, и всё сбудется!»

– Не, – говорю, – не тот случай.

Наиль аж поперхнулся:

– Это еще почему?

– Потому что я христианин, и не пристало христианину деньги духам класть. Не те взаимоотношения.

– Но сколько ваших, православных, когда со мной на Байкал ездят, всегда кладут копеечку, чтобы духов задобрить. Странный ты какой-то православный.

– Сам боюсь.

Съездили на озеро, походили по берегу – о красотах говорить не буду, потому что лучше все-таки самому увидеть. Обратно ехали, к счастью, обсуждая другие темы: Наиль понял, кажется, что бывают, оказывается, разные православные, и свои духоносные рассказы оставил. А меня терзало это его «сколько ваших кладут копеечку, духов задабривают». Интересные какие, думаю, «наши».

Путь из Улан-Удэ до Улан-Батора – это тебе не из Москвы: если не считать границы, то часов за 5–6 легко доберешься. А монголы еще и улыбнутся при встрече. Об этом, впрочем, позже. Первым делом, прибыв в местную столицу, я ринулся в Троицкий храм, испугал отца Антония, его настоятеля, и обрушил на батюшку свои байкальские переживания. Отец Антоний моментально справился с произведенным впечатлением от непричесанного соплеменника (и не такое, говорит, видал) и вежливо предложил обсудить положение за чашкой чая в трапезной. Вот наш разговор с ним.

***

Священник Антон Гусев с матушкой Анастасией и сыном Тимофеем Священник Антон Гусев с матушкой Анастасией и сыном Тимофеем – Отец Антоний, как вести себя христианину в таких ситуациях? Едешь ты в машине, ничего плохого не делаешь, а тебя «лечат» историями о том, что духи могут обидеться, машину испортить, и вообще, «ничего тут страшного нет, если им какие-то 10 копеек пожертвуешь – так многие православные делают»?

– Такое встречается весьма часто, к сожалению. Подобные суеверия здесь, в Бурятии и Монголии, особенно распространены, что вполне естественно, учитывая как недостаток христианской миссии в этих краях, так и историческое, этнографическое наследие. Думаю, вы правильно сказали, что вы христианин и не должны участвовать в подобных ритуалах.

А нужно было углубляться в подробности?

– Мне кажется, можно было бы немного рассказать водителю о причинах, по которым вы не стали делать приношения духам местности. Я в таких случаях говорю о том, что Бог является Творцом и Хозяином вселенной, Ему принадлежат все стихии, и поэтому правильно поклоняться только Ему. Также можно сказать о том, как христианин понимает то, кто такие эти духи. Что духи эти, в понимании христианина, – суть духи злобы, поэтому мы не должны им поклоняться и приносить жертву.

Духи эти, в понимании христианина, – суть духи злобы, поэтому мы не должны им поклоняться и приносить жертву

Понимаете, отец Антоний, я не был уверен, что смогу говорить вежливо. Апостол Павел мог говорить, не стесняясь в выражениях, но он брал духом. Или – Духом. А из меня так себе апостол, к сожалению. Да и дипломат никудышный. Можно ли считать мое молчание разъяснением христианской позиции, а то и проповеди?

– Конечно, все это нужно говорить без раздражения, нотаций, нравоучений. Помнить о том, что вы просто разъясняете свою позицию, и не более. Удерживая такую мысль в уме, вы не оттолкнете человека от себя, но при этом посеете зерно сомнения в его ум.
К вопросу о «молчаливой» проповеди. Согласен: в данном случае молчание возможно тогда, когда вы чувствуете раздражение и невозможность спокойно и с любовью разъяснить свою позицию.

То, что парень говорил о православных, участвующих в «маленьких жертвоприношениях», – как относиться к этому?

– Перестаньте: какие это православные! Таких к нам в Монголию много наведывается – всё больше в поисках «мест силы». Какой там храм, какой там Христос, вы что! Только заикнешься о Христе, на тебя смотрят, как на отсталого. Приезжающие в Монголию в поисках «мест силы» «православные» в храм не ходят. Как я смотрю на эти поиски? Примерно так: люди ходят во тьме и не видят свет Христов, или не хотят видеть. Понимаете, христианское вероучение, христианская философия очень трудны для того, чтобы стать частью жизни человека. Причина проста: христианство призывает изменить себя, отказаться от застарелых и укорененных привычек (что крайне непросто даже с точки зрения физиологии), соединиться со Христом, следовать за Ним, подражать Его жизни. «Отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8, 34) – страшные слова для человека, не познавшего любовь Божию.

Ведь что ищут люди на этих «местах силы»? Они надеются получить материальные блага здесь, на земле, выполнив набор простых ритуальных действий – то, что вам и «втирал», по вашим словам, ваш попутчик-язычник. Потереться о камень плодородия, бросить монетку в источник, побрызгать молоком в разные стороны, пригласить шамана домой и выполнить другие ритуальные действия без изменения себя – гораздо легче, чем изменить себя ради какого-то там неизвестного и непонятного Царствия Небесного, для достижения которого вам, видите ли, нужно трудиться всю жизнь. Так что – желаю всем нам разума, терпения и трудолюбия на этом пути. Да и денег пожалейте: копейка рубль бережет. И главное – любви друг ко другу и ко Христу.

О монгольском благоразумном разбойнике, маленьких чудесах, изменяющих жизнь, пользе путешествий, радостях и трудностях единственного православного прихода в Монголии, веселых (и не очень) названиях блюд местной кухни, способности не унывать в пустыне и многом другом читайте в следующих материалах.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Георгий 2 февраля 2023, 07:32
Антону, я тоже живу в Осетии, и когда пробую объяснить, что к Богу молитва приходит через покаяние и молитву они говорят , что мы тоже таким образом молимся принося в жертву мясо и пироги, и надо тогда приводить слова из Библии, что как Господь говорил мне не нужны всесожжения и жертвы:Жертвоприношение животных не может очистить человека и открыть ему доступ к Богу. Такие жертвоприношения способны лишь напомнить человеку, что он неисправимый грешник и между ним и Богом непроходимым барьером стоят его грехи». Они совершенно бессильны очищать от грехов, и лишь еще ярче показывают ему на них.
Евреям 10 глава — Библия
р.Б.Сергий17 мая 2022, 06:58
Спасибо за этот материал.Часто задумывался над этими вопросами и вот,в этом материале,получил ответы,которые совпадали с моими мыслями и выводами на эту тему.
Антон16 мая 2022, 10:15
В Осетии трудно: в народе христианские представления так перемешаны с языческими, что не всегда понятно, кому люди поклоняются. В одном месте в скале высечена статуя Уастырджи и рядом стоит огромный котёл, куда все проезжающие опускают монетку. Раз в год деньги достают, покупают мясо и угощают бедных, сирот в детдомах. Именем Уастырджи там называют св. Георгия, но его явно путают с каким-то языческим богом. Когда я там был, то по настоянию хозяев опустил монету в котёл, думая, что это во славу святого мученика. И рядом святилище, где изображён святой старец, приносящий в жертву барана. Осетины сказали, что святилище христианское, но там даже креста не было. Поди пойми, кому там молятся.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×